Литература 2 половины 19 века делится на 3 периода:
- Литература до 60-х (1852-66/7)
- 1868-81 (81 – важная дата, так как умирает Достоевский и погибает Александр 2)
- 1881-94
1 период
Начало этого периода ознаменовано следующими событиями. В 1852 году – умирают Гоголь и Жуковский, выходит отдельное Издание «Записок охотника» Тургенева. Кроме того, в 1855 году заканчиваются Крымская компания (неудачно для России) и правление Николая 1. Это поражение – катастрофа в идейном смысле, так как сама компания происходила под флагом превосходства России над Западом (пример из Лескова в «Левше»: пусть у них там на западе все хорошо, зато у нас мироточивые иконы). Вскрылась коррупция и техническая отсталость России. Нужны были реформы. Приходит к власти Александр II. Начинается подготовка реформ. Начало правления Александра II – cамое либеральное время 19 века. В России появилась политика в полном смысле слова.
В начале 60-х годов – реформы:
- крестьянская
- земская
- судебная (гласное судопроизводство. суд присяжных, соревнование). Появляется соревновательное выявление истины. Изображение суда присяжных вБратьях Карамазовых и Воскресение (негативное отношение).
- военная
Многим реформы казались половинчатыми. В начале 60-х годов активизируется протестное движение, появляются подпольные организации (в т. ч. и Земля и Воля). Правительство отвечало репрессиями. В итоге – 4.04.66 – покушение Каракозова на Александра 2. Начало реакции. Закрытие многих лит. журналов (Современник, Русское слово). 68 – выход Преступления и наказания. В русской литературе начинаются большие романы. Конец данной эпохи.
Культурные черты, которые сформировались в это время.
Это время вопросов. Всё было поставлено под сомнение и обсуждалось, от крестьянского вопроса до женской эмансипации. Появляется фигура публициста, который на всё может дать ответ (Чернышевский, Лесков). Появляется политика (в 50-е) и исчезает (60-е).
Ещё один новый персонаж – разночинец. Начинает играть важное значение в литературе и общественной жизни. Происходит разрыв между культурной элитой и властью. В 50-е годы правительство пыталось её преодолеть. Например, великий князь Константин организовывал экспедиции по разным губерниям, чтобы вербовать матросов. Там были задействованы Островский, Лесков и прочие, но особо ничего не вышло.
Между этими 2 группами – неравномерно распределена власть:
- физическая, над телом – у бюрократии
- над умами и душами – у интеллектуальной элиты
Можно заметить, что эта эпоха отличается отсутствием велики гос. деятелей, полководцев (ну, кроме Скобелева). Дело в том, что всякая культура – поле борьбы за престиж. В это время престижнее было стать скорее публицистом и революционером, чем министром.
Русское общество разделилось на левых (радикалы) и правых.
Левые увлекались позитивизмом (Фейербах): отказ от метафизики и трансцендентности, занятие внешним обликом вещей, естественные науки – то, что можно познать. 50-60 – вообще время увлечения естественными науками (вспомним Базарова из «Отцов и Детей»). В 60е был переведен труд Брэма «Жизнь животных», его все читали. Много дилетантства, но это даёт толчок науке: Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевская.
У правых, у умеренных либералов главной наукой была история. Были открыты архивы, стали выходить исторические журналы, пьесы. Много суеты и дилетантизма, но росли исторические школы – Костомаров, Соловьев.
Основным литературным институтом оставался журнал . Важная метаморфоза: разрешение издавать журнал с общественно-политическими новостями. Все журналы этим воспользовались. Литература соседствует с политикой. От нее требовали общественные вопросы и проблемы росс. жизни. Журналы отличаются по политической позиции. Чисто литературная полемика уже не представима. В 1856 в Современнике происходит раскол, так как приходит Чернышевский, приводит Добролюбова и происходит конфликт со старыми сотрудниками (Туринев, Гомаров). Продолжают существовать «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки» (Дружинин, Боткин, Тургенев). Ещё 1 старый журнал – «Москвитянин». Был славянофильский. Новая, молодая редакция (Аполлон-Григорьев, Островский). Там формируют доктрину почвенничества. Появляются и новые журналы. Самые важные:
1) «Русский вестник». 56 год, Катков. Сначала либеральный, потом консервативный. Очень долго существовал. Все романы Достоевского, Толстой, Лесков печатались здесь.
2) Русское слово (левый край; Благосветлов Г. Е.). Данный журнал ассоциировался с нигилистами. Здесь сотрудничал Писарев.
3) «Время» и «Эпоха» в начале 60-х (журналы братьев Достоевских)
Всякие славянофилы (Маяк, Дом. беседа, День и т.д.) ??
Литература читалась почти исключительно в журналах.
2 период
Начинается эпоха больших романов (с Преступления и Наказания), со смертью Достоевского эта эпоха заканчивается. Покушение Каракозова, закрытие радикальных левых журналов, начало реакции. 1868 г. очень важен, т.к. это год, когда появляются первые народнические работы и организации. Одно из самых громких событий конца 60-х – нечаевское дело, которое Достоевский довольно достоверно отразил в Бесах. Члены нечаевской группы убили одного из членов организации, кот. решил выйти из неё и, возможно, донести в полицию. Дело имело широкий резонанс. Правительство поступило очень мудро, придав дело огласке. В это же время появляются первые народнические кружки, и уже в 70-е гг. начинается хождение в народ (1874 г.). Это хождение в народ закончилось довольно плачевно: большинство этих людей было арестовано. Власть на всё это реагировала крайне неадекватно: огромные сроки, каторга. Следующая волна называлась «жизнь с народом», но это предприятие закончилось примерно тем же самым. Постепенно причастные к этому народному движению начали испытывать чувство, близкое к отчаянию или даже ожесточению. И вот создаётся вторая «Земля и воля». К 1878 г. раскалывается на 2 организации, различающихся фактически: одна – «Чёрный передел» (именно они исповедовали мирные меры по изменению ситуации), вторая - «Народная воля» склонялась к насильственным действиям. Волна террора, которая захлестнула Россию, началась в 1878 г., когда Вера Засулич стреляла в губернатора Трепова. Её оправдали, и больше судом присяжных революционеров не судили. С одной стороны, это событие показало симпатию общества к террору, с другой – двойственность власти. Следующий террористический акт связан с именем Кравчинского, совершившим покушение на шефа-жандарма (убил его кинжалом, вскочил в пролётку и скрылся). С 1878 г. начинается террористическая борьба. Правительство отвечало тем же, кроме того выпустило обращение к народу с просьбой о противодействии нравственному террору. На стороне террористов было явное моральное преимущество.
История постепенно сменяется историософией. Данилевский «Россия и Европа» - этот трактат во многом предшествует Шпенглеру. В этот же период начинает формироваться то, что из любезности называется русская философия (конец 70-х гг.). 1870-1871 – «Азбука социальных наук» Берви, «положение социальных классов в России». В центре идеи прогресса – труд населения, народ, а плодами этого прогресса пользуется очень узкий круг людей, те же, чьими усилиями это совершается, ничего не получают. Лавров придумал термин «критически мыслящая личность». Так вот эта личность должна осознать ситуацию и ощутить себя в долгу перед народом. Идея общины и вера в то, что русский народ уже имеет такой институт и может прийти к социализму, миную капитализм.
С 1868 г. Некрасов начинает редактировать «Отечественные записки». На протяжении 70-х гг. этот журнал умеренно-народнический. Их союзник и конкурент– журнал «Дело». Стремился занять скорее либеральную позицию «Вестник Европы». Центристская позиция оказалась по традиции самой уязвимой. Важное явление – «Дневник писателя», выпускавшийся Достоевским. Продолжали возникать славянофильские эфемерные издания, быстро закрывавшиеся. Уровень лит. Критики был очень низкий.
По-прежнему это время прозы, эпоха большого романа . Что касается драматургии, то здесь примерно то же, что и было. Складывается то, что можно было бы назвать театром Островского. Поэзию по-прежнему никто не читает. Только один человек мог снискать популярность – Некрасов (и его эпигоны). Расцвет революционной поэзии.
3 период
1880-е гг. в политическом отношении – одна из самых скучных эпох. Время правления Александра 3 Миротворца, в течение которого Россия не вела ни одной войны. Время интеллектуального упадка, застоя. Единственное новое интеллектуальное увлечение – социал-дарвинизм. Литература как институт характеризуется упадком толстого журнала. Чехов в этом смысле показателен: долгое время не печатался в толстом журнале и не считал нужным. Зато происходит расцвет малой журналистики. Усталость от больших идей: писатели отказываются от морального права учить кого-то. Не создаётся героических характеров, место романов занимает небольшая повесть или рассказ (опять же, Чехов, Короленко, Гаршин). Пробуждается интерес к поэзии. Главная фигура эпохи в этом плане – поэт Надсон, который пользовался огромной популярностью. При этом отсутствие новых форм. Не было ярки дарований. Гаршин – человек интересной и трагической судьбы. Участвовал в балканской войне, что сильно на нем сказалось. Эталонный русский интеллигент. В лице убитого Иваном Грозным сына запечатлен как раз Гаршин. Покончил с собой. Все его наследие – книжечка в 200 стр. Ощущение вторичности по отношению ко всему уже написанному. У Г. была сознательная установка: приоритет этики над эстетикой. Другая характерная фигура – Короленко. Писатель так себе, но человек хороший.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и
Драматургия XIX века в русской критике и публицистике.
Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с
Классическими произведениями.
2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю
Красоту и совершенство - обязательное условие образованности...
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
ХОД УРОКА
Русская литература... всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
Почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
Стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
I. Общая характеристика русской литературы XIX века
- Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?
2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?
В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.
- Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
- Выступление уч-ся с докладами:
- «Золотой век» русской литературы XIX века
- Направления русской литературы XIX века
- Журналы о русской литературе XIX века
- Представители русской литературы XIX века.
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература... близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».
З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.
Период | Важнейшие исторические события в Европе и России | Общая хар-ка развития русской лит-ры XIX в | Динамика основных литературных жанров |
I половина XIX в. (1795- первая полови- на 1850-х г. II поло- вина XIX в. (1852- 1895 г.) | Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен- наявойна1812 г. Революци- оные и национально-освобо дительные движения в Европе. Возникновение тайных дека Бристских организаций в Ро ссии(1821-1822). Восста- ние декабристов (1825) и его поражение. Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо мыслиевРоссии. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848-1849), их подавление Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855). Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодер- жавия. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преоб- разований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных тер- рористических организа- ций. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малыхдел». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксиз- ма | Освоение европейского куль- турного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтиз ма. Литературные общества и круж ки, издание журналов и альмана хов. Принцип историзма, выдви нутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина, Лермонто ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро- мантизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реали зму и социальной сатире. Развитие темы «маленького че- ловека». Противостояние лите- ратуры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтическо го плана Усиление цензуры и репрессии Прогрессивных писателей (Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии реалисти ческого романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Со- временник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину В Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журна- листики. Поэзия «чистого ис- кусства». Обличение обще- ственных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов | 1.Путешествие,сентименталь- ный роман, элегия, послания, идиллия. 2.«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», патриоти- ческая поэма, баллада, истории- ческий роман. 3.Историческая,романтическая тическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья, физиологический очерк, социальная повесть, поэма.Пейзажная, любовно-эс- тетическая и философская лирика 1.Активизация жанров литературной критики и журналистики. Демократичес- кая повесть, социально-психоло гический роман, очерк, рассказ, повесть, сказ. 2.Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков, социальные мотивы в револю- ционно-демократической поэзии |
II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике
Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5-8 классах.
З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836);
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);
И. С. Тургенев. «Записки охотника» (1852);
Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1862);
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);
А. П. Чехов. «Хамелеон» (1884).
Итоговый вопрос:
- Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?
- Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.
Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):
1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика
- «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Русская журналистика первой половины XIX века
III. Понятие о романтизме и реализме
З: Выясним главные отличия романтизма и реализма . В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.
З: Возьмём, например, для сравнения « Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и « Мцыри» М.Ю.Лермонтова , найдя в них черты и романтизма и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Какие события изображены в произведениях?
2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к
Событиям и проблемам?
3. Как эти произведения связаны с русской историей?
4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними
Общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана
Прозой, а «Мцыри» - стихами? Прокомментируйте свое мнение.
З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Основания для сопоставления | Романтизм | Реализм |
Возникновение и развитие | Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Возник в 1820-1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос | Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие | Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности. |
События и герои | Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности | Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей |
Язык | Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
|
Судьба направления | Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним. | Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микро- средой», усиливается критический пафос изображения действительности |
IV. Итог урока
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,
или
сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание :
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).
Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена стремительным культурным ростом России после реформ Петра Великого . Блистательное царствование Екатерины поставило перед новой, великодержавной Россией вопрос о создании национального искусства. Среди плеяды екатерининских придворных пиитов возвышается величавая фигура «певца Фелицы » – Державина . Развитие художественного языка и литературных форм происходит в необыкновенно быстром темпе. В 1815 году на лицейском экзамене Пушкин читает стихи в присутствии Державина. В «Евгении Онегине » он вспоминает об этом:
Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил.
Вечерняя заря славной екатерининской эпохи встречается с утренней зарей пушкинского времени . «Солнце русской поэзии», Пушкин стоит еще в зените, когда рождается Толстой . Так на протяжении одного века рождается русская литература, восходит на вершину художественного развития и завоевывает мировую славу. В одно столетие Россия, пробужденная от долгого сна «могучим гением Петра», напрягает таившиеся в ней силы и не только нагоняет Европу, но на грани XX века становится властительницей ее дум.
Дунаев М.М. Русская литература XIX века
Девятнадцатый век живет в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой. Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых и тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического «любомудрия» и славянофильского учения ; пятидесятые – появление первых романов Тургенева , Гончарова , Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых; восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.
Подготовительный период кончается. Восходит светило Пушкина, окруженное плеядой спутников. Дельвиг , Веневитинов , Баратынский , Языков , Одоевский , Вяземский , Денис Давыдов – все эти звезды сияют своим чистым и ровным светом; они кажутся нам менее яркими только потому, что их затмевает блеск Пушкина. Появление этого гения невозможно объяснить никакой преемственностью литературных форм. Пушкин – чудо русской литературы, чудо русской истории. На высоте, на которую он возносит русское словесное искусство, все линии развития обрываются. Нельзя продолжать Пушкина, можно только вдохновляться им в поисках иных путей. Школы Пушкин не создает.
Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской "Шинели "», – говорит Достоевский . От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века. В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди »; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч », первый роман Гончарова «Обыкновенная история », первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть
XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789-1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.
XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796-1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815-1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).
Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811-1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830-1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).
Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.
Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.
В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм . Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.
ХIX век — век сложения мировой литературы , когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.
Литература
- Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия. М., 1990.
- Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1978.
- Реизов Б. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
- Реизов Б. Г. Творчество Флобера. Л., 1955.
- Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990.
Читайте также другие темы главы "Литература XIX века".
Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!
А.Блок
Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное.
Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.
Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком а. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский.
Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.
Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от а к у.
Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы а. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.
Путь, намеченный Пушкиным, продолжили М.Ю.Лермонтов и Н. В. Гоголь, ставшие основателями нового литературного направления - критического а.