Международное значение русского языка. Поиск смысла жизни в произведениях известных писателей

Проблема жизненных ценностей

аргументы к сочинению

В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?»
Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.

Так,

жизненными ценностями представителей «фамусовского общества» стали деньги, связи с вышестоящими по чину, власть и всё, что связано с этими понятиями. В погоне за ними эти люди не останавливаются ни перед чем: подлость, лицемерие, обман, выслуживание перед начальством – всё это излюбленные приемы Фамусова и подобных ему, чтобы добиваться своей цели. Поэтому им так ненавистны свободолюбивые и независимые идеалы Чацкого. Его стремление быть полезным обществу, желание нести просвещение в массы, желание добиваться успеха в жизни только благодаря своим знаниям и умениям вызывают у них непонимание и раздражение. Непонимание в такой степени, что им проще объявить его сумасшедшим, чем хотя бы попытаться вникнуть в его мысли.
Наташе Ростовой

смысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам , находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.

перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

Логика последовательности трех литературных методов, вполне можно сказать, мировоззрений - классицизма, романтизма и реализма - является ключом к пониманию процессов, происходивших в литературе и обществе XIX и XX веков.

Классицизм был первым осознанным и четко оформленным методом в искусстве Нового времени. С него начался тот ряд, который продолжается в настоящее время.

Как хорошо известно, каждое направление получает энергию утверждения и развития из отрицания своего предшественника. Но классицизм основывается исключительно на подражании, на традиции. Только с романтизма начинается культ «нового».

Во имя нового идет непрерывная смена школ, стилей, мировоззрений. Романтизм стоит у истоков исторического ускорения. Так же и в жизни общества и отдельных людей происходит кардинальная переориентация в мире. Девизом времени становится новое, что, в частности, породило такое явление, как мода.

В целом человек начинает руководствоваться в своей жизни не старым, а новым, не традицией, а разумом. «Лихая мода наш тиран - недуг новейших россиян», - заметил Пушкин. Вместо убеждения, что истина имеет своим важнейшим признаком древность, появляется не менее стойкий стереотип: истина - то, что открыто современным знанием. Если раньше на вопрос: как жить? человек отвечал не колеблясь: так, как жили предки, то теперь он опирается на передовые, прогрессивные идеи. Начало этого переворота в России происходило на глазах Пушкина, что и дало ему возможность стать родоначальником но­вой русской литературы.

Знаменательно, что автор «Евгения Онегина» для характеристики современного человека обращается к литературным направлениям и осмысляет исторические перемены через сравнения литературных вкусов читателей разных эпох. В них он находит точные приметы совершающихся метаморфоз.

Мир классицизма - мир неизменных, четких критериев и оценок, твердых представлений о добре и зле, пороке и добродетели, истине и лжи. Главная его категория - иерархия, расставляющая все предметы, проблемы, темы в соответствии с неоспоримой, общепринятой значимостью. Человек эпохи классицизма жил в строго упорядоченном мире, ясно сознавая о место в нем, т.е. обладал тем, в чем будут испытывать недостаток люди эпохи, простирающейся от крушения классицизма наших дней.

В романтизме на место строгих требований и правил явилась свобода, певцом которой был Пушкин, верность ей он сохранил до конца. Но Пушкин ясно видел сопутствующие свободе теневые стороны и их раскрытию посвятил свой роман «Евгений Онегин». Рассказав о вкусах читателей романов, где всегда торжествует добродетель, поэт замечал:

А нынче все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он.

Одну из важнейших примет наступающей новой эпохи Пушкин увидел в поэтизации порока и зла, чего никогда не было раньше и что свидетельствовало о предельно возможной степени разрушения всяких основ. Перед нами ведь не утвержден иной нормы, а прославление того, что необходимо отвергал порицать, т.е. утверждение неограниченного отрицания. Отрицание обеспечивало развитие как необходимый момент движения, но одновременно, разрушив основы жизни человека, породило трагическое мироощущение личности, лишенной незыблемых ценностей, которое и выразил романтизм. Пушкин ввёл разочарованного героя. «Со времени Пушкина в мире показались какие-то неслыханные прежде жалобы на жизнь. Элегия сменила оду» 1 .

«Жалобы на жизнь», разочарование, равнодушие к жизни охлаждение чувств - все это следствие потери смысла жизни.

Ситуация человека, не знающего смысла своего существова­ния, стала коренной в европейской литературе от Байрона до экзистенциалистов. И в русской литературе в одном ряду с Онегиным, Печориным стоят и Иван Ильич Толстого, и Николай Степанович из «Скучной истории» Чехова, и герои Бунина.

Романтизм выразил разочарование и одновременно безграничной силы порыв к идеалу. Его глубинным импульсом было «стремление к недостижимому, любовь к беспредметному» 1 .

Не может быть удовлетворенного романтика, обретшего гармонию с окружающим миром и с самим собой. Справедливо, что «поэзия древних была поэзией обладания», поэзия романтизма - «это поэзия томления»2.

Но томление и порождает стремление к обладанию нормами, правилами, законами и, наконец, ценностями, придающими смысл жизни.

Обретение смысла жизни было задачей, поставленной романтизмом, требовавшим выйти за его пределы.

Путь от томления, разочарования, равнодушия к обладанию и любви к жизни проходят герои русского романа. Когда мы мысленно обозреваем их последовательность от Евгения Оне­гина до Алеши Карамазова и князя Нехлюдова («Воскресение»), мы отчетливо видим направление процесса.

Пушкин писал о герое «Кавказского пленника», бывшего ро­мантическим предшественником Онегина: «Я в нем хотел изоб­разить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличитель­ными чертами молодежи XIX века»3.

Пушкин, а вместе с ним и русский роман в целом, составляющий стержень русской литературы XIX века, начинает с главного вопроса, с самого глубокого уровня любого мировоззрения - с вопроса о ценности жизни, о ее оправдании. Поте­ря современным человеком смысла жизни очевидно и справед­ливо связывалась романтиками с прогрессом, с историческим развитием Европы. Поэтому излюбленная для романтиков ситуа­ция: разочарованный, цивилизованный герой в среде «дикого», патриархального народа. Пушкин недаром назвал своего пленника «европейцем».

Патриархальные народы - черкесы, цыгане находились на предысторической ступени. Их гармония и непосредственность были несовместимы с развитием. Зато им неведома была болезнь современного человека - равнодушие к жизни, разочарование.

Европейцам выпала другая доля: развитие, история. Дисгармония, которой они подвержены, - источник жизни, обеспечивающий движение на историческом пути.

Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи справедливо назвал героев романтических поэм Пушкина "скитальцами", покинувшими свой дом. Но он, очевидно, был не прав, видя в беспочвенности участь только русского интеллигента. Такова была европейская и, как показала история, мировая судьба.

Интенсивное историческое развитие XIX и особенно XX ве­ка сделало образ романтического скитальца пророческим. Разве герои Кафки или «Посторонний» Камю не родственники по прямой линии Чайльд Гарольду, Алеко, пленнику?

Именно романтическими поэмами и «Евгением Онегиным» была поставлена Пушкиным задача, решением которой занялись его последователи: Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Л. Толстой - поиском смысла жизни в исторически меняющемся мире.

Поэтому в русской литературе, начиная с «Кавказского пленника» и «Цыган», идет непрекращающаяся до сих пор дискуссия о прогрессе и выдвигаются различные концепции истории. Дело, конечно, не в том, что некоторые темы и идеи сохранились на протяжении полутора веков, хотя это тоже показатель единства литературы.

Критика Алеко городской цивилизации, нарушающей гармо­нию человека с природой, звучит совершенно актуально и сейчас. Его слова о «неволе душных городов», где «люди в кучах, за оградой не дышат утренней прохладой», воспринимаются как декларация какой-нибудь партии «зеленых». Вспомним Л. Толстого, его «Люцерн», «Казаков» и, наконец, «Воскресение». «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались ...» Знаменитое начало «Воскресения», служащее камертоном всему роману, подвергает критике городскую цивилизацию примерно с тех же руссоистских позиций, что поэмы Пушкина.

Затем традиционное противопоставление цивилизации и при­роды, города и деревни вдруг вынырнуло в 60-е годы уже XX века в «деревенской прозе». Ее явление было неожиданно и потому особенно эффектно в силу прочно устоявшегося в общественном сознании предрассудка, рассматривавшего всю русскую литературу XIX века как сплошное прославление прогресса. Все настоящие писатели назывались поэтому у нас прогрессивными. Истина, добро, красота были доступны только прогрессивным художникам. И эпоха безоговорочного господства над умами идеи прогресса в нашей стране закончилась сравнительно недавно, когда исчезло с лица земли «все прогрессивное человечество», исчезло так же незаметно, как и появилось.

Но в действительности русская литература XIX века была не панегириком, а обсуждением, диспутом о прогрессе . В ней был представлен полный диапазон оценок прогресса: от фанатического его восхваления Белинским, Чернышевским, Писаревым до столь же фанатичного его неприятия К. Леонтьевым, между которыми разместились Тургенев, Гончаров, Достоевский, Л. Толстой. Можно сказать, что центральная задача, объединяющая усилия всех писателей, состояла в поисках смысла жизни в связи с прогрессом. Направление поиска было дано Пушкиным, он показал, в какую сторону надо двигаться, явившись создателем «поэзии действительности».

Стоит задуматься, почему и случайно ли русская реалистическая литература началась с романа, носящего имя героя, стоящего во главе ряда «лишних» людей и персонажей, так или иначе соотнесенных с ними: Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова, Райского? У Пушкина образ «лишнего человека» - центральный: поэт был им занят большую часть зрелого творчества с 1820 по 1833 год.

Выражение «лишний человек» стало столь привычным и приевшимся всем со школьной скамьи, что его обсуждение кажется совершенно излишним и почти невозможным. Но в привычном, общепринятом нередко содержится, может быть, самое существенное.

Наиболее известные интерпретации образа Онегина, принадлежащие Белинскому и Достоевскому, сейчас представляются узкими. Через призму исторического опыта XX столетия образ пушкинского героя видится символическим. Трагедия человека, не имеющего смысла жизни, стала приметой нового времени . А поскольку суть Онегина заключается в отпадении его от всеобщего, в отсутствии у него Бога и религиозного воззрения на мир, то становится очевидной его связь с героями Л. Толс­того, Достоевского, Чехова, Бунина. То, что казалось чертой десятилетия 30-х годов XIX века, обнаружило свойство периодического возрождения .

Какой-то идеи, придающей прочный смысл жизни на десятилетия, оцененной в литературе как безусловная, не нашлось. Успокаивающий принцип объяснения чередования потерь и обретений смысла жизни изменением общественно-политической ситуации не лишен доли истины, но перед лицом катастроф - войн и революций XX века - приходится признать его явную недостаточность.

Казалось бы, у Толстого и Достоевского нашелся убедительный ответ пессимизму, неверию и равнодушию к жизни. Но после Пьера Безухова, Андрея Болконского, Алеши Карамазова явился Иван Ильич («Смерть Ивана Ильича») и Николай Степанович из «Скучной истории».

Пушкин проблему ставит в локальном, национально-историческом аспекте и в глобальном, мировом. Но традиционно во многом благодаря Белинскому у нас сложилась прочная традиция понимания «Онегина» в контексте преддекабристской эпохи.

Белинский в качестве глашатая нового реалистического миропонимания довел до предела идею историзма «Евгения Оне­гина», объявив устаревшим содержание романа, считая это «величайшим достоинством».

Критик рассматривал «Евгения Онегина» только в контексте текущего времени, фиксируя изменения, происходящие в пределах десятилетия. Будучи фанатиком прогресса, Белинский был совершенно убежден, что все идет к лучшему и история есть поступательное движение, где каждая последующая эпоха превос­ходит предыдущую в интеллектуальном и духовном развитии.

Поэтому он не обратил, да, видимо, и не мог обратить внимание на мысли и наблюдения Пушкина, носящие общий характер. Отличительной чертой эпохи поэт считал эгоизм, присущий не только великосветскому прожигателю жизни:

Все предрассудки истребя,

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы,

Для нас орудие одно,

Нам чувство дико и смешно.

Пушкин недаром прибегает к обороту «мы все». «Эгоизм - наше законное божество, ибо мы свергнули старые кумиры и еще не уверовали в новые»1. Именно так «эгоизм - законное» явление. Здесь значение слова эгоизм несколько отличается от повседневного. Оно выражает мысль об отсутствии вне человека предмета достойного поклонения. И Пушкин говорит о том же, о потере религии его современниками: «Все предрассудки истребя» . Религию в качестве предрассудка отрицала философия Просвещения, бывшая последним словом мудрости. Характерно, что страдающий от скуки Онегин ищет спасения в чтении, путешествиях, но только не в религии, он даже не вспоминает о ней, и среди книг, которые он читает, не было Библии. Кажется, что дорога к христианским истинам закрыта для Онегина абсолютно. Декабристы упрекали Пушкина за выбор для романа такого заурядного, по их мнению, героя, как Онегин. Но автора «Евгения Онегина» интересовали не героические личности, а характерные, репрезентативные или, попросту говоря, типичные. Он стремился прежде всего постигнуть дух своего времени. Безверие оказалось характерной чертой не толь­ко 30-х годов XIX столетия, но всего XIX века, что подтвердило правоту и точность его выбора.

Онегин после короткой и бурной светской жизни, пресытившийся и разочарованный, стал читать книги, которые большей частью его не удовлетворяли. А в тех, которые «он из опалы исключил», он нашел, по существу, оправдание своего мрачного скепсиса, неверия и скуки. Из всего, что он читал, ему оказались близки только произведения Байрона:

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно.

Онегин сам современный человек. У него в кабинете вмес­то религиозных символов присутствуют совсем иные: Байрон и Наполеон, вместо распятого на кресте Спасителя - полководец:

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

А Байрон и Наполеон были властителями дум, по определению Пушкина. Они в романе представлены символами эгоизма, двух его вариантов. Английский поэт был певцом «унылого эгоизма», французский император - воплощением стремления к власти и славе, обожествлению своего «я».

Ничего другого эпоха не могла предложить Онегину. Так русский реализм начался с исследования индивидуализма, продолженного Лермонтовым в «Герое нашего времени».

Хандра Онегина - «это недуг, которого причину давно бы отыскать пора». Собственно, этим и занят Пушкин в романе, в чем и состоит одна из черт реализма как объясняющего искусства. Литература обратилась к действительности, к тому, что окружает человека, рядом с ним, в отличие от романтизма, устремленного к необыкновенному, экзотическому. Из всех черт реализма устремленность к обыкновенному оказалась наиболее глубинным и долговечным импульсом. Можно сказать, что идея обыкновенного была движущей силой развития русской литературы от Пушкина до Бунина и Набокова.

Классицизм был строго иерархическим искусством иерархического общества, где достоинства человека определялись по его положению в государстве. Идеал классицизма, по существу, был языческим .

Романтизм был борьбой с классицистическим пониманием человека: « Мир тридцать лет сражался и истекал кровью. Аристократизм, унижающий человеческое достоинство, должен быть отброшен - борьба начиналась с этого»1.

Но романтизм сам породил новое неравенство в отношении к человеку и действительности, в частности отдал предпочтение редкому, экзотическому, необыкновенному. Для реализма не стало запретных тем, для него не существовало деления действительности на сферы, достойные и не достойные изображения в литературе.

Это движение к всеохватности началось еще с романтизма и шло с исключительной интенсивностью. В начале века утверждение Карамзина, что крестьянин тоже человек, воспринималось как поразительное открытие. Пушкин первый стал вводить в литературу героев из низших сословий серьезно, без экзотики и сентиментального умиления. « Станционный смотритель», «Гробовщик», «Капитанская дочка», затем Гоголь с его знаменитым « маленьким человеком » - таковы главные вехи преодоления социальных границ в изображении человека в русской литературе. Натуральная школа с ее характерным жанром физиологического очерка порождена этим вниманием к героям всех сословий, профессий, занятий. В дальнейшем почти каждого русского писателя хвалили за то, что он рисует обыкновенных людей и простую, повседневную жизнь.

Нам представляется, что от Карамзина до Бунина с его программным: «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле » - идет одна непрерывная линия развития . Но решающий шаг сделан Пушкиным. В «Евгении Онегине» он рассказал, как изменились его взгляды:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордый девы идеал,

И безымянные страданья.

Здесь в четырех строчках мы находим отличительные черты романтического мироощущения: экзотику (море, пустыня, груды скал) и стремление к недостижимому: нельзя изжить страдания, не имеющие причины («безымянные»), как и достичь идеала.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

Эти стихи Пушкина стали символом веры новой литерату­ры . С.М. Бонди писал, что еще не разъяснено наукой, с помощью какого чуда Пушкину удалось обыкновенные вещи, самую прозаическую действительность показать как прекрасную, и почему, если воспользоваться словами ученого, читателю «становится милым, дорогим то, мимо чего они раньше проходили равнодушно»1.

Показательно, что только в реализме о красоте возникают вопросы «как?» и «почему?», а суть прекрасного в романтизме и классицизме очевидны.

Понятно, что героизм, воспетый поэтом-клссицистом, прекрасен, как и титаническая, необыкновенная личность или яркий, экзотический пейзаж в романтизме. Но «калитка, сломан­ный забор»! В чем их обаяние, к каким глубинным чувствам они обращаются в нас?

Их красота выражает идею значимости каждой человеческой жизни, поверх всех возможных норм, систем и ценностей, всегда носящих временный и частичный характер. Красота обыкновенного в реализме - это признание непознаваемой бесконечной сущности человека.

Из всех свойств реализма она оказалась самым долговременным. Ее можно встретить и у писателей, которые во многом отошли от традиций реализма, как, к примеру, у Бунина и Набокова .

Устами своей героини из «лирического» рассказа «Неизвестный друг» Бунин утверждал: «В сущности, все в мире прелестно, даже вот этот абажур на лампе...»

Более того, именно «обыкновенности» принадлежало решающее слово в споре различных концепций человека и действительности.

Но, как известно, реализму был присущ комплекс свойств и идей. Он был объясняющим на исторической основе искусством. Сама по себе эта установка на исследование действительности в искусстве, вопреки общему убеждению, совсем не очевидна и может быть совершенно уникальна. Ее обязательная предпосылка в том, что действительность нам неизвестна, по­этому ее нужно постичь. Ведь классицизм не познавал дейст­вительность, потому что она была ему известна. Имеется в ви­ду, разумеется, духовная реальность норм, идеалов, правил.

Требование изображения обыкновенного человека сложно вза­имодействовало с установкой на историческое объяснение дей­ствительности. На место героя высоких нравственных качеств пришел репрезентативный герой, представляющий социальную группу, сословия, эпоху, идею. В сравнении с героями класси­цизма и романтизма он воспринимался как обыкновенный, но по отношению к героям последующей литературной эпохи - как необыкновенный человек. Декабристы упрекали Пушкина за ничтожность характера Онегина. Но рядом с героями Чехо­ва он представляется стоящим на пьедестале. В сущности, в категории «обыкновенности» заключалось отрицание

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)

Тезисы

Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

Служить делу жизни - вот главная цель человека.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.

Цитаты

Надо жить! У последней черты! На последней черте… (Р. Рождественский).

- «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» (Л. Толстой).

- «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

- «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

- «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин).

- «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

- «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг... — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...


И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский).

Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории.

Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев)

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Тезисы

От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Человека нельзя лишать свободы.

Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Свобода - это осознанная необходимость.

Мы несем ответственность за чужую жизнь.

Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

Цитаты

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)

Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. (Ф.И. Тютчев)

- «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

- «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

- «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

- «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

- «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

- «Свобода - это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

- «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).

13 книг о смысле жизни + 7 вопросов, на которые нужно найти ответы + 7 имен известных философов, которые пытались разобраться в проблеме.

О смысле жизни написано множество книг.

Писатели изощрялись, как могли. Пытались растолковать, в чем же состоит этот самый смысл жизни для человека и где его искать. Описывали в красках людей, которые бездарно существовали без смысла и тех, кто сумел найти свое место в этом мире.

Если вы уже интересовались этой темой, то знаете, что книги о смысле жизни есть как художественные, так и научные.

Ну, это уж решать вам. Моя задача – показать вам лучшие образцы.

Смысл жизни: что это такое и стоит ли его искать в книгах?

Я немного понимаю людей, которые скептически отзываются о тех, кто ищет смысл жизни в книгах, особенно – в художественных.

Конечно, найти готовую инструкцию для исполнения в художественных, психологических или философских произведениях нельзя. А вот получить пищу для размышлений можно!

1) Как разобраться, что такое смысл жизни?

Главный вопрос, как по мне, состоит даже не в том, (над этим вопросом бьются лучшие умы еще с древних времен и никто так однозначного ответа и не нашел), а в том, стоит ли его, этот самый смысл, искать.

Может быть, вместо того, чтобы копаться в себе, решать какие-то философские задачи и предаваться размышлениям, начать просто жить и наслаждаться этой жизнью?

Если вы все же не прочь подумать над смыслом жизни (а думать – это полезно), предлагаю вам попытаться найти ответы на вот такие вопросы:

  1. Имеет ли сейчас моя жизнь смысл?
  2. Что я готов изменить, чтобы смысл в ней появился или же стал более явственным?
  3. Есть ли у меня миссия? Если есть, то какая?
  4. Какие цели я перед собой ставлю и все ли они имеют смысл?
  5. Боюсь ли я смерти? Если боюсь, то по какой причине? (Напоминаю: бояться смерти и хотеть ее – разные вещи).
  6. Чувствую ли я себя счастливым человеком? Если нет, то чего мне не хватает для счастья? Как я могу этого достичь?
  7. Кто или что мне может помочь найти ответы на все эти вопросы?

Первые 6 вопросов оставлю вам для разбора, а вот с последним пособлю. Помощь в поиске смысла жизни вам могут оказать:

  • книги;
  • фильмы, например, «Гигантский механический человек», «Чистый лист», «Форрест Гамп», «Дети природы», «1+1», «Учитель на замену», «Пятая печать», «Вкус вишни» и другие;
  • духовный наставник;
  • тренер по личностному росту.

2) А можно ли найти в книгах смысл жизни?

Вот за что я ценю своих лучших подруг, так это за то, что с ними можно поболтать на посиделках не только на «женские» темы, но и поговорить о более серьезных проблемах.

Однажды мы завели разговор о смысле жизни.

Каждая высказалась по поводу того, как она его понимает и где его можно искать.

Мы в основном сошлись во мнении, что лучшее подспорье для изучения вопроса – это книги.

И только одна не согласилась, мотивируя это тем, что в книгах, во-первых, истории выдуманы, а если даже сюжет и построен на реальных событиях, то подан с точки зрения автора. А вполне логично, что ваше мнение и мнение автора могут и не совпасть

Мы задумались, но потом Марина тихо произнесла: «А я думаю, что книги – это лучший из всех существующих тренажеров для мозгов. Умным может считаться лишь тот человек, который не ест все в том виде, в котором ему пытается скормить продукт автор, а тот, что перерабатывает его и ищет свой смысл».

Согласитесь, правдивость этой мысли неоспорима, ведь книги не просто дают знания, они учат думать и анализировать.

Книги о смысле жизни, пусть и не ответят на все ваши вопросы, но точно активизируют мыслительные процессы, а без этого человеку разумному – никак нельзя.

Книги о смысле жизни существуют издавна

Если вы думаете, что книги о смысле жизни – это современное явление (ну, может, если не современное, то относительно новое – 1–2 века), то сильно ошибаетесь. Еще античные философы писали произведения, чтобы решить эту сложную проблемы.

Наиболее известные философские и психологические гипотезы о смысле жизни:

  • Сократ считал, что смысл в улучшении своей души, ведь именно это позволит пройти земной путь с достоинством и без злых помыслов.
  • Аристотель, не мудрствуя лукаво, советовал стать счастливым человеком.
  • Антисфен соглашался с Аристотелем, вот только слово «счастье» заменял на добродетель.
  • Эпикур уверял, что смысл человеческого существования, – вести жизнь богов: жить где-то в укромном месте, с близкими людьми, иметь простые радости и не вмешиваться в политические разборки.
  • Шопенгауэр верил, что наши поступки – не результат наших решений, а исполнение некой «мировой воли».

    Если вы глупец, то будете гнаться за всеми мыслимыми и немыслимыми наслаждениями и в результате – проиграете. А вот умные люди – скромны и желают малого.

  • Кьеркегор наверняка вдохновлялся античными философами, потому что в своих книгах описывал абсурдность человеческого существования, которое имеет смысл лишь тогда, когда человек создает свои ценности в противовес всем и обретает счастье.
  • Оригинальный взгляд на вещи имел Ницше, который считал, что смысл существования каждого из живущих на Земле – приготовиться к приходу сверхчеловека.

Говорить о трудах философов, которые уже стали классикой, можно очень долго.

Если имеете должную подготовку и чувствуете в себе достаточно сил, читайте философские книги. Практически каждая из них – о смысле жизни.

Книги о смысле жизни на любой вкус

Ну, правда, большинство героев книг только и занимаются тем, что ищут, в чем резон их существования, решают, как стать счастливым человеком, как преодолеть препятствия на своем пути и т.д.

Но все же есть те книги, что цепляют больше других, что оставляют незабываемое послевкусие. Может быть потому, что они более глубокие и ценностные для читателя.

10 художественных книг о смысле жизни

Смысл жизни – это как раз такая штука, о которой много пишут не только психологи и философы, но и прозаики.

Любите серьезную художественную литературу? Тогда вам точно понравится многое из этой подборки.

    Э.-Э. Шмитт «Оскар и Розовая Дама».

    Эта книга заставит прослезиться даже самых зачерствевших людей. История мальчика, неизлечимо больного раком, которому актриса-неудачница предлагает проживать каждый день, будто это 10 лет.

    Совет актуальный для тех людей, что глупо и без особого смысла тратят свое время, отведенное им на земле.

    Р. Бах «Иллюзии».

    Достаточно известный роман, который нужно прочесть хотя бы для того, чтобы получить возможность блеснуть своей эрудицией в обществе.

    Основная мысль произведения предельно проста: делать что-то чудесное под силу любому человеку, который искренне этого захочет.

    П. Коэльо «Вероника решает умереть».

    Молодая девушка решает свести счеты с жизнью, потому что не видит в ней смысла. Попытка суицида указывается неудачной и приводит ее в словенскую психбольницу.

    Случайно барышня, которая вроде бы хотела умереть, узнает, что существование ее действительно будет недолгим. Провести последние дни в психушке? Вот уж нет!

    Сбежать на волю, чтобы оторваться по полной и понять, что жизнь – прекрасна.

    С. Моэм «Бремя человеческой души».

    Даже атеисты часто верят в то, что у человека есть не только бренное тело, но и душа. Некая частица внутри нас, которая порой и руководит нашими мыслями, желаниями и поступками.

    Каждая человеческая душа, по мнению С. Моэма, имеет как светлую, так и темную сторону. Главное – сделать правильный выбор.

    У. Голдинг «Шпиль».

    Что бы вы сказали о своем знакомом, который ни с того, ни с сего решил построить в вашем городе башню со шпилем высотой больше 120 метров?

    Сказали бы, что он сошел с ума? Попытались бы отговорить от этой навязчивой идеи? Отправили бы к доктору проверить голову?

    А если ваш знакомый убежден, что именно в этом состоит его миссия в этом мире? Он считает, что нашел смысл своей жизни, так разве вы вправе его судить?

    Д. Киз «Цветы для Элджерона».

    Одно из лучших произведений американской литературы, выполненное в жанре научной фантастики.

    Имеет ли смысл существование умственно отсталого человека? Как меняется жизнь того, кто получает шанс стать из «идиота» гением? А что если эти изменения временны и вскоре все вернется на круги своя?

    А может нужно просто понять, что жизнь каждого человека имеет свою миссию? Книга заставляет искать ответы на эти и многие другие вопросы.

    Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна».

    Что стоит за словосочетанием «американская мечта»? Слава, деньги, успех или большая трагедия, которая способна уничтожить любого, кто играет не по правилам?

    Тонкий психологический роман, который сам автор называл любимейшим среди своих произведений. Роман о большой любви, победах и поражениях.

    Э.М. Ремарк «Искра жизни».

    Вообще-то каждое произведение Ремарка можно назвать книгой о смысле жизни, поэтому, если вы являетесь поклонником этого замечательного немецкого писателя, значит уже продвинулись на шаг вперед в изучении вопроса.

    Какой резон существования у узников концлагеря? Ответ прост: выжить и понять, насколько большая ценность жизнь.

    А. де Сент-Экзюпери «Цитадель».

    Думаю, «Маленького принца», будучи человеком образованным, вы наверняка читали, а вот с этим романом знакомы далеко не все.

    Последнее произведение Сент-Экзюпери.

    Возможно, именно опыт прожитых лет позволил понять автору, что смысл жизни каждого человека в том, чтобы обрести свою родину, найти свой очаг, возле которого будет тепло, уютно и безопасно, а также – быть рядом с любимыми и родными.

    О. де Бальзак «Шагреневая кожа».

    Вечная классика, к которой мы в школе относимся невнимательно, считая нудной и неинтересной.

    И правда, оценить это произведение под силу лишь взрослому, который любит книги, что заставляют думать. Можно ли избежать соблазна, если получаешь в подарок магический предмет, что исполняет любое твое желание, но при этом сокращает жизнь?

    А вы бы распорядились им лучше, чем Рафаэль – герой книги?

Искать смысл жизни, конечно, можно и нужно! Книги — один из способов.

А можно, для начала, попробовать разобраться в себе:

Книги другого стиля о смысле жизни

Если вы не хотите продираться сквозь метафоры, гиперболы и другие художественные приемы, если ищете более серьезную литературу, чем романы, то вот вам несколько других книг .

Не буду утверждать, что они ответят на все ваши вопросы или что на одной из страниц вы отыщите суть своего существования.

Даже если вы взглянете на отзывы в интернете, то увидите, что некоторые восхваляют предложенные мною книги, некоторые – ругают их, не выбирая слов, утверждая, что незачем их читать.

Но ведь вы никогда не узнаете, к какому лагерю примкнуть, если не прочтете эти произведения, правда?


Название и автор Описание
1 А. Новак «Книга, которой нет»
Вот, пожалуй, трудно лучше объяснить, о чем эта книга, чем это сделал издатель. На обложке произведения значится: «Как бросить беличье колесо и стряхнуть пыль со своей мечты».

Вы действительно сможете сделать и то, и другое, если будете вдумчивым читателем и настроитесь на одну волну с автором.

2 Толле Экхарт «Сила Настоящего»
Эту книгу можно отнести к образцам духовной литературы. Автор опирается не на чужой опыт или чужие мысли, а рассказывает о том, что помогло ему измениться, как он открыл ощущение внутреннего бытия, как проходила его внутренняя трансформация.

На собственном примере Экхарт показывает другим, как можно найти смысл жизни и освободиться из внутреннего рабства.

3 Р. Шарма «Кто заплачет, когда ты умрешь?»
Робин Шарма – личность легендарная для тех, кто заботится о своем личностном росте и саморазвитии. Его книга – это своеобразная энциклопедия решений простых и сложных проблем.

То есть вы получаете не столько теоретическую, сколько практическую помощь в поиске смысла жизни.

Читайте эти и другие книги о смысле жизни , и вам будет гораздо легче разобраться в себе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Виктор Пелевин, современный писатель-постмодернист, поразил меня своим утверждением: «Смысл жизни в поисках смысла жизни». Действительно, человечество не одно тысячелетие пытается осмыслить своё существование, но до сих пор не найден устраивающий всех ответ.

К этому вопросу каждый относится по-разному. Кто-то вовсе не задумывается над ним, считая философствование пустым и обременительным занятием. Как правило, жизнь такого человека напоминает растительную, механическую, сводится лишь к удовлетворению потребностей. Недаром возникло понятие «общество потребителей». Подобная позиция приводит к постепенной утрате духовности, нравственного чувства, то есть человек перестаёт быть личностью, сохраняя все функции биологической особи.

Можно резонно возразить: «Приносят ли счастье поиски смысла жизни? Обретёт ли спокойствие человек, если эти поиски увенчаются успехом?». Но ведь никто и не обещал лёгкости в постижении тайн бытия и своего собственного «я». Если бы это было так просто! Представим, что каждый найдёт свой ответ на вечный, как мир, вопрос о смысле жизни. Что будет в итоге? Хаос? Общество роботов с выверенной программой действий? Поневоле согласишься с Пелевиным: уж лучше всю жизнь верить в существование абсолютной, непреложной для всех истины и стремиться к ней, чтобы обрести гармонию.

Пытаясь найти себя, мы не стоим на месте, а изменяемся, развиваемся, совершенствуемся. Вспомним Л.Н. Толстого: он утверждал, что остановка — это духовная смерть. Вечное движение и есть, по всей видимости, та миссия Человека, которую возложил на нас Создатель. Да, этот постоянный поиск сопряжён с разочарованием, утратами, болью. Главное — не потерять веры в себя, в изначальную осмысленность происходящего. Выход заключается в том, чтобы продолжать поиск, не боясь совершить ошибку.

«Вечной» теме поиска смысла жизни посвящён не один десяток произведений мировой литературы. В России этому вопросу уделяли большое внимание корифеи словесности — А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. И этот ряд можно продолжить.

Герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — «лишний человек», скучающий от отсутствия смысла в жизни, которую он вынужден вести как представитель своего времени и своего сословия. Не начав как следует учиться («Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), он пытается заняться умственным трудом, но быстро охладевает к этому из-за лени.

Судьба преподносит Онегину бесценный дар — любовь неискушённой девушки. Однако любовь не нужна человеку, не нашедшему себя. Он равнодушен и холоден, а потому с лёгкостью совершает преступление — убивает друга на дуэли, которую сам же спровоцировал от скуки. Затем, спасаясь от тоски, «он начал странствия без цели». Вот оно, ключевое слово — цель! Без неё человек оказывается в духовном вакууме, утрачивает не только смысл, но и самый вкус жизни. Эту цель не обрести в бесполезных блужданиях по свету. Нашёл ли Онегин то, что искал? Не растерял ли того, что имел?

Во всяком случае, он сожалеет о том, что прошёл мимо любви, которая утеряна им безвозвратно.

Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», видит цель своей жизни в разрушении, в отрицании всего, что было создано раньше. Последовать его примеру? Или остаться при своих (пусть консервативных) убеждениях, как это делают Кирсановы? Кто из них прав? На чьей стороне истина? В этом произведении вопрос о смысле жизни упирается в решение проблемы «отцов» и «детей», но есть проблемы преемственности поколений. Позднее Ф.М. Достоевский создаст свои «идейные романы», где основу конфликта составит борьба идей, а герои будут доказывать истинность своих теорий на материале собственной жизни.

Предвидя небывалый размах человеческих амбиций, пророчески предрекая рождение чудовищных идей, Достоевский призывает читателя во имя спасения мира и человечества довериться учению Христа. Каждым своим произведением писатель стремится убедить нас в том, что единственная цель, достойная человека, — это служение Добру. В этом с ним солидарен и Лев Николаевич Толстой. Для него, как и для его любимых героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина), смысл жизни заключается в постоянном поиске истины. Душевный покой, по мысли Толстого, — это подлость. И, значит, да здравствует движение, бесконечный путь души к совершенству!

Писатели настойчиво зовут нас не сдаваться, не успокаиваться на достигнутом. Преступно не внять этому призыву, когда тебе семнадцать лет и жизнь распахивает перед тобой свои горизонты. Только бы хватило сил!