Рылов Аркадий Александрович: биография, фото и интересные факты. Рылов Аркадий Александрович: биография, фото и интересные факты По - настоящему полноправное место среди других мастеров живописи конца XIX - начала XX столетия занимает Аркадий Рылов

Рылов Аркадий Александрович - замечательный русский советский художник. Его картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, вызывая чувство безотчетной радости.

Жизнь художника

Рылов Аркадий Александрович родился в 1870 году в селе Истобенск Орловского уезда Это происходило в пути по дороге в Вятку, куда направлялись его родители. Воспитывался будущий художник отчимом-нотариусом, который работал в Вятке, так как родной отец страдал психическим расстройством. Небольшой тихий городок и природа вокруг него вызывали у ребенка поэтические чувства, которые просили запечатлеть их в красках.

Окончив гимназию, в 18 лет он поехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, где проучился три года. Одновременно Рылов Аркадий Александрович занимался в Рисовальной школе при обществе поощрения художников. Ему, видимо, хотелось стремительно постигнуть все технические возможности, которые помогут ему раскрыться как живописцу. Но студента неожиданно призывают в армию. После службы в ней Рылова принимают в Он же мечтает учиться у гениального новатора-экспериментатора А. Куинджи, чье имя тогда гремело и в России, и за рубежом. Его «Лунная ночь на Днепре» (1880) произвела фурор у публики и вызвала неоднозначные высказывания у собратьев по цеху. В 1894 году Рылов Аркадий Александрович начинает заниматься в мастерской Архипа Ивановича, который был замечательным педагогом. На собственные деньги (на свою семью он тратил очень мало) А. Куинджи возил свих учеников в Крым и за границу, выплачивал стипендии неимущим (помня собственное бедственное начало учебы). Что дало обучение в этой мастерской Рылову? Он учился создавать романтические целостные образы, обращая внимание на эффекты освещения, и старался как можно больше работать на пленэре, так Архип Иванович считал, что природа и есть самый главный учитель.

В 1897 году была окончена учеба в Академии, и Рылов получил звание художника. Затем Аркадий Александрович совершил поездку за границу, побывав в Германии, Франции и Австрии. Начало нового века он встречает оформившимся художником-пейзажистом. Под Вяткой и Петербургом он пишет массу этюдов и два года посвящает работе над картиной «Зеленый шум» (1904).

Пейзажная стихия

На эту работу молодого, но уже опытного мастера сейчас можно полюбоваться в Русском музее.

На первом плане зеленый пригорок, спускающийся к петляющей невероятной синей речке. На нем трепещут под сильными порывами ветра зеленые кроны белых берез, старых и молодых. Над ними по голубому небу бегут кучевые белые, с голубыми тенями облака. Насыщены цветовые сочетания колорита. Лишь старая с толстым стволом сосна стоит устойчиво, придавая композиции уравновешенность. В просвете между деревьями - необъятная даль. Этим достигается динамичность решения пространства. На реке можно заметить три белых треугольника. Это челны рыбаков? К зрителю приходит радость сопричастности к отрытому для него живописцем пейзажу, и он видит прекрасные моменты жизни.

Дальнейшая работа

Обратив внимание на педагогические таланты Рылова, его пригласили вести класс анималистики (1902 - 1918) в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Так сочетал работу живописца и педагога Рылов Аркадий Александрович, биография которого нами излагается. В нем живописец устроил настоящий живой уголок, где жили белки, обезьянка, зайцы, птицы. Там было даже два муравейника. Разве это не интересно? Прекрасный автопортрет с белкой уже был помещен в начале статьи, а сейчас хочется взглянуть на его лесной пейзаж.

«Лесные обитатели» (1910)

В глуши лесного уголка, где никого не бывает, кроме беззвучно и недвижимо сидящего художника, весело резвятся белки, перепрыгивая с ветку на ветку. Что-то привлекло внимание любопытного зверька, который находится в углу слева. Он весь вытянулся, замер на мгновение и внимательно присматривается.

Еще несколько секунд, и белочка вновь начнет перебегать по пушистым лапам старых елей. Если проследить за направлением ее взгляда и мысленно провести прямую, то мы увидим белогрудого с черными крылышками дятла, который упорно трудится, доставая из-под коры личинок на стволе дерева, которое стоит на мшистом ковре. Треугольную композицию создает вторая белочка, сидящая на ветках вверху. Колорит полотна предельно насыщен всеми оттенками зеленого и контрастными ему рыжими летними шкурками веселых зверьков.

После революции

Художник поддержал власть Советов и состоял в художественном объединении АХРР, участвовал в выставках революционных художников. В память об А. Куинджи было создано общество, в котором Рылов был не только учредителем, но и председателем. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР живописец получил в 1935 году. Признанный властью и народом, Рылов Аркадий Александрович, краткая биография которого в нашей статье подходит к концу, скончался в Ленинграде в 1939 году.

«Полевая рябинка»

Так Аркадий Александрович назвал скромный пейзаж, написанный в 1922 году.

Диагональ задает тихая ультрамариновая чистейшая речушка. Слева выглядывают тоненькие ажурные ветки березки. На первом плане - лужайка, поросшая желтой пижмой с темно-зелеными листьями и плотными зонтиками белых, пахнущих медом, цветов. Тихий речной уголок нашел Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» стала песнью миру, наступившему после войн, сотрясавших страну. Здесь не ступала нога человека. Высокая густая трава не примята, тихо стоят кустики вдоль крутых берегов речки, за которой вновь, как это любит художник, отрываются необъятные русские просторные и свободные дали, где дышится глубоко и спокойно. Горизонт закрывает еле видимая полоска синевато-зеленого леса. На поле за речкой в кучку сбились выросшие на вырубке деревья. Рядом стоит скирда. Там прошел первый покос. Над классическим композиционным треугольником, который образует речка и дальнее поле, застыли в безветренном небе пушистые белые облака, сквозь которые кое-где проглядывает лазурь. Это любимый среднерусский пейзаж, который мил сердцу и душе. Эмоциональное воздействие его велико. Он усиливает любовь к такой простой родной природе и в целом к своей малой родине. Показывает потаенные уголки Рылов Аркадий Александрович. «Полевая рябинка» - сочинение, которое учат писать в школе, потом, с возрастом приведет к собственному видению неброской красоты русского раздолья.

«Домик с красной крышей» (1933)

Доминантой пейзажа стали две огромные до небес березы, стоящие ровно в центре картины, и величественное, занимающее две трети полотна летнее синее небо с белоснежными облаками.

С ними рядом, не пытаясь соперничать, слева выглядывает уголок хвойного леса. Поражает обилие всех оттенков зеленого, которые нашел художник на своей палитре в этот знойный летний денек: зеленовато-желтая окраска скошенного луга, темно-зеленый лес, радостная свежая зелень берез, светло-зелёная - кустиков и плодовых деревьев у подножия леса и закрывающих уютный домик на другой стороне полотна. Великолепную песню макушке лета спел Аркадий Александрович Рылов. Домик с красной крышей, с белыми трубами ивыбеленными стенами, возбуждает воображение: кто создал эту красоту и кому посчастливилось жить в нем. Одного персонажа, чарующую женщину в белом платье, которая неспешно убирает сено, мы видим. Радость - вот определение, которое приносят все картины, которые написал Рылов Аркадий Александрович, живописец-пейзажист.

Самая знаменитая картина

Картина «В голубом просторе» (1918) очаровывает и околдовывает раз и навсегда. Стая лебедей в небе, синее море с парусником зовут за собой в романтические дали.

Художник писал ее в холодном сером Петрограде, где не было даже дров, чтобы обогреть комнату. Но картина полна яркого света, восторга, ликования. У зрителя она вызывает легкую эйфорию, переходящую в изумление перед мастерством автора.

«Зеленое кружево» (1928)

Нежно-зеленая полянка в весеннем лесу слегка приоткрывается зрителю живописцем.

Слева ее ограничивает густой лес, а для нас она проглядывает сквозь ажурные, хрупкие, изящные кустики, покрытые белесоватой зеленью. Нет резких контрастов в сочетании цвета. Их соотношения плавны и естественны. Воздушность, которая пронизывает изображение, ласкает взгляд и заставляет задуматься, как можно сохранить столь прекрасное место нетронутым и девственным. Хочется уберечь его от грубых прикосновений человека и с замиранием сердца без конца любоваться великолепием природы, с таким мастерством перенесенной на полотно.

В сказке - «Глушь» (1920)

Сейчас многогранный талант живописца привел нас к колдовскому лесному озеру.

Его темные, зеленые воды, окруженные по берегу таинственным лесом, где водятся лешие, где живет ведун, не пугают, но завораживают. Аркадий Александрович Рылов и сам - маг и чародей, раз нашел это потаенное ото всех место. Озеро, занимающее треть картины, вплотную подходит к раме, а у противоположного берега оно поросло осокой и мхом. Видны оголенные корни и остатки белеющих стволов, упавших в черные воды. Не покидает чувство ожидания, что кто-то сейчас должен выйти к воде и сесть, задумавшись в печали. Виртуозно, как и во всех своих пейзажах, пользуется зеленым цветом, собирая все его оттенки на полотне, художник. Картина ведет в древнюю Русь, где всегда было место волхву и чудодею, который может спасти от горя и печали своим могущественным знанием. Произведение будит фантазию, которая исчезла в суете городской жизни.

Аркадий Александрович Рылов оставил нам бесценное наследство - свою душу, овеществленную в полотнах.

Автопортрет с белкой. 1931
Бумага, тушь, итальянский карандаш. 24.5x36 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рылов Аркадий Александрович (1870 – 1939)

Русский художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма.

Родился в селе Истобенское, (Вятская губерния). Воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке (отец Рылова страдал нервным расстройством). Поселившись в Петербурге, занимался в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1888-1891) у К.Я.Крыжицкого и в Академии художеств (1894-1897) у А.И.Куинджи. Участвовал в выставках "Мира искусства", "Союза русских художников", АХРР, был членом-учредителем (в 1925-1930 председателем) Общества имени А.И.Куинджи.

Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре.

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей – "Зеленый шум" и "В голубом просторе". В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение – в картине "В голубом просторе" (1918). Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова – основоположником советской пейзажной живописи.

Но были у него пейзажи и с иным настроением – например, "Глушь" (1920). Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.

Рылов обладал еще одним редким даром – педагогическим. До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в АХ. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.

Рылов был также тонким анималистом, как бы засвидетельствовав это в рисунке "Автопортрет с белкой" (1931). Успешно работал как художник-иллюстратор (журнал "Чиж", 1936; книги В.В.Бианки "Теремок", 1936, и "Сказки зверолова", 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями ("Когда это бывает", 1936; издана в 1946). С 1902 активно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и других училищах).

Умер Рылов в Ленинграде 22 июня 1939. Посмертно вышли его ценные "Воспоминания".
www.art-catalog.ru

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)

В историю русской живописи А. А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

Родился Рылов в пути, когда родители его ехали в Вятку. Этому городу, где будущий художник вырос, окружающей природе, своему детству Рылов посвятил прекрасные страницы воспоминаний.

В 1888 г. он приехал в Петербург и по совету родственников поступил в ЦУТР. Параллельно занимался в Рисовальной школе при ОПХ. В разгар упорных трудов Рылова неожиданно призвали в армию. Отслужив положенный срок, он вернулся в Петербург.

В 1893 г. Рылов поступил в АХ, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А. И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи. Они удивительно близки по характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре. "Куинджиевской" - романтической, динамичной, с полыханием ночного пожара - была дипломная картина Рылова "Набежали злы татаровья" (1897). Сам художник досадовал потом: почему он обратился к такому "трескучему" сюжету и не взял "скромный русский пейзаж, знакомую природу"?

К началу 1900-х гг. мастерство Рылова достигло зрелости. В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.

То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение - в картине "В голубом просторе" (1918). Изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях.

Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес. Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.

Рылов обладал еще одним редким даром - педагогическим. До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в АХ. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям. Он вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни, чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо", - писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти.

Картины художника

Автопортрет. 1939


Буйный ветер


В голубом просторе


Весна в Финляндии


Гремящая река


Закат


Зеленое кружево


Зеленый шум


Лебеди над Камой


Лесная река


На страже


Осенний пейзаж. Золотые березки


Пейзаж с рекой


Живописец, график.

Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.

Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.

Работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.

После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 - во ВХУТЕМАСе, с 1925 - во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.

В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).

Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.

Рылов - один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.

В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы - «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.

Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства