Главные архитектурные достопримечательности россии. Архитектурные и исторические памятники города владимира Здание исторического музея

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Россия - большая и красивая страна, богатая различными памятниками архитектуры, которые имеют многовековую историю. В нашей статье вы сможете познакомиться с самыми знаменитыми и прекрасными архитектурными сооружениями 16,17,18 и 19 веков.

16 век

В 16 веке в России активно велось градостроительство, поэтому этот период смело можно назвать «архитектурным подъемом». Расширялась Москва, возводились новые города, соборы, храмы. Давайте рассмотрим наиболее известные памятники зодчества, построенные в 16 веке.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого - это церковь из белого кирпича, расположенная на площади «Соборная» Московского Кремля. Дата возведения - 1500-1508 год. Проектом ее создания занимался известный на то время итальянский архитектор по имение Бон Фрязин. В состав главного ансамбля колокольни входят 3 объекта:

  • башня «Ивана Великого» (головное сооружение колокольни);
  • звонарня «Успенская»;
  • пристройка «Филаретовая».

Звонарня вмещает 34 колокола различных по величине и звучанию. Основными считаются: «Успенский» (67 тонн), «Ревущий» (33 тонны) и «Великопостный» (12 тонн).

Колокольня Ивана Великого

Архангельский собор

Архангельским называют христианский православный собор, который можно увидеть на Соборной площади, расположенной на территории Московского Кремля. Данное сооружение имеет пять глав, шесть башен, некрополь (место для захоронения умерших, причем для мужчин и для женщин предусмотрены отдельные помещения), специальный внутренний хоровой ярус. Собор отделан белым камнем. Внутри присутствуют росписи известных художников - Федора Зубова, Степана Рязанца, а также Иосифа Владимирова.

Архангельский собор

Китай-город

Китай-город - это один из исторических районов столицы, расположенный на территории Китайгородской крепостной стены, которая была пристроена к угловым башням Кремля в 1539 году. Китай-город простирается от Красной площади до Москвы-реки, граничит с Охотным рядом, Театральной площадью, а также Лубянкой. В настоящее время на данном направлении функционирует одноименная станция метро.

Китай-город

Собор Василия Блаженного

Пожалуй, один из самых известных храмов России - это собор Василия Блаженного, который находится на Красной площади. Дата его постройки - 1556 год. В состав собора входит 10 приделок, каждая из которых возведена в честь определенного святого. Центральная часть посвящена Пресвятой Богородице, боковые постройки «принадлежат» Святой Троице, Николе Великорецкому, Александру Свирскому, Василию Блаженному, а также Входу Господня в Иерусалим.

Собор Василия Блаженного

Нижегородский кремль

Кремль является главной исторической крепостью Нижнего Новгорода, которая расположена на Волжско-Окской стрелке на самом высоком правом берегу. Данное сооружение было возведено в 1508 году по приказу Ивана Грозного. Стены кремля выполнены из красного кирпича. Их общая протяженность около 2-3 км. Также крепость имеет 14 башен, причем 5 из них - прямоугольные, а 9 - круглые. «Каменный город» (так иногда называют кремль) окружен сухими рвами, которые были созданы для защиты от врагов.

Нижегородский кремль

Новодевичий монастырь

Новодевичий - это женский православный монастырь, находящийся на территории Большой Пироговской улицы в самом центре Москвы. Дата постройки - 1525 год. Новодевичий монастырь был построен по приказу великого русского князя Василия III. Данное сооружение имеет одну звонарню, две круглые смотровые башни, кельи для проживания монахинь, а также отдельно стоящие церкви, где происходил ежедневный молебен.

Новодевичий монастырь

Тульский кремль

Тульский кремль считается одним из самых старинных сооружений города Тулы. Он располагается в самой центральной части. Дата постройки примерно 1514 год. Тульский кремль был возведен по приказу Ивана Грозного. Кремлевские стены выполнены из красного кирпича. В состав входят несколько круглых, а также прямоугольных смотровых башен. На территории располагаются 2 собора: Успенский и Богоявленский.

Тульский кремль

17 век

17 век - это эпоха зодчества, в момент которой произошло огромное множество различных знаменательных событий, в значительной степени повлиявших на жизнь России, в том числе и ее архитектуру. Большинство домов стали возводить из кирпича или камня, но деревянные сооружения по-прежнему не теряли былой популярности. Давайте рассмотрим самые известные архитектурные памятники 17 века.

Коломенский дворец

Коломенский дворец - царское имение, расположенное в Московской области в селе Коломенское. Приблизительная дата постройки - 1667 год. Данное сооружение представляет собой целый комплекс различных деревянных построек, которые соединены между собой бесконечными переходами и тоннелями.

Коломенский дворец

Церковь Покрова в Филях

Православная церковь Покрова Богородицы находится в районе Филевского парка, город Москва. Современное здание храма было возведено в 1690 году на средства, которые были пожертвованы братом царицы Натальи Нарышкиной. Храм имеет пять ярусов, одну колокольню, а также 3 широких крыльца.

Церковь Покрова в Филях

Успенская Дивная церковь

Дивная церковь расположена в городе Углич. Она является одним из выдающихся памятников древнерусской архитектуры 17 века. Примерная дата постройки - 1628 год. Этот храм имеет другое название - «Успенский». Сооружение имеет довольно оригинальный внешний вид: три шатровых купола, образующих «трезубую» корону, к основной части здания примыкает трапезная, а также парадное крыльцо, украшенное декоративными элементами из белого камня.

Успенская Дивная церковь

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка расположен на центральной (Советской) площади города Ярославля. Этот храм был построен в 1647 году. Согласно легенде он был заложен вместе с самим городом князем Ярославом Мудрым. Церковь Ильи Пророка можно узнать по белоснежным каменным стенам и травянисто-зеленым куполам.

Церковь Ильи Пророка

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи - один из главных и древних архитектурных ярославских архитектурных памятников. Это сооружение было построено в 1687 году по проекту Федора Игнатьева и Дмитрий Плеханова. Для возведения храма были использованы формованные кирпичи красного цвета, также изразцы. Церковь имеет 15 куполов различных по размеру.

Церковь Иоанна Предтечи

18 век

18 век является временем, когда Россия «вздохнула» по-новому, ведь именно тогда начали отстраиваться новые города, объекты, которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. Первая половина 18-го века тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он преподнес много новшеств и изменений, заимствованных из стран Европы. Давайте рассмотрим самые красивые здания и сооружения этой эпохи.

Зимний дворец

Зимний дворец является главным императорским сооружением Санкт-Петербурга. Дата возведения - 1754 год. Здание построено в стиле Елизаветинского барокко, украшено богатыми вензелями, колоннами, покрытыми сусальным золотом. В настоящее время в Зимнем дворце располагается исторический музей - Эрмитаж.

Зимний дворец

Здание Адмиралтейства

Адмиралтейство состоит из комплекса зданий, находящихся на берегу Невы на Адмиралтейском острове. Вначале данное сооружение исполняло роль верфи (места постройки, а также ремонта судов, кораблей, лодок), но чуть позже его несколько модернизировали и присвоили звание административного центра, в котором расположилось командование военно-морского флота России. Дата постройки - 1704 год.

Здание Адмиралтейства

Дом Пашкова

Одним из самых известных зданий Москвы, построенных в стиле раннего классицизма, является дом Пашкова. Данное сооружение было спроектировано в 1784 году по просьбе капитана гвардии Семеновского полка Петра Пашкова. Этот дом имеет впечатляющий внешний вид, который отчасти связан с местом, на котором он стоит - Ваганьковский холм. Главный фасад здания выходит на солнечную сторону.

Дом Пашкова

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра - это мужской монастырь, расположенный в конце Невского проспекта города Санкт-Петербурга. Его считают самым крупным монастырем северной столицы. Дата постройки - 1710 год. По предположениям ученых-краеведов и историков, данное сооружение было возведено по приказу Петра I. Император выделил под строительство почти 5000 кв.м. На территории лавры находится деревянная Благовещенская церковь, Троицкий собор, Феодоровская церковь, Надвратная церковь.

Александро-Невская лавра

Театр имени Волкова

Театр имени Волкова - одна из старейших драматических сцен России. Данное заведение было построено в 1750 году в городе Ярославль. Свое название театр получил в честь своего основателя Федора Григорьевича Волкова - сына богатого купца. Молодой человек очень часто устраивал вместе со своими друзьями различные театрализованные представления, откуда и возникла идея открыть свое собственное место для их показа.

Театр имени Волкова

19 век

Архитектурные памятники России, построенные в 19 веке, отличаются новым нетрадиционным для нашей стране стилем - эклектическим (сочетание несочетаемого, то есть смешение самых разнообразных и невообразимых тенденций). Эклектика «подражает» древнерусскому искусству, готике, ренессансу, барокко и классицизму. Давайте рассмотрим наиболее популярные сооружения 19 века, возведенные в эклектическом стиле.

Царское село

Царское село - музей-заповедник, который был создан в 1811 году в городе Пушкин Ленинградской области. В состав этого комплекса входит дворцово-парковый ансамбль, загородная царская резиденция, Екатерининский парк, сад-Эрмитаж, Грот, Александровский сад, Ратная палата и Китайский театр. На данный момент в это место необычайно красоты съезжаются миллионы туристов со всего мира.

Царское село

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя - одна из главных святынь России, которая была построена в 1812 году. На стенах храма изображены (вылеплены из глины) русские воины, положившие свою жизнь за родину во время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном Бонапартом. Во время сталинской реформы здание храма было разрушено, но в 1994 году восстановлено заново.

Храм Христа Спасителя

Триумфальная арка

Триумфальная арка - памятник архитектуры, построенный в 1829 году в Москве, представляющий собой огромную арку. Чаще всего Триумфальные арки устанавливаются при въезде в город, в конце крупных улиц, проспектов, мостов.

Триумфальная арка

Манеж

Манеж - историческое сооружение, расположенное в центральной части Москвы. Данное здание было построено в 1817 году по проекту архитектора Августина Бетанкура. В настоящее время манеж является главной музейно-выставочной площадкой столицы, но строился он для строевой подготовки войск, охраняющих Кремль и московские границы. Чуть позже здесь стали устраивать балы и царские приемы.

Манеж

Исаакиевский собор

Собор преподобного Исаакия Долматского - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, построенный в 1858 году по проекту известного архитектора Антонио Ринальди. Главный купол Исаакиевского собора выполнен из сусального золота, фасад из серого камня, а колонны главного входа отлиты из бронзы.

Исаакиевский собор

В нашей статье вы познакомились с самыми известными и красивыми памятниками архитектуры России. Были описаны храмы, церкви, дворцы, заповедники. Российская Федерация - страна богатой истории, именно поэтому здесь можно увидеть необыкновенные и уникальные сооружения, которых нет больше нигде.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Карта оцифрована участником сайта

Описание карты

"Москва. Архитектурные памятники". Схема составлена, оформлена и подготовлена к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1973 году. Редактор: Смигельская С.В. Формат бумаги 100x72. Тираж 47000. Цена 30 коп.

Благодарим Романа Маслова за оцифровку материала!


Схема архитектурных памятников центра Москвы

Сопроводительный текст к схеме

Среди русских городов Москва занимает особое место, как по значительности ее исторического пути, так и по неповторимому своеобразию архитектурного облика. Унаследовав высокую художественную культуру Древней Руси, она стала средоточием лучших творческих сил народа. Памятники московской архитектуры отразили различные этапы истории города и вошли в золотой фонд мирового зодчества.

В Москве были заложены основы не только общерусской государственности, но и общерусской художественной культуры, вобравшей в себя все лучшее, что было достигнуто в других городах в эпоху феодальной раздробленности. Выражая средствами архитектуры ведущие идеи своего времени, московские зодчие вносили удивительное разнообразие в основные типы сооружений, свойственных той или иной эпохе.

Ядро кремлевского ансамбля - исторического и композиционного центра города - складывалось в то время, когда Москва стала столицей Русского централизованного государства (в XV-XVII вв.). Соборная площадь и крепостные сооружения Кремля, созданные русскими и итальянскими мастерами и отразившие идею величия и мощи молодого государства, поражали современников масштабами и монументальностью.

В XVI в. был создан новый тип сооружений-триумфальные столпообразные композиции, так называемые храмы-памятники, и среди них шедевр русского зодчества - Покровский собор (собор Василия Блаженного).

В посадах и слободах, окружавших Кремль, в это время появляются каменные церковные и жилые здания, небольшие по размерам, но интересные по своим архитектурным формам. Широко развертывается в XVI в. и крепостное строительство: в 30-е годы сооружаются стены вокруг посада (Китай-город), в 80-90-е годы - вокруг Белого города, а в начале XVII в. Москва получила свой последний оборонительный пояс-Земляной вал с дубовыми стенами и башнями (Земляной город). Кроме того, в течение столетий вокруг Москвы возводились мощные крепости - монастыри.

Польско-шведская интервенция вызвала временный упадок строительства в Москве, но с середины XVII в. начинается новый этап в развитии московской архитектуры.

Многочисленные народные восстания расшатывали основы официальной идеологии и способствовали проникновению в архитектуру народных мотивов. Отсюда - богатство декоративного убранства, красочность, живописность композиции в постройках того времени. К концу XVII в. нарастает стремление к симметрии и уравновешенности, появляется новый тип ярусных церковных сооружений ("восьмерик на четверике"). Этот новый период в архитектуре получил название "московского" или "нарышкинского барокко".

Реформы Петра, победа в Северной войне выдвинули Россию в число передовых европейских держав. Не порывая с национальными традициями, русские мастера творчески восприняли художественную культуру Западной Европы. В XVIII в. были созданы два основных стилистических направления-русское барокко и русский классицизм.

Памятников барокко в Москве было создано мало, так как развитие стиля совпало с застройкой Петербурга, к тому же некоторые из них погибли во время пожара 1812 г., но московский классицизм блистательно проявил себя в многочисленных сооружениях различного назначения. После Отечественной войны 1812 г. классицизм приобретает черты большой простоты и строгости. С середины XIX в. начинается его упадок и на смену ему приходят различные стилизаторские течения - наступает эпоха "всех стилей". Возникновение в конце XIX-начале XX в. стиля "модерн" еще больше увеличивает пестроту застройки. Капитализм выдвигает необходимость создания новых типов сооружений - доходных домов, гостиниц, железнодорожных вокзалов и др.

Строительная техника бурно развивается в это время, но художественная ценность зданий, за некоторым исключением, не достигает высокого уровня.

Великий Октябрь открыл неограниченные возможности для развития всех видов искусств. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет об охране и реставрации памятников истории и культуры. Громадный размах реставрационные работы получили в наши дни.

Партия и правительство уделяют огромное внимание эстетическому воспитанию советских людей, и произведения русских зодчих играют в этом большую роль, вызывая восхищение талантом русского народа, воспитывая чувство патриотизма и гордости за свою страну. Памятники архитектуры, возвращенные к жизни советскими реставраторами, занимают почетное место в ансамблях новой Москвы.

Советская архитектура в своем развитии прошла через ряд этапов. Двадцатые и начало тридцатых годов характеризуются поисками новых средств архитектурной выразительности, свободных от эклектики предшествующего периода. В это время большое внимание уделяется рациональным построениям планов зданий, широкому использованию новых материалов и конструкций, что позволило создать ряд интересных и художественно ценных сооружений. Однако реальные возможности строительства того времени не позволили воплотить многие архитектурные идеи.

Развитие экономики страны породило стремление к величественным формам и пышности отделки. Снова началось обращение к различным стилям, что и привело впоследствии к излишествам и неоправданному украшательству. Это направление было справедливо осуждено правительственным постановлением 1955 г., где указывалось, что "советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений". В настоящее время советские зодчие настойчиво работают над созданием полноценных художественных произведений, способных отразить дух нашего времени и пафос строительства коммунизма. Огромный размах строительства в нашей стране ставит перед советской архитектурой необходимость сооружения комплексов и ансамблей, способных создать целостный облик города. Л.И. Брежнев указывал, что "дело чести каждого из нас превратить Москву в образцовый коммунистический город".

Понятно, что в буклете невозможно представить все архитектурное богатство Москвы. Здесь указаны лишь памятники, наиболее ценные в художественном отношении или наиболее характерные для своего времени.