Заяц в сказках о животных. Заяц - сказочный персонаж

Можно ли говорить о зайце как о трусливом животном?

Трусость - это, скорее, человеческая черта характера. Но зоопсихология - наука относительно молодая, а люди склонны приписывать животным то, что свойственно им самим.

Как ведет себя заяц в естественных условиях? Чтобы не попасть в зубы хищнику, заяц затаивается, а если хищник его все-таки обнаружил, резко срывается с места и бежит. Человека, который прячется от опасности, могут считать трусливым. Альтернативное поведение - встретить опасность лицом к лицу, «в бою». Эти стереотипы тоже можно обсуждать, выяснять их историю.

Но с точки зрения природы поведение зайца предельно рационально. Он умеет хорошо маскироваться - поэтому и затаивается. И так, между прочим, обеспечивает выживание своему потомству. Он очень быстро бегает на коротких дистанциях, поэтому для него есть смысл спасаться бегством. Так ведут себя многие травоядные. Например, лани, олени. Вспомните цикл сказок Феликса Зальтена про олененка Бемби. Там зайцы с оленями в добрых отношениях. Они друг друга считают «своими». Конечно, это сказка, и она идеологизирует эти отношения: мол, олени и зайцы «дружат», потому что ни те ни другие никого не убивают.

Но вообще-то реальный заяц - не такое уж маленькое и слабенькое животное. Длина его тела - 60-70 см. А если он встанет на задние лапы, то его «рост» может достигать и 80 см. Это - без учета длины ушей. У него на передних и задних лапах есть когти, и он способен в некоторых случаях дать отпор хищнику. Если заяц стоит, он будет бить передними лапами. Если он опрокинулся на спину, будет бить задними лапами, которые у него намного сильнее передних. Он может даже распороть брюхо лисе. Поэтому не всегда лиса решается напасть на зайца.

Распространенное представление о том, что заяц «постоянно дрожит от страха», связано с особенностями его обоняния. Обоняние у зайцев очень острое, и они постоянно нюхают воздух: не появился ли поблизости хищник, нет ли где рядом подходящей еды. Когда заяц принюхивается, он быстро-быстро шевелит носом, и от этого у него шевелится еще и верхняя губа. Со стороны это может выглядеть так, будто заяц дрожит.

Еще одно «популярное» заблуждение касается заячьего «косоглазия». Глаза у зайца расположены не как у человека, а по разные стороны головы. И смотрит заяц иначе: у человека поля зрения разных глаз пересекаются, и в мозгу возникает единый образ. А у зайца поля зрения не пересекаются. У него каждый глаз «видит свое». Точно так же смотрят на мир лошади, овцы, коровы, козы, мыши, белки и многие другие звери. Они тоже могли бы считаться «косыми». Собственно, о лошади часто так и говорят, что она «косит глазом».

Вообще заяц, как и любое другое животное, ‒ существо невероятно интересное. Ну а то, что, читая сказки, дети сочувствуют зайцу и жалеют его, ‒ это хорошо. Возможно, когда-нибудь они увидят живого зайца и очень удивятся - настолько он будет отличаться от зайца сказочного. Но удивляться полезно.

December 13th, 2014

Заяц — во многом неразгаданный персонаж мирового фольклора. В русских сказках он нередко — беззащитный персонаж, имеющий достаточно скромный мифологический ранг. (Хотя, сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц, перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду.)

Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космотворящего существа. В поверьях североамериканских ирокезов он создает мир из воды, в легендах другого индейского племени - виннебаго - он соперничает с солнцем и ловит его в силки. У евразийских народов заяц, напротив, связан с луной.

*** Символика солнца и луны превратилась в мировом фольклоре в мифологемы "золота" и "серебра". В народном миропредставлении они, как правило, сопрягались, сосуществуя в составе некоторого целостного единства. Так, многочисленные космизированные герои и героини русских сказок, у которых "по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре", как раз и символизируют такую символизированную солнечную и лунную символику. Возможно, в далеком гиперборейском прошлом носители этих качеств были обычными солярно-лунными божествами.

У литовцев-язычников вплоть до введения христианства был даже заячий бог, о чем упоминается в Ипатьевской летописи. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что заяц единственный персонаж устного народного творчества, на который было перенесено название самого русского народа: речь идет о зайце-русаке.

В русском фольклорном образе Зайца сохранились также смутные воспоминания о временах ещё более далеких - гиперборейских. Так, в невинной детской считалочке, которую наверняка знают многие, первоначально был заложен жизненно важный мировоззренческий смысл.

- Заяц серый [или белый], куда бегал?

- В лес зеленый...

- Что там делал?

- Лыко драл...

- Куда клал?

- Под колоду...

- Кто украл?

- Родион *...

- Выйди вон!...

*** Родион - одновременно и понятное, и непонятное имя. Хотя оно и включено в христианские святцы, его происхождение явно нехристианское и дохристианское. В славянском языческом пантеоне был и бог Род, и богини рожаницы - покровительницы рожениц и новорожденных младенцев. Попытка вывести русское из греческого rodon - "роза" приемлема лишь в случае признания единого лексического и смыслового источника обоих понятий.

Однако в более архаичных вариантах этой детской считалки, записанных фольклористами ещё в XIX веке, нередко значится не "заяц серый", а "Заяц-Месяц"! Что сие означает? А вот что: указанная мифологема, отождествляющая зайца и месяц (луну), содержится в самых древнейших пластах культуры разных народов мира. Согласно архаичным космогоническим представлениям, пятна на луне изображают зайца, которого бог оживил после самосожжения. По ведийско-индуистской традиции, этот первобог и владыка ведийского пантеона - Индра. Соблюдая законы гостеприимства, заяц, чтобы накормить пришедшего к нему божественного громовержца, приготовил из самого себя жаркое. Бог Индра по достоинству оценил акт этого самопожертвования и поместил зайца на лунном диске. Почему и одно из названий луны на санскрите - "шашанка", то есть "имеющая знак зайца".

В Монголии и Китае бытовали такие же предания. Так, китайские даосы говорили, что лунные пятна - это "заяц, который топчет в ступе снадобье для приготовления напитка бессмертия, а кто хочет отведать божественный напиток, может отправляться хоть сейчас на луну".

Поверье о "лунном" зайце было настолько распространено в Китае, что сделалось популярнейшим изобразительным сюжетом. Даже на халатах высших сановников и богдыханов вышивали шелком месяц с зайцем, сидящих под деревом.

При этом дерево было не чем иным, как вселенским "древом жизни", и символизировало долголетие и бессмертие. Эта древняя изобразительная традиция сохранилась и по сей день: сцена приготовления напитка богов и лунного зайца изображается на особых хлебцах или пряниках, которые выпекают во время ежегодных лунных праздников (выпеченные изделия так и именуются - "лунники"). Кстати, культура русских и китайских пряников (вплоть до создания резных пряничных досок), судя по всему, имеет общий источник происхождения.

Буддизм перенял и развил древнейшие ведийские и даосские поверья. Легенда о самосожжении зайца обросла дополнительными подробностями. В буддийской притче рассказывается, как однажды к жившим вместе лисице, обезьяне и зайцу пришел в гости под видом старика сам Повелитель неба и попросил накормить его. Лиса быстро поймала рыбу, обезьяна нарвала с дерева сладких плодов, и только заяц ничего не мог найти. Тогда-то он и бросился в печь, чтобы старик смог съесть его в жареном виде. Старик (а это оказался сам Будда в виде одного из своих многочисленных воплощений!), тронутый таким самопожертвованием, вынул зайца из печи и поместил на луне, дабы он вечно служил символом гостеприимства и милосердия.

Так вот она откуда - русская считалочка с Зайцем-Месяцем...

Космические функции зайца и его былое могущество просматриваются и в древнейшем индоарийском сборнике басен и притч, известном под санскритским названием "Панчатантра" (дословно - "Пятикнижие"; почти как в Ветхом Завете, только совсем про другое).

Например, по всему миру и среди разных народов распространена сказка-притча о Льве, которого более мудрый Заяц заставил прыгнуть в колодец, чтобы расправиться с собственным отражением в воде. Хотя самая ранняя из дошедших письменных версий знаменитейшего литературного памятника относится не ранее чем к III веку н.э.* , в его основе, вне всякого сомнения, лежат устные рассказы, бытовавшие в арийской среде в течение многих тысячелетий, начиная с той гиперборейской эпохи, когда арии ещё жили на Севере.

*** "Панчатантра" была переведена сначала на персидский, а затем - и на арабский язык под названием "Калила и Димна" (по имени шакалов, действующих в книге). Дословный перевод имен этих шакалов - Прямодушный и Лукавый - послужил основой для последующих переводов на другие языки и, в частности, - на греческий. Византийские списки древнего памятника под названием "Стефанит и Ихнилат" получили хождение по всему православному миру, включая и древнерусские переводы, благодаря которым книга стала одним из любимейших чтений наших пращуров. На европейские языки басни древних ариев переводились опосредованно - через древнееврейский перевод с арабского. Многие сюжеты "Панчатантры" на протяжении веков вдохновляли поэтов-баснописцев, а один из них превратился чуть ли не в народную русскую сказку: это - обработанная Всеволодом Гаршиным притча о лягушке-путешественнице (с той, однако, разницей, что в древнеиндийском первоисточнике действует не лягушка, а черепаха).

Отсюда сами собой напрашиваются некоторые предположения и аналогии. Они как раз касаются "лунного зайца" - мифологемы, включенной в виде сказки в "Панчатантру".

Древнеиндийская притча о "лунном зайце" достаточно длинна. Суть её заключается в том, что хитрый заяц Виджайя (что в переводе с санскрита означает Победитель) решил проучить слонов, которые ходили на водопой к Лунному озеру и постоянно растаптывали множество зайцев и разрушали их жилища. Виджайя отправился к Царю слонов и объявил, что он послан самой Луной и является её полномочным представителем. Ночное светило оскорблено поведением слонов и велит им оставить в покое Лунное озеро. Чтобы доказать свое всесилие, заяц попросил Царя слонов подвигать хоботом по озерной глади.

В результате вода в озере всколыхнулась, отраженный диск луны задвигался взад и вперед в потревоженной воде, и в волнах вместо одного отражения луны появилось не менее тысячи. Царь слонов не на шутку испугался. Как далее повествуется в "Панчатантре":

« И, повернув ему [ зайцу ], Царь слонов, с поникшими ушами и склоненной к земле головой, умилостивил блаженную Луну поклонами и затем снова сказал Виджайе: - "Дорогой! Исполни мою просьбу и всегда склоняй блаженную Луну на милость ко мне, а я больше не приду сюда ».

Спрашивается, могла ли подобная сказка появиться задолго раньше того, чем индоарии в своем долгом и многотрудном продвижении с Севера на Юг, наконец, не достигли полуострова Индостан (это случилось не ранее 3-го тысячелетия до н.э.), окончательно здесь не поселились? Ведь слоны на Севере отродясь не водились! Как сказать - не водились слоны, зато водились мамонты! Не о них ли шла речь в самом древнем и первоначальном варианте сказки?

Между прочим, в мировом фольклоре с зайцем связано множество сюжетов сексуального характера (что само по себе свидетельствует о древности подобных текстов или обрядовых традиций, ибо с принятием христианства всяческое языческое вольнодумство безжалостно искоренялось и жестоко каралось). Не является исключением и русское устное народное творчество. Об этом свидетельствует хотя бы такая девичья песня, в которой тотемный заяц призывается к соитию:

Заинька, серенький,

Да не ходи по сеням,

Не топай ногою.

Я лягу с тобою...

А вот и результат:

- Заюшка, с кем ты спал да ночевал?

- Спал я, спал я, пане мой,

Спал я, спал я, сердце мой [так!]

У Катюхе - на руке,

У Марюхе - на грудях,

А у Дуньки вдовиной - на всем животе...

В славянском обрядовом фольклоре многие свадебные и послесвадебные песни про зайца связаны с потерей девственности невестой. Фольклористы скрупулезно собрали, систематизировали и обобщили достаточно разнообразную "заячью" эротическую тематику и символику. Особенно популярна на Руси была записанная во множестве вариантов скабрезная сказка об участии зайца (правда, по большей части в качестве пассивного наблюдателя) в случке между медведем и женщиной. В некоторых областях вообще считали, что летом новорожденных детей приносит аист, а зимой - заяц.

В данной связи нельзя не отметить и тот бесспорный факт, что в ряде русских сказок заяц выступает как символ и олицетворение победы патриархата над матриархатом. Например, к таковым сюжетам вполне можно отнести известный фольклорный текст из сборника "Заветных сказок" А.Н.Афанасьева. В оригинале текст настолько изобилует непристойностями и нецензурной лексикой, что воспроизводить его просто рука не поднимается. Однако большинству русских читателей (в данном конкретном случае - зрителей) он известен по эпизоду из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". В фильме эту сказку про лису и зайца князю Александру и другим дружинникам рассказывает кольчужный мастер Игнат перед самым Ледовым побоищем. Фабула притчи состоит в том, что заяц, спасаясь от лисы, проявил русскую смекалку и прыгнул так, что лиса намертво застряла между двумя березками. Вволю поиздевавшись над лисой на словах, заяц осуществил ритуальный акт возмездия - "нарушил её девичью честь" (как скромно говорится в фильме и на что в оригинале сказки народ не пожалел ни смачных красок, ни крепких выражений). Тем самым (если рассматривать весь эпизод с символической точки зрения) было продемонстрировано торжество патриархата над матриархатом.

В другой известной русской сказке о лисе, которая выгнала зайца из лубяной избушки, также содержится недвусмысленный намек на борьбу матриархата с патриархатом.

Здесь первоначально побеждает носительница матриархальной идеологии - лиса. Однако её наглое торжество и уверенность во вседозволенности временны. Заяц - носитель патриархальной идеологии - пытается отстоять свои права и добиться справедливости с помощью других (мужских же!) тотемов - быка, волка и медведя, но безуспешно. Только носитель новой солнцепоклонной идеологии - петух - сумел переломить ситуацию в пользу патриархальных ценностей и окончательно утвердить торжество патриархата над матриархатом.

Здесь традиционному женскому коварству, олицетворяемому лисой, противостоит патриархальное мужское братство в лице тотемов, которое в конце концов и побеждает.

В индоевропейской мифологии петух олицетворяет солнце. Коса на его плече в архаичном мировоззрении была атрибутом времени и смерти. Достаточно вспомнить символизирующие время аллегорические изображения бога Сатурна с косой на плече.

Плужников Артем

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ЗАЯЦ В СКАЗКАХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Руководитель : Ануфриева Светлана Романовна, учитель начальных классов МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, эл. адрес: [email protected]

Почему я выбрал эту тему.

Я люблю слушать сказки. Нас знакомили в детском саду с разными сказками, загадками, с потешками, которые придумали разные народы.

Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе, это северный край. Недавно у нас в школе проходили мероприятия, посвященные дню рождения нашего округа. Учительница познакомила нас с мансийской сказкой «Отчего у зайца длинные уши» и хантыйской сказкой «Зайчик». Мне стало интересно узнать, почему про зайца много сказок, и про него пишут сказки северные народы – ханты, манси. Какой он в природе? И чем заслужил он такое внимание?

Цели и задачи.

Цели: Познакомиться с жизнью зайца в природе, с его характерными особенностями; выяснить, как отразились его характерные особенности в сказках народов Севера.

Задачи: Учиться подбирать нужный материал о зайце в разных источниках информации; работать с текстом сказок; давать характеристику герою сказок – зайцу; сравнивать, делать выводы.

Главная идея, проблема работы.

Почему северные народы: ханты и манси, в своих сказках упоминают зайца, как отрицательного героя?

План работы.

  1. Перечитать сказки «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Дать характеристику герою сказок – зайцу.
  2. Найти информацию в справочнике для школьников, энциклопедиях об этом животном.
  3. Нарисовать рисунок зайца – иллюстрацию к сказке.
  4. Спросить местных жителей, встречали ли зайца, и каков он в природе?
  5. Сделать вывод о проделанной работе.

Описание хода работы и ее результатов (возможны рисунки и фото).

1. Посетил библиотеки , чтобы найти сказки народов Севера о зайце. Прочитал две сказки. Сделал вывод, что в мансийской сказке «Отчего у зайца длинные уши» герой заяц – трусливый, хитрый, любит подслушивать, поэтому Лось (царь зверей) дал ему взамен рогов длинные уши. В хантыйской сказке «Зайчик» заяц оказался жадным, завистливым и мстительным. За то, что травкой он обрезал себе губу, решил ее сжечь, привлекая к злому умыслу других героев сказки.

2. Посмотрел детские энциклопедии . Узнал, что заяц – дикое животное. Весной и летом шуба у зайца серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Осенью он меняет летнюю серую шубу на белоснежную, теплую и пушистую. Тело зайца стройное, немного сжатое с боков, его длина у некоторых видов достигает 68-70 см. Вес зайца может превышать 7 кг. Хвост короткий и пушистый. Характерной чертой зайцеобразных являются длинные клиновидные уши, достигающие в длину от 9 до 15 см. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше, чем обоняние и зрение. Задние конечности у этих млекопитающих имеют длинные ступни и развиты сильнее передних. При возникновении угрозы скорость зайца может достигать 80 км/ч. А способность внезапно изменять направление бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от преследования врагов: волка , лисицы , совы , куницы, ястреба. Зайцы хорошо бегают вверх по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. В народе зайца называют косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а расположены по бокам, поэтому он может видеть, что делается сбоку, сзади и спереди.

Узнал еще интересные сведения. Зайцев можно встретить в любой стране на земле, т.к. они обитают по всему земному шару. Зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала вода, и они не заболели. Зубы зайца растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не перестают. Для общения между сородичами, зайцы используют «барабанную дробь», которую они выбивают лопатками. Зайцы топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята. Зимой у зайца на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животные не заморозили животик. Отрастают волосики и вокруг носика, защищая его от мороза. Живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5 лет. Однако зафиксированы случаи, когда заяц доживал до 13, 5 лет.

3. Нашел картинки, иллюстрации зайца . Сам нарисовал зайца к сказкам «Отчего у зайца длинные уши» и «Зайчик». Вот таким я представляю героя северных сказок.

4. Проанализировали сказку. Узнал, что в северных сказках заяц описывается, как трусливое, хитрое, жадное животное, которое подслушивает чужие разговоры, оттого у него уши длинные стали. Многие животные в сказках изображаются страшными, смешными, иногда глупыми, трусливыми, как например, заяц. Каждый персонаж сказок о животных, дошедших до нас, стал носителем как положительных, так и отрицательных качеств, присущих тем или иным людям.

Почему народ ханты создавал сказки, в которых герои – животные: медведь, куропатка, лиса, волк, и заяц?

Сделал вывод, что эти животные обитают в северной местности, а народ составляет сказки именно о том, что видят на своей земле.

В сказках высмеиваются людские пороки, такие как хитрость, жадность, трусливость, поэтому они наделяют животных в сказке человеческими недостатками. Это делают для того, чтобы научить окружающих людей хорошим поступкам. Также некоторые явления раньше народ не мог объяснить, например, почему у зайца длинные уши, чтобы объяснить это, придумали сказку, в которой объясняется, что длинные уши даны зайцу Лосем, потому что он подслушивал. На самом деле в энциклопедии я узнал, что длинные уши зайцу нужны, чтобы хорошо слышать врагов, А самое главное, в заячьих ушах есть очень много капилляров, в которых циркулирует кровь. Из-за большой площади ушных раковин у косого не происходит перегревание тела, что дает ему преимущество, когда он скрывается от преследователей. В холод же наоборот он прижимает уши к телу, экономя потерю тепла.

5. Опросил нескольких человек . Узнал от них, что в нашем крае люди занимаются охотой. Добывают и зайцев. Ставят петли, капканы, охотятся с ружьем. Раньше добывали очень много зайцев, в последние годы их стало меньше. Мясо зайцев вкусное, нежное, можно приготовить из заячьего мяса разные блюда.

Главные выводы работы, её назначение и применение.

Можно сделать вывод, что заяц упоминается в таком виде фольклора как в сказках. Если народ пишет про зайца, то он знает это животное, видел его в своей местности, охотился на него. Северные народы через героя сказки – зайца, высмеивали человеческие пороки, чтобы люди так больше не поступали. Также в своих сказках народ объяснял некоторые явления, которые не мог в старое время объяснить научно. В природе заяц встречается во всех уголках нашей страны. Это удивительное животное, про него можно узнать интересные сведения..

Сказки народов Севера очень интересные, поучительные, многое узнаешь о жизни народа, о животных.

Рефлексия.


Наша викторина для детей, хорошо знакомых с литературными и мультипликационными зайцами. Большинство книг, использованных в викторине, Вы наверняка уже читали своим детям. Часть вопросов рассчитана на общее развитие. Но есть и такие, которые заставят Вас и Вашего ребенка еще раз заглянуть в любимую книжку.
Примерный уровень сложности: 6-8 лет. Но никаких возрастных ограничений мы не ставим.

Участвуйте: всех победителей ждут подарки!


1. Как доктор Айболит вылечил зайку?

* Сделал укол
* Пришил ножки
* Дал морковку

2. Как зовут зайца в передаче "Спокойной ночи, малыши"?
Как зовут зайца в передаче

* Филя
* Хрюша
* Степашка
* Кеша
* Каркуша

3. Куда Братец Кролик умолял его не бросать?

* В крапиву
* В терновый куст
* В болото

4. Как охотники называют зайца?
Как охотники называют зайца?

* Плоскостопый
* Кривой
* Косой

5. Один из лучших воинов Дозорного отряда, непобедимая зайчиха, придуманная Брайаном Джейксом

* Моди
* Молли
* Моби

6. Что произошло с игрушечным зайцем, которого бросила хозяйка, в стихотворении Агнии Барто?

* Он промок
* Он был унесен вороной
* Его украли

* Ольги Зверевой
* Анатолия Папанова
* Клары Румяновой

8. Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?
Из чего была сделана лубяная заячья избушка в сказке?

* Она была деревянной
* Она была стеклянной
* Она была кирпичной

9. Этим ласковым именем называли главную героиню сказки Алексея Ремизова

* Зайчик
* Заинька
* Зайка

10. Какого цвета был зайка из песенки "В лесу родилась елочка"?

* Беленький
* Серенький
* Рыженький

11. Почему не хочет играть заяц-барабанщик из стихотворения Валентина Берестова?

* Он не видит капусты
* Он не видит морковки
* Он не видит брюквы
* Он видит волка

12. У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?
У какого известного поэта есть стихотворение об охотнике, спасающем зайцев от весеннего половодья?

* У Александра Пушкина
* У Михаила Лермонтова
* У Николая Некрасова

13. Без зеркальца этого зайчика не поймаешь

* Белого
* Звездного
* Солнечного

14. Как звали зайца в сказке Даниила Хармса "Лиса и заяц"?

* Белое ушко
* Длинные ноги
* Серый хвостик

15. Кислицу называют...

* Заячьей капустой
* Заячьей картошкой
* Заячьим щавелем

16. Как зовут персонажа, изображенного на картинке?
Как зовут персонажа, изображенного на картинке?

* Баскин Роббинс
* Багз Банни
* Кролик Роджер

17. В стихотворении Сергея Михалкова заболевший заяц попросил принести воды…

* Зайчиху
* Лису
* Черепаху

18. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?

* Листобразы
* Листопаднички
* Листозимники

19. Заяц из мультфильма "Падал прошлогодний снег" держит в лапах...

* Счеты
* Примус
* Валенки

20. Кем оказался кролик из сказки Александра Милна "Принц кролик"?

* Волшебником
* Принцем Сильвио
* Королем Никодимусом

21. Кого спас заяц-хваста в одноименной сказке, пересказанной Алексеем Толстым?

* Воробья
* Ворону
* Лису

22. Какое имя в этом списке лишнее?
Какое имя в этом списке лишнее?

* Ушастик
* Пушистик
* Пузатик
* Звонок
* Прыгунок

23. Кролик из пересказанного Борисом Заходером "Винни-Пуха" не предложил зашедшему в гости мишке...

* Мед
* Малиновое варенье
* Сгущенное молоко

* Фрэнсис Бернетт
* Джил Мерфи
* Сюзанна Кларк
* Беатрис Поттер

25. На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского "Тараканище"?
На чем ехали зайцы из стихотворения Корнея Чуковского

* Велосипед
* Автомобиль
* Трамвай

26. Кого напугал храбрый заяц в сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка?

* Волка
* Лису
* Медведя

27. Кто похитил зайчонка, который плохо ел, в мультфильме Валентина Караваева?

* Ворона
* Оса
* Сова
* Муха
* Волк

28. Какого зайца не существует в природе?

* Заяц-беляк
* Заяц-русак
* Заяц-ускок
* Заяц-песчаник

29. Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?
Как началось удивительное путешествие кролика Эдварда?

* Он упал за борт
* Его утащила кошка
* Его выбросила хозяйка

30. Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня "Алисы в Стране Чудес"?
Какого цвета был кролик, за которым погналась главная героиня

* Белого
* Серого
* Черного

О сказке

Русская народная сказка «Заяц»

Когда не было интернета, а мультики показывали в определённое время, родители приучали своих детей к чтению русских народных сказок. Благодаря им, мамы и папы развивали у своих малышей фантазию, рассказывали – «что такое плохо и что такое хорошо», старались раскрыть скрытый смысл, который всегда присутствует в содержании любой русской книги.

Сейчас же, очень мало семей, которые знакомят своих детей с русскими народными сказами. Но для тех, кто всё же с ними знаком, расскажем немного о традициях русской народной сказки.

Традиции, связанные с русской народной сказкой

Читая простую сказку «Репка» и не задумываешься о том, что в ней скрыт богатый смысл! Оказывается в то время на Руси, именно репка была главным пищевым продуктом. А для того, чтобы плод уродился, сажать его должен был только мужчина, который делал специальный обряд – на пашню надо было выходить только в лунную ночь, без штанов и обуви, только в одной нижней рубашке. Считалось, что так заключался брачный союз с землёй.

Теперь возьмём сказку «Заюшкина избушка», где только петушок смог выгнать лису из заячьего домика. Почему? Да потому что раньше считали, что именно петухи своим криком могли прогнать нечистую силу и разные напасти. По этой причине на крыши русских избушек устанавливали петушки-обереги.

О чём же учит нас русская народная сказка «Заяц», описание которой находится ниже?

Описание сказки

Жил-был мужик, у которого не было ни семьи, ни денег. И вот однажды он отправился прогуляться по полю, где увидел под кустом зайца. Вместо того, чтобы его словить и отнести домой, он начал мечтать:

«Сейчас принесу нового питомца домой, откормлю его, а потом продам. На заработанные деньги куплю свинью, которая поможет мне заработать вдвое больше денег – она принесёт мне двенадцать поросят. Эти свинки вырастут и принесут мне ещё больше денег. Свинок всех порубаю, их мясо продам и на заработанные деньги смогу обзавестись женой и детьми – Ванькой да Васькой. Сыновья будут помогать по хозяйству, а я буду ими командовать».

Мужик настолько замечтался, что громко закричал про своих сыновей. Заяц испугался и убежал. И остался мужик без хозяйства, дома и новой семьи.

Эта сказка говорит о том, что мечтать не вредно, но для того, чтобы желания воплотить в реальность, необходимо что-то для этого делать. Мужику надо было хватать сразу зайца и нести домой. Тогда бы у него возможно и получилось разбогатеть. А так, он просто в пустую, болтал и ничего не предпринимал. Если у вас случится такая ситуация, то не мечтайте, а сразу принимайтесь к делу.

Читайте русскую народную сказку «Заяц» онлайн бесплатно и без регистрации.

Бедный мужик шел по чистому полю, увидал под кустом зайца, обрадовался и говорит:

— Вот когда заживу домком-то! Возьму этого зайца, убью плетью да продам за четыре алтына. На те деньги куплю свинушку. Она принесет мне двенадцать поросеночков. Поросятки вырастут, принесут еще по двенадцати. Я всех приколю, амбар мяса накоплю. Мясо продам, а на денежки дом заведу да сам женюсь. Жена-то родит мне двух сыновей: Ваську да Ваньку. Детки станут пашню пахать, а я буду под окном сидеть да порядки наводить: “Эй вы, ребятки, крикну, Васька да Ванька! Шибко людей на работе не подгоняйте, сами бедно не живали!” Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, с женой и детьми пропал.