Презентация проекта "музыкальная гостиная для родителей". Проект «Музыкальная гостиная в ДОУ», с целью воспитания в детях высокой культуры и психоэмоционального здоровья

Музыкальное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий развлечения предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Знакомство с видами музыкального искусства
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Развитие лексического словаря, кругозора и внимания, сопереживания за сверстников.
- Развитие художественно-эстетического воспитания.
- Побуждение к активной творческой деятельности и сочинительству.
- Формирование отношений,основанных на сотрудничестве и взаимопомощи
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели и родители
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ

Ведущая: Отчего у нас веселье? Праздник тут какой у нас?
Дети: День рожденья музыки празднуем сейчас!
Ведущая: Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях Праздник!
День весёлый, добрый, славный,
В октябре он музыкальный.
Этот день встречаем песней,
Об осени чудесной.
Осенняя песня

Ведущая: Осень нам дарит так много музыкальных звуков.Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни перелетных птиц.
Давайте попробуем сейчас это отобразить с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите, какие из лежащих на столе инструментов подойдут по-звучанию:


Шорох листьев- маракасы
Капли дождя- треугольник, колокольчики
Пение птиц- свистульки
Завывание ветра- металлофон (глиссандо)
(дети разбирают инструменты по-желанию)
А теперь начинаем нашу музыкальную викторину. Слушайте внимательно текст, чтобы вовремя сыграть на муз. инструментах. А читать нам будут зрители.
Музыкально-поэтическая викторина


1. Вот осенний ветерок у куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся. над деревьями кружил,
А потом мне на колени желтый листик положил.

2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются, с дальним озером, с полями
Навсегда прощаются
3. Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть, все грустят:
Потому что с жарким летом расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет, ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье: Пусть к нам лето вновь придёт.
4. Тихая, тёплая, нежная осень
Листья увядшие всюду разносит,
Красит в лимонный, оранжевый цвет
Свет.
На тротуары, газоны, аллеи
Их она сыплет, ничуть не жалея, –
Вот над окном в паутине повис
Лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
Мне на ладонь, покружившись, садится,
Лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
Вот он уже на соседнем балконе,
Миг – и, минуя широкий карниз,
Вниз.
5. Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом
6. Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит
7. Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком
Ведущая: Давайте поаплодируем друг другу за такое прекрасное музыкально-поэтическое исполнение.
А теперь пришло время поиграть.


Игра с музыкальными инструментами (Дети двигаются, соответсвенно музыке-марш, бег, поскоки, когда музыка останавливается должны поднять руку дети с теми инструментами, которые назовет ведущий. Кто поднимет неправильно-выходит из игры).
Выходит Тарарам: Всем привет! Я главный Тарарам!
Ведущая: Как тебя зовут?
Тарарам: Та-ра-рам! Это значит очень громко и красиво! Правда, ребята?
Ведущая: Очень громко- это вовсе не очень хорошо. В музыке важно услышать мелодию, а не шум, который тебе так нравится.
Тарарам: Мелодия? А что это такое?
Ведущая: Ребята тебе сейчас про это споют.
Песня о музыке


Тарарам: А научиться так петь можно?
Ведущая: Конечно. Мы сейчас поиграем с тобой в музыкальное эхо. Мы будем запевать, а ты за нами красиво повторять.
Распевка «Эхо»
Тарарам: Мне очень понравилось петь с вами под музыку. А что еще может быть музыкальное?
Ответы детей
Ведущая: Будем вместе мы играть, Тарарама развлекать.
Игра «Ищи»


Тарарам: А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей
Мы сейчас поиграем в игру «Назови инструмент». Делимся на две команды: ребята и гости. Каждый, по-очереди, называет музыкальный инструмент. Чья команда окажется последней по ответам, та и выиграет. Готовы? Начинаем.
Игра «Назови музыкальный инструмент»

Ведущая: Наш праздник был всем интересным,
Весёлым, шумным, радостным для всех.
И он прошел приятно и чудесно
Под звуки музыки и звонкий смех!
Заключительный хоровод

Музыкальный материал:

А. Филиппенко «Про солнышко споем»;

Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» в исполнении С.Я. Лемешева.

Иллюстративный материал:

М. Врубель «Раковина» - репродукция картины;

О. Ренуар «Девушка с веером» - репродукция картины;

Стеклянная капелька-наполнитель;

Морская раковина.

(Дети входят в зал и свободно располагаются на стульчиках.)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Каждый день мы с вами можем наблюдать за различными явлениями в природе. Среди природных явлений есть те, за которыми с удовольствием любят наблюдать и взрослые, и дети. Одно из таких явлений вы прекрасно знаете. Но что это, мы узнаем, разгадав наши загадки.

Ребенок:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко -

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он краску для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри! (Радуга.)

Приказало солнце - стой,

Семицветный мост крутой!

Туча скрыла солнца свет -

Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)

(Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить радугу, которую дети наблюдали в небе после дождя, и рассказать, сколько цветов в радуге.

Дети называют семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, голубой и фиолетовый (сколько вспомнят).)

Музыкальный руководитель:

Дети, скажите, пожалуйста, а когда вы видели радугу?

(Дети дают различные ответы, но надо подвести их высказывания к тому, что они видели радугу именно после дождя.)

Мы, ребята, можем видеть радугу только после дождя, потому что радуга возникает тогда, когда в воздухе еще много дождевых капелек, а солнышко уже выглянуло из-за тучки и осветило эти капли. Каждая капелька взяла какую-то краску у солнечного лучика, и получается радуга. Иногда получается, что одна капелька может отразить несколько красок, и цвета могут перемешаться. Например, красная может находиться близко от оранжевой или желтой. Помните, вы рисовали заборчик из разноцветных досок, а потом на ваши доски пошел дождик (дети набрызгивали водичку на свой рисунок). Скажите мне, что у вас получилось?

(Дети отвечают, что краски все расплылись.)

Пожалуйста, скажите мне, похож ли был ваш заборчик на радугу?

(Дети отвечают, что рисунок на бумаге действительно чем-то напоминал радугу в небе. Музыкальный руководитель показывает стеклянную капельку.)

Посмотрите, сегодня капелька пришла к нам в гости. Она хочет передать вам привет от солнышка.

(Дети рассматривают капельку. Желательно так показать капельку, чтобы на нее попали или луч солнца, или направленное освещение.)

Дети, я думаю, что солнышку тоже будет приятно услышать наш привет. Какой привет мы можем послать солнышку? Давайте споем ему песенку.

(Исполняется песня А. Филиппенко «Про солнышко споем».)

На нашей земле есть такое место, где радугу можно увидеть не только на небе. Как вы думаете, где еще может быть сразу много- много капелек?

(Дети могут назвать речку, озеро, лужу.)

Да, дети, вы правильно сказали, что капельки живут и в луже, и в пруду, и в озере, и в речке. Как вы думаете, где может быть очень- очень много капелек?

(Ответ детей.)

Правильно, конечно в море, и даже в океане. Лучи солнца проникают во все капельки, которые в море, и окрашивают его обитателей в такие красивые цвета.

(Музыкальный руководитель показывает большую морскую перламутровую раковину. Дети рассматривают раковину. В это время звучит фрагмент (только звучание оркестра) «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на переливы перламутра раковины. В то время, когда дети рассматривают, музыкальный руководитель открывает репродукцию картины М. Врубеля «Раковина».)

Дети, сколько можно видеть раковин в нашем зале?

(Дети обращают внимание на нарисованную раковину. Кто-то из детей может отметить изображенных на картине русалок.)

Да, ребята! Действительно, мы видим здесь русалок - девушек, живущих в глубине моря. Вы видите, что их одежда также переливается всеми цветами радуги, как и сама раковина. Давайте посмотрим, какие же краски украшают одежду русалок и саму раковину?

(Дети называют краски, музыкальный руководитель подводит их внимание к тому, что есть ярковыраженные цвета, а есть и смешанные, нюансированные.)

Дети, мы с вами рассмотрели настоящую морскую раковину и раковину, которую написал замечательный русский художник Михаил Врубель. Я хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним художником. Его имя Огюст Ренуар. Жил он во Франции. Огюст Ренуар очень любил путешествовать. Он всегда носил с собой краски и кисти, и зарисовывал все, что видел во время своих путешествий. Особенно он любил рисовать у моря. Однажды он увидел девушку, которая держала в руках несколько раковин и обмахивалась ими, так как было жарко. Светило яркое солнце, раковины переливались и сверкали, как драгоценные камни. Огюст Ренуар быстро зарисовал их в свой альбом. Приехав домой, художник на концерте услышал музыку, которая так напомнила ему сверкание раковин на солнце. Закрыв глаза, Огюст Ренуар опять ощутил теплый морской воздух, жаркие лучи солнца и красоту переливающихся раковин.

Вы хотите послушать эту музыку?

(Ответ детей.)

Давайте представим, что мы тоже находимся на том концерте! Закроем глаза и послушаем музыку.

(Звучит фрагмент «Песни индийского гостя» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».)

Вам понравилась эта музыка? Правда, она очень красивая? Как зовут тех, кто сочиняет музыку?

(Ответ детей.)

Правильно, музыку сочиняют композиторы. Эта красивая музыка принадлежит русскому композитору Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Я с удовольствием послушаю её вместе с вами. Эта музыка называется «Песня индийского гостя», который поет о богатствах страны Индии, из которой он приехал, о красоте драгоценных камней.

(Исполняется «Песня индийского гостя» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко» в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева.)

Я хочу вам показать девушку, которую увидел около моря Огюст Ренуар. Только он написал ее не с раковинами, а с веером, который переливается красками перламутра. Картина так и называется «Девушка с веером».

(Просмотр картины О. Ренуара «Девушка с веером».)

Ну вот, подходит к концу наша беседа. Мы посмотрели с вами, как много можно увидеть в простой капельке воды. Помогает нам в этом наш друг - солнышко. Мы должны с вами радоваться нашей прекрасной природе, которая вдохновляет на создание прекрасных произведений художников и композиторов, писателей и поэтов. Мы должны нежно оберегать и защищать ее. Нам нужно научиться:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Задачи : через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии. Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей. Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.

Материал:

Репродукции картин:

И. Левитан «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью», «Октябрь»; С. Кротова «Осень»; Ф. Васильев «Буря»; А. Жданов «Октябрь»;

И. Курныков «Осенний дождь»; Ю. Бобин «Ноябрь».

Музыкальный ряд:

С. Намина «Мы желаем счастья вам»; А. Бородин «Полька»; Ф. Черчель «Вальс»; П. Чайковский «Октябрь»; Майкопар «Бурный поток»; М. Легран «Шербугские зонтики»; Спадавеккиа «Старый жук»; Паулс «Пасмурно»; А. Рубинштейн «Мелодия».

Осенние разноцветные листья на каждого ребенка; 2 листа ½ ватмана, цветной картон; гуашь, кисти, ножницы, клей.

Корзина, украшенная листьями, с маленькими коробочками сока (угощенье).

Предшествующая работа:

Согласно плана проекта – циклы занятий по ИЗО, ознакомление с искусством, художественной литературой; наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседы об увиденном и услышанном.

Разучивание стихов и песен об осени. Подготовка музыкального материала с помощью педагога и учеников Центра Детского Творчества.

Ход занятия:

Дети под музыку С. Намина «Мы желаем счастья вам» входят в зал, встают полукругом и поют припев песни, здороваются.

Воспитатель – Мы рады гостям, рады друг другу. Давайте улыбнемся всем: тому, кто справа, тому, кто слева, кто впереди вас. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Затем дети проходят на стульчики.

Воспитатель - сегодня мы с вами поговорим о чем-то прекрасном и знакомом для вас. А что это, вы узнаете из загадки: (воспитатель загадывает загадку)

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Воспитатель - да, мы с вами еще раз поговорим об осени, ведь это время года необычное. Оно такое разное. Хоть все считают, что осень – грустная пора, но ведь, она приносит с собой не только хмурое небо и холодный дождик, но и красоту и радость, которую мы можем встретить в осенних садах, скверах и лесах.

Из всех картин осеннюю люблю.

Достойно мудрой красоты её звучанье.

Слезами, полными любви и увяданья,

Роняет робко осень молодость свою.

Нет ни одного человека, который не любовался бы красками осени, а какие краски у осени? (ответы детей). Поэтому на это время года обращали свое внимание художники. Сколько замечательных картин, пейзажей написано об этом времени года, вы только взгляните (воспитатель обращает внимание всех на выставленные картины).

Я предлагаю на время стать всем художниками и оставить на листе ватмана яркие краски осени, а в конце нашей встречи мы увидим во что превратятся ваши мазки. (Техника рисования - «монотипия». Все участники вечера наносят яркие пятна на силуэт листочка, а сверху накладывают белый лист с силуэтом и разглаживают рукой).

Воспитатель - осень воспевали и поэты, они этому времени года посвятили свои чудесные стихи, которые сегодня мы с вами услышим.

Так же это время года нашло свое отражение и в музыке, ведь осень дарит нам столько эмоций, столько чувств, а это может выразить музыка. А подарят нам звуки и настроение осени наши гости из Центра Детского Творчества.

Воспитатель – сейчас хочу проверить, как вы знаете приметы осени, и загадаю несколько загадок:

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать (дождь).

Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь (ветер).

Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

Рыжий Егорка упал в озёрко. Сам не утонул и воды не всколыхнул (осенний лист).

А вот о верной примете осени прочтут стихотворение наши детки (трое детей).

Верная примета

Г. Ладонщиков

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Воспитатель – да, начинается осень с ярких красок, которые дарят столько эмоций, удивленья. Вот послушайте, как настроение стихотворения «Осень» передается в музыке.

А. Бородин «Полька» (исполняют гости), а прочтет стихотворение Артем.

Осень

З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

(На полу заранее разложены разноцветные листья.)

Воспитатель - посмотрите, сколько красивых листочков. Откуда они? (ответы детей). Да это нам подарил листопад. Послушайте Никиту.

Листопад

Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

и ныряют в лужу.

Воспитатель - давайте возьмем в руки эти красивые листочки, и устроим листопад.

(Дети под звуки польки подбрасывают листья и выполняют дыхательное упражнение «подуем на листочки».)

Воспитатель - На что похож этот листопад? (ответы детей). Вот послушайте, о чем вам расскажет Вероника. (Дети собираются в круг.)

Озорники

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Воспитатель - я предлагаю потанцевать всем с листиками, а помогут нам в этом наши гости и исполнят вальс композитора Ф. Черчеля, этот танец очень хорошо передает кружение листочков.

Танец – импровизация с листочками.

Воспитатель - Хорошее у вас настроение? Это настроение от красок, звуков листвы и ее кружения дарит нам 1месяц осени. (какой? сентябрь). Как такую осень называют? (золотая, почему?).

Но вот на смену сентября приходит, что? (октябрь). Он дарит не только хорошее, радостное настроение, но бывают дни и серые, и хмурые, когда бывает плохое настроение, вот посмотрите на картину И. Левитана «Октябрь», а Андрей прочтет стихотворение:

В октябре

Г. Ладонщиков

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Воспитатель - я предлагаю послушать отрывок музыкального произведения П. Чайковского из цикла «Времена года», которое так и называется «Октябрь». И вы почувствуете всю грусть и печаль этой поры, а исполнит его Людмила Владимировна.

Но бывает не только грустно, но и тревожно, ведь осенью наступает пора ненастья. Расскажет об этом Соня (картина Ф.Васильева «Буря»):

Ненастье

А. Тихонов

Задрожали листья, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшись, злая

Рвёт, и мечет, и воет в лесу.

Воспитатель - вот послушайте, как композитор Майкопар передал такое состояние природы, а пьеса так и называется «Буря».

Воспитатель - пусть ненастных серых дней будет поменьше, и пусть природа подарит нам радость от встречи с осенью. Предлагаю полюбоваться картинами осенней природы на нашем вернисаже, а музыка М. Леграна «Шербугские зонтики» поможет передать все настроения этого удивительного времени года.

(Дети проходят к импровизированной выставке картин.)

Воспитатель - Чем же человек занят в осеннюю пору? (ответы). Человек утепляет свое жилье, помните, как говорилось в стихотворении:

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

А как он утепляет? (ответы). Вот послушайте, Лиза расскажет, что произошло в одной семье:

Агния Барто

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Воспитатель – как вы думаете, спасли жука? Давайте потанцуем и поиграем с жуком, а помогут нам дети из ЦДТ и композитор Спадавеккиа с песенкой «Старый жук». Приглашайте своих родителей в круг.

Танец – игра.

Воспитатель - ну, вот мы и повеселились, утеплили свои дома, чтобы не замерзнуть, потому, что наступает какая осень? (поздняя). Вот мы и добрались до последнего месяца осени, это месяц? (ноябрь). Что говорит народ про эту пору? «Ноябрь - предвестник зимы». Послушайте, как грустно звучит это стихотворение, которое прочтет Настя:

Осень

И. Мазнин

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

Воспитатель - как хорошо передано это грустное, осеннее настроение в произведении Р. Паулса, которое называется «Пасмурно». (Картина Ю.Бобин «Ноябрь», исполняют пьесу гости).

Воспитатель - Ну вот и пролетели мимо нас все три месяца осени, и природа приготовилась к встрече зимы.

(Звучит «мелодия» А. Рубинштейна и воспитатель читает стихотворение).

Стоят леса полупустые,

Слова, роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки.

Уже прохладна синева,

Уже висят на паутинке

Её прощальные слова.

Воспитатель - уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций, а еще что? Нам расскажет Арсений М:

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Фартук розовый –

Зонтик желтый –

Фрукты осень

Дарит нам.

Воспитатель - выносит корзину, украшенную осенними листьями, а в ней сок.

(Дети получают в подарок коробочки с фруктовым соком.)

Воспитатель - Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, как пестрые осенние листья.

(Воспитатель напоминает, что в начале вечера дети рисовали яркие мазки, а родители вырезали из ярких полотен листья и наклеили на цветной ватман и получились картины.)

Эти картины украсят нашу группу и будут напоминать об этом вечере.

Одну воспитатель дарит детям, а вторую дети дарят гостям из ЦДТ и благодарят их за подаренную замечательную музыку, которая звучала в их исполнении весь вечер.

И нам приходит пора прощаться, так давайте пожелаем на прощанье всем счастья.

Дети встают полукругом и поют припев песни С. Намина «Мы желаем счастья вам», и под музыку выходят из зала.

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге?» , «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.