Смысл сказки репка. Скрытый смысл в русских народных сказках

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки. Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака - это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Главные герои сказки «Репка» — дружная семья. Глава семьи, дед, однажды посадил на огороде репу. И вырос этот корнеплод таким огромным, что не смог его дед из земли вытащить, когда пришла пора урожай собирать. Позвал он на помощь сначала бабку. Но и вдвоем они не смогли извлечь репку. Затем пришлось звать внучку, потом собаку Жучку, потом кошку. И даже такой большой компании не удалось вытащить репу из земли.

И только когда кошка позвала мышку, дело сдвинулось с места. Совместными усилиями репку удалось вытянуть из гряды.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Репка» состоит в том, что трудные дела надо делать сообща. При решении тяжелых задач даже самая незначительная помощь может иметь решающее значение. Казалось бы, много ли сил у маленькой мышки? Совсем немного, но этой малости хватило, чтобы сдвинуть с места тяжелую репу. Сказка учит дружбе и взаимопомощи, как в семейной жизни, так и в общественных делах.

В сказке мне понравился дед, который сумел вырастить такой большой корнеплод, что его пришлось вытаскивать всей семьей. А еще мне понравились добрые взаимоотношения между персонажами сказки. Ведь в этой сказке кошка совсем не боится собаки, а мышка охотно откликнулась на просьбу кошки помочь в вытягивании репки. Персонажей сказки можно назвать образцом дружной семьи.

Какие пословицы подходят к сказке «Репка»?

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Один в поле не воин.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Смысл сказки Репка

Многие догадываются, что в сказках в виде простых истин заложен глубокий смысл.
Я хочу здесь предложить вашему вниманию сказку о Репке. И вопросы к ней.

Итак, сказка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -

Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

Вопросы.
Задача – вытащить репку (решить проблему).
Кто такой дед? Уж не один ли из мудрых старцев мира, решающий глобальные вопросы?
В сказке он тянет репку. Причём большую репку, которую он сам вырастил - для всех своих "подопечных".
Почему репку сперва тянул один дед?
Почему дед вместо того, чтобы одному – копать лопатой, стал один – тянуть?
Почему он не позвал всех сразу – бабку, внучку и т.д.? А пригласил только бабку?
Почему дед позвал именно бабку – свою старую помощницу, а не сыновей или кого-то другого?
Почему именно бабка (а не дед) позвала – внучку? почему именно внучку?
Почему внучка стала звать жучку? (они дружат, на определенном этапе друг позвал друга).
Жучка – кошку? (жучка с кошкой часто враждуют, на определенном этапе часто враждующие между собой стали взаимодействовать для решения задачи).
Кошка – мышку? (охотница позвала добычу, опять же – на определенном этапе, после того, как часто враждующие кошка для решения задачи встала за жучкой).
Почему дед молчал, не давал указания – позвать тех-то и тех-то? Бабка должна была сама догадаться позвать внучку. Все остальные – тоже. Кошка – также сама, без чьих-то указаний, додумалась позвать именно свою добычу – мышку.
Причём всё делается по доброй воле. Жучка кошку зовёт и та приходит. Кошка зовёт мышку - и та приходит, без насилия и вражды.
Почему именно в такой последовательности: дед-бабка-внучка-жучка-кошка-мышка?
Почему репку тянут последовательно друг за дружкой, а не параллельно, обступив репку?
Казалось бы, как мышка может помочь деду вытащить репку? Мышка же держится за кошку. В чём сущность её усилия? Усилие минимально, но почему-то без усилия мышки (потенциальной жертвы кошки) репка не вытаскивается (задача не решается).
Опять же важно: Репка вытягивается (задача решается) только по совместному рывку (тянут-потянут), все делают рывок дружно и скоординированно, причём в одной связке - друзья, враги и жертвы.

Для решения задачи получается интересная команда, где каждый участник со своим статусом. Собрались дед (старый мудрый глава семьи), бабка (его старая опытная помощница), внучка (молодая, растущая, и динамичная по сравнению с бабкой и дедом), жучка (подружка внучки), кошка (независимая, часто ссорящаяся с жучкой), мышка (потенциальная жертва кошки). Т.е. команда собралась - из одного хозяйства (в широком смысле – из одной страны), с разными взаимоотношениями (пара жучка-кошка по взаимодействию между собой – отличается от пары кошка-мышка и т.д.).

Интересен состав участников команды по решению задачи (вытаскиванию репки), неоднородность участников, функциональность участников, последовательность усилий при вытаскивании репки.

Оконченная ли сказка? Наверное, окончание сказки – все дружно едят репку – и дед, и мышка, и все остальные.

Думаю, что все эти вопросы - всего лишь маленькая вершина айсберга - того смысла, который заложен в этой древней сказке. Думаю, что в этой сказке заложен русский механизм решения любых задач. Русская математика и русская механика решения. Подумайте сами.

В продолжение темы о Репке хотелось бы рассмотреть такую ситуацию.

Очень часто успешные команды создают структуру, в которой каждый последующий участник хорошо знает только своего следующего и своего предыдущего. Я имею ввиду структуры: разведка, закрытое производство. Все знают общую задачу, поставленную перед структурой, но взяимодействуют только с "последующим" и с "предыдущим". Главный начальник ("Дедка", тянущий "Репку") не влезает во взаимоотношения со средним звеном, он сосредоточивается на решении задачи ("тянет Репку"), а ближайшие партнёр(ы) ("Бабка") - ему помогают. Если есть желание - анализируйте остальные звенья у "команды Дедки" самостоятельно.

Мне хотелось бы обратить внимание на цели-задачи, ради которых сказка Репка была придумана, запущена и передаётся из поколения в поколение. Видимо, авторы Репки хотели, чтобы каждый участник, вплоть до "Мышки", знал и понимал сущность и необходимость именно такой цепочки Дедка (начальник) - Бабка (великовозрастные партнёры Дедки) - внучка (молодые партнёры Бабки) - Жучка (исполнительные партнёры Внучки) - кошка (потенциальные враги, а теперь, когда тянут общую Репку, партнёры Жучки) - мышка (потенциальные жертвы, ставшие партнёрами кошки).
Ещё раз: ...знал и понимал необходимость именно такой цепочки.

Рецензии

а мне видится так...

Много ли есть на свете людей, кто не любил бы сказки? А что такое, сказка? Чем она покоряет? Ведь нет ни одного народа, или даже маленького племени, где не было бы сказок. Да, они разные, и не всегда понятны посторонним. Но, у всех есть одно общее. Передача мудрости, накопленной предыдущими поколениями.
Возникает вопрос, а чем же сказка отличается от учебников и летописей? Отличий несколько. Во-первых, это история с обязательными приключениями (кто же их не любит?), где почти всегда побеждает добро. Почему, ПОЧТИ? Потому что есть и грустные сказки, например, «Девочка со спичками» Андерсена. Но, любая сказка чему-то учит, заставляет сопереживать.
Особое место занимают народные сказки. Они многослойные. Читая их в разное время, мы находим что-то новое. К примеру, «РЕПКА». О чем она?
Большинство ответит, что даже самая малая помощь (мышка) может помочь в решении большой задачи. Это – первый слой.
А если мы поставим участников наоборот? Сначала мышку, а последним деда? Репка останется на месте, а у мышки оторвут хвост. Это – второй слой.
Делая общее дело, мы отодвигаем в сторону наши привязанности, симпатии и антипатии. Кошка-мышка, собака –кошка. Хотя собаке и кошке эта репка вообще ни к чему. Это – третий слой.
В сказке присутствуют: Люди – животные – растения. Так и в жизни. Мы все неразрывно связаны между собой и не можем обходиться друг без друга. Это – четвертый слой.
Переходим к людям. Работу выполняют: Дед и бабка – это прошлое. Внучка – будущее. А где же родители? Где настоящее? А настоящее, это линия перегиба между прошлым и будущим. Оно работы не совершает. Одна миллионная секунды назад, уже прошлое. Одна миллионная секунды вперед, еще будущее. Работу совершает будущее, опираясь на опыт прошлого. Это – пятый слой.
Можно продолжать дальше, но не стоит. Если кому-то станет интересно, то он сделает это сам. Любая, самая простая с виду, народная сказка не так проста, как кажется в начале.

Нужны ли сказки? Непременно! Они помогают не только тем, кто растет и набирается ума, но и умудренным жизнью людям. Кому-то, просто отдохнуть, кому-то заполнить пустоту. Все мы любим помечтать. Каждый о своем. И здесь нам помогает сказка. Мы уходим туда, возвращаясь в детство. И уже становится неважным, сколько нам лет и где мы живем.
С улыбкой...

", она известна всем с самых ранних лет. Очень простой сюжет и интересные герои – это то, что делает это произведение любимым многими поколениями детей.

Происхождение "Репки":

Сколько веков сказке "Репка", доподлинно не известно. Впервые она напечатана собирателем устного народного творчества Александром Афанасьевым в сборнике "Народные русские сказки" в 1863 году, а записана была в Архангельской губернии.

Сказка построена в виде цепочки, она повествует о том, как дед пытается вырвать созревшую репку из земли. На помощь ему приходят сначала его родственники, а потом и домашние животные. В изначальной версии Афанасьева к попыткам вытащить корнеплод из земли присоединяются еще и ноги.

Чему учит детей сказка про Репку?


Аудиосказка "Репка" специально создана для развития ребенка. Обязательно прослушайте ее вместе и обсудите сюжет и персонажей – это развивает кругозор малыша и его словарный запас. На первый взгляд кажется, что история про репку проста и понятна. Но это совсем не так – как любое творение народа, она таит в себе огромную жизненную мудрость.

Когда дед и баба понимают, что у них не получается самостоятельно вытащить репку, они зовут сначала внучку, потом Жучку, а потом и кошку. Но и тогда вытащить корнеплод не удается. Но они не впадают в отчаяние, а решают обратиться еще и к мышке – и с ее помощью репка наконец-то извлечена. В сказке наглядно показано, каких хороших можно достичь результатов, приложив совместные усилия.

Аудиосказка "Репка" для ребенка несет в себе еще одну важную мысль - в команде важны все игроки, как дед, так и внучка, и даже малюсенькая мышка. Интересно то, с какой охотой герои спешат на помощь друг другу. Они счастливая семья – крепкая, сплоченная, дружная, все ее члены стоят горой друг за друга. Спросите ребенка: что было бы, если бы бабка или внучка заленились и не захотели прийти деду на подмогу ? Ответ – семье нечего было бы есть . Вместе с ребенком сделайте главный вывод – каждый член семьи с огромным удовольствие работает для ее благополучия, не отказываются помочь даже самые маленькие.


Еще один удивительный момент: всем известно выражение "жить как кошка с собакой", и как относятся друг к другу мыши и кошки. Аудиосказка "Репка" для для iPhone/iPad позволит обратить детское внимание на то, как дружно могут жить и Жучка с кошкой, и кошка с мышкой. В этой незамысловатой, но очень мудрой сказке нет неприязни между животными – ими движет стремление помочь деду и позаботиться о своей семье.

«Сказка про репку » указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.

Отец и мать

В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых , в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили : было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых , у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – , т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!

Образы

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Внучка – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе », чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.