Оформление фойе и коридоров школы. Праздничное оформление холла цента детского творчества своими руками

Оформление фойе и коридоров школы


Номинация: Рекреационные зоны
Название решения: Оформление фойе и коридоров школы
Название образовательного учреждения (по уставу), в котором реализовано решение: Муниципальное образовательное учреждение "Кейзесская средняя общеобразовательная школа" Седельниковского муниципального района Омской области
Субъект РФ: Омская область
Адрес образовательного учреждения: 646486, Омская область, Седельниковский р-н., с.Кейзес, ул.Калинина, д.22
Ф.И.О. и должности авторов проекта: Цускман Татьяна Николаевна, директор школы; Фадеева Валентина Анатольевна, заместитель директора по УВР; Хапонкова Надежда Николаевна, заместитель директора по ВР; Самойлова Ольга Николаевна, вожатая

Описание проекта

Если театр начинается с вешалки, то школа - с вестибюля.
Хотя многие руководители до сих пор ошибочно считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании, и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у потенциальных партнеров, попадающих в школу. ЧТО ждет их за порогом?..
Обновляя содержание партнерских отношений с родителями, мы первоначально провели «пространственный аудит». Действительно, если на школьных стенах не висит ни одной ребячьей поделки, а на окнах не стоят выращенные детьми цветы, - то возникает закономерный вопрос – а где находятся продукты жизнедеятельности основных участников образовательного процесса? Согласитесь, - приходя к кому-то домой и не обнаружив там вещей хозяев, вы вполне резонно подумаете, не ошиблись ли, часом, дверью?… Мы представили себе родителя, попадающего в эту «образовательную среду» и видящего только пустые коридоры. Будет ли он воспринимать это как место, куда стоит вкладывать свою энергию?
Было решено: школьный вестибюль должен приглашать к дальнейшему знакомству, располагать к доверительному общению и показывать, в каком направлении движется это образовательное сообщество.
Таким образом, интерьер нашего школьного вестибюля выполняет как минимум три функции:
- Информационную
- Образовательную
- Психотерапевтическую
Здесь мы разместили приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах образовательного учреждения. Мы считаем, что родитель должен чувствовать, что с ним говорят.
А еще одной изюминкой, которую мы захотели спрятать во входном вестибюле школы является розовый цвет стен. Ведь, по мнению психологов, розовые цвета, от бледного до насыщенного позитивно воздействуют на окружающих: формируют любовь и привязанность.
Мы уверены, если коллективу школу удается правильно «встретить» приходящего родителя, можно с уверенностью сказать, что часть напряжения, возникающего при контакте этих двух сторон, снимется.

Идеи, которые мы использовали для оформления школьного холла, Или как мы представляем идеальный вестибюль школы.
- Чистота
- Приветливость персонала, который встречает гостей
- Много полезной, доступной информации (на стендах)
- Удобные места для отдыха (ожидания): в вестибюлях, на наш взгляд, должно быть достаточное количество «сидячих мест»
- Ухоженные цветы (чтобы радовали глаз)
- Детские работы: поделки, рисунки - обязательно! Гости школы должны видеть, чему научились наши воспитанники, какие талантливые дети учатся в нашей школе. Следуя этому, один из школьных залов мы превратили в Выставочный зал, где размещаются сменные экспозиции работ юных художников.
- Доска Почета «Ими гордится школа»
- Телефон (в почти свободном доступе)

Что, на наш взгляд, обязательно должно быть на информационных стендах:
- Расписание уроков, кружков, секций, факультативных и элективных курсов, клубов по интересов, открытых как в школе, так и в заинтересованных учреждениях и организациях села.
Информация о школе и учителях: образовательные программы, реализуемые школой; Ф.И.О. классных руководителей, учителей-предметников; часы приема администрации; часы работы столовой и медпункта и т.д.;
- Информация о школьных проектах, акциях, праздниках, мероприятиях
- Последние выпуски печатных материалов о школе: Свежие выпуски школьной газеты, вырезки статей о школе из «районки», листовки, объявления и т.п.
- Информация об успеваемости, достижениях детей и школы: перечисление наиболее важных достижений обучающихся, педагогов и школы, о присуждении разных наград, списки отличников
- Отдельный уголок посвящен фоторепортажам с мероприятий текущего учебного года: Жизнь школы в фотографиях.
- Благодарности детям, учителям и родителям, социальным партнерам и спонсорам
- ПАМЯТКИ родителям по разным вопросам (список нужных вещей; список учебников; объявления и т.д.)
- ЯЩИК для писем и предложений!

Отдельная тема – это оформление остальных помещений школы. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, изначально предстояло определить своеобразный рейтинг значимости школьных помещений. Значимости для себя и для гостей школы.
Как же мы добились, чтобы в современных условиях материальных трудностей из уже имеющегося казенного здания обустроить школу, которую без преувеличения можно считать вторым домом для сельских ребятишек? Вот лишь некоторые наши реализованные идеи:

Максимально разнообразить помещения (классы, коридоры). По принципу: каждый класс - это отправная гавань, это корабль, на котором есть все необходимое для путешествия. Класс - это мост в тот мир, куда вы зовете ребенка. В помещении пахнет духом этого мира. Этим облегчается ребенку задача понимания знаний, которые ему даются, он как бы их чувствует. Например, биологию легче воспринимать, появляется больший интерес к ней, если находишься в царстве растений и животных; химию и физику - в практических лабораториях по этим предметам, где, чем больше всяких приспособлений, тем это увлекательнее. Сама обстановка увлекает ребенка туда, где он еще и что-то узнает нового.
- Кабинеты литературы, ИЗО мы постарались вообще привести во внешкольное состояние.

Если мы действительно хотим научить детей чувствованию красоты окружающего мира, навыкам отражения этой красоты через стихосложение, если хотим их увлечь чтением, смотрением картин, то и кабинет должен быть соответствующим.

Поэтому классное помещение смягчается, задрапировывается, используется боковой свет, парты ставятся не рядами, а полукругом, наличие не портретов художников, писателей, а предметов красоты - картины, цветы и т.п. Любое классное помещение, а тем более для живописи, литературы, гармонично созданное, это наше творение, как законченная картина художника; а дети невольно, бессознательно в нее проваливаются, доверяют нам как создателям картины.

Учебная мастерская в нашей школе – это, действительно, комната мастеров. Здесь всегда чисто и тепло, не смотря на то что мальчишки постоянно заняты делом: пилят, режут, строгают, вырезают… Стружки и обрезки тут же идут в дело, превращая деревянные заготовки в настоящие шедевры: картины, панно, маски, которые, украшая стены мастерской, превращают ее в музей декоративно прикладного искусства.
- Классные комнаты младших классов отличаются тем, что они растут вместе с нашими детьми - это своего рода коридор, по которому ребенок переходит от садика в настоящую школу. Здесь и привычные детям игрушки, которые «послушно ждут» их в игровом уголке, пока те занимаются уроками, и красочные теремки из детских сказок, и уголки с доступной для ребятишек информацией и удобная школьная мебель.

Разнообразный мир школьных помещений соответствует разнообразному природному миру, в котором живет человек. Мы понимаем, что одинаковость всех классов и коридоров создает плоское восприятие мира, убивает интерес к чему-то особенному. Поэтому в нашей школе не найти двух похожих коридоров, вестибюлей, двух похожих кабинетов. Различно даже оформление межэтажных пространств: пресловутые школьные лестницы мы превратили в мини-музеи детского творчества.

Не только отдыхают и наслаждаются красотой наши воспитанники и гости. В зале Боевой славы силами детей оформлены стенды, рассказывающие о партизанском движении в селе и районе, о живущих рядом ветеранах ВОВ, о выпускниках школы, проходящих службу в рядах российской армии. Это своего рода уголок памяти, уголок истории, продолжением которого стал школьный музей. Двери школьного музея всегда открыты для обучающихся и гостей школы. В одной музейной комнате разместились и русская изба с ее убранством, и краеведческий уголок с «черепками» и останками мамонта, которые ребята привезли из археологической экспедиции, и Уголок истории школы. Всего школьный музей насчитывает более 3000 подлинных экспонатов. В течение всего учебного года активистами школьного музея оформляются тематические экспозиции. Интерьер школьного музея мы постарались приблизить к оформлению настоящих музеев. Ведь побывать в них школьнику, живущему за 400 км от областного центра, вряд ли придется.
На этот счет интерьера административных кабинетов (директора и замов) существует несколько точек зрения. Одни считают, что кабинет директора – это «лицо» школы. Другие – что директор должен позаботиться о себе в последнюю очередь. Мы же посчитали, что в уютной, ухоженной школе и административные кабинеты должны быть соответствующими. Их обстановка должна располагать к доверительной беседе, в то же время, разумно сочетать деловой стиль и домашний уют. Ведь большую часть дня и руководитель и заместители проводят в школе, в своем рабочем кабинете.
Есть еще один важный воздействующий на психику фактор, который мы учли при оформлении школы - это цвет. Посмотрите на радугу после дождя. Сколько радости, силы, энергии она дает, какая бодрость духа и подъем настроения, состояния счастья, что вы на Земле. И посмотрите, какие из этих цветов присутствуют в школьных помещениях - практически никаких. Радужные цвета притягательны, магнетичны - это их естественные свойства. Используя систему этих цветов, мы постарались сделать нашу школу притягательной для детей, радостной, тонизирующим напитком, если хотите. В оформление школьных коридоров и вестибюлей мы использовали яркие оттенки – они тонизируют, будоражат. Светлые и бледные постельные, использованные при оформлении классных комнат, - соответствуют рождению, молодости, силе, успокаивают, нейтрализуют активное начало. Зеленые кабинет физики и биологии - соответствуют состояниям природы от весны до конца лета, состояние роста, желание познать, вобрать в себя много солнечного света.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьные помещения, их оформление, обстановка для эффективного решения задачи обучения мы стараемся максимально приблизить к отражению законов мира, в котором мы живем, а именно:
1. Многообразие и многовариантность, его богатство, глубина, загадочность, новизна в каждое мгновение.
2. Соответствие обстановки миру знания, в который мы ведем детей.
3. Познание - это праздник, и это отражено в обстановке.
4. Постепенность в познании и соответствие этому изменений в помещениях.
5. Обстановка зависит от стиля работы.

Наши усилия по превращению казенного здания в уютный красивый школьный дом оценены и педагогами, и детьми. По их отзывам (опубликованным в школьной газете к творческому отчету школы), наша школа – «самая красивая, самая чистая и уютная», «здесь приятно учиться и работать», «сюда приятно заходить и не хочется уходить домой». Наши старания по благоустройству школы замечены и отмечены и на муниципальном, и на областном уровнях. Три последних года школа является лучшей по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, а в 2007 г. директор школы за подготовку образовательного учреждения отмечена грантом Губернатора Омской области




Задачи проекта: создать план дизайна холла и коридоров школы; улучшение внешнего вида коридоров школы; сплочение коллективов детей, родителей, учителей; найти спонсоров по проведению ремонтных работ; по возможности претворить в жизнь идеи по оформлению холла и коридоров школы.


В рамках проекта был проведен социологический опрос с целью узнать мнение учащихся о существующем оформлении холла и коридоров первого этажаВ рамках проекта был проведен социологический опрос с целью узнать мнение учащихся о существующем оформлении холла и коридоров первого этажа


Учащимся задавалось три вопроса: 1) Нравится ли Вам оформление холла и коридора первого этажа нашей школы? 2) Хотели бы Вы изменить оформление холла и коридора первого этажа? 3) Какие детали Вы хотели бы изменить или добавить в оформление холла и коридора первого этажа школы?


Руководителями проекта было опрошено 26 респондентов. Результаты опроса следующие: 1) 18 чел. не нравится оформление холла и коридора первого этажа нашей школы, 8 чел. нравится; 2) 22 чел. хотели бы изменить оформление холла и коридора первого этажа, 4 чел. нет; 3) Наиболее популярные предложения: доска почёта школы; список успеваемости; список учителей школы с информацией о них; более обширная информация о поступлении в другие учебные заведения; декоративное оформление коридора первого этажа.






Положительные изменения, которые произойдут после ввода в работу материалов Целью нашего проекта является создание комфортной психологической и эстетической среды в школе через улучшение эстетического вида коридора первого этажа школы. Задачи проекта: Обновить занавески во всех коридорах первого этажа; Создать художественное оформление стен коридоров первого этажа школы; Создать «зелёный уголок» в коридоре первого этажа; Создать группу по оказанию помощи в мелком ремонте в школе.


Проект предполагает: Установление электрических фонарей. На окна предполагается купить современные тюлевые двухцветные занавеси с многочисленными складками. Приобретение карнизов. Кроме всего прочего, первый этаж школы должен содержать и информационные стенды: «Доска почёта» - для отличников, победителей олимпиад и соревнований, «Пою моё Отечество» - стенд, посвящённый государственной и региональной символике, и «Наши учителя» - где предполагается поместить фотографии всех учителей, работающих в школе. Так как данная стена находится в тёмном участке коридора, нужны три подсветки – по одной над каждым стендом. Кроме того, один уголок должна занимать школьная газета.


Что должно быть на информационном стенде? -Расписание -Информация о школе и учителях* -Информация о школьных проектах, акциях, праздниках -Информация об успеваемости (достижениях) детей (ОБЩАЯ, а не выпячивание отличников) -Новости образования (постановления, события) -Новости города (PR для привлечения родителей к стенду) -БЛАГОДАРНОСТИ - детям, учителям и родителям, социальным партнерам и спонсорам -ПАМЯТКИ родителям по разным вопросам (список нужных вещей; список учебников; адреса центров дополнительного.образования микрорайона и т.д.) -ЯЩИК для предложений! =================================== * - образовательные программы, реализуемые школой; ФИО классных руководителей; ФИО учителей-предметников; часы приема администрации; часы работы столовой и медпункта и т.д.;


В вестибюле должно быть обязательно достаточное количество "сидячих мест" и какая-нибудь растительность (чтобы глаз на ней отдыхал). Остальное - в зависимости от финансовых возможностей школы. Например, можно создать стенд с маленькими брошюрками, типа "подростки и наркотики" и т.п. Любой желающий может все это посмотреть. Кроме того, несколько идей по поводу демонстрации достижений школьных учителей и самих учеников. Например, на одном стенде перечисляются наиболее важные достижения школы (присуждения разных наград), сразу за этим начинаются "витрины" со спортивными кубками за все годы существования школы, списки отличников висят весь семестр. А наиболее важные знаки, такие как Голубая лента, вообще висят НА ФАСАДЕ. (И это - во всех школах так).














Правила для учащихся «Правила для учащихся» Неотъемлемым элементом настенного оформления школьных рекреационных коридоров являются «Правила для учащихся». Они должны гармонировать с общим оформлением и не нарушать экспозиции. В нашей школе их можно разместить слева от входа в главную рекреацию.


Предлагаем следующий проект оформления «Правил для учащихся» На деревянной решетке из прямоугольных брусков на расстоянии 75 см от пола планшет (50X75), обтянутый рисовальной бумагой с «Правилами для учащихся 1-4-х классов». Высота заглавных букв «Правил» 30 мм, остальных - 10 мм. На красном пятне написана первая буква, остальные - черной тушью. На полу, рядом с декоративной решеткой и планшетом, подставка для цветов. В верхней части декоративной решетки вмонтировано окошко квадратной формы для цветка. Деревянная часть оформления и подставка покрыты бесцветным лаком. Мягкие красивые цветовые отношения позволяют легко читать текст. «Правила для учащихся» 5-9 и х классов расположены по этому образцу на II и III этажах.




Оценка стоимости проекта Наименование ЦенаКол-во Стоимость Кафельная плитка «Сколотый камень» 390,00 руб.30 уп,00 руб. Скамейка парковая 5 700,00 руб.4 шт,00 руб. Карниз 341,00 руб.20 шт.6 820,00 руб. Рамка для фотографий 50,00 руб.30 шт.1 500,00 руб. Капрон белый 75,00 руб.40 м.3 000,00 руб. Краска акриловая «Акрилор» ВД-АК,00 руб.10 л.800,00 руб. Стенд для оформления холла 1 700,00 руб.3 шт.5 100,00 руб. Администрирование заявки 9 800,00 руб. Стоимость доставки 4 500,00 руб. Итого: руб.

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Дизайн холла Центра образовательного учреждения «Радуга»


Авторы дизайна :
Дранкова Елена Александровна - педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД «Радуга»
Никулина Ирина Викторовна - педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД «Радуга»
Кылосова Ольга Валерьевна – педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД «Радуга»
Иорга Светлана Васильевна – педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДОД «Радуга»
Ресурсное обеспечение
Канцелярские товары, цветная бумага, ватманы, гуашь, кисти, ткани, инструменты, компьютер, принтер, доступ к интернету, печатные материалы.


Цель: Праздничное оформление холла образовательного учреждения «Радуга»
Задачи:
1. Создание уютного, привлекательного образовательного пространства учреждения.
2. Привлечение детей к созданию эстетического оформления образовательного учреждения.
3. Развивать у детей интерес к художественно – оформительской деятельности.
4. Создание условий для участия в социально – полезной деятельности.
5. Развивать эстетический вкус, аккуратность, умение экономно использовать материалы.
Описание этапов оформления холла
1. Выполнение замеров площадей холла





Холл представляет собой большое помещение. Его конструктивные особенности: холл разделен по центру колоннами. Имеются четыре дверных прохода. Два из них соединяют холл с вестибюлем. Два других - с боковыми рекреациями. По периметру холла расставлены диваны. В холле имеются информационные стенды, ТV панель, комнатные растения. За счёт больших окон зал достаточно светлый. Если в обычные дни родители ожидают детей в холле, то в праздничные он становится площадкой для проведения мероприятий.
2. Формирование временной творческой группы из учащихся, педагогов.
3. Выполнение эскиза.



4. Работа с партёрами для приобретения необходимых материалов (родители, педагоги, администрация Центра).
5. Оформление центральной стены: изготовление лучей из ткани семи цветов на стене, декорирование облаками и разноцветными кругами, сложенными способом гармошки.





6. Украшение модульными воздухоплавательными шарами, облаками.



7. Оформление дверных проходов гирляндами из разноцветных кругов.



8. Оформление плаката на противоположной стене.









Практичная значимость дизайна холла
Празднично – оформленный интерьер холла первого этажа образовательного учреждения «Радуга» будет являться визитной карточкой учреждения.
Дизайн охватывает пять праздничных дат: День знаний, День открытых дверей, День пожилого человека, День Выборов, День Учителя.
Возможность применений знаний, полученных на занятиях по изобразительной и декоративной деятельности, использование оформительских умений, полученных в рамках проекта дома и школы.
Вовлечение в оформление большого количества обучающихся позволяет определить уровень его социальной значимости.
Участие в социально – полезной деятельности.

Литература
1. «Веселый интерьер» К.А. Сайко – Кишинев «Тимпул», 1989 год
2. «Культурное пространство цветового предпочтения в интерьере» Шалимова - Мир науки, культуры, образования №13, 2014
3. «Магия дома» С. И. Белоусова - Нижний Новгород ООО «Слог», 2000
4. Материалы, журналов по декоративному оформлению «Интерьер, дизайн», «Интерьер без границ», «Уютно и удобно»
5. «Уют – это важно» И. А. Пяткова - Художник – оформитель С.А. Сокол М: издательство АСР,1999
6. «Художественное оформление в школе» Л.Г. Демичев, Г.В. Черемных – М: Владос 2004

Конференция об «эталонных» финских школах стала поводом для актуального разговора о переустройстве существующих и проектировании новых школьных зданий в России.

информация:

Определяет ли бытие сознание? Что мы можем предпринять прямо сейчас, чтобы изменить школьную среду к лучшему? На эти столь разные вопросы, лежащие в философской и практической плоскостях, пытались ответить участники дискуссии «Архитектура и дизайн школы. Финский опыт», состоявшейся в конце апреля на площадке DI Telegraph в Москве. Интерес к опыту Финляндии понятен: эта страна - признанный лидер в сфере среднего образования, и, пытаясь разгадать секрет ее успеха, многие начинают изучать и такие внешние его признаки, как архитектура учебных заведений. Одним из организаторов дискуссии выступила «Умная школа», пару лет назад превратившаяся из своеобразного форума для обсуждения проблем отечественной системы школьного обучения в компанию, которая объявила о намерении построить в Иркутске крупный образовательный кластер, предназначенный в первую очередь для детей-сирот. В ноябре 2014 ее гендиректор Марк Сартан с единомышленниками отправились в большую поездку по финским школам, чтобы понять, какие принципы их пространственной организации и дизайна применимы в России - при проектировании новых школ и трансформации интерьеров существующих типовых зданий. Его рассказ об увиденном вкупе с выступлениями финских коллег стали прелюдией к интересному рассказу российских специалистов о их собственных наработках и обмену мнениями о том, какие архитектурные и дизайнерские приемы позволят «заново придумать» классы и рекреации российских школ.


Этимология слова «школа» неочевидна. Оно происходит от древнегреческого «схоле», что означает «праздность, досуг»: древние эллины в свободное время любили посещать беседы философов, чтобы приобщиться их мудрости. Система государственного бесплатного и всеобщего школьного образования, какой мы ее себе представляем - с единым для всех учебным планом, жестким лекционным форматом занятий и почти заводским распорядком со звонками, оповещающими о начале и конце урока, появилась на рубеже XVIII - XIX веков, осененная идеями Просвещения и отвечающая потребностям экономики периода Промышленной революции.

Финская школа с 1970-х годов стала отходить от модели индустриальной эпохи: ей на смену пришел постиндустриальный подход к обучению, подразумевающий, в том числе, подстраиваемый под конкретного школьника учебный план, более свободную форму взаимодействия педагога с учениками на уроке, меньшую зацикленность на контрольных работах и оценках, а также большую самостоятельность учащегося. Это неминуемо сказалось на архитектуре: планировка школ стала заметно разнообразнее по набору, конфигурации помещений и их возможным трансформациям. В предпроектной работе архитекторы часто прислушиваются к пожеланиям конечных пользователей - учителей, родителей и даже школьников. Сочетание новой образовательной парадигмы и качественно новой архитектуры со временем дало свои плоды. Начиная с 2000-х все только и говорят о Финляндии как о стране с лучшими учителями, которые пестуют детей и подростков без нажима по поводу оценок и экзаменов в светлых комфортных аудиториях. Эту славу подтверждают высокие показатели грамотности, которые юные финны раз за разом демонстрируют на международных тестах. В довершение образа в 2010 Финляндия показала на очередной архитектурной биеннале в Венеции экспозицию с громким названием «Лучшая школа в мире», на которой можно было увидеть семь недавно отстроенных превосходных школьных зданий.



Одно из них, школу Enter в Сипоо недалеко от Хельсинки, представил на московской дискуссии один из ее авторов - архитектор Микко Сумманен из бюро K2S Architects. Он пояснил, что это реализованный в 2007 пилотный проект, где средняя школа впервые в Финляндии объединена в одном объеме с профучилищем - IT-колледжем. Заведение посещают подростки в возрасте от 15 до 19 лет, и при желании они могут окончить его сразу с двумя дипломами. Здание площадью 4150 м2 рассчитано на 400 человек и считается относительно небольшим. Налицо все характерные черты финской школьной архитектуры - гуманный масштаб, непохожие друг на друга поэтажные планы, панорамное остекление, обеспечивающее естественное освещение и визуальную связь с городским окружением и природой, сдержанные цвета и натуральные фактуры в отделке интерьеров, которые создают нейтральный фон для детского творчества. В помещениях часто используются стеклянные перегородки. Центральным пространством служит холл с эффектной винтовой лестницей, соединяющей первый и второй этажи.




О том, как существуют педагоги и дети в таких зданиях, рассказала Кристина Фалкенстедт, директор школы Мортенсбро (Mårtensbro skola) в городе Эспо, новое здание которой было возведено в 2012. Программа проекта довольно сложна: здание с планом из двух «рукавов», вмещает в себя детский сад, подготовительные классы, начальную школу для 1-6 классов, помещения для 7-9 классов, а также школу продленного дня. По словам директора, роль центра общественной жизни играет зал столовой, где встречаются и общаются дети всех возрастов. До и после обеда этот зал служит обычным холлом, а при необходимости путем несложных трансформаций превращается в зрительный зал со сценой.



Важной задачей было обеспечение максимальной «визуальной проницаемости» учебных помещений, чтобы учитель всегда мог видеть, что в них происходит. Поэтому классы отделены от коридора остекленными дверьми и - иногда и друг от друга - стеклянными же перегородками. Это позволяет учителю разделять учеников на группы, работающие в изолированных помещениях, при этом легко контролируя процесс. В здании вновь используются окна во всю высоту стены.



В своем выступлении Марк Сартан обобщил примечательные черты устройства этих и других финских школ, в которых ему с коллегами довелось побывать, и предположил, что некоторые из увиденных приемов пространственной организации и дизайна интерьера вполне применимы в типовых российских школах: например, принцип разнообразия помещений и их соразмерности человеческому масштабу. В русских школах небольшие аудитории обычно отведены под методкабинеты или предназначены для работы отдельных специалистов. «Вероятно, имеет смысл изменить им назначение, перенеся нынешние функции в общие офисные зоны, и использовать их для индивидуальной, групповой, какой-то специализированной работы», - полагает он. А большие пространства, скажем, просторные рекреации и коридоры, напротив, стоит оборудовать для общения или уединения, чтобы у детей не возникало желания по ним носиться. Мобильность и трансформируемость пространств достижимы путем использования складной мебели и раздвижных перегородок. Активное использование цвета, к примеру, для зонирования, и интересных фактур в интерьере никак не ограничено СанПиНами, поэтому надо просто быть открытым к экспериментам. Еще один принцип - визуальная проницаемость и прозрачность - вполне реализуем с помощью перегородок из армированного стекла, раз уж обычные стеклянные перегородки в наших школах использовать запрещено. Следует заменять плотные шторы легко открываемыми жалюзи и прореживать разросшиеся зеленые насаждения рядом со школой, которые часто излишне затеняют классы. Эти меры также обеспечивают визуальную связь классов с внешним миром. А вот чего, по мнению Сартана, в существующих типовых зданиях реализовать не удастся, так это ярко выраженного вертикального структурирования пространства. В финских школах очень много всевозможных подиумов, амфитеатров, балконов, атриумов, галерей, переходов с этажа на этаж, «капитанских мостиков», откуда можно обозревать бурление школьной жизни. У нас создание пространств таких сложных конфигураций невозможно, констатировал эксперт.



Вообще говоря, тема практического применения именно финского опыта школьного дизайна в российских условиях не нова. Еще в ноябре 2013 эту тему обсуждали на семинаре Института образования НИУ ВШЭ. Тогда в центре внимания оказалось выступление Марии Вейц, соучредителя объединения архитекторов «ТОК» из Санкт-Петербурга, которая рассказала об уже готовом проекте изменения дизайна одной из типовых школ города. На средства скандинавских благотворительных фондов были приглашены дизайнеры из Финляндии, которые разработали концепцию трансформации интерьеров школы №53 с учетом пожеланий пользователей - учеников, учителей и родителей. Их требования оказались просты: создать места, где можно тихо посидеть и почитать, и места, где можно играть, поставить индивидуальные запирающиеся шкафчики для детей и учителей. Но уже на том этапе высказывались сомнения в реализуемости проекта из-за действующих в нашей стране СанПиНов, и он до сих пор остается на бумаге.

Новое лицо старых школ

Свою концепцию адаптации дизайна построенных до 1970 года школ к новым реалиям по заказу Департамента образования Москвы разработала Школа дизайна НИУ ВШЭ. Проект, по замыслу авторов, позволяет сделать пространство более современным и приспособленным для разных форматов занятий в рамках простого капитального ремонта, без кардинальной перестройки здания.



По словам руководителя офиса Школы дизайна Натальи Логутовой, первоначальные эскизы были очень похожи на дизайн финских школ с их сдержанной палитрой и природными фактурами - дерево, бетон. Директора школ оказались к такому решению не готовы: «Это что, операционная? Или сауна?» Кое-где дизайнеры предложили красить стены грифельной краской, чтобы дать детям возможность самовыражаться в интерьере. Это также было встречено в штыки: а не начнут ли дети рисовать везде?



«Наша идея была в том, чтобы инициировать общественную дискуссию по поводу и СанПиНов, и вообще работы с сознанием, поведением. Мы воспринимаем школу будущего как интерфейс. Мы все привыкли к мобильным телефонам и гаджетам. Пространство в реальности - такой же интерфейс. С ним либо удобно взаимодействовать, либо нет. Если есть четкое понимание, где рисовать можно, а где нет, то, мне кажется, дети достаточно обучаемы, чтобы не рисовать там, где нельзя. Ну, и теорию разбитых окон никто не отменял: если интерьер прекрасен, его, наверное, не испортят в ближайшее время».

Важно отметить, что авторы концепции предложили варианты дизайна школьного пространства для учеников разных возрастных категорий, отдавая себе отчет в том, что дети младшего возраста любят яркие цвета, а подростки предпочитают более сдержанную палитру.

Исследованием разных аспектов школьной архитектуры занимаются и другие вузы. МАРХИ по заказу столичного Департамента образования провело масштабное дизайн-исследование интерьеров московских школ и выработало свои рекомендации исходя из опыта не только Финляндии, но также школ Британии, Сингапура, Швеции, Франции, США и Сербии. А студенты студии архитекторов Ольги Алексаковой и Юлии Бурдовой (Buromoscow) школы МАРШ совместно с учащимися Люцернского университета изучают градостроительное положение школы в микрорайоне. Преподаватели пытаются сломать сложившийся в отношении пришкольной территории стереотип «охраняемой зоны социализма», а саму школу превратить в полноценное общественное здание, открытое для всех жителей района. Наконец, об обновлении школьного дизайна своими силами задумалось и педагогическое сообщество. Институт системных проектов Московского педуниверситета оценил потенциал таких пространств, как библиотеки, школьные музеи и коридоры, который раскрывается при минимальном приложении фантазии и усилий.





Новые школы: дизайн и социальная функция

Пока одни архитекторы и дизайнеры разрабатывают концепции адаптации старых школ к новым требованиям, другие уже воплощают свое видение в новых зданиях. В прошлом году в деревне Райсеменовское Серпуховского района Московской области открылась школа «Абсолют» - специальное коррекционное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных и приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Проектированием комплекса площадью 5132 м2 занималось бюро «Лаборатория виртуальной архитектуры» (архитекторы Станислав Кулиш, Мария Казаринова). Объект получился очень яркий, чуть ли не пестрый, и пластически сложный, в том числе - благодаря рельефу. Комплекс разделен на три блока: учебный, медицинский и хозяйственный. В дизайне и классов, и просторных рекреаций много цвета, используется витражное остекление, а также создана безбарьерная среда.



Уже публиковавшуюся на Архи.ру , которая ни в дизайне интерьеров, ни в планировочном решении не уступает тем самым желанным финским образцам, спроектировали и довели до реализации архитекторы бюро ADM Андрей Романов и Екатерина Кузнецова. Помимо эффектного внутреннего двора, жизнерадостных и стильных классов и рекреаций, отличительной чертой этого объекта является библиотека, которая доступна не только школьникам, но и жителям района. Она расположена в изолированной от учебных помещений части здания и имеет свой отдельный вход.



Важную социальную функцию выполняет и школа в микрорайоне Загорье на 825 мест по проекту ППФ «Проект-реализация» (архитектор Ольга Бумагина). Здесь учебная часть отделена от обширного общественного блока - концертных, спортивных и танцевальных залов, бассейна, библиотеки, интернет-клуба. Архитекторы понимали, что школа, скорее всего, на долгое время останется единственным общественным зданием в микрорайоне, и посчитали разумным сделать ее еще и досуговым центром местного значения. Объемное решение здания, в отличие от финских школ, предельно компактное и традиционное в связи с тем, что занимаемый им участок сравнительно небольшой, поясняет автор проекта Ольга Бумагина. Эта и многие другие школы появились в рамках масштабной программы московского правительства по строительству социальных объектов. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов уделяет особое внимание качеству проектов новых детсадов и школ в рамках работы Архсовета Москвы.
Школа в Загорье. Фотография предоставлена ППФ «Проект-реализация»
Представления о том, как дизайн внутренних помещений школы отражается на психологическом самочувствии школьников и результатах учебы, базируются на исследованиях, проводимых социологами, психологами, а также самими дизайнерами и архитекторами. Так, по полученным исследователями из университета города Солфорд близ Манчестера данным, в начальной школе не только достаточное естественное освещение, комфортная температура и свежий воздух, но такие факторы, как индивидуализация дизайна, его сложность и использование цвета могут на 16% повысить успеваемость по чтению, правописанию и математике. Конечно, можно усомниться в этих подсчетах, но здравый смысл подсказывает, что занятия интеллектуальной деятельностью более эффективны в стимулирующей эту деятельность среде. Весьма репрезентативный обзор литературы, опубликованный Центром обучения и преподавания университета города Ньюкасл еще в 2005, говорит о том, что самое важное - это непосредственное участие пользователей - учителей и учащихся - в ходе разработки проекта своей школы: «Проект школы не может быть навязан или куплен, как в магазине. Успех - в возможности пользователей выразить свое личное видение того, какой быть их школе, а затем работать вместе с дизайнерами и архитекторами над созданием обобщенных решений». В связи с этим утверждением напрашивается вопрос: может быть, для того, чтобы дизайн российских школ мотивировал школьников учиться, надо не столько использовать финский опыт, сколько изучать потребности отечественных детей и педагогов? Причем прецедент уже есть: на той самой дискуссии в DI Telegraph своими представлениями об идеальном устройстве классов с публикой поделились учащиеся московского лицея №1547, и это были не просто фантазии, а настоящее руководство к действию.