Женщины и революция. Женщины-палачи - палачи и казни в истории россии и ссср

28 октября 1884 года родилась легендарная революционерка Мария Спиридонова. О ней и о других женщинах, участвовавших в революционном движении в России, мы расскажем.

Мария Спиридонова

«Сумрачно в женской тюремной больнице,

Сумрачный день сквозь окошко глядит.

Грустно, вся в черном, при дочери милой,

Старая женщина плачет сидит.

Эта несчастная дочь ее Мария

С грудью разбитой, при смерти лежит,

Места живого на теле не видно,

Череп проломлен, и глаз не глядит.

Слабую руку она протянула,

Чтобы родную ей руку пожать.

Мать поцелуями руку покрыла

И начала еще громче рыдать.»

На мотив этой песни, считавшейся чуть ли не народной, пелась знаменитая «Мамочка-мама, прости, дорогая, что дочку-воровку на свет родила…» А Мария из первоначального варианта песни - эсерка Мария Александровна Спиридонова.

Она родилась в Тамбове в интеллигентной семье, окончила гимназию, увлеклась революционными идеями. В боевую дружину эсеров вступила во время революции 1905 года, тогда же была первый раз арестована.

В 1906 году Мария Спиридонова на вокзале в Борисоглебске смертельно ранила советника тамбовского губернатора Гавриила Луженовского, отличившегося особой жестокостью в подавлении революции 1905 года. Убив его, девушка собиралась покончить с собой, но не успела, ее арестовали.

В тюрьме девушка была жестоко избита. Суд приговорил ее к смертной казни, которая была заменена на пожизненную каторгу. Имя Марии Спиридоновой знала тогда вся Россия. Девушка стала народной героиней, великомученицей. О ней не только сочинили песню, простые крестьяне вешали на стену портрет Марии Спиридоновой и зажигали перед ним свечу, как перед иконой.

После февральской революции 1917 года Мария Александровна была освобождена с каторги, приехала в Москву и активно включилась в партийную деятельность левых эсеров. Американский журналист, автор известной книги «Десять дней, которые потрясли мир» Джон Рид назвал в то время Марию Спиридонову «самой популярной и влиятельной женщиной в России». Ее боготворили солдаты, так как она выступала за прекращение войны, обожали крестьяне, ведь она обещала раздать землю народу.

Если в 1917 году Мария Спиридонова считала союз эсеров с большевиками временным, но необходимым, то уже летом 1918 года она стала категорическим противником идей большевиков и, главное, их методов. «Вместо свободного, переливающегося, как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу в советах и на съездах, у вас — назначенцы, пристава и жандармы из коммунистической партии», - писала революционерка в открытом письме к партии большевиков. А противников эта партия не терпела.

Первый раз большевики арестовали Марию Спиридонову летом 1918 года, но отпустили, учитывая ее особые заслуги перед революцией. Вся дальнейшая жизнь пламенной революционерки – череда арестов.

Арест в 1919 году, затем в 1920 году. Два года жизни под надзором ВЧК, неудачная попытка бегства за границу, трехлетняя ссылка в Калужскую область. Затем ссылка в Самарканд на три года, еще на два года – в Ташкент, на пять лет – в Уфу. У Марии Спиридоновой было много времени подумать о том, за что она боролась в юности, во что верила, о чем мечтала.

В Уфе Марию Александровну застал 1937 год. Ей было уже за пятьдесят, большую часть жизни она провела в тюрьмах, на каторге, в ссылках. Но сталинская машина террора не смотрела ни на возраст, ни на заслуги. Спиридонову арестовали.

Марию Спиридонову расстреляли 11 сентября 1941 года в Медведевском лесу под Орлом вместе с еще 153 заключенными.

Варвара Яковлева

По роковому стечению обстоятельств, ее расстреляли в тот же день и в том же месте, что и Марию Спиридонову. Видели ли друг друга две революционерки перед смертью? Было ли им что сказать друг другу? Этого мы уже не узнаем.

Варвара Николаевна Яковлева родилась в Москве в богатой купеческой семье, закончила гимназию и поступила на физико-математический факультет Высших женских курсов.

В 1905 году двадцатилетняя Варя Яковлева участвовала в революционном движении. Была арестована м выслана из Москвы. Вернулась в город нелегально, снова занялась революционной деятельностью. Опять была арестована и сослана в Нарым. Из ссылки Яковлева бежала за границу. Вернулась в Россию только в 1912 году, чтобы выполнять ответственные задания партии большевиков. В 1913 году последовал новый арест и ссылка, в которой Варвара Яковлева пробыла практически до революции.

В дни октябрьского переворота Варвара Николаевна была в составе партийного боевого центра. Правда затем примкнула к «левым коммунистам» и вышла в отставку в знак протеста против заключения Брестского мира.

С мая 1918 года Варвара Яковлева была заместителем начальника отдела по борьбе с контрреволюцией в ЧК. И боролась фанатично, будучи убежденной в том, что все эти человеческие жертвы действительно служат делу революции. Среди уничтоженных Яковлевой «контрреволюционеров» было немало знакомых ее родителей, людей, среди которых прошли ее детство и юность.

В 1920 году погиб муж Варвары Николаевны – известный российский ученый-астроном, полностью разделявший революционные идеи жены, Павел Карлович Штернберг. Единственное, что осталось в жизни Яковлевой – служение делу коммунизма, в неизбежность которого она верила свято.

С 1929 по 1937 год Яковлева была народным комиссаром финансов СССР. Выступала свидетелем обвинения на процессе Николая Бухарина. Могла ли старая революционерка верить в виновность своего партийного товарища, или просто хотела спасти себя? И на этот вопрос мы уже не узнаем ответа.

Варвару Яковлеву арестовали в 1937 году. Дальнейшее известно.

Ирина Каховская

Есть такой грустный анекдот: старая внучка декабриста слышит за окном выстрелы и спрашивает горничную:

Что там происходит?

Революция, барыня.

Чего же хотят революционеры?

Чтоб не было богатых.

Странно, а мой дед-декабрист мечтал, чтобы не было бедных.

Реальный прототип героини анекдота – Ирина Константиновна Каховская, правнучатая племянница декабриста Петра Каховского, эсерка, о которой товарищ по партии Григорий Нестроев писал: «Не производит ли она на вас впечатления святой? - спрашивала меня не раз знакомая с.-д. меньшевичка. - Какая вера! Какая преданность! Знаете, у нее очень часто нет денег на поездки за Шлиссельбургскую заставу к рабочим, и она идет чуть ли не 10 верст пешком с Петербургской стороны. Только первые христиане так веровали да, пожалуй, первые русские социалисты. Теперь что-то мало таких, которые бы пешком ходили. Посмотрите на ее лицо: бледное, спокойное, дышит глубокой верой в торжество социализма... И эти слова были верны.... За ее простоту, за ее искренность, за ее глубокую веру в торжество рабочей революции, которая передавалась ее слушателям, к ней относились с глубоким уважением и ценили ее, как лучшего друга».

Ирина Каховская родилась в интеллигентной семье, искренне сочувствующей тяжелому положению народа. Она с серебряной медалью окончила Мариинский институт для сирот благородного происхождения в Петербурге, поступила на историко-филологическое отделение Женского Педагогического института. В 1905 году девушка услышала выступление Максима Горького, увлеклась революционными идеями, вступила в партию эсеров, занималась революционной пропагандой среди крестьян Самарской губернии. Судя по всему, эти крестьяне и донесли на нее полиции. Каховскую арестовали и отправили в Нерчинскую каторгу. Здесь Ирина познакомилась с Марией Спиридоновой и другими активными участниками революционного движения.

После революции 1917-го года Ирина Каховская вместе с Марией Спиридоновой участвовала в создании Читинского комитета ПСР, была единственной женщиной среди делегатов II Всероссийского съезда советов.

В 1918 году Каховская с боевыми товарищами готовит покушение на командующего немецких оккупационных войск на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна. В результате проведенного теракта немецкий военачальник убит. Немцы арестовали Каховскую и приговорили к смертной казни. Лишь заключение Брестского мира спасло жизнь российской революционерке.

А в 1919 году Каховскую арестовывают уже большевики. После первого ареста ее освободили по личному распоряжению Ленина, ценившего таких фанатиков. В 1925 году – новый арест и уже ссылка в Самарканд. Там Ирина Константиновна встречается вновь с тоже ссыльной Марией Спиридоновой. Вместе их отправляют затем в ссылку в Ташкент, Уфу.

В общей сложности Ирина Каховская провела в тюрьмах и ссылках 45 лет! После смерти Сталина старой революционерке выдали паспорт, но с запретом на проживание в крупных городах. Ирина Константиновна поселилась в Малоярославце, где и скончалась в 1960 году.


Мужчин-революционеров знают почти все. Но среди слабой половины человечества были смелые и отважные героини, борющиеся за свои права. Представляю вашему вниманию подборку женщин-революционеров.

Ее называют африканской Жанной д`Арк. Королева-Мать Еджису- части Федерации Ашанти (на территории современной Ганы), родилась примерно в 1830 году. Её брат Аквази Афране Паннин стал правителем Еджису, когда Яаа была еще маленькой девочкой. Британцы напали на их земли с целью захвата. Они хотели установить налоги и контролировать земли местного населения, в том числе золотые месторождения.

Когда ашанти попытались противостоять британцам, губернатор лорд Ходжсон потребовал, чтобы они выдали ему Золотой Трон, который был символом независимости народа. Для того, чтобы заставить их сделать это, губернатор послал войска, которые убивали и взрослых, и детей. После того, как в ходе одного сражения короля и его приближенных сослали на Сейшельские острова, Яаа Асантева стала регентом района. 28 марта 1900 года британские войска снова потребовали отдать им Трон.

Яаа-единственная из присутствующих женщин-произнесла свою знаменитую речь, в которой говорила, что они отказываются платить налоги.

Ее речь вдохновила многих жителей Ашанти и женщина возглавила Войну за независимость. В ее армии насчитывалось около 4000 солдат. Три месяца продолжалась осада ашанти британского форта Кумаси. После того, как британские войска понесли значительные потери в первых боях, они вызвали подкрепление из Нигерии. Благодаря продуманной тактике британцев и хорошему вознаграждению за донос Королева-Мать была поймана 3 марта 1901 года. Она была отправлена в тюрьму, где и умерла в возрасте 90 лет.

Корасон Акино родилась в 1933 году в Филиппинах. После окончания колледжа Mount St. Vincent в Нью-Йорке она вышла замуж за Бенигно Акино. Бенигно часто критиковал Фердинанда Маркоса- филиппинского диктатора, который занимал пост главы страны с 1965 года. В 1972 году полиция арестовала Бенигно и он был приговорен к восьми годам лишения свободы. Его отправили в тюрьму в США. По возвращению на родину был убит. После смерти мужа Кори стала главой оппозиции, хоть и понимала, что ей грозит судьба ее мужа.

В 1985 году были проведены президентские выборы. Президентская кампания была отмечена насилием и убийствами со стороны властей и завершилась объявлением действующего президента Маркоса победителем. Кори призывала жителей устраивать протесты, забастовки и бойкоты. Однажды Маркос не выдержал и приказал армии расстрелять революционеров. Военные отказались выполнять его приказ. В конце февраля диктатор был вынужден покинуть страну, а Корасон Акино стала президентом.


Ласкарина Бубулина была главнокомандующим греческого флота и сражалась в Войне за Независимость Греции против Османской империи. Отец Ласкарины был также капитаном флота, участником греческой революции 1769-1770 годов против Османского владычества.

Ласкарина была замужем 2 раза, оба раза за молодыми людьми из знатных семей. Благодаря своим деньгам она смогла построить 4 корабля, включая знаменитый Агамемнон- одно из самых больших судов того времени. Ласкарина присоединилась к революционному движению против османских захватчиков.

Ласкарина командовала восемью кораблями В 1821 году отважная женщина, мать семерых детей, лично повела свои корабли на помощь защитникам города Напфлио. Ее присутствие и призывы сыграли решающую роль в одержанной греками победе. Бубулина была отчаянной и деятельной настолько, что стала уникальным явлением не только в греческой, но и в русской истории: это единственная женщина – адмирал Российского флота. Звание и наградную саблю ей пожаловал Александр I.


Киттур Рани Ченнамма была королевой Индии, которая боролась с Ост-Индской Компанией. Она родилась в маленькой деревушке Какати в 1778 году. Сызмальства она ездила верхом, практиковалась в стрельбе из лука и фехтовании. В возрасте 15 лет вышла замуж за правителя Киттура- небольшого индийского княжества. Ее муж погиб в 1816 году, а вскоре погиб и единственный сын. Ченнамма усыновила мальчика в надежде продолжить королевский род, но британское правительство создало некую декларацию, которая запрещала местным жителям усыновлять детей.

Очень могущественная Ост-Индская Торговая Компания стал контролировать Киттур. Рани отказалась признать британскую власть и вместе со своей армией вступила в схватку с британскими войсками, как только они вошли в ее княжество. Сотни англичан были убиты во время этой кровопролитной схватки, но в конечном итоге прибыло подкрепление, которое окружило королеву вместе с ее армией и отправили их в тюрьму, где она умерла в 1829 году.


Лейма Гбови вместе с женщинами Либерии организовала мирное движение, которому удалось привести к окончанию Гражданской войны, во время которой было убито более 250000 человек. Президент Чарлз Тейлор вступил в должность после кровавой революции, продолжавшейся с 1980 по 1995 год. Во время его правления по всей стране царили убийства и хищения имущества. Во время войны Гбови обучалась психологии и работала с детьми, участвовавшими в военных действиях.

В 2002 году Гбови организовала массовое движение либерийских женщин за мир. Оно началось с небольшой группы женщин, молящихся и поющих на рыбном рынке. Под руководством Гбови движению удалось добиться встречи с Чарлзом Тейором и добиться от него обещания присутствовать на мирных переговорах в Гане. Впоследствии он был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Усилиями движения Гбови в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена, и президентом страны была избрана Элен Джонсон-Серлиф, первая женщина-президент в истории Африки.


Нэнни была лидером рабов, которые восставали против британских колонизаторов. Она родилась в середине 1680-х гг. на территории современной Ганы. Город Нэнни, основанный в 1723 году, был одним из самых больших поселений маронов. Оттуда мароны вели войну против гнета плантаторов. Разумеется, такие революционные настроения и действия не могли нравиться британским колонизатороам. Они несколько раз предпринимали попытки захватить город, в 1734 году их попытки наконец увенчались успехом.

Хоть Нэнни и ее люди постоянно страдали от голода и нескончаемых нападений британцев, они все равно умудрялись противостоять английским захватчикам. В 1739-1740 гг. британцы подписали мирный договор с маронами, согласно которому у них оставалось 500 акров земли в их распоряжении. Нэнни стала национальным героем Ямайки, символом противостояния рабству.


Мексиканская революция началась 20 ноября 1910 года и продолжалась до 1920 х гг.Революционеры боролись за свержение диктатора Порфирио Диаса Мори и за принятие конституции, которая бы сулила фермерам лучшую жизнь. Не только мужчины, но и женщины с детьми активно участвовали в военных действиях. Одна из наиболее известных была Маргарита Нери, которая была командиром одного из военных подразделений. Ее армия была серьезной угрозой правительству, а смелость и решимость сделали ее героиней Мексики.


В 2017 году исполняется 100 лет двум великим русским революциям - Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической. «Апрель» рассказывает о женщинах, которые самым непосредственным образом повлияли на ход российской истории.

1. Надежда Крупская

«Первая леди» русской революции Надежда Крупская начинала, как и многие её единомышленники: занималась обучением рабочих в вечерней школе, вела пропаганду, участвовала в марксистских сходках. На одной из подобных встреч в 1894 году она и познакомилась с будущим вождем русских якобинцев.

В 1895 году, Ульянова, Крупскую и других членов новообразовавшегося «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» арестовали и после многомесячного тюремного заключения выслали подальше из столицы. Ленина командировали в село Шушенское, в Сибири.

Надежде, которая по предписанию суда должна была отправиться в Уфу, разрешили поехать вслед за возлюбленным. Правда, уже в 1898 году власти поставили условие: либо молодые венчаются, как положено по закону - в церкви, либо Крупская едет в Уфу. Ленин не хотел расставаться со своей Наденькой. Так и поженились.

С тех пор Крупская сопровождала Ильича во всех его ссылках и эмиграции, работала секретарем ЦК партии и личным секретарем вождя международного пролетариата, занималась переводами, преподаванием, участвовала в работе партийной прессы.

После Октябрьской революции Крупская взяла на себя вопросы коммунистического воспитания детей, была главой Главполитпросвета и разрабатывала методики работы пионерской организации, комсомола и союза рабочей молодежи. После кончины вождя Надежда Константиновна занималась культурно-просветительской работой: инициировала открытие музеев, писала книги об истории партии и Ленине, а также труды по педагогике.

В 30-е годы, оставаясь членом Центрального исполнительного комитета СССР, Крупская критиковала руководство партии, пыталась противостоять сталинским методам коллективизации, ходатайствовала за репрессированных и детей «врагов народа», однако всё безрезультатно - реальной власти вдова Ленина не имела. В 1939 году Надежды Константиновны не стало.

«Владимир Ильич мог найти красивее женщину <…>, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…», - писал о Крупской революционер и близкий друг Ильича Глеб Кржижановский.

2. Клара Цеткин

Политическая борьба была у Цеткин в крови. Её дед по материнской линии Жан Доминик входил в число активных участников Французской революции 1789 года, а мать Жозефина Виталь общалась с предводительницами немецкого женского движения Луизой Отто-Петерс и Августой Шмидт.

К моменту знакомства с Лениным в 1907 году Цеткин являлась одним из наиболее ярких представителей радикального крыла Социал-демократической партии Германии. Она активно боролась с ревизионизмом в среде немецких марксистов и выступала в роли главреда партийной газеты для женщин «Равенство».

Мнение Цеткин по ряду принципиальных вопросов расходилось с позицией Ильича. Те же «вопросы пола и брака» Ленин считал недостаточно существенными для того, чтобы делать их предметом главного внимания политического преподавания и просветительской работы в пролетарской среде. Однако, несмотря на это, немецкая революционерка на долгие годы стала одним из самых близких товарищей Ленина по революционной борьбе.

«Владимир Ильич очень любил и ценил Цеткину (написано, как в оригинале - прим. ред.) как страстную революционерку, как марксистку, хорошо глубоко понимающую учение Маркса, как борца с оппортунизмом II Интернационала, и он очень любил говорить с ней «по душам» на те темы, которые его очень занимали, поговорить в тех разрезах, в каких он официально не выступал», - писала в своих воспоминаниях Надежда Крупская.

Посетив Советскую Россию первый раз в 1920-м году, Цеткин с каждым годом все реже и реже бывала у себя на родине. А после поджога Рейхстага в феврале 1933 года, она навсегда покинула Германию, перебравшись в Союз. Скончалась революционерка летом того же года в подмосковном Архангельском.

3. Роза Люксембург

Свою революционную деятельность Люксембург начала еще в 1880-е годы. Спасаясь от преследования официальных властей, в 1889 году Розе пришлось покинуть родную Польшу. Дальше были годы скитаний по Европе, множество арестов и тюремных заключений, и, наконец, Германия, где ей удалось найти поддержку единомышленников и примкнуть к мощному рабочему движению.

В 1906 году увидела свет брошюра Люксембург под названием «Массовая забастовка, партия и профсоюзы», посвященная опыту Первой русской революции. Этот текст получил высокую оценку Ленина. Уже год спустя на съезде Второго интернационала Люксембург вместе с Ильичем внесла ряд поправок в резолюцию Бебеля об отношении к милитаризму. Немецкая социалистка и будущий вождь мирового пролетариата сошлись во мнении, что в случае начала войны необходимо использовать порождаемый ею кризис для свержения господства буржуазии.

Война, как известно, началась. В годы Первой мировой Люксембург возглавляла леворадикальную оппозицию немецкой социал-демократии и вела активную агитационную работу, направленную против милитаризма, чем спровоцировала еще ряд арестов.

После заключения мира в 1918 году силами леворадикальных социалистов (Люксембург в том числе) была создана Коммунистическая партия Германии, которая в январе 1919 года поддержала Восстание спартакистов, ставшее одним из ключевых событий немецкой Ноябрьской революции.

Это стало последней каплей в отношениях Розы с правящей верхушкой. Центральный орган СДПГ назначил награду за головы лидеров Компартии. Через три дня после окончания восстания Люксембург убил один из конвоиров, сопровождавших её в тюрьму.

4. Инесса Арманд

Инесса Арманд присоединилась к рабочему движению в начале 1900-х годов. В 1904 году, впечатлившись работой Ленина «Развитие капитализма в России», она вступила в РСДРП и наравне с товарищами по партии участвовала в революционных событиях 1905 - 1907 годов.

С будущим вождем революции Инесса познакомилась не то в Париже, не то в Брюсселе. Между однопартийцами сразу установились близкие, доверительные отношения. Говорят, Ленин даже обращался к ней на «ты» - такой чести прежде удостаивалась лишь супруга Ильича.

Еще при жизни вождя ходили слухи, что подобная перемена в его поведении не случайна. Шептались, что у Ленина с Арманд был роман, что якобы Крупская, видя происходящее, даже предлагала мужу развод. Историки прозвали Инессу «любовницей революции». Так или иначе, ясно одно - соратники по революционной борьбе явно испытывали друг другу теплые чувства.

В эмиграции Арманд вела агитацию среди местного пролетариата и переводила работы Ленина. Кроме того, Инессу интересовал женский вопрос: она написала статью с синонимичным названием, в которой призывала отказаться от традиционных брачно-семейных отношений в пользу большей личной свободы супругов.

В Союзе Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии, в 1920 году организовала первую Международную женскую коммунистическую конференцию. Однако активной работе на благо трудящихся мешало слабое здоровье Инессы - сказались издержки революционной борьбы. Поэтому в том же году Ленин решил отправить Арманд в санаторий на Кавказ. Это путешествие стало роковым для Инессы: на обратном пути она подхватила холеру и за два неполных дня угасла.

«Он не мог пережить Инессу Арманд. Смерть Инессы ускорила его болезнь, ставшую роковой…», - писала революционерка Александра Коллонтай.

5. Александра Коллонтай

Александра Коллонтай с юности отличалась независимыми взглядами. Всё началось в 1893 году, когда красавица и генеральская дочка в пику родителям вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая, изрядно расстроив всех «перспективных женихов» и воздыхателей (один из них даже застрелился от горя).

Впрочем, этот роман длился недолго. Тогда же в 1890-е годы Шурочка, благодаря знакомству с марксисткой Еленой Стасовой, не на шутку увлеклась социалистическими идеями. Любовь к революционной борьбе оказалась сильнее любви к супругу. В 1898 году, бросив мужа и сына, Коллонтай отправилась на учебу в Швейцарию.

Дальше была череда заграничных поездок, в которых Александра все больше проникалась марксисткой идеологией: как и все партийные, она занималась активной пропагандой среди трудящихся, читала публичные лекции, общалась с представителями рабочего движения Европы.

Во время революции 1905 года Коллонтай познакомилась с Лениным и продолжила заниматься политической борьбой, но уже на более высоком уровне. За годы, проведенные за границей, она успела побывать на нескольких международных социалистических конгрессах, а также совершила две агитационные поездки в Штаты.

Параллельно с этой работой Александра писала публицистику и беллетристические тексты, посвященные образу «новой женщины» - интеллектуально и материально независимой, разносторонней личности, состоящей в равноправных отношениях с мужчинами:

«Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я».

После февральской революции Коллонтай вернулась на родину, где стала членом Центрального комитета партии большевиков. В октябре того же года она заняла пост Народного комиссара общественного призрения. При своем наркомате Александра создала Отдел по охране материнства и младенчества, кроме того, по её инициативе был создан женотдел при ЦК РКП (б).

В 1922 году Коллонтай снова уехала из России - уже в качестве полномочного представителя молодого государства. Говорят, причиной перевода Коллонтай на посольскую должность была её собственная инициатива: она только что рассталась со своим супругом Павлом Дыбенко и нуждалась в перемене обстановки.

Следующие пару десятилетий Коллонтай исполняла обязанности полпреда СССР в Швеции, Норвегии и даже успела поработать в Мексике. В 1945 году за несколько лет до смерти здоровье Александры серьезно пошатнулось, и ей пришлось оставить службу.

6. Мария Спиридонова

Мария Спиридонова примкнула к рабочему движению в начале 1900-х годов, сразу после окончания учебы в гимназии. Девушка была настроена очень радикально: она не просто решила заняться агитпропагандой, а сразу вступила в боевую организацию партии эсеров.

В 1906 году Спиридонова вызвалась осуществить убийство советника тамбовского губернатора Луженовского, создавшего в губернии отделение национально-монархической организации «Союз русских людей» и прославившегося особой жестокостью в усмирении крестьянских волнений.

Убийство произошло на вокзале Борисоглебска. Выпустив в чиновника 5 пуль, Мария, что называется, потеряла голову. Что именно случилось - доподлинно неизвестно. По одной из версий, у неё случилась истерика: девушка бегала по платформе, выкрикивая: «Я убила его!». По другим данным, Спиридонова пыталась застрелиться. «Представление» закончилось в тот момент, когда девушку оглушил прикладом подбежавший казак.

Полицейские, задержавшие революционерку, на допросах жестко избивали её и пытали, а в вагоне, транспортировавшей преступницу в Тамбов, девушку изнасиловали. Суд приговорил террористку к смертной казни через повешение, 16 дней она провела в ожидании экзекуции. Однако в последний момент Спиридонову помиловали: казнь была заменена бессрочной каторгой.

После Февральской революции Мария, как и другие политзаключенные, попала под амнистию. Благодаря своей насыщенной биографии и ореолу «великомученицы», по приезду в Москву она быстро завоевала авторитет среди однопартийцев. Спиридонова стала членом оргбюро левой фракции ПСР, вела пропаганду среди военных и рабочих, призывая к прекращению войны, передачи власти Советам, а земли - крестьянам.

Долгое время её взгляды во многом совпадали с программой большевиков. Однако весной-летом 1918 года Спиридонова резко изменила свою позицию. Она подвергла жесткой критике внешнюю политику Совета народных комиссаров (заключение Брестского мира), а также большевистские методы социализации земли.

«Сначала мы работали рука об руку с большевиками, часто делая уступки в партийных вопросах, чтобы не было разногласий. Но по вопросу о Брестском договоре произошло разногласие… и с этого времени начинаются совершенно другие условия работы», - говорила Спиридонова на пятом Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов.

Впрочем, работать ей не дали. Начиная с осени 1918 года, большую часть времени революционерка провела в тюрьмах. А в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, Спиридонову расстреляли.

7. Лариса Рейснер

Ларисе Рейснер с детства было известно, что такое политическая борьба: её отец, профессор права, водил знакомства с лидерами европейского и российского рабочего движения: Карлом Либкнехтом, Августом Бебелем и Владимиром Лениным.

После окончания учебы в гимназии, девушка поступила в Психоневрологический институт и параллельно занялась литературным творчеством. Рейснер писала беллетристику модернистского толка и выпускала журнал «Рудин», призванный «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни».

После Октябрьской революции Лариса была личным секретарем первого наркома просвещения РСФСР Луначарского, а также трудилась в Специальной комиссии по учету и охране Эрмитажа и музеев Петрограда.

В 1918 году в карьере Рейснер случился крутой поворот: она подалась в разведчики. Отслужив комиссаром разведывательного отряда штаба 5-й армии, девушка получила повышение: её назначили комиссаром Генштаба Военно-Морского флота РСФСР. В 1918 - 1919 годах Лариса активно участвовала в боевых действиях, и в 1920-м году стала сотрудником Политуправления Балтийского флота.

Там же, на флоте, первая женщина-военный политик в истории устроила свою личную жизнь: она вышла замуж за командующего флотилией Федора Раскольникова, с которым позже отправилась налаживать дипломатические отношения с Афганистаном. Все это время Лариса не забывала и о писательском труде: под впечатлением от заграничной поездки родилась книга «Афганистан».

Позже, уже будучи в отношениях с Карлом Радеком, Рейснер побывала в Германии, откуда привезла книгу «Гамбург на баррикадах» и два сборника очерков: «Берлин в 1923 году», «В стране Гинденбурга». Дальше был Донбасс и произведение «Уголь, железо и живые люди».

Бывая в Петербурге все больше наездами, Рейснер тем не менее принимала активное участие в культурной жизни Северной столицы: крутила роман с Гумилевым, дружила с Блоком. Коллеги-литераторы, правда, не особенно жаловали писательницу. Считали, что талант Ларисы несколько уступает её выдающимся внешним данным.

Зимой 1926 года отважная революционерка решила отдохнуть от путешествий и ратных подвигов. К несчастью, московский «отпуск» оказался для неё опаснее всех морских сражений вместе взятых. Рейснер выпила стакан молока и скончалась от брюшного тифа.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне от революции", - считает профессор Сара Бэдкок

Одним из основных событий 1917 года, приведшим к Великой октябрьской социалистической революции, стала демонстрация петроградских работниц.

23 февраля (8 марта) женщины выступили против голода, войны и царского режима. 100 лет спустя западные историки считают роль женщин в революции недооцененной.

О роли женщин в революции, особенностях русского феминизма и почему важно отмечать Международный женский день в интервью Би-би-си рассказали доцент истории Ноттингемского университета Сара Бэдкок и преподаватель Университета Квинс в Белфасте Кэти Тертон.

Существует мнение, что женщинам в Русской революции 1917 года уделяется недостаточно внимания. Так ли это? Как проявили cебя женщины в революционном процессе?

"В некоторых регионах женщины были более политически активны, чем мужчины"

Сара Бэдкок: В классическом понимании Русской революции центральное место в ней занимают мужчины - Ленин, Керенский, Николай II. Политика, революция и война считались мужским занятием.

Однако это не означает, что женщины не участвовали в революционном движении. Достаточно обратить внимание на избирательное право, которого русские женщины смогли добиться одними из первых в мире.

Следует отметить вклад русских феминисток в революционное движение. В России феминизм приобрел направление "марксистского феминизма", который рассматривал женское неравенство в контексте частной собственности.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, к участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами большевики

Участницы социалистического движения XIX - начала XX веков видели достижение свободы для женщин через пролетарскую революцию. Несмотря на ультрасоциалистические взгляды, женское движение в России послужило примером для феминисток в Европе и Великобритании.

В некоторых регионах революционной России женщины были более политически активны, чем мужчины.

Примером политической и общественной активности женщин служат жены военных или солдатки, которые остались без поддержки из-за массовой мобилизации во время войны.

Солдатки формировали региональные организации, обращались с петициями в органы местного самоуправления и к временному правительству, принимали участие в маршах, направляли запросы по увеличению денежного пособия (пособие выплачивалось женам и матерям солдат), требовали возвратить военнопленных для помощи в деревнях. Это способствовало установлению диалога между правительством и женщинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали. Кэти Тертон, научный сотрудник, писатель

Кэти Т е ртон: Проблема изложения революции 1917 года заключается в том, что участие женщин в ключевых событиях революции едва затрагивается.

Недооцененным остается тот факт, что женщины быстро политизировались и принимали активное участие в объединениях разного политического толка. Например, женщины-либералки, борющиеся за равные избирательные права, или большевички, работающие над проведением октябрьской революции вместе с мужчинами.

В деле революции разные группы женщин выполняли разные функции: феминистки боролись за эмансипацию, солдатки - требовали поддержки от государства, прачки - бастовали.

Что можно сказать о роли в революции Надежды Крупской?

западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина"

С.Б.: Надежда Крупская была важным государственным и общественным деятелем. Она принимала активное участие в разработке политического курса большевиков, выступала на митингах и собраниях.

Для Надежды было особенно важно живое общение с женщинами. Я видела некоторые из писем Крупской, где она жаловалась на недостаток живых выступлений и общения с народом.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По мнению Кэти Тертон, в западной истории Надежда Крупская - прежде всего жена Ленина

К.Т.: В западной истории Надежда Крупская прежде всего жена Ленина. Это не совсем справедливо. Крупская начала революционную деятельность задолго до того, как познакомилась с вождем революции.

Она занимала пост секретаря РСДРП в 1905 году, что указывает на независимую политическую карьеру.

Надежда Крупская находилась в центре революции: она занималась просветительской деятельностью, поддерживала сообщение между революционерами.

Крупская была членом редакции журнала "Работница", где она старалась переключить внимание женщин с либерально-феминистических взглядов на социалистическое движение.

При новом социальном устое главным делом Крупской стала образовательно-просветительская деятельность, которой она посвятила себя после революции.

Каких еще женщин, оказавших влияние на ход революции, стоит выделить?

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы"

С.Б.: Мария Бочкарева - ярый борец за преобразования и женщина, изменившая представление о том, на что способны женщины. Она воевала в рядах армии (куда была принята с разрешения Николая II). Внешне и по манере поведения она скорее походила на мужчину.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Женский батальон смерти во время защиты Зимнего дворца в Петрограде 1917 года

Бочкарева была инициатором создания первого в истории русской армии женского батальона смерти с целью пристыдить мужчин, отказывающихся воевать.

"Если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы!" - таким лозунгом можно выразить позицию Бочкаревой. Тысячи женщин-добровольцев вступили в ряды батальона.

При всех своих заслугах Мария Бочкарева была необразованной крестьянкой. Именно поэтому о ней мало что известно. Простолюдины не пишут биографии, отдавая эту привилегию политическим элитам.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники

Мария Спиридонова - еще один пример яркой участницы революционного движения с активной политический позицией. Она заняла ведущее место в партии эсеров после февральской революции.

Спиридонова была сильным оратором. Она выступала среди крестьян, рабочих и cолдат и пользовалась большим авторитетом.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом. Сара Бэдкок, доцент исотории

Екатерина Брешковская, или, как ее называют "бабушка революции", была одним из лидеров партии эсеров, активно поддерживала Керенского. Брешковская посвятила себя революции, она провела большую часть жизни в ссылке. "Если ты нравишься Брешковской, ты настоящий революционер", - говорили о ней современники.

Масштаб женского движения можно осознать, если отвлечься от ключевых фигур революции, таких как Коллонтай и Крупская, на женщин "без имени", которые действовали вдали от политических центров и пользовались не меньшим авторитетом.

К.Т.: Александра Коллонтай - центральная фигура революции. Невозможно обозначить границы ее деятельности.

С ее личностью связаны стереотипы. Надежде Крупской отведена роль жены Ленина, Александру Коллонтай считают женщиной, вдохновлявшейся романтическими приключениями (современники упоминают о ее многочисленных романах).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Русская революционерка Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром

Революционерка боролась против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой. Коллонтай привлекала женщин в политику через свою деятельность в журнале "Работница". После революции она работала в различных женотделах и, по сути, возглавила борьбу за права женщин.

При этом она занималась решением и масштабных политических вопросов. Коллонтай была членом Центрального комитета партии большевиков, одна из немногих поддержала позицию Ленина, изложенную в "апрельских тезисах", участвовала в обсуждении будущего страны после революции и положения рабочих в новом государстве.

Александра Коллонтай cтала первой в истории женщиной-министром.

"Женщин объединяет не половая принадлежность, а стремление к выживанию"

С.Б.: Женщин во всем мире объединяет не половая пренадлежность, а стремление к выживанию.

Это очевидно в революционной России, где трудности, вызванные войной и падением царского режима, не могли оставить женщин в стороне. В такую пору тезис "Революция - мужское дело" становится неактуальным.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вслед за СССР 8 марта начали отмечать феминистки по всему миру. На фотографии: марш за равноправие женщин в Лондоне в 1971 году

К.Т.: Революция - это наиболее подходящий момент для женщин заявить о себе и принять участие в политике наравне с мужчинами.

К участию в русской революции женщин подтолкнули своими призывами сами большевики. Они считали, что социалистическое движение - самый верный путь к достижению равноправия.

" Праздник 8 марта необходим "

Существует мнение, что празднование Международного женского дня 8-го марта дискредитирует женщин, о правах и желаниях которых вспоминают только раз в году. Что вы думаете об этом празднике?

С.Б.: Историю женщин начали писать с 60-х годов ХХ века. Это не значит, что до этого у женщин не было голоса - просто его игнорировали.

Поэтому праздник Международного женского дня должен существовать, чтобы подчеркивать силу и значимость женщин в мировом сообществе. К сожалению, в Британии этого не достаточно.

Точкой отсчета Международного женского дня принято считать выступление Клары Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году, в ход которого активистка предложила учредить женский день. В СССР 8 марта праздновали в память о выступлениях работниц 23 февраля (8 марта) 1917 года. С 1975 года праздник отмечается ООН в рамках поддержки гендерного равенства и расширения прав женщин по всему миру. Каждый год приурочен актуальной женской проблематике. "Женщины и перемены на рынке труда" - тема 2017 года.

К.Т.: Для многих проблема с празднованием 8 марта заключается в том, что о правах и равенстве женщин якобы вспоминают один день в году.

На мой взгляд, наличие дня, пускай и одного, когда у женщин появляется возможность собраться вместе, вдохновить друг друга и обратить на себя внимание, как это произошло в 1917 году, - очень важно.

Сара Бэдкок - доцент, специалист по истории позднего имперского и революционного периодов России Ноттингемского университета, автор книги "Политика и л юди р еволюционной России". Сара уделяет особое внимание изучению роли обычных людей и локальных движений в Русской революции.

Кэти Т е ртон - преподаватель Университета Квинс в Белфасте, автор публикаций об истории Русской революции и женском движении. В книге "Забытые женщины" Кэти исследует роль сестер Ленина во время и после Революции.

Знаток женской души Мирабо когда-то говорил эмиссарам французской революции, что «если женщины не вмешаются в дело, то из этого ничего не выйдет». В ВЧК женщины густо вмешались. Землячка - в Крыму. Конкордия Громова - в Екатеринославе. Товарищ Роза - в Киеве. Евгения Бош - в Пензе. Яковлева и Елена Стасова - в Петербурге. Бывшая фельдшерица Ревекка Мейзель-Пластинина - в Архангельске. Надежда Островская - в Севастополе. (Эта сухенькая учительница с ничтожным лицом, писавшая о себе, что «у нее душа сжимается, как мимоза, от всякого резкого прикосновения», была главным персонажем местного террора, когда в Черном море массово топили офицеров, привязывая тела к грузу. Опустившемуся на дно водолазу показалось, что он - на митинге мертвецов.) В Одессе действовала чекистка венгерка Ремовер, впоследствии признанная душевнобольной на почве половой извращенности, самовольно расстрелявшая 80 арестованных, причем даже большевистское правосудие установило, что эта чекистка лично расстреливала не только подозреваемых в контрреволюции, но и свидетелей, вызванных в ЧК и имевших несчастье возбудить ее больную чувственность.

В Казани отметилась следовательница-чекистка Брауде, собственными руками расстреливавшая «белогвардейскую сволочь», при обыске самолично раздевавшая не только женщин, но и мужчин. Побывавшие у нее на личном обыске социалисты писали: «Приходилось недоумевать, что это - особая бездушная машина или разновидность женщины-садистки?»

Прототип Анки-пулеметчицы и «Гадюки»

Женщина-конник, в кожаной тужурке, затянутая портупеей с маузером на боку, Эльза Грундман превратилась для творцов в символ героини смутного времени. С нее писали портреты Анки-пулеметчицы и предводительниц разбойничьих ватаг. Жизнь Эльзы Грундман после войны сложилась трагически. Она не сумела найти свое место в мирной жизни. Какое-то время она пыталась работать в наркомате. В начале тридцатых годов она с пылкостью, свойственной ее натуре, безоглядно влюбилась в начальника Московского уголовного розыска. Завязался бурный роман. Но уйти от детей к Эльзе начальник угро не смог. И Эльза Грундман поступила так же решительно, как она это делала всегда, когда стояла перед жестким выбором. Достала наградной маузер и направила его себе в висок... Ее последним литературным прототипом стала героиня очерка Алексея Толстого «Гадюка».

Время, проведенное в тюрьмах, сделало ее жестокой, иногда до патологии. Новая партийная кличка - Демон - как нельзя лучше подходила ей. Крым был передан в руки Бела Куна и Розалии Самуиловны. Торжествующие победители пригласили в председатели Реввоенсовета Советской Республики Крым Льва Давидовича Троцкого, но тот ответил: «Я тогда приеду в Крым, когда на его территории не останется ни одного белогвардейца». Руководителями Крыма это было воспринято не как намек, а как приказ и руководство к действию. Бела Кун и Землячка придумали гениальный ход, чтобы уничтожить не только пленных, но и тех, кто находился на свободе. Был издан приказ: всем бывшим военнослужащим царской и Белой армий необходимо зарегистрироваться - фамилия, звание, адрес. За уклонение от регистрации - расстрел. Не было только уведомления, что расстреляны будут и все, кто пришел регистрироваться…

«К чему даже эти вопросы о происхождении, образовании. Я пройду к нему на кухню и загляну в горшок, если есть мясо - враг народа, к стенке!»

Чекист МИЗИКИН

Мы залпами вызов их встретим -
К стене богатеев и бар! -
И градом свинцовым ответим
На каждый их подлый удар...
Клянемся на трупе холодном
Свой грозный свершить приговор -
Отмщенье злодеям народным!
Да здравствует красный террор!

Недоучившаяся гимназистка

«У меня не было разрыва между политической и личной жизнью. Все, знавшие меня лично, считали меня узкой фанатичкой, возможно, я таковой и была».

В. БРАУДЕ

Когда юные поклонницы спрашивали Веру Фигнер о том, что ей дало шестилетнее пребывание в Родионовском институте благородных девиц, она отвечала: культурную выправку. И чувство товарищества. Вере Булич терпения хватило только на год. К тому моменту, когда она попала в это привилегированное учебное заведение, за ее плечами были многочисленные стычки с начальством и педагогами Мариинской гимназии, откуда ее исключили в четвертом классе. Дворянское вольное деревенское житье образованного семейства сформировали в ней несколько анархические наклонности. Внешняя дисциплина явно была не по ней. Стоит ли удивляться, что и в институте она вошла в конфликт - на этот раз с Законом Божьим, уроки которого считались обязательными? Родители были убежденными атеистами и вообще «университетскими» людьми, не молившимися и на признанные общественные авторитеты. Отец, Петр Константинович, приходился внучатым племянником и знаменитому профессору и ректору Буличу, и Бутлерову, учившему его химии, а мать принадлежала к роду Чаадаевых, гордившихся своим знаменитым родственником, Петром Яковлевичем, - официально, чуть ли не самим царем, объявленным сумасшедшим за уничтожающую критику России. Девочка, по ее внутреннему разумению, просто не могла не презирать своих соучениц, с удовольствием осваивавших светские условности и навыки дворянских жен.

За нехождение на уроки Закона Божьего ее и вышибли из института.

Спасло положение появление в городе частной женской Котовской гимназии, поместившейся в только открытом Доме Кекина. Сдав экстерном курс пятого класса, Вера Булич перешла туда. И сразу же угодила в ученический кружок левого направления. Тут жизнь кипела и живо напоминала «Подпольную Россию» Степняка-Кравчинского, чьи заграничные издания ходили по рукам «сознательной» молодежи. Прокламации, тайные поручения... Россия шла к своей первой революции, и опытные агитаторы, испытывавшие нехватку рук, не жалели ученической молодежи. Немудрено, что водоворот событий захватил Веру Булич. А когда в 1905 году университет прикрыли, а его аудитории заняли солдаты, горячие головы безрассудно бросились в уличную борьбу. Результатом стал арест пятнадцатилетней гимназистки. Ей повезло: по малолетству жандармы просто сдали девицу родителям под расписку. Но сидеть тише воды и ниже травы юная максималистка не захотела, и когда отец потребовал прекратить опасные социальные опыты до окончания курса гимназии, она взяла пару белья и ушла жить в «коммуну» на Старо-Горшечной улице - ныне Щапова. И ни капли не жалела о том, что сменила свою отдельную комнату с комфортабельной кроватью на неопрятную коммуналку, где и сами лежанки-то использовались часто в очередь. Сейчас это назвали бы девиантным поведеним, а тогда оно было нормой для части молодежи - нормой, освященной именами генеральской дочери Софьи Перовской, дочери члена Государственного Совета Натальи Климовой, многих других. Некоторые видели в этом даже определенный шик - «сходить в народ». Это и теперь водится - под видом рок-коммун, «снежных десантов», иных более серьезных сект.

Большая часть беглецов со временем возвращалась к обычной жизни, они обзаводились семьями, положением в обществе. Но были и другие, кого изнурительная, полная лишений партийная жизнь ожесточала, превращала в фанатичек. В казанской тюрьме, куда вскоре угодила Вера Булич, она встретилась с такой пассионарной личностью - знаменитой народоволкой Ошаниной, угробившей тридцать лет на борьбу с режимом. Кожа у нее напоминала рыбью чешую, зато глаза сверкали молодой синевой. Это производило большое впечатление.

Страна тогда жила сообщениями о нескончаемых покушениях на губернаторов и жандармов, по всей Волге помещиков выживали из имений, пускали им «красного петуха». В чистопольском имении дядюшки бунтарки - Александра Константиновича Булича, служившего земским начальником, куда Веру определили - благодаря связям - на поднадзорное житье, она сошлась с местными эсерами и деревенскими хулиганами. И выкинула номер: предложила им сжечь усадьбу! Авторитет был обеспечен. Потом подпалили и сараи материнского поместья - дом, где помещики разместили сельскую школу, остался целым. Но после такого пришлось срочно бежать в Уфу, переходить на положение нелегала, скитаться по России.

Отрезав себя от прежней жизни и родственников поистине хирургическим способом, не пожалев своих чувств Вера приобрела и первый опыт бесчувствия к чужим страданиям. Вполне вероятно, что столь резкое революционное поведение все-таки имело под собой медицинскую почву, какой-то избыток мужских гормонов в крови. Может и наклонность к бродяжничеству. Одних убеждений для объяснения уголовного хулиганства маловато. Недостаточно также сказать: «идея», «аскеза», чтобы понять мотивы подобных поступков. Но была еще и среда революционерства, пронизанная уголовщиной. И свойственная «претерпевшим» мысль: мы пострадали - теперь и вы почувствуйте!

Логика подпольной жизни привела ее, в конце концов, в ряды заговора, ставившего целью убийство командующего Казанским военным округом генерала Сандецкого. Покушение на самодура не состоялось, но важно другое. В 18 лет убийство стало для нее морально приемлемой нормой. В сущности, уже не имело значения то, что она вышла потом замуж - за адвоката-марксиста Самуила Брауде и родила дочь. Вектор жизни был определен до конца: революционная дорожка. Возможно, превратилась бы она в корифея революции, этакую бабушку русской революции, вроде Брешко-Брешковской. Но разразилась революция, и открылся «оперативный простор».

«Если Ленин бы на деле, а не в одном воображении своем получил власть, он накуролесил бы не хуже Павла I-го на престоле».

В. Менжинский, 1911 год

«Казанское отделение Государственного банка, казначейство, сберкасса вынуждены производить ежедневные выдачи: 1. Частным лицам и фирмам - не свыше 300 рублей; 2. Фабрикам и заводам - в полной сумме... из них деньгами 25%, в остальной сумме облигациями Займа Свободы... Управляющий КОГБ покорнейше просит не отказывать в приеме облигаций...»

«Казанский Совет доводит до сведения населения, что лица, отказавшиеся принимать облигации по цене 85 рублей за 100 нарицательных, подлежат преданию суду революционного трибунала».

«Казанское слово», декабрь 1917 года.

«А юнкеров едят собаки...»

С так называемыми «октябрьскими боями» в Казани 1917 года историки в прошлые годы много напутали. Идеологические соображения, призывавшие всюду видеть или роль партии, или происки врагов социализма, выпятили в казанских событиях роль большевиков, которой, по сути, и не было. А была постепенно, в ногу с ситуацией во всей стране вызревавшая гарнизонная буча. События инициировал знаменитый взрыв - второй по счету - Казанского порохового завода. 14 августа в два часа пополудни загорелись мешки с селитрой на платформе Пороховой. Потом огонь добрался до ящиков со снарядами и погребов. Тысячи пудов пороха разнесли вдребезги всю округу. Стекла повылетали за многие километры от эпицентра. Рвалось несколько дней кряду. Говорили, что взлетели на воздух котлы алафузовской фабрики. Были отменены занятия в школах и гимназиях, перестал ходить трамвай, разбежались с базаров торговцы, закрылись магазины. Население срочно упаковывало вещи и бежало из города. Вместе с ним убежали солдаты запасных полков, стоявших в Заречье. Командование ввело в городе военное положение, но этим обозлило солдат. Порядок рухнул, вспыхнули многочисленные митинги с требованием окончания войны. Пошли самочинные захваты оружейных складов, избиения офицеров, требовавших соблюдения военного положения, субординации, устава. Председатель большевистского комитета Грасис играл роль подстрекателя. С противоположной стороны подстрекательством занимался губернский военком Калинин. Не случайно потом, в декабре проводилось расследование «кровавых октябрьских событий». Именно так именовали тогда октябрьский переворот. Газеты, еще не прикрытые большевиками, негодовали: на берегу Казанки валяются трупы юнкеров, поколотых штыками солдат, несмотря на заверения в сохранении жизни. И их едят собаки! И деятели нового режима, словно оправдываясь, говорили о том, что стали жертвами «провокаций», не помышляли ни о каком захвате власти.

В Совете, захватившем политическую власть в октябре, преобладали эсеры и меньшевики. При Совете и был создан еще при Керенском революционный трибунал для суда над провокаторами, жандармами и тому подобными типами, чьи личные дела стали объектом общественного внимания. А следственную комиссию трибунала возглавили руководитель Коалиционного комитета Гирш Олькеницкий и Вера Брауде, лидер «младших» эсеров Казани. Это было еще до официального учреждения ЧК.

В Казани тогда говорили, что и Октябрьская революция, и «чрезвычайка» появились здесь раньше, чем в Центре.

Казанский след знаменитого террориста

«Я приехал в Москву в феврале 1918 года, и со мною в кармане было каких-нибудь 500 - 700 рублей керенскими деньгами... Средств никаких не было. Средства я добывал тем, что я сам лично бегал по Москве и находил - где тысячу, где пятьсот, где 2 тысячи керенских денег. Вот какой был первоначальный бюджет».

Так потом вспоминал Борис Савинков самое начало знаменитого своего «Союза защиты Родины и свободы», охватившего пол-России. Организация росла, росла гораздо быстрее, чем он или кто-либо еще ожидал и, конечно, этих денежных средств ни в какой мере не хватало. И именно в это время Масарик прислал 200 тысяч рублей. Вот они-то и спасли организацию. Они дали ей возможность развиваться и прийти в такое положение, когда она своей численностью и организованностью заинтересовала французского посла Нуланса, от которого Борис Викторович получил более двух миллионов рублей.

За несколько месяцев он оформил крупную организацию из осколков партии правых эсеров и отдельных, «бойцовски» настроенных представителей партий кадетов, народных социалистов. Члены этой подпольной организации не только были вооружены, но и подавляющее их большинство имело за плечами боевой опыт фронтового офицерства. Даже среди офицеров латышских стрелков, наиболее близких к Кремлю, Савинков сумел создать ячейку своего «Союза», надеясь с их помощью захватить все большевистское правительство. Савинкова и латышей объединяло общее неприятие только что подписанного большевиками и немцами Брестского мира (по которому Латвия переходила под власть Германии).

В скором времени «Союз» насчитывал около 5000 добровольцев, имел отделения в Казани, Калуге, Костроме, Ярославле, Рыбинске, Челябинске, Рязани, Муроме. В каждом из этих городов создавались склады оружия на случай выступления. Центральный штат «Союза», возглавляемый Савинковым, находился в самом центре Москвы и существовал под видом «лечебницы для приходящих больных». Помимо Бориса Викторовича, руководителями этой организации были генерал-лейтенант Рычков, полковник Перхуров и командир латышского советского полка, охранявшего Кремль, Ян Бредис.

Справка

В уставе организации была указана таблица жалованья, которое выплачивалось каждому члену. По ней рядовой получал 300 рублей в месяц, отделенный - 325 рублей, взводный командир - 350 рублей, ротный командир - 400 рублей, батальонный - 500 рублей и командир полка - 600 рублей. Кроме того, выдавались пособия семьям от 150 до 300 рублей в месяц и бесплатные продукты и обмундирование.

«Не я пошел искать французов, а они меня разыскали и начали свою помощь: сначала дали 20 - 40 тысяч, потом эта цифра возрастала. К концу мая Союз так вырос, что его размеры не позволяли уже оставаться в подполье».

Б. САВИНКОВ

Савинков первоначально думал о выступлении в Москве. Выступление было назначено на 1 - 2 июня и к этому времени велись приготовления. Однако выступление в Москве было отменено и решено было эвакуировать часть организации в Казань. Захватить Совет народных комиссаров и важнейшие стратегические пункты в Москве было тогда нетрудно, но продержаться невозможно, во-первых, ввиду значительности советских отрядов и, во-вторых, ввиду невозможности прокормить население столицы, так как транспорт был разрушен. Новая власть скоро бы потерпела крах.

Однако бездействие организации грозило ей распадом, и штаб разработал и принял план захвата Казани. Савинков говорил, что «отдал распоряжение об эвакуации части членов организации в Казань на тот предмет, чтобы при приближении чехов поднять там восстание».

Были намечены воинские части для эвакуации, посланы квартирьеры в Казань. Всего предполагалось переправить 500 - 700 человек. Едущим на разведку квартирьерам выдавали при поездке 400 рублей и на наем помещения 2000 рублей; кроме того, квартирьер получал 400 рублей на семью, 150 рублей подъемных и обмундировочных - 100 рублей, пользовался квартирным довольствием. Была составлена особая инструкция, которой должен был руководствоваться каждый эвакуировавшийся член «Союза».

Подвела болтливость некоторых членов... В разгар эвакуации, в ночь на 30 мая, Всероссийской чрезвычайной комиссией был арестован явочный штаб «Союза» в Москве и через него до 100 членов «Союза».

Там же были захвачены план эвакуации в Казань и документы о существовании «Союза» и подготовке выступления в Казани.

Теруань де Мерикур: предтеча

Семнадцати лет от роду исчезла из родительского дома вместе с каким-то соблазнившим ее дворянином. В начале французской революции она очутилась в Париже и стала известной Дантону и другим революционным знаменитостям, охотно посещавшим ее салон. Одевалась в короткий плащ, панталоны и нечто вроде сандалий - костюм, в котором тогдашние учебники мифологии изображали амазонок; в публике появлялась обыкновенно верхом на громадной лошади, вооруженная с ног до головы. Когда решался вопрос о судьбе жирондистов, появилась на площади вблизи конвента и горячо защищала партию жиронды. Окончив свою речь, она ушла в тюльерийский сад, где внезапно появилось несколько женщин-якобинок, которые бросились на «кровожадную гетеру, предводительницу парижских людоедов» и подвергли ее мучительному сечению розгами. Она тут же сошла с ума; ее посадили в дом для умалишенных, где она оставалась до самой смерти.

«Ревтрибунал - кратчайший мост от чрезвычайки на погост». (Поговорка того времени)

Собственно говоря, казанской «чрезвычайке» о заговоре стало известно чуть раньше - в конце апреля - начале мая. Местный меньшевик Пионтковский (впоследствии знаменитый историк), занимавший пост заместителя губернского комиссара труда, рассказал Вере Брауде историю о том, как некий однокашник-офицер, происходивший из семьи священника, вдруг предупредил его о скором перевороте. Но назвать его имя Пионтковский категорически отказался. Вера Петровна не стала настаивать и давить на двурушника, а просто просмотрела списки соучеников Пионтковского и вычислила фигуранта. Это был некий Сердобольский, обитавший на Поповой горе - ныне улица Тельмана.

Во время обыска хозяин удрал в окно, а его гости - Нефедов и Богданов - угодили в ЧК. Там Нефедов рассказал и о генерале Попове, руководившем организацией, и о складе оружия, которым заведовал Богданов. Возглавляли дело бывший военком Керенского в Казани Калинин и другой меньшевик - Бартольд.

29 мая в Казань отправились квартирьеры из Москвы. Явиться они должны были в «Северные номера»: спросить Якобсона - известного эсеровского деятеля эпохи 1905 года, отрекомендовавшись «от Виктора Ивановича». У них был и адрес казначея партии правых эсеров Константина Винокурова - Поперечная 2-й Горы, 12 (Лесгафта), через которого должны были выйти на Иосифа Александровича Спрингловича, начальника боевой дружины правых эсеров и Леонида Ивановича Резенева-Розанова. Но роль квартирьеров сыграли московские чекисты Заковский и Штрингфлер.

С их помощью накрыли весь штаб казанской организации и ее гостей - командира монархистов генерала Попова, москвича-курьера поручика Ольгина-Герцена, правых эсеров Якобсона и Никитину. В записках задержанных Брауде и Олькеницкий нашли сведения о 20 человеках, обещавших помочь с размещением штаба и полка савинковцев, переезжавших в Казань из Москвы.

Профессионал своего дела

Следует признать, что казанские чекисты в решительный момент показывали куда большую решимость, чем их противники.

Так 18 июня в водовороте гарнизонной бучи - совсем как в октябре 17-го - чуть было не кончилась, едва начавшись, власть большевиков и «чрезвычайки». В городе появился вооруженный отряд дезертиров с сызранского участка фронта. Гарнизонный комитет тут же взял его под свою защиту и вступил в спор с Советом, предлагавшим решительные меры против беглецов и отправку обратно на фронт. С дверей винных складов на Проломной были сбиты замки, в частях появилось вино, зашумели недовольные. Это происходило в самом Кремле, где стояли бузотеры. Большевики вынуждены были даже перенести свой штаб и архивы в Клуб коммунистов (Карла Маркса, 66). Там они срочно сформировали военно-революционный комитет и, стянув верные им части, приготовлялись вооруженным путем подавить разгоравшийся мятеж.

И снова большие события были предотвращены малой кровью: тайная полиция большевиков - ЧК - переиграла своих противников. Многочисленные аресты выбили руководителей и подстрекателей.

В это время в Казани практически ежедневно печатались списки расстреливаемых контрреволюционеров. О Вере Брауде говорили шепотом и с ужасом.

«Я сама всегда считала, что с врагами все средства хороши, и по моим распоряжениям... применялись активные методы следствия: конвейер и методы физического воздействия».

В. БРАУДЕ

Казанское подполье в конце июля 1918 года послало представителей в Симбирск с предложением Комучу и чехам спешно идти на Казань, соблазняя их золотым запасом России, сосредоточенным в подвалах Госбанка, и сильной поддержкой подполья, готового поднять восстание. Мятеж планировался на 8 часов вечера 5 августа, но выступление состоялось только в два часа пополудни следующего дня, когда отряды чехов, Степанова и Каппеля прорвались к центру города. По городу носились грузовики с молодыми людьми, на руках которых красовались белые повязки. Они врывались в дома, производили аресты. Подавляли очаги сопротивления - здание ЧК на Гоголевской, Клуб коммунистов на Грузинской (Карла Маркса), «Казанское подворье», где была ставка главкома Восточного фронта Вацетиса. Тогда то и были расстреляны оставшийся в Казани на подпольной работе Шейнкман, Вахитов, схваченный в пригородном селе Богородское, значительная группа коммунистов - Гассар, Комлев и др.

Их нежные кости сосала грязь,
Над ними захлопывались рвы.
И подпись на приговоре вилась
Струей из простреленной головы

После освобождения Казани глава ЧК Восточного фронта Лацис докладывал в Москве: «Расстреливать некого. Всего шесть смертных приговоров». Но потом в центральных газетах начали публиковать призывы к проведению красного террора. Лацис был вызван на заседание казанского комитета РКП(б). Его упрекнули в том, что он недостаточно энергично проводит политику красного террора в жизнь. После этого ситуация резко изменилась: бессудные расстрелы в городе стали обыденным делом. Это вообще было удобнее: устранять противников вместо того, чтобы с ними договариваться.

И не все их противники ушли из города. Знаменитая Лариса Рейснер к примеру, которая в ходе своей «разведки» в город, занятый белочехами, попала в тюрьму, нашла своего квартирохозяина - бывшего пристава Алексеева, благодаря которому она была схвачена. Схвачена неумело - ибо ушла из-под охраны. Пристава расстреляли. Искали чувашских участников «учредилки» Васильева, Николаева, Алюнова. Сажали под замок судебных деятелей, несших службу в августе. Шестьдесят представителей рабочих расстреляли за требование восьмичасового рабочего дня, пересмотра тарифных ставок и удаления свирепствовавших мадьярских отрядов. 10 сентября газета чекистов «Красный террор» опубликовала списки врагов Советской власти и пригласила всех желающих поработать по этим «проскрипциям». Точно неизвестно, но были, очевидно, и вознаграждения доносителям - как в Древнем Риме, обычаи которого пытались возродить красные вожди на берегах Волги в 1918 году.

Правой рукой Лациса была Вера Петровна Брауде, путь которой лежал вслед за частями, наступающими на Колчака. Там она прославилась массовыми казнями своих бывших партийных собратьев - эсеров. Так она старательно отскребала от себя старую кожу партии «народолюбцев».

Упрямые факты биографии…

Томск. Декабрь 1919 года. Местной дружины скаутов как таковой не существовало. Большая часть скаутов, вместе со своими родителями, бежала вслед за войсками. А те, которые еще оставались в городе, сидели тише воды, ниже травы, только по вечерам собираясь на квартирах друг у друга и делясь теми страшными новостями, которыми был переполнен город. Тем не менее в темном помещении одного из классов сидели двое скаутов и знаменитая Брауде, одно имя которой наводило страх на всю Сибирь. Обоих мальчиков-скаутов допрашивали долго: от них потребовали, чтобы они назвали всех известных им скаутов и чтобы они выдали революционным властям знамя дружины. Юра и Миша решительно отказались исполнить и то и другое. Скауты мужественно вынесли страшные нравственные пытки допроса чудовищной женщины, но не сдались, не поколебались. Без единого стона, без страха, без слабости принял через месяц девятнадцатилетний скаутмастер Ган смерть от пули, а шестнадцатилетний Юра Павлов тихо угасал на Черемховских рудниках.

Словно в издевку, в 1938 году Вере Петровне инкриминировали именно «эсерство». Умерла она в 1961 году полностью реабилитированная, в звании майора КГБ и с внушительной персональной пенсией в три тысячи рублей.

Интересно, как отвечала заслуженная революционерка и чекистка на вопросы школьников, которые и тогда страдали от лицемерия учителей и родителей? Советовала ли рвать решительно и уходить бесповоротно?