Умер александр беляев. Фантаст александр беляев умер в фашистском тылу

Этот выдающийся творец является одним из основоположников жанра научно-фантастической литературы в Советском Союзе. Даже в наше время кажется просто невероятным, что человек в своих произведениях может отображать события, которые произойдут спустя несколько десятков лет...

Итак, кто такой Александр Беляев? Биография этого человека по-своему проста и уникальна. Но в отличие от миллионных тиражей произведений автора, о его жизни написано не так уж много.
Родился Александр Беляев четвертого марта 1884 года в городе Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.
Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. Окончив его в 1898 году, Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В 1904 году окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка, печатался в городских газетах как музыкальный критик.

По окончании (в 1908 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. В 1913 году он совершил путешествие за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра. В 1914 году в московском детском журнале «Проталинка» была опубликована его дебютная пьеса «Бабушка Мойра».
В возрасте 35 лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. В том же году женится на Маргарите Константиновне Магнушевской.
Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, там он организовал фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев (с помощью знакомой) в 1923 году перебрался с семьёй в Москву, где устроился на работу юрисконсультом. Там он начиинает серьёзную литературную деятельность.

Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт».
В 1924 году в газете «Гудок» публикует рассказ «Голова профессора Доуэля», который сам Беляев называл историей автобиографической, поясняя: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор становится профессиональным писателем. Были написаны« романы Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Однако в Киеве издательства принимали рукописи только на украинском языке, и Беляев вновь переезжает в Москву.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, рахитом заболела вторая дочь Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске. В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».
В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году публикует статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому, когда началась война, на предложение эвакуироваться он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами.
6.1.1942 года, на 58-м году жизни, Александр Романович Беляев умер от голода. Он был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…».

У Александра Беляева были две дочери: Людмила (15 марта 1924 - 19 марта 1930) и Светлана.
Тёща писателя была шведкой, названной при рождении двойным именем Эльвирой-Иоанеттой. Незадолго до войны при обмене паспортов ей оставили только одно имя, а также записали её и дочь немками. Из-за сложностей обмена так и осталось. Из-за этой записи в документах жене писателя Маргарите, дочери Светлане и тёще немцы присвоили статус фольксдойче и были угнаны немцами в плен, где находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.
Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Обстоятельства смерти «советского Жюля Верна» - Александра Беляева до сих пор остаются загадкой. Скончался писатель в оккупированном городе Пушкине в 1942 году, не очень понятно только, как и почему это произошло. Одни утверждают, что Александр Романович умер от голода, другие считают, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе.

Разговор с дочерью «советского Жюля Верна».

Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?
- У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать - так вместе!».
- По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:
- Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.
- Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…
- Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.
- А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?
- Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев. Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы

Гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

«Жизнь» после смерти.

Прошло более 70 лет с тех пор, как не стало русского фантаста, но память о нем живет в его произведениях и по сей день. В свое время творчество Александра Беляева подвергалось строгой критике, порой он слышал насмешливые отзывы. Однако идеи фантаста, которые раньше казались нелепыми и научно невозможными, со временем убедили в обратном даже самых закоренелых скептиков.

Произведения автора и в наши дни продолжают издаваться, они довольно востребованы читателем. Книги Беляева поучительны, его произведения призывают к добру и смелости, любви и уважению. По мотивам романов прозаика снято немало фильмов. Так, с 1961 года экранизировано восемь картин, некоторые из них входят в состав классики советского кинематографа – «Человек-амфибия», «Завещание профессора Доуэля», «Остров Погибших Кораблей» и «Продавец воздуха». История об Ихтиандре Пожалуй, самым известным произведением А.Р. Беляева является роман «Человек-амфибия», который написан в 1927 году. Именно его вместе с «Головой профессора Доуэля» очень высоко оценил Герберт Уэллс. На создание «Человека-амфибии» Беляева подвигли, во-первых, воспоминания о прочитанном романе французского писателя Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», во-вторых, газетная заметка о проходившем в Аргентине судебном процессе по делу доктора, который проводил различные эксперименты над людьми и животными. На сегодняшний день установить название газеты и подробности процесса практически не представляется возможным. Но это еще раз доказывает то, что, создавая свои научно-фантастические произведения, Александр Беляев старался опираться на реальные жизненные факты и события. В 1962 году режиссеры В.Чеботарев и Г.Казанский экранизировали «Человека-амфибию». «Последний человек из Атлантиды» Не осталось незамеченным в советской и мировой литературе одно из самых первых произведений автора – «Последний человек из Атлантиды». В 1927 году оно вошло в первый авторский сборник Беляева вместе с «Островом Погибших Кораблей». С 1928 по 1956 годы произведение было забыто, и только с 1957 года оно неоднократно переиздавалось на территории Советского Союза.

Идея о поиске исчезнувшей цивилизации атлантов озарила Беляева после прочтения заметки во французской газете «Фигаро». Содержание ее было таково, что в Париже существовало общество по изучению Атлантиды. В начале двадцатого века подобного рода объединения были довольно распространены, они пользовались повышенным интересом населения. Этим и решил воспользоваться проницательный Александр Беляев. Писатель-фантаст использовал заметку как пролог к «Последнему человеку из Атлантиды». Произведение состоит из двух частей, воспринимается читателем довольно просто и захватывающе. Материал для написания романа почерпнут из книги Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света». Сравнивая предсказания представителей научной фантастики, важно отметить, что научные идеи книг советского писателя Александра Беляева реализовались на 99 процентов. Так, главной мыслью романа «Голова профессора Доуэля» стала возможность оживления человеческого тела после смерти. По прошествии нескольких лет после выхода в свет этого произведения, Сергей Брюхоненко – великий советский физиолог, производил подобные эксперименты. Распространенное сегодня достижение медицины – хирургическое восстановление хрусталика глаза – тоже предвидел Александр Беляев более пятидесяти лет назад.

Роман «Человек-амфибия» стал пророческим в научных разработках технологий длительного пребывания человека под водой. Так, в 1943 году французский ученый Жак-Ив Кусто запатентовал первый акваланг, тем самым доказывая, что Ихтиандр – это не такой уж недосягаемый образ. Удачные испытания первых беспилотных летательных аппаратов в тридцатых годах двадцатого века в Великобритании, а также создание психотропного оружия – все это было описано фантастом в книге «Властелин мира» еще в 1926 году.
Роман «Человек, потерявший лицо» повествует об успешном развитии пластической хирургии и возникших в связи с этим этических проблемах. По сюжету губернатор штата перевоплощается в негра, взяв на себя все тяготы расовой дискриминации. Здесь можно провести некую параллель в судьбах упомянутого героя и известного американского певца Майкла Джексона, который, спасаясь от несправедливого гонения, сделал немалое количество операций для изменения цвета кожи.

Всю свою творческую жизнь Беляев боролся с болезнью. Обделенный физическими возможностями, он старался наградить героев книг необычными способностями: общаться без слов, летать словно птицы, плавать не хуже рыб. А ведь заражать читателя интересом к жизни, к чему-то новому – разве не в этом и заключается истинный талант писателя?

Д ля Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.

«Судебная формалистика» и мечты о путешествиях: детство и юность Александра Беляева

Александр Беляев вырос в семье православного священника в Смоленске . По просьбе отца поступил в духовную семинарию. Читать газеты, журналы, книги и ходить в театр семинаристы могли только после особого письменного разрешения ректора, а Александр Беляев с детства любил музыку и литературу. И он решил не становиться священником, хоть и окончил семинарию в 1901 году.

Беляев играл на скрипке и рояле, увлекался фотографией и живописью, много читал и играл в театре смоленского Народного дома. Любимым его автором был Жюль Верн. Будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.

Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Александр Беляев

В 18 лет Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле . Во время Первой русской революции участвовал в студенческих стачках, после чего губернское жандармское управление следило за ним: «В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы . Вел дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег» .

После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев вернулся в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической практикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура - вся эта судебная формалистика и казуистика - не удовлетворяла» . В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».

Путешествие по Европе и увлечение театром

В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получил гонорар и отправился по Европе. Он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Беляев впервые выехал за границу и получил массу ярких впечатлений от поездки. После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».

Везувий - это символ, это бог Южной Италии. Только здесь, сидя на этой черной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, - каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.

Александр Беляев, отрывок из очерка

Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Беляев и сам играл в любительских постановках: Карандышева в «Бесприданнице» и Торцова в пьесе «Бедность не порок» по произведениям Александра Островского , Любина в «Провинциалке» Ивана Тургенева , Астрова в «Дяде Ване» Антона Чехова . Когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского , режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.

Беляев-фантаст: рассказы и романы

Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского . Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская - они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.

В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.

Мне пришлось, поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.

Александр Беляев

Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание - сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным» . С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман - автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «...и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…»

В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.

«Человек-амфибия»

В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений - роман «Человек-амфибия» . В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников - произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.

Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…

Герберт Уэллс

Беляевы ненадолго переехали в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебрались в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».

Привлечь внимание к большой проблеме - это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу - это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.

Александр Беляев

«Понять, над чем работает ученый»

В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «...остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву» .

После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории , он написал Циолковскому, что планирует новый роман - «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, - «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Циолковского).

Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.

Александр Беляев

С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове . В это же время вышел еще один фантастический роман - «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя - «Ариэль». В его основу легла детская мечта Беляева - научиться летать.

В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. <...> Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»

Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна». В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске (источник газета «Вечерний Мурманск» от 10.10.2014). В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода. Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»

Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Александр Романович Беляев (16 марта 1884 - 6 января 1942) - русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют «русским Жюлем Верном».

Будущий писатель родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1894 году в духовное училище. Окончив его в 1898 году, Александр был переведён в Смоленскую духовную семинарию. В 1904 году окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом. Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка, печатался в городских газетах как музыкальный критик.

По окончании (в 1908 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. В 1913 году он совершил путешествие за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте 35 лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского). Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. В том же году женится на Маргарите Константиновне Магнушевской .
Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, там он организовал фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А. Беляев (с помощью знакомой) в 1923 году перебрался с семьёй в Москву, где устроился на работу юрисконсультом. Там он начиинает серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Всемирный следопыт».
В 1924 году в газете «Гудок» публикует рассказ «Голова профессора Доуэля» , который сам Беляев называл историей автобиографической, поясняя: «Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела“, которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия…» .

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел .

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор становится профессиональным писателем. Были написаны« романы Властелин мира», «Подводные земледельцы» , «Чудесное око» , рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера» . Печатались они, в основном, в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Однако в Киеве издательства принимали рукописи только на украинском языке, и Беляев вновь переезжает в Москву.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь Людмила, рахитом заболела вторая дочь Светлана, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске. В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света».
В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света». В 1938 году публикует статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому, когда началась война, на предложение эвакуироваться он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован фашистами.
6.1.1942 года, на 58-м году жизни, Александр Романович Беляев умер от голода. Он был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ - абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров. Его нашли уже совершенно закоченевшим…» .

У Александра Беляева были две дочери: Людмила (15 марта 1924 - 19 марта 1930) и Светлана. Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года. После окончания войны они были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году.

Адреса жительства

  • Ул. Докучаева, 4. - Смоленск, Памятное место, где стоял дом, в котором родился писатель-фантаст.
  • 26.10.1936 - 07.1941 года - Ленинград - Дом творчества писателей - Детское Село, Пролетарская улица, 6.

Творчество

А. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией (существовал сделанный им снимок «человеческая голова на блюде в синих тонах»). Известно, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки; следствием одной из его шалостей стала травма глаза с последующим ухудшением зрения. Мечтал юноша и о полётах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Однажды, при очередной попытке взлететь, он упал с крыши сарая и разбился - значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю его дальнейшую жизнь. В середине 1920-х годов Беляев страдал от постоянной боли в повреждённой спине и даже был парализован на месяцы.

Ещё во время учёбы в лицее А. Беляев проявил себя театралом. Под его руководством в 1913 году учащиеся мужской и женской гимназий разыграли сказку «Три года, три дня, три минутки» с массовыми сценами, хоровыми и балетными номерами. В том же году А. Р. Беляев и виолончелистка Ю. Н. Сабурова поставили оперу-сказку Григорьева «Спящая царевна». Сам он мог выступать и драматургом, и режиссёром, и актёром. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля» , «Властелин мира» , «Человек, потерявший лицо» , рассказы «Человек, который не спит» , «Хойти-Тойти» .

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей:

  • в «Звезде КЭЦ» изображён прообраз современных орбитальных станций,
  • в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии,
  • в «Вечном хлебе» - достижения современной биохимии и генетики.

Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия» ) и воздух («Ариэль» ).

Его последний роман «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом А. Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностью летать без дополнительных приспособлений. Образ юноши Ариэля - несомненное достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в человека, преодолевающего земное притяжение.

Память

В 1990 году секцией научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградской писательской организации Союза писателей СССР была учреждена литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-фантастические произведения.

Помимо биографической литературы, Александру Беляеву посвящён один из телефильмов цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» телекомпании «Цивилизация».

Любопытные факты

Как биография, так и творчество Беляева после нескольких десятилетий советской «канонизации» (и достаточно слабой освещённости) стали предметами противоречивых суждений. Так, известный российский критик и историк фантастики Всеволод Ревич (в том числе, в книге «Перекрёсток утопий») давал творчеству Беляева резко отрицательную оценку, упрекая автора в слабой проработанности собственно фантастических элементов и социально-моралистического посыла произведений, в конъюнктурной безжалостности к «классовым врагам» и «садизме» по отношению к героям, над которыми производились физиологические эксперименты. Литературовед Борис Мягков, в свою очередь, полагал, что Вс. Ревич, например, не понял нарочито пародийной сущности рассказов о профессоре Вагнере («Человек, который не спит» и другие).

По советскому законодательству, действовавшему до 1 октября 1964 года, произведения Беляева перешли в общественное достояние спустя 15 лет после смерти автора. После распада СССР на территории России законодательство об авторском праве изменилось, и срок охраны авторских прав сначала увеличился до 50, а с 2004 года - до 70 лет, после смерти автора. К тому же, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» эти сроки увеличивались на четыре года для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней. В настоящее время вопросы авторского права регулируются частью 4 Гражданского Кодекса, а также Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации», который ограничивает применение Гражданского Кодекса в некоторых случаях (см. Статью 6): «Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года ».

В 2008 году издательство «Терра» заключило договор с наследницей Беляева (дочерью Светланой) на публикацию его произведений. Вслед за этим «Терра» подала иск к издательствам «АСТ-Москва» и «Астрель» (оба входят в издательскую группу АСТ), выпускавшим Беляева после заключения «Террой» договора. Арбитражный суд города Москвы иск на более чем 7,5 млрд рублей удовлетворил и запретил издательству «Астрель» «распространять незаконно изданные экземпляры произведений А. Беляева ». Апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции в части взыскания компенсации и расходов по госпошлине. Кассационная инстанция отменила судебные акты нижестоящих инстанций и в иске полностью отказала, посчитав произведения А. Беляева перешедшими в общественное достояние с 01.01.1993. и в настоящее время охране не подлежащими.

Между тем, Краснодарский краевой суд признал произведения Беляева находящимися в общественном достоянии.

4 октября 2011 года Президиум Высшего Арбитражного суда РФ постановил изменить решения нижестоящих судов: имущественные права А. Беляева подлежат охране по крайней мере до 1 января 2017 года. Теперь суды должны будут заново рассмотреть дело, поскольку оно отправлено на новое рассмотрение.

Романы

  • «Голова профессора Доуэля» (1 (рассказ) : «Гудок», 1924; «Всемирный следопыт», 1925, № 3-4; «Рабочая газета», 1925, 16-21, 24-26 июня; «Голова профессора Доуэля». М.-Л.: ЗиФ, 1926; 2 (повесть) . «Вокруг света», 1937, № 6-10, 12; 3 (роман) . «Смена» (газ., Л.), 1937, 1-6, 8-9, 11, 14-18, 24, 28 февр., 1, 3-6, 9-11 марта; отд. изд. - Л.-М, «Сов. писатель», 1938) - поставлен фильм
  • «Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3-4; 1927, № 5-6; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927) - поставлен фильм
  • «Последний человек из Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-8; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1927)
  • «Властелин мира» («Гудок», 1926, 19-24, 26-31 окт., 2-6, 10-14, 16-18 нояб.; отд. изд. - Л., «Красная газета», 1929)
  • «Борьба в эфире» («Жизнь и техника связи», 1927, № 1-9, под загл. «Радиополис»; отд. изд. - М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Человек-амфибия» («Вокруг света», 1928, № 1-6, 11-13; отд. изд. - М., «ЗиФ», 1928) - поставлен фильм
  • «Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4-13) - поставлен фильм
  • «Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19-25)
  • «Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9-23)
  • «Прыжок в ничто» (отд. изд. - Л.-М., «Молодая гвардия», 1933)
  • «Воздушный корабль» («Вокруг света», 1934, № 10-12, 1935, № 1-6)
  • «Чудесное око» (отд. изд. - К.: Молодий більшовик, 1935, на укр. яз.; перевод И. Васильева - Избранные научно-фантастические произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия», 1956. Т. 1)
  • «Звезда КЭЦ» («Вокруг света», 1936, № 2-11; отд. изд. - М.-Л.: Детиздат, 1940)
  • «Небесный гость» («Ленинские искры», 1937, 17-27 дек.; 1938, 4-29 янв., 9, 27 февр., 3-27 марта, 3-21 апр., 5-27 мая, 3-21 июня, 3 июля)
  • «Под небом Арктики» («В бой за технику!», 1938, № 4-7, 9-12; 1939, № 1-2, 4; ранее отрывок под загл. «Пленники огня» - «Вокруг света», 1936, № 1; отрывок под загл. «Подземный город» - «Вокруг света», 1937, № 9)
  • «Лаборатория Дубльвэ» («Вокруг света», 1938, № 7-9, 11-12; «Большевистское слово», 1939, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 22, 26, 28 янв., 4, 8, 10, 15, 21 февр., 4, 6 марта [публ. не завершена])
  • «Человек, нашедший своё лицо» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1940)
  • «Ариэль» (отд. изд. - Л., «Сов. писатель», 1941) - поставлен фильм

Повести

  • «Вечный хлеб» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
  • «Золотая гора» («Борьба миров» (Л.), 1929, № 2)
  • «Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30-36)
  • «Замок ведьм» («Молодой колхозник», 1939, № 5-7)

Рассказы

  • «Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-6)
  • «Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6, подпись: А. Ром )
  • «Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)
  • «Охота на Большую Медведицу» («Вокруг света», 1927, № 4)
  • «Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром ; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга», подпись: А. Роме )
  • «Мёртвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17-22)
  • «Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1-2)
  • «Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1-4,7)
  • «Держи на Запад!» («Знание - сила», 1929, № 11)
  • «Легко ли быть раком?» («Вокруг света», 1929, № 13, подпись: А. Ром )
  • «Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)
  • «В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33, подпись: А. Ром )
  • «Нетленный мир» («Знание - сила», 1930, № 2)
  • «Город победителя» («Всемирный следопыт», 1930, № 4)
  • «ВЦБИД» («Знание - сила», 1930, № 6-7)
  • «Зелёная симфония» («Вокруг света», 1930, № 22-24)
  • «На воздушных столбах» («Борьба миров», 1931, № 1)
  • «Солнечные лошади» («Природа и люди», 1931, № 19-20, подпись: Арбель )
  • «Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))
  • «Воздушный змей» («Знание - сила», 1931, № 2)
  • «Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3-5)
  • «Сильнее бога» («Природа и люди», 1931, № 10, подпись: Арбель )
  • «Чёртово болото» («Знание - сила», 1931, № 15)
  • «Необычайные происшествия» («Ёж», 1933, № 9-11)
  • «Рекордный полёт» («Ёж», 1933, № 10)
  • «Встреча Нового, 1954 года» («Ёж», 1933, № 12)
  • «Слепой полёт» («Уральский следопыт» [Свердловск], 1935, № 1; с. 27-34)
  • «Пропавший остров» («Юный пролетарий», 1935, № 12)
  • «Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)
  • «Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1, подпись: А. Романович )
  • «Рогатый мамонт» («Вокруг света», 1938, № 3)
  • «Анатомический жених» («Большевистское слово», 1940, 12 февр.; «Ленинград», 1940, № 6)
  • Изобретения профессора Вагнера
    • «Человек, который не спит» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Гость из книжного шкафа» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)
    • «Над бездной» («Вокруг света», 1927, № 2, под загл. «Над чёрной бездной»; «Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)
    • «Творимые легенды и апокрифы»: 1. Случай с лошадью, 2. О блохах, 3. Человек-термо («Всемирный следопыт», 1929, № 4)
    • «Чёртова мельница» («Всемирный следопыт», 1929, № 9)
    • «Амба» («Всемирный следопыт», 1929, № 10)
    • «Хойти-Тойти» («Всемирный следопыт», 1930, № 1-2)
    • «Ковёр-самолет» («Знание - сила», 1936, № 12)

Беляев Александр Романович (1884- 1942), писатель.

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.

Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой. По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты. Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь - костный туберкулёз позвоночника - на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки. Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.). В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.

К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934-1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры - от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.