Употребление фразеологизмов в современной речи. Вариантные формы местоимения

Фразеологизмы – важная часть словарного запаса любого человека, они формируют языковую картину мира. В нашей жизни много неизведанных (новых и старых) фразеологизмов. Их надо уметь искать, запоминать и чаще употреблять в речи. Тогда наша речь будет богаче и выразительнее.

Наблюдения над употреблением фразеологизмов представляют богатейший материал для исследования. Однако роль этих выражений в современном общении снижается, искажается. Многие люди не знают, как правильно произносить и понимать фразеологизмы, когда и зачем их нужно употреблять, какой из оборотов лучше выбрать в зависимости от смысла высказывания. Современные исследования показали, что «фразеологическая компетенция у подростков остаётся на низком уровне» . Значит, анализ роли фразеологизмов в нашей речи является серьёзной проблемой. Изучать фразеологизмы актуально и в культурологическом плане: фразеология несёт информацию о народе, её создавшем, о его обычаях, традициях, ценностях, о его прошлом, настоящем и будущем.

Фразеологические обороты нужно знать и правильно использовать всем, кто хочет быть культурным, грамотным, умным и успешным в общении с людьми. Многие учёные-лингвисты обращаются к проблемам изучения фразеологизмов [Бечина, Вартаньян, Волина, Кодухов, Ладыженская, Леденёва, Леонов, Львова, Мокиенко, Розенталь, Сиротинина и др.].

Цель – исследовать варианты современных употреблений фразеологизмов и описать способы улучшения использования устойчивых оборотов в устном общении носителей русского языка. Были поставлены следующие задачи .

1. Изучить научную литературу по теме и словарные толкования фразеологизмов.

2. Выделить особенности использования фразеологизмов в речи людей разного возраста.

3.Классифицировать речевые ошибки в устном употреблении фразеологизмов, проанализировать варианты оценивания с помощью устойчивых оборотов и причины возникновения проблем в области их речевого использования.

Учёный В.М. Мокиенко назвал фразеологизмы «кристаллами, из которых складывается «неповторимое строение» национальной речи». Фразеологических оборотов много в общении людей разных стран. Для устной речи характерны такие признаки, как спонтанность, динамизм, краткость, диалоговые формы, повышенная эмоциональность и оценочность, пропуски фраз, иногда – нелогичность, смысловая избыточность или недостаточность, наличие большего количества речевых ошибок, чем в письменных текстах. Поэтому и фразеологизмы в устной речи используются порой неверно. Тогда возникает непонимание между людьми.

При употреблении устойчивых оборотов в устной речи мы должны их правильно произносить, не внося ничего нового, и иметь в виду только переносное значение. Фразеологизмы очень условны, с их помощью можно обозначить и оценить разные факты. Например, когда пассажирам тесно в транспорте или на улице, то говорят « яблоку негде упасть » или « как сельди в бочке ».

Чтобы больше узнать о том, какую информацию несут фразеологизмы в жизни, откуда они появились, как правильно их употреблять, необходимо обращаться к словарям, к научным и научно-популярным текстам. В результате такой работы нами были обнаружены некоторые способы изучения данных выражений и источники информации по этой теме. Во-первых, самым надёжным способом является толкование фразеологизмов – объяснение значений оборотов, подбор примеров, синонимов и антонимов в толковых словарях [Ожегов 1988] и в специальных словарях фразеологизмов [Быстрова, Окунева, Шанский 1994; Фразеологический словарь 1986; Ушакова 2008, Фёдоров 2008]. Углублённому погружению в мир фразеологизмов помогают этимологические комментарии [Ашукины 1996, Львова 2004, Мокиенко 1999, Откупщиков 1986], иллюстрации в словарях и энциклопедиях для детей [Волков 2010; Dubrovin , Schenk 1979; Энциклопедический словарь юного филолога 1984 и др.]. Во-вторых, существуют теоретические источники (пособия, монографии, публикации, доклады), связанные с описаниями роли фразеологизмов в текстах разных писателей, журналистов, публицистов [Бечина 2009, Минц 2009]. В-третьих, учёные активно обсуждают проблемы использования устойчивых оборотов в устном общении людей разных стран [Волина 1994; Кодухов 1984; Леонов, Мазуревская 2007, gramota.ru, slovari . ru ].

Целенаправленно фразеологизмы изучаются только на уроках русского языка, но на них тратится слишком мало часов в год в 5-7 классах. Остальное время отводится на самостоятельное «погружение» в тему, на интуитивное уточнение значений по аналогии и поиск примерных объяснений оборотов в семье или среди друзей.

В современное употребление фразеологических оборотов всё чаще включается языковая игра – отступление от нормы, неправильность, намеренно допускаемая говорящими с определенной целью. С одной стороны, используя для языковой игры фразеологизмы, авторы создают новые образы, формирующие условия для развития воображения и творческих способностей. Однако с другой стороны, разрушается привычное восприятие устойчивых оборотов, появляются искажённые фразеологизмы, а этого допускать нельзя.

Толкование фразеологизмов требует особого внимания к тому, о чём говорит человек, расшифровки ассоциативных связей между словами внутри устойчивых оборотов и реальной жизненной ситуацией.

Среди пятых и десятых-одиннадцатых классов нами было проведено исследование, в котором мы попросили учащихся объяснить значение и происхождение различных фразеологизмов. В ходе анализа результатов выяснилось, что лучше всего ориентируются в мире фразеологизмов взрослые, а меньше всего правильных ответов написали представители младших классов.

На вопросы, связанные с толкованием фразеологизмов путём объяснения их значения, почти все ответили верно. В единичных случаях, которые были ориентированы на редкое употребление оборотов, ответов не было (питаться акридами – «жить впроголодь», питаться акридами и (диким) мёдом – «недоедать, не имея достаточно пищи» , бочка Данаид – «бесполезный и бесконечный труд» .

По мере усложнения заданий появлялось всё больше расхождений в ответах. Так, к фразеологическим оборотам нужно было придумать синонимы. Анализ данных показал, что подбирать синонимы трудно, хотя именно этот процесс облегчает понимание смысла оборотов. Многие из нас путаются и пишут не те части речи, которые должны быть синонимами. Это случается, когда люди не знают, что обозначает конкретный фразеологизм. Например, к обороту как рыба в воде были написаны такие ответы: слишком подвижный, быстрый, плаваешь в двойках . В последнем случае, как видим, получился уже антоним, так как значение было противоположным. Труднее всего оказалось подбирать синонимы с тем фразеологизмам, которые уходят в историю, исчезают из активного употребления: меж собакой и волком – сумерки, барашек в бумажке – взятка, развесистая клюква – обман. Ещё сложнее испытуемым было подобрать похожие к устойчивым выражениям другие фразеологизмы. Их встретилось в анкетах совсем немного. Например, сломя голову – высунув язык, быть баклуши – ловить ворон, стоять фертом руки в боки.

Также оказалось, что не все старшеклассники умеют раскрывать значение фразеологизмов и знают об их происхождении, связанном с историческими событиями, библейскими преданиями и мифами. Многие фантазировали, занимаясь ложной этимологией. Например, выражение троянский конь толковалось как «конь с тремя головами из Троице-Сергиевой Лавры», а потёмкинские деревни , оказывается, «пришли из потёмок – из мест, где ничего не видно». На самом деле последний оборот был связан с фамилией фаворита Екатерины II вельможей Григорием Потёмкиным, который постоянно обманывал царицу. Означает это выражение «показной блеск, скрывающий неблагополучие, обман».

Итак, «фразеологические» ошибки в нашей речи разнообразны, их можно поделить на группы. Связано это с тем, что мы плохо знаем историю, мало читаем, всё реже слышим правильную речь, не сохраняем бережного отношения к устойчивым единицам языка. Кроме того, дети имеют небольшой жизненный опыт, поэтому не запоминают дословно и произносят фразеологизмы кое-как. Чтобы не было ошибок, надо знать исторические корни таких выражений.

1. Нейтральные обороты : в двух шагах, в конце концов, в крайнем случае, в одну секунду (минуту), в первую очередь, в последнее время, в самом деле, в скором времени и др.

2. Фразеологизмы с отрицательной оценкой действительности : действовать на нервы, как без рук, кот наплакал, медвежья услуга, выходить из себя, надуть губы, ни к селу ни к городу, ноль внимания, втирать очки, подливать масло в огонь и др. Чаще всего мы употребляем фразеологизмы при характеристике ленивых или невнимательных людей: лодыря гонять, переливать из пустого в порожнее, палец о палец не ударит, пальцем не пошевелит, пропускать мимо ушей, как о стенку горох и др . Современные учителя часто используют фразеологизмы в целях оценивания учеников. Больше всего выражений связано с отрицательным отношением к следующим сторонам:

а) поведение и внимание отдельных школьников или всего класса в целом («не валяйте дурака , а занимайтесь делом», «что ты дрожишь как осиновый лист – отвечай быстрее», «всё время вы ловите ворон на моём уроке», «слушаете вы или не слушаете – всё равно как об стенку горох », «не надо бить баклуши во время объяснения материала», «говорю – не бегай, а с тебя как с гуся вода », «Что вы слоняетесь без дела ?»);

б) внешний вид (мимика, жесты, взгляд, одежда) мальчиков и девочек («ну вот, уже распустила нюни », «не надо развешивать губы , а надо работать», «стоишь как вкопанный да ещё и руки в боки », «не смотрите на меня, как кролик на удава », «что ты сегодня оделся как пугало огородное? », «вырядилась так – хоть святых выноси », «у тебя сегодня какой-то затрапезный вид »);

в) качество выполненных заданий на уроке и дома («пишешь как курица лапой », «в домашнем задании и конь не валялся », « из рук вон плохо сделана работа», « грош цена твоему ответу»);

г) умственные способности учеников («этот ученик звёзд с неба не хватает », «он в иностранных языках ни в зуб ногой », «эта ученица – ни рыба ни мясо в моём предмете»),

д) характеристика своей деятельности в противовес работе учащихся («я перед вами метала бисер , а вы не слушали», «не перекладывайте на меня ответственность – с больной головы на здоровую », «я вам – про Фому , а вы мне – про Ерёму », мне приходится биться как рыба об лёд , а вы невнимательны», «сегодня я себя чувствую не в своей тарелке в вашем классе, потому что вы всё время мне зубы заговариваете »).

3. Фразеологизмы с положительной оценкой действительности : всё в порядке, золотые руки, на вес золота, не давать себя в обиду, за словом в карман не лезет, не из робкого десятка, от всей души, брать быка за рога. В речи учителей встречаются и одобрительные реплики в адрес учеников, где можно услышать положительно заряженные фразеологизмы («ему палец в рот не клади – всё знает», «этот ученик семи пядей во лбу », «здесь она набила руку , собаку съела , поэтому разбирается хорошо»), но употребляются они не так часто, как хотелось бы.

Чтобы изучение фразеологизмов было продуктивным и употребление их в нашей речи стало более точным и частым, надо обращаться к ним не только на уроках русского языка, но и на других занятиях. Мы предлагаем распределить устойчивые обороты на тематические группы в зависимости от общей содержательной направленности уроков в школе. Доказательствами принадлежности фразеологизмов к той или иной теме являются

1) трактовка их общего значения;

2) экскурс в этимологию (объяснение причин возникновения оборота, вариантов происхождения);

3) формальные элементы (слова, словосочетания, совпадающие с темами на уроках);

4) в отдельных случаях – сопоставление русских фразеологизмов с похожими оборотами у иностранцев.

Мы попытались разделить устойчивые обороты на тематические блоки. В итоге их получилось 11:

1. Например, библеизмы, мифологические и другие древнейшие предания, исторические события нужно подробно объяснять на уроках истории . Приведём примеры некоторых фразеологизмов: из мифов и легенд, преданий (пиррова победа, авгиевы конюшни, гордиев узел, нить Ариадны, в объятиях Морфея, ахиллесова пята, муки Тантала ); из Библии (крестный путь, посыпать голову пеплом, Иерихонская труба, терновый венец, Ноев ковчег, как у Христа за пазухой ); из русской истории (как шведы под Полтавой, коломенская верста, прокрустово ложе, сорок сороков, железный занавес, холодная война ) и т.п.

2. Уроки литературы связаны с изучением текстов художественных произведений, следовательно, устойчивые обороты, придуманные конкретными авторами, можно собрать в отдельную группу (человек в футляре, рыцарь на час, шемякин суд, демьянова уха, филькина грамота, кисейная барышня, войти в пословицу, золотой век, эзопов язык, ниже всякой критики ).

3. На уроках русского языка полезно изучать такие выражения, как прописать ижицу , стоять (ходить) фертом, стоять покоем, бросаться словами, язык заплетается, для галочки, с азов, от аза до ижицы, буква в букву, от доски до доски, с красной строки, вопрос ребром, расставить все точки над и, мёртвый язык, просклонять на все лады, вертится на языке, владеть пером, ставить точку и т.п.

4. На уроках математики необходимо иметь дело с величинами, количественными измерениями, цифрами, геометрическими фигурами. Поэтому учитель должен употреблять и объяснять такие фразеологизмы, как ни два ни полтора, абсолютный нуль, чёртова дюжина, ясно как дважды два – четыре , возвести в квадрат, ставить во главу угла, приводить к общему знаменателю, пифагоровы штаны, быть на седьмом небе, один-другой да и обчёлся, семимильными шагами, давать сто очков вперёд, как аршин проглотил, и т.п.

5. Уроки биологии связаны с изучением мира растений, животных и тела человека. Значит, на таких занятиях полезно произнесение таких фразеологизмов, как заморить червячка, тепличное растение, короче воробьиного носа, с гулькин нос, кишмя кишеть, крокодиловы слёзы, мышиная возня, первая ласточка, львиная доля, глаза слипаются, как с гуся вода, собачья радость, собаку съесть, стреляный воробей и др.

6. Общая тематика уроков географии требует знания пространственных координат, стран и народов, природно-погодных примет. Следовательно, можно вспомнить такие выражения, как галопом по Европам, открыть Америку, китайские церемонии, Колумбово яйцо, тьма кромешная, ни зги не видно, хоть глаз выколи, как гром среди ясного неба, жить как на вулкане, пуп земли, путеводная звезда, млечный путь, терра инкогнита и т.д.

7. На уроках иностранного языка полезно употреблять фразеологизмы, которые имеют аналогичные или похожие по смыслу выражения в других языках. Их некоторые учёные называют интернационализмами. Например, оборот взять быка за рога интернационален, известен многим европейским языкам: англ. take the bull by the horns , нем. den Ochsen beim Horn fassen , фр. prendre le taureau ( la b ê te ) par les cornes , итал. prendere il toro per la conra , исп. coger al toro por las cuernos и т.д. [Мокиенко 1999б, С. 26]. Русскому обороту сидеть сложа руки почти дословно соответствует английское to fold one ʹ s hands (буквально «сложить руки»), немецкое die H ӓ nde in den Scho в legen («сложить руки на животе»), французское se croiser les bras («скрестить руки»), испанское estar con manos cruzados , con mano sobre mano («быть со скрещёнными руками, с рукой на руке») . Русским выражениям, обозначающим напрасный труд (мартышкин труд, сизифов труд, толочь воду в ступе, переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом, ловить ворон, считать галок, ждать у моря погоды ) соответствуют похожие обороты о бездельниках в Англии, которые носят листья в лес ( to carry leaves in to the wood ) или возят уголь в центр угольной промышленности Ньюкастл ( to carry coals to Newcastle ), в Италии, где возят уголь в Леньяно близ Милана ( portale cavoli a Legnaia ) . Мы говорим здоров как бык , немцы – глуп как бык . Русским выражениям пьёт как лошадь и худ как селёдка соответствуют похожие у французов пьёт как лягушка , худ как кукушка или как сова . Для нас муравей – воплощение трудолюбия, а для итальянцев – слабости, поэтому они не скажут трудолюбивый как муравей , а скажут наоборот: у него силы как у муравья (мало). Обиходное выражение бросать камешки в чей-нибудь огород известно и немцам (Steine in den Garten werfen – «причинять вред, делать пакость, подкладывать свинью кому-нибудь»), и французам (jeter des pierres dans le jardin de qn . – «язвить, говорить колкости кому-нибудь»).

8. Занятия музыкой – это уроки постижения мира звуков, музыкальных инструментов. Здесь необходимо знать фразеологизмы: лебединая песня, минорный тон, заливаться соловьём, медная глотка, разыграть как по нотам, заключительный аккорд, играть первую скрипку, под сурдинку, в один голос, не своим голосом, петь Лазаря, бесструнная балалайка, шарманку завести, иерихонская труба, пускать петуха, песенка спета, долгая песня, длинная песня, петь с чужого голоса, не из той оперы, задавать тон и др.

9. Уроки ИЗО и черчения это мир красок, линий, картин. Ученикам будет полезно услышать, что такое на самом деле сгущать краски, черным по белому, по всем правилам искусства, выйти из-под кисти, выйти из-под резца, смотреть на мир сквозь розовые очки, зелёная улица, синяя птица, серо-буро-малиновый в крапинку, красный как рак, брать на карандаш, красная строка, картина маслом, выводить вензеля, бросать в краску и т.п.

10. На уроках трудов (технологии) от мальчиков и девочек требуется изобретательность, особые умения делать изделия своими руками (строгать, пилить, работать с деревом и металлом мальчикам, девочкам – шить, вышивать, вязать и готовить). Фразеологизмы мастер не все руки, приложить руку, без сучка без задоринки, никаких гвоздей, быть между молотом и наковальней, закручивать гайки, спустя рукава, валится из рук, в подмётки не годится, бить баклуши, кашу маслом не испортишь, сбоку припёка, запретный плод, пальчики оближешь, белыми нитками шито, проще пареной репы, иголку негде воткнуть, на живую нитку, с булавочную головку, вкривь и вкось, шиворот-навыворот, канитель, кисейная барышня, глаз намётан, ни шьёт ни порет и другие будут полезны.

11. Уроки физкультуры и ОБЖ связаны с проявлением подвижности, лёгкости, навыков самообороны, способов выживания в экстремальных ситуациях. Значит, нужно не забывать о таких оборотах, как пальма первенства, олимпийское спокойствие, финишная прямая, со всех ног, высунув язык, нажимать на все педали, на ходу подмётки рвёт, черепашьим ходом, взад-вперёд, ползти по-пластунски, поспешай медленно, тише воды ниже травы, чувство локтя, как за каменной стеной, стенка на стенку, выходить из строя, войти в строй, принимать эстафету, судить да рядить, не из трусливого десятка и др.

В нашей жизни встречаются такие фразеологизмы, которые можно вспоминать и отрабатывать на разных уроках, тем самым восстанавливая метапредметные связи. Например, выражение коломенская верста по происхождению связано с историей (в 1660-70-х гг. царь Алексей Михайлович приказал установить по дороге к своей резиденции в Коломенское высокие верстовые столбы), а по употреблению имеет отношение к биологии (изучение роста человеческого тела). Или медведь на ухо наступил (биология и музыка), красный как рак (ИЗО и биология), дать берёзовой каши, нить Ариадны (история, литература, история, труд для девочек) и т.п.

Таким образом, учитывая, что «нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологии» , мы должны понимать, что фразеологизмы нужно серьёзно анализировать, опираясь не на спонтанные комментарии в устной речи, а на известные толкования учёных. Необходимо грамотно употреблять эти обороты в общении с другими людьми и при возможности уметь пояснять их значения. Без знания смысла фразеологизмов и без умения использовать их в переносном значении наша речь становится неточной и неинтересной, она может быть искажена, мы не будем поняты до конца, не сможем донести в полной мере свои мысли до окружения.

Устойчивые сочетания существуют в истории языка давно. Уже в восемнадцатом веке примеры фразеологизмов с объяснением можно было встретить в сборниках идиом, крылатых выражений, афоризмов, пословиц, хотя, лексический состав языка тогда еще не изучался настолько плотно. И только с приходом в науку В. В. Виноградова появилась база для всемерного изучения устойчивых фраз. Именно он положил начало развитию фразеологии и назвал ее лингвистической дисциплиной.

Известный лингвист Н. М. Шанский фразеологический оборот представил как фиксированную единицу языка, воспроизводимую в готовом виде и имеющую два или более ударных компонента словного характера. Кроме лексической неделимости, фразеологизмы имеют и лексическое значение, зачастую являются синонимами слов. Как пример: «правая рука - помощница», «прикусить язык - замолчать».

Употребление фразеологизмов в русском языке, примеры с объяснением

Разнообразные фразеологические обороты в родной речи мы используем незаметно для себя, в связи с тем, что они стали привычными с детства. Самые известные пришли к нам из сказок, эпосов, народных легенд, некоторые - из иностранных языков. К исконно русским можно отнести своеобразные сочетания, встречающиеся только в нашем родном языке и отражающие русский быт, традиции и культуру. Попробуем понять смысл на следующем примере и объяснении. Главным продуктом на Руси считался хлеб - он успел стать символом достатка, хорошего заработка. Поэтому фразеологизмы: «отбивать у кого-то хлеб» или «есть хлеб даром» понятны только русским людям.

Метаморфичность и образность - главные критерии русских фразеологизмов. Именно народность, присущая родному языку, позволяет понимать устойчивые словосочетания не на уровне речи, а на уровне модели языка, которую вы впитываем с молоком матери. Даже устаревшие фразы, значение которых забыто, становятся понятными нам и близкими благодаря их образности. Ниже мы рассмотрим распространенные примеры фразеологизмов с объяснением и их значение.

Книжные и литературные

Сфера употребления литературной речи намного уже, чем разговорной или межстилевой. Книжные фразеологизмы употребляются в основном в письменных источниках и придают некоторый оттенок торжественности, приподнятости, официальности действия. Примеры, объяснения и значение книжных фразеологизмов ниже:

  • - не давать хода делу откладывать его на неопределенный период. Под сукном понимается шерстяная ткань, которой раньше покрывался письменный стол. Если какая-либо бумага или папка легла под сукно - значит она осталась не подписанной и в работу не пошла.
  • «Поднимать на щит» - то есть, оказывать честь, отзываться с похвалой о ком-либо. Как пример, победителей в старину в прямом смысле слова поднимали на щит и несли высоко, чтобы все могли их увидеть и поблагодарить.
  • «Пиши - пропало». Так говорят о деле, которое заведомо невозможно сделать из-за отсутствия определенных условий. В девятнадцатом веке чиновники расписывали в книге расходов статьи о приходе и расходе товаров. Своему писарю казнокрады обычно приказывали сделать запись о пропаже товара именно словами «Пиши - пропало». При этом саму пропажу присваивали себе.
  • «А был ли мальчик?» - таким способом сейчас выражается крайнее сомнение в чем-либо. Пришел фразеологизм из романа М. Горького «Жизнь Клима Смагина», в котором описывается сцена катания на коньках детей. Когда ребята проваливаются под воду, девочку Клим спасает первой. Потом бросает свой ремень и мальчику, но, испугавшись, что сам может утонуть, отпускает его. Во время поисков утонувшего ребенка, Клим слышит голос, произносящий фразу: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика и не было?».
  • «Кисейная барышня» - так пренебрежительно отзываются об изнеженной девушке, которая абсолютно не приспособлена к жизни. Оборот взят из повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье».
  • «Медвежий угол» - глухое поселение, захолустье. Впервые выражение употребил П. И. Мельников-Печерский в одноименном романе об одном из дальних городков России.
  • «Задеть за живое» - еще один книжный фразеологизм, история которого уходит корнями во времена, когда клеймили рабов. Прижигание доставляло дикую боль, особенно при прикосновениях к заживающей ране. Данный оборот становится актуальным, когда в разговоре затрагиваются темы, вызывающие у собеседника душевные муки.
  • «Козел отпущения» - тот, на кого перекладывают ответственность за чужую вину. Словосочетание относится к литературным фразеологизмам и имеет древнее происхождение. В библейском предании говорится об обряде грехоотпущения. Священник накладывал руку на обычного козла, как бы, перенося грехи с человека на животное, которое позже изгонялось в пустыню.
  • «Как с гуся вода» - все нипочем. Оперение гуся покрыто специальной смазкой, не позволяющей промокнуть птице. Вода не смачивает крылья гуся. Благодаря этому жиру, он остается сухим.

Примеры разговорных и заимствованных фразеологизмов

Разговорные фразеологизмы прочно закрепились в нашей речи. Ими удобно доводить мысль до собеседника, особенно, когда обычных слов не хватает для эмоциональной окраски фразы. Заимствованные фразеологизмы - это кальки и полукальки, взятые из других языков, путем дословного перевода поговорок. Есть фразеологизмы, которые просто соотносятся по смыслу с устойчивыми выражениями в других языках. Их примеры: «белая ворона» звучит по-английски как «редкая птица», а выражение «висеть на волоске» заменяется сочетанием «висеть на нитке». Другие примеры фразеологизмов с объяснениями и значение:

  • «Первый среди равных» - то есть, лучший или ведущий. Заимствовано из латинского «Primus inter pare», которое так дословно и переводится. Это звание носил император Август еще до принятия своего высокого титула. Таким образом поддерживали его престиж.
  • «Хорошая(веселая) мина при плохой игре» - то есть, за внешним невозмутимым видом спрятать свои переживания и неудачи. При этом «мина» - со старого бретонского языка переводится дословно как «выражение лица».
  • «Что позволено Юпитеру, то не дозволено быку». Впервые фраза была произнесена Публием Теренцием Афром. Используется она, когда нужно пресечь необоснованные претензии, указав спорящему его нижестоящее место.
  • «Съесть пуд соли» - распространенный разговорный фразеологизм. Это пример долгой совместной жизни. В системе мер пуд приравнен к 16 кг. Чтобы употребить такое количество соли, требуется прожить вместе огромный срок, на протяжении которого люди узнают друг о друге практически все.
  • «Ничего нет за душой» - так принято говорить о бедном человеке. По народным поверьям, душа человека располагалась в ямочке на шее. Там же было принято в старину хранить деньги и драгоценности. Если прятать в ямочку было нечего, то считалось, что и «за душой» ничего нет.
  • - то есть, слегка перекусить. Выражение является калькой из французского «tuer le ver», имеющего дословный перевод - «выпить рюмочку спиртного натощак». Предполагалось, что алкоголь, принятый с минимальной закуской, уничтожал в организме гельминтов.
  • «Вожжа под хвост попала» - разговорный фразеологизм, обозначающий опрометчивые поступки кого-либо. Выражение когда-то применялось в прямом смысле, а не в переносном по отношению к лошадям, у которых, попавшая под хвост вожжа, вызывала боль и заставляла совершать бездумные действия.
  • «Зарубить на носу» - запомнить один раз и навсегда. В прежние времена неграмотные люди носили повсюду с собой дощечки, на которых зарубками делали заметки на память. «Нос» в данном случае - не орган обоняния, а носимая вещь.

Медицинские и другие профессиональные выражения с объяснением

Некоторые фразеологизмы взяты из устной речи людей разного рода профессий. К ним можно отнести следующие предложения с фразеологизмами:

  • «Грудь сапожника» - медицинский термин, который имеет свое значение и объяснение. Так называют воронкообразную грудную клетку. Нижняя часть грудины у сапожников в виду профессиональной деятельности вдавлена вовнутрь, за счет чего объем грудной клетки значительно уменьшен.
  • - так говорят о малопродуктивной работе. Как пример: в старину аптекарь писал прямо на бутылочках с микстурой именно такой рецепт. Это обозначало, что лечение должно вестись неторопливо, чтобы успеть вовремя отреагировать на появление аллергических проявлений. Если для больного такой подход вполне обоснован, то для работающего человека - это показатель лени и нерешительности.
  • «Заговаривать зубы» - отвлекать от насущной проблемы посторонними разговорами. В отличие от стоматологов, знахарки умеют заговорами устранять на время боль. При этом сами зубы они не лечат и проблема остается нерешенной.
  • «Сидеть в печенках» - надоесть, отравлять жизнь. В Древней Руси печень считалась вместилищем жизненной силы человека. Полагали, что человек, который мешает жить, забирает свободную энергию, а, значит, сидит в печенках и напрямую оттуда черпает чужие силы.
  • «Затаив дыхание» - то есть, внимательно, не пропуская даже мелочи. В медицине, чтобы просветить грудную клетку для правильного диагноза, требуется задержать на несколько минут дыхание. Считается, что человек затаивший дыхание, получит максимально качественный результат.
  • «Засучив рукава» - действовать усердно и энергично, не жалея при этом собственных сил. Если помните, в старину было принято носить одежды с длинными рукавами - у некоторых длина достигала 95 см. В такой одежде работать было невозможно. Чтобы сделать что-либо полезное, приходилось сначала засучить рукава, после чего дело спорилось гораздо быстрее.
  • «Спустя рукава» - лениво, медленно, без надлежащего энтузиазма. Этот фразеологизм существует в противовес предыдущему и имеет аналогичное объяснение. То есть, спущенные длинные рукава не позволяли выполнять работу должным образом.
  • «Ждать у моря погоды» - бездействовать, ожидать, что ситуация разрешится сама собой. Этот термин пришел из речи моряков, которые перед выходом на промысел обязательно следили за погодой и ждали благоприятного периода, чтобы не попасть в шторм.

Устойчивые и нейтральные словосочетания и их значение

В отличие от разговорных оборотов, более образных, нейтральными считаются словосочетания, которые не имеют эмоциональной окраски. Примеры таких фразеологизмов с объяснением и их значение:

  • «Места себе не находит» - то есть, волнуется. Так говорят о человеке, который пребывает в состоянии сильного беспокойства о ком-либо.
  • «Не разгибая спины» - значит, тяжело и настойчиво трудиться. Так говорили о пахарях, которые работали в поле с утра до ночи.
  • - замучить просьбами и разговорами об одном и том же.
  • «Падать духом» - окончательно разувериться в собственных силах.
  • «На ночь глядя» - то есть, перед наступлением темноты, когда уже не ходит общественный транспорт и повышается риск стать жертвой плохих обстоятельств. Кроме того, существует много примеров того, что ничего существенного сделать поздно вечером человек уже не успеет, так как дневные ресурсы организма исчерпаны.
  • «Остаться с носом» или потерпеть неудачу. Примеры употребления выражения: когда кто-то позволяет себя одурачить, не получает того, на что рассчитывал. Под словом «нос» в старину понимали поклон с подношением. «Нос» - то есть, «принесенное». Богатые обычно приходили к чиновникам с деньгами, бедняки несли поросенка, курицу, яйца. Дьяки за подношения выносили решения в пользу приносящего дары. Плохим знаком было непринятие чиновником «носа», если тот был слишком скромным. При этом просящий оставался со своим даром, то есть, «с носом» и не получал желаемого.
  • «Перемывать кости» - то есть, сплетничать, злословить, разбирать поступки другого человека. Когда-то считалось, что грешник, над которым нависло проклятие, может выходить из могилы в виде упыря. Чтобы избавить его от заклятья, требовалось раскопать могилу и перемыть кости чистой водой.

На приведенных выше примерах, мы видим, что уместное употребление фразеологизмов насыщает нашу речь, позволяет сделать общение эмоционально богатым и интересным. Предложения с фразеологизмами вносят «изюминку» в разговор и воспринимаются всеми как вполне естественный элемент речи, усиливающий ее смысл.

Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования

«Академия маркетинга и социально-информационных технологий –ИМСИТ»

г. Краснодар

Факультет среднего профессионального образования

Художественно-творческое отделение

Рассмотрено Утверждаю

На заседании ПЦК Председатель НМС,

Протокол №___ от «___»_________20____г. проректор по учебной работе,

профессор

Председатель ПЦК ________________Н.Н.Павелко

С.А.Дидик «____»__________20________г.

ОУД.01 «Русский язык»

для студентов 1 курса всех специальностей

ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов

занятие в группе 16-СПО-ТИФ-01

специальность 54.02.08 «Техника и искусство фотографии»

«гуманитарный профиль»

Преподаватель Кравченко Л.Н.

г. Краснодар

Конспект занятия с аспектным анализом

Технологическая карта занятия

ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Практическое занятие-презентация

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык».

Образовательная:

ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

обучать студентов употреблению данных лексических понятий.

Развивающая: развивать аналитические навыки;

Развивать умение использовать основные лексические понятия в речи

Воспитательная: прививать любовь и бережное отношение к родному языку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Использованная литература

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. -25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М., 2006

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал.

1.Оргмомент

2. План изложения нового материала :

1.Повторение ранее изученного материала с целью определения темы (Кроссворд)

2.Изучение нового материала

Паронимы и частичные омонимы в речи;

Синонимы и речевая культура;

Употребление фразеологизмов в речи.

3 .Закрепление нового материала :

Выполнение упражнений по раздаточному материалу.

Выполнение заданий по материалам презентации.

4.Домашнее задание .

2.Работа со словарем. Как вы понимаете значение слов: добродетель, добропорядочность, добросердечие, доброта ? Как они соотносятся со значением слова добро? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре. Составить тезисный план ответа «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Нормативное употребление слов и фразеологизмов .

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическая работа с использованием презентации

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: Показать методику проведения урока-презентации по дисциплине «Русский язык», продемонстрировать эффективность использования информационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин.

Образовательная: используя инновационную форму обучения - презентацию, ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

Развивающая:

Воспитательная:

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент (Приветствие, контроль готовности к занятию, работа с журналом)

Мотивация изучения темы и целей (определение темы, ее значимости, формулировка цели) Слайд 1

II. Повторение ранее изученного материала с целью определения темы занятия.

Формулировка темы через лексический диктант. Необходимо заполнить «кроссворд», который раздаётся заранее.

Преподаватель: Чтобы сформулировать тему нам необходимо найти недостающее слово в названии темы «…употребление слов и фразеологизмов». Для этого мы заполним кроссворд и в вертикальной полосе прочитаем недостающее слово в теме. Вам необходимо вспомнить и назвать тот лексический термин или понятие, к которому относится названное мною определение и вписать его в строчки по горизонтали (вопросы дублируются в раздаточном материале:

1) новое лексическое значение, которое образуется при сходстве между предметами (переносное); Слайд 3

2) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию,

но разные по лексическому значению (омонимы); Слайд 4

3) основное лексическое значение слова (прямое); Слайд 5

4) общее значение слов как частей речи (грамматическое); Слайд 6

5) слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные); Слайд 7

6) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); Слайд 8

7) как называется словарный запас, в который входят слова повседневно употребляемые, значение их понятно всем людям (активный); Слайд 9

8) как называется словарный запас, состоящий из слов, которые не стали общеупотребительными (пассивный); Слайд 10

9) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения (синонимы); Слайд 11

10) как называется значение слова, в котором выражена его соотнесенность с явлением реальной действительности (лексическое); Слайд 12

11) как называются устойчивые сочетания слов (фразеологизмы); Слайд 13

Студенты читают в кроссворде по вертикали слово «нормативное» Слайд13

Преподаватель: Исходя из вашего ответа, сформулируем полный текст темы урока: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов» Слайд 14

Что понимается под нормами словоупотребления? Слайд 15

Преподаватель: Какие слова, на ваш взгляд являются ключевыми в тексте определения? (правильность выбора слова в его значении и его сочетаемость с другими словами). Следовательно, для соблюдения норм словоупотребления необходимо соблюдать следующие правила: Слайд 16 (записать в тетрадь)

Преподаватель : Знакомство с данными правилами и освоение их применения будет являться целью нашего занятия, то есть уже известные нам лексические понятия (синонимы, фразеологизмы т.д.) мы рассмотрим именно с этих позиций: в каких случаях применение данных слов является правильным с точки зрения их лексического значения, а также каковы варианты их сочетаемости с другими словами.

III. Изучение нового материала.

1.1Паронимы и частичные омонимы в речи.

Преподаватель разъясняет студентам понятие «паронимы».

Неправильный учет лексического значения очень часто становится причиной смешения в речи слов паронимов. Предлагает начать работу в тетрадях. Слайд 17

Как видно из определения и примеров легко допустить ошибку в употреблении данных слов. Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

Паронимы, входящие в пару, сочетаются с разным набором слов. Слайд 18 Например, слова гарантийный гарантированный сочетаются с определенным, своим набором слов:

Преподаватель : И такое определенное сочетание паронимов со «своими» словами зависит от лексического значения паронимов. Следовательно, чтобы не допустить ошибки в употреблении паронимов, необходимо знать и учитывать их лексическое значение, то есть сочетаемость будет зависеть от значения. Слайд 19

Преподаватель: Перед вами прилагательные демонстративный - демонстрационный и их толкование, распределите существительные в две колонки под каждым прилагательным. Лексическое значение слов на слайде 20 (записать в тетрадь) Ответы-Слайд 21

Задание 3 Выберите из предложенных паронимов подходящий по смыслу (на слайде). Устная работа по «цепочке». Развитие аналитических навыков, навыков лингвистических комментариев. Слайд 22

1) Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения

2) Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3) Семье (представили, предоставили) квартиру.

4) В квартире следует (провести, произвести) ремонт.

5) Это самое (памятное, памятливое) событие в моей жизни.

6) Это очень (обидный, обидчивый) поступок.

Преподаватель комментирует ответы студентов.

Выбор паронимов обосновать.

Задание 4: Преподаватель предлагает студентам выполнить упражнение из раздаточного материала. Поясняет задание. Слайд 23

С каждым из существительных приведенных в скобках, составить словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными – паронимами.

Задание 5 : Найдите лишние сочетания слов на слайде. Свой выбор объясните. Слайд 24

Ответ: Лишнее – это сочетание простой простой, так как это не паронимы.

Преподаватель предлагает студентам прочесть теоретический материал из раздаточного и ответить на вопросы:

К какому лексическому понятию будут относиться данные слова (Это омоформы) Почему? Слайд 25

К какой группе частичных омонимов можно отнести слова в каждом ряду? См. Слайд.25 Почему?

(1. это омоформы т.к. прилагательные и существительные совпали в одной грамматической форме.

2. это омофоны т.к. эти слова совпали только по звучанию;

3. это омографы т.к. эти слова совпали только в написании.

Что общего для данной группы слов? (это частичные омонимы)

Запись в тетрадь. Частичные омонимы: омофоны, омографы, омоформы.

Задание 6: Преподаватель предлагает студентам выполнить задание из раздаточного материала. Выписать по группам омонимы, омоформы, омофоны.

ОТВЕТ:

Омоформы Омофоны Омографы

Не жалея мыла – Сноса – с носа мукой – мукой

терпеливо мыла; От мыла – отмыла

выскочил из норки – Покалачу – по калачу

спросил у норки к рынку – крынку

поэт заводит речь – впасть – в пасть

поэта заводит речь;

прав – прав;

вздумали напасть –

вот напасть;

с армией осиной –

дрался осиной;

куда попало –

Закрепление изученного материала о паронимах и частичных омонимах.

Что помогает различать частичные омонимы (контекст);

Что необходимо учитывать при употреблении паронимов (их лексическое значение).

3.2 Синонимы и речевая культура.

Преподаватель разъясняет связь синонимов с речевой культурой.

Преподаватель: Русский язык богат синонимами, что позволяет говорящему или пишущему раскрыть явление или предмет с разных сторон. Например, подберите прилагательные для обозначения чего-либо небольшого (маленький, небольшой, малый, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый); подберите прилагательные для обозначения большого по размеру (громадный, большой, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный). Желательно расположить по возрастанию признака. Слайды26

Преподаватель предлагает студентам прочитать теоретический материал из раздаточного и ответить на вопрос:

Докажите, что, располагая данные синонимы на слайде в определенном порядке, я использовала прием градации. Слайд 27

Первичное закрепление материала.

Преподаватель предлагает выполнить задание из раздаточного материала

Задание 7 Записать предложение, провести пунктуационный разбор. Выписать синонимы, располагая их по принципу градации. Слайд 28 - 29

Преподаватель делает вывод: В речи можно использовать не только отдельные синонимы, но и синонимические ряды.

Синонимы позволяют говорящему или пишущему по-разному обозначить одну и ту же ситуацию, охарактеризовать одно и то же лицо или предмет. Чем большей точности хочет добиться в своей речи говорящий или пишущий, тем больше внимания следует обратить на синонимы. Но к выбору слов необходимо относиться продуманно. Сравните для примера два предложения. Слайд 30

В каком предложении сказуемое выражает торжественность обстановки? (совокупность, очевидно, что такое значение свойственно первому предложению).

Замените, где это возможно слово правильный синонимом верный , в каких случаях такая замена невозможна? Почему? Слайд 31

Преподаватель: говоря об особенностях использования синонимов в речи, следует отметить, что благодаря наличию большого количества данной группы слов в языке можно избежать повторений одних и тех же однокоренных слов, сравните: Слайд32

Задание : устраните немотивированный повтор слов синонимической заменой. Слайд 33

3.3 Употребление фразеологизмов в речи.

    Актуализация имеющихся знаний.

Что изучает фразеология?

Что наказывается фразеологическим оборотом?

    Наблюдение: что общего между данными группами слов? Слайд 34

Ответ: перед нами синонимические ряды. Причем второй ряд составлен из фразеологизмов.

Преподаватель: Каково общее значение данных фразеологизмов? (так можно сказать о человеке, который все умеет делать).

Можно ли использовать данные фразеологизмы в деловой речи, например, в характеристике? (нет, зато их можно употреблять в обычном разговоре)

Вывод: Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, что определяет их употребление в речи.

Первичное закрепление.

Задание из раздаточного материала.

Ответы: Слайд 35

Разговорно-бытовые: во все лопатки; выжить из ума; мочи нет; надуть губы; с ума сошел; сесть в калошу; и так, и сяк.

Литературно-книжные: заключить в объятья; земля обетованная; золотой телец; слуга двух господ; чего изволите;

Литературно-поэтические: воздушный замок; воздушный океан; за тридевять земель; красная девица; лебединая песня; терновый венец.

Официально-деловые: вооруженные силы; вступить в силу; довести до сведения; женский пол; охрана труда; принять резолюцию; сжатые строки; тайное голосование; холодная война.

Межстилевые: во всяком случае, время от времени, от всего сердца, под открытым небом, сдержать слово, стереть с лица земли, что и требовалось доказать.

Преподаватель дает задание: исправьте ошибки, возникшие в результате неверного употребления фразеологизмов. Слайд 36

Но иногда умелая намеренная замена слов во фразеологизмах может явиться основой для каламбуров и шуток.

Задание: сравните заголовки газет и назовите фразеологизмы, послужившие основой для каламбуров. Слайд 37

Преподаватель: Во фразеологизмах слова теряют свою смысловую самостоятельность и употребляются, как правило, в переносном значении, но если слова, входящие в оборот употребить в прямом значении, то фразеологизм перестанет быть фразеологизмом.

Задание10 С данными словосочетаниями составьте по два предложения: Слайд38

а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле

б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма

IV. Закрепление изученного материала: Слайд 39

    Что такое паронимы?

    Как избежать ошибки в употреблении паронимов?

    Назовите частичные омонимы. Что помогает их отличить друг от друга?

    Что помогают избежать в речи синонимы?

    Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи?

V. Подведение итогов урока.

1.Домашнее задание. Слайд 40

Аспектный анализ

открытого занятия преподавателя Кравченко Л.Н. по дисциплине

ОУД.01 «Русский язык»

Тема: «Нормативное употребление слов и фразеологизмов»

Тип занятия: практическое занятие - презентация

Междисциплинарные связи: литература

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Методическая цель: Показать методику проведения практической работы с использованием презентации по дисциплине «Русский язык».

Образовательная: используя инновационную форму обучения – презентацию в практической работе ознакомить студентов с нормами употребления в речи паронимов, частичных омонимов, синонимов, фразеологизмов;

обучать студентов употреблению данных лексических понятий.

Развивающая: развивать у студентов умение воспринимать и усваивать информацию, поданную в форме презентации.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Использованная литература

1. Розенталь Д.Э. Русский язык: учеб. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2014

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл./ –М.: Просвещение, 2014.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздаточный материал.

Характеристика урока

Баллы

Выводы

1.Дидактическая цель определяет:

1.1. Логику изучения содержания учебного материала

Реализовано

полностью

1.2. Характер взаимодействия преподавателя и обучающегося

Реализовано

полностью

2. Цель по содержанию урока:

2.1. Соответствует содержанию учебного материала

Реализовано

полностью

2.2. Конкретизирует познавательный, развивающий, воспитательный результаты обучения

Реализовано

полностью

3. Организовано действие учащихся по принятию пели

Реализовано

полностью

4. Методы обучения:

4.1. Соответствуют уровню учебных возможностей обучающихся

Реализовано

полностью

4.2. Способствуют мотивации

Реализовано

полностью

4.3. Обеспечивают диалог в обучении

Реализовано

частично

4.4. Способствую достижению ТДЦ

Реализовано

полностью

5. Формы организации познавательной деятельности:

5.1. Обеспечивают сотрудничество между обучающимися

Реализовано

частично

5.2. Способствуют включению каждого обучающегося в дея­тельность по достижению цели

Реализовано

полностью

6. Задания для самостоятельной работы:

6.1. Способствуют достижению ТДЦ

Реализовано

полностью

6.2. Обеспечивают эффективность методов обучения

Реализовано

полностью

6.3. Соответствуют содержанию учебного материала

Реализовано

полностью

7. Средства обучения

7.1. Обеспечивают усвоение знаний и умений

Реализовано

полностью

7.2. Стимулируют развитие творческих способностей

Реализовано

полностью

7.3. Обеспечивают воспитание эмоционально ценностного отношения к миру

Реализовано

полностью

8. Выводы об уровне достижении ТДЦ

8.1. Образовательный аспект

Реализовано

полностью

8.2. Развивающий аспект

Реализовано

полностью

8.3. Воспитательный аспект

Реализовано

полностью

Итого:

Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные различия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.

Важной особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке,

Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов. Важно подчеркнуть, что компоненты фразеологизмов несут на себе ударение. Поэтому в строгом значении термины нельзя называть фразеологизмами употребляемые вместе, но пишущиеся раздельно служебное и знаменательное слова типа под мышкой, которые имеют лишь одно ударение. Сложность состава фразеологизмов наводит на мысль об их сходстве со свободными словосочетаниями (ср.: попасть впросак - попасть в ловушку). Однако компоненты фразеологизма или не употребляются самостоятельно, или изменяют во фразеологизме свое обычное значение (кровь с молоком означает «здоровый, с хорошим цветом лица, с румянцем»).

Многие фразеологизмы эквивалентны одному слову (ср.: раскинуть умом - подумать). Эти фразеологизмы имеют нерасчлененное значение. Однако есть и такие, которые можно приравнять к целому описательному выражению (ср.: садиться на мель - попадать в крайне затруднительное положение). Для подобных фразеологизмов, как заметил В. А. Ларин, «исходными оказываются свободные обороты речи,(...) прямые по значению. Семантическое обновление наступает обычно в силу все более вольного, переносного употребления».

Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (ср.: читаю книгу, просматриваю книгу, изучаю книгу). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо кот наплакал сказать кошка наплакала. Правда, есть фразеологизмы, которые имеют варианты (раскинуть умом - пораскинуть мозгами). Однако существование вариантов некоторых фразеологизмов не означает, что в них можно произвольно заменять слова. Закрепившиеся в языке варианты тоже характеризуются постоянным лексическом составом и требуют точного воспроизведения в речи.

Постоянство состава фразеологизмов позволяет говорить о «предсказуемости» их компонентов. Так, зная, что во фразеологизме используется слово закадычный, можно предсказать другой компонент -- друг; слово заклятый подсказывает используемое вместе с ним слово враг и т. д. Фразеологизмы, которые не допускают никакого варьирования, относятся к абсолютно устойчивым сочетаниям.

Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры: не допуская включение в них новых слов. Так, зная фразеологизм потупить голову, нельзя сказать: низко потупить голову. Однако есть в такие фразеологизмы, которые допускают вставку отдельных уточняющих слов (ср.; разжигать страсти - разжигать роковые страсти). В некоторых фразеологизмах возможен пропуск одного или нескольких компонентов. Например, говорят пройти сквозь огонь и воду, отсекая конец фразеологизма и медные трубы. Редукция объясняется стремлением к экономии речевых средств и специального стилистического значения не имеет.

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы слов. Так, нельзя сказать бить баклушу, заменив форму множественного числа баклуши, или употребить полное прилагательное вместо краткого во фразеологизме на босу ногу. Однако в особых случаях варианты грамматических форм во фразеологизмах возможны (ср.: греть руку - греть руки).

Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражении ни свет ни заря, хотя смысл, казалось бы, не пострадал, если бы мы сказали: ни заря ни свет. В то же время в некоторых фразеологизмах возможно изменение порядка слов (ср.: не оставить камня на камне - камня на камне не оставить). Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих и из глагола и зависимых от него именных форм.

Неоднородность структурных признаков фразеологизмов объясняется тем, что фразеология объединяет довольно пестрый языковой материал, причем границы фразеологических единиц очерчены недостаточно определенно.

Фразеологические единицы обогащают выразительные средства языка, придают ему живость и образность. Из числа наиболее широко в языке используются фразеологические сочетания; они встречаются в текстах любого характера, и в том числе в научной и технической литературе. Что касается фразеологических единств и сращений, то они употребляются в газетных текстах и, чаще всего, в художественной литературе.

Употребление фразеологического выражения «Любви все возрасты покорны» отличается от употребления, например, предложения «Стихи покоряли читателей своей искренностью и свежестью» тем, что они извлекается из памяти целиком, так же как отдельное слово или фразеологические обороты, равнозначные слову, в то время как предложение «Стихи покоряли читателя своей искренностью и свежестью» создается говорящим по законам русской грамматики из отдельных слов в самом процессе общения.

Итак, специфика фразеологизмов в том, что:

  • 1. Фразеологизмы, как и слова, не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Они требуют запоминания и хранятся в нашей памяти.
  • 2. Слова во фразеологизме теряют свою смысловую самостоятельность. Значение передается всей совокупностью слов-компонентов фразеологизма. Такое значение называется целостным. Мы можем не знать, что такое баклуши и почему их надо бить. Однако значение сочетания бить баклуши нам понятно.
  • 3. Во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию. Если вместо ловить ворон на уроке сказать ловить тараканов на уроке, то на месте фразеологизма появляется свободное словосочетание и смысл будет другой.

Можно выделить и слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, иметь значение). Таких фразеологизмов немного. В эмоционально-экспрессивном отношении все фразеологизмы можно подразделить на две группы. Большой стилистический пласт составляют фразеологизмы с яркой эмоционально-экспрессивной окраской, которая обусловлена как их образностью, использованием в них выразительных языковых средств. Так, фразеологизмы разговорного характера окрашены в фамильярные, шутливые, иронические, презрительные тона (ни рыба ни мясо, сесть в лужу, только пятки засверкали); книжным присуще возвышенное, торжественное звучание (обагрить руки в крови, уйти из жизни). Другой стилистический пласт составляют фразеологизмы, лишенные эмоционально-экспрессивной окраски и употребляемые в строго номинативной функции (компостировать билет, железная дорога). Таким фразеологизмам не свойственна образность, они не несут оценки. Среди фразеологизмов этого типа много терминов (ценные бумаги, валютные операции). Они характеризуются однозначностью, образующие их слова выступают в прямых значениях.