Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Автор техники сфумато (он же – отец аэроплана, двухлинзового телескопа и закона сохранения массы для движения жидкостей) – Леонардо да Винчи. До этого переходы между цветами были более четкими и прямолинейными, а великий итальянский маэстро ввел в живопись эффект легкой едва заметной дымки, которая окутывает предметы и людей на картинах. Техника служит для передачи объема и «добавляет воздуха», как это называют художники, а ее название ее переводится с итальянского как «нечеткий, размытый, расплывчатый».


Леда с лебедем

А теперь перейдем к практической стороне вопроса: как добиться таких дымчатых образов? Да Винчи писал картину слой за слоем, причем каждый из них был не просто тонким, а супертонким – 30-40 микрон (то есть, 0,03-0,04 мм!). В результате мазков на картине не видно вовсе. Всё это помогли определить рентгенологические исследования, которым ученый Филипп Уолтер подвергнул «Мона Лизу» и другие картины итальянца. Кто отважится на попутку повторить фокус?

Святая Анна с Марией и младенцем Христом

Свои открытия как в искусстве, так и в науке, Да Винчи подкрепил теоретическими работами: «О живописи и перспективе», «О летании», «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором», «О природе, жизни и смерти», «О законах статики», «О том, как изображать лицо, фигуру и одежды», «Несколько изобретений», «О том, как изображать деревья и зелень» и множество других полезностей для художников и им сочувствующих. Кроме того, Леонардо проявил себя и на литературном поприще, написав несколько басен, фацетий (шуточных рассказов) и даже предсказаний. Все эти произведения (как теоретические, так и художественные) можно найти в следующем сборнике и узнать о философии и творчестве автора не от третьих лиц, а из его собственных слов, а главное – поучиться у знаменитого творца:

А кто еще из художников применял технику сфумато?

Почему-то на всех картинах, рисунках и фресках женщины Леонардо таинственно усмехаются. Иногда эту полуулыбку вы можете увидеть и у мужчин. Улыбается Иоанн Креститель, указывая на крест - символ будущего распятия. Улыбается Мадонна Лита, склоняясь над кудрявым Богомладенцем. Об улыбке Джоконды написаны тома.
Так улыбается всякий, знающий великую тайну. Леонардо да Винчи, видимо, действительно знал многое, сокрытое от нас даже сегодня. Он был первым человеком, взглянувшим на себя и на нас изнутри. Можно было устрашиться и отшатнуться от этого адского переплетения живых шлангов и костных рычагов - не зря церковь запрещала вскрытие... Леонардо нарушал закон, тайно спускаясь ночью в подвалы, где за плату препарировал тела казненных. Вначале ему показалось, что люди - всего лишь сложные механизмы. Ведь он сам был изобретателем. Вместе с анатомическими зарисовками сохранились чертежи вертолета, подводной лодки, скафандра и даже велосипеда.
Вертолеты Леонардо не летали, подлодки не плавали. А вот человек исправно функционировал, хотя Творец его всегда был где-то вне поля зрения. И Леонардо стал искать Творца в человеке...


Улететь в прошлое
Удивительными, пророческими изобретениями великого Леонардо да Винчи наши современники всё больше дивятся на чертежах. Некоторые, правда, делают муляжи для музейных экспозиций. Считается, что воплотить и использовать эти проекты в жизни невозможно: технических ошибок там немало. Несмотря на все эти доводы, 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс точно по чертежам Леонардо сконструировал действующий прообраз современного дельтаплана, изобретённый да Винчи пять веков назад. Английский умелец сделал его исключительно из материалов, доступных при жизни гениального итальянца. Аппарат похож на скелет птицы и выполнен из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью из секрета жуков. Нашёлся, а точнее, нашлась и отважная испытательница, прыгнувшая с крыльями Леонардо с холмов графства Суррей. Дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден призналась после: "Это был самый опасный полёт в моей жизни". В результате 20 попыток ей всё же удалось поднять изобретение да Винчи на высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать: аппарат действительно работает. Хотя, бесспорно, ему далеко до современных дельтапланов. "Управлять им было почти невозможно, я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля", - рассказала Джуди. Полёты были проведены в рамках экспериментального телепроекта общей стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов.

Шифр на века
Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Сфумато
Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Метод аналогии
Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Контрапост
Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Окна незаконченности
Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

История Монны Лизы
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её на историческую родину. После полицейского допроса всех подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire (в тот день он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.

  • Пастозные, кроющие краски
  • Живопись «алла прима»
  • Лессировки и лессировочная техника живописи
  • Техника сырым по сырому
  • Многослойная живопись
  • Причины ошибок

Пастозные, кроющие краски

В этой главе показано применение масляных красок и их диффе-ренцированное ис-пользование в сочета-нии с разбавителями и с учетом изобрази-тельных задач. Коро-че, мы покажем, каки-ми техниче-скими средствами вы можете решить ту или иную изобразитель-ную задачу.

Специальное масло для смешения красок (льня-ное, подсолнечное, мако-вое и др.), выдержанное на солнце для осветле-ния.

Пастозная краска - это густая, едва стекающая цветная паста. Большинст-во пигментов от природы имеют крою-щие способности, они поглощают свет и рефлектируют его. Свет не просвечи-вает сквозь них.

Способ действия: наносимые масляные краски некото-рое время должны полежать на палит-ре, пока они не «загустеют».

Задача краски: немного, лишь самое необходимое ко-личество связывающих веществ пере-работать с большим количеством пиг-мента. Масляные краски из туб можно обогатить пигментом.

Добавление связывающих веществ: Связывающие вещества нужно загус-тить. В краску добавляются масла. При смешении будьте осторожны, не набирайте слишком много краски! В противном случае вскоре появится за-мутненный, грязный однородный цвет. При письме пастозной краской нельзя наносить краску слишком густо, иначе очень быстро появится цветовая одно-родная «каша», что вряд ли удастся исправить. Кисточку по мере необходи-мости следует очищать. Промежуточ-ные тона можно смешивать непосред-ственно на поверхности картины, но при этом опять же работать очень ак-куратно и не торопиться. Как правило, пастозными красками ставят «пятно рядом с пятном».

Осветление или притемнение проще всего осуществлять с помощью белой и черной краски (но не берите чистые свинцовые белила или кроющие бели-ла, они темнеют). Более изысканно в живописном отношении добиваться затемнения или преломления красок не с помощью черной краски, а с помо-щью дополнительных цветов, напри-мер зеленой окиси хрома или крапла-ка или умбры, добавленных в неболь-шом количестве в ультрамарин. Таким образом появляются глубокие, однако цветные и очень четкие темные тона.

Живопись «алла прима»

Это понятие происходит от латинского «alia prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пас-тозной краской. Картина готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Кра-ски в основном смешиваются на пали-тре, где кажутся свежими и светящи-мися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст, но также и картон. Нанесение красок в живописи «алла прима» создает типичную ком-пактную, иногда рельефную структуру. Ее можно «затушевать», растирая или «размывая» участки контуров. При этом слои красок легко растирают су-хой, мягкой кистью из коровьего воло-са. Края цветов и контуров таким об-разом становятся более мягкими и ка-жутся чуть «расплывчатыми». Этот спо-соб еще называют «сфумато» («с раз-мытыми контурами»).

Техника работы шпателем

Техника работы шпателем - вариант живописи «алла прима». С помощью монохромного подмалевка заклады-вают основную структуру картины, затем эластичным мастихином кладут краску пастозным способом пятно ря-дом с пятном.

В отличие от белых рельефов здесь можно нанести блики света на чуть подсохшую краску.

Прозрачные лессировочные краски

Ряд красок являются прозрачными (ультрамарин, карминно-красная, соч-но-зеленая, асфальт и т. п.)- Эти краски пропускают свет. Их называют также лессировочными и в зависимости от прозрачности полулессировочными или полукроющими красками. Техниче-ские живописные возможности позво-ляют кроющим и полукроющим крас-кам тоже придать прозрачность.

Способ действий: разбавление маслгных красок (краски в тубах как пигмент) полумасляным разбавителем в соотношении 1:1 или 1: 2. Это позволяет прозрачно нано-сить краску очень тонким слоем и в очень небольших количествах! Добавление так называемой прозрач-ной пасты в масляную краску. Обраща-ются с ней так же, как с художествен-ным маслом. В обоих случаях никогда не следует допускать, чтобы добавлен-ная масса превышала количество соб-ственно краски, иначе связывающая сила красочного слоя ослабеет. Прозрачные масляные краски наносят мягкой кистью из коровьего волоса, чтобы избежать грубых структур, как при технике живописи «алла прима», которые могут отвлекать от тонкой, многооттеночной, переливающейся красочной картины. Картину, которая полностью написана прозрачной краской, называют выпол-ненной в технике лессировок.

Лессировки, лессировочная техника живописи

Рабочий процесс лессировочной жи-вописи скучен, он требует много вре-мени и терпения, я бы сказал, даже ме-дитативной самоотдачи художника. Прежде всего здесь необходимо яркое воображение и мысленное представ-ление о будущем изображении. Карти-на строится монохромно, тон в тон, подмалевки решающим образом влия-ют на общий вид картины. Лессировоч-ная живопись видна почти до «основа-ния», до «дна», как в озере с прозрач-ной водой. После успешной живопис-ной предварительной работы отдель-ные цветовые участки (это могут быть также общие плоскости картины) по-крываются слоями лессировочных красок. Отдельные слои картины долж-ны по меньшей мере наполовину вы-сохнуть, прежде чем вы начнете по-крывать их следующим слоем краски.

Техника живописи сырым по сырому

После некоторой тренировки и приоб-ретения ремесленно-художественного опыта вам удастся также несколько видов красок перерабатывать сырым по сырому, то есть наносить их на еще не высохшие слои красок. Здесь тоже действует основное правило письма «жирным по тощему», то есть от слоя к слою применяют все более густые раз-бавители! Действие цветов лессиро-вочной живописи зависит от прелом-ления света и рефлексов, этого впе-чатления невозможно добиться крою-щими красками. Здесь краски должны смешиваться в определенные цвето-вые тона на полотне. В качестве полот-на для лессировочной живописи под-ходят мелкозернистые, плотно спле-тенные холсты, а также гладкий живо-писный картон и дерево. Так называе-мые сиккативы (сушащие материалы) могут ускорить процесс высыхания и затвердения слоев краски; они по кап-ле добавляются в разбавители. Обыч-ные сиккативы содержат кроме проче-го кобальт. Поэтому следует просле-дить, чтобы при их использовании в разбавитель не попадали дополни-тельные вещества, от которых он мо-жет потерять свою эластичность.

Слишком много сиккатива в разбави-теле приведет к образованию трещин. Во время высыхания кар-тину следует защитить от попадания пыли. Для этого перед ней можно по-ставить на некотором расстоянии стек-ло.

Многослойная живопись

Распространенным, исходящим из осо-бенностей рабочего процесса спосо-бом письма является многослойная живопись. Обычно не так часто удается закончить картину в один сеанс. В на-чале работы над картиной многое по-хоже на эскиз и кажется незавершен-ным. Затем появляется желание пере-делать то одно, то другое, картину хо-чется переработать, перерисовать или вообще переписать заново. Таким об-разом возникают отдельные, различ-ные этапы работы. Художник не закан-чивает картину и оставляет ее «откры-той». В многослойной живописи содер-жатся все описанные выше способы письма и их комбинации. Если быть более точным, то нельзя ска-зать, что начал картину, а потом ее (как единственную цель) закончил. Рабо-чий процесс в технике многослойной живописи обнаруживает так много, за-частую даже не предсказуемых новых открытий, что вскоре они становятся даже более важными, чем результат картины как таковой. Работа над кар-тиной должна таким образом всегда оставаться «открытой» и не должна на-зываться «незаконченной». С этой точ-ки зрения предпочтение отдается кри-териям художественным, а не ремес-ленным.

Причины ошибок

Ремесленные ошибки художника вы-зываются разными причинами. Это может быть как незнание, так и (нака-зуемое) желание экспериментировать, а также личностные особенности ху-дожника (сильная, темпераментная работа). Вне сомнения, у каждого ху-дожника или художницы случаются по тем или иным всевозможным причи-нам те или иные ошибки в масляной живописи. В завершение главы, по-священной описанию ремесленных ас-пектов, я хотел бы перечислить наибо-лее частые ошибки и одновременно объяснить, отчего они появляются, как их можно избежать и как устранить вред от них.

Провисание холста

Причины: слишком много проклеиваю-щего материала, слишком толстый слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов, колеба-ния температур, высокая влажность. Устранение ошибок: осторожно, не-большими порциями проклеивать и грунтовать холст. Холст с обратной сто-роны сбрызнуть водой из аэрозольно-го распылителя для полива цветов, вбить клинья в подрамник, и холст сно-ва натянется. Картину храните или под-весьте в неподвижном положении в помещении с постоянной температу-рой, не допускайте попадания прямых лучей солнца.

Отслоение краски

Причина: слишком жирная грунтов-ка. Нанесенная краска недостаточ-но связана, возможно, она слишком гу-стая.

Устранение ошибки: в таких случаях от-слоившиеся участки картины можно осторожно переработать красками на смолистых маслах, которые обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно выровнять шпателем (или мастихином) масляной краской нейтрального тона.

Осыпание краски

Причины: грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Включение пигмен-тов, недостаток связывающих ве-ществ.

Как избежать ошибок: существуют раз-личные способы в зависимости от при-чины.

Устранение вреда: так же, как при от-слоении краски.

Краска не схватывается

Причина: перенасыщенные пигментом нижние слои краски, из-за чего разба-витель больше не в состоянии удержи-вать красочный слой.

Как избежать ошибки: не подмалевы-вайте жирным! На тему письма «жир-ным по тощему».

Краска растворяется

Причина: нижние слои краски раство-рились от разбавителя нового слоя; из-за того, что разбавитель более «то-щий», чем на нижних слоях краски, он действует как растворитель. Чтобы избежать ошибки, всегда пиши-те «жирным по тощему».

Растрескивание

Причины: грунт был нанесен толстым слоем; краски положены слишком пастозно (натяжение поверхности); ниж-ний слой краски недостаточно высох; перенасыщение сиккативом в связы-вающих веществах, в результате про-изошло неравномерное высыхание от-носительно основы картины; картина преждевременно покрыта лаком; слишком толстый слой лака; непра-вильное очищение картины.

Как избежать ошибки или устранить вред: за счет тщательно продуманного построения картины можно избежать преждевременного образования тре-щин на ее поверхности; при необходимости картину можно переработать, трещины «заполнятся». Готовые карти-ны спасти не удается. Если картина слишком рано покрыта лаком, легко появляются трещины из-за различных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя чистить водой или тем более мыльными растворами! За счет глубокого проникновения воды в поры красочные слои повреждаются до грун-та и при определенных обстоятельствах разрушаются (отслаиваются и т. п.). Картину нужно осторожно почистить на мягкой простыне слабым растворяю-щим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином).

Потемнение, пожухание

Причина: определяется количеством разбавителя (прежде всего льняного масла), каждая картина с «возрастом» получает так называемый «галерейный тон». Некоторые краски (коричне-вые земли, металлы, прежде всего свинцовые краски) со временем силь-но темнеют.

Как избежать ошибки: применяйте «облагороженные масла», т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не желтеют; не наносите светлые краски на темные подмалевки, не применяйте свинцовые белила (чистые) для освет-ления!

Разрывы и прочее на холсте

По самым разным причинам чувстви-тельные холсты, бязь и подобные мате-риалы могут быть повреждены. Как устранить вред: шишки и вмятины на холсте можно удалить за счет обрызгивания обратной стороны хол-ста водой. Разрывы нужно тщательно загладить и заклеить воском, а на об-ратной стороне продублировать. При этом кусок холстины, который будет за-крывать разрыв, наклеивают с обрат-ной стороны некислотным клеем. Повреждения на передней стороне картины можно отреставрировать тем же материалом. В сложных случаях вам поможет художник-реставратор. Реставрационную мастерскую вы най-дете в любом музее.

СФУМАТО

- (от итальянского sfumato - затушеванный, буквально - исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передатьокутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

(Илл. Леонардо да Винчи. Мария с младенцем и со Святой Анной. Между 1500 и 1507 гг.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СФУМАТО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СФУМАТО в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. sfumato букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО
    (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки …
  • СФУМАТО в Современном энциклопедическом словаре:
  • СФУМАТО в Энциклопедическом словарике:
    (итальянское sfumato, буквально - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Прием сфумато разработан …
  • СФУМАТО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СФУМ́АТО (итал. sfumato, букв.- исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО в словаре Синонимов русского языка:
    живопись, …
  • СФУМАТО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    сфумато, нескл., …
  • СФУМАТО в Орфографическом словаре:
    сфум`ато, нескл., …
  • СФУМАТО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. sfumato, букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, …
  • САРТО, АНДРЕА ДЕЛЬ в Словаре Кольера:
    (Sarto, Andrea del) (1486-1531), итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции 16 июля 1486. Среди первых произведений художника - пять …
  • ПЬЕРО ДИ КОЗИМО в Словаре Кольера:
    (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Словаре Кольера:
    (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом …

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства между ними не больше, чем между куском сыра и угольком. Но мы все равно путаемся в этих двух соснах, часто не разбирая, какой художник использовал какую технику.

Сфумато и Леонардо

Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени. Как объяснял один из крупнейших историков искусства Эрнст Гомбрих, «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».

Да Винчи пользовался этой техникой с большим мастерством: улыбка Моны Лизы своей загадочностью обязана именно этому методу. Неуловимая улыбка будто тает, а нам остается лишь додумывать детали.

Как же именно Леонардо добился этого эффекта? Для всей картины он подобрал определенный диапазон тонов, объединяющих все полотно: это синие, зеленые и земляные оттенки одинаковой насыщенности. Яркие блики нарушили бы приглушенный колорит картины, поэтому мастер от них вовсе отказался. Леонардо принадлежит цитата: «Если вы желаете создать портрет, пишите в пасмурную погоду или с наступлением вечера».

Впрочем, сфумато работает и на фоне, а не только лишь в центральной части картины: средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, словно на фотографии с четко настроенным фокусом.

Если ваш натурщик стесняется морщин, сфумато - ваш выбор!

Чиароскуро и Рембрандт

На картинах Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандта подход совершенно иной: никаких нежных тоновых градаций, граница между светом и тенью четкая и жесткая. Центр композиции освещен очень ярко, будто светом прожектора, а окружение темное и мрачное - жгучие коричневые тона переходят в непроглядный черный.

Это и есть чиароскуро, в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов. К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения, зачасту. имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как смола все время просачивается сквозь холсты.