Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно Научно-исследовательский отдел рукописей

Дом Пашкова – одно из самых восхитительных зданий Москвы, и я всегда мечтала побывать внутри этого дворца.

Всегда он казался неприступным. Со стороны Кремля он смотрится великолепно, но никакого входа там нет. Главный вход в дом Пашкова находится с противоположной от Кремля стороны – в тихом Староваганьковском переулке. Словно Пашков в насмешку царям развернул свой дом к Кремлю задом.

Вид на дом Пашкова со стороны Кремля

Сколько бы я ни проходила по Староваганьковскому переулку, ворота всегда были закрыты.

Точный адрес: Староваганьковский пер., 3,5 стр.1. Ближайшее метро — Боровицкая.

Дом Пашкова на карте

Как попасть в дом Пашкова

Стоило набрать в поисковике «экскурсия в дом Пашкова », как тут же вывалилось сразу несколько предложений от разных фирм. Моя мечта оказалась легко осуществимой.

Сначала я остановилась на фирме «Шаг за шагом». Стоимость экскурсии – 1000 рублей. Но потом я посмотрела другие предложения и выбрала самое дешевое – за 700 рублей – на сайте Ленинской библиотеки . Дом Пашкова в настоящий момент используется как одно из зданий Ленинской библиотеки, и кому как не хозяевам этого здания организовывать экскурсии.

На сайте http://leninkatour.ru/ekskursii/ забронировала 2 места на удобную дату. Вскоре мне перезвонила девушка и сказала, что сеанс, на который я записалась, не состоится, и предложила выбрать другой. – Хорошо, я подумаю и перезвоню, — ответила я.

И в один из дней выдалось у меня свободное время, я позвонила девушке и спросила, можно ли явиться на экскурсию в 3 часа дня. – Да, конечно, — встреча группы – возле главного входа без 5 минут 3. Деньги отдадите при встрече.

Так что все оказалось очень просто. К назначенному времени мы с мужем подошли к главному входу в дом Пашкова. Там уже в ожидании стояло человек 12.

Пока ждали, рассматривали ближайших «соседей» дома Пашкова. Прямо напротив усадьбы возвышается доходный дом Шамшиной, спроектированный Шехтелем и Благовещенским.

А непосредственно к усадьбе Пашкова примыкает невысокая церковь Святого Николая в Старом Ваганькове. Из таблички на церкви мы узнали, что построена церковь была в 1541 году, и что сюда ходил молиться Гоголь.

Церковь была открыта, и мы вошли в нее.

Как нам впоследствии рассказала экскурсовод, прежде на Ваганьковском холме было около 40 церквей. Впоследствии большая часть их была разрушена. При прокладке Староваганьковского переулка у церкви отрезали левый придел в честь 40 Севастийских мучеников. Забор вдоль переулка выложен как раз из камней этого разрушенного придела.

В самой церкви очень красивый потолок. Церковь маленькая, уютная. Правый придел сохранился, он посвящен Сергию Радонежскому.

К назначенному времени вышел экскурсовод. Собрал деньги с тех, кто не оплатил заранее. Все мы пришли сюда от самых разных фирм: кто-то купил билеты за 1000, кто за 700 (пенсионеры – за 400), и все попали на одну экскурсию. В группе нас было 16 человек.

Сначала мы прошли на территорию усадьбы, и некоторое время нам гид рассказывала про историю этого дома и его хозяина.

История дома Пашкова. От дворца до библиотеки

Петр Егорович Пашков был сыном денщика Петра I. Начинал его отец денщиком, а впоследствии занимался расследованием многочисленных случаев растраты государевой казны. И как-то очень сильно разбогател на этом поприще.

Петр Егорович значительно приумножил отцовское наследство. Он занимался винным откупом, и на торговле спиртным сколотил огромное богатство. Торговля водкой считалась занятием не достойным благородного человека, и среди дворян таким людям руки не подавали. Возможно, это обстоятельство повлияло на решение Пашкова приобрести себе землю напротив Кремля и выстроить дворец, который красотой своей мог поспорить с царскими палатами.

Для строительства дворца был приглашен Василий Баженов, который к тому времени уже находился в опале у Екатерины. Ни один из его проектов ей не пришелся по вкусу. (Советую сходить в музей Щусева и посмотреть макет Кремлевского дворца, который сделал Баженов по повелению Екатерины – царица хотела кардинально перестроить Кремль, и, слава Богу, что этот проект не осуществился. Макет, однако, впечатляет, и общие черты дома Пашкова с тем дворцом прослеживаются).

Тем не менее, не сохранилось ни одного документа, подтверждающего авторство Баженова. Есть только косвенные признаки. Мне, честно говоря, обидно за Баженова. Все его работы словно сметены с лица земли. Остался дом Пашкова – и тот оспаривают.

Начинается усадьба от ворот, которые сверху украшены маской, причем маска эта выточена из белого камня, а вовсе не лепнина.

Обратите внимания на эти «висюльки» на верху колонн: при порывах ветра они раскачиваются, я видела это своими глазами.

От ворот идет узкий проход, который заканчивается широким двором с клумбой, разбитой перед домом.

Некоторое время мы слушали экскурсовода во дворе и при этом рассматривали здание. Необыкновенно красивый, статный дворец, торжественный и благородный.

При Пашкове вокруг дома были разбиты сады. Спуск к Моховой улице был в те времена более пологим, сама Моховая – значительно уже, а за Моховой текла Неглинка, еще не убранная под землю. Сохранилось описание немца Иоганна Рихтера, в котором он упоминал, что по саду ходили павлины и китайские гуси, в клетках сидели попугаи, а публику по выходным пускали гулять в этот чудесный парк. Было единственное требование – чтобы человек был прилично одет.

Экскурсовод сказала, что дом развернут к Кремлю вовсе не из-за фронды, а потому что каретам въезжать на крутой Ваганьковский холм было не с руки.

Наверху дома Пашкова находится бельведер с вазонами. В вазонах тоже высаживали цветы. А венчала купол дворца золоченая статуя Миневры (по другим источникам — Марса). Сейчас вместо статуи из купола здания торчит металлический штырь.

Жили во дворце сам Пашков со своей супругой да многочисленная дворня. Детей у них не было.

После смерти дом перешел к двоюродному брату Пашкова. А в 1839 году здание у наследников было выкуплено государством.

В 1862 году в Москве было решено организовать первую публичную библиотеку. Москва в то время сильно отставала от столичного Санкт-Петербурга по количеству культурных заведений: музеев, театров, галерей. Для выправления положения из Петербурга в Москву решили передать коллекцию предметов искусств графа Румянцева-Задунайского. Николай Петрович Румянцев был страстным коллекционером. С особым увлечением он собирал редкие книги, рукописи, карты.

Для размещения его коллекции картин и книг был выбран дом Пашкова, в котором и открылся «Московский публичный и Румянцевский музеум».

В 1924 году коллекция картин была расформирована, картины передали в другие музеи, а в доме Пашкова остались только книги. На основе библиотеки Румянцева возникла Ленинская библиотека. Сейчас в доме Пашкова располагаются три отела Ленинки: рукописей, нотных записей и картографический.

Экскурсовод сказала, что каждый желающий может с паспортом прийти в Ленинку, стать членом библиотеки и посещать дом Пашкова по мере надобности.

Интерьеры

После вводной части мы прошли в дом, сдали вещи в гардероб и по парадной лестнице поднялись в просторный зал.

От первоначальной планировки дома ничего не сохранилось. Практически весь объем дома занимает один зал, по обеим сторонам которого сверху пристроены галереи.

На старых фотографиях изображено, что когда-то этот зал был разделен на секции, на стенах были развешаны картины. После расформирования коллекции картин перегородки сломали, все помещение занимал огромный читальный зал.

Сейчас зал стоит пустой. Из его окон открывается вид на Кремль.

Такое ощущение, что Ваганьковский холм выше Боровицкого

Собственно, кроме вида на Кремль, смотреть здесь больше нечего. Внизу стоит плоская ваза из черного камня.

На лестнице на стене висит барельеф отца собирателя коллекции – генерала-фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Перед входом на верхнюю галерею стоит мраморная скульптура «Читающая девушка» итальянского скульптора Маньи.

Скульптуру оставили, потому что

У каждой столицы есть уникальные узнаваемые достопримечательности, по которым мгновенно определяют, о каком городе идет речь. В главном городе России это Пашков дом. В Москве так называют увековеченное в мировой литературе Михаилом Афанасиевичем Булгаковым здание, с бельведера которого на закате солнца Воланд с Азазелло осматривали красавицу Москву и прощались с ней навсегда.

Кем был человек, давший имя архитектурному шедевру

«Не зря Булгаков Михаил своих героев разместил, ну нет, не в доме, а на крыше (Тогда в Москве он был всех выше...)». Одним из красивейших зданий назвал гениальный автор «Мастера и Маргариты» Пашков дом в Москве, построенный по заказу «первого русского водочного короля», Пашкова Петра Егоровича, амбициозного и вздорного (скандалил с соседями) человека.

Не каждый капитан-поручик (сейчас старший лейтенант), несший службу даже в элитной лейб-гвардии Семеновского полка, мог построить себе в утеху «свой личный кремль» прямо напротив Кремля Московского. Богатый откупщик хотел оставить по себе память, и ему это удалось - мало кто не знает Пашков дом в Москве. Многие, любуясь архитектурным шедевром, захотят узнать, кто был хозяином, кто автором и исполнителем проекта. Так и будет внук денщика Петра I славиться в веках как человек, внесший лепту в неповторимое очарование нашей столицы, раскинувшейся на семи холмах.

Один из городов, что на семи холмах

В мире есть больше десятка городов, расположенных на таком же количестве возвышенностей, в том числе Рим, Константинополь и Вашингтон. Названия московских холмов волнуют воображение - Воробьевы горы, Лефортовский холм, Заяузье. Ваганьковский холм, который венчает с 1784 года одна из самых ярких достопримечательностей Москвы, сейчас объединен с районом Пресни и называется «Три горы».

Самый центр столицы

Если посмотреть на карту Центрального административного округа, то можно увидеть, что несмотря на адрес (улица Воздвиженка, 3\5, строение 1), Пашков дом в Москве стоит на перекрестке Знаменки и Моховой. Главный выход ведет к Староваганьковскому переулку, а парадным фасадом здание развернуто к Моховой улице, а далее - к Бородинскому холму и Кремлю. «Пуп земли», да и только. Перед дворцом изначально был разбит не уступающий дому по красоте террасный парк с двумя каменными бассейнами, гротами, скульптурами, фонтанами, окруженный великолепной кованой оградой, фрагмент которой сохранился со стороны Знаменки до наших дней. Конечно же, на территории участка находилась принадлежащая Пашковым домовая церковь Святого Николая Угодника. Дворец на Ваганьковском холме был первым в Москве, да и в стране светским зданием, из окон которого были видны Ивановская и Соборная площади и Кремль. Рядом находится Каменный мост.

Гений архитектуры

Кто в те времена мог быть автором такого шедевра, как дом Пашкова в Василий Иванович Баженов (1738-1799), первый вице-президент Императорской Академии Художеств, человек, заслуги которого перед русским зодчеством переоценить невозможно. Достаточно назвать дворцовый ансамбль в Царицыно, который он строил 10 лет, и Пашков дом в Москве, чтобы понять масштаб этого гения классицизма.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого - классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Лучшие ракурсы

Если смотреть на дом издали, можно проследить единое композиционное решение - столбы ограды продолжает лестница и колоны фасада, круговая терраса обвивает по верху изящный силуэт стен, над которыми высится колоннада бельведера. В кое-каких источниках сказано, что первоначальный цвет стен был оранжевым. Этот архитектурный шедевр довольно больших размеров производит впечатление воздушного, стремящегося ввысь замка.

Национальное достояние

Дом был настолько хорош, и представлял для Москвы такую ценность, что после пожара 1812 года, который не минул и Пашковский дворец, средства на его восстановление, несмотря на баснословное богатство хозяев, были выделены из государственной казны. Дворец был московским чудом - к его красоте добавлялись праздничные фейерверки и иллюминация, устраиваемые в честь частых приемов, даваемых хозяевами. Диковинные птицы, сидящие в дорогих клетках или гуляющие по парку, увеличивали сказочное впечатление, которое производил дом Пашкова в Москве. Фото в статье показывают дворец в различных ракурсах, и видно, как он хорош.

Из рук в руки

У последней хозяйки дома из рода Пашковых в 1839 году он был выкуплен государственной казной для университетских нужд. Но и в последующие времена красавец дом продолжал менять хозяев. Так, уже в 1843 году в нем уютно обосновался Университетский благородный пансион, который, в свою очередь, был преобразован в Московский дворянский институт, позднее в 1852 году - в городскую гимназию №4. В 1861 Пашков дом передается Румянцевскому музею.

Зарождение «Ленинки»

А в 1921 году, когда сюда поступило более 400 реквизированных личных библиотек, все другие отделы музея переводятся в иное здание. Оставшиеся книги становятся фондами знаменитой «Ленинки», которая, опять-таки, в свою очередь, стала Российской государственной библиотекой. Кто в Советской России не знал эту библиотеку? Слышали о ней даже те, кто понятия не имел о Пашковом доме. Слава этого книгохранилища была ничуть не меньше известности Пашкова дома в наши дни. Она была героиней многих художественных фильмов, о ней писали стихи - «…а с девятнадцатого века в дом въехала библиотека! Ну, та, что «Ленинкой» зовут, читателей всегда здесь ждут…».

Место, благоприятствующее рождению легенд

При смене стольких хозяев дом Пашкова в Москве, архитектура которого предусматривает очень много потайных и загадочных уголков, за годы существования оброс легендами. Не только дворец, но и весь Ваганьковский холм полон таинственных пустот, гротов, подземных пещер, и, самое главное, под Пашковым домом был обнаружен громадный, диаметром 8 метров, выложенный белым камнем, колодец. Куда он ведет, сказать невозможно, так как исследования не были доведены до конца из-за обвалившихся стен колодца и боязни обрушения фундамента здания. И совершенно естественно, что возникло предположение (его, высказал, например, археолог И. Я. Стеллецкий) о том, что именно здесь может храниться знаменитая Либерея - так называется Почему бы и нет, ведь существует около 60 предположительных мест хранения легендарной библиотеки, которая была приданым византийской принцессы Софьи Палеолог, ставшей женой Ивана III.

Не хуже, чем в английских замках

Нельзя не сказать еще об одной легенде дома Пашкова. Она симпатичная, но совсем уж невероятная - в овеянном мифами особняке живет призрак Рубакина Николая Александровича (1862-1946), автора рекомендательного указателя «Среди книг» и «Психология читателя и книги». Этот человек, книговед и библиограф, собрал две большие библиотеки (более 200 тысяч томов) и передал их в дар народу. Кому, как ни этому «книжному червю» (в лучшем смысле этого слова) не бродить по залам главного книжного хранилища страны! Поклонники этого человека и легенды утверждают, что если обратиться к нему с просьбой помочь в поисках нужной книги, он никогда не откажет.

После реставрации, окончившейся в 2009 года, в правом флигеле особняка находится хранилище древних рукописей, а в левом расположилась музыкальная библиотека.

Экскурсии к дому-легенде

Утверждают, что и вход в «подземную Москву», где хранилась государственная казна на случай пожаров, так часто опустошавших средневековую столицу, находился именно на Ваганьковском холме. Ну откуда еще Воланду было бросать прощальный взгляд на Москву? Уникален во всех отношениях дом Пашкова в Москве. Экскурсии по нему проливают свет на многие вопросы, интересующие туристов со всего мира, и дают им возможность полюбоваться самым красивым видом на Кремль. Экскурсии очень познавательны и проводятся ежедневно. Место сбора, как правило, находится напротив Кремля или у памятника Ф. Достоевскому, либо у выхода из метро «Библиотека им. Ленина». Экскурсии проводят профессионалы, направленностей несколько - от внутреннего устройства и убранства дворца до темы Воланда, то есть всего мистического, что связано с самым красивым и загадочным зданием Москвы - домом Пашкова.

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...

До недавнего времени я полагала, что оказаться внутри прекраснейшего Дома Пашкова - это почти неосуществимая мечта. Я только знала, что время от времени там проводятся всякие эстетские концерты, например, барочной музыки, куда можно купить билет, но и только. А вот так, зайти с улицы - никаких шансов. А на самом деле это возможно!!!
Благодаря moscultura я знаю теперь как. Путей есть два. Точнее, в общефилософском смысле их больше, но два - простых и легких. Расскажу про оба.

Путь №1.
Нужно пройти метров триста до основного здания Ленинки, показать паспорт и получить читательский билет. Последний выдается бесплатно (!!!) и будет вашим пропуском в мир пухлых томов, потертых переплетов, колоннад и прочей библиотечной романтики. И хотя в доме Пашкова есть залы, куда вас просто так не пустят (даже с читательским билетом) или пустят не в каждый день, оказаться внутри и посмотреть на Москву с того места, с которого ее обозревал Воланд со товарищи, может каждый.

Путь №1 позволит вам:
1) Посетить зал, посвященный музыке и поиграть на электрическом пианино с видом на Кремль
2) Проникнуть в зал с картами, увидеть, что земля лежит на черепахе и насладиться старинными манускриптами
3) Посмотреть на Кремль из прекрасного Ивановского зала (когда-то там висела картина Иванова - "Явление Христа народу").
4) Увидеть дивные чугунные лестницы, говорят, каслинского литья, и возможно еще допожарные.
5) Посмотреть на очаровательную "читающую девушку"
6) Проникнуться атмосферой места

Путь №2. Гурманский.
Нужно зайти на сайт и заказать экскурсию по Дому. Цена вопроса - 800 руб, пенсионерам и студентам - 400 руб. За эти деньги вам расскажут все-все про Дом, про библиотеку, про владельцев, покажут все комнаты и проведут в красивейший отдел древних рукописей, в который путь №1 пробраться не позволяет. Мы воспользовались путем №2 - и думаю, что это стоит того.

Для тех, кто не может заглянуть внутрь сам, дальше картинки и истории.

На офорте выше написано, что это рисунок 1785-1786-г. Здесь дом еще совсем новенький. Ведь его строительство закончилось только в 1786 году. Если сравнивать с современным, видно, что верхний барабан немного другой. Да и статуя на верхушке отсутствует. В общем-то, нам вообще повезло, что дом сохранился, ведь пожар 1812 года его не пощадил. Так что по сути - это послепожарный "новодел". Да и потом дом не раз перестраивали под новых владельцев. Например, красивую лестницу пристроили лишь в 1930. Внутри эти перестройки также местами заметны.

Самым первым владельцем был купец Пашков, который дом и построил. И сейчас это роскошное строение, а в те времена тем более. К тому же дом был снабжен садом с павлинами и попугаями (куда пускали, кстати, всех прилично одетых людей), а потом появилась и иллюминация, восхищавшая москвичей. Возникает естественный вопрос - а на какие деньги? Все банально. Пашков занимался продажей алкоголя. И практически имел монополию на его продажу в Москве.

Несмотря на нарядность фасада со стороны Кремля, главный вход находится с другой стороны.
Встречают входящих ворота, сделанные по типу триумфальных. Кстати, у них есть любопытная деталь, которая никогда не попадалась мне ранее.Речь идет о небольших украшениях в виде шишек хмеля (не иначе, намекают на профессию владельца дома), которые свисают с верхних частей колонн. Эти элементы действительно подвешены. И при сильном ветре заметно колышатся. Присмотритесь при случае.

С внутренней стороны дом - типичная московская усадьба. Удобный подъезд, просторный двор, два флигеля по бокам.В одном из них была конюшня, в другом - манеж. Сейчас в обоих расположены залы библиотеки. Собственно, вернемся к ней.

В 1862 году в Доме Пашкова (к тому времени давно уже не принадлежащем его роду) разместили библиотеку канцлера Румянцева (его портрет ниже), которая и положила начало будущей Ленинке - "от государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение ". К слову, это было очень и очень значительное событие, ведь на тот момент в Москве вообще не было публичной библиотеки. А тут такое сокровище (более 25000 томов, если я не ошибаюсь), да еще и общедоступное. Просто праздник! На открытие музея император подарил огромную (около метра в диаметре) вазу (странный подарок для библиотеки, впрочем), которая, что удивительно - сохранилась до наших дней. И сейчас участвует в праздниках - ее наполняют цветами или фруктами.

Первый зал, в котором мы оказались - это огромный и светлый Ивановский зал. Так называется, потому что когда-то в нем демонстрировалась картина Иванова "Явление Христа народу". Каждый, кто видел ее в Третьяковке, помнит размеры. На момент создания наиболее подходящим помещением для шедевра оказался именно этот зал.

Когда-то, наверняка, он был бальным. В советское время - читальным

а в перестроечное (страшно представить) - тут обитали бомжи.

Из окон прекрасный вид на Москву
Кстати, обратите внимание на вазон с крышкой.Когда-то в эти вазоны высаживали цветы, вдоль вазонов можно было прогуливаться (сейчас уже нет) а крышками закрывали на зиму.

На стенах зала висят вот такие бра.

По замыслу дизайнера - внутри синий кувшин с шампанским, хрустальные элементы символизируют его брызги, а небольшие ехидные головки, из которых рогами торчат подсвечники - принадлежат бахусу.

Если подняться на второй ярус, то у входа посетителей встретит очаровательная "читающая девушка".


Пройдем длинными коридорами, восхитимся изящными лестницами и заглянем в другие залы библиотеки. Уже куда более функциональные

Самый красивый - Румянцевский. Сейчас здесь находится отдел редких рукописей. И это место - просто квинтэссенция библиотеки. Я бы работала только здесь.

Вот, например, энциклопедия Брокгауза и Эфрона:

И прекрасное в своей толщине старинное Евангелие. Даже с застежками.


А карты поражают своим разнообразием. Ниже вариант допетровской картографии. Здесь север внизу, а юг - наверху. Посетителей забавит не очень приличное название речки. Особо ценные карты можно посмотреть на этом столе.
Ну, и напоследок, кусочек музыкального зала.Сюда можно прийти послушать музыку, как старинную, так и современную (тут бывают концерты), а также самому поиграть на пианино с видом на Кремль.
Большое спасибо за приглашение Российской Государственной библиотеке и лично Наталье Бабахиной, а также сообществу moscultura в лице atlanta_s , которая организовала для нас экскурсию в дом мечты.

Больше подробностей можно найти в рассказах блогеров kryjevo ,

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Примерно с этой точки обзора смотрели герои Булгакова, прощаясь с Москвой, только на этаж выше, к сожалению, в данный момент бельведер-ротонда закрыт для посещения. Но вид с верхних этажей здания по-прежнему завораживает.

Дом Пашкова в силу расположения невозможно не заметить, величественный, изящный и таинственный - со стороны Моховой никаких вывесок, парадной лестницей никто не пользуется. Всегда было интересно узнать, что и кто внутри.

Литография 18 века


Почему опаздывать не всегда плохо

Услышав по любимому радио Культура 91,6, что скоро начнется свободная экскурсия в Доме Пашкова, я поехала к месту встречи - памятнику Достоевскому у библиотеки им. Ленина. Опоздав на 10 минут, группу с экскурсоводом я уже не застала, не привыкшая легко сдаваться, я пошла к воротам дома Пашкова.

Оказывается, главный вход и единственный подъезд для карет в бывшую усадьбу находится с обратной стороны - со Староваганьковского переулка.

Вход в здание строго охраняется, попасть туда можно только по пропуску или с экскурсоводом. Милиционер в будке просьбам и уговорам не поддается, контактов не дает. Слава интернету, после недолгих поисков телефона, бабушка в справочной Ленинской библиотеки рассказала мне, что нужно сделать, если хочется посмотреть Пашков дом изнутри.

Схема одинаково годится для посещения любых залов Прекрасной Ленинской библиотеки, в том числе главного читального зала, где героиня Муравьевой искала перспективных женихов в фильме "Москва слезам не верит". Нужно только знать название отдела, для п осещения Дома Пашкова - это музыкальный или картографический отдел.

Пропуска оформляют во 2-м подъезде центрального здания (на фотографии он в центре).

Чтобы оформить пропуск нужно иметь паспорт, прописка может быть хоть куала-лумпурская!

После заполнения короткой анкеты, на вас заводят карточку, которая действительна до конца года. С ней можно будет быстро получить пропуск по предъявлению паспорта в любой отдел ленинской библиотеки.

Как же удивился милиционер, когда я предъявила ему официальный пропуск на входе в Дом Пашкова.

Дом долгое время был на реставрации, внутри постарались восстановить интерьеры, все свежее и пока необжитое. Внутри проходят экскурсии и можно присоединиться и послушать или побродить самостоятельно. Дом обильно уставлен огнетушителям, видимо традиция берёт начало с пожара 1812 года, когда дом сильно пострадал.

Музыкальный отдел

Удалось попасть на экскурсию в Дом Пашкова, предположительно построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Это одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Сейчас оно принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

Пашков дом стоит на Ваганьковском холме и имеет необычную планировку, несущую в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству: узкая трапециевидная воронка, соединяющая въезд с парадным двором; противопоставление центрального объемного здания – более мелким служебным помещениям. Оригинальность решения - въезд располагается в переулке, а не со стороны главного фасада.

Название “Ваганьковских холм” трактуют по-разному: кто-то говорит, что оно произошло от слова “ваганить”, то есть развлекаться, потому что на этом месте было то ли место привала у путешественников, недалеко от впадения Неглинки в Москва-реку, то ли «государев потешный двор». Другая версия обращается к старинной мере веса (вага) и трактует название как место то ли таможни, то ли, наоборот, беспошлинной торговли.

В целом же, история этого места хоть и древняя, но все же вполне типичная для Российского Государства. Например, во времена Ивана Грозного здесь располагалось новосозданное силовое ведомство, Опричный двор, лично царю подчинявшееся, ну, вы понимаете.

Так, царь Алексей Михайлович в XVII веке решил, что хорошо бы напротив Кремля устроить себе на этом месте резиденцию, по каковому поводу все, кто жил на этом месте, были выселены в тогдашний пригород за реку Пресню без долгих рассуждений насчет частной собственности. Очень жизненно, по-моему. А потом Тишайший царь передумал и решил строить дворец в Коломенском. Типикал рашн стайл.

Территория переходила из рук в руки, тут была и Стрелецкая Слобода, и дом Меньшикова в голландском стиле. В конце концов, участок достался ростовщику и «первому русскому водочному королю» Петру Пашкову, чей папа начинал денщиком у Петра I и дослужился сначала до вице-губернатора Воронежа, потом до губернатора Астрахани, хотя до вступления в должность так и не дожил, скончавшись по дороге туда. Я же говорю. Типикал. Рашн. Кстати, этой же семье принадлежало здание на Моховой, в котором сейчас располагается журфак МГУ, оно было запланировано как “отдельное здание под проведение в нем балов”. Ну, а как, не к себе же домой гостей водить, помилуйте (хотя, по словам экскурсовода, опочивальне располагались во флигеле, а не в основном здании дома Пашкова). Но вернемся все же к нашей теме. Итак, сборщик податей от спиртного заказывает проект у Баженова. Потом в 19 веке после пожара дом восстанавливает Осип Бове.

Въезд со стороны переулка

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Оно и понятно, ведь из-за крутого спуска со стороны Кремля карета подъехать к зданию не могла.

Вместо этого со стороны Моховой был организован пейзажный парк с фонтанами и прудами, в которых плавали редкие черные лебеди, привезенные специально для такого случая из Шотландии, и играли музыканты. До нашего времени ни лебеди, ни музыканты, к сожалению, не дошли, да и ограду сада снесли в 30-х годах.

Дом Пашкова со стороны ул. Моховая. Источник фото: ru.wikipedia.org

Эта лестница, спускающаяся к ул. Моховая, была построена не во времена Баженова, а значительно позднее, в 1934-м, да и сам Дом много раз реконструировался. В советские времена тот факт, что вход в дом располагался с противоположного от Кремля фасада, воспринимался как знак пренебрежения, поэтому в срочном порядке была добавлена лестница, которой для входа в здание никто не пользовался.

Интересно, насколько по-разному воспринимается дом с двух сторон: со стороны Моховой он парадно развернут, а стороны Староваганьковского переулка – компактен, так как из-за узкого въезда флигели не видны.

Бове внес изменения в проект Баженова (на реконструкции ниже).

В изначальном проекте на куполе красовалась статуя Минервы, с которой ассоциировала себя Екатерина. При Бове потребность в подобных комплиментах отпала, так что статуи в новом проекте не стало.

Обратите внимание на колонны при въезде, они интересно украшены подвесами, которые на ветру шевелятся. Этот же элемент прослеживается во внутреннем декоре.

Фасад здания богато украшен: рустованный первый этаж, колонны коринфского ордера, статуи по бокам. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы. Масштабность здания увеличивается за счет колоннады, соединяющей два этажа.

Элементы фасада внутреннего двора, улыбчивые львы украшают замковый камень

Скажу честно, в плане наполнения интерьеров смотреть в Доме Пашкова не на что, кроме фасада и бального зала, в который нас сразу и повели.

Кессонированные потолки, шахматный пол, колонны, классическая люстра и светильники. И этот зал, как всегда, сдается в аренду. Вообще, во всем особняке вы не увидите мебели, кроме как в отделах библиотеки. Но это совсем другая история.

Лепной декор на потолке. От него сложно оторвать взгляд.

Опять эти колонны как на главном въезде.

Лампочки для этого светильника несколько крупноваты 🙂

Элементы декора – такие же, как в ГМИИ им Пушкина

Конечно, фанатам рукописей и картографии это показалось бы интересно, но мне только с точки зрения декора.

Эта кованная лестница левого флигеля. Не знаю, куда она ведет, но интересно, что лестницы двух флигелей одинаковы по стилю и при этом разнятся по форме: одна более прямолинейная, другая более изогнутая.

Все-таки ковка меня всегда завораживала, особенно, если сделано со вкусом. В интернет пишут, что такие лестницы отливаются целиком, так как сварка не возможна, сложно себе такое представить, но в качестве сказки очень даже интересно.

Ну это вам посмотреть, как выглядит отдел картографии Российской государственной библиотеки. Меня не впечатлило, в школе география мне не особо нравилась. Особенно утомителен был “глобус ацтеков” на черепахе посреди зала, предлагаемый к обозреванию вместо наследия московского дворянства. Это все-таки очень большая печаль, что в московском особняке все интерьеры сдуло жестоким и холодным ветром, наскребли только полторы статуи на лестничных маршах, да и that’s all, folks.

Зал библиотеки мне, конечно, понравился. Прямо чувствуется дух. Особенно апокалиптичного вида аппараты для просмотра слайдов. Или аполептичного… Сгусток Средневековья в эпоху Силиконовой Долины прямо под нашими носами. Нет, ну, несколько мониторов, к чести РГБ, я все же при походе по залам наблюдала.

Естественно, Дом Пашкова – это то место, которое стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы увидеть главный зал и посмотреть вид из окна на Кремль, кто еще не видел. Но только после того, как вы уже посмотрели Кусково, Абрамцево и Марфино. На Дом Пашкова для общего развития достаточно и с улицы посмотреть, снаружи дом выглядит крайне многообещающе, а внутри пусто и гулко.