Методическая разработка по логопедии на тему: Коррекция произношения звука «Р. Как улучшить дикцию за короткий срок

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

Положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;

Верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;

Достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;

Края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;

Корень языка поднят;

Мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

Язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

Замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

Форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

Картавость – довольно распространенный дефект речи, связанный с нарушением произношения буквы «р ». Все обладатели этой особенности условно делятся на две категории: те, кто умудрился сделать дефект своей «изюминкой», и те, кто всерьез страдает от его наличия.

Второй фактор обычно связан с невозможностью реализоваться в любимой профессиональной области. Действительно, картавость часто воспринимается людьми как нечто комичное. Общество редко может всерьез воспринять музыканта, оратора, адвоката или политика с выраженным речевым несовершенством.

Артикуляционная особенность успешно корректируется в детском возрасте, но если ваши родители по какой-либо причине упустили этот момент – не стоит отчаиваться. Любое отклонение поправимо и в зрелом возрасте! Как научиться выговаривать букву р?

Рассмотрим варианты

Существует два основных метода разрешения этой проблемы, когда обращение к детскому логопеду уже неактуально. Развитие картавости в подавляющем большинстве случаев связано со специфическим строением ротовой полости, а именно – укороченной лингвальной уздечкой языка.

Ваша непосредственная цель – удлинить ее до оптимального состояния. Самый простой способ научиться выговаривать букву «р » взрослому – хирургическое вмешательство. Операция предполагает частичное подрезание элемента, проводится под местной анестезией за 15-20 минут и не влечет за собой никаких осложнений.

Надрез заживает спустя 4-6 дней, после чего подвижность органа полностью восстанавливается. Но если вы – не сторонник радикальных вариантов решения проблемы, мы готовы предложить вам альтернативные способы для самостоятельного домашнего применения.

Простые способы постепенного удлинения уздечки языка

Желая научиться полноценно говорить букву «р », вам нужно подготовиться к тому, что процесс будет долог и тернист. Никто не может гарантировать вам быстрого наступления результата. Но регулярное выполнение следующих упражнений практически гарантирует вам постепенную, но верную победу над дефектом речи.


  • Улыбка. Основной проблемой картавости является задержка воздуха в глотке, под влиянием чего интенсивность звука существенно снижается или совсем нейтрализуется. Чтобы устранить это нарушение, растяните губы в широкой улыбке. Прижмите кончик языка к небу и с силой выдыхайте. Рот при этом должен оставаться открытым. Это упражнение рекомендуется выполнять по 3-5 минут на ежедневной основе;
  • Хватка. Чтобы повысить «маневренность » речевых органов, попробуйте следующую технику. Широко улыбнитесь и выньте кончик языка, расположив его между зубами. Легонько покусывайте не менее 15 раз. Мышцы при этом должны оставаться напряженными;
  • Растяжка. Упражнение, направленное непосредственно на вытягивание уздечки, по праву считается одним из самых эффективных среди логопедической гимнастики. Оно предельно простое, и выполнять его можно когда угодно. Кстати, чем чаще вы станете это делать, тем скорее отметите положительную динамику. Для выполнения упражнения просто высуньте язык до максимально возможного предела, и попытайтесь дотянуться его кончиком до носа или подбородка. Задержитесь в положении на 1-1,5 минуты, передохните и повторите цикл 10 раз;
  • Повторение – мать учения! Поэтому чтобы научиться четко поставленной речи, требуется постоянно «давить» на ее слабые места. Повторяйте слова, содержащие «вражескую » букву. Чтоб отследить изменения, записывайте свою речь на диктофон. Не лишним станет обращение к скороговоркам. Сначала выбирайте легкие и проговаривайте их медленно, а как только приловчитесь, возьмите за привычку усложнять себе задачу;
  • «Вспомогательная артиллерия ». Анкилоглоссия может быть исправлена с помощью произношения других твердых звуков. Ваше вооружение – набор согласных «т », «д » и «л ». Твердо произносите их, добавляя звуку протяженности при помощи гласной «э ». Вы отметите, что техника провоцирует ваш речевой аппарат на произношение буквы р. Особенно отчетливо это будет заметно при проговаривании жесткой «л»;
  • Глиссирующая р. Если у вас возникают трудности с мягким произношением звука, используйте для коррекции дефекта английские слова. Как только вы освоите этот этап, вы легко сможете включить отчетливый звук в родной язык.

Если в течение 1,5-2 месяцев вы не наблюдаете положительных изменений, посетите логопеда. Постановка речи имеет свои особенности и различия в каждом индивидуальном случае, поэтому если вам не подходят общепринятые корректирующие стандарты, доктор подберет их для вас в индивидуальном порядке.

А если ламбдацизм?…

Другой распространенной проблемой произношения является ламбдацизм. Эта проблема куда более сложна, нежели анкилоглоссия, однако при должном старании также поддается коррекции.

Если вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву «л », вы также можете обратиться к своеобразной зарядке и речевым тренировкам:

  • Имитация. Попробуйте напрячь мускулатуру языка так, будто говорите букву «у». Главный нюанс: делать это нужно с сомкнутыми губами и без звука;
  • Трубка. С силой сомкните зубы и постарайтесь немного выдвинуть челюсть вперед;
  • Иголка. Широко улыбнитесь без обнажения зубов. Максимально напрягите язык и высуньте его в «остром» состоянии изо рта;
  • Щелчок. Снова растяните рот в улыбке, прижмите кончик языка к небу и создайте эффект вакуума. Попробуйте сымитировать щелчки, похожие на шаги в обуви на каблуке;
  • «А-метод ». Раскройте рот в полную амплитуду. Высуньте язык и, произнося протяжный звук «а», поднимите кончик органа вверх. Таким образом, у вас получится переходное сочетание этих букв. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете произносить «л» абсолютно четко;
  • «Ы-метод ». Подберите слова с комбинацией букв «л » и «ы » (улыбка, лыжи, лычка, лыко и т.д.). Как только у вас получится корректная «л » в межзубном произношении, зафиксируйте положение и старайтесь в дальнейшем регулировать его до этого предела.

Проблемы «С» и «Ш»

Встречаются и другие насущные для обладателей проблемы с артикуляционным аппаратом. Обычно они связаны с шипящими.

Как научиться правильно выговаривать букву «с »? У тех, кто обладает таким дефектом, получается произносить звук, отдаленно напоминающий букву «ф ». Ее и стоит использовать в собственных благих намерениях! Постарайтесь протяжно произнести глухой звук «ф », при этом оттяните нижнюю губу вперед и вниз. Делайте это постепенно.

Вы с удивлением обнаружите, что кончик вашего языка машинально тянется вверх, к основанию зубов, в результате чего выходит полноценный «с ». Задержитесь в таком положении и попытайтесь выровнять зубы на манер заборчика. В результате регулярного выполнения, вы без труда «поставите » звук за короткий временной промежуток.

Вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву ш? Тогда:


  • Ежедневно выполняйте комплекс упражнений, направленных на развитие нижней челюсти;
  • Включите в свой гимнастический курс тренировки для укрепления губ;
  • Развивайте подвижность и маневренность языка на базе приведенных выше речевых упражнений;
  • Чаще всего этот дефект встречается со смежными проблемами шипящих и жужжащих. Даже если они выражены слабее, не забывайте делать упор и на них;
  • Научитесь делать речевой орган широким, как лопата, и удерживайте его в таком положении как можно дольше;
  • Тяните к небу все края кончика языка, даже если это тяжело, или кажется невозможным;
  • Старайтесь имитировать животные звуки. То, как шипит змея или кошка.

Любые дефекты речи, несомненно, могут существенно снизить качество жизни, особенно если это касается делового поприща. Но отчаиваться не стоит – все поправимо, и все в ваших руках! Следуйте нашему простому руководству и наслаждайтесь блестящими результатами.

Коррекция произношения звука «Р»

Дефекты речи звука «Р»

Существует две разновидности дефекта фонем р и р’ : ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).

Разновидности ротацизма.

Фонема р может быть лишена собственной присущей ей артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного . Часто фонема р выступает в виде горлового дрожащего звука .

Первый тип подобной артикуляции - это велярного р (velum - мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектное звучание.

Второй тип - увулярное р (uvula - язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышится отчетливый рокот.

Встречается « кучерское » р , образуемое вибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощью образования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского v или русского в .

Вместо р порой встречается носовой звук G , как английское или немецкое ng, например, в словах long, long, образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

Нередко встречается боковое р , при котором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л . Получается звук, напоминающий сочетание рл .

Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку. Это так называемое щечное р.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным р , при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует и слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d .

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р , так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном р отмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когда искажается р’ , а р остается нормальным.

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка , узкое и высокое нёбо , чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык .

Коррекция горлового произношения звука р

производится в несколько этапов.

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

1.Первая попытка исправить ротацизм на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.

2.Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

3.Упражнение «Присоска» - язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

4.Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

5.Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

Следующий этап – это этап постановки звука р.

1 способ постановки звука [Р] : Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот по шире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом, он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

2 способ постановки звука [Р] : Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

3 способ постановки звука [Р] : Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

4 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] - быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию . Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и … частенько сразу же появляется вибрация!

5 способ постановки звука [Р] : Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то среднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

6 способ постановки звука [Р] : В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук . (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

7 способ постановки звука [Р] : Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться.

8 способ постановки звука [Р] : Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].

9 способ постановки звука [Р] : При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

10 способ постановки звука [Р] : 1.В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения - слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

2.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д , d . (дддддд...), т (тд, тд; тдд, тдд). д , завершается гласными а или ы .

3.Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (и т. п.)

4. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных

11 способ постановки звука [Р] : Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

а) Упражнение «Веселый дождик» .

Произнеси твердо звуки [т-д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок -т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон- т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены».

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

12 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!.

13 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

14 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

15 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] от звука [Ж]. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж , то получить фрикативное р ж р

Следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

16 способ постановки звука [Р] : Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

17 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полу лежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

18 способ постановки звука [Р] : При горловом р используется следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Учимся говорить сочетание дж. Далее упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд……), придерживаем вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению используем способ «моторчик».

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р , его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА РЬ


Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Постановка р-мягкого :

1 .От слога ззи-зи-зи перейти на выдохе к ри; зе-зе-зе – к ре, зё-зё-зё–рё; ззя-зя-зя–ря; зю-зю-зю–рю. Говорить, сильно выдыхая воздух. Проверить перед зеркалом положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Если вместо [р’] получается твердый звук [р], то сделать шире улыбку, перемещая язык вперёд, к верхним резцам.

2 . После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

3 .Заводим моторчики от звука де-де-де……

4 .Попеременно произносим звуки «Р» «И» ускоряя темп. Можно применить упражнение «Гонки» - 5 машин должны приехать к финишу таким образом:

1 машина ррррррр-ри-ри-ри-ри-ри….

2 машина рррррр-ря-ря-ря-ря-ря……

3 машина рррррр-ре-ре-ре-ре-ре……

4 машина рррррр-рю-рю-рю-рю……

5 машина ррррррр-рё-рё-рё-рё…..

5. Предложить ребёнку потрещать подольше р-р-р-р, продвигая кончик языка поближе к верхним зубам и напрягая уголки губ.

Проговаривание слогов и слов: ри-ря-ре-рё-рю. Ринг, риск, рисунок, ритм, рифма, ребус, редька, рейд, реки, репа, рябчик, рябь, ряса, рябина, ряд, рёва, рюкзак, рюмка, рюш.

Разновидности параротацизма (замена р согласными р’ л, л’, й, г, д, в ). Некоторые из них, в частности замена р на р’ , на л или л’ часто находят свое отражение в письме.

Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы р фонемой j . Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольников часто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ или полумягкого l , которая обычно носит временный характер.

Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’ . Возможна и обратная замена.

1.Если фонема р заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’ можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

2. При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и ..

3. Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш и ж , то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации.

4. Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д , артикулируемого особым образом - при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d .

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии... Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти. В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д , завершается гласными а или ы .

5. Полезным для выработки вибрации является произнесение д вместо фонемы р в словах с сочетаниями тр или др в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.

6. Самостоятельной вибрации языка способствует сочетание альвеолярных т или д с фрикативным р (др. _____, др _______ ; дддр_____ , дддр ___; тр _____, тр_____ ; тттр______ , тттр_____).

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р и Р’

Подготовительный этап.

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким.

1.Упражнение «Блинчик».

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»

2. Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок».

3. Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

4. Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его вглубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

5 .Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Постановка звука.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

1.Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

1.Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.)

2.Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

3. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др).

4. В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем . Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длине.

Носовое произношение звука P и его коррекция

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

1 .Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

2.Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос.

3.Положение губ, а так же расстояние между передними зубами зависит от следующего звука. Кончик языка принимает форму «ложечки» и вибрирует у альвеол. Боковые края языка прилегают к коренным зубам, корень языка опущен. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Боковое произношение звука P и его коррекция.

При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль , это происходит от быстрого соединения звуков р и ль .

Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является и самостоятельным искажением.

Если попросить ребенка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий нечистый звук ль . Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.

Подготовительный этап

Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ . При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука.

Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят р проторный . Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка .

Носовое произношение звука P и его коррекция.

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг . От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука - он оттянут вглубь рта.

Подготовительный этап.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же.

Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе).

Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в , ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м , н ). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р , скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

Замена звуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа.

Часто дети заменяют звук р другими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет слышаться л - «лак», й - «йак», ы - «ыак», гх - «гхак», в - «вак».

Подготовительный этап
Работа ведется одновременно по нескольким направлениям: различение на слух звука
р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей, если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы - наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одного слога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пусть поднимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите его назвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинок слова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положение органов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего, чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики , игровых приемов, подражая образцу.

Постановка звука и автоматизация.

При замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Дифференциация
звука р и его заменителя. Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на другой звук, букву.

Освободить звук Р «из-под узды»

Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

Другие причины неправильного произношения звука Р

Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь- лубоф , няня- нана , дверь- твер , табуретка- дябуредка и т.п.)

«Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.


Обычно этот звук «Л» ставится легко и быстро, но при условии очень точного и правильного выполнения упражнений например по нашей методике. Все упражнения выполняются перед зеркалом, для того, чтобы можно было проконтролировать положение губ и языка ребенка.

Итак, обо всём по порядку. Для того чтобы правильно произнести звук «Л» губы должны быть в улыбке, зубы не сомкнуты, расстояние между нижними и верхними зубами около 1 сантиметра. Кончик языка упирается в верхние зубки. Дети обычно либо пропускают этот звук, либо заменяют его звуками — Ы, Й, Ль, или В. Если спинка языка приподнята, а кончик языка опущен и отодвинут от зубов, то звук «Л» заменяется звуками «Ы» или «Й». Если кончик языка вверху, но отодвинут от зубов, то получается звук «Ль». Если ребёнок поднимает нижнюю губу к верхним зубам, то вместо звука «Л» слышен звук «В».

А теперь приступим к выполнению артикуляционных упражнений языка, чтобы исправить мягкий звук «Л» на твердый.

Упражнения для губ:

Заборчик — Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке. Верхние и нижние зубки хорошо видны. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Телевизор — Зубы сомкнуты и видны, верхняя и нижняя губы приподняты, уголки губ сдвинуты к центру. Губы образуют широкий квадрат, как при звуке «Ш». Хорошо видны два верхних и 4 нижних зуба. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Улыбка — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Хоботок — Губы сомкнуты, уголки губ сдвинуты к центру. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Кролик — Губы сомкнуты и растянуты в широкой улыбке. Опустить нижнюю губу так, чтобы были видны только нижние зубки, а верхние были закрыты верхней губой. Держать неподвижно около 5-6 секунд.

Каждое упражнение необходимо повторить 4-5 раз.


Затем необходимо чередовать упражнения парами:

Заборчик — Телевизор, Улыбка — Хоботок, Улыбка — Кролик. Сначала чередовать в медленном темпе, повторить всё 5-6 раз, каждое положении губ удерживать неподвижно 2-3 секунды. Затем чередовать в быстром темпе 5-6 раз.

Постановка звука «Л»

Песенка ослика — Рот слегка приоткрыт, губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубки хорошо видны. Тянуть звук «Ы- Ы- Ы». (Возможные ошибки - звук «Ы- Ы» произносится «в нос». Для проверки правильного звучания приложите тыльную сторону кисти руки к горлышку ребёнка и почувствуйте лёгкую вибрацию). Затем широко откройте рот и добавьте звук «А-А-А». Слитно произносите слог -ЫА-, оба звука тянуть. (Возможные ошибки - замена звука -А- на звук -Я-).

Повторите слог «ЫА» несколько раз и убедитесь в том, что оба звука произносятся правильно. Затем зажмите кончик языка зубками (положение губ не менять) и произносите слог -ЫА- , оба звука тянуть, при звуке -А- рот широко открыть. Если оба звука произносятся правильно, то будет слышен слог «ЛА». Обратите особое внимание на то, чтобы нижняя губа не поднималась, иначе вместо «ЛА» получится слог «ВА». Если вместо «ЛА» слышен слог «ЛЯ», то следует несколько раз повторить слог «ЫА, не зажимая кончик языка зубами убедится в том, что звук «А» не заменяется на звук «Я».

Очень часто ребёнок, услышав получившийся слог «ЛА», непроизвольно пытается сказать слог «ЛА» вместо «ЫА» и у него получается, привычно искажённый звук «Л». Поэтому первое время, выполняя упражнение, желательно чтобы Вы предлагали ребёнку сказать «ЫА», а не «ЛА».

Получившийся слог «ЛА» нужно повторять много раз, для закрепления правильного произношения. Чтобы повторять было интересно, поиграйте в игру «Тир». Игра «Тир» - на листке бумаги нарисуйте 10 кружков-мишеней. Повторяйте слог «Ла». Если слог сказан правильно, то в мишень попали - зачеркните 1 кружок, если слог «ЛА» произнесён неправильно, то поставьте точку рядом с кружком- мишенью, для обозначения промаха. Заранее договоритесь с ребёнком о том, что после скольких «промахов» вы переходите к следующей мишени. Закончив, посчитайте количество поражённых мишеней и промахов. Повторите игру 3-5 раз и сравните результаты. Сначала повторяйте слог «ЛА» по одному, а затем группами по 2-3 слога. Можно рисовать мишени из 2-3 кружков.

Добившись совершенно правильного произношения слога «ЛА», переходите к отработке правильного произношения слогов «ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ». Следите за тем, чтобы кончик языка был зажат зубами. Чаще всего вызывает затруднение правильное произношение слога «ЛУ», так как необходимо изменить положение губ.


Когда ребёнок научится произносить все эти слоги, можно переходить к произношению слов со звуком «Л». Сначала следует повторять слова начинающихся со звука «Л». В этих словах легче правильно произнести правильно звук «Л», так как ребёнок зажимает зубами кончик языка, произносит этот звук и только потом всё слово. Сложнее произнести слово после предлога, ведь в этом случае необходимо, чтобы сразу же после произнесения предыдущего звука губы и язык быстро заняли правильное положение для звука Л». Поэтому лучше сначала повторять отдельные слова со звуком «Л». Выберите 10-15 слов которые начинаются со слога «ЛА» и повторяйте их так (звук «Л» тянуть, добиваться чёткого твёрдого «Л»):

— 1-й раз - звук - слог - слово (ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛ - ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее);

— 2-й раз - слог-слово (ЛЛА - ЛЛАк, ЛЛА - ЛЛАпа, ЛЛА - ЛЛАмпа и так далее.);

— 3-й раз - по одному слову, звук «Л» тянуть;

— 4-й раз - игра «исправь взрослого» - Вы повторяете слова, чередуя, правильное и искажённое «Л». Ребёнок должен определить, правильно ли сказано слово и, повторить его правильно;

— 5-й раз - группами по 3 слова (1-е, 2-е, 3-е слово, 2-е, 3-е, 4-е слово, 3-е, 4-е, 5-е слово и т.д.). Это задание самое сложное, так как ребёнок стара

Если ребёнку легко даётся правильное произношение звука «Л», то можно начать со второго задания (слог - слово).

Вот примерный набор слов для отработки звука «Л»

На первом этапе, повторяя слоги и слова, зажимайте кончик языка при звуке «Л». Но это положение язычка является подготовительным. При правильном положении кончик языка находится за зубами и упирается в верхние передние зубы. Поэтому постепенно пробуйте переводить язык за зубки и старайтесь добиться чёткого твёрдого звука «Л» при правильном положении языка.

Очень хороший, последовательно подобранный и разнообразный речевой материал можно найти в книге Ю.Б. Норкиной «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» выпуск 1, звук «Л». Кроме слов, предложений, стихов и рассказов в книге много упражнений для формирования правильного грамматического строя речи, а также задания для развития связной речи ребенка.