Героические поступки людей в наше время: подвиги наших дней. Сочинение «гражданский подвиг н

После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских деревнях начались волне-ния, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация «К барским крестьянам». Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Однако не так-то просто было расправиться со зна-менитым литературным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в «Современнике» и «Отече-ственных записках». Всем было известно о его революционных симпатиях, о близости с Герценом и другими крупными революцио-нерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского была тщательно законспири-рована. На виду была лишь его литературная деятельность.

С поразительной и дерзновенной ловкос-тью Чернышевский умел высказываться в своих статьях «между строк». Когда в печа-тавшихся в «Современнике» статьях о Гари-бальди и в комментариях к итальянским со-бытиям он со странным упорством чуть ли не в каждой фразе повторял: «в Италии», «я говорю об Италии», даже самый бестолко-вый читатель в конце концов начинал пони-мать, что речь шла о России и о текущих по-литических событиях. Тем не менее фор-мально придраться было не к чему.

7 июля 1862 года, власти, опасавшиеся открытого восстания, арестовали Черны-шевского и бросили его в Петропавловскую крепость. Формальным поводом послужи-ло письмо Герцена, в котором говорилось о том, что он вместе с Чернышевским соби-рается печатать «Колокол» за границей, по-скольку в России журнал был запрещен. Но этого было мало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское обвинение. Но в чем? И власти пошли на прямой подлог. Отставной уланский корнет В. К. Костомаров, разжалованный в рядо-вые за тайное печатание «возмутительных изданий», человек с психическими отклоне-ниями и бездарный поэт-графоман, чтобы избежать наказания, согласился сотрудни-чать с III отделением. Подделав почерк Чер-нышевского, Костомаров написал записку, будто бы от Чернышевского, с просьбой из-менить одно слово в прокламации. Кроме того, Костомаров сфабриковал еще пись-мо, в котором якобы содержались неопро-вержимые доказательства прямого участия Чернышевского в революционной деятельно-сти. На основании этих фальшивых улик в начале 1864 года Сенат вынес Чернышевскому приговор — 14 лет каторги и вечное поселе-ние в Сибири. Александр II утвердил приго-вор, сократив срок пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Чернышевский про-вел в заключении более 18 лет.

При аресте Чернышевского были конфис-кованы все его записи, в том числе днев-ник. Самые «опасные» заметки были заши-фрованы (довольно примитивным способом), однако в целом дневниковые записи носили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль производили до-вольно сумбурное впечатление. Когда Чер-нышевскому, который решительно отверг фальшивку Костомарова, стали предъяв-лять обвинения уже на основании дневни-ковых записей, он придумал смелый и ин-тересный ход: решил выдать дневник за черновик литературного произведения, а все свои рассуждения — за вымысел бел-летриста. Более того, существует мнение (яростно оспаривавшееся официальным советским литературоведением), что Чер-нышевский стал писать «Что делать?» лишь для того, чтобы оправдать содержание своего «крамольного» дневника, который он таким образом превращал в черновик ро-мана. Едва ли причина его написания толь-ко в этом, однако эта версия проливает свет на загадку романа, явно плохо проду-манного и написанного в спешке.

Действительно, той повествования то становится небрежным и развязным, то оно приобретает надуманные, фантастические черты. В советском литературоведении бы-ло принято утверждать, что царская цензу-ра просто-напросто «проглядела» револю-ционный характер произведения и поэтому допустила его к печати. Но есть и иная точ-ка зрения: цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы «любовном» романе шито белыми нитками, однако, принимая во вни-мание полное отсутствие каких-либо худо-жественных достоинств рукописи (об этом на первых страницах заявляет и сам автор), они надеялись, что прославленный публи-цист и революционер скомпрометирует се-бя в глазах просвещенной общественности столь бездарной поделкой. Но вышло все наоборот! И дело тут не в литературных дарованиях автора, но в том, что он своей книгой покорил не одно поколение моло-дых людей, которые смеялись над рассуж-дениями о Прекрасном и самой безупреч-ной форме предпочитали «полезное» со-держание. Они презирали «бесполезное» искусство, зато преклонялись перед точными науками и естествознанием, они отка-зывались от религии, но с религиозным пы-лом отстаивали веру в человека, точнее, в « новых людей», то есть в себя самих.

Сын священника и поклонник Фейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в светлое будущее человечества, открыл до-рогу тем, кто подменил религию богочело-века религией человекобога... Так случи-лось, что предсмертный бред Чернышев-ского записал секретарь. Его последние слова удивительным образом переклика-ются с фразой, сказанной несколько деся-тилетий спустя Зигмундом Фрейдом по по-воду своей научной деятельности: «В этой книге Бога нет». Чернышевский в своих предсмертных грезах упоминал о каком-то сочинении (кто знает, быть может, о своем романе?): «Странное дело: в этой книге ни разу не упоминается о Боге».

Завтра великий праздник для всей русской земли. Завтра празднуется восшествие на престол ныне царствующего Государя Императора, полагающее новую эпоху славы в русской истории; завтра с тем вместе годовщина одного из величайших событий русской истории, которым ознаменовано нынешнее царствование. Девять лет тому назад, 19 февраля 1861 года, Государь Император подписал достопамятный манифест, положивший конец крепостному праву в России.

Теперь, в девятую годовщину этого события, когда оно совершило столь успешно и благополучно полный цикл свой, особую цену приобретают те слова Высочайшего манифеста, в которых выразилось столь оправданное доверие к патриотизму и разуму обеих заинтересованных сторон.

"Полагаемся, - было сказано в манифесте, - на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению Наших начертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, возбуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовью к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно так же благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положением в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных постановлений".

Не блистательно ли оправдались эти надежды? Кто не отдаст справедливость русскому дворянству? Кто не оценит совершенный им действительно "великий гражданский подвиг"? Из среды самого дворянства, большею частью по его собственному указанию, вышли мировые посредники первой чреды, которые на плечах своих вынесли всю тяжесть исполнения великого дела, олицетворив собою гражданское самоотвержение целого сословия. Их упрекали, и иногда небезосновательно, за пристрастие в пользу не дворян, а крестьян. Образ действий русского поместного сословия всего лучше может быть оценен при сравнении с теми интригами, которых крестьянская реформа была предметом в западном крае, где землевладение отрекается от русского характера. Во внутренних губерниях не было ничего похожего на систематическое противодействие Положениям 19 февраля; помещики во внутренних губерниях не составляли, как это было на окраинах, заговора в видах обойти требования закона. Напротив, русское дворянство устояло от искушений, исходивших от малой, но влиятельной клики, - "горсти людей", как выразилось в своем прошлогоднем собрании московское дворянство, - которая старалась, и теперь еще старается, подогреть своекорыстные страсти, сама служа слепым орудием враждебных государству партий. Русское дворянство не далось в обман и предохранило от бедствий наше будущее; оно спасло основу и условия правильного и плодотворного прогресса нашей гражданственности. Честь и слава ему! Доблесть его еще более будет оценена впоследствии, когда история раскроет тайные пружины махинаций, которыми так обильно наше время.

Не худо припомнить ход крестьянского дела в других государствах. Это лучше всего даст нам почувствовать наше народное достоинство. В Пруссии толки о выкупе тянутся уже более двадцати лет, а между тем окончательное устройство крестьян подвинулось там гораздо меньше, чем у нас за девятилетний срок. Обязательный выкуп в Пруссии, установленный конституцией 1850 года, заторможен в 1851 и приостановлен в 1858 году впредь до издания особого положения, которое и по сие время еще не выходило. Известно также, что благодаря чрезмерным притязаниям землевладельцев в Германии и отчасти в Австрии ни разверстание, ни раздел общих угодий не пришли еще к концу.

Нет сомнения, что русское дворянство удержит за собою свою благотворную роль в созидании нашей гражданственности. Не в мелком, а в великом должно оно видеть свои истинные интересы; таков смысл его преданий. Что касается до дальнейшего хода крестьянского дела, то он не представляет ни опасностей, ни трудностей.

Можно насчитать сотни тысяч крестьян, получивших четверть надела в дар и уже давно имеющих полную свободу передвижения. Ввиду этого всем известного факта можно ли думать, что переселение примет тревожные размеры в среде крестьян временнообязанных, для которых оно сопряжено с исполнением стольких разнородных условий?

"Полагаемся также и на здравый смысл народа нашего, - сказано в Манифесте 19 февраля 1861 года. - Получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они (крепостные люди) становятся обязанными пред обществом и пред самими собой благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона".

Никогда "здравый смысл народа" не высказывался так блистательно, как в крестьянской реформе, совершившейся в России. В первое время по освобождении, тотчас после крутого перелома, который совершился в русской деревне, когда крепостное право уже пало, но ни мировые посредники, ни сельские власти не были еще введены в действие, когда крестьяне не успели еще ознакомиться с своими новыми правами, - и тогда не произошло никаких серьёзных замешательств в народе, несмотря на все усилия злонамеренных партий. Особенные меры, принятые на всякий случай, оказались совершенно излишними. Русский народ удивил своим здравым смыслом не только врагов, но и друзей своих, которые все-таки не чаяли, чтобы массы могли обнаружить такое полное самообладание на первых порах свободы.

Известно, что злонамеренные люди старались возбудить в крестьянстве преувеличенные ожидания. Распускались слухи о даровом наделе, о новой воле, об освобождении от всех повинностей. Но в народе постоянно сохранялся здравый инстинкт истины. Замечателен факт, что весьма многие помещики северных губерний не потребовали обязательного выкупа крестьянского надела; не свидетельствует ли это самым убедительным образом, что уплата оброков производилась исправно и что на крестьян не оказывали никакого действия "золотые грамоты"?

Злонамеренные попытки встревожить общество мнимыми опасностями девятилетней годовщины освобождения крестьян продолжались в течение всего прошлого года. Махинация была главным образом направлена на нашу учащуюся молодежь. Думайте что хотите об этих злонамеренных попытках, но было бы жалкою ошибкой видеть в основании их что-либо искреннее. Будем надеяться, что мало-помалу дела наши освободятся от недоразумений и неясностей, и тем самым у обмана будет отнята почва вместе с надеждою на успех. Благоразумием дворянства и здравым смыслом народа, Бог даст, снова будут посрамлены злонамеренные происки, к каким бы изворотам они ни прибегали и какими бы личинами ни прикрывались.

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) - русский публицист, философ, литературный критик, издатель журнала "Русский вестник", редактор-издатель газеты "Московские ведомости".

Сочинение

После крестьянской реформы 1861 года, когда в российских де-ревнях начались волнения, вызванные грабительским характером реформы, получила хождение прокламация. Ее авторство власти решили приписать Чернышевскому. Од-нако не так-то просто было расправиться со знаменитым литератур-ным критиком, статьи которого пропускались царской цензурой и широко печатались в и. Всем было известно о его революционных симпатиях, о бли-зости с Герценом и другими крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевского была тщательно закон-спирирована. На виду была лишь его литературная деятельность. С поразительной и дерзновенной ловкостью Чернышевский умел вы-сказываться в своих статьях. Когда в печатавшихся в статьях о Гарибальди и в комментариях к ита-льянским событиям он со странным упорством чуть ли не в каждой фразе повторял: , даже самый бестолковый читатель в конце концов начинал понимать, что речь шла о России и о текущих политических событиях. Тем не менее формально придраться было не к чему.7 июля 1862 года власти, опасавшиеся открытого восстания, арестовали Чернышевского и бросили его в Петропавловскую кре-пость. Формальным поводом послужило письмо Герцена, в котором говорилось о том, что он вместе с Чернышевским собирается печа-тать за границей, поскольку в России журнал был за-прещен. Но этого было мало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское обвинение. Но в чем? И власти пошли на прямой подлог. Отставной уланский корнет В. К. Костомаров, раз-жалованный в рядовые за тайное печатание, человек с психическими отклонениями и бездарный поэт-гра-фоман, чтобы избежать наказания, согласился сотрудничать с III отделением. Подделав почерк Чернышевского, Костомаров написал записку, будто бы от Чернышевского, с просьбой изменить одно слово в прокламации. Кроме того, Костомаров сфабриковал еще письмо, в котором якобы содержались неопровержимые доказа-тельства прямого участия Чернышевского в революционной дея-тельности. На основании этих фальшивых улик в начале 1864 года сенат вынес Чернышевскому приговор - 14 лет каторги и вечное поселение в Сибири. Александр II утвердил приговор, сократив срок пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Черны-шевский провел в заключении более 18 лет.При аресте Чернышевского были конфискованы все его записи, в том числе дневник. Самые заметки были зашифрованы (довольно примитивным способом), однако в целом дневниковые за-писи носили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль производил довольно сумбурное впечатление. Когда Черны-шевскому, который решительно отверг фальшивку Костомарова, стали предъявлять обвинения уже на основании дневниковых запи-сей, он придумал смелый и интересный ход: он решил выдать днев-ник за черновик литературного произведения, а все свои рассужде-ния - за вымысел беллетриста. Более того, существует мнение (яростно оспаривавшееся официальным советским литературоведе-нием), что Чернышевский стал писать лишь для того, чтобы оправдать содержание своего дневника, который он таким образом превращал в черновик романа. Едва ли причина его написания только в этом, однако эта версия проливает свет на загадку романа, явно плохо продуманного и написанного в спешке. Действительно, тон повествования то становится небреж-ным и развязным, то оно приобретает надуманные, фантастические черты.В советском литературоведении было принято утверждать, что царская цензура просто-напросто революционный ха-рактер произведения и поэтому допустила его к печати. Но есть и иная точка зрения: цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы романе шито белыми нитками, однако, прини-мая во внимание полное отсутствие каких-либо художественных достоинств рукописи (об этом на первых страницах заявляет и сам автор), они надеялись, что прославленный публицист и революцио-нер скомпрометирует себя в глазах просвещенной общественности столь бездарной поделкой. Но вышло все наоборот! И дело тут не в литературных дарованиях автора, но в том, что он своей книгой сумел задеть за живое не одно поколение молодых людей, которые смеялись над рассуждениями о Прекрасном и самой безупречной форме предпочитали содержание. Они презирали искусство, зато преклонялись перед точными науками и естествознанием, они отшатывались от религии, но с религиозным пылом отстаивали веру в человека, точнее, в, то есть - в себя самих. Сын священника и поклонник Фейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в светлое будущее человечест-ва, открыл дорогу тем, кто подменил религию Богочеловека рели-гией человекобога...Так случилось, что предсмертный бред Чернышевского записал секретарь. Его последние слова удивительным образом переклика-ются с фразой, сказанной несколько десятилетий спустя ЗигмундомФрейдом по поводу своей научной деятельности: . Чернышевский в своих предсмертных грезах упоминал о каком-то сочинении (кто знает, быть может, о своем романе?): .
Нетрадиционная и непривычная для русской прозы XIX века завязка произведения, более свойственная французским авантюр-ным романам, - загадочное самоубийство, описанное в 1-й главе - была, по общепринятому мнению всех исследова-телей, своего рода интригующим приемом, призванным запутать следственную комиссию и царскую цензуру. Той же цели служил и мелодраматический тон повествования о семейной драме во 2-й главе, и неожиданное название 3-й - , которая на-чинается словами: Более того, в этой главе автор, полушутливым-полуизде-вательским тоном обращаясь к публике, признается в том, что он вполне обдуманно. После этого автор, вдоволь посмеявшись над своими читателями, говорит: , с другой - как будто готов раскрыть перед ним все карты и к тому же интригует его тем, что в его повествовании присутствует еще и скрытый смысл! Читателю остается одно - читать, а в процессе чтения на-бираться терпения, и чем глубже он погружается в произведение, тем большим испытаниям подвергается его терпение...В том, что автор и в самом деле плохо владеет языком, читатель убеждается буквально с первых страниц. Так, например, Черны-шевский питает слабость к нанизыванию глагольных цепочек: ; обожает по-вторы: ; речь автора небрежна и вульгарна, и порой возникает ощущение, что это - плохой перевод с чужого языка: ; ; ; ; ; авторские от-ступления темны, корявы и многословны: ; Увы, подобные примеры можно приводить до бесконечности...Ничуть не меньше раздражает смешение стилей: на протяже-нии одного смыслового эпизода одни и те же лица то и дело сбива-ются с патетически-возвышенного стиля на бытовой, фривольный либо вульгарный.Почему же российская общественность приняла этот роман? Критик Скабичевский вспоминал: . Даже Герцен, признаваясь, что роман, тотчас оговаривался: . С какой же? Очевидно, со стороны Истины, служение ко-торой должно снять с автора все обвинения в бездарности! А той эпохи Истину отождествляли с Пользой, Пользу - со Счастьем, Счастье - со служением все той же Истине... Как бы то ни было, Чернышевского трудно упрекнуть в неискренности, ведь он хотел добра, причем не для себя, но для всех! Как писал Владимир Набоков в романе (в главе, посвященной Чернышевскому), . Другое дело, как сам Чернышевский шел к этому добру и куда вел. (Вспомним, что цареубийца Софья Перовская уже в ранней юности усвоила себе рахметовскую и спала на голом полу.) Пусть же революционера Чернышевского со всей строгостью судит история, а писателя и критика Чернышевского - история литературы.

ГРАЖДАНСКИЙ ПОДВИГ Н. Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГОПосле крестьянской реформы 1861года, когда в российских де ревнях начались волнения, вызванные грабительскимхарактером реформы, получила хождение прокламация К барским крестья нам. Ееавторство власти решили приписать Чернышевскому.Од нако не так-то просто былорасправиться со знаменитым литератур ным критиком, статьи которого пропускалисьцарской цензурой и широко печатались в Современнике и Отечественных запис ках.Всем было известно о его революционных симпатиях, о бли зости с Герценом идругими крупными революционерами, однако эта сторона деятельности Чернышевскогобыла тщательно закон спирирована.

На виду была лишь его литературнаядеятельность.С поразительной и дерзновенной ловкостью Чернышевский умел вы сказыватьсяв своих статьях между строк. Когда в печатавшихся в Современнике статьях оГарибальди и в комментариях к ита льянским событиям он со странным упорствомчуть ли не в каждой фразе повторял в Италии, я говорю об Италии, дажесамый бестолковый читатель в конце концов начинал понимать, что речь шла оРоссии и о текущих политических событиях.

Тем не менее формально придратьсябыло не к чему.7 июля 1862 года власти,опасавшиеся открытого восстания, арестовали Чернышевского и бросили его вПетропавловскую кре пость. Формальным поводом послужило письмо Герцена, вкотором говорилось о том, что он вместе с Чернышевским собирается печа тать Колокол за границей, поскольку в России журнал был за прещен.Но этого быломало, необходимо было предъявить Чернышевскому более веское обвинение.

Но вчем? И власти пошли на прямой подлог. Отставной уланский корнет В. К.Костомаров, раз жалованный в рядовые за тайное печатание возмутительных изда ний,человек с психическими отклонениями и бездарный поэт-гра фоман, чтобы избежатьнаказания, согласился сотрудничать с III отделением. Подделав почеркЧернышевского, Костомаров написал записку, будто бы от Чернышевского, спросьбой изменить одно слово в прокламации.Кроме того, Костомаров сфабриковалеще письмо, в котором якобы содержались неопровержимые доказа тельства прямогоучастия Чернышевского в революционной дея тельности. На основании этихфальшивых улик в начале 1864 года сенат вынес Чернышевскому приговор 14 леткаторги и вечное поселение в Сибири.

Александр II утвердил приговор, сокративсрок пребывания на каторге на 7 лет, однако фактически Черны шевский провел взаключении более 18 лет.При аресте Чернышевского быликонфискованы все его записи, в том числе дневник. Самые опасные заметки былизашифрованы довольно примитивным способом, однако в целом дневниковые за писиносили довольно беспорядочный характер, к тому же их язык и стиль производилдовольно сумбурное впечатление.

Когда Черны шевскому, который решительно отвергфальшивку Костомарова, стали предъявлять обвинения уже на основании дневниковыхзапи сей, он придумал смелый и интересный ход он решил выдать днев ник зачерновик литературного произведения, а все свои рассужде ния за вымыселбеллетриста.

Более того, существует мнение яростно оспаривавшееся официальнымсоветским литературоведе нием, что Чернышевский стал писать Что делать? лишьдля того, чтобы оправдать содержание своего крамольного дневника, который онтаким образом превращал в черновик романа. Едва ли причина его написания тольков этом, однако эта версия проливает свет на загадку романа, явно плохопродуманного и написанного в спешке.Действительно, тон повествования тостановится небреж ным и развязным, то оно приобретает надуманные,фантастические черты.В советском литературоведениибыло принято утверждать, что царская цензура просто-напросто проглядела революционный ха рактер произведения и поэтому допустила его к печати.

Но естьи иная точка зрения цензоры прекрасно видели, что все в этом якобы любовном романе шито белыми нитками, однако, прини мая во внимание полное отсутствие каких-либохудожественных достоинств рукописи об этом на первых страницах заявляет и самавтор, они надеялись, что прославленный публицист и революцио нерскомпрометирует себя в глазах просвещенной общественности столь бездарнойподелкой.

Но вышло все наоборот! И дело тут не в литературных дарованияхавтора, но в том, что он своей книгой сумел задеть за живое не одно поколениемолодых людей, которые смеялись над рассуждениями о Прекрасном и самойбезупречной форме предпочитали полезное содержание. Они презирали бес полезное искусство, зато преклонялись перед точными науками и естествознанием, ониотшатывались от религии, но с религиозным пылом отстаивали веру в человека,точнее, в новых людей, то есть в себя самих.

Сын священника и поклонникФейербаха, Чернышевский, этот мученик за веру в светлое будущее человечест ва,открыл дорогу тем, кто подменил религию Богочеловека рели гией человекобога Так случилось, что предсмертныйбред Чернышевского записал секретарь. Его последние слова удивительным образомпереклика ются с фразой, сказанной несколько десятилетий спустя ЗигмундомФрейдом по поводу своей научной деятельности В этой книге Бога нет.Чернышевский в своих предсмертных грезах упоминал о каком-то сочинении ктознает, быть может, о своем романе? Странное дело в этой книге ни разу неупоминается о Боге.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Гражданское, наследственное и право собственности по Судебникам 1497 и 1550 гг. Различия этих судебников в других отраслях права, кроме гражданского, наследственного и права собственности
В состав Судебника входят 4 части 1. Постановление о суде центральном. 2. Постановление о суде местном провинциальном, наместничьем. 3.. Ст. 54 Статья исходит из постановлений ПСГ ст. ст. 40 и 41 о договорном.. В условиях развития товарного производства, городов, когда у верхов феодального общества растет потребность в умелых..

Финансирование гражданской службы, денежное содержание гражданских служащих
Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих.. поощрения и награждения на государственной службе.. профессиональная подготовка переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих..


Понятие гражданское общество одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена.. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной..

Имущественные права как объекты гражданских прав. Понятие и виды объектов гражданских прав
Понятие и виды объектов гражданских прав..

Понятие, предмет и метод гражданского права. Гражданское право как наука и учебная дисциплина
И науки Украины.. донецкий национальный.. университет..

Гражданского права и гражданского процесса
Министерство образования и науки самарской области.. Министерство имущественных отношений самарской области.. ГОУ ВПО Самарская государственная областная академия Наяновой..

«Основные положения ФЗ «Об гражданской обороне» и «Гражданская оборона»»
Мобилизация. Гражданская оборона. Территориальная оборона15 Статья 18. Состояние войны15 Статья 19. Военное положение15 Статья 20. Мобилизация15 Статья..

Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества
Понятие "гражданское общество" – одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена.. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной..

Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет, метод понятие гражданского права
Понятие гражданского права.. предмет гражданского.. и система гражданского права как отрасли права..

Шпоры по гражданскому праву
Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя. 458. Момент.. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей.. Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента..

0.064

Подвиг, о котором пойдет речь - не диковинный сюжет скороспелой передачи, раскрывающей очередную «сенсацию».

Это факт из истории обороны Одессы.

Сражающаяся Одесса

Шел август 1941 года. Первые, тяжелейшие для нашего народа месяцы Великой Отечественной войны.

Первого августа противнику удалось прорвать Южный фронт и 4-я румынская армия, выделенная для захвата Одессы, вышла на дальние подступы к городу.

В этих условиях 5 августа началась оборона «жемчужины у моря». Приказ Ставки был следующим: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности». 8 числа город с окрестностями был объявлен на осадном положении.

Основная тяжесть боев легла на части Приморской армии. В ее тылу спешно готовилась глубокая система оборонительных рубежей, передовая линия которых, для защиты города и порта от артогня противника, проходила на расстоянии 20-25 км от окраин Одессы.

13 августа румыно-немецкие соединения полностью блокировали город с суши. В тот же день фронт войск Приморской армии был разделен на три сектора обороны - восточный, западный и южный.

19 августа Ставка приказала создать Одесский оборонительный район (ООР) во главе с бывшим командиром Одесской военно-морской базы, контр-адмиралом Гавриилом Васильевичем Жуковым. Такое решение было понятно, потому что в сложившихся обстоятельствах только флот мог оказывать огневую поддержку и осуществлять подвоз боеприпасов, и подкреплений осажденным частям. Только морем была возможна эвакуация раненых и гражданского населения.

Теперь вся ответственность за дальнейшее руководство обороной ложилась на Черноморский флот.

В то же время противник произвел перегруппировку своих сил. Маршал и кондуэктор (вождь) Румынии Антонеску потребовал от своих офицеров в кратчайшие сроки овладеть стратегически важным пунктом, и назначил официальную дату захвата Одессы на 23 августа (был запланирован даже военный парад).

20 августа, подтянув резервы и имея 6-кратное преимущество в личном составе, 5-кратное - в артиллерии, значительное превосходство в танках и самолетах, враг перешел в наступление сразу во всех 3-х секторах обороны города.

Тяжелые бои вели в эти дни части Восточного сектора (правый фланг обороны). Противник бросил в бой на этом узком участке фронта более 50 тысяч солдат и офицеров. С 22 августа атаки здесь не прекращались даже ночью.

Так для защитников наступил самый критический период обороны Одессы - борьба на ближних подступах к городу.

412-я батарея

Здесь же в Восточном секторе в балке у села Чебанка находилась 412-я дальнобойная батарея береговой обороны. Она была построена в начале 30-х годов по проекту видного военного инженера Д.М. Карбышева. На береговой батарее были установлены три 180-мм пушки, с круговым обстрелом, которые могли поразить цель на дальности до 40 километров.

Хорошая маскировка делала 412-ю незаметной даже с пролегающего рядом шоссе Одесса - Николаев.

Ее мощная огневая поддержка имела решающее значение для всего сектора. Однако, предназначенная поражать дальние цели и малоуязвимая при ударах с воздуха, батарея была почти беззащитна от врага, оказавшегося рядом с боевыми расчетами. И если бы в критический момент что-нибудь помешало вывести ее из строя, противник мог, завладев орудиями 412-й, направить их на Одессу.

Прорыв в Восточном секторе

В ходе своего наступления 23 августа румыны решили любой ценой захватить 412-ю батарею, чтобы использовать ее для обстрела аэродрома, порта и фарватера. Осуществление этого замысла означало бы гибель для осажденного города.

Имея большое преимущество в живой силе, румыны, поддерживаемые немецкими подразделениями автоматчиков (в наших боевых донесениях фигурируют как «железные кресты») упрямо рвались к морю, к батарее. Усилив свою пехоту танками и кавалерией, противник беспрерывно атаковал позиции легендарных морских пехотинцев 1-го морского полка Я.И. Осипова.

Не обращая внимания на потери, враг добился успеха, оттеснив поредевшие части 1-го полка морской пехоты и 54-го стрелкового полка. Небольшие группы вражеских автоматчиков проникли в стык двух полков, и закрепились на рубеже в 2-3 километрах от 412-й батареи.

Вскоре румыны начали окружать Чебанку, береговую батарею и вышли на Николаевскую дорогу, где по направлению к Одессе подготовленной обороны еще не было. Здесь враг остановился, поджидая подхода своей боевой техники и артиллерии, накапливая силы для захвата 412-й батареи и дальнейшего прорыва к городу.

Маршевые роты

Связь с 412-й батареей прервалась, но по данным 1-го полка моряков вокруг нее шел бой, а значит, батарея еще жива. Обстановка была критической и в штабе Одесского оборонительного района понимали, что действовать нужно быстро.

Начальнику Восточного сектора комбригу С.Ф. Монахову не хватало собственных сил, чтобы выбить просочившихся в стык между полками автоматчиков. Он просил помощи, но в распоряжении штаба свободных резервов не было. И перебросить силы из других секторов невозможно - «жмут везде».

В это время командующему войсками оборонительного района Г.В. Жукову доложили, что во 2-м морском полку (на тот момент - резервном соединении) есть две только что прибывшие на пополнение маршевые роты, но они - не вооружены.

По сообщению комиссара батальона, в который пришли обе роты, С.И. Бондаренко, все 250 человек были шахтерами из Донбасса. Рвались в бой, но вооружить их было нечем.

Контр-адмирал Жуков уточнил, как они владели гранатой. Со слов комбата: бросали болванку, а настоящую гранату никто еще в руки не брал, но устройство и обращение с ней большинство знало.

Посоветовавшись с членом Военного совета ООР бригадным комиссаром И.И. Азаровым, понимая, что другого выхода нет, командующий решил послать на передовую шахтеров из 2-го морского полка, и приказал комиссару С.И. Бондаренко подготовить их к бою.

Через час за шахтерами должны прибыть машины для переброски группы в Восточный сектор на помощь командиру 1-го морполка Якову Осипову. У каждого бойца должно быть не менее пяти гранат.

И.И. Азаров хотел лично подготовить шахтеров к бою. Но комиссар Бондаренко возражал, настаивая на том, что во 2-м полку с этой задачей «справятся сами», поскольку «шахтеры народ хороший».

Нам бы только оружие... - заключил он с горечью.

Контр-адмирал Г.В. Жуков рассержено потребовал, чтобы бригадный комиссар Азаров остался в штабе: «Члену Военного совета подменять комиссара батальона или политрука роты - этого еще не хватало!».

Илья Ильич подчинился, но на душе у него остался горький осадок: посылать людей в бой без винтовок, с одними гранатами...

Сборы

Навсегда запомнил то, как уходили в свой бой шахтеры, политрук 2-го морского полка С.И. Бондаренко. Его рассказ приводит в мемуарах И.И. Азаров:

«Сначала собрали коммунистов. Объяснили задачу. Сказали: нужно выручать береговую батарею.

Если враги захватят батарею, — начал политрук роты Пронин, — они ее мощные морские орудия повернут на город... Вы понимаете?
- Да нас без ружьев, как куропаток, перестреляют, - перебил кто-то Пронина.
- А ты уж хвост поджал! - дружно навалились товарищи на бросившего реплику.

Потом собрали всех. Было примерно то же.

Кто-то нерешительно сказал:
- Без оружия в бой — все равно, что в шахту без отбойного молотка...
- А по скольку гранат дадут? — спросил другой.
- По шесть - восемь, - ответил Пронин.
- Ничего, - успокоил всех остальных кто-то, - граната - тоже оружие…
- Пора, что ли? - сказал напоследок один рослый шахтер».

В казарме осталось 12 человек - раненые и больные. Им передавали наспех написанные письма, просили записать адреса родных.

По просьбе шахтеров всем выдали тельняшки, кроме гранат дали саперные лопатки. Командиром отряда назначили старшего лейтенанта Силина, политруком - И.А. Пронина.

Когда сели в машины, запели: «Слушай, рабочий, война началася».

Ночной бой

О подробностях того боя, к сожалению, известно мало. Из книги бывшего члена Военсовета ООР И.И. Азарова можно узнать, что «противник после сильной подготовки, пользуясь наступившими сумерками, бросил на 412-ю батарею два батальона. Солдаты шли в полный рост, волнами. Шли… падали… снова шли. Их подпустили ближе. А потом сразу загрохотали тяжелые и противотанковые орудия, четыре 82-миллиметровых миномета. Они грохотали 21 минуту. Враг не выдержал огня, побежал. На поле боя осталось больше 500 трупов».

Когда Азаров дозвонился до командира 1-го морского полка Осипова, тот сорванным голосом доложил, что связь с 412-й батареей восстановлена. Группа противника прижата к берегу. Есть пленные. Противник пытался расширить прорыв в стыке, где просочились автоматчики. Двигавшуюся туда роту с приданными минометными командами встретили шахтеры с гранатами. Они спасли положение.

«У них очень большие потери, - глухо сказал Осипов, - командир роты старший лейтенант Силин убит... Когда он упал, произошло замешательство. Но он поднялся и снова побежал. Второй раз упал - и уже не встал. Роту повел в атаку политрук Пронин».

Дополняет картину боя ценное свидетельство сражавшегося на 412-й батарее сержанта Ф.С. Задои: «В ночь на 24 августа батарею окружили, и весь личный состав отражал беспрерывные атаки в 100 метрах от орудий. Румын было много и они все время лезли на нас. Связи с командованием в Одессе не было.

Вдруг в районе Николаевской дороги начался бой. Видны были разрывы гранат, слышны взрывы и стрельба. Штурм батареи прекратился, а бой в районе дороги еще некоторое время продолжался, но затем затих. Защитники батареи поняли, что пришла помощь, и были уверены, что это моряки 1-го полка, наши соседи. Тем временем рассвело, а к нам на батарею никто не шел.

Мы, несколько батарейцев, осторожно подошли к месту боя и увидели жуткую картину. Перед дорогой, в траве, в кустах, лежали трупы румынских солдат с разрубленными головами, плечами, тела погибших наших бойцов в тельняшках, слышны были стоны раненых, ругань, призывы о помощи…

На земле валялись румынские винтовки. У некоторых наших мертвых бойцов в руках были зажаты окровавленные саперные лопатки, ножи и те же румынские винтовки с разбитыми прикладами.

На обочине дороги сидел старый, с бородкой, боец в мичманке, ему другой боец перевязывал плечо. Старик попросил закурить, потом сказал, что надо найти нового командира - шахтера, он где-то здесь лежит, может жив. Старый моряк был местным жителем, смотрителем какого-то маяка. Он подсел в селе, чтобы показать дорогу к 412-й батарее, но тоже пошел в бой вместе со всеми.

Потом нам сказали, что наши спасители были шахтерами из города Сталино. Они ценой своей жизни спасли не только батарею, но и Одессу.

Позже, когда мы уже взорвали батарею и влились в 1-й морской полк, батарейцы снова вспомнили ночной бой, и пришли к единому мнению, что такой подвиг могли совершить только шахтеры, с их характером и силой…».

Вот как, пропуская каждую строчку через собственное сердце, реконструировал этот бой, ветеран Великой Отечественной войны, военный историк Новомир Царихин:

«Колонна с потушенными фарами мчалась по Николаевской дороге, в сторону Чебанки. Вскоре впереди стали хорошо видны взрывы и светящиеся цепочки трассирующих пуль. Там шел бой…

Не доезжая до дороги к 412-й батарее, колонну машин обстреляли, видимо, румыны издали услышали шум моторов.

Шахтеры спешились, прошли вперед.

На самой дороге, на обочинах и рядом с дорогой, было много румын, ночь была светлая, и их было видно.

Внезапно шахтеры бросились в атаку и применили гранаты, а командиры короткими очередями из своих автоматов, принялись, как в тире, расстреливать вражеских солдат. И хотя среди румын началась паника, стрельбу по шахтерам они открыли.

Наши бойцы смешались с румынами, и, орудуя саперными лопатками, ножами и кулаками, перешли в рукопашную.

Крики, стрельба, ругань, стоны…

Бой был скоротечным.

В ходе боя погиб командир отряда - старший лейтенант Силин. Его заменил политрук Пронин, но и он упал тяжело раненым в живот. Команду на себя взял какой-то шахтер, которого знал весь отряд.

На Николаевской дороге добровольцы разбили румын, часть из которых удрала.

Под руководством нового командира оставшиеся шахтеры построились, и по его зычной команде, с криками «ура», уже с оружием в руках бросились в атаку на румын, окруживших батарею. Сначала те оказывали сопротивление, но потом, не выдержав яростного натиска, бросив своих раненых и убитых на поле боя, стали отступать, приняв отряд шахтеров за крупную воинскую часть.

В своем первом и последнем бою шахтеры из города Сталино выполнили приказ и воинскую присягу, спасли от захвата 412-ю батарею и ликвидировали возможность прорыва на Одессу румынских войск.

Сами же шахтеры почти все погибли, не думая ни о славе, ни об орденах, ни о памятниках...».

Чтобы помнили…

Прошли годы.

Величественные обелиски выросли на местах кровопролитных сражений. Героические рубежи обороны Одессы покрылись цепью монументов и превратились в «Пояс Славы».

А на запустевшей 412-й батарее так и не появилось достойного памятника.

Первым о воинах-шахтерах в своих книгах посвященных обороне Одессы, упомянул И.И. Азаров. Краткая, часто искаженная информация о бое у 412-й батареи время от времени пробивалась в военно-исторической и краеведческой литературе. А в 1985 году небольшой эпизод, посвященный этим событиям «проскочил» в художественном фильме «Подвиг Одессы». Но это не меняло ситуации - подвиг шахтеров оставался не увековеченным, и, в общем-то, практически неизвестным.

Однако рассказ о шахтерах Донбасса произвел сильное впечатление на одного человека. Им был одессит, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, научный сотрудник Военно-исторического музея Южного оперативного командования - Новомир Царихин. Пораженный мужеством «Сталинских шахтеров», он, начиная с 1980-х годов, самостоятельно вел поиск сведений о бое у батареи в Чебанке, сумев собрать ряд ценных свидетельств. Проводя экскурсии, выступая в газетах и по телевидению, Н.И. Царихин старался привлечь внимание к проблеме увековечивания «забытого подвига» горняков. И однажды ему это удалось.

6 мая 2010 года, в год 65-летия Великой Победы на Одесской земле у бывшей 412-й батареи был торжественно открыт памятник мужеству и героизму шахтеров Донбасса, памятник воинам, отдавшим жизни «за други своя». Рядом с ним перезахоронили останки 42-х морских пехотинцев, погибших в 1941 году во время обороны Одессы.

9 сентября 2010 года «человек с большим сердцем» Новомир Иванович Царихин ушел из жизни, но он успел не только передать свою эстафету памяти дальше, но и увидеть, как на кургане у Николаевской дороги во весь свой могучий рост поднялся 5-метровый шахтер в матросской тельняшке.

То, что совершили донецкие шахтёры, является примером мужества, отваги и героизма, примером гражданского подвига. Простые рабочие вышли навстречу противнику практически с голыми руками и победили его. Цена победы была высокой. Но и цель была не менее значимая - свобода страны, жизнь родных и близких, победа над фашизмом.

Наступило время, когда фашизм, при поддержке Запада, вновь поднял голову. Это произошло на земле нашего братского украинского народа. Украинский колокол звонит и по нашу душу. Основная цель Запада, это Россия. Если мы не сможем ничего противопоставить, то фашизм придёт и на нашу землю.

Наступило время, когда граждане Украины и России должны оказать сопротивление надвигающемуся фашизму.
15 марта 2014 года в 14:00 в Москве от ст. м. Трубная начнётся Марш Братства и Гражданского Сопротивления.

Приглашаем всех, кто готов встать в ряды гражданского сопротивления , принять участие в марше.