Рисование на воде эбру. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей

Эбру – это необычная техника рисования, которая зародилась в далеком прошлом. Самые древние произведения в этом стиле сохранились в Турции, а также Индии и Туркестане. Сегодня технику эбру, а это знакомое нам рисование на воде, может освоить каждый желающий, такое оригинальное занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Главное запастись необходимыми материалами и терпением для получения навыков.

Эта удивительная универсальная техника, которую используют и профессиональные художники, и любители и даже воспитатели для развития детей в детском саду.

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Видео по теме статьи

Для всех, кто хочет изучить живопись на воде более наглядно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео мастер классов:

Анна Костылева

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс.

Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Современный исследователь детского изобразительного

творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.


Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.

Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник рисования «ЭБРУ».


«ЭБРУ» - искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

Рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но можем точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция, а потом постепенно появилась и в Европе.

В переводе слово «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «Эбру» называли - «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Сейчас у этого искусства множество поклонников, создаются целые

школы по обучению технике рисования Эбру.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость.

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.

В работе с дошкольниками использую технику «ЭБРУ» с целью:

развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Она помогает решить следующие задачи:

1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования;

2. Подбирать и использовать нетрадиционный ИЗО материал;

3. Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление;

4. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.

И в результате:

1. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

2. Находят не стандартные способы художественного изображения;

3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

И сегодня я проведу мастер - класс «Нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ».

В начале, я расскажу, как работать в этой технике

шаг 1.

Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости.


Приготовить не густой клейстер из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного канцелярского клея, все перемешать. Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению. Как вы видите, жидкость уже подготовлена.

2 шаг.

Подготовка красок


Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, т. к. она оседает.

3 шаг.

Подготовка ИЗО материала


Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага (акварельная, палитры.

4 шаг.

Рисование в этой технике


Берем лоток с подготовленной жидкостью и палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного) или кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности).


5шаг.

Перенос рисунка на бумагу

Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.


Даем рисунку высохнуть в течение суток. Если делали фон то можно продолжить работу, а если рисунок, то он готов. А сейчас предлагаю вам попробовать порисовать в этой технике.


Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет фантазии и идеи безграничны. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым.


Вывод

С вашего разрешения подведу итог. Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.


Свою работу веду не только с детьми, но и провожу мастер – классы с родителями, знакомя их с нетрадиционными техниками. Оформляем стенды, выставки, сама провожу кружок по ИЗО деятельности.

Спасибо за внимание!

Нетрадиционные техники рисования предоставляют нам широкий простор для творчества. Корни многих интересных и необычных техник рисования — в древних работах и технологиях, при помощи которых умелые мастера создавали затейливые абстракции и имитировали в своих рисунках структуру камня.

Предлагаю рассмотреть технику рисования на воде, очень схожую с японской суминагаши, которую практикуют художники с двенадцатого века. В работе, ими использовались натуральные краски и материалы. Весьма причудливые рисунки создавались на поверхности воды при помощи кисточек, капель краски и обыкновенных палочек, которыми перемешивали краску. Затем при помощи быстрого прикладывания листов бумаги к поверхности воды с нанесенным рисунком, его сохраняли на бумаге. Эти работы использовались для украшения интерьеров.

К нам же искусство рисования на воде пришло из Турции и там оно называется Эбру. Умение создавать красивые абстракции зачаровывает и можно часами наблюдать за работой настоящего мастера и волшебными превращениями рисунка. В последнее время эти интересные техники рисования приобретают все большую популярность.

Научиться таким нетрадиционным и причудливым техникам рисования довольно просто. Нужно изучить технологию, запастись терпением и небольшим количеством времени.

Порисуем на воде

Материалы для нашего мастер класса понадобятся простые и доступные. Нам нужна пластмассовая емкость с небольшим количеством воды. Она должна быть большего размера, чем наши листы бумаги, на которые мы впоследствии нанесем рисунок. Бумагу можно использовать как тонкую промокательную, так и плотный ватман для акварели.

Для облегчения работы и получения более плотного и стойкого рисунка, мы воспользуемся современными аэрозольными красками из баллончиков. Такие краски не проникают в глубину воды, ложась на поверхность слоем. Работать с ними следует на свежем воздухе и нужно учитывать, что даже на поверхности воды они очень быстро сохнут.

Рисование на воде начинаем с нанесения нескольких цветов краски из баллончиков на поверхность.

Затем при помощи кисточки или палочки аккуратно начинаем создавать абстрактный рисунок, слегка перемешивая краску.

По достижению желанного результата, берем лист бумаги и быстро, но аккуратно прикладываем его к поверхности. Затем также бережно отрываем его от воды. От того, как будет оторван лист бумаги от воды, зависит вид получившегося рисунка. Можно поднять его строго вертикально или, протянув по воде, создать движение и дополнительные разводы на рисунке.

В результате, в зависимости от выбранных цветов, мы получаем оригинальную имитацию среза мрамора, малахита или других минералов. Повторив процесс с начала, можно изготовить довольно много таких необычных работ.

Эти рисунки можно использовать как самостоятельное произведение искусства и поместить их в рамку. Ими можно украсить стены, наклеив листы с узорами вместо обоев или плитки. Эта интересная техника рисования позволяет создавать уникальные и неповторимые узоры, меняющиеся при каждом оттиске. Они придадут изысканный и роскошный вид помещению, где будут располагаться. Аэрозольная краска быстро сохнет и защищает поверхность бумаги от влаги. Кроме того, после получения необходимого количества оттисков, и наклейки их на поверхность стены, поверхность можно покрыть лаком с помощью кисти или из баллончика.

С техникой эбру я познакомилась осенью во время работы в реабилитационном центре , где этот способ рисования по воде используют в качестве терапии для детей-инвалидов. Меня впечатлила реакция детей, их эмоции, простота исполнения и невероятная красота получающихся рисунков. Безусловно, для настоящего эбру нужен полный набор специальных средств: красок, раствора, гребней, жесткой кисти, шила (в центре работают с материалами от Artdeco). Но оказалось, что в домашних условиях тоже можно сотворить нечто подобное: эбру на молоке. В Инстаграме в последнее время много раз мелькали фотографии опытов с молоком, красками и средством для мытья посуды, именно они и натолкнули меня на мысль — совместить эту забаву вместе с идеей эбру-рисования.

Итак, берем большой поднос и наливаем молоко — у нас в холодильнике оказалось 2,5% жирности, думаю, что на более жирном молоке результат получится еще интереснее.

Затем мы с Агатой в отдельных емкостях немного развели водой икеевскую гуашь (другой краски дома нет, но, возможно, и обычная гуашь подойдет).

Вот и все приготовления. Из инструментов нам понадобились пипетка, обычная кисточка, зубочистка и палочка для суши. А дальше началось самое настоящее волшебство, остановить которое я была не в силах в течение почти 2 часов! Так долго дочь не увлекал ни один из способов взаимодействия с красками.

Особенно Агате полюбился процесс получения оттиска на листе бумаги. Она назвала это «типографией» и решила, что будет таким образом украшать все имеющиеся белые листы в доме. У нее отлично получалось самостоятельно выполнять все манипуляции по переносу красок: брать лист, класть его на молочный рисунок и потом вытаскивать для просушки.

После того, как краски перенесены на лист, можно творить еще бесчисленное количество раз. Очень красиво получается, если краску не только капать пипеткой, но и разбрызгивать с помощью кисти. Затем мы брали зубочистку или палочку и делали узоры.

Агата использовала не только плотные листы мелованной бумаги, но и самые обычные квадратики из блокнота: результат был хорош и в первом, и во втором случае. Вот только тоненькие листочки после высыхания пришлось прогладить утюгом, так как они немного покоробились. Дочь заявила, что на квадратных рисунках она будет писать мне письма, и у нее получилась довольно солидная пачка заготовок:-).

Как всегда после «официальной» части творчества в ход пошли дополнительные ресурсы))

В этот раз в качестве шила применялся хвост трицератопса, а молоко было решено заменить десертом (персикового цвета на фото). И что я могу заметить: техника рисования на молочном густом десерте совершенно отличалась от предыдущих опытов. На этом «киселе», как назвала его Агата, краски так не разбегались, и рисунки получались чуть более стабильными. Жаль, что долго нам не удалось поэкспериментировать, потому что следующим этапом было смешивание.

В этот момент мы и вспомнили про средство для мытья посуды. Агата набирала его на кисть и стряхивала на рисунок: ниже видно, как разбегается краска по поверхности молока-киселя. Потом эти же фокусы проделали все наши игрушки, заставляя мыльными хвостами краску сдвигаться к бортикам подноса.

Мы перенесли на бумагу очень много рисунков, и впечатлений у нас не меньше! После сушки и глажки пытались угадать, увидеть в причудливых узорах какие-то изображения, дать им названия. Агата предложила считать эти творения картами и рисовать на них ручкой лабиринты, писать названия островов и морей, прокладывать путь морякам и пиратам. И ведь она права: получился вид фантастической планеты из космоса с ледниками, реками, пустынями.

Здравствуйте, дорогие мамы!

Ещё год назад, уже не помню откуда узнала я о технике эбру. С тех пор периодически работаю над усовершенствованием её качества, потому что у нас нет специальных красок и материалов для профессионального эбру. Дело в том, что эбру - это турецкая техника живописи по ВОДЕ.

И для этого используются специальные краски, а также загуститель для воды, которые изготавливаются на основе местных растений. Эбру используют как на бумаге, так и на ткани, керамике и разных материалах. В чём то эта техника похожа на марморирование, но всё же отличается своей технологией. Итак, вот как я описала эту технику на своём сайте (www.art-alla.jimdo.com) :

«Эбру - это турецкая техника живописи по воде. Смысл этой техники заключается в нерастворимости красок в воде. На воду предварительно немного загущёную наносятся капли краски, а уже затем при помощи разных инструментов - шила, спицы, гребня, формируются рисунки и узоры прямо на поверхности воды! Сам процесс обладает совершенно уникальными, терапевтическими свойствами. Он способствует расслаблению через созерцание красоты цвета и формы, которые плавно перетекают друг в друга.

Конечно, для профессионального эбру нужны специальные материалы, которые изготавливаются в турции, на основе местных растений. Но даже без этих материалов наслаждаться процессом эбру можно и в домашних условиях. Для этого нужно приготовить не густой клейстер на основе крахмала, по консистенции похожий на кисель. А также краски на масляной основе. Их нужно развести в разных ёмкостях с помощью разбавителя, чтобы они были жидкой консистенции. затем в ёмкость с большой поверхностью выливается жидкость - основа на крахмале. Можно приспособить ёмкость для проявки фотографий или глубокий поднос. Чем больше будет площадь поверхности, тем большего формата можно будет изготовить оттиск.

Далее берётся лист бумаги, лучше акварельной и аккуратно кладётся на рисунок. Ждём несколько секунд и за края поднимаем лист бумаги, позволяем стечь воде, кладём на горизонтальную поверхность и даём высохнуть. Этот процесс можно ускорить с помощью фена, но не поднося его слишком близко к оттиску.»

Вначале я делала просто абстрактные рисунки, пробовала водить по воде разными инструментами, совершать разные движения.

Сам процесс настолько меня очаровал, что я особо не заботилась о результате! Это похоже на то, как наблюдать какой-то космос... Потом я обратилась к конкретике.

Пока рисую цветы и деревья.

Захватывает то, что результат никак нельзя прогнозировать. На воде может быть прекрасно, а на бумаге совсем не то. Но меня это не очень разочаровывает.

А последние открытия - это мотивы, которые я дорисовываю на основе совершенно абстрактных разводов! Знаете, как бы ты ни владел мастерством рисунка, но специально я бы точно не нарисовала такой мотив!

Это «Мальчик с рыбкой», который проявлен из абстрактных разводов краски. Волшебство, что тут ещё скажешь!

Потом родилась ещё одна работа, я назвала её «Джунгли».

Не так трогательно, как мальчик, но довольно интересно - закручено для любителей фэнтези.

Также, как учителя меня очень интересовало, как сделать эту технику доступной для работы с маленькими детьми без всяких химических разбавителей.

Коля уже не раз тестировал на себе разные подходы, которые я уже описывала

Вобщем, теперь я обязательно включу эту технику в программу для своих учеников. Это то, что надо попробовать.

Алла

(www.art-alla.jimdo.com)

КОНКУРС!!!

РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ!

Число блогов и советов не ограничено - каждый может прислать их в любом количестве

ПРИЗОВОЙ ФОНД

Каждую неделю - поощрительный приз

Каждую неделю на каждом портале - www.maminuklubs.lv и www.сайт - за недельный вклад в наш копилку идей (оцениваться будет и активность, и качество) один участник конкурса получит поощрительный приз.

Разыгрываются настольные игры

от магазина детских товаров "Princese" (ул.Сахарова, 8, Рига)

Каждую вторую неделю дополнительно -

массажные коврики от студии дизайна Kabinetto

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

месячный абонемент на развивающие занятия в Мамином Клубе

Также кто-то получит в подарок

большую упаковку подгузников Huggies® Super Dry,

которые защищают малыша вплоть до 12 часов!

Разыграем

комплект подвижного алфавита

(его можно заказать по адресу [email protected])

Может и появится.Но даже не в детках дело...А в моём начинании бизнеса.Но возможно кажется всё так сложно,на самом деле будет лечге.. 😀

Ну Ириш, ты даёшь 👍
Я пробовала вместо разбавителя масло льняное, которым краски разбавляются...но оно оставляло жирные пятна, медленно сохло - короче не то. Ещё надо попробовать с консистенцией красок поэкспериментировать...К примеру развести акрил или гуашь, а потом с ПВА подогнать до нужной консистенции. Вобщем есть над чем поэкспериментировать 😉

Да шёлк - это сказка! Ничего время работает на нас 😀 детки то растут, может и время появится 😉