Культурная дипломатия. Фестиваль “Оттепель: лицом к будущему” Как возникла эта тема

В ходе последних лет Москва переживает невероятный всплеск интереса к различным культурным выставочным мероприятиям: снова стало модным посещать музеи и галереи. Изменилось отношение горожан к своему городу и сама структура досугового развлечения. Если раньше она выглядела как «дом-работа», то сегодня это «дом-музей-работа-парк». Люди начали совсем по-другому относиться к своему свободному времени: проявился интерес к досугу с творческой составляющей. И фестиваль «Оттепель: Лицом к будущему» , который продлится с января по июнь 2017 года, – тоже своего рода культурная интервенция в контекст Москвы. Произошел переход от отдельных проектов к межведомственным: для проведения фестиваля объединились Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей Москвы и Парк имени Горького . Это многофункциональный проект, который, имея одну общую тематику, позволяет максимально широко представить заявленную тему в самых разных ее ипостасях и проявлениях.

Как возникла эта тема?

Так случилось, что три московских музея – Государственный музей им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея и Музей Москвы – не сговариваясь, начали работать над этим проектом. О чем это свидетельствует? О том, что сегодня назрел момент посмотреть на искусство второй половины 1950-х-60-х годов свежим и непредвзятым взглядом. Подобный анализ проводился уже в отношении авангарда, достаточно сложную интерпретацию претерпело искусство соцреализма, и сейчас становится понятно, что период оттепели был важнейшей эпохой не просто в развитии искусства, но и человеческого восприятия и воплощения его во всех художественных формах.

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

Выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе в период с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Цель проекта – не только показать достижения оттепели, но также артикулировать проблемы и конфликты этой эпохи.

«То, что в Советском Союзе называли «оттепелью», и то, чем отмечено послевоенное искусство Европы, свидетельствует о поиске совершенно нового языка, тяготеющего к традициям модернизма начала XX века, но языка, в котором было гораздо больше общего, чем отличного, и языка универсального , - объясняет генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Это то, что я лично поняла, работая в тот момент над проектом, который в марте будет открыт в Пушкинском музее: невзирая на наличие железного занавеса, между тем, что происходило в СССР и Европе, было гораздо больше общего, чем мы привыкли считать» .

Для посещения выставка будет доступна с 15 февраля 2017 года. В конце февраля стартует целый цикл лекций «Преодолевая границы искусства после Второй мировой войны. Европа и СССР», включающий в себя комплексный подход и анализ того, что происходило в искусстве СССР и Европы после Второй мировой войны. Дискуссия строится на выступлении двух спикеров – членов кураторских команд музеев, а также специалистов по истории литературы, музыки, кино и науки. Подобная дискуссионность свойственна искусству и менталитету оттепели, которая способствовал универсальному расцвету всего, что объединяется понятием «культура».

«Очень важным моментом станет проведение московской олимпиады школьников, - отмечает Зельфира Трегулова. – Мы хотим, чтобы фестиваль коснулся тех, для кого эта эпоха уже что-то далекое и малоизвестное. Олимпиада будет включать в себя специальные методические семинары для преподавателей, дистанционный отборочный тур, и очные туры на выставках в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Третьяковской галерее в апреле».

Общим партнером является театр «Современник», чьи спектакли станут важной страницей проекта на Крымском Валу.

Выставка «Искусство Европы 1945-1968. Лицом к будущему» в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка в варианте Музея им. А. С. Пушкина называется «Лицом к будущему» (первый вариант названия «Травма Возрождения») и начала свою жизнь как идея в конце 2013-го года.

«На тот момент мы даже и не думали о сотрудничестве с Третьяковской галереей, Парком Горького и Музеем Москвы, потому что идея была трудновыполнимой, - рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак. – Когда, наконец, назначили даты проведения этой выставки, мы поняли, что она не может быть локально московской и даже локально российской. Тема настолько сложная: она объединяет в себе понимание того, что происходило в Европе, объединившейся после сложнейшего периода истории в некую плотно сформированную масштабную организацию интеллектуалов, пытавшихся разрешить проблемы рефлексий, мешавшие жить и удручающе сказывавшиеся на самосознании каждого».

Таким образом, музею необходимы были европейские партнеры, которые совместно с организаторами могли бы решать эту большую задачу. В Брюсселе музей нашел такого партнера в лице Центра изящных искусств BOZAR, а в Карлсруэ им стал Центр искусства и медиатехнологий ZKM.

Учредители выбрали для себя тяжелый путь, который совершенно не связан с развлечением: их задача – заставить зрителя думать в нелегком направлении. Как отметила директор музея: «Периодически нужно делать что-то не только про красоту, но и про то, что в нашей жизни эту красоту сопровождает».

Выставка «Московская оттепель: 1953-1968» в Музее Москвы

Выставка Музея Москвы уже открылась 15 декабря и называется «Московская оттепель:1953-1968». Она является частью масштабной программы – юбилея Музея Москвы, который в декабре 2016 года празднует свое 120-летие. И сегодня ключевой стратегией музея является синтез, то есть соединение противоположного: истории и современности, традиции и новаторства, наследия и современного искусства.

«В своем проекте мы определяем для себя следующее: эпоха под названием «оттепель» еще не завершена , - заявляет директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. – Что-то, начатое тогда – различные научные открытия и творческие индустрии – все еще продолжается, трансформируется, видоизменяется, но истоками по-прежнему уходит в ту эпоху. Тем не менее, все это требует нового начинания и переосмысления. Мы живем в оттепели».

Выставку организаторы готовили более года и, прежде всего, поставили перед собой вопросы: что такое «оттепель», если иметь в виду хронологический период, и какие ключевые понятия оттепели определили нашу жизнь сейчас? Кураторы определили девять ключевых понятий, такие как «мобильность», «структура», «капсула», «ритм», «синтез», «органика», «пустоты», «прозрачность» и «решетка», которые определяют человека сегодня. Например, что такое «ритм»? С одной стороны, это некая абстракция, организация хаоса, но что возникает в период оттепели, привязанное к понятию «ритм»? Это битники, новая музыка, выстраивание себя через управление своей жизнью, новая геометрия в ткани, это соединение человеческого сердцебиения с музыкальным ритмом, объединение индивидуального и коллективного. Это категории, которые дала нам оттепель.

Программа Парка имени Горького

В рамках данного фестиваля, который продлится здесь с февраля по июнь, в Парке Горького запланированы несколько площадок. В феврале будет проведена костюмированная вечеринка на катке: парк совместно с дизайнерами разработает лук шестидесятника, и все, кто выдержит образ, смогут бесплатно пройти на каток, где будет играть живая джазовая музыка. Второе мероприятие состоится в апреле – это временная экспозиция в Музее Парка Горького «Шестидесятники в парке», где будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х. Также по всей территории парка будут задействованы фото-стенды со снимками людей, сделанными в 60-е годы в парке. Третье мероприятие продлится с мая по июнь: совместные показы кинолент 1960-х годов с кинотеатром «Пионер» под открытым небом. Кроме того, в рамках весеннего курса лекций на свежем воздухе, подготовленного совместно с журналом «Теория мод», эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом эпохи оттепели.

«Мы также планируем проводить встречи с ветеранами-сотрудниками парка, которые работали здесь в то время , - сообщает директор Парка имени Горького Марина Люльчук. – Многие из них вложили огромное количество усилий в развитие нашего парка и по-прежнему заботятся о его процветании».

Закрытие фестиваля «Оттепель» состоится на территории парка в формате пикника.

То, что музеи решили объединить свои усилия и устроить этот фестиваль, свидетельствует о том, что перед ними стоит общая задача, – они хотят вернуть искусству этой эпохи то внимание, которого оно заслуживает. Несомненно, отдельно взятый проект каждого участника фестиваля представляет собой особый интерес, но для того, чтобы до зрителей дошел посыл, вкладываемый в эти проекты, и смысл поиска новых подходов, которые расходятся с традиционными формами его презентации, необходимо, чтобы вся столица была охвачена этим событием.

Впервые ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Центральной темой Фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.

В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» в ГМИИ им. А.С.Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии.

Эпоха 1950-х-1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства. Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем “оттепели”. Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х-1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности. Советская “оттепель” и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.

Лекции

Лекции станут важной частью программы Фестиваля. В январе в Музее Москвы на лекциях «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» слушатели узнают, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус этой программы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.В конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР». Это партнерский проект с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Он задуман как площадка для профессиональной дискуссии. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников - кураторы "оттепельных" выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.Весной в Парке Горького в рамках курса лекций, подготовленного совместно с журналом «Теория моды», эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Кино

Кино посвящены две специальные программы. Центр документального кино, расположенный в Музее Москвы, представит программу фильмов, созданных в «оттепельные» годы. В подборке будут показаны главные документальные картины эпохи, ставшие символом жанра. В эти годы документальное кино впервые рассматривает жизнь с такого близкого расстояния, новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяют пристально разглядеть и зафиксировать мельчайшие детали реальности. Фильмы объединены в тематические блоки, посвященные культуре, архитектуре и искусству «оттепели», научно-популярному кино, а также размышлениям о мире без войны.В Третьяковской галерее будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». Основная тема программы - кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

Круглые столы

Круглые столы пройдут в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» , организованная совместно с европейскими партнерами, представляет несколько иное видение данного исторического периода. Помещенное в общеевропейский контекст отечественное искусство послевоенных десятилетий становится поводом для размышлений о сходствах и различиях разных систем, о европейской идентичности и, конечно, об универсальных ценностях и идеалах. Поэтому ГМИИ имени А.С. Пушкина в своей программе решил сосредоточиться прежде всего на смысловом компоненте, кураторы видят пространство выставки как место встречи, как дискуссионную площадку, на которой встретятся мнения представителей Западной и Восточной Европы разных поколений, разных традиций, культур и научных школ. Программа в ГМИИ будет состоять из шести круглых столов, каждый из которых будет посвящен важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы. Круглый стол «История» будет посвящен обсуждению исторических процессов, которые происходили в Европе и СССР по окончании Второй мировой войны и до 1968 года, ставшим поворотным годом в развитии обществ как Восточной, так и Западной Европы. Крупнейшие европейские и российские ученые обсудят перемены, которые коснулись повседневной жизни обществ наших стран. Безусловно, одна из главных дискуссий развернется на тему «Искусство 1945-1968 годов», в котором примут главные персонажи художественной жизни той эпохи. Театр занимал особое место как в Европе, так и в СССР, поэтому эта тема будет особо выделена в программе ГМИИ. Отдельная дискуссия будет посвящена 1968 году, участники исторических событий и ученые будут рассуждать о том, как его переживала Западная Европа, какие события развивались в Восточной Европе. Программу ГМИИ завершит итоговый круглый стол «Травма и Возрождение», в котором примут участие директора европейских и российских музеев художники, историки искусства.

Поэтические чтения и концерты

Мероприятия пройдут в Парке Горького и в музеях. Программа Музея Москвы включает поэтические вечера в исполнении артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций», Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнёрстве с Московским театром «Современник» в Третьяковской галерее пройдёт цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского». Артисты театра прочитают стихи поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского. Участники: Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие. Специальным событием проекта станет вечер «Современница». Галина Волчек о времени и театре, который пройдёт в формате встречи с художественным руководителем Московского театра «Современник». В ГМИИ пройдут два концерта «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», программ которых специально подготовлена к выставке «Студией новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского.

События в Парке Горького

С конца февраля в программу Фестиваля войдут события в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. В парке пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке. Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. Посетители, выдержавшие его, смогут пройти на каток бесплатно. Кроме того, В Музее Парка Горького откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х - одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь - и их современные аналоги. Также в программе парка - концерт с театром «Современник» и кинопоказы.

Важно, что фестиваль вовлечет в свою орбиту не только взрослую аудиторию и молодежь. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина станут площадкой для проведения московской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Фокусировка заданий на «оттепельных выставках» познакомит учителей и старшеклассников с произведениями различных видов искусства второй половины ХХ века, которые пока остаются за рамками школьной программы.

Фестиваль завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.

Впервые Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Москвы и Парк Горького объединились для проведения совместного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Центральной темой Фестиваля станут размышления о значительных трансформациях, происходивших в обществе и культуре в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе.
В 2017 году ведущие московские музеи представят выставки, посвященные послевоенной эпохе: «Оттепель» в Третьяковской галере на Крымском Валу, «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945−1968» в ГМИИ им. А. С. Пушкина и «Московская оттепель» в Музее Москвы. Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» станет продолжением выставочной программы музеев и превратится в площадку для открытой дискуссии.
Эпоха 1950-х-1960-х годов на Западе и в бывшем Советском Союзе, на первый взгляд, нашла отражение в совершенно разных явлениях и тенденциях. Однако за внешними различиями скрываются черты очевидного сходства. Послевоенный период и для нашей страны, и для всей Европы стал временем «оттепели». Следуя общему настроению эпохи, художники 1950-х-1960-х годов искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая, восстановив утерянные связи с авангардом начала века, опираясь на надежды и утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы творческого осмысления действительности. Советская «оттепель» и шедшие параллельно с ней культурные процессы в Европе стали основой современной модели общественного и художественного развития.
Лекции
Лекции станут важной частью программы Фестиваля. В январе в Музее Москвы на лекциях «Город», «Квартира», «НИИ», «Физики и лирики» и «Парк» слушатели узнают, как менялась московская архитектура, быт, культура и наука в период Оттепели. Основной фокус этой программы будет сделан на московском контексте и социально-городской тематике.

В конце февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу начнется цикл лекций «Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР». Это партнерский проект с ГМИИ им. А. С. Пушкина. Он задуман как площадка для профессиональной дискуссии. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят параллели, пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников — кураторы «оттепельных» выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.
Весной в Парке Горького в рамках курса лекций, подготовленного совместно с журналом «Теория моды», эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.
Кино
Кино посвящены две специальные программы. Центр документального кино, расположенный в Музее Москвы, представит программу фильмов, созданных в «оттепельные» годы. В подборке будут показаны главные документальные картины эпохи, ставшие символом жанра. В эти годы документальное кино впервые рассматривает жизнь с такого близкого расстояния, новые методы работы, в том числе скрытая камера, позволяют пристально разглядеть и зафиксировать мельчайшие детали реальности. Фильмы объединены в тематические блоки, посвященные культуре, архитектуре и искусству «оттепели», научно-популярному кино, а также размышлениям о мире без войны.

В Третьяковской галерее будет представлена программа художественных фильмов «Война окончена». Основная тема программы — кинематографические размышления об экзистенциальном переходе к состоянию мира. Мастера кино Европы осмысляют вместе со своими зрителями этот сложнейший процесс, сопровождавшийся рефлексией европейских интеллектуалов и действиями политиков-фронтовиков.

Круглые столы пройдут в ГМИИ им. А. С. Пушкина, где выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945−1968», организованная совместно с европейскими партнерами, представляет несколько иное видение данного исторического периода. Помещенное в общеевропейский контекст отечественное искусство послевоенных десятилетий становится поводом для размышлений о сходствах и различиях разных систем, о европейской идентичности и, конечно, об универсальных ценностях и идеалах. Поэтому ГМИИ имени А. С. Пушкина в своей программе решил сосредоточиться прежде всего на смысловом компоненте, кураторы видят пространство выставки как место встречи, как дискуссионную площадку, на которой встретятся мнения представителей Западной и Восточной Европы разных поколений, разных традиций, культур и научных школ. Программа в ГМИИ будет состоять из шести круглых столов, каждый из которых будет посвящен важнейшим темам, которые определяли общественную жизнь Европы в период с 1945 по 1968 годы. Круглый стол «История» будет посвящен обсуждению исторических процессов, которые происходили в Европе и СССР по окончании Второй мировой войны и до 1968 года, ставшим поворотным годом в развитии обществ как Восточной, так и Западной Европы. Крупнейшие европейские и российские ученые обсудят перемены, которые коснулись повседневной жизни обществ наших стран. Безусловно, одна из главных дискуссий развернется на тему «Искусство 1945−1968 годов», в котором примут главные персонажи художественной жизни той эпохи. Театр занимал особое место как в Европе, так и в СССР, поэтому эта тема будет особо выделена в программе ГМИИ. Отдельная дискуссия будет посвящена 1968 году, участники исторических событий и ученые будут рассуждать о том, как его переживала Западная Европа, какие события развивались в Восточной Европе. Программу ГМИИ завершит итоговый круглый стол «Травма и Возрождение», в котором примут участие директора европейских и российских музеев художники, историки искусства.
Поэтические чтения и концерты
Мероприятия пройдут в Парке Горького и в музеях. Программа Музея Москвы включает поэтические вечера в исполнении артистов театров «Практика», «Театра.doc», «Театра Наций», Центра имени Вс. Мейерхольда. Весной в партнёрстве с Московским театром «Современник» в Третьяковской галерее пройдёт цикл поэтических вечеров «Площадь Маяковского». Артисты театра прочитают стихи поэтов шестидесятников Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной, Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского. Участники: Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова и другие. Специальным событием проекта станет вечер «Современница». Галина Волчек о времени и театре, который пройдёт в формате встречи с художественным руководителем Московского театра «Современник». В ГМИИ пройдут два концерта «Пейзаж после битвы» и «Рождение европейского послевоенного авангарда», программ которых специально подготовлена к выставке «Студией новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского.
События в Парке Горького
С конца февраля в программу Фестиваля войдут события в Парке Горького, которые позволят вывести разговор об эпохе в пространство города. В парке пройдет костюмированная танцевальная вечеринка на катке. Совместно с дизайнерами будет разработан лукбук образа шестидесятника. Посетители, выдержавшие его, смогут пройти на каток бесплатно. Кроме того, В Музее Парка Горького откроется временная экспозиция «Шестидесятники в парке» о культуре досуга того времени, на которой будут представлены оригинальные предметы быта 1960-х — одежда, аксессуары, посуда, спортинвентарь — и их современные аналоги. Также в программе парка — концерт с театром «Современник» и кинопоказы.
Важно, что фестиваль вовлечет в свою орбиту не только взрослую аудиторию и молодежь. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А. С. Пушкина станут площадкой для проведения московской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства. Фокусировка заданий на «оттепельных выставках» познакомит учителей и старшеклассников с произведениями различных видов искусства второй половины ХХ века, которые пока остаются за рамками школьной программы.
Фестиваль завершится в июне финальной открытой дискуссией в формате пикника.
В рамках фестиваля в ГМИИ им. А. С. Пушкина проводится выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945−1968».

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка "Оттепель" — одно из трех главных событий в программе всемосковского фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". Фестиваль прекрасно показывает, о каком прошлом и будущем в прошедшем ностальгирует Москва и почему праздновать оттепель удобнее, чем революцию


Свежие краски и пышные юбки — платья новых москвичек расцветают гладиолусами на картинах Юрия Пименова, авангардиста 1920-х, оттаявшего и зацветшего вновь в 1960-е. "Конструкторы" Ивана Степанова встали за кульманы и проектируют города, растущие компактными конструктивистскими блоками на сервизе, сделанном по форме Анны Лепорской, ученицы Малевича: почти что супрематический фарфор, но с золотыми каемочками — не все излишества были преодолены к 1967-му. В витринах лучшего города Земли отражаются модницы, одетые их ровесником — молодым модельером Вячеславом Зайцевым. И обнаженные Адам и Ева, покинув советский рай, летят этакими стругацкими "прогрессорами" сквозь космическую пустоту, протягивая руки с солнцами мирного атома — "Тебе, человечество!", как называлось грандиозное в своих размерах и комсомольской наивности панно Таира Салахова.

Не стоит думать, что кураторская группа Третьяковской галереи под руководством Кирилла Светлякова включила очередной марш энтузиастов на полную громкость. На выставке есть и "возвращение отцов", причем у зрителя не остается сомнений, что "Отец" Павла Никонова вернулся не только с фронта, но и из лагеря. И память о войне и ГУЛАГе — с расчеловеченным героем скульпторов-фронтовиков, Вадима Сидура и Эрнста Неизвестного, и формулой скорби — разорванным блокадным кольцом — Константина Симуна. И диссидентство, и противостояние "сурового стиля" и не менее сурового андерграунда, разделившее мир искусства на официальный и неофициальный, хотя границы между обоими во многих случаях были нечетки и проходили по живому. К третьяковской выставке выпустят превосходный каталог, куда, помимо статей по истории оттепельного искусства, архитектуры и дизайна, включены эссе Мариэтты Чудаковой — об оттепельной прозе, Андрея Плахова — об оттепельном кино, Александра Маркова — о неомарксизме Ильенкова и Мамардашвили, а также множество исторических, социологических и антропологических очерков. Эта книга как бы вбирает в себя все смыслы фестиваля.

Хронологические границы оттепели на фестивале определены широко — 1953-1968 годы, от смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию. Что, конечно, не совпадает с границами оттепели ни в политической истории — от XX съезда до возобновления практики публичных политических процессов над инакомыслящими, прежде всего творческой интеллигенцией, ни в истории искусства, где оттепельным началом принято считать VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, а концом — хрущевский погром в Манеже. Но в контексте истории культуры, а все три выставки так или иначе имеют в виду такой контекст, датировку можно считать справедливой — от первых ласточек до последних отголосков.

Первой открылась выставка в Музее Москвы, и, как все, к чему имеет отношение куратор Александра Селиванова, "Московская оттепель: 1953-1968" — проект исключительного качества. Духовная и материальная культура оттепели — архитектура, дизайн, мода, кино, музыка, литература, искусство — описана с помощью общих понятий, в которых словно бы сходятся формальный, историко-культурный и социологический подходы: "решетка", "капсула", "новое", "ритм", "мобильность", "прозрачность", "синтез", "органика", "пустота". Скажем, "решетка" — структурный принцип модернизма, предполагающий "утрату середины", равномерность и равноценность, стандартизацию и воспроизводимость,— являет себя и в фасадах блочных многоэтажек, и в полосато-клетчатых узорах ткани для платья, и в расчерченной на ровные квадратики абстракции "Кафельного пола" Михаила Рогинского. Кажется, почти все из предложенных кураторской командой выставки оттепельных "общих понятий" на самом деле — лишь половинки вельфлинианских бинарных оппозиций, ну а их пары, как и положено, остались в предыдущей эпохе. Фигурой умолчания из прошлого при той же "решетке" должна бы быть "пирамида" со всеми ее иерархическими имперскими ценностями, воплощением которых стали сталинские высотки. И, несомненно, что оттепельная половина бинарных оппозиций отмечена знаком "плюс" во всех — эстетических и этических — смыслах.

Последней откроется выставка "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина, подверстанная к оттепельному фестивалю, но изначально никакой оттепели в виду не имевшая. Идеологом проекта выступил директор ZKM (Центр искусства и медиатехнологий в Карлсруэ), художник и куратор Петер Вайбель: его выставка, уже показанная в Брюсселе и Карлсруэ, посвящена Европе как единому художественному пространству, чье единство в период между окончанием Втором мировой войны и революциями 1968-го обеспечено общей военной травмой. Из советского искусства на вайбелевской выставке, за небольшим исключением, не было ничего официозного — преобладало полузапретное и андерграундное, и оно вырастает не благодаря оттепельной либерализации, как принято считать у нас, а скорее вопреки коммунистическому режиму. Что такое советская оттепель, на вайбелевской выставке очень хорошо видно по работам венгров, чехов и им сочувствующих, посвященных 1956-му и 1968-му. Они же, впрочем, показывают, насколько прочная советская государственная и культурно-идеологическая граница проходила по якобы единой послевоенной Европе. Но кураторы ГМИИ должны адаптировать московскую версию выставки к фестивалю, и акценты, несомненно, сместятся.

Александр Дейнека. Эскиз мозаики "Мирные стройки", 1959 год. "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина

Этот всемосковский фестиваль оттепели удачно пришелся на 2017 год — год 60-летия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с какого, по крайней мере в истории искусства, в полную силу началось оттепельное потепление, и какой, в свою очередь, удачно совпал с другим юбилеем — 40-летием, как тогда говорилось, Великого Октября. Всемирные фестивали стали проводиться вскоре после окончания Второй мировой по инициативе пары прокоммунистических международных молодежных организаций, в годы холодной войны заботливо опекавшихся СССР. Фестивали, за исключением двух — в Вене и в Хельсинки, да и то, видимо, по причине близости к большому советскому брату,— не делались в западных капстранах — это был праздник для стран Варшавского договора, Латинской Америки и Африки, тех, где, по меньшей мере в официальной риторике, победа Великого Октября расценивалось как событие планетарного масштаба.

Московский фестиваль 1957 года оказался самым массовым в истории, собрав — в закрытой стране — 34 тыс. участников из 131 государства. Молодежный фестиваль в Москве устроили еще раз — в 1985-м, но его как-то не принято связывать с зарей перестройки — скорее, напротив, с закатом застоя. И вот — о чудо! — в этом году фестиваль, XIX по счету, опять возвращается в лучший город Земли: в середине октября состоится праздничный парад делегатов в Москве, затем всемирная молодежь переместится в Сочи. И не приходится сомневаться, что в октябре 2017-го в Москве "под эгидой Росмолодежи" новые комсомольцы-интернационалисты будут праздновать 60-летие того легендарного московского фестиваля, но никак не 100-летие другой красной даты российской и всемирной истории.

Что интересно, "таинственная страсть" к оттепели, охватившая в последние годы московский креативный класс, или, как сказали бы некогда, творческую интеллигенцию, невольно попадает в общую волну ностальгии по советскому, переживаемую народом, партией, правительством и чуть ли не церковью. И именно оттепель — в отличие от сталинского террора или брежневского застоя, а ностальгирующих по тому и другому тоже предостаточно — становится предметом всеобщего консенсуса: хорошее было время, пусть и сложное. Вообще-то сверхзадачей хорошего времени, идущей как сверху, так и снизу, была реабилитация революции, но, как ни странно, революция — то, с чего, собственно, и началось советское, ностальгией к которому все, кто абстрактно, а кто вполне конкретно, так воспылали,— предметом общественного консенсуса отнюдь не является. Конечно, все московские музеи сделают какую-нибудь выставку к 100-летию 1917-го — ведь с революции, в конце концов, начинается советский авангард, главный экспортный бренд отечественного искусства, который оттепель, между прочим, так и не смогла реабилитировать. Но трудно представить себе, чтобы они с таким энтузиазмом объединились в фестивале "Революция: лицом к будущему".

Удивительно хороши и тонки тексты к "оттепельным" выставкам — в экспликациях и каталогах. В них без иллюзий проанализированы, что называется, конфликты и противоречия эпохи: компромиссность десталинизации и половинчатость реформ, скомпенсированные первой радостью от обещанного, но так и не случившегося потребительского изобилия; двоемыслие и вынужденное сотрудничество с властью, замаскированное под осознанную необходимость; свобода, подавляющим большинством обменянная на идеологическую опеку, социальную защищенность и относительное равенство без братства, то есть на благополучие, как его тогда — после стольких лет сталинской закалки и перековки — понимали. И хотя никто как будто бы не питает никаких иллюзий относительно оттепели, это межмузейное празднование 1957 года, в некотором роде замещающее празднование года 1917-го, многое говорит о нашем времени. Когда так хочется подставить лицо июльскому дождю — и, не дай бог, ветер, ветер, на всем божьем свете.

«Московская оттепель: 1953-1968». Музей Москвы, до 31 марта

«Оттепель». Третьяковская галерея на Крымском Валу, 14 февраля — 11 июня

«Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968». ГМИИ имени Пушкина, 7 марта — 21 мая

Крымский Вал, 10, залы 60–61

Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как “эпоха оттепели”. Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с “человеческим лицом”.

Этот период - важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из “великих утопий” XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название “эпоха”. Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом - как самая большая и самая малая величины - определяли диапазон “вселенского” мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился “суровый стиль”. В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел “Разговор с отцом” рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел Лучший город Земли” раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе Международные отношения рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

“Новый быт” иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов “Художник - на производство”. Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан “правильный” вкус в противовес “мещанству”, улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

“Освоение” предлагает разговор о “романтике дальних странствий”, о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых “трудовых будней”, то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

“Атом - космос” демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году “Спутника-1” космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе “В коммунизм!” становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим - времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля “Оттепель. Лицом к будущему”.