Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М

Отзывы о Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:39

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея. О выставке рисунков Б.Мессерера судите по моим фото.

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:32

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др.


При многих музыкальных музеях, в свою очередь, есть библиотеки и архивы музыкальной литературы. В ряде исторических , этнографических , краеведческих , театральных , художественных музеев имеются музыкальные отделы. Исторически сложились две большие группы музеев - содержащие коллекции музыкальных инструментов (Музей А. Страдивари в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки) и мемориальные музыкальные музеи (см. мемориальные музеи) и исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И.С. Баха в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину).


Музей Ф.И.Шаляпина в Кисловодске

В настоящее время многие музыкальные музеи представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и научно-исследовательские и общественные центры по распространению музыкально-культурного опыта, активно осуществляют музейную коммуникацию. Одним из важнейших средств такой деятельности является проведение музыкальных фестивалей (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки).

История

Музыкальные протомузеи известны в Европе с 16 в. Начинались традиционно с частных коллекций музыкальных инструментов, при формировании которых часто предпочтение отдавалось старинным музыкальным инструментам. В России частные собрания существовали с 18 в., а со второй половины 19 в. появились коллекции при Дашковском музее в Москве, Московской и Петербургской консерваториях. Так, коллекция инструментов народов Средней Азии, собранная в 1870 - 80-х гг. А.Э. Эйхгорном и переданная в конце 1880-х гг. в Московскую консерваторию, стала базовой в формировании представлений о музыкальной культуре Средней Азии. Крупнейшие отечественные собрания инструментов сегодня находятся в Коллекции уникальных музыкальных инструментов (Москва), Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Институте театра, музыки и кинематографии, ставшем в 1984 г. филиалом Музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург).

Первым русским музыкальным мемориальным музеем стал Дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894 г.), представлявший собой комнаты, в которых жил и работал композитор. В 1896 г. в здании Петербургской консерватории был открыт Музей М.И. Глинки, экспонировавший личные вещи Глинки, автографы его сочинений, прижизненные издания, изобразительные материалы; в 1912 на основе мемориального кабинета, содержавшего архив и личные вещи - Музей Н.Г. Рубинштейна. В 1920-30-х гг. создаются Музей-квартира А.Н. Скрябина (Москва, 1922), Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского (Каменка, 1937).

В 1950-90-х гг. организовывались музеи при музыкальных театрах, мемориальные музеи, многие из которых являются филиалами крупных музыкальных и краеведческих музеев: Вокально-творческий кабинет им. А. В. Неждановой (Москва, 1952), Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Москва, 1955), Музей-усадьба М.П. Мусоргского (Псковская область, 1968, 1991), Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972), Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (Смоленская область, 1982). Музыкальные музеи этого периода были организованы в основном на базе воссозданных утраченных интерьеров домов и усадеб.

В 1919 г. с целью сохранения смычковых инструментов создана коллекция уникальных музыкальных инструментов (см. виды колекций). Она стала крупнейшим в России собранием скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, виол и смычков, созданных мастерами России, Италии, Германии, Австрии, Франции, Англии, Польши, Чехии и др. Огромную ценность имеют инструменты итальянских мастеров 16-18 вв. - Гаспаро да Сало, Амати, Гварнери, А. Страдивари, Монтаньяно, Бергонци, Руджери. Основу собрания составила коллекция К.В. Третьякова, переданная в 1878 в дар Московской консерватории. Коллекция уникальных музыкальных инструментов предоставляет свои экспонаты для выступлений лучшим отечественным музыкантам.

Основу коллекции Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки составило собрание Мемориального музея им. Н.Г. Рубинштейна (1912) при Московской консерватории. В нее вошли личные архивы и рукописи композиторов, декорации и костюмы к музыкальным спектаклям, музыкальные инструменты (начиная с 16 в.), фонотека, музыкальная иконография. В основном фонде музея свыше 771 тыс. ед. хр. Постоянная экспозиция - "Музыкальные инструменты народов мира".

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину - самый первый музыкально-мемориальный музей в России. Был основан братом композитора М.И. Чайковским в доме, где жил и работал Чайковский, что обусловило высочайшую степень подлинности музея. Образцами в этом отношении для дома-музея выступали мемориальные музеи В.А. Моцарта в Зальцбурге и Л. Бетховена в Бонне. В музее хранится уникальный фонд Чайковского.

Литература

Российская музейная энциклопедия. М., 2005;

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990;

Музееведение. Музеи мира. М., 1991;

Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976;

История русской музыки. Т.6. М., 1989.

Интерес к музыке будет всегда. И подрастающее поколение можно условно разделить на три категории: на простых любителей музыки, на талантливых исполнителей, и на живо интересующихся историей русской музыкальной культуры. И тем, и другим, и третьим будут интересны музыкальные музеи.

В нашей обзорной статье мы хотим рассказать Вам о столичных музеях и мемориальных квартирах, где можно познакомиться с жизнью великих композиторов и музыкантов, а также с историей музыкальной культуры и огромным разнообразием музыкальных инструментов.

Начинать знакомство с музыкальной культурой лучше всего в Центральном музее этой самой культуры, где представлена наиболее полная коллекция музыкальных инструментов народов мира. Этот музей можно без преувеличения назвать крупнейшей сокровищницей, не имеющей аналогов в мире.

Посетители могут познакомиться со сказочным миром музыки российских и зарубежных композиторов. Об их жизни и творчестве рассказывают нотные и литературные рукописи, редкие книги, нотные издания, автографы, письма, разного рода документы. Здесь все наполнено музыкой. В выставочном зале и фойе звучат старинные инструменты, в органном зале проводятся концерты. Для детей организуются экскурсии, абонементные циклы и интерактивные занятия.

Не меньший интерес для любителей музыки представляют филиалы Российского национального музея музыки.


Дом-музей Федора Шаляпина

В Москве много мест, связанных с именем Федора Ивановича Шаляпина. Новинский бульвар - последний московский адрес великого русского певца. Он приобрел особняк XVIII века для своей семьи, которая прожила в нем более десятка лет. Это значит, что дом может многое рассказать о жизни и творчестве солиста Большого и Мариинского театров. Сюда приходили С. Рахманинов, Л. Собинов, М. Горький, И. Бунин, К. Коровин.

Сегодня здесь устраиваются концерты, проходят фестивали и конференции. В комнатах особняка представлены личные вещи, редкие фотографии, предметы быта и мебель, принадлежавшие великому певцу. Посетители могут послушать экскурсию, посетить лекции и абонементные циклы.


Музей Сергея Прокофьева

В желтом четырехэтажном доме в Камергерском переулке величайший композитор современности Сергей Сергеевич Прокофьев прожил около шести лет, после возвращения из заграницы. В этот период жизни им было создано немало шедевров. Вот почему одно из самых значимых мест в бывшей коммунальной квартире, а ныне – в музее, отводится кабинету, где в последние годы своей жизни, до самой смерти в 1953 году, творил русский пианист и дирижёр.

Перед взором посетителей предстают личные вещи автора ярких симфоний и оперных произведений: рояль, курительная трубка, пишущая машинка, шахматы, библия, визитные карточки, трость, перчатки, саквояж. В витринах размещены автографы, письма, фотографии и открытки из поездок, а также эскизы декораций и костюмов к операм и балетам.


Музей-квартира Николая Голованова

Музей-квартира в Брюсовом переулке долгое время находилась на реконструкции и распахнула свои двери не так давно. Сегодня посетители могут ознакомиться с богатейшим наследием ярчайшего представителя русской дирижерской школы и пианиста ХХ столетия, а также увидеть его личный архив и библиотеку. Много места занимает коллекция картин и скульптур, так как Н. Голованов был коллекционером.

Экспозиция позволяет проследить творческий путь мастера, который написал более 200 романсов, оперу «Принцесса Юрата», ряд симфоний и поэм. Ведь мало кто знает, что Николай Семенович являлся не только великолепным дирижером, но и талантливым композитором.


Музей-квартира Александра Гольденвейзера

Всех интересующихся историей русской музыкальной культуры на Тверской ждет музей-квартира одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия А. Гольденвейзера. Музей создавался при непосредственном участии самого Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. В то время ректор Московской консерватории даже лично проводил экскурсии.

Помещение музея поделено на две зоны – мемориальный отдел и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе представлен личный архив, библиотека, собрание живописи, графики и скульптуры, ценные мемориальные предметы. Основой собрания являются рукописи, книги, ноты и письма. В музыкальном салоне проходят встречи, концерты.


Музей русской гармоники Альфреда Мирека

Посетители Музея русской гармоники А.Мирека попадают в чудесный мир музыки одного из самых любимых русским народом инструментов. Здесь можно увидеть реконструкцию первой в мире гармоники, заглянуть в мастерскую русского мастера, побывать в традиционном московском трактире, посетить концерты современных исполнителей, познакомиться с историей музея и личностью его создателя.

Во время увлекательных программ можно потанцевать вместе с экскурсоводом под задорные мелодии, почувствовать себя на гулянии в парке начала ХХ века, испить чаю из самовара.


Мемориальный музей Александра Скрябина

Музей расположен в Большом Николопесковском переулке, в доме, где с 1912 по 1915 годы жил выдающийся русский композитор, пианист и поэт Александр Николаевич Скрябин.

В полной неприкосновенности здесь сохранено всё, что окружало его при жизни - рояль Бехштейн, личная библиотека, обстановка, предметы искусства. Экскурсии сопровождаются музыкальными иллюстрациями из произведений А. Скрябина. Устраиваются музыкально-поэтические вечера.


Квартира Святослава Рихтера

В этой квартире Святослав Теофилович Рихтер - один из известнейших пианистов прошлого века - прожил последние 30 лет своей жизни. Вместе со своей женой, певицей Ниной Львовной Дорлиак он поселился на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории, в начале 1970-х годов. И принялся творить. Для этого у него были все условия. В большой гостиной с двумя роялями он часто музицировал и принимал друзей.

Сегодняшние посетители музея могут увидеть книги, которые читали хозяева дома, картины и музыкальные инструменты, которые их окружали, а также пастели, которые собственной рукой рисовал Святослав Теофилович. В этих стенах можно увидеть видеозаписи знаменитых концертов Рихтера и послушать сыгранные им произведения.


Музей "Чайковский и Москва"

В этом чудом сохранившемся доме на Кудринской площади Петр Ильич Чайковский снимал квартиру, которая занимала половину второго этажа флигеля старинной усадьбы. Композитор прожил здесь недолго – всего лишь год. Однако, именно здесь, родились Вторая симфония, музыка к весенней сказке Островского "Снегурочка", симфоническая фантазия "Буря" и ряд других сочинений.

В настоящее время воссозданы подлинные интерьеры нескольких комнат, в которых хранятся личные вещи Петра Ильича. Здесь можно увидеть бесценные экспонаты – Библию композитора и рукопись Второй симфонии.


Музей-заповедник Петра Чайковского

Намного лучше прочувствовать атмосферу, в которой жил Петр Ильич, и узнать больше об его жизни позволит старейший в России музыкальный музей, что находится недалеко от Москвы, в подмосковном Клину. Серый домик с зеленой крышей композитор снимал в последние годы жизни. В нем полностью сохранена обстановка, личные вещи, в том числе черный рояль, библиотека, архив. Есть концертный зал.

Для детей проводятся специальные экскурсии и разнообразные интерактивные программы. Приятным продолжением станет прогулка по небольшому парку.


Музей Сергея Танеева в Дютьково

В Подмосковье находится еще один музыкальный музей. В старом доме в деревне Дютьково, что под Звенигородом, получила прописку экспозиция, посвященная жизни и творчеству русского композитора Сергея Ивановича Танеева. Здесь пианист прожил последние годы жизни. Прекрасно воссоздана атмосфера дачи московской интеллигенции начала ХХ века. Кроме того, здесь представлены личные вещи, книги, предметы мебели, которыми пользовался С.И. Танеев.

Посетители могут познакомиться с биографией музыканта и историей рода Танеевых; послушать произведения пианиста, узнать о его окружении и творчестве; побывать в уникальном уголке России - живописной подмосковной деревушке. В Дютьково регулярно проводятся экскурсии, устраиваются концерты, встречи с интересными людьми. Ежегодно организуется Танеевский музыкальный фестиваль.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.