Древние египетские росписи. Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем

Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.

Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.

Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.

До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.

В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.

В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.

В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.

Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.

Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.

При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.

Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Эти представления оказали большое влияние на развитие и формирование стиля пирамид и гробниц, на всю архитектуру Древнего Египта в целом. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Главными были “Ка” и “Ба”. “Ка” являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. В культе мертвых “Ка” занимала очень важное место. Гробницу умершего называли “домом Ка”, жреца, который совершал погребальные обряды, называли “служителем Ка”. “Ка” делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. “Ба” означало то, что можно назвать “чистым духом”. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Такое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Под этим подразумевалось решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, слуги, рабы и предметы первой необходимости. Но, прежде всего, нужно было сохранить невредимым тело - обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Только при условии полнейшей сохранности тела “Ба” душа умершего могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Эти представления и породили два следствия: бальзамирование трупов и постройку гробниц, напоминавших скорее крепости. Каждая пирамида должна была служить защитой для запрятанной в ней мумии от любого возможного врага, от любых дерзостных поступков, от нарушения покоя.

Египтяне всю жизнь готовились к смерти, а свои гробницы они строили так долго, что на это уходил труд многих поколений. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу - дом смерти. Колоссальные усилия всего населения страны уходили на то, чтобы соорудить фараону храм вечности. Все виды искусства присутствовали в заупокойных храмах: и живопись, и скульптура, и различные орнаменты, все было направлено к тому, чтобы на том свете, в загробной жизни фараон чувствовал себя так же хорошо, как и на этом. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Для этого египтяне стали делать мумии. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Простым людям не строили пирамид. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Это слово так и осталось в истории искусства, означая древнюю форму египетского захоронения.

Постройка даже средней пирамиды была непростым делом. Приходилось посылать целые экспедиции, чтобы доставить на плато Гизэ или плато Саккара гранитные и алебастровые блоки. С начала Нового царства фараонов стали хоронить в Долине царей к западу от Фив, где образовался новый некрополь. Всего пирамид насчитывается около восьмидесяти. Совсем недавно, в 1952 году, египетский археолог Мохаммед Закария Гонейм открыл еще одну не известную доселе пирамиду в Саккара, в двадцати километрах от Каира!

Самая древняя пирамида - пирамида фараона Джосера - была воздвигнута около пяти тысяч лет назад. Ее строитель Имхотеп был архитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, на протяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, о нем складывали легенды, его труды и книги в течение тысячелетий имели огромный авторитет. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Место, выбранное Имхотепом для строительства комплекса пирамиды Джосера, находилось на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Стена была усилена башнями и разделена плоскими выступами, в ней было четырнадцать ворот, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.

Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее - 60 метров, она имела основание со сторонами 118х140 метров. Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, которые создавали видимость небесного свода в верхней части стены и на потолке. Археологами были обнаружены три барельефных изображения фараона Джосера: он изображен во время религиозных обрядов. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер. Они располагались на глубине 33 метров. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.

Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Что это было - ступени к небу, к богу или это был прообраз первичного холма Бен-Бен, с которого, по верованиям древних египтян, началась вся земля. Скорее всего, это было и то, и другое. Боги всегда находились наверху - на небе, а первичный холм Бен-Бен в виде треугольника стал самой главной символической формой для древних египтян. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно. Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни. Храм был обнесен толстой стеной. За ней были молельни с сокровищницами, но входить туда люди могли только в определенные дни очень длинными процессиями. Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных форм.

Самые знаменитые - три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса , сооружена в XXVIII веке до н. э.

На основании своих египетских впечатлений Геродот так рассказывает о строительстве этой пирамиды. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.

Первоначально пирамида Хеопса поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.

Пирамида состоит из 2 300 000 кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и толщиной в 30 сантиметров. Каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый - 15 тонн, общий вес пирамиды - 5,7 млн. тонн.

“Семь чудес света” - так в античном мире были названы семь знаменитейших в те времена памятников зодчества и ваяния. Одним из чудес были пирамиды Гиза. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид! ".

В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Только с помощью самых современных приборов удалось обнаружить замурованный древними строителями вход в пирамиду. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не слишком тяжелой. И, тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.

Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Древние жрецы вначале выбирали место с достаточно устойчивым грунтом, затем они тщательно выравнивали стройплощадку и точно ориентировали ее по сторонам света, так как главный вход в пирамиду должен был находиться строго на севере. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Египтяне еще не знали колеса, поэтому, для того чтобы перевезти камни по песку, использовали санки, которые делались из дерева, а полозьями служили бревна. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.

Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. По мере того, как росла пирамида, пандусы поднимались все выше и выше, как бы опоясывая всю будущую постройку.

Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного - своей прекрасной облицовки. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка - золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского". Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Облицовка шла сверху вниз, и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной. По мере облицовки пандусы снимались. Пирамида Хеопса тысячелетия оставалась непревзойденным по высоте сооружением, созданным людьми. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. У Нила располагался нижний храм. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.

Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена . Он высечен из каменной глыбы и чуть-чуть надстроен. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.

Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Фараон Микерин был не такой значительной фигурой, как Хеопс. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить - слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий.

В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. В храме Ментухотепа I мы видим совершенно новые формы: пандусы, открытые дворы, портики с колоннами, выполненными в форме священных растений Древнего Египта. Открытые дворы в заупокойных храмах были похожи на дворы в домах простых египтян, но для фараонов они имели совершенно особое значение. Назывались они хебседными. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Такая хебседная статуя Ментухотепа I сохранилась до нашего времени. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше.

Эти же архитектурные формы, только без пирамиды использовали в храме царицы Хатшепсут , в той же долине Дейр-эль-Бахри. На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов - Карнак и Луксор. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. То, что мы видим в Карнаке, вернее то, что от него осталось, впоследствии было использовано практически во всех храмах Древнего Египта. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними - обелиски. Обелиск - это как бы застывший солнечный луч. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте. Что это - скульптура или архитектура, или то и другое вместе? Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Их часто так и называли - колоссы. Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.

Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Сначала процессия попадала в большой, залитый солнцем и окруженный колоннадой перистильный двор. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Это колоссальный колонный зал - гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров. Свод над ними был расписан как небо - синий с золотыми звездами. Свет солнца преображался, попадая туда, и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.

Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов, и колонный зал. И только потом начинались священные помещения: молельня, сокровищница и собственно храм, внутри которого стояли священные статуя и ладья.

Строительство храмов начиналось именно с этого ядра, из которого по великим праздникам выносилась статуя Амона, погружалась на священную ладью и пускалась в плавание по Нилу. Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. А фараон Тутмос III, правящий после нее, оказался таким же безжалостным и разрушил все залы со всеми колоннами и статуями, которые воздвигла эта царица. На колоннах и в залах было очень много надписей. Франсуа Шампольон, великий француз, который в двадцатые годы девятнадцатого века смог дешифровать египетскую письменность, прочитал почти всю историю Древнего Египта - про великие завоевания и походы, победы и поражения, которых было великое множество в этой долгой и длинной истории.

Храм в Луксоре построен был почти так же, как и в Карнаке. Соединены они между собой длинной аллеей сфинксов. Храм в Луксоре - это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват - около трех метров. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного - Атона, бога солнечного луча. Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам - пауза.

Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле . Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Современные строители с большим трудом смогли перевезти огромные камни, которые были высечены из скалы нашими предками.

Этот храм - скальная гробница. У него нет практически никаких наземных сооружений. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Снаружи - только фасад с огромными статуями фараона. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Дважды в год он освещает двух богов из трех, которым посвящен этот храм - статую бога Амона и статую бога Гора. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Их невозможно разделить, потому что они высечены из одной и той же скалы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле , египтянами больше построено не было.

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 11. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Рассмотрите древнеегипетский роспись. О какие занятия древних египтян свидетельствуют рисунки? Как организован труд египтян? О чем это свидетельствует? Почему первое изображение иногда называют «календарем» земледельческих работ? * Что делает на поле перед началом жатвы египтянин с веревкой, изображенный на втором рисунке? О чем это свидетельствует? Чем отличается одежда разных людей на рисунке?

Изображение занятий древних египтян из гробниц фараонов.

1. Что определяло хозяйственная жизнь Египта?

Жизнь египтян была связана с Нилом и земледелием. Для увлажнения удаленных от Нила земель прокапывали каналы, а от них - канавы полей. Эта тяжелая работа была ежегодной. Земледелие, основанное на искусственном орошении, называют оросительным, или ирригационным. Египтяне прилагали усилия, чтобы подольше задержать воду на полях - только при этом условии ил оседал на грунт, образуя плодородный слой.

В долине Нила люди выращивали зерновые культуры, а в его дельте раскинулись пастбища. Нижний Египет славился садами и виноградниками. Среди зерновых культур египтяне предпочитали ячменя. Кроме него, сеяли просо и пшеницу. Выращивали также лен.

Из огородных растений выращивали чеснок, огурцы, лук. Техника посева была очень простой: во влажный грунт бросали зерно, потом на поле выгоняли скот, чтобы она втоптала его в землю.

Год делился на три части: наводнение (июль-октябрь), посев зерновых и овощей (ноябрь-февраль), засуха, жатва (март-июнь).

Рассмотрите иллюстрации. Какие сельскохозяйственные занятия египтян на них отражено?

Росписи с изображением занятий древних египтян.

Почему, не прокопав каналов и канав, египтяне не могли вырастить урожай?

Древний Египет славился ремесленниками: камнетесами, строителями, резчиками, ювелирами, медниками, кузнецами. В горах было много строительного камня (базальта и гранита), в пустыне между Нилом и Красным морем имели залежи золота, а на Синайском полуострове добывали медь. Железо и серебро привозили из Западной Азии.

Древние египтяне были умелыми столярами. Из древесины строили корабли, делали мебель, предметы роскоши, которые полировали, а иногда покрывали золотом и серебром. Древесину поставляли с Ближнего Востока, где росли роскошные кедровые леса.

В Египте высокого уровня достигло ткачество. Самой распространенной была льняная ткань. Время ее украшали геометрическим орнаментом, сотканным из нитей красного или коричневого цвета. Совершенными были изделия древнеегипетских гончаров, о ловкость ремесленников свидетельствовали изделия из кожи. Мастерством прославились ювелиры. Драгоценные украшения в Древнем Египте изготавливали из золота, драгоценных камней, серебра.

Рассмотрите иллюстрации. О какие ремесла свидетельствуют росписи гробниц?

Древнеегипетские ремесленники.

Рассмотрите скульптуры. На какой из них изображен писаря, а на какой - горшечника?

1. Подумайте, кем и для кого мог быть написан представленный ниже текст. 2. О какие занятия египтян вы узнали? 3. О какие особенности обыденной жизни в Египте рассказывает автор рукописи? 4. Почему профессия писца он считает престижным, почетным и выгодным?

«...Я видел медника за работой у печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и от него несло хуже, чем от рыбьей икры... Каменщик постоянно соревнуется с твердым камнем... Цирюльник бреет с утра до вечера... Он слоняется с улицы на улицу в поисках работы. Он напрягает свои руки, чтобы заполнить себе желудок... Строитель всегда больной, потому что все время на ветру.

Одежда у него - лохмотья... Земледелец только вернется вечером домой, как снова надо идти... Ткач - постоянно внутри дома... не дышит воздухом... Сандальнику совсем плохо, он всегда нищенствует. Жует он кожу... Подумай, ведь нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, поскольку он сам себе начальник».

Что в общественной жизни Древнего Египта способствовало популярности профессии писаря?

3. Как было организовано египетское общество?

Египетское общество сравнивают с пирамидой. Фараон, разумеется, был на ее верхушке. До высших ступеней общественной пирамиды принадлежали вельможе (наиболее знатные и состоятельные люди) и государственные чиновники. Занимая государственные должности, они помогали фараону управлять государством. Среди государственных чиновников влиятельными были визирь (чати) и начальник войска. Достаточно влиятельными были и жрецы - служители храмов.

На средних ступенях общественной пирамиды располагались местные чиновники: писцы, счетоводы, контролеры. На этой ступени находились также служители храмов, скульпторы, архитекторы, художники и врачи.

Низшие ступени общественной пирамиды занимали крестьяне и ремесленники, которые составляли большинство населения. С них взимали налоги - обязательные платежи в пользу государства. Налог предусматривал определенное количество зерна, скота, различных продуктов и ремесленных изделий. Кроме того, крестьяне и ремесленники выполняли повинности - всякие работы по строительству и ремонту дамб, строительство дворцов, храмов и гробниц.

В Древнем Египте были также рабы - рабы, которых можно было купить и продать, поскольку их считали собственностью хозяина. Рабов имели только богатые представители верхушки.

Общественная пирамида Древнего Египта.

1. Почему, чтобы показать египетское общество, часто используют пирамиду? 2. Объясните расположение различных представителей египетского общества. 3. Подумайте, почему на схеме нет рабов.

4. Что определяло образ жизни и быт жителей Египта?

Вы уже знаете, что в государстве Та-Кемет фараон был не только верховным правителем, но и жрецом, главнокомандующим, верховным судьей. Обладатель вел соответствующий положения и образ жизни. Утром после умывания фараон облачился в царскую одежду, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца. В течение дня проводил приемы, принимал участие в судебных заседаниях, прогулках и развлечениях. Правитель Египта никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Ежедневная парик - круглая, с диадемой и подвесками, которые спускались на затылок. Парадным головным убором была двойная корона. Еще одна непременная деталь убранства фараона - накладная борода, заплетенная косичкой. Основным элементом одежды была гофрированная бедренная повязка. Ее держал широкий пояс. Фараоны обязательно носили бусы.

Знатные египтяне жили в глинобитных, но высоких, обычно трехэтажных, домах с толстыми стенами, садом, прудом или бассейном. Свои жилища они вмебльовували кроватями, столами, стульями, сундуками, шкафами. Питались египетские вельможи мясом быков, блюдами из уток, гусей и журавлей, разной рыбой, виноградом, яблоками, дынями, арбузами, плодами тропических деревьев (финиками, манго и др). На праздники мужчины надевали гофрированное платье, пояс с фартуком, большой парик и роскошные украшения. Состоятельные египтянки носыносили тонкие рубашки и гофрированные платья, браслеты, диадемы, ожерелья. Обувь - сандалии - изготовляли из кожи и даже из золота. И мужчины, и женщины пользовались косметикой, в частности подрисовывали глаза.

1. Фараон Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ящика. Середина 14 века. к н. е.

2. Дом египетского вельможи. Реконструкция.

Египетском простонародья за жилья правили хижины из плетеного папируса, обмазанные илом. Обстановка была очень скромной: циновки, кресла из папируса, реже - сундуки. На каждый день простые египтяне носили настегнову повязку с широким поясом, в праздники - пояс с вышивкой и недорогие украшения. Женщины носили прямые платья из льна на бретельках.

До семи лет дети не носили одежды. И наступал день, когда мальчику давали пояс и повязку на бедра, а девочке - платье. Этот день был важным событием в жизни ребенка.

1. Изображение женщины, которая собирает лен. По росписи египетских гробниц.

2. Египтянин Сенеб с семьей. Древнеегипетская скульптура.

1. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображено одно из самых известных древнеегипетских скульптур - египтянина Сенеба с семьей. Какой вывод можно сделать о семейной жизни древних египтян? 2. Какой физический недостаток имел Сенеб? Как вы думаете, как относились египтяне к таким людям?

1. Витлумачте понятия: общественная пирамида, вельможи, чиновники, писцы, налоги, рабы. 2. Какие отрасли хозяйства были распространены в египтян? 3. Кто занимал верхушку общественной пирамиды Древнего Египта? Чем положение власть имущих отличалось от остального общества? 4. Сравните повседневную жизнь и быт фараона, вельможи и простолюдина в Древнем Египте.

Сведения о повседневная жизнь древних египтян поразили больше всего? О чем хотели бы узнать подробнее?

Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. Сменялась власть, изменялись географические границы государства - всё это нашло своё отражение в художественных образах, оставленных на стенах зданий и гробниц, в миниатюрных изображениях на предметах быта.

Первый систематизированный материал по истории зарождения и развития искусства Египта написал известный историк, антрополог и археолог Матье. Искусство Древнего Египта в его понимании является прямым родоначальником художественного творчества Европы. В то время, когда Рим и Греция только постигали основы архитектуры и скульптуры, египтяне возводили монументальные строения и декорировали их многочисленными барельефами и росписями.

Культура и искусство Древнего Египта не претерпевали существенных изменений на протяжении многих тысячелетий. Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Но основные догмы, установленные во время зарождения культурных традиций, оставались неизменными. Именно поэтому даже декоративно-прикладное искусство Древнего Египта обладает свойственными только ему чертами. Одного взгляда на предметы, изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте.

Периодизация искусства Древнего Египта, её аспекты и каноны

Развитие искусства Древнего Египта происходило в несколько этапов. Все они совпадали по времени с существованием так называемых царств: Древнего (28-23 столетия до н. э.), Среднего (22-18 столетия до н. э.) и Нового (17-11 века до н. э.). Именно в эти времена произошло становление основных принципов древнеегипетской культуры как таковой. Были выделены основные течения в искусстве: архитектура, скульптура, живопись, музыкальное и прикладное творчество.

В это же время определились основополагающие каноны. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. В чём же они состояли? Во-первых, героями изображаемых событий всегда были боги, фараоны и члены их семей, а также жрецы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д.). Во-вторых, художественная композиция практически никогда не имела перспективы: все герои и предметы изображались в одной плоскости. Ещё одна особенность - пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался.

Древний Египет, искусство которого не ограничено только художественным творчеством, отличался от других государств, существовавших в тот же временной период, архитектурными сооружениями. За несколько десятков веков до н. э. в этом государстве строили величественные здания, предназначение и планировка которых также были строго канонизированы.

Чтобы полнее составить себе представление о таком государстве, как Древний Египет, искусство и архитектура которого несут в себе информацию о прошлом, стоит рассмотреть отдельные периоды его развития.

Общие характеристики искусства и архитектуры Древнего царства

Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно - на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы, но уже состояли из двух камер: подземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, и надземной, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти.

К концу периода гробницы начали приобретать иные формы за счёт возводимых над ними дополнительных ярусов каменных блоков. Скульптурное и изобразительное искусство Древнего Египта в это время представляло собой изображение сцен из жизни богов и фараонов. Также широко распространены были статуи, олицетворявшие умерших, их слуг и войско. Все они изображали людей в расцвете лет.

Основная особенность скульптуры в этот период - монументальность. Осматривать статуи можно было только спереди и сбоку, так как спиной они были обращены к стенам построек. У них отсутствовали какие-либо индивидуальные черты умершего человека или здравствующего правителя. Опознать, кто изображён, можно было по соответствующим атрибутам, а также по надписям у основания скульптуры.

Среднее царство: особенности искусства и архитектуры

В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Так же строились пирамиды с подземными или выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Широкое применение в архитектуре нашли такие материалы, как гранит и известняк. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Стены построек украшались резьбой и рельефами, изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены.

Особенности искусства Древнего Египта в этот период заключались в использовании растительных орнаментов в скульптурных композициях и росписях. Фрески изображали обычную жизнь египтян: охоту, рыбную ловлю, земледельцев за работой и многое другое. Одним словом, внимание стало уделяться не только правящему классу, но и обычным людям. Благодаря этому у историков появилась возможность узнать, как развивался Древний Египет. Искусство скульптурного изображения также претерпело изменения.

В отличие от изготовленных в предыдущий период, статуи приобрели более выразительные черты. Скульптуры Среднего царства могли хотя бы в общих чертах дать учёным представление о том, как выглядел изображённый человек в реальности.

Искусство и архитектура Нового царства

Особую монументальность и роскошь культура и искусство Древнего Египта приобретают в период Нового царства. Именно в это время наиболее ярко воспеваются мощь, сила и богатство страны. Храмы и другие значимые постройки теперь строят не только из гранитных и известняковых блоков, но и вырубают в скалах. Размеры их до сих пор поражают воображение. В связи с этим строительство длилось очень долго. Общепринятыми стали правила внутренней и внешней планировки зданий по единому образцу.

В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными. Именно благодаря им внутри зданий можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Здесь стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити, которая выглядит очень реалистично.

Декоративное искусство Древнего Египта в это время обогатилось такой отраслью, как живопись, а точнее - роспись. Разнообразные сюжеты из жизни египтян изображались в окружении удивительных по красоте орнаментов. При этом не были отвергнуты каноны изображения человеческих фигур, характерных для Древнего царства.

Ещё одним новшеством, которое не было замечено в другие периоды Древнего Египта (искусства как такового тогда еще не сформировалось), стало изготовление небольших по размеру фигурок и предметов быта: туалетных ложечек, флаконов для благовоний и косметических средств. Материалами для них обычно служили стекло и алебастр.

Самые известные архитектурные памятники Древнего Египта

Один из ярчайших примеров типичной египетской архитектуры - пирамидальный комплекс в Гизе. Именно пирамиды олицетворяют собой Древний Египет. Искусство возведения этих погребальных строений было доведено до совершенства во время правления фараона Хеопса, который, согласно историческим данным, инициировал также создание Сфинкса.

Самое величественное строение в этом комплексе представлено пирамидой Хеопса, построенной из более чем двух миллионов блоков. Поверхность её облицована белым турецким известняком. Внутри грандиозного сооружения расположены сразу три погребальные камеры. Самой маленькой постройкой в Гизе считается пирамида Менкаура. Её ценность состоит в том, что она сохранилась лучше других, так как была возведена самой последней.

Все без исключения пирамиды построены по одному образцу. Совпадают схемы их расположения на местности, а также входящие в них комплексные сооружения: нижние и заупокойные храмы, «дорога» и, собственно, сама пирамида.

Ещё один архитектурный памятник Древнего Египта - храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Пирамидальные постройки в нём удивительным образом сочетаются с выдолбленными в скалах храмовыми и погребальными помещениями, колонными залами и барельефами.

Архитектура и искусство Древнего Египта в этих исторически значимых местах изучаются до сих пор. К сожалению, не сохранились дома обычных граждан. Они, по предположениям археологов, были построены из необожжённого кирпича, саманных блоков и дерева.

Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изначально прикладное искусство Древнего Египта представляло собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы.

Самые яркие произведения древнеегипетского декоративно-прикладного искусства были обнаружены в гробницах. Погребальные урны из керамики, украшенные росписью, металлические зеркала, топоры, жезлы и кинжалы - всё это выполнено в духе традиций. Особое очарование имеют изделия в виде фигурок животных. Причём это не только разнообразные статуэтки, но и вазы.

Особый интерес для историков представляют и изделия из стекла. Бусы, перстни и флаконы выполнены в очень своеобразной технике. Например, флакон для глазных капель в форме рыбки украшают разноцветные выпуклости, имитирующие чешуйки. Но самое удивительное изделие, хранящееся сейчас в Лувре, - достаточно крупная голова женщины. Лицо и волосы выполнены из стекла разных оттенков синего цвета, что наводит на мысль об отдельной формовке этих элементов. Способ их соединения до сих пор не выяснен.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта нельзя представить и без бронзовых статуэток. Особенно точно изготовлены статуэтки грациозных и величественных кошек. Большое количество таких изделий хранится во французском Лувре.

Ювелирные украшения Древнего Египта

В мировое развитие ювелирного мастерства большой вклад внёс именно Древний Египет. Искусство обработки металла в этом государстве начало формироваться задолго до возникновения европейской цивилизации. Этим здесь занимались крупные мастерские при храмах и дворцах. Основными материалами для изготовления украшений были золото, серебро и электрум - уникальный сплав из нескольких металлов, внешне очень похожий на платину.

Мастера ювелирного искусства в Древнем Египте обладали умением изменять цвет металлов. Самыми популярными считались насыщенные жёлтые или почти оранжевые оттенки. Инкрустировали ювелирные изделия полудрагоценными камнями, хрусталём и разноцветными стёклами.

Египтяне любили украшать себя изделиями, выполненными в виде священных животных: змей, жуков-скарабеев. Нередко на амулетах, диадемах и браслетах для рук и ног изображалось Око Хора. Кольца египтяне надевали на каждый палец. В те времена было обычным явлением ношение их как на руках, так и на ногах.

Подобные украшения изготавливались и для умерших египтян. При погребении им делали золотые маски, воротники в виде коршуна, ожерелья в форме многорядных бус, пекторали в виде скарабея с раскрытыми крыльями, а также кулоны в форме сердца.

Ноги и руки покойных также украшались ювелирными изделиями из золота. Это могли быть полые или массивные браслеты. Причём они надевались не только на запястья и лодыжки, но также на предплечья. Помимо этого, в саркофаг помещали множество миниатюрных тростей, оружия, скипетров и божественных эмблем.

Ювелирное искусство Древнего Египта представлено наиболее полно, так как изделия из металла способны сохраняться многие годы. Некоторые экспонаты этой цивилизации поражают изяществом линий и точностью, с которой они выполнены.

Художественное творчество: роспись, мозаика, рельефы

Египтяне одними из первых стали использовать в архитектуре декорирование стен рельефами, росписями и мозаиками. Изобразительное искусство Древнего Египта также подчинялось определенным канонам. Например, внешние стены зданий украшались изображениями фараона. На внутренних же поверхностях домов, храмов и дворцов принято было изображать сцены, имеющие культовое происхождение.

Представление о египетской живописи современники составляют на основе найденных в гробницах фресках. Росписи в жилых домах и дворцах до нашего времени не сохранились. Мужчины на фресках изображались более тёмными, чем женщины. Интересным представляется и положение частей тел на рисунках: голова и стопы рисовались словно в профиль и были повёрнуты в одну сторону, а вот руки, плечи и туловище изображались с позиции анфаса.

Первые «книжные» картинки в исполнении художников Древнего Египта были прорисованы в известной во всём мире «Книге мёртвых». Многие миниатюры в ней были скопированы со стен храмов и усыпальниц фараонов. Одна из самых известных иллюстраций - суд Осириса. На ней изображён бог, взвешивающий душу покойного на весах.

Музыка и музыкальные инструменты

Изображения на стенах египетских усыпальниц рассказали историкам ещё об одном виде искусства, которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Многие росписи содержат картины, изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Доподлинно известно, что египтяне знали такие инструменты, как флейта, барабан, арфа и подобие духовой трубы. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).

В Древнем Египте существовало понятие хейрономии, что в буквальном переводе означает «двигать руками». Обычно люди с соответствующей подписью изображались стоящими перед оркестром. Это позволило сделать предположение о существовании хорового пения и оркестровой игры под руководством дирижёра.

Интересно, что в росписях, относящихся к Древнему царству, преобладают ударные инструменты: бубны и барабаны. Во времена Среднего царства музыкальные ансамбли изображались с преобладанием духовых инструментов. В эпоху Нового царства к ним прибавляются щипковые инструменты: лютни, арфы и лиры.

Стоит отметить, что обучение музыке и вокалу в Древнем Египте входило в обязательные предметы в школах. Каждый уважающий себя человек, тем более состоятельный, должен был уметь играть на всех видах музыкальных инструментов: ударных, духовых и щипковых. Не обошли эти правила фараона и его членов семьи. Именно поэтому в гробницах археологами часто обнаруживаются миниатюрные музыкальные инструменты из драгоценных металлов.

Скульптура в Древнем Египте

Скульптурные портреты, статуи и другие монументальные изделия из камня создавались в Древнем Египте благодаря погребальному культу. Дело в том, что верования древних египтян предписывали им увековечивать внешний облик человека для того, чтобы он мог благополучно вернуться в мир живых, пройдя все тяготы загробной жизни.

В каждой усыпальнице устанавливалась статуя умершего, к ногам которой родственники приносили необходимые для его путешествия по загробному миру предметы быта. Состоятельные и именитые люди, при жизни привыкшие к помощи рабов и собственного войска, не могли благополучно отправиться в мир мёртвых без соответствующего сопровождения. Поэтому рядом с их статуей располагалось множество скульптур поменьше. Здесь могли быть воины, рабы, танцовщицы и музыканты.

Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Черты лица усопших никогда не выражали эмоций и были бесстрастны, а взгляд устремлён вдаль. Положение тела также изображалось всегда одинаково: у скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд, а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.

О культуре и искусстве Древнего Египта в настоящий момент известно многое. Однако существует ещё несметное количество загадок, разгадать которые не могут уже несколько столетий. Может быть, по прошествии веков будет раскрыт смысл, заложенный в каждом рисунке и каждой статуе.