Владимир Машков: «Я научился себя контролировать. Владимир Машков: «Хороший актер всегда носит с собой чемодан неприятностей Профессиональные отношения переросли в дружеские

После роли тренера сборной СССР по баскетболу в «Движении вверх» — самом кассовом фильме в истории российского кино — Владимир Машков неожиданно предстанет в образе дирижера военного оркестра. Поклонники актера могут быть спокойны: их любимец остался верен себе, и его герой храб и крут, но, по словам самого Владимира, при этом очень противоречив. THR удалось встретиться с Машковым на финальной стадии съемок телепроекта «Медное солнце» в узбекском городе Хива, где беседа довольно быстро перешла в русло философских размышлений о мятежной молодости, любви и счастье.

В кино за вами уже давно закрепился образ крутого и бесстрашного героя. А в жизни чего-нибудь боитесь?

Я научился не бояться заранее. Как говорил мой дед: «У тебя перед смертью будет несколько секунд, когда ты сильно испугаешься, поэтому зачем делать это сейчас?» В нашей профессии приходится всегда таскать за собой чемодан неприятностей. Обычно люди стараются оставлять свои проблемы в прошлом, а актерам приходится их удерживать в себе. Потому что в кино приходиться умирать, веселиться, страдать и любить за другого человека. Это все непросто.

То есть все сыгранные вами роли, так или иначе, повлияли на ваш характер?

Как говорили философы, следи за своими мыслями — они становятся словами, поступками, привычками и затем характером, который определяет судьбу. Поэтому, конечно, влияли, но, в общем, не так сильно. Когда в течение многих лет приходится проживать судьбы разных людей, то каждый из них, так или иначе, оставляет след в твоей душе. Я должен понять, прочувствовать каждого своего героя. Только после этого можно вписать его в рамки сценария и пожеланий режиссера. А еще он должен быть интересен. Чтобы и мне лично, и в дальнейшем зрителю захотелось ему сопереживать.

Вы закончили съемки в «Медном солнце». Чем вас привлек этот проект, учитывая вашу избирательность?

Прежде всего образом моего героя. Михаил Карякин — дирижер небольшого, но очень хорошего музыкального коллектива — личность цельная и при этом противоречивая. Всегда интересно играть человека непростого — со своими слабостями, которые он пытается побороть. Во время подготовки к роли я много общался с руководителями военных оркестров: в них столько настоящего, неподдельного! Все это и перешло в наш фильм.

Что, например?

Дирижеры всегда в центре внимания. А когда они руководят огромным оркестром во время военных парадов, то задают боевой дух. Музыка — это свобода. Поэтому мне было интересно разобраться в тонкостях души Карякина, перевоплотиться в человека, в котором так интересно переплелись дисциплина, любовь и свобода.

Мне кажется, доселе самым ярким вашим перевоплощением стал герой из фильма «Папа» — не брутальный мужчина, а несчастный старик. С тех пор вы на подобные смены образа не решались. Почему?

Дело в том, что «Папа» — очень личная история, которая идет из сердца. Посвящение и моему отцу, и учителю Олегу Табакову, и всем, кто может найти там себя или своих родных. Это картина о том, что родители — самые близкие люди на свете, любящие нас бескорыстно, просто так. И нужно просто отвечать им тем же, уметь просить прощения. И наши отношения с собственными детьми тоже от этого зависят. Приятно, что эта работа выделяется в моей фильмографии, потому что она очень важна для меня. А если говорить о подобных перевоплощениях в дальнейшем, пока загадывать трудно. Но, думаю, эффектно сыграть стариков я еще успею. (Смеется )

Владимир Машков Фото: Влад Локтев

Это правда, что при поступлении в институт вам сказали, что для кино вы не подходите?

Было такое! Когда только поступал во ВГИК, один очень известный актер и режиссер, сидевший в комиссии, внимательно посмотрел на меня и сказал: «Молодой человек, вы никогда не будете сниматься в кино: у вас очень близко посажены глаза» . Я тогда просто обалдел. Кстати, на прослушивание я явился в весьма необычном виде: спортивный костюм, усы, длинные волосы, фикса. (Улыбается ) Ну что поделать: модно тогда так было в моем родном Новокузнецке. Девчонки были без ума…

А ведь фикса на зубе меняет дикцию…

Еще как! Вот и представьте: стою весь такой красивый и читаю отрывок из «Евгения Онегина». И теперь вообразите, в каком шоке они были! Но отказ меня не сломил — наоборот, подтолкнул идти дальше. Я все же поступил в Школу-студию МХАТ, но со временем мне там стало скучно.

И там случилась знаменитая история, когда вас исключили за драку…

Это случилось не из-за скуки, а скорее из-за бунтарского характера. Не могу сказать, что горжусь воспоминаниями о своей мятежной молодости, о том, что решал проблемы кулаками. Я приложил много сил, чтобы научиться сдерживать гнев и контролировать эмоции.

Не задумывались о том, что вас заставляло тогда бунтовать?

Так складывались обстоятельства: искал себя, хотел взять мир за грудки. Был достаточно эмоциональным парнем и на многие вещи реагировал очень остро. Так как я родом из Сибири, то всегда считал драку естественным решением в любом мужском конфликте — если уж на словах договориться не получается. Ну вот, педагогам пришлось постепенно учить меня быть поспокойнее, за что я им очень благодарен. Сейчас всегда контролирую себя и думаю, стал от этого только счастливее.

По прошествии стольких лет вам удалось вывести для себя некую формулу счастья?

Счастье — вещь мимолетная, поэтому нужно уметь ловить эти мгновения, и я смог этому научиться. Хорошо себя чувствую, только когда максимально внимателен к окружающему миру. Недавно на съемках был такой потрясающий момент: наблюдал, как актеры и члены съемочной группы достигают творческого пика, который обязательно что-то изменит в их жизни. И это было прекрасно!

Владимир Машков Фото: Влад Локтев Темы:

А встретились мы с актером в московском аэропорту, на пути в Калининград. Несмотря на раннее утро, Владимир Львович был бодр, улыбчив и позитивен. Его не раздражало внимание поклонников, и он никому не отказывал в фото на телефон. После прилета мы приехали на съемочную площадку остросюжетного боевика «Герой». Актер играет в нем тайного сотрудника службы внешней разведки, вынужденного спасать сына, тоже ставшего спецагентом. В Калининграде Машков моментально включился в работу, а в первом же перерыве состоялась наша беседа, во время которой актер умудрился еще и преподать мне мастер-класс по владению двумя руками в равной степени.

Вы не впервые работаете с режиссером «Героя» Кареном Оганесяном, это тот мастер, к которому приятно возвращаться?

Конечно, ведь это уже четвертая наша совместная работа. Первая, фильм «Домовой», случилась еще десять лет назад, потом были сериалы «Налет» и «Медное солнце». Мы уже хорошо знаем друг друга, и во многом именно поэтому я согласился на участие в картине «Герой». Карен меня приглашает, значит, и ему комфортно со мной работать. Любая актерская деятельность - стремительная эволюция, нужно быстро все понимать и исполнять. Карен невероятно динамичный, мне очень нравится его взгляд, то, как он видит, чувствует, понимает.

В «Герое» Владимир Машков играет тайного сотрудника службы внешней разведки. Рабочий момент съемок. Фото: Пресс-служба студии «Карго»

- Профессиональные отношения переросли в дружеские?

Да, мы дружим - это же неотъемлемый процесс. Мои профессиональные достижения - следствие моих достижений человеческих, они совмещены. Сегодня я богат друзьями, чему очень рад. С каждым человеком дружба, как и любовь, своя, я ее не анализирую. Вот если дружба пропадает, тогда можно анализировать. Знаете, иногда бывает, ты думаешь, что дружишь с человеком, а он с тобой вовсе и не дружит. Но это твоя личная проблема и твои заблуждения. Я никогда не был настроен на очарование, наверное, потому никогда и не разочаровывался в людях. Как сказал Шопенгауэр, «главное заблуждение человечества - оно думает, что рождено для счастья». Мне так понравилось это высказывание, ведь оно как гарант, предупреждение того, что не надо думать о счастье. А другой человек меня убедил, что счастье - это побочный продукт правильных действий. Будешь правильно жить, может быть, и будет тебе счастье… Счастье ведь вещь мимолетная, поэтому нужно уметь ловить эти мгновения. И мне удалось этому научиться.

Своими детьми я горжусь

Саша Петров, который играет в картине вашего сына, признался, что почувствовал в вас родственную душу. А вы что-то подобное ощутили?

Мы с Сашей первый раз встретились в работе, и мне с ним комфортно взаимодействовать. Я рад, что он такой динамичный, хотя на меня 25-летнего он не очень похож. Но в пору моей юности было совсем другое время и другие обстоятельства. Я был больше, чем Саша, холерик по характеру. Петров в этом смысле пошел дальше - он уже рассуждает. Я же в его возрасте больше действовал. А он уже осматривается, взвешивает. И дай Бог ему дальше так идти к осознанности, понимать всю тяжесть нашей профессии. Если бы в данный момент Саша был моим сыном, я бы им гордился. Но у меня есть такой же сын, и я им горжусь (сын Андрей, от первого брака супруги актера Оксаны Шелест, которого актер воспитал как родного. - Прим. «ТН). И дочерью очень горжусь. И «кинодетьми» своими я всеми горжусь, начиная с фильмов «Папа» и «Американская дочь», - все они выросли достаточно успешными людьми.

С актером Александром Петровым и режиссером Кареном Оганесяном на съемках «Героя». Фото: Пресс-служба студии «Карго»

- Помогаете ли вы своим молодым коллегам в процессе работы, подсказываете что-то?

Сама наша профессия подразумевает, что мы должны помогать друг другу, вместе что-то придумывать, находить какие-то неожиданные повороты. Так что здесь идет разговор не о подсказках, а о совместном творчестве. Когда люди слышат и понимают друг друга, работа может стать очень интересной. Когда ты что-то придумываешь и это становится частью материала, фильма, то дальше даже уже неважно, кто это придумал. Более того, сказать «это придумал я» невозможно. Потому что мы тут творим сообща, и от чьей мысли я оттолкнулся, иногда и сам не могу понять. Момент совместного творчества лишен эгоизма.

Мне нравятся русские шпионы

- Жанр картины - шпионский боевик. У вас есть любимый персонаж, книга в этом жанре?

Мне нравятся наши - русские шпионы. Главный фильм моей жизни - «Семнадцать мгновений весны», также есть прекрасная картина «Мертвый сезон» с Донатасом Банионисом и Роланом Быковым. Зарубежные фильмы тоже, конечно, смотрю с большим интересом, ту же картину «Миссия невыполнима», но свое, родное мне намного ближе - я люблю наших шпионов. У нас создатели картин занимались не столько внешней стороной истории - картинкой со спецэффектами, - сколько внутренней, что для меня более интересно. Для меня навсегда болью в сердце останется эпизод тайной встречи Штирлица со своей женой в кафе Elefant. Вот это про шпионов, про людей… А не про то, какой у него гаджет. На площадке «Героя», конечно, задействованы серьезные технологии, но главное оружие наших героев - это
их уникальные профессиональные качества: внимательность, находчивость и интеллект.

- А что вы сейчас читаете?

Сейчас у меня в вагончике лежит «Станиславский на репетиции» Василия Осиповича Топоркова. Потрясающая книга. В ней автор описывает свои последние встречи со Станиславским, описывает он их как великий актер, который понимает, что артистическая деятельность - это постоянное обучение. Василий Осипович - учитель моего учителя, Олега Павловича Табакова. И тут я внимательно проследил, чему же меня учил Олег Павлович, а его - Василий Осипович, а того - сам Константин Сергеевич. Получается, я держал руку своего учителя, а буквально через одну руку была рука Станиславского.

С учителем, вторым отцом - Олегом Павловичем Табаковым. Фото: Global Look Press

Актерская профессия подразумевает постоянное перевоплощение. Получается, что вы бы могли быть хорошим шпионом?

Шпионская профессия - не самая романтичная, как неромантичны полеты в космос. Романтичны они только для трепетных и романтичных натур, которые без этого не могут представить свою жизнь. А простому человеку нужна сверхзадача, чтобы посвятить себя такой деятельности, как резидент или космонавт. Тут должно быть что-то выше, чем твоя жизнь. Если бы вы меня в детстве спросили, хочу ли я быть шпионом, я бы, конечно, ответил утвердительно. Но сегодня я уже взрослый человек и всю жизнь занимаюсь самой прекрасной деятельностью, какая только есть на земле. Но благодаря профессии я могу хотя бы на миг обмануть себя и поверить в то, что я обладаю такими же удивительными качествами, какими должен обладать настоящий агент спецслужб.

Стали ли вы по примеру своего героя как-то иначе смотреть на людей, оценивать их внимательным «шпионским» взглядом?

Моя профессия вся построена на том, чтобы я наблюдал за миром. Как сказал Станиславский, «понять - значит почувствовать». Мы многие вещи вроде бы понимаем-понимаем, а потом оказывается, что понимаем неправильно. А если почувствовал, это уже другое. В нашей актерской профессии не гарантировано ничего, потому что ты ничего не умеешь делать руками, как, например, краснодеревщик. Ты всю жизнь должен доказывать, что по праву занимаешься этим делом. И ты настолько хорош, насколько хороша твоя последняя работа.

В Калининграде вы снимаетесь не впервые, были тут с «Налетом». Что отметите из местных достопримечательностей?

Карен Оганесян во всех своих картинах отталкивается от того места, где снимает. Ведь в каждом городе свой воздух, свой свет. И еще несколько лет назад он открыл для себя город Калининград и привез сюда нас на съемки «Налета». На мой взгляд, здесь удивительное соединение Европы и Советского Союза, тут удивительное побережье, я бы назвал его определенным местом силы. Мне тут очень хорошо, да и вам, как я вижу, тоже. Актер театра и кино работает в разных условиях, в театре обычно всегда комфортно, если только не отключат электричество, а в кино бывает по-разному. Признаюсь вам, что такой приятный день, как сегодня, у меня впервые за год: тепло, солнечно, сидим с вами уютно на природе, разговариваем не спеша. А чаще бывает холодно или очень холодно, ветер, дождь, если съемки на улице, то практически никогда не бывает комфортного состояния. Зато я знаю, когда прорастает первая травка, когда какие цветы появляются, когда соловьи начинают петь. Это опять же к вопросу о внимании, что является для нас, актеров, главным элементом в жизни. Ведь мы живем здесь и сейчас, в данную секунду - прошлого еще нет, а будущее еще не наступило, чем и уникален каждый момент. Завтра, отвечая на ваши вопросы, я, наверное, скажу что-то совсем другое, потому что человек текуч. Как прекрасно сформулировал Лев Николаевич Толстой: «Ругаешь злого, а он добрый. И наоборот. От этого и нельзя судить человека. Ты осудил, а он уже другой». Это как одна из заповедей для тех, кто занимается актерской деятельностью. Так что за этой текучестью человека мы и следим, как шпион становится не шпионом, а человеком, как мальчик становится мужчиной и отцом.

Кстати, я обратила внимание на ваше украшение на шее - золотые монеты, скрепленные цепочкой. Их можно назвать вашим талисманом?

Это две удивительные монеты - царские золотые червонцы. Первая - великого русского актера Евгения Александровича Евстигнеева, которую мне подарил его сын Денис. А вторую, не зная о первой, подарил другой великий русский актер - мой учитель Олег Павлович Табаков. Я эти подарки все время крутил в руках и боялся потерять. И вот один мастер сделал мне такое замечательное украшение. Оно всегда со мной, снимаю только на съемках, по необходимости. И хожу теперь, как корова, под перезвон двух величайших актеров.

- И как чувствуете: они вам помогают?

А как же! (Улыбается.) Вы даже не представляете, какая в них сила, что происходит, когда их покрутишь!

- Я очень горжусь своей дочерью Марией. Фото: PhotoXPress

Мечтаю поплавать с Конюховым

Снимаясь в кино, вы погружаетесь в роль максимально и не перестаете овладевать новыми профессиями, проживать в реальности все, что проживает ваш герой. Вы теперь и самолетом умеете управлять, и поездом… И дирижировать научились на съемках «Медного солнца» (Машков сыграл в этом фильме дирижера военного оркестра, вынужденного взять в руки оружие. - Прим «ТН»). Карен Оганесян рассказывал, что вы теперь и в жизни можете работать дирижером…

Учиться нужно все время, тем каждая следующая картина и интересна - обязательно придумают что-то новое. Поэтому, сколько бы ты ни готовился, всегда будешь не готов. Вот мы подготовились, поставили серьезную драку, но не учли маленький нюанс: в этот момент будут выключать свет. И ты получаешь по голове чуть-чуть сильнее, чем представлял. Вообще, любое столкновение в кино - артиста с артистом, с каскадером, с землей при падении - это травма всегда. Она может быть небольшой, в виде синяка, ушиба, а может быть и серьезной, вплоть до удушения. Если все делать по-настоящему, так, чтобы зритель поверил: «Ой, он ее сейчас задушит!» - приходится чуть-чуть придушивать, а как иначе? Вы думаете, я стану картинно руки на шее складывать? Нет, конечно. И сама актриса никогда не скажет: «Ой, не надо! Мне больно так!» Более того, если вы настоящая актриса, вы еще попросите: «Чуть придави!» Если вы актер, вы должны постоянно носить за собой чемодан неприятностей и все время их воспроизводить: как вам плохо, как вам очень плохо, как у вас сильно болит, как в вас попали пулей, как вас не любят и так далее.

То есть вы стараетесь не забывать о проблемах, как мы все, а наоборот, стремитесь долго их помнить и в себе культивировать?

Да. Обычно люди стараются оставлять свои проблемы в прошлом, а актерам приходится их удерживать в себе, а это непросто. У артистов существует некое предчувствие, как у серьезных карточных игроков, которые предвидят, ощущают близкий фарт. Так и ты все время находишься в поиске, внутреннем и внешнем. Именно так я понимаю свою профессию, поэтому мне интересно жить. Вот, например, я не могу планировать отпуск на своей работе, иначе организм скажет: «Заболей!» - потому что ожидание отдыха будет для него противоестественно. Я по себе знаю и по многим своим товарищам, на съемках постоянно бывают какие-то экстремальные условия, но, если ты увлечен работой, ты не болеешь. Стоит закончиться съемкам или если тебе не нравится то, что ты делаешь, обязательно подхватишь простуду, насморк, кашель. Потому что ты занимаешься противоестественным для себя.

- То есть вы совсем не отдыхаете?

Я не особо устаю от той деятельности, которой занимаюсь, и в отпуск сильно не рвусь. А если бы он вдруг неожиданно случился, хорошо было бы поплыть куда-нибудь с Федором Филипповичем Конюховым… Вот это настоящая мечта - сесть с ним на плот и поплыть… Но пока не получается. Конечно, я могу сам себя отпустить куда угодно, меня никто не держит… Точнее, не держал, ведь теперь я уже не так свободен… До сих пор еще забываю, что я теперь работаю в театре и отпустить себя уже не могу. Сейчас вот доснимем кино и поеду в родную «Табакерку».

- А если бы отпуск вдруг неожиданно случился, хорошо было бы поплыть куда-нибудь с Федором Филипповичем Конюховым… Фото: East News

Картина называется «Герой». А кто для вас был героем, примером для подражания в годы юности и есть ли такой персонаж сейчас?

У меня было много таких людей в жизни. Когда вы спросили, я подумал: назову сейчас одного или двух… А задумался и понимаю, что у меня в детстве чуть ли не каждый день добавлялось по герою. Отчасти это тоже вследствие артистического склада характера. Мне хотелось быть то Чапаевым, то д’Артаньяном, то Штирлицем, то Гойко Митичем… То товарищем из старшего класса, совершившим какой-то яркий поступок. Все, кем мы гордимся, так или иначе проносятся в нашей голове. Так было и в детстве, и сейчас. Я искренне восторгаюсь тем, что делает Федор Филиппович Конюхов. Для меня он герой! А наши космонавты, спортсмены, которые ставят рекорды! Мне правда интересно все вокруг. А сегодня мой герой - тот, кого я играю в картине «Герой». И с ним все те, кто отдают свою жизнь опасной профессии - родину защищать.

- Из собственных работ что особенно любите, чем дорожите?

Более всего дорожу фильмом «Папа». Это очень личная история, которая идет из сердца, она посвящена моему отцу и моему учителю Олегу Павловичу Табакову. В те далекие сложные годы было очень непросто найти денег на съемки, но помог предприниматель Искандер Махмудов и другие мои друзья, они дали мне возможность быть услышанным. Я очень им за это благодарен, ведь я прошел через невероятную, очень важную для себя школу. В той истории я был ответственен за все. Это было как большое кругосветное путешествие, когда можно понять, что ты из себя представляешь.

Кадр из фильма «Папа», самого дорогого для Машкова в его творческой биографии. Фото: Пресс-служба «ПРОФИТ»

- 23 апреля вы вступили в должность худрука «Табакерки», поздравляю вас с назначением. Ваши первые действия на этом посту?

Я смотрю спектакли, работаю с актерами, начинаем что-то репетировать. Хоть меня и не было в этом театре десять лет, я никогда не выпадал из его жизни. Там работают люди, которых я знаю очень давно. Да, мы все изменились за долгое время, но это родное мне место, и я не чувствую никакого дискомфорта. А только ощущаю ответственную радость за то, что мы должны сделать что-то интересное.

Вы подарили новому худруку МХТ Сергею Васильевичу Женовачу историческую реликвию - медаль, выпушенную в 1978 году к 80-летию МХАТа. А сами какие-то подарки успели получить от коллег?

Да, мне подарили красивую картину с летящей синей птицей, сделанную руками наших мастеров из костюмерного цеха. Артисты подарили ключ в виде сердца. Какие-то удивительные символы, от души сделанные коллективом, очень личные и с надеждой. Собственно, я им того же и желаю. Потому что моя задача сейчас - чтобы их любили зрители и они своим талантом приумножали это прекрасное место, которое задумал Олег Павлович Табаков. Все, что у меня есть памятного и интересного, связанного с историей театра, я принесу в «Табакерку» - мы сделаем музей достижений наших артистов, чтобы зрители могли все это увидеть. Мой дом - театр, а в моем собственном жилище нет ничего, даже фотографий моих, портретов. Меня пугает, когда я себя вижу в чем-то, что прошло. Мне достаточно того, что хранится внутри.

Олега Павловича Табакова вы называете своим вторым родителем. Вспомните главную мудрость, которой он вас научил?

Сформулирую словами английского писателя Альфреда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ничего другого в нашей профессии нет, и все эти четыре элемента требуют большой силы воли. И моя задача всегда была в том, чтобы мой учитель был счастлив и гордился мной.

Начиная свою деятельность на посту худрука «Табакерки», вы озвучивали свою программу, достаточно непривычную для современного театра. Планируете сделать из колледжа психотехникум, будете учить будущих актеров анатомии, нейролингвистическому программированию, работать и рисовать левой рукой…

- Я уже взрослый человек и всю жизнь занимаюсь самым прекрасным делом на земле. Я всегда в поиске. Фото: Persona Stars

Разве это плохо - вводить новые предметы и программы? Да, мы будем создавать образовательную программу для колледжа, придут новые специалисты, потому что актеру необходимо изучать и анатомию, и психологию. Мне кажется, просто необходимо давать такие актерские навыки через сознательную психотехнику. Потому что, изучая психотехнику, артист учится владеть собой. Это не я придумал, а Константин Сергеевич Станиславский - идти через сознательную психотехнику артиста к подсознательному творчеству органической природы. И эту истину нельзя передать ни письменно, ни устно, а только в практической работе. И владению двумя руками в равной степени тоже обучал Станиславский. Вот вам самой не удивительно, что у вас две такие одинаково прекрасные руки, а одна из них от ребенка? Кто вам сказал, что нужно одной рукой все делать? Левая рука более чувственная, она отвечает за интуицию, правая - за логику, они должны действовать совместно. Обе руки должны быть как правые, а в идеале - амбицеребральны: левая пишет один текст, правая - другой, а человек внутри контролирует. Левая рука готова учиться, попробуйте начать с самых простых действий: почистить зубы, причесаться, покрасить ресницы левой рукой. Пробуйте писать и правой, и левой рукой. Более того, когда ваша слабая рука начнет совершенствоваться (неважно какая, правая она или левая), другая начнет ее учить, и у вас даже может быть конфликт, потому что между ними будет челлендж (вызов друг другу. - Прим. «ТН»). Я могу совершать бесконечные действия, я понимаю принцип, он достаточно простой, но им нужно овладеть. (Актер демонстрирует разные действия двумя руками одновременно: берет телефон, чашку с кофе, прикуривает сигарету.)

- А в жизни вы с левшами сталкивались?

Мой папа, Лев Петрович Машков, был левша, но он свободно писал левой и правой рукой, работал в театре кукол и водил две куклы одновременно - играл за двух персонажей. Для меня он остается одним из величайших артистов театра кукол, таких я больше не видел. Я в детстве сначала подсознательно понимал и видел преимущества - неважно было, какой рукой есть, писать, играть за несколько персонажей. А дальше, изучая труды наших великих реформаторов (в том числе Станиславского, когда он говорил о методе физического действия в работе с воображаемым предметом), я понимал, что мой папа работает с двумя воображаемыми предметами. Но и сегодня я не могу сказать, что мои руки стали равноценными - они постоянно будут соревноваться. Вы видите: я не могу сейчас ничего не крутить (крутит червонцы-талисман на шее), рука очень любит выполнять какие-то простые действия, которые как общий фон для организма, - они забирают стресс. Как те же четки. Посмотрите, с какой скоростью я кручу червонцы, - вы так не сможете. Видите, вторая рука начинает злиться и будет сейчас стараться. Вот так идет постоянное обучение разным навыкам. Для меня нет вопросов «Ой, а мне так неудобно», когда просят что-то сделать. Артисту не должно быть неудобно. А если тебе левшу надо играть? Не могу утверждать, что я могу все, но стараюсь придерживаться одного принципа: быть внимательным, насколько это возможно. Во внимании и есть сила - когда ты успеваешь проследить за своими мыслями. Следуйте по цепочке: следите за своими мыслями, они станут вашими словами, слова станут вашими поступками, поступки - привычкой, привычки - характером, а характер - судьбой. Так что надо пытаться как-то быстро ухватывать свои мысли, чтобы влиять в хорошем смысле на судьбу.

- Вернусь к кино. Правда, что в следующем году запустится продолжение «Ликвидации»?

Пока ничего не ясно, много сложностей, но переговоры ведутся, так что все возможно.

Это было бы замечательным подарком на ваш юбилей. Ведь в этом году вам исполнится 55. Вы как к магии чисел относитесь?

Прекрасно отношусь к любой магии. Но вот к возрасту и данной цифре не испытываю какого-то особого трепета. Возраст для меня - опыт, мои года - мое богатство, лучше и не скажешь. Поэт Роберт Рождественский очень верно сформулировал эту мудрость. Если человек сам про себя так думает, то это, наверное, самое правильное состояние, великий дар.

- Чем вы гордитесь сегодня и что вас вдохновляет?

Я всегда гордился своим отцом, своей мамой (родители Владимира Машкова, Лев Петрович и Наталья Ивановна, работали в Новокузнецком кукольном театре, отец - актером, а мама - главным режиссером. Их не стало в 1986-1987 годах. - Прим. «ТН») и, спасибо им, своей нормальной наследственностью. Отец всегда был для меня героем, радостью и кумиром. Для меня, как и для любого нормального человека, источник вдохновения - сама жизнь. Секунда здесь и сейчас - ничего прекраснее быть не может. Опять же как мама моя любила эту песню, а папа ее пел: «Я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова»…

Владимир Машков

Семья: дочь от первого брака - Мария Машкова (33 года), актриса; внучки - Стефания (7 лет), Александра (6 лет)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: актер, режиссер, народный артист России, художественный руководитель Московского театра-студии п/р Олега Табакова. Снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых: «Лимита», «Вор», «Олигарх», «Папа», «Охота на пиранью», «Ликвидация», «Кандагар», «Пепел», «Родина», «Дуэлянт»

Артист стал невольным участником скандала, разгоревшимися между телеведущим и блогером. "Всем, кто имеет отношение к интервью и вообще журналистике, стоит уходить из профессии. Лучше этого видео уже ничего не сделать", – написал Дудь в своем Twitter.

ПО ТЕМЕ

Флярковский отреагировал на критику блогера. По словам ведущего, в реплике Дудя он почувствовал "настороженность". Однако он добавил, что благодарен блогеру за отклик. "Мне приятен подчеркнутый интерес к моей работе моих коллег", – цитирует Владислава Флярковского радиостанция "Говорит Москва".

На передачу отреагировали и другие журналисты. Ксения Собчак написала у себя в Twitter: "На вопрос “лучшее интервью и интервьюер по вашему мнению?” я теперь знаю точный ответ".

Отметим, в беседе с Флярковским Владимир Машков исключительно уважительно отзывался о своем наставнике Олеге Табакова. "Олег Павлович в нас многое вложил, много понятий, которые основаны были на практике... Все, что происходило в моей судьбе и моих товарищей, было осознанно", – сказал Машков.

Напомним, что предложение возглавить "Табакерку" Владимиру Машкову поступило лично от министра культуры России Владимира Мединского. Ему предлагали на выбор и руководство МХТ имени Чехова, но Машков сразу отказался от этого поста в пользу режиссера Сергея Женовача. В молодости Машков не раз выходил на сцену "Табакерки".

1991 год. Музыканты военного оркестра под управлением Михаила Ивановича Карякина возвращаются в часть и обнаруживают пустые бараки. Советский Союз распадается, войска выведены, но на границе среднеазиатской республики, в которой базируются советские военные, появляются боевики с целью раскачать ситуацию в регионе.

Музыканты берут в руки оружие, чтобы защитить жителей одного из кишлаков. Таков сюжет нового фильма Карена Оганесяна «Медное солнце», спродюсированного каналом и компанией «Марс Медиа».

«Газета.Ru» побывала на съемках и побеседовала с исполнителем главной роли Владимиром ым.

— Я в одном из ваших интервью читал, что вы не любите работать с одним и тем же режиссером по два раза, а у Карена Оганесяна снимаетесь в третий. Как так вышло?

— Нет, я не мог такого говорить. Может мне приписали… У меня же долгое время был один режиссер и педагог — . Я всегда понимал, какое это счастье, когда тебя один режиссер хочет снимать несколько раз. Режиссер это же первый зритель, самый искушенный и придирчивый. Плюс он проводник — такой же, как дирижер в оркестре.

У него в голове уже есть сложившееся кино. Понимаете, одному актеру быть очень скучно, можно заблудиться. Обязательно должен быть точный взгляд со стороны от человека, который предложит то, о чем ты сам даже не думал.

Это определенная степень внимания. Вообще по тому, на что направлено внимание человека, можно очень многое о нем понять.

— В чем для вас был актерский вызов в этой роли?

— Самое интересное всегда - подойти поближе к себе самому. И вот этот для меня очень интересная личность.

— Чем?

— Сочетанием противоречивости и какого-то глубинного стержня. В этом сочетании, мне кажется, и рождается настоящий человек. Он может менять свои убеждения, но стержень остается прежним. То есть человек может быть убежден в том, что на людей необходимо давить, а потом увериться в том, что давить не нужно. Но цель остается одной и той же. Понимаете, в армии существует устав, а музыка это свобода. И требуется сохранить свободу в рамках устава, который написан кровью. Состояние души дирижера в этой ситуации совершенно уникально, мне было очень интересно попытаться его поймать.

Пресс-служба канала НТВ

— Вы нашли какой-то ключ к этой роли, к этому состоянию?

— Когда мы начали работать над сценарием, то первым делом пошли с к военным дирижерам. И когда мы впервые услышали, как играет военный оркестр — в маленькой комнатке — это произвело невероятное впечатление.

— А что они заиграли?

— «Славянку»! Мы увидели удивительных людей, удивительные жизни, про которые захотелось рассказать. Мне кажется, у нас получилось своего рода притча, которая подходит к любой ситуации коллективного действия.

У дирижера должна быть ответственность за людей, которые ему верят, которые хотят быть единым оркестром. И тут должны сочетаться и дисциплина, и любовь, и свобода — это потрясающее состояние.

— Но ведь персонаж оживает в тот момент, когда у него появляются движения, дыхание, какие-то физические вещи, через которые он раскрывается. Когда я говорил про ключ, то имел в виду вот это.


Пресс-служба канала НТВ

— Да, вы правы. Персонаж появляется ровно в тот момент, когда хлопает хлопушка. Либо не появляется. И моя задача до этого момента — собрать всю возможную информацию. И чем больше фактов, тем больше вероятность, что появится идея. Вот вам пример таких деталей. Есть такая легенда, что когда Королев уже определился с тем, что в космос полетит Гагарин, он велел второму номеру — — смотреть очень внимательно за тем, что делает Гагарин. И вот они едут на стартовую площадку и Гагарин говорит: «Остановите». Машина остановилась, Гагарин вышел и куда-то пошел. Его не было три или пять минут, потом он вернулся, и они поехали дальше.

Это был единственный момент, когда никто не знал, что он делает. Теперь все космонавты должны остановиться и выйти. Делай, что делали предшественники, и иди дальше (улыбается).

— Давайте теперь вернемся к Карякину...

— У него другое восприятие мира, в нем есть другой объем. Он видит, слышит, чувствует за весь оркестр сразу. Это огромное напряжение. Поэтому у него есть слабости: он может придти домой и выпить, а спит — затыкая уши, чтобы не слышать белый шум внешнего мира, чтобы звучала только музыка внутри. Мне нужно было исследуя этот образ, этого человека, хотя бы приблизиться к тому, чем он обладает, понять его навыки. Еще раз говорю, человек это внимание. Дирижер с латыни — «проводник».

В его голове музыка звучит идеально и ему нужно совместить этот идеал с тем, как в данный момент играют музыканты оркестра.

Мне нужно было добиться этого уровня внимания, я много общался с дирижерами, смотрел видеоуроки, пытался понять, как люди овладевают этой техникой. Но в то же время у каждого дирижера своя техника…

Ведь в чем вообще заключается актерская профессия? Есть персонаж, он знает, как дирижировать, а я — не знаю. И для того, чтобы подселить его в себя, чтобы ему стало комфортно, мне нужно научиться. Есть и еще один нюанс. Мой герой — военный дирижер, его обязанность заключается в поддержании постоянной готовности оркестра к исполнению воинских ритуалов. Дальше к этому добавляйте душу.

Они каждый день играют гимн, понимаете? При Петре I возникла такая фраза: «Оркестр и знамя вперед». Оркестр идет впереди и поддерживает боевой дух. Вообще, было бы здорово, если бы оркестры могли прекращать войны. Ну то есть один оркестр сыграл, другая армия послушала и так, да ну их… (Смеется)

У нас же есть потрясающие марши. Например, то же «Прощание Славянки». Там же вообще нет агрессии. Дирижер хорошо сказал, что даже если в деревне слышишь плохонький духовой оркестр, это очень воодушевляет. Потому что это духовая музыка, ты ее играешь своим духом. И наш фильм это очень интересное исследование человека, живущего вот так, и оказавшегося в ситуации распада страны. Распада, который начинается с него: флажок надо убирать, а ритуал заканчивать.

— У вас в фильме рассказывается о том, как музыканты берут в руки оружие. Вы знаете такие случаи в истории?


Пресс-служба канала НТВ

— Да, был в войну такой эпизод, когда дирижеру военного оркестра пришлось принять на себя командование, потому что кроме него больше не осталось офицеров. Я, к сожалению, забыл его фамилию, но у него сначала был взвод, потом дивизия, а дальше он стал действующим генералом.

— Как вы готовились к роли — помимо обучения обращению с дирижерской палочкой?

— Очень много всего. Есть сейчас много фильмов про дирижеров, есть много видеоуроков — потрясающие уроки . Но главное, конечно, было личное общение с настоящими военными музыкантами. Очень многое из того, что я там видел и слышал перекочевало в фильм, наши герои получились настоящими.

Плюс мне страшно повезло — я знаком с , за которым я всегда наблюдал и наблюдаю с особым трепетом. Благодаря этому опыту я хотя бы отчасти понимал, что такое великий маэстро — что он любит, как он реагирует.

— Я перед интервью понял, что вы впервые военную форму надели примерно в то время, когда разворачивается действие «Медного солнца» — для фильма «Делай раз» 1990 года. Сегодня про девяностые много говорят, стараются осмыслить, а вам сейчас пришлось вновь окунуться в ту эпоху. Как вы к ней относитесь?

— Ну, я жил в то время, причем мне было меньше тридцати. Я был очень занят театром и кино. Мне, как всем тогда, нравились перемены, и как всем сейчас, не нравилось, что нас было много и стало меньше. Страна же стала гораздо меньше.

Я до семи лет жил в городе Фрунзе, который сегодня называется Бишкек, а потом семья переехала в Новокузнецк.


Пресс-служба канала НТВ

Я помню улицу XXII партсъезда, на которой мы жили во Фрунзе… Я к тому, что все эти бескрайние просторы, по которым мы тогда ездили, мне казались чем-то естественным, неотъемлемым. А потом расстояния стали покороче (улыбается). В общем, это была часть моей жизни, мы выражали отношение к ней в кино. В фильме «Делай раз», кстати, был снят совершенно жуткий финал, который нам так и не дали показать — даже в программе .

— Кто вам сегодняшнему ближе и понятнее — тот вы, из начала девяностых, или ваш персонаж, который воспринимает происходящее как чудовищную трагедию?

— Знаете, как сказал кто-то из великих, если ты в юности не был революционером у тебя нет сердца, а если в зрелости не стал консерватором — у тебя нет души. Если бы я тогда понимал то, что понимаю сейчас… Но это ведь невозможно. Мы все живем здесь и сейчас и зависим от того, к чему приковано наше внимание и насколько оно чувственное. Ведь почему люди бьются за свободу? Потому что это что-то неведомое и разжигающее чувственность, тебе кажется, что это что-то невероятно прекрасное.

10 декабря на экраны кинотеатров выходит одна из самых ожидаемых премьер декабря - комедия "Про любовь". Мы уже представляли мини-интервью с актерами, задействованными в картине - Евгением Цыгановым , Юрием Колокольниковым , Равшаной Курковой , Марией Шалаевой и Александрой Бортич , а также с режиссером фильма Анной Меликян : все они рассуждали о любви. Настало время узнать, что думает о самом главном чувстве Владимир Машков, который сыграл в одной из новелл босса, делающего непристойное предложение секретарше.

Владимир, как получилось, что вы снялись в комедии "Про любовь"?

Моя история с этим фильмом началась с того, что у замечательной Ани Меликян возник какой-то форс-мажор, и она в срочном порядке позвонила мне. А я очень уважаю женщин-режиссеров, моя мама была режиссером в театре кукол, и я понимаю, насколько это непростая профессия для женщины, требующая огромных сил и эмоций. Кроме того, Аню я знаю давно, люблю ее, и когда она меня попросила похулиганить в течение двух дней, я с огромной радостью согласился, и вот так мы вместе творчески повеселились.

Владимир Машков и Юлия Снигирь в фильме "Про любовь"

То есть долго входить в образ не пришлось?

Когда с тобой рядом талантливый режиссер, а ты подготовленный артист, можно очень быстро "подселить" в себя героя фильма. (Улыбается.)

Вы как-то говорили, что сами уже высказались как режиссер, сняв фильмы "Сирота казанская" и "Папа". Учитывая успех этих картин, нет желания снова оказаться по другую сторону камеры?

Для этого нужна сильная мотивация, материал. Пока мне очень нравится работать артистом, и, слава богу, мои друзья-режиссеры дают мне эту возможность. Больших режиссерских амбиций у меня нет, но вот сейчас я начинаю работать серьезно над одним проектом. Хочу визуализировать "Работу актера над собой" Станиславского с помощью наших величайших артистов. Это будет представлено и в форме мастер-класса, и в форме видеоурока со студентами, и аудиокнигу тоже выпустим. Мне кажется, это будет очень интересно. И лично для меня очень важно.

Никогда не было усталости от профессии? Меняется вообще отношение к ней по мере того, как меняетесь вы?

Отвечу с юмором: я - артист-исследователь. Ценность этой профессии я понял еще в детстве, так как родился в семье артистов - режиссера театра кукол и актера театра кукол. Я понимал смысл ее и радость. И до сих пор стараюсь исследовать себя, окружающий мир. И как раз потому, что мы меняемся, делаю это с огромным интересом. Актерская профессия должна быть самой изменчивой.

За счет того, что растет актер?

И за счет того, что сменяются "подселенцы" - персонажи, которых актер играет, впускает в свою душу. А дальше они переходят к зрителю. Или не переходят. А ко мне приходят новые.

Ну, и в качестве приглашения зрителей посмотреть фильм "Про любовь" ответьте на вопрос: что это такое, на ваш взгляд, - любовь?

Станиславский определил любовь как желание касаться. Чувство же невозможно сыграть, и вот он определял его через такое действие. Любовь, на мой взгляд, это побуждение к жизни. Побуждение, если перевести на латынь, будет звучать как "инстинкт". То есть любовь - это инстинкт жизни. Хотя "побуждение" даже лучше звучит, наше слово красивее и объемнее. Но о ней нельзя говорить в общем. У любви столько ликов! Столько всего живого! И еще: вы не найдете формулу любви - ни как получить ее, ни как с ней распрощаться.

Текст: Елена Кузнецова