Вечное движение. Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов

Бедуин (или бадави) по-арабски - это «житель пустыни». Так называют кочевников пустыни, которые разводят одногорбых верблюдов-дромадеров и живут в шатрах. Главные достижения бедуинской культуры - это одомашнивание верблюда и изобретение шатра. Вот уже более трёх тысяч лет верблюд определяет жизненный уклад скотоводов Аравии, да и всего Ближнего и Среднего Востока. На него можно навьючить до четверти тонны груза, и хотя двигается он чуть быстрее обычного пешехода, зато способен обходиться без воды несколько дней. Кроме того, верблюжье молоко и мясо идут в пищу бедуинам, шерсть - на одежду, циновки и верёвки, кожа - на упряжь, ремни и утварь.


Бедуин кочует налегке, не обременяя себя лишним имуществом. К верблюжьему вьюку приспособлена и утварь, и переносное жилище - прямоугольный шатёр из узких полос тёмной ткани, изготовленной из козьей или овечьей шерсти. Верблюжья шерсть не годится для шатра, так как легко впитывает влагу (зимних редких дождей и ночной росы). Числом шестов измеряется вместительность бедуинского жилища. В обычном шатре - два подпорных шеста, а у вождя племени могут быть шесть или восемь шестов.




Бедуины кочуют вместе с семьями. Те из них, кто исповедует ислам (среди них есть немало исповедующих христианство), могут иметь до четырёх жён. Причём только после рождения сына бедуинка становится полноправной женой.




В условиях скудной природы бережливость становится жизненно необходимой для выживания. С кустов растения арак собирают ягоды, а его ветви служат для изготовления зубочисток. Растение ушнан, или солянка, используется как мыло, из её пепла изготавливается щелочь. В водном настое солянки сушат ягоды, грибы или саранчу. Последняя для кочевников - это вкусная и питательная пища. Насекомым отрывают крылья, ножки и голову (хотя есть любители и голов), а затем жарят, варят в солёной воде или сушат. Приготовленную впрок саранчу хранят в мешках, как зерно.



Библейская еда - манна небесная - до сих пор используется в пищу. Её собирают бедуины Синайской пустыни в июне с кустарника тарфа - тамариска. Имеющая сладковатый вкус, она хорошо сохраняется и служит приправой к хлебным лепёшкам.




После осенних дождей бедуины собирают в Аравийской пустыне белые, красные или чёрные трюфели. Кстати, существует поверье, что эти грибы возникают от ударов грома. Сбор грибов - особый промысел, в котором участвуют и специально обученные собаки.



Бедуины обожают охоту. Когда-то они охотились на дикую корову (орикса), дикого осла (онагра), газель. Каменного козла (ибекса) и кролика. Из птиц предпочитали страуса, дрофу, журавля, различных куропаток, диких голубей. Для охоты использовали охотничьих собак породы салюки, дрессированных пантер и ловчих птиц.



Бедуины - одни из лучших следопытов в мире. Они создали науку «чтения пустыни». По следам на песке они в состоянии выяснить, сколько пеших, всадников и верблюдов прошли этой тропой. В ночное время - а путешествовать с караваном лучше всего в прохладную лунную ночь - проводники легко читали звёздное небо, определяя путь по положению светил. Не зря древние арабские поэмы начинались описанием следов от покинутого становища, которые тогда были понятны и поэтам, и слушателям.



Бедуины считаются носителями подлинного арабского зыка, настоящей поэзии и старых духовных ценностей, ставящих во главу угла храбрость и презрение к невзгодам.


Пустыня, верблюды, бедуины…
Каир и восточный базар…
Пирамиды и древности…
Египет в 1997 г. разительно отличался от того, что мы можем видеть в 2014 г.
Репортаж из Египта 1997 г.
Египет, каким мы его уже никогда не увидим.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Глава 2. Бедуины

Бедуины (араб. بدوي‎‎ badawī, во множ. числе beduan - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник») – так принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. В основном, их так называют европейцы, не очень желающие разбираться в отличиях разных кочевых племен. На наш взгляд, понятие бедуины так же условно, как понятие «советский народ». Вроде бы и есть такой народ, такое крупное сообщество, но, по сути, оно распадается на более мелкие группы. Так и бедуины распадаются на кочующие племена с родовой культурой.

Предполагают, что бедуины кочуют по пустыне не менее 4-5 тысяч лет. Точно никто не знает. Сначала бедуины были язычниками. Потом их обратили в христианство европейские миссионеры (те миссионеры, которых бедуины не зарезали). Потом молодая напористая религия ислам вытеснила христианство в сознании бедуинов. Кочевые племена (и бедуины в их числе) часто отдают предпочтение исламу, т.к. эта религия более удобна для кочевой жизни: каждый раз строить церковь и возить с собой иконостас с колоколами не очень комфортно. Бедуины стали говорить на арабском языке. Поскольку прокормить в пустыне ораву наездников и скотоводов трудно, бедуины совершали набеги на африканские племена, особенно племена Судана. Бескрайняя зловеще-красноватая Нубийская пустыня являлась отличным убежищем для воинственных племен бедуинов. Таким образом, через бедуинов ислам успешно распространялся на юг Африки, подрывая успехи христианских миссионеров. Бедуины захватывали, как отдельных черных жителей Африки, так и целые деревни, обращали их в рабство и уводили с собой в пустыню. Путь из рабства в бескрайней пустыне был только один – принять ислам.

Понятно, что большинство здравомыслящих пленников, не так давно принявших христианство под давлением миссионеров, достаточно легко соглашались на замену только что приобретенного христианства на ислам. При этом они, конечно, втайне сохраняли свои первоначальные языческие культы. Но обретя освобождение от рабства, бывшие пленники не получали полноценную свободу в нашем понимании. В сердце Сахары, вдали от родных мест у них был небольшой выбор: уйти и погибнуть в пустыне от жажды, уйти и погибнуть в пустыне от рук воинственных племен или остаться и стать полноценным бедуином-кочевником. Большинство выбирали жизнь.

Получается, что ислам как религия и культура, многим обязан «отсталым» бедуинам. Именно эти кочевники, в том числе, расширяли границы исламского мира на благо оседлых и более просвещенных мусульман. Получается, что нищие бедуины продемонстрировали успешность своего стиля жизни, подчинив себе огромные пустынные территории и увеличив свою численность за счет бывших пленников едва ли не быстрее, чем многодетные оседлые мусульмане крупных поселений. А то, что бедуины не скопили крупных материальных ценностей и не создали значительных памятников культуры – а зачем это бедуину? В пустыне понты не нужны.

«Натура у них корыстная, хищническая, вероломная; они сладострастны и мстительны до самозабвения, но в то же время трезвы, гостеприимны, даже самоотверженны, в особенности для близких им людей, и рыцарски вежливы. Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40-50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все бедуины исповедуют теперь магометанство, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. В умственном отношении они очень мало развиты, но, тем не менее, им нельзя отказать в здравом смысле, живости ума и пламенной фантазии, как показывают их сказки и поэзия. Впрочем, общая характеристика бедуинов теперь едва ли возможна, так как, при широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще, название «бедуины» не может служить уже обозначением одной определённой народности, а скорее целой группы племён, с более или менее смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют бедуинами – в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии». .

«Бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у северной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии. В физическом и нравственном облике бедуинов ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам». .

То, что среди бедуинов встречаются вполне успешные люди, доказывает фотография ниже.

Зайд бен Султан ан-Нахайян, впоследствии президент ОАЭ, во время бедуинского образа жизни. ( фото.) Об удивительном 14-м правителе из рода ан-Нахайян, правящего на территории эмирата Абу Даби уже около 250 лет, читайте в Википедии .

Бедуины делятся на племена и хамуллы (кланы). Управляющий родом кади обычно воплощает абсолютную власть: и духовную и светскую, и гражданскую судебную и военную лидерскую. Кади может управлять довольно большим сообществом в несколько десятков поселений. Руководителем поселения является шейх. Власть шейха передается от отца к старшему сыну.

«У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения». .

«Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «хина», широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует так же и у евреев – выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу – невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер – праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни – это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда, такие как фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режется несколько десятков овец». .

Бедуины присутствуют не только в пустыне между Нилом и Красным море, о которой мы ведем речь, но и в Израиле. Более того, они играют там важную роль.

«В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста-ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревле было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием являет галабея – белая туника, и куфия – головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку – платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий – незамужние.

Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращение ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году. Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева – Телль-Авив. В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедуинская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование. Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения»: аль-Бутым, ад-Денират и другие).

Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ. Солдаты-бедуины в служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» – бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, что бы она была полной неожиданностью для террористов». .

Ну, а теперь мы вернемся к классическим кочевым бедуинам, живущим и кочующим между Нилом и Красным морем. В то время как большинство наших соотечественников и даже иностранцев грели свои ленивые тела на пляжах, мы поехали к бедуинам. Посмотреть, как люди живут и свой кругозор расширить. В то время, в 1997 году, поездка к бедуинам не была таким откровенно туристическим шоу. Мы взяли проводника, который знал несколько десятков слов на английском, и поехали к бедуинам. Но об этом в следующей главе…

Электронное СМИ «Интересный мир». 24.03.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

(араб. البدو قرية ; англ. Bedouin villages)

Где находится: несколько бедуинских деревень располагаются по периметру в 10 - 30 км от Хургады.

Как добраться: добраться их Хургады можно на джипах или квадрациклах. Есть более экзотичный способ – отправится по пустыне к бедуинам на верблюде, но ввиду того, что эти животные крайне медлительны, до деревни Вы можете добираться целый день. Внимание: ввиду неординарного менталитета бедуинов, и своих собственных законов и правил не рекомендуется посещать бедуинские деревни самостоятельно, без местного проводника или гида. Лучший и безопасный способ попасть в бедуинскую деревню – купить экскурсию в Хургаде.

Бедуи́ны – жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Это один из самых древних народов на земле, и один из самых этнически чистых. Этим кочевым семистским племенам, живущим в пустыне, не менее 4 - 5 тысяч лет, и до недавнего времени они ни с кем не смешивались. Только в VI веке язычники бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами.

Подсчитать общее количество бедуинов в мире не представляется возможным, как из-за кочевого образа жизни, так и из-за упорного неучастия в переписях населения. Бедуины, до наших дней, сохранили свои древние обычаи и способ жизни. Они пребывают в полной уверенности в своём высоком происхождении и благородстве крови. Беднейший бедуин посчитает унизительным отдать свою дочь за обеспеченного человека. У бедуинов трудная жизнь: они кочуют с места на место, живут в палатках, у них нет электрических приборов. Но самое главное – в пустыне очень мало воды, поэтому они, экономно используют воду, делают колодцы для хранения воды.

Бедуинская деревня на карте

Бедуины поделены на племена, каждым из которых управляет шейх. Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущюю к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также, кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие, как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции, и так далее. Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние: он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племён. Шейх является представителем своего племени, и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика, в целях урегулирования разногласий. Звание шейха наследуется от отца к сыну.

Дома бедуинов стоят в пустыне на расстоянии приблизительно 10 метров друг от друга, на крыши бедуины стелют мешки, это защищает от дождей, которые бывают в пустыне, приблизительно, 10 раз в году, и идут по 2 - 3 часа. Внутри каждого дома находится по две комнаты: гостиная и спальня. Вещей у бедуинов немного, в основном, разная посуда, тарелки, одежда, подушки и маленькая печь. В домах нет телевизора и других электрических приборов.


Летом в пустыне днём жарко, а ночью – холодно. Разница летней и зимней температуры иногда достигает 40 градусов, поэтому, по ночам кочевники укрываются меховыми одеялами. Иногда они ставят в комнате печку, чтобы было тепло.


Жизнь в пустыне без воды, конечно, невозможна, поэтому, когда бедуины кочуют, ищут место, где под землей есть вода, и выбирают это место для стоянки. Раньше они копали колодцы вручную лопатами, поэтому глубина была в среднем 15 - 20 метров, но теперь они копают не вручную, а с помощью машины-экскаватора, поэтому глубина таких колодцев 35 - 40 метров. Каждый день, на рассвете, жители деревни наполняют водой большие сосуды, где она должна отстояться, а потом используют её для питья и приготовления еды, водой из этого же колодца, бедуины умываются и стирают. Найти место, где есть вода и можно копать колодец, бедуинам помогают верблюды, которые могут жить без воды 10 дней. Примерно через 10 дней, верблюд, который долго не пил, ложится на место, где под землёй есть вода и лежит без движения. Бедуины отмечают значками это место. Здесь они будут копать колодец.

Верблюд для бедуина – священное животное. Каждое племя бедуинов имеет своё кладбище для верблюдов, когда умирает верблюд, бедуины хоронят его на этом кладбище.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют разные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. Некоторые из них работают как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Традиционно, бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи, из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли. Женщины работают, преимущественно, в доме, занятые домашними хлопотами, семьёй и поголовьем коз, овец, верблюдов. Многие владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелье, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блёстками монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколение в поколение. Местная флора и фауна находит своё отражение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе.


Одежда бедуинов, также, довольно примечательна. Мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно, белого цвета, а на голову они одевают «смагг» (красно-белый платок, именуемый по-другому «арафаткой»), или «аймемму» (белый платок), иногда удерживаемый на месте, при помощи чёрного обода («агала»). Женщины обычно носят яркие длинные платья, но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абаю» (длинные чёрные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Покидая свой дом, они всегда покрывают свои головы «тархой» (чёрным платком).


Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Они обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая, и пустынных трав «хабак» и «мармарея». Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями. А традиционная еда – это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также, рис, мясо, рыба и овощные блюда. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие. По бедуинскому обычаю, пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трёх дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне.


Бедуины имеют тесную связь с миром природы. Они знают о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3-ёх двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят: «убийство дерева подобно убийству души».


Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки, и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление, при болезнях в пустыне. Они очень хорошо знают лекарственные травы, собирают их и сушат. Они знают, что пить от простуды, от головной боли, от отравления, что делать при ревматизме и других болезнях. Одним из наиболее популярных лекарственных средств бедуинов является верблюжье молоко. Оно используется при недугах, таких как расстройство желудка и пищеварения, при проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Лекарственные растения, применяемые бедуинами в лечении, очень эффективно воздействуют на человеческий организм.

Бедуины любят охотиться, в пустыне есть газели, волки, зайцы, птицы. Еще бедуины ловят скорпионов, чтобы иметь яд для бальзамирования. Они используют яд, чтобы сделать чучело волка, лисы, совы, павлина, орла и других убитых животных.


Сегодняшние бедуины – мусульмане. Если бедуин хочет жениться, он сначала выбирает маленькую свободную территорию и строит на ней домик из тростника, потом платит за девушку калым: отдаёт семье девушки несколько верблюдов или деньги. Если он захочет иметь вторую жену, то строит еще один домик, в ста метрах от первого домика, и опять платит калым – так бедуин может иметь четырёх жен. В этом случае, он живёт с одной женой неделю, потом с другой неделю и так далее, то есть живёт со всеми женами по очереди. У бедуинов практикуется многоженство, конечно если глава семьи сможет содержать всех жён: обеспечить материально и не обойти ни одну из них заботой и лаской.

А если бедуин хочет жениться на девушке из другого племени, он должен поговорить со старейшиной этого племени. Если старейшина будет согласен, эта девушка должна будет жить в племени будущего мужа. Мужчине нужно забрать девушку из её племени, и на коне добраться в своё племя быстрее, чем глава её семьи. Если он не будет первым, значит, он не заслуживает её, и не может жениться на ней.


Бедуинские свадьбы отмечаются широко и очень торжественно, и обычно проводятся во время полной луны, и могут длиться от 2-ух до 5-ти дней, при этом, большинство праздничных действий происходит в ночное время. На свадьбу собираются семьи жениха и невесты, и практически, все родственники. Накрываются столы и щедро угощают гостей, в том числе менсафом и кофе. Иногда на стол подают целого жареного верблюда (самое большое свадебное блюдо в мире). Это блюдо можно сравнить с русской матрёшкой: рыба, фаршированная вареными яйцами, укладывается в кур; куры – в жареную овцу; овца – в целого жареного верблюда. В эти дни, невеста с женихом меняются цветом свадебной одежды, невеста одевает белое платье, а жених – чёрный костюм.

Один из кульминационных моментов свадьбы включает в себя специальную ночь танцев и живой музыки. На свадьбе незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность пообщаться, в надежде найти свою любовь. Гости развлекаются танцами и скачками на верблюдах по пустыне.

Все обязательно дарят подарки молодым: одежду, украшения, домашнюю утварь, мебель и многое другое. В конце торжества невесту сажают в свадебные носилки, устроенные на верблюде и доставляют в дом к мужу.

Рождение ребёнка в семье целое событие. В честь новорождённого бедуины проводят специальный обряд: приносят в жертву телёнка или ягнёнка, а мясо раздают соседям и нуждающимся. Женщина может свободно уйти от мужа, если посчитает, что он плохо о ней заботится. За ней сохраняется право, ещё раз выйти замуж. Дети остаются с одним из родителей по договоренности.


Многие современные бедуины, так же, как и их предки, ведут кочевой образ жизни, перегоняя по пустыне стада верблюдов, коз и овец в поисках новых пастбищ. Но довольно большая часть бедуинов занимается исключительно обслуживанием туристов, демонстрируя им «настоящий быт и обычаи бедуинов». Для этого строятся целые бутафорские деревни, где туристы могут ознакомиться с укладом жизни бедуинов. Здесь можно увидеть технологию выпечки пресных лепешек, покататься на верблюде и отведать бедуинскую еду.


Огромное количество туристов со всего мира, желающих взглянуть на египетскую диковинку, ежедневно приезжает в бедуинские поселения. И бедуины Египта давно уже научились извлекать выгоду из туристического бума. Именно из-за стремительно развивающегося туризма, число кочевых бедуинов сегодня заметно снизилось, и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры в нашем современном безумном мире.

Туры в Египет спецпредложения дня


  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия : 1 167 000
  • Ливия Ливия : 941 000
  • Египет Египет : 910 000
  • Иордания Иордания : 881 000
  • ОАЭ ОАЭ : 846 000
  • Марокко Марокко : 150 000
  • Тунис Тунис : 118 000
  • Израиль Израиль : 115 000
  • Сирия Сирия : 100 000
  • Ливан Ливан : 49 000
  • Палестина Палестина : 19 000
  • САДР САДР : 12 800

В Израиле

В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста - ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием является галабея , белая туника, и куфия - головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий - незамужние.

Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году . Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева - Тель-Авив . В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедунская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование . Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения» : аль-Бутым, ад-Денират и другие).

Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ . Солдаты-бедуины служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» - бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошел противник, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, чтобы она была полной неожиданностью для противника.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более, что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения.

Считается, что бедуинов в Египте – 150 000 человек, но это очень приблизительная цифра, так как живут эти дети пустыни без паспортов и в переписях населения не участвуют.

Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. На протяжении уже 25 веков бедуинские племена кочуют по Аравийским пустыням, продолжая свято придерживаться старых законов.

Они превосходные наездники, ловкие охотники, искусные танцоры и талантливые сказочники. Бедуины жилисты, юрки и выносливы, привычны к любым невзгодам. Живут они в шатрах родами. Роды объединяются в деревни, которыми управляет шейх. 40-50 деревень подчиняются кади, который является для них и судьей, и военачальником.

У бедуинов издавна существует традиция кровной мести и конфликты между племенами - не редкость. Примирения можно достичь, если судьей выступят шейхи или кади других племен. Обычно они договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба, и после его выплаты конфликт считается исчерпанным. Но бывают случаи, когда не может помочь даже кади.

Недавно в Египте произошла нашумевшая история. 14-летняя Алия повредила ногу. Народный лекарь табиб ничем не мог помочь – нога начала распухать. Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты.

Полиция стала ее разыскивать, и выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки. Целый год беглянка не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.

Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой. Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.

Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали. Можно сказать – они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе, приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне, где надо вставать с восходом и ложиться с закатом. Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину.

История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка». Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной.

В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана. Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе.

Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием.

Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония потребления. Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы.

Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.

Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар – значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой, не пьет и не ест несколько дней.

После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы. Чтобы определить, например, крепость волос, будущая свекровь встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах. Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти – например, взять более тонкую прядь.

После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу (она должна быть без родинок и прыщей), белки глаз, ступни (ценятся узкие с удлиненными пальцами), фигуру, суставы (необходимо приседать без скрипа и хруста). После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя. Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80.

Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и прислугой, но время от времени бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю – другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в крови.