Важен каждый голос. Почему воронежцы пойдут на выборы губернатора

История с мёртвой 88-летней бабушкой, пролежавшей в своей квартире на улице Антонова-Овсеенко около трёх недель, обеспокоила многих воронежцев. И это понятно, ведь подобные ситуации с одинокими пенсионерами и их соседями, к сожалению, не редкость. Столкнуться с ними может каждый.

В многоэтажке на Антонова-Овсеенко соседи три недели били тревогу и добивались взлома двери, прося о помощи МЧС и участкового. Дверь вскрыли только после жалоб в СМИ и появления трупного запаха. До этого специальные службы опасались нарушить закон.

Почему в таких ситуациях, критических для жильцов подъезда, у полиции нет прав для взлома жилья, и воронежцы становятся заложниками ситуаций с умершими соседями - в публикации «Вести Воронеж».

Недели, месяцы, годы

Жильцы дома №33 на улице Антонова-Овсеенко заподозрили, что с их 88-летней соседкой случилась беда, ещё в начале января. Женщину перестали видеть на улице, а свет в её квартире не горел ни днём, ни ночью. У соседей были ключи, но из-за внутренней задвижки открыть дверь не получалось. Тогда горожане стали добиваться взлома. Но, как они ранее рассказали «Вести Воронеж», ни полицейские, ни спасатели не брались вскрывать дверь, опасаясь нарушить закон. После их обращения в СМИ дверь 29 января всё-таки взломали, а бабушку нашли мёртвой.

Такой сценарий, увы, повторяющийся. Правда, жильцы замечают исчезновения соседей не всегда. К примеру, одна из самых шокирующих историй случилась ещё в 2011 году. Тогда в воронежской квартире обнаружили останки одинокой пенсионерки, которая умерла 8 лет назад. Никто из соседей много лет не обращал внимания на забитый почтовый ящик женщины и затянутую паутиной дверь. Обнаружить, что горожанка мертва, помогли потёкшие трубы - один из жильцов заявил в управляющую компанию, что у него с потолков капает вода. Когда дверь вскрыли, наткнулись на мумию.

Похожая история случалась и в бобровском селе Хреновое в 2014 году. Там мёртвая пенсионерка пролежала в квартире полторы недели. Соседи женщины поняли, что она умерла, когда увидели падающих с потолка червей. Дверь квартиры вскрыли в присутствии начальника ЖЭКа и участкового полиции.

В 2018 году умерла жительница Воронежа, которая полгода не выходила из собственной квартиры. Перед тем, как запереть дверь, она начала себя странно вести - выносила свою мебель, стучалась к соседкам по ночам. Шанс спасти горожанку, наверняка, был, и соседи настаивали на том, чтобы полиция, УК и МЧС вскрыли квартиру и отправили женщину на лечение. Однако сделано этого не было из-за отказа самой хозяйки квартиры. Женщина умерла вскоре после того, как соседи начали бить тревогу и предприняли все возможные попытки её спасти.

Беспомощность в законе

Почти в каждом подъезде есть одинокие бабушки или дедушки - без родственников и близких, без друзей. Если пенсионер перестаёт выходить из дома, не слышно признаков жизнь со стороны квартиры, неравнодушные и внимательные соседи беспокоятся. Тревога нарастает, если человек не открывает дверь, не отзывается, в доме всё время горит свет или всё время темно. Что могут сделать люди в этой ситуации?

Прежде всего, соседи, которые предполагают, что за запертой дверью квартиры находится мёртвый человек, должны обратиться в полицию. Там обязаны зафиксировать обращение, однако в большинстве случаев тот же участковый сделать ничего не сможет. Закон, который защищает граждан от полицейского произвола, не позволяя взламывать двери без достаточных на то оснований, связывает стражей порядка в таких случаях по рукам и ногам.

По мнению юриста Александра Мазалова, действия полиции по закону вполне здравомыслящие.

Заявление соседей или знакомых действительно не являются основанием для вскрытия помещений. По закону, они чужие люди. Здесь важны доказательства. Если они собраны и говорят о том, что есть объективная опасность, квартиру вскрывают. Но представьте, если одинокий человек не умер, а, к примеру, попал в больницу, а участковый взламывает дверь в его жилище. Тогда квартира собственника оказывается открытой, замки после вскрытия полиция не восстанавливает. А значит, всё имущество хозяина жилища оказывается под угрозой. Такие ситуации возникают неоднократно и приводят к суду над полицейскими, - объяснил в беседе с корреспондентом «Вести Воронеж» Александр Мазалов.

Как считает юрист, воронежцы, ставшие заложниками ситуаций с умершими соседями, сделать ничего не могут. Квартиру вскрывают только с согласия собственника или его родных, либо по решению участкового, основанном на здравом смысле и собранных доказательствах.

Проблема беспомощности, когда неприкосновенность чужой собственности оказывается важнее жизни и смерть человека, весьма злободневна. Пользователи интернета обсуждают лайфхаки - как заставить специальные службы вскрыть квартиру соседа, который, вероятнее всего, давно мёртв. В основе советов - ложь во спасение. Так обеспокоенным людям предлагают жаловаться на дым в чужой квартире или запах газа, чтобы у МЧС появились основания взломать дверь. Для особо отчаянных предлагают придумать происшествие, которое якобы случилось там, где нужно уговорить отпереть замок.

В каких случаях можно рассчитывать на помощь полиции и МЧС?

Как выяснили «Вести Воронеж», согласно ФЗ «О полиции» силовики имеют право проникать в квартиры. Они могут взломать дверь, если требуется спасти жизнь граждан и их имущество, обеспечить безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, установить обстоятельства несчастного случая, задержать лиц, подозреваемых в совершении преступления.

У сотрудников МЧС тоже есть определённые полномочия, позволяющие проникать в квартиру без согласия жильцов. Но делать они могут это исключительно в экстренных ситуациях - к примеру, при пожаре, потопе. При этом проникнуть в квартиру им разрешается только в присутствии представителей управляющей компании.

Это место в центре города когда-то очень любила молодежь из-за вкусного мороженного, тира и незабываемой атмосферы.

4 июня митрополит Воронежский и Лискинский Сергей встречался с временно исполняющим обязанности губернатора региона Александром Гусевым. Владыка рассказал, что роспись Благовещенского кафедрального собора должна закончиться до конца этого года. Этот относительно новый храм является жемчужиной Воронежа, которая вместе с Первомайским садом является неотъемлемой частью исторического ансамбля города. Однако, если говорить о месте, где стоит собор, нельзя обойти стороной чудный парк Орленок. Эта площадка насчитывает длительную историю и хранит в себе множество различных секретов.

До образования парка на пересечении нынешних улиц Феоктистова, Фридриха Энгельса, Студенческой и Чайковского в царские времена существовал плац Михайловского Кадетского училища. После Октябрьской революции 1917 года военное заведение было закрыто. Вместе с ним большевики реорганизовали и плац, превратив его в площадь III Интернационала.

Рабочие проводили там массовые демонстрации, которые, по некоторым данным, заканчивались кровопролитиями. Погибших хоронили на месте. А затем на территории нынешнего парка предали земле погибших чекистов во время мятежа 1920 года. Похоронили там и бойцов Красной Армии, которые защищали Воронеж от банд в 1919 году. И, наконец, в Великую Отечественную войну в нынешнем парке «Орленок» стали хоронить советских солдат. То есть, это место почти все стоит на человеческих костях.


Об ужасных страницах парка сейчас свидетельствует воинский некрополь. За чугунной оградой видны мрачные надгробия и бюст. С ними резко вступает в контраст соседняя фигура «Мальчика со жвачкой». А немного дальше, в сторону улицы Чайковского в 2008 году был установлен памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму.





В парке находилось небольшое жёлтое здание. Оно было построено в конце 70-х годов XX века. В здании располагалась игротека, а в 1979 году при реконструкции парка к нему был пристроен выставочный зал как павильон для выставки детских рисунков. С конца 1980-х годов в «Орленке» работал Молодёжный театр при Воронежском институте искусств. В нём часто показывали спектакли, демонстрировали свои дипломные работы студенты-актёры. Здесь же работала постоянная труппа со своим репертуаром. С этого театра начинали свою творческую карьеру актёры Сергей Дорогов и Фёдор Добронравов, ныне известные по передаче «6 кадров». Однако здание постепенно пришло в аварийное состояние и было покинуто театром.


Воронежский парк «Орленок» хранит множество секретов. Одним из них до недавнего времени было кафе «Джек Воробей». Заведение закрылось, а в его помещении стали жить бездомные люди. Они устроили в здании настоящий рассадник антисанитарии и болезней. Все это происходило прямо напротив ОВД по Центральному району Воронежа. Когда же ситуацию предали огласке, то городские власти были вынуждены демонтировать здание кафе.

Когда-то это был прекрасный детский парк, с каруселями. В 80-е годы здесь было прекрасное кафе «Дюймовочка». Там продавали вкусное мороженое с шоколадом, ликером, а также пирожные разных видов, кофе, соки и прочее. Это было любимое кафе студентов, молодежи и детей разных возрастов. А еще там был замечательный тир. Сейчас многое из этого уже в прошлом. Вот бы все это вернулось! – вспоминает воронежец Сергей Чернышов.


Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж

О диалектах в Международный день родного языка, который отмечался в конце февраля, нам рассказала Марина Панова, филолог.

Поговорим по-древнерусски?

АиФ: - По какому выговору можно узнать уроженца Воронежской области?

М.П.: - Для всей области характерно такое явление, как аканье - совпадение гласных «о» и «а» в безударном положении. «А» произносится более открыто: «вАда». Есть и очень древний тип аканья, когда гласный звук, стоящий перед ударением, сильно сокращается. Встречается и яканье, когда говорят «лЯса», «сЯстра». Это явление мы отмечали даже в письменных работах на ЕГЭ. Выпускники писали: «посЯщать театры» или «они не обделЯны». Другой яркий признак нашего края - фрикативное произношение звука «г».

Воронежские говоры сохраняют и особенности древнерусской морфологической системы. Например, глаголы настоящего времени третьего лица часто произносят как: «носюТЬ», «кормюТЬ», «ходюТЬ». Так говорили ещё в Древней Руси.

АиФ: - Какие слова зародились в Воронежской области и используются по сей день? Я припоминаю: насаются, баклажка, барагозить, грядушка…

М.П.: - Сложно определить, какие слова зародились именно у нас, но предположить можем. В воронежских говорах есть слова, характерные для нашей местности, так называемые узколокальные диалектизмы. Например, собственные воронежские названия пищи: бобырка - оладьи; каша-выгонялка - последнее кушанье праздничного обеда, его подают, когда пора заканчивать празднество; сирота - компот из свёклы, сушёных груш и тёрна. Есть много воронежских слов в названиях орудий труда. Например, лопату называли грабка, выкидка, грабара, нарезок, скребушка. Плуг - букарёк, быстряк, одноконка, боронки и т. д. Существует много воронежских названий рыб: лупань (белоглазка), торпеда (щука), хозяин (сом), шуршун (окунь).

Что касается распространённых слов, которые известны многим жителям Воронежа, то это, например, грядушка в значении «спинка кровати»; квас - в Воронеже так называют не просто напиток, а окрошку; паска - так у нас зовётся кулич, который пекут на Пасху.

Юбка для замужних

АиФ: - Вы изучали названия одежды в воронежских говорах. Что примечательного есть у нас?

М.П.: - Одна из самых ярких черт воронежского костюма - юбка, которая называется понёва. Это клетчатая юбка замужних женщин с особым орнаментом. Сама по себе она могла многое рассказать о женщине, которая её носит: размер клетки свидетельствовал о размере земельного надела у семьи, тип и цвет орнамента - о возрасте женщины и времени ношения юбки (праздничная или будничная). В воронежских говорах есть более 50 названий разных видов понёв: белоруска (с белыми полосками), голоклетка (без вышивки), кудрявка (богато украшенная), синевка (синий фон) и другие.

В наших сёлах есть украшения, которые больше нигде на территории страны не встречаются. Например, наспинные украшения. Если ожерелья, к которым мы привыкли, вешаются на грудь, то эти старинные украшения вешались на спину и назывались замётка. Замётка встречается в сёлах Репьёвского и Острогожского районов. Есть предположение, что эти традиции были заимствованы у финно-угорских народов. Кроме того, такие украшения имели иконки - своего рода оберег, которые водружались на ту часть тела, которая требует защиты. Украшая спину, женщина создавала оберег.

АиФ: - Сейчас понёва уже не актуальна?

М.П.: - Это слово знают, но понёву ежедневно уже не носят. Хотя, в некоторых сёлах, где развита песенная культура, понёвы надевают на выступления. Старинная понёва до сих пор активно используется в селе Русская Тростянка Острогожского района, там есть ансамбль, который выступает в народном костюме.

Как гробница стала радугой?

АиФ: - Насколько уместно использование диалектизмов в литературной речи?

М.П.: - Отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, в грамотной литературной речи неуместно использовать такие слова или говорить с фрикативным «г». Но с другой, диалектная лексика - это отражение богатой культуры народа, языкового сознания. Поэтому очень важно ещё в школе формировать отношение к этим словам как к инструментам, дающим нам представление о культуре народа, его интеллектуальном труде, мифологических представлениях славян.

Однажды мне встретилось слово «гробница» в необычном значении - «радуга». Когда я задалась вопросом, почему так, оказалось, что это слово связано с глаголом грести. А этот глагол у славян означает не только движение вниз - «сделать яму,» но и движение вверх - «сделать насыпь, возвыситься к небесам». А радуга - это некий мост, который связывает два мира: земной и небесный. Отсюда гробница - радуга.

АиФ: - В сёлах диалектизмы по-прежнему в ходу?

М.П.: - Это зависит от многих факторов. Чем дальше село от областного центра, тем лучше сохраняются диалекты - там не так сильно влияние литературного языка. Это также зависит от возраста говорящего: чем человек старше, тем больше старых диалектных слов остаётся в его говоре.

О том, как мы теряем свою историю, «АиФ-Черноземье» рассказал автор проекта «Археологическое наследие Центрального Черноземья» Александр Никитин .

Мавзолеи, как в Самарканде

Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Александр, по закону, место будущей стройки должны сперва обследовать археологи. Но как часто соблюдается эта норма?

Александр Никитин: Положительная динамика налицо. После 2015 года в историческом центре города прошло сразу несколько раскопок. Одно из самых громких открытий этого года - обнаружение на ул. Фрунзе остатков воронежской крепости XVII века: вала и рва.

Ответственный бизнес предпочитает идти по легальному пути, чтобы не столкнуться с негативной реакцией общества и власти. А примеры такой реакции есть. Так, были заморожены стройки напротив Чижовского плацдарма и на ул. Пушкинской - рядом с областной Думой .

Но если исторический центр Воронежа на виду у органов власти, общественников и просто неравнодушных граждан, то на просторах области ситуация сложнее. Можно делать всё, что хочешь, пока кто-нибудь не обратит внимание. Иногда это просто нарушение процедуры, а иногда - реальный ущерб памятнику археологии. Часто сами чиновники выступают заказчиками строительства и нарушают закон.

Есть и положительный опыт. Перед прокладкой трассы под Новой Усманью было заказано исследование. В итоге нашли погребения второго тысячелетия до нашей эры - это между строительством египетских пирамид и штурмом Трои . В те времена здесь проживали скотоводы.

Ещё один забытый, но интересный случай. В начале 2000-х один из колхозов Бобровского района заказал строительство приехавшим туда туркам-месхетинцам. Те начали копать и наткнулись на изразцы: средневековую плитку, похожую на ту, что покрывает мечети и мавзолеи в Самарканде и других древних городах Средней Азии. Несмотря на то, что председатель колхоза ругался и угрожал, дальше копать рабочие отказались.

По счастливой случайности рядом проезжали археологи ВГУ, и рабочие показали им свою находку. Археологи сначала сочли всё за шутку, но приехали на место, заложили шурфы. Теперь в Воронежской области известны два мавзолея золотоордынского периода. Там были погребены люди высшего слоя, возможно, даже чингизиды - потомки Чингисхана. А дали бы строители слабину - никакого открытия не было бы.

К сожалению, строительные фирмы сообщают о находках крайне редко: остановка работ хотя бы на день стоит колоссальных денег. Но этих издержек можно избежать ещё на этапе проекта - достаточно заложить время и незначительные, по меркам строительного бизнеса, деньги на археологическое исследование.

В советское время до 1% бюджета, заложенного на строительство, выделялось на охрану объектов культурного наследия. Так, во время строительства воронежского водохранилища была выявлена целая серия памятников археологии. Порядка 40 из них сейчас затоплены, и они чувствуют себя значительно лучше тех, что остались на поверхности.

Ещё в Российской империи были археологические общества, одно из них действовало под патронатом императора. Получается, и до революции, и в советские годы видели смысл в сохранении памятников, а сегодня это очевидно далеко не всем.

Потерянный Воронеж

А где в современном Воронеже могут быть найдены или, наоборот, потеряны по вине строителей археологические памятники?

Есть культурный слой города Воронежа. Это территория между Северным и Вогрэсовским мостами, набережной и ул. Кольцовской.

Подобные вещи могут быть и за пределами культурного слоя. Например, так называемый Вантит - комплекс славянских памятников от санатория им. Горького и до Чертовицкого. Там, куда ни ткни, - памятник археологии. В Северном районе на ул. Мордасова сохранились Частые курганы - прямо между многоэтажками. Больше ста лет назад там была найдена знаменитая скифская серебряная чаша, которая сейчас хранится в Эрмитаже . Эти курганы прославили Воронеж на весь мир. На любой карте расселения скифов указан наш город.

И почему же эти курганы не продолжают исследовать?

Хотелось бы сохранить их для будущего. Ведь каждые 50 лет методика археологии меняется. Сейчас мы можем найти погребение возрастом 4-5 тыс. лет и узнать, что человек ел перед смертью! Полвека назад об этом нельзя было даже помыслить.

А ещё через полвека, может быть, появятся методы, которые позволят исследовать эти памятники, даже не раскапывая. Это наша золотая мечта, ведь после раскопок памятник исчезает и превращается в музейную коллекцию и отчёт.

А много ли памятников мы потеряли из-за несогласованных строек?

За последние 20-30 лет на береговой линии Воронежа построено множество коттеджей. Но ещё до войны эти места были обозначены на археологической карте как места обнаружения артефактов и эпохи бронзы, и скифо-сарматского времени, и Древней Руси. Там находили монгольские стрелы. И мы могли бы найти летописный Воронеж, который точно был, но до сих пор не обнаружен.

В 1990-2000 годы всё застраивалось без всяких раскопок. Сейчас всё-таки механизм в целом заработал.

Предков не жалко?

Но в этом году была предпринята попытка отменить историко-культурную экспертизу. К чему это может привести?

Весной с такой инициативой выступил губернатор Московской области Андрей Воробьёв . Это было подано под соусом заботы о малоимущих гражданах, пенсионерах и многодетных семьях. Конечно, народный губернатор продвигает интересы именно этих групп, а не подмосковных строителей.

Можно вспомнить, как в 2011 году на Украине не очень умные люди - а, может быть, диверсанты - предложили изменить земельный кодекс, и там убрали пункты про археологические исследования. Да, строить стали быстрее. Но у любого патриота - не говоря уже о националистически настроенных гражданах - уничтожение истории родной страны вызывает однозначные выводы. Потом случился Майдан. И выпускники украинских истфаков там тоже были.

К счастью, у нас в первоначальном виде законопроект не прошёл. В августе Госдума приняла поправки в закон. Их смысл в том, что теперь экспертиза должна проводиться не везде, а только на территориях, в отношении которых есть информация об объектах историко-культурного наследия. Ещё не понятно, как это будет реализовано на практике, но возникает поле для мошенничества и коррупции.

Ведь строчку можно понять очень узко и вести речь только об объектах, поставленных на учёт. Но в советское время не было даже такого понятия, как реестр памятников. А ведь эти памятники физически существуют. Или представим, что у нас в какой-нибудь национальной республике начнут прокладывать трубопровод или дорогу через родовое кладбище!

Кстати, в Воронежской области есть огромное количество забытых кладбищ. В этом году в Калаче стали прокладывать коммуникации к школе прямо через погост, где были похоронены священнослужители расположенной рядом церкви - объекта культурного наследия. Что интересно, директор этой школы в 2017 году стал лучшим директором России в номинации за духовное и патриотическое воспитание. Это просто сюрреализм. Как можно рассказывать школьникам на уроке истории про патриотизм, когда за окном разрушают склепы предков?

Недавно на территории бывшего завода им. Коминтерна разрушили обелиск, установленный в память о рабочих, павших на Великой Отечественной войне. Никакого особого статуса у него не было. Получается, и защитить его было нельзя?

Конечно, юридические претензии к людям, которые это сделали, предъявить тяжело. Но я с трудом представляю, как грамотный, культурный человек отдаёт распоряжение экскаваторщику снести обелиск. Я с трудом представляю экскаваторщика с патриотическими чувствами, который начинает сносить обелиск. Кто эти люди? Иностранные наймиты? Агенты госдепа ? Разрушение этого памятника - последняя точка в уничтожении одного из лучших предприятий Советского Союза.

Какой образ возникает у вас в голове при слове «гробница»? Каменные горгульи, кресты и мумии? А как же радуга? Нет, мы вовсе не смеемся. Издревле в Воронежском крае «гробница» была связана с глаголом грести. Причем у славян за одним этим словом скрывалось сразу два значения: «делать яму» и, наоборот, - «делать насыпь, возвышаться к небесам». Радуга - это некий мост, который связывает два мира: земной и небесный. Поэтому радугу наши предки зачастую и называли гробницей.

Воронежцы «акают», «якают» и…

Недавно студенты третьего курса филологического факультета ВГУ вернулись с диалектологической практики. Они побывали в селе Плясоватка Верхнехавского района, где узнали много нового о том южном говоре, который присутствует в нашей местности. Привычно считать, что воронежцы «гэкают». А как еще узнать земляков?

Корреспондент «КП » встретилась с доцентом кафедры славянской филологии, кандидатом наук Мариной Пановой и теми самыми третьекурсниками. Они рассказали, что интересного удалось найти во время поездки.

С помощью диалектологической практики студенты могут погрузиться в стихию народной речи и потом применить полученные знания. В частности, одно из заданий для них - определить тип «аканья». Это совпадение гласных «о» и «а» в безударном положении. «А» произносится более открыто: «вАда », - поясняет Марина Панова.

Для Воронежской области характерно сильное аканье. Эта особенность была свойственна и литературному языку и не является древней. То же и с «яканьем» - например, «вясна», «нясла». Есть и еще одна яркая особенность: слова среднего рода переходят в женский. Так, в некоторых селах нашего региона до сих пор говорят: «худая одеяла» или «варили мясу».

Глаголы настоящего времени третьего лица часто произносят со смягчением: «высушуТЬ», «потолкуТЬ», «делаюТЬ». А в древних формах конечное «Т» отсутствует: «любя», «дружа». Эти особенности южнорусского говора не являются собственно воронежскими - так произносят слова и в некоторых других регионах.

Как по одежде отличали воронежских дам?

Если смотреть с этнографической точки зрения, то села Воронежской области делятся на те, где была «понева» и где обычная юбка. Понева - это клетчатая юбка замужних женщин с особым орнаментом. Сама по себе она могла многое рассказать о своей хозяйке, которая ее носит: размер клетки свидетельствовал о размере земельного надела у семьи, тип и цвет орнамента - о возрасте женщины и времени ношения юбки (праздничная или будничная).

В воронежских говорах есть более 50 названий разных видов понев: белоруска (с белыми полосками), голоклетка (без вышивки), кудрявка (богато украшенная), синевка (синий фон) и другие. Село без поневы - это важный этнографический признак. Например, в селе Плясоватка женщины носили полосатую однодворческую юбку. Однодворцы - независимые крестьяне без помещиков. Вообще по юбке можно было узнать, из каких областей России пришли переселенцы и каков у них социальный статус, - рассказывает Марина Владимировна.

В воронежских селах есть украшения, которые больше нигде на территории страны не встречаются. Все привыкли, что ожерелья носят на груди. Но в нашем регионе они вешались на спину и назывались заметками. Их можно было встретить в селах Репьевского и Острогожского районов. Есть предположение, что такая традиция была заимствована у финно-угорских народов. Кроме того, на части тела, которая требует защиты, носили иконки - своего рода оберег.

Пока сохраняются особенности языка, народ будет жить

Продукты коренные жители воронежских сел также называют необычно. Например, каша-выгонялка - это праздничное блюдо, которое подают в самом конце. Гостю ведь как-то нужно намекнуть, что ему пора домой. А вот парнюшка - кушанье из сладкой свеклы со ржаной мукой. Квашонка - особый кисломолочный продукт, настоящий конкурент современному йогурту. Сирота - компот из свеклы, сушеных груш и терна. А бобышками зовут оладьи.

Есть очень интересная лексика, связанная с обрядами. Например, худой блин. В последний день свадьбы невеста должна была испечь дырявый блин. Она приносила его своим родственникам, а те, в свою очередь, ее хулили, то есть ругали, и должны были закрыть дырки в блине деньгами. Чем больше денег наберется, тем лучше будет хозяйка, - рассказывает студентка третьего курса филфака Ирина Дмитриева .

Что касается более распространенных слов, то вы, наверное, и сами знаете: грядушкой воронежцы называют спинку кровати (в некоторых других регионах это слово означает огородную грядку). Квасом - не просто напиток, а окрошку, а паской у нас зовется кулич, который пекут на Пасху.

Подобные практики не только помогают устанавливать контакт с людьми, но и дарят невероятные эмоции как нам, студентам, так и тем, с кем мы общаемся. Нас звали остаться, угощали овощами и фруктами. Вообще, встретить таких людей, узнать об их традициях и обычаях незабываемо. Мы постараемся сохранить эту самобытную культуру и передать ее следующим поколениям, - делится впечатлениями студентка третьего курса филфака Вера Четверикова .

Все результаты практики заносятся в словарь воронежских говоров. Диалекты отражают богатство языка и создают представление о материальной культуре народа. Пока сохраняются такие особенности, народ будет жить.

В ТЕМУ

Бастенька, не носи ошметки!

На Воронежском эколого-историческом сайте «Вантит» приведены необычные диалектные слова, которые также были характерны для нашей области. Вот некоторые из них:

Бастенька, бастенький - хорошенький, красивенький, нарядный.

Бубочки, буба - ягода, горошина, вербные сережки.

Драчона (-ка) - яичница; вид пищи, приготовленный из каши с добавлением яиц и масла.

Зозуля - кукушка.

Козыречки - маленькие городские санки.

Ошметки - 1) истоптанные, избитые лапти; 2) старые изношенные ботинки, сапоги.

Сипуга - сильная метель.