Художественные особенности романтизма. Романтизм в русской литературе в начале XIX века

Название термина "романтизм" указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX в.

Название произошло от французского слова "romantisme", которым сказывалось то тайное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., Который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г.. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово "романтический" как синоним "живописный", "оригинальный" появилось в 1654 Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII в., Это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики брать Шлегели выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие "романтизм" стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и более всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительском идеала ума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

Этапы развития романтизма

Предромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., Которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия "романтического", что предшествовало появлению термина "романтизм".

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в.)

Сутки наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж.Г.Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезирующее художественное выражение; -тисний связь с философией;

Тяжиння к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения; -расстройства с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX в.)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юлиум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена романистичнимы произведениями Дж.Ф.Купер, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм ни был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX в.) - Течение, ориентированная на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в "Лирические баллады" У.Вордсворт, первое издание которых появилось в 1798 г.. В Германии она была утверждена Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенности:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве.

"Байронического" (Дж Байрон, Гейне, А. Мицкевич, Пушкин, М.Лермонтов и др.), Так завершено воплощение она получила в творчестве Байрона. Особенности:

Серцевину течения составляла ментально-эмоциональное установка, которую можно определить как "идеализацию отрицание";

Розчарування и меланхолия, депрессия, "мировая скорбь" - эти "негативные эмоции" получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслил полноценную человеческую личность;

острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитезис - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую называли "гофманиеською", по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя "петербургских повестей".

Утопическая течение. Получила значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в., Проявляясь в произведениях Гюго, Жорж Санд, Гейне, Е.Сю, Е.Джонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и возражения на поиски "идеальной правды", на утверждение положительных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против "индивидуализма современного человека" и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистичной надежды и пророчества, торжественное заявление идеальной правды;

o широкое использование риторических средств.

-> "Вольтеровских" течение, сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана Скотта. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

Введение……………………………………………………………..................3

Основная часть:

1. Понятие романтизма………………………………………….4

2. Характеристика романтизма…………………………………8

Заключение…………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………..13


Введение

Актуальность темы исследования.

В развитии искусства 19 века можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина 19 века) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении романтизма.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

рассмотреть понятие романтизма;

дать характеристику романтизма.

Объект исследования – романтизм.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с


Основная часть

1. Понятие романтизма

Сама этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню - романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических.

В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме .

Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 - начале 19 в. в Йене, Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836).

Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

Конечно, будучи столь всеобъемлющим течением, романтизм очень разнообразен. Может быть, принципиальным антиуниверсализмом романтизма и акцентированной свободой самовыражения объясняется тот факт, что в среде романтиков был необыкновенно высок удельный вес фигур выдающихся. В свою очередь, великие, в отличие от эпигонов, труднее поддаются стандартизации. И в результате романтизм вмещает в себя так много (уже не говоря о столь многих), что провоцирует на прямо противоположные интерпретации. Его практически непродуктивно квалифицировать по стилистическим и даже идеологическим версиям; скорее можно говорить о различиях по странам (национальных характеристиках) и тесно связанной с ними «специализации» по областям знания.

Западная Европа в это время была уже достаточно целостным культурным ареалом, и взаимодействие романтических школ оказалось весьма прихотливым. В пространственных координатах мы бы выделили в качестве основополагающих немецкий, французский и английский варианты романтизма. Задавая тон в европейском искусстве и общественной мысли, эти национальные версии по-разному проявлялись в разных областях знания. Так, в Германии «романтичнее» других были философы, в то время как во Франции возникла блестящая плеяда историков-романтиков. В области литературы, живописи или музыки выделить «национального» лидера затруднительно. Что же касается архитектуры, то в этой сфере, помимо возрождения предшествующих стилей, сугубо романтической новации ей, кажется, следует признать только эстетизацию руин .

«Пестрота» романтизма во многом обусловлена тем, что это направление с самого начала формировалось под воздействием принципиально различных идейно-политических факторов. С одной стороны, романтизм явился квинтэссенцией антипросветительского движения, прокатившегося на рубеже 18-19 вв. по всем европейским странам. В этом смысле классической страной романтизма была Германия. Антипросветительский дух немецкого романтизма во многом связан со спецификой немецкой философской и научной мысли, которая разительно отличалась от основной идейной традиции 18 в. в Западной Европе. Не философский материализм, рационализм и эмпиризм просветителей, а символизм, органология, мистицизм привлекали новое поколение немецких мыслителей.

С другой стороны, «в явлении романтизма мы обнаруживаем людей, устанавливающих заново отношения со своим прошлым после шока Французской революции», что кардинально определило его природу и динамику. Однако не следует забывать, что романтики прошли не только через революции, но и через реставрации, их «веком» был довольно короткий, но необычайно динамичный период 1789-1848 гг. с бурными потрясениями европейского порядка, войнами, национально-освободительными движениями и недолгими паузами политического затишья. Если на первом этапе романтизм вдохновлялся пафосом революции, то на втором - бурно реагировал на ее последствия.

События Французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного развития романтизма во всей Европе, в Германии были пережиты преимущественно «идеально». Это содействовало перенесению общественных проблем в сферу спекулятивной философии, этики и особенно - эстетики. В послереволюционную эпоху, когда неудовлетворенность происшедшими политическими преобразованиями становится всеобщей, своеобразные черты духовной культуры Германии получают общеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на философию, общественную мысль, эстетику и искусство других стран.

Национальные варианты романтизма отличаются важными содержательными характеристиками: немецкий романтизм определяется безусловным приоритетом йенской школы, а на французской и английской почве возникает консервативный вариант романтизма, инспирированный сочинениями Э. Бёрка, Ж. де Местра и Ф.Р. де Шатобриана. Две версии романтизма возникли практически одновременно: программные идеи йенского кружка романтиков были сформулированы в конце 90-х гг. 18 в. в журнале «Атеней», издававшемся братьями Шлегелями; работы Бёрка, де Местра и Шатобриана появились соответственно в 1790 и 1797 гг.

Основная идейно-политическая предпосылка позднего романтизма - разочарование в «воплощенной идее» революции и шире - в результатах социального, промышленного, политического и научного прогресса, не только принесшего жестокие бедствия, но и, как казалось художникам и интеллектуалам, создавшего почву для нивелировки и бездуховности личности. Поэтому для романтиков столь важным оказался принцип «одухотворения», выражавшийся в стремлении наделить душой все, включая и неорганическую природу (в противоположность тому, как представители культуры следующего века будут эксплуатировать идею обездуховления всего).

2. Характеристика романтизма

Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия. Двоемирие - т. е. сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров - организующий, конструирующий принцип романтической художественно-образной модели. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру .

Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно:

1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда - критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их

духовности, выраженной в фольклоре).

2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа). Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера).

Второе направление бегства - уход от действительности в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие; конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

    Споры о романтизме идут уже около 200 лет. Само определение «романтизм» вызывает различные толкования, хотя это слово глубоко вошло в культуру. В эпоху зарождения романтизма о нём шли бурные споры. Вяземский писал Пушкину: «Романтизм как домовой – не знаешь, как накинуть на него палец». Сложность определения романтизма связана и с тёмной этимологией слова. Согласно первой версии, слово происходит от понятия «роман» и связано со сказанием; согласно второй версии, слово происходит от понятия «романс» и связано с рыцарской культурой средневековья; согласно третьей версии, слово «романтизм» связано с романскими языками и культурой. Единства в определении романтизма не наблюдалось до начала XIX века. Романтизм всегда был связан с поэтической необоснованностью, мистикой. Было понятно, что у него нет определённых норм.

    Определённый сдвиг в сторону понимания романтизма произошёл в немецкой философии. Фридрих Шеллинг и братья Шлегели попытались дать определение романтизма. Романтизм – противопоставление между мечтой и действительностью, сущим и должным, тем, что есть, и тем, что должно быть. Романтизм – детище общественных потрясений, национально-общественных движений, философских революций. Хронологические границы эпохи романтизма: 1789 – 1848 гг. Эта эпоха – время формирования романтизма как мировоззрения и художественного направления.

    В Англии и Франции романтизм – явление более раннее, чем в России. В России становление романтизма приходится на 1810 – 1820 гг. В США романтизм приходит в 1830-е гг. Романтизм развивается и в науке: математике, медицине, биологии. В романтизм органично вошло общее брожение. Происходит пересмотр понятий классицизма. В романтизме признавался приоритет внутреннего состояния человека, его конфликт с государственной властью. Романтизм стремился постичь весь мир, всё в человеке. Романтиков волновала идея всеобъемлющего, синтеза. Романтизм лишался односторонних взглядов.

    Романтизм возник на волне революций как проявление свободолюбия (освобождение Греции, движение этеристов в Молдавии, карбонариев в Италии, освободительное движение, связанное с наполеоновскими войнами). Свобода становится лозунгом романтиков. В России росту свободолюбивых настроений способствовала

    Отечественная война 1812 г. Развивалось национальное самосознание, главным принципом которого становится интерес к национальной истории и народности.

    Философские основы романтизма сформировались в русле идеальной философии. В этой философии преобладающими становятся культы души и чувства. Идеализм становится основой романтизма. Пробуждается интерес к подсознательному, стремление выявить инстинкты. Мистика и религия приобретают особую ценность в эпоху романтизма. Параллельно с идеалистической философией формируется романтическая эстетика.

    Эстетика классицизма была достаточно догматичной, его поэтика опиралась на определённые правила. Романтизм был свободен в своих поэтических принципах. Нормальной формой эстетического выражения для него является фрагмент, отрывок. Отрывок – важнейший принцип романтического мироощущения. Он показывает фрагментарность огромного полотна жизни.

    Основные принципы романтизма:

    1. Романтическое отрицание, связанное с понятием времени, сущего мира. В нём романтики видели культ утилитарного, мещанского. Особо чужд романтикам буржуазный строй. Романтики создали особый мир – мир мечты. В основе романтического искусства лежит антиномичность – постоянное противоречие между материальным и историческим миром.

    2. Возникновение культа средневекового Возрождения, концепции романтической истории, противопоставление между «сегодня» и «вчера», рождение исторического романа. Увлечение Вальтером Скоттом, Виктором Гюго. В литературу внедряется историческое мышление, раздвигаются грани художественного.

    3. Двоемирие, антропологическим воплощением которого становится двойничество, способствует психологизации литературы. Усложняется представление о мире и о человеке. Появляется интерес к сказке. Сказка рассматривается как основа человеческого чувства (братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.Х. Андерсен).

    4. Уход в фантастику во всех её формах, рождение нового представления о самом мироздании.

    5. Культ романтического героя. Само понятие героя этимологически связано с понятием героики. Романтический герой не похож на всех, он странный. Он меняет свой облик, в связи с чем рождается культ портрета. У романтиков всё нараспашку, в их внешности царит беспорядок, они обладают горящим взглядом. Культом становится домашний очаг. Но романтический герой – это ещё и герой странник. Понятие «странник» здесь связано с понятием «странный». Характерная особенность романтического сознания – образ дороги, движения.

    Манифестом романтизма становится произведение Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда». Важен психологический образ героя. Герой изверился в этом мире и не нашёл себя в том. Возникает понятие «мировой скорби». Романтический герой – скорбник, герой-странник, энтузиаст, сомневающийся, мучающийся, не находящий себя, замкнутый в пространстве и на себе. Как следствие, возникает эгоизм героя как сложное романтическое сознание. Романтический герой одинок. В это время произошла антропологическая революция: романтики нашли нового человека. Это герой неумеренных страстей.

    Типы романтических героев:

    1. Герой-титан, происходящий от мифологических и библейских образов. Он становится выражением титанических страстей, максимализма, демонического сознания; Демон Лермонтова

    2. Герой-странник, паломник, открывающий новые пространства, находящийся в постоянном движении. Он сближает понятия дороги – реального пространства – и пути – жизненного мировоззрения. Этот герой странен и во внешности, и в поступках;

    3. Герой-художник. Романтизм показывает личность в сфере трагизма творчества, связанного с невозможностью выразить всё. Характерная особенность романтического героя-творца – импровизация. Среди подобных героев много музыкантов. Музыка и лирика глубоко взаимосвязаны.

    Появляются глубинные связи между автором и героем. Герой становится носителем и выразителем авторского сознания, его alter ego. Нераздельность авторского сознания и сознания героя не давала возможность развития искусства. Чтобы преодолеть субъективную позицию, необходимо было создать дистанцию между авторским сознанием и сознанием героя. Романтический герой взорвал само представление о мире. Романтическая литература – литература диалога о мире. В романтическом мире даже животные становятся творцами.

    Романтическая эстетика тяготеет к чудесам, тайнам, всему необычному. Виктор Гюго говорил: «Обыденность – смерть искусства». Первой формой выражения фантастики становится новый хронотоп. Важными становятся пространства дня и ночи. В ночи пропадает ощущение времени. Романтические герои действуют вечером и ночью. Важным является момент своеобразного бодрствования духа. Рождается новая лирика: ноктюрны, для которых важной становится загадка заката. Английский поэт Юнг создал первое произведение подобного рода – «Ночные размышления». Топос романтического искусства – психологическое отражение души. Культивируются горный и морской пейзажи. Море – страсть, бушующий пейзаж, фольклорный образ, обретающий сущее понятие. Горы – момент восхождения от земли к небу, отражающий мотив двоемирия. Устремлённость души к горним высотам иллюстрирует романтический пейзаж. Воплощением сближения горного и горнего является крест на горе.

    Важен и топос кладбища. Это философский топос, решающий вопросы бытия, существования, жизни и смерти. Вечернее и ночное кладбище – воплощение загадок бытия. Реальное пространство, по мысли романтиков, было населено духами. Романтики открыли учение средневекового мистика Парацельса, который говорил об особой роли стихий – огня, воды, воздуха и земли. Романтический хронотоп космогоничен. В этом отношении программным можно назвать роман Александра Гумбольдта «Космос», в котором он попытался определить место человека в Космосе.

    Мир, населённый разными существами, давал романтику возможность показать этот мир в динамике. Важнейший принцип романтического искусства – смена картин. Романтическое пространство извилистое и излучистое.

    Музыка определяла стиль романтизма, особую лирическую наполненность. Не менее важной была живопись. Романтики тяготели к пейзажному образу мышления. Возникает живая картина в слове. Для романтического искусства был важен культ архитектуры. Слово становится акустическим и визуальным. Для европейской литературы в этом плане было важно творчество Э.Т.А. Гофмана.

    Романтики раскрепостили возможности художников. Для романтиков был важен сам момент творчества. Фигура художника-страдальца становится определяющей для романтического искусства. Возникает феномен безумия, порождённый конфликтом мечты и действия.

    Особенности русского романтизма:

    1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис;

    2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума;

    3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью;

    4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»;

    5. Этический пафос противопоставлен плотским темам. Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием;

    6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но всё же романтизм – сложное и неоднородное явление.

    Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

    «Романтизм» сообщение кратко

    Что такое романтизм?

    Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

    Особенности романтизма

    В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

    Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

    В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

    В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

    Главные черты романтизма в литературе:

    • Полная свобода творчества
    • Разнообразие жанров
    • Личное, лирическое начало произведений
    • Необыкновенные и фантастические события
    • Перемещение героев в острые ситуации
    • Характер главных героев был ярким
    • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

    В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.