Кто в Крыму коренной житель? Народы, населявшие крым в разные времена.

- Ноябрь, 10th 2013

В последние годы, после возвращения татар из депортации, обострились межнациональные и межрегиональные отношения на Крымском полуострове. Основа конфликта – спор: чья это земля и кто в Крыму коренной? Для начала давайте определимся, кого же историческая и этнографическая науки относят к категории коренных народов. Энциклопедия дает такой ответ:

Коренной народ – это этнос, освоивший территорию, до него никем не заселенную.

А теперь проследим изменения в крымском этногенезе (появлении различных народов), хотя это будет далеко не полная картина, но тем не менее и она впечатляет. Итак, в Крыму проживали в разное время.

Около 300 тыс. лет назад – первобытные люди (ранний палеолит); найдены орудия труда и охоты в местах стоянок на Южном берегу.

Около 100 тыс. лет назад – первобытные люди (средний палеолит); известно более 20-ти стоянок человека: Киик-Коба, Староселье, Чокурча, Шайтан-Коба, Аккая, Заскальная, Пролом, Кобази, Волчий грот и др.; религия – анимизм.

40-35 тыс. лет назад – люди верхнего палеолита; религия – тотемизм; найдены 4 стоянки, в том числе Сюрень I.

12-10-е тысячелетие – люди мезолита (среднекаменного века); найдено более 20-ти стоянок по всему Крыму: Шанкоба, Фатьмакоба, Алимов навес, Качинский навес и др.; религия – тотемизм.

8-е тысячелетие – люди неолита (новокаменного века); Кеми-Обинская культура (Ташаир); религия – тотемизм.

5-е тысячелетие (Бронзовый век) – приход в Крым племен «катакомбной» и «срубной» культур (захоронения в курганах).

Существование разных культур не проходило бесследно для них самих – они, несомненно, влияли друг на друга, изменялись и обогащались, а возможно и соединялись, давая начало новым культурам. Возможно, так было положено начало культуре киммерийцев (пришлых племен) и культуре тавров (племен местных):

3-е тысячелетие до н.э. (Железный век) – Киммерия, киммерийцы – воинственный народ, индо-арийцы – люди европейского типа; ареал их расселения: юг современной России, Украина, Северный Кавказ, Крым; религия – политеизм. Жили в долинах. Скорее всего они принесли в Крым умение добывать и обрабатывать железо.

Х в.до н.э. – Таврия, Таврика, Таврида, тавры (единым народом их можно называть лишь с известной натяжкой; скорее, это конгломерат различных племен: арихов, напеев, синхов и др.) Жили в горах, занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей; сохранились их захоронения – дольмены и крепостные сооружения: Уч-Баш, на мысе Харакс, на горе Кастель Сераус, Кошка, Караул-оба, на скалах Качинских ворот, Ай-Йори и в Каралезской долине; религия – культ Девы и других богов.

Эти племена объединили одним названием греки, уже в те времена посещавшие крымские берега. Однозначно не выяснено, почему они их так назвали: то ли за свирепый нрав, то ли за их несметные стада («таурос» - бык с греч.), то ли это слово означало «горцы» (тавр-тур-гора)…

VII-VIвв.до н.э. – греки. Херсонес Таврический, Боспор Киммерийский на берегах Понта Эвксинского (Черного моря) и Меотиды (Азовского моря). Греки основали эти два государства, а также сотни поселений по всему побережью; религия – многобожие, Пантеон олимпийских богов во главе с Зевсом (Кроносом); с Iв.н.э. – постепенная христианизация; греки первыми в Крыму стали торговать невольниками из местных «на вывоз» (как, кстати, могли относится к ним тавры, а потом и скифы, ведь они их и за людей не считали?)

VIII-VIIв.до н.э. – Скифия, скифы (сколоты), синды, меоты, саки, массагеты и др. индо-иранские кочевые племена, практически вытеснившие киммерийцев с крымских просторов и постепенно ставшие оседлыми на огромных территориях (столица Скифии была близ современного Никополя, а вторая – в Крыму (Симферополь) – Неаполь Скифский, построенный в IIIв. до н.э.) Религия – многобожие. Пантеон богов во главе с Папаем.

Вечный и непреодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что в первых веках нашей эры тавров от скифов уже не отделяли, а называли тавроскифами, а часть скифских поселений смешалась с греческими (например, татары уже в XIIIв. застали на месте Неаполя убогий греческий поселок, который назвали Керменчук). Но продолжим список.

II в.до н.э. Сарматия. Сарматы оттеснили родственноязычных скифов из Северного Причерноморья и Приазовья в Крым; религия – многобожие.

I в.до н.э. – еврейская диаспора – семиты. Религия – монотеизмо (бог Яхве); намогильные плиты с семисвечниками и надписями на древнееврейском языке обнаружены на Керченском и Таманском полуостровах.

I в.дон.э. - Iв.н.э. – понтийцы (Боспор понтийский); обосновались на месте Боспорского киммерийского царства во главе с Митридатом VI Евпатором (Керчь); религия – многобожие. Вместе с понтийцами на полуострове появляются армяне.

Iв.дон.э. – IIIв.н.э. – римляне и фракийцы после разгрома Понтийского царства захватывают Крым (теперь это самая восточная окраина Римской империи); религия – многобожие, а с 325г. – христианство; римляне приобщили местных жителей к своей культуре, познакомили с достоинствами римского права.

До IVв.н.э. – восточные славяне: анты, тиверцы (Артания) – с древних времен известны в Северном Причерноморье; оттеснены на север во времена Великого переселения народов, частично сохранились в Тамани – будущей Тмутаракани; религия – многобожие.

III в.н.э. – германские племена: готы и герулы (Готия, Капитанство Готия); пришли из Прибалтики, разрушили Скифию и создали свое государство Готию на Южном берегу Крыма. Позже - ушли от гуннов на запад, часть вернулась в VIIв. Готы явились толчком для объединения славян; религия – многобожие, а позднее – христианство.

IIIв.н.э. – аланы-ясы, родственные сарматам (дальние предки осетин); вместе с сарматами поселились среди скифов; наиболее известны в Крыму по их поселению Кырк-Орк (до XIVв., потом - Чуфут-Кале), когда их потеснили в горы гунны; религия – христианство.

IVв. – гунны, хунну (Гуннское княжество) – пращуры нынешних тувинцев; вторглись из заалтайских пределов, нанесли мощный удар по готам, угнали значительную часть населения, тем самым положив начало Великому переселению народов; религия – язычество, позднее – христианство.

IVв. – Византия (Восточно-Римская империя), Херсонская фема; после распада Римской империи Таврика как бы «по наследству» досталась Византии; опорные пункты в Крыму - Херсон, Боспор (Керчь), Гурзувиты (Гурзуф), Алустон (Алушта) и др. В 325г. принимают христианство.

VIв. – тюрки (тюркеты-монголоиды) набегом дошли до Крыма из Сибири, поставив в Хазарии (низовья Волги и Терека) свою династию Ашинов, на полуострове не закрепились; язычники.

VIв. – авары (обры) – создали в Приднестровье Аварский каганат, также совершали набеги на Крым, пока не были разгромлены булгарами; язычники.

VIIв. – булгары (болгары). Часть их оседает в Крыму, став из кочевых оседлыми, обживая предгорные долины и занимаясь земледелием (вообще, волжские булгары-тюрки двинулись на Запад; другая их волна ушла севернее, создав Казанское Ханство; на Балканах ассимилировали с южными славянами, основав Болгарию и приняв христианство); язычники, а с IXв. – православные христиане.

VIIв. – грецизированный суперэтнос (Готия, Дорос) – составил грекоязычную основу населения Мангупского княжества (Дори); Византия укрепляется, объединяя разноязычные народы, жившие в горном Крыму и по Южнобережью; религия – христианство, а также другие вероисповедания.

VIII-Xвв. – Хазарский каганат, хазары (тюркоязычные народы дагестанского типа); религия – язычество, позже часть приняла ислам, часть – иудаизм, а часть – христианство. Власть в Каганате сначала захватывают тюркеты-Ашины, затем евреи; Иудейская Хазария захватывает часть степного и прибрежного Крыма, соперничает с Византией, стремится подчинить Русь (разгромлена князем Святославом в 965г.).

VIII-Xвв. – караимы; пришли в Хазарию из Израиля через Персию и Кавказ; метизировались с хазарами; вытеснены евреями-рохданитами на окраины Хазарии, в том числе в Крым; язык – кынчакское наречие тюркского языка, близкое к крымскотатарскому; религия – иудаизм (признают только Пятикнижие – Тору).

VII-Iвв. – крымчаки (крымские евреи) – остались в Крыму и Тамани как осколки разгромленного Хазарского каганата (известны как жители Тмутараканского княжества и Киевской Руси); язык близок к караимскому; религия – ортодоксальный иудаизм-раввинизм.

Конец IX – нач.Xвв. – печенеги-беджаны (туркмены) – тюрки из Барабинских степей; разбиты половцами и гузами; рассредоточились кто в Крым, кто – в Нижнее Поднепровье (каракалпаки); были ассимилированы восточными славянами; религия – язычество.

X-XIвв. – гузы-огузы (туркмены) – тюрки. Вождь – Огуз-хан; вытеснили печенегов из Крыма и Северного Причерноморья, а затем, вместе с печенегами, выступили против русов (ругов), славян и половцев; религия – язычество.

X-XIIIвв. – восточные славяне (Тмутараканское княжество в составе Киевской руси). Это княжество (Тамань и Корчев-Керчь), основанное князем Владимиром в 988г., в 1222г. совместно с половцами отбивалось от турок; в битве на Калке в 1223г. атаман Тмутаракани Пласкиня выступил на стороне монголо-татар; религия – христианство.

XIв. – половцы (кыпчаки, куманы, команы). Создали в Причерноморье и в Крыму государство Оджаклар со столицей Саркел (на Дону). С Русью они попеременно то воюют, то заключают союзы; вместе с четырьмя русскими князьями Мстиславами и ханом Катяном разбиты на р.Калке в 1223г.; часть ушла в Венгрию и Египет (мамлюки), остальные ассимилировались татарами, славянами, венграми, греками и др. Религия – язычество.

XIв. – возможно, в Крыму в это время поселяются армяне (их родину терзают персы и турки-сельджуки). Горная Таврика восточнее нынешнего Белогорска с некоторых пор зовется Приморской Арменией; в лесистом урочище возникает армянский монастырь Сурб-хач (святой крест), известный даже за пределами Крыма; сам Белогорск – большой и богатый город - Солхат (населяют его кипчаки, аланы и русы, так же как и Солдайю, Сурож (Судак).

У древних авторов немало сообщений о росах (русах), живших с первых веков нашей эры в Северном Приазовье, Причерноморье и в Крыму. В византийских документах проскальзывало: «скифы, кои суть русские ». В IXв. Черное море арабами звалось Русским морем (ранее оно было Румским – «византийским»). В IXв. просветитель Кирилл видел в Таврике книги «русскими письменами писанные». Слово «рос» означает «светлый, белый». Тарханкутский полуостров обозначался как «белый берег», и жили там росы. Арабы называли русов славянами, греки – скифами, а родиной их считали Боспор Киммерийский. Есть версия, что новгородский князь Бравлин, который ходил на греческие поселения, был вождем местным, тавроскифским, а «русский новый город» - скорее всего Неаполь Скифский. В XIв. Керченский пролив зовется Русской рекой, а на его Крымском берегу, напротив Тмутаракани, стоит город Росиа – Белый город (Керчь?). Русский купец Афанасий Никитин в 1474г., когда возвращался из «Заморья», посетил Крым, где увидел много русских и вообще людей православной веры, а также крещеных татар (о чем он писал в своих дневниках).

XII-XVвв. – венецианцы, генуэзцы, пизанцы основали торговые фактории в Крыму: Кафа, Солдайя, Воспоро, Чембало. Они появились в Крыму еще во времена Византии, в войске Мамая участвовали в Куликовской битве. В 1475г. Кафа (современная Феодосия) пала под ударами турок и татар. Религия – католичество.

XII-XVвв. – в Крыму возникает полиэтническое мангупское княжество Феодоро, имеющее связи с Константинополем, Европой, Москвой и насчитывающее 200тыс. человек населения (большая часть – греки). Простиралось от Балаклавы до Алушты, располагалось в горном Крыму; разгромлено турками и татарами в 1475г. Через 300 лет в Крыму оставалось всего 30тыс. греков, из них половина урумов (татаризированных). В 1778 г. греки выехали в Приазовье (Мариуполь).

Начало XIIIв. – Крым населяют татары – Улус Золотой Орды. Столицей становится Эски-Крым – Старый Крым (бывший Солхат). Забайкальские племена татар и монголов во главе с Чингис-ханом, захватив енисейских и обских киргизов, покорили народы Средней Азии. В начале XIIIв. Чингис-Хан двинулся на запад, на кипчаков и Киевскую русь. В Крыму – с 1239г.; язычники, а с XIVв.- мусульмане-суниты.

Крымское ханство (татары) – с 1428г. столица из Солхата переместилась в Бахчисарай; образовалось после распада Золотой Орды. С 1475г. по 1774г. это государство – вассал Османской (турецкой) империи; ликвидировано в 1783г. Религия – мусульманство.

XIIIв. – цыгане – известны в Крыму со времен Крымского ханства. Возможно, впервые они появились в хазарские времена; религия – язычество, а затем частью христианство, частью – мусульманство.

XVв. – 1475-1774гг. – турки, Османская империя (первая попытка утвердиться в Крыму была в 1222г.) Турки захватывают Кафу, Судак, пещерные города Мангуп и Чуфут-Кале, и султан становится религиозным главой крымских татар. Религия – мусульманство.

XVIII - XXвв. – русские, украинцы, белорусы, болгары, немцы, чехи, эстонцы, молдаване, карские греки, валахи, грузины, азербайджанцы, казанские и сибирские татары, корейцы, венгры, итальянцы, казахи, киргизы и др.

После присоединения Крыма к России в 1783г. турки и большая часть татар уходят в Турцию, и начинается заселение Крыма и Новороссийского края славянскими и другими народами (в том числе из-за границы). Религия – различные вероисповедания и конфессии.

Послесловие

В статье использованы данные из статьи «Коренные и пристяжные» (газета «Крымская правда» от 27.01.2004), написанной кандидатом исторических наук, заслуженным работником образования Крыма, членом союза писателей Василием Потехиным, который утверждает:

Ни один из ныне проживающих в Крыму народов не является аборигенным – автохтонным, то есть коренным. Принцип нашего мирного полиэтнического существования сегодня отражен на гербе Автономной Республики Крым в виде девиза: «Процветание в единстве». Национализм непременно ведет к национал-фашизму . Крым был, есть и будет историческим полигоном сотворения многонациональной евразийской культуры.

Культура спасет мир .

Понт Эвксинский — Море Скифское

Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия - Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV-XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.

Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.

Учёные считают, что до начала расхождения народов - около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был , корни которого лежат в .

Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам - kram — крепость, глагол «kR» и «krta » - создать , построить, сделать, то есть - это рукотворное сооружение - Крепость, Кремль.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны или фракийским.

В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.

С древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. сообщает о том, что в горах Тавриды жили тавров, знающих толк в воинском искусстве.

в пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)» , отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье , один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.

Название «Балаклава» происходит от слова , сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из - RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» - происходит от «Бала» - военная,«Клап, калпате» - klṛ p, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷ p») , то есть - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости с именем сына (II в. до н. э.) Палак - «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции - Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин» , происходят от одного корня.

В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное , жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и , допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.

Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).

В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum). Важное место занимает Крымский полуостров в истории Украины. Население Крыма и Украины было связано общими экономическими, политическими и культурными процессами.

Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне . Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II-VII веках.

О славянах в Крыму время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.

Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников.

Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком . А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно киевское правительство распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.

Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» - кузня, нынешняя Керчь).

Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки» . Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.

В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож ). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов. Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года .

Интерес к национальной культуре крымчан, к истории представителей различных национальностей и народов Крыма вполне закономерен. Познакомиться с народами проживающими на полуострове в различные эпохи предлагаем и Вам.

С этническими особенностями и составом населения Крыма Вы можете ознакомиться в статье История народов Крыма . Здесь же речь пойдёт о народах Крыма населявших его на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке.

Тавры. Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».

Киммерийцы - собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)

Скифы . Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу жизни и вбирая в себя часть живших здесь племен. В III в. до н. э. под натиском сармат скифы потеряли свои владения на материковой части Причерноморья и Присивашья и сконцентрировались в равнинном Крыму. Здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (Симферополь), которое вело борьбу с греческими государствами за влияние на полуострове. В III в. оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Оставшаяся часть скифов смешалась с таврами, сарматами и готами.

Древние греки (эллины) . Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.

Сарматы . Кочевые племена сарматов (роксоланы, языги, аорсы, сираки и др.) появляются в Северном Причерноморье в IV - III вв. до н. э., тесня скифов. В Таврику они проникают с III - II вв. до н. э., то сражаясь со скифами и боспоритами, то вступая с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне. Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным греко-скифско-таврским населением.

Римляне (Римская империя) . Римские войска впервые появились на полуострове (в Боспорском царстве) в I в. до. н. э. после победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором. Но в Боспоре римляне стояли недолго. Во второй половине I века н. э. римские войска по просьбе херсонеситов помогли отбить натиск скифов. С этого времени Херсонес и Боспорское царство попадают в зависимость от Рима.

Римский гарнизон и эскадра находились в Херсонесе с перерывами около двух столетий, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и др.). Но в IV веке римские войска окончательно выводятся из Таврики.

Аланы - одно из крупных сарматских кочевых племен. Начали проникать в Крым во II веке. Вначале аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове. Затем, из-за гуннской угрозы, аланы переместились в горный юго-западный Крым. Здесь, контактируя с местным населением, они переходят к оседлости, принимают христианство. В раннем средневековье, наряду с готами, формируют этническую общность «готоаланы».

Готы . Германские племена готов вторглись в Крым в III в Под их ударами пало поэднескифское царство, а Боспор попал в зависимое положение. Вначале готы осели в равнинном Крыму и на Керченском полуострове. Затем из-за гуннской угрозы часть готов переместилась в юго-западный Крым. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи. При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). После принятия готами христианства здесь Готская епархия Константинопольского патриархата. В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г. Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готоаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны . В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя) . Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточно-Римской (Византийской) империи. На протяжении многих веков Византия играла ведущую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации. Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно.

Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор. После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается.

Крымские греки . В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки». Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византин от преследования иконо6орцев. В XIII в. в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества - Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий. с XV в.. после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары - собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство - Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в. хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар. После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией. Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Славяно-русы (Киевская Русь) . Киевская Русь,утверждаясь на мировой арене в период с IX по X век, постоянно конфликтовала с Хазарским каганатом и Византийской империей. Русские дружины периодически вторгались в их крымские владения, захватывая немалую добычу.

В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство. На территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество с киевским князем во главе, просуществовавшее до XI - XII вв. После падения Хазарского каганата и ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, а торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы . Печенеги - тюркоязычные кочевники - довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы) - тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы . Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы) . Татары - одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников, двинувшихся в поход на запад в XIII в. Ордынцы - более точное его название. Татаро-монголы - поздний термин, применяемый историками с XIX в.

Ордынцы (среди них были монголы, тюрки и другие покоренные монголами племена, а численно преобладали тюркские народы), объединенные под властью монгольских ханов, впервые появились в Крыму в XIII в.

Постепенно они стали оседать в северном и юго-восточном Крыму. Здесь образовался Крымский юрт Золотой Орды с центром в Солхате. В XIV в. ордынцы принимают ислам и постепенно расселяются и в юго-западном Крыму. Ордынцы, тесно контактируя с крымскими греками и половцами (кипчаками), постепенно переходят к оседлости, став одним из этнических ядер для крымскотатарского этноса.

Крымские татары . (Крымские татары - так называют этот народ в других странах, самоназвание «къырымлы» - крымцы, жители Крыма.) Процесс формирования этноса, который впоследствии получил название «крымские татары», был долгим, сложным и многоплановым. В его формировании приняли участие тюркоязычные (потомки тюрок, печенегов, половцев, ордынцев и др.) и нетюркоязычные народы (потомки готоалан, греков, армян и др.). Крымские татары стали основным населением Крымского ханства, просуществовавшего с XV по XVIII в.

Среди них можно выделить три субэтнических группы. «Горные татары» расселялись в горной и предгорной частях полуострова. Их этническое ядро в основном сложилось к XVI в. из потомков ордынцев, кипчаков и крымских греков, принявших ислам.

Этническая группа «южнобережных татар» сформировалась позднее на землях, подвластных турецкому султану. Их этническую основу составили потомки местного христианского населения (готоалан, греков, итальянцев и др.), которые проживавшие на этих землях и принявшие ислам, а также потомки переселенцев из Малой Азии. В XVIII - XIX вв. на Южном берегу стали селиться и татары из других районов Крыма.

В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя) . Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак - турецкие владения в Крыму с центром в Кафе. Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его. Турки организованно расселяли на крымском побережье выходцев из турецкой Анатолии. Со временем, изрядно перемешавшись с местным населением, все они стали одной из этнических групп крымскотатарского народа и получили название «южнобережные татары».

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Русские, украинцы . На протяжении XVI-XVII вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.

Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Евреи . Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымчаки - тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы . После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.

Поляки, чехи, эстонцы . Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения.

Уникальное географическое положение и удивительная природа полуострова Крым позволили ему стать домом для множества народов, сменявших друг друга или соседствовавших на протяжении всей человеческой истории. Земледельцы находили здесь плодородные земли, кочевники-скотоводы — обширные горные и равнинные пастбища, купцов и торговцев привлекали удобные морские гавани на пересечении великих торговых путей. Поэтому национальный состав крымского населения почти всегда был — да и поныне остаётся — пёстрым.

Первые жители

Самые древние стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами на полуострове, относятся к раннему палеолиту, их возраст около 300 тысяч лет.
Первым населявшим Крым народом, чьё название сохранилось в ассирийских, греческих и иудейских летописях, были киммерийцы — племена индоевропейского происхождения, пришедшие в Крым, по-видимому, из степей примерно пять тысяч лет назад. Этот воинственный народ упоминается в Библии как «народ Гомер». От его названия, по некоторым версиям, произошли грузинское слово «гмири» — «богатырь», и русское «кумир».

Киммерийцы населяли преимущественно долины, а в горах в это время обитали племена тавров. Их этническая принадлежность неясна: вероятно, это греческое название было собирательным для группы разных, возможно, неродственных племён, часть из которых была потомками первобытных людей, населявших Крым со времен раннего палеолита, а часть — пришлыми из других мест.

Первые достоверные археологические свидетельства, говорящие об освоении степной части Крыма скифами-кочевниками, датированы VII веком до н.э. Представители европеоидной расы (язык их принадлежал к группе индоевропейских языков), скифы несколько сотен лет господствовали в Азии и Европе, но затем были побеждены и изгнаны с части своих земель. К началу нашей эры скифы почти полностью смешались с племенами тавров, и народ стал называться «тавроскифами».

Греки и римляне

Цивилизацию в Крым в VIII-VI столетиях до н.э. принесли эллины (греки) — кочевавшие по морю обедневшие, безземельные младшие сыновья аристократов. Они основали города-полисы: Пантикапей и Тиритаку, Херсонес Таврический, Керкинитиду (сейчас соответственно Керчь, Севастополь, Евпатория), Феодосию — этот город сохранил своё греческое название.

Приблизительно за 300 лет до начала новой эры скифские поселения были сметены нашествием сарматов с востока. Неукрепленные греческие посёлки, очевидно, также были уничтожены, сохранились только города-крепости. Греки, которые проживают в Крыму на сегодняшний день, происходят не от первых эллинов-колонизаторов, они являются преимущественно потомками солдат Греческого батальона, участвовавшего в Крымской войне, а затем расселённого близ Балаклавы.

В первом столетии до н.э. Крым захватывают римляне и фракийцы, и он становится восточной окраиной Римской империи. Римлянами были возведены крепости Алустон и Гурзувиты (сегодняшние Алушта и Гурзуф). В V веке от Восточной Римской империи Крым «по наследству» достаётся Византии.

Средневековье

Во времена раннего Средневековья Крым одновременно или поочерёдно населяли готы, гунны, хазары, печенеги, иудеи (давшие начало караимам и крымчакам), и множество других народов, в этот же период здесь впервые ненадолго появлялись славяне.

В XII-XV веках Крым осваивают итальянские купцы — генуэзцы, пизанцы, венецианцы. Их вклад в формирование этнического состава населения полуострова оказался очень существенным: у крымчаков до сих пор встречаются итальянские фамилии.

Тюркские народы

В начале XIII века Крым захватывает войско Чингисхана, и он становится улусом Золотой Орды. Затем, с 1475 г., после падения татаро-монгольского государства, Крымское ханство переходит в подчинение Османской империи. Основное население Крыма в этот период — тюркское, именно тогда из потомков печенегов, половцев, татар, хазар формируется крымскотатарский этнос, долгое время — больше трёх веков — являвшийся самым многочисленным на полуострове.

Славяне

После вхождения полуострова в 1783 г. в Российскую империю большая часть татар и турок покидает полуостров, переселяясь в Турцию, а Крым всё больше заселяют славяне, в основном русские и украинцы. Примерно тогда же начинает увеличиваться количество евреев-ашкеназов. Этнический состав всё больше приближается к современному.

Сегодня в Крыму живут представители 125 народов, из них 70 считаются основными: то есть и в сельской, и в городской местностях проживает хотя бы одна семья этой национальности — как минимум один мужчина и одна женщина, — и хотя бы 5% представителей данного этноса считают родным его язык.

Самым многочисленным народом являются русские (58% населения), за ними идут украинцы (24%), крымские татары (12%), белорусы (около 1,5%). Менее 1% населения — но довольно многочисленные группы — составляют татары, армяне, евреи, молдаване, поляки, азербайджанцы.

Таким образом, Крым всегда был и остаётся многонациональным. И как бы непросто иногда ни складывались отношения между некоторыми народами, места на этом маленьком полуострове должно хватить всем.

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.