Какое полное название зоологического музея. История

Зоологический музей МГУ является одним из наиболее посещаемых музеев Москвы. Оно и не удивительно, ведь это старейший московский музей и к тому же самый крупный. А начинался он когда-то всего лишь с небольшого кабинета натуральной истории при университете и только спустя сто лет "переехал" в отдельное здание, которое построил архитектор Михаил Быковский. В настоящее же вермя вниманию посетителей представлена экспозиция в 10 тысяч экспонатов, которая знакомит практически со всей мировой фауной — от простейших к позвоночным. В залах зоологического музея можно увидеть все разнообразие животного мира от одноклеточных и рептилий, до птиц и млекопитающих.

Зачем идти в зоологический музей?

Родители часто задумываются о том, куда пойти с детьми в Москве, какое место лучше выбрать, чтобы дети, развлекаясь, могли получить новые знания. Самыми лучшими местами для отдыха и одновременного образования давно признаны музеи. Если вы хотите привить вашему ребенку любовь к музеям, то начинать нужно с похода именно в Зоологический музей МГУ. Именно в зоологическом музее вы увидите восторженный взгляд своего малыша и подлинный интерес к происходящему, без выражения скуки на лице и капризничания.

Отправляясь с ребенком по адресу ул. Большая Никитская дом 6 вы увидите примечательное здание. Его фасад украшен изображениями ящериц, белочек, мартышек, быков, летучих мышей, баранов. Зоологический музей МГУ является одним из самых крупных и самых старых из музеев естественно-научного направления в России с более чем двухсотлетней историей.

Большиство крупных современных музеев давно вышли за рамки обычного экспонирования и хранения образцов. Они превратились в научные комплексы с лекториями, в которых происходит не только популяризация, но и изучение естественных наук. Исключением не стал и Зоологический музей МГУ. Здесь работает биолекторий и биологический кружок для школьников, где поднимаются такие интересные вопросы, как, к примеру — откуда у жирафа пятна, кто живет на дне окена и многие другие.

Всего в музее около десяти миллионов экспонатов, из них — около двухсот тысяч принадлежит классу млекопитающих. Есть большая коллекция птиц, но, поскольку в мире больше всего насекомых, то самая большая коллекция энтомологическая — более трех миллионов экземпляров.

Знакомство с разнообразием фауны нашей планеты, с внутренним строением и эволюцией живых существ не только расширяет кругозор ребенка, но и формирует любознательность, изобретательность, любовь к науке и конечно же, уважение и сострадание ко всему живому.

Рассматривая экспонаты, в особенности — скелеты животных, ребенок сможет увидеть закономерности, по которым устроены живые существа.

У лестницы вас встретит полный подлинный скелет мамонта. Раньше здесь были и другие скелеты доисторических животных, но они были переданы в палеонтологический музей, в который мы также настоятельно рекомендуем заглянуть. В палеонтологическом вы сможете показать детям скелеты не только мамонтов, но и динозавров, в полный рост.

Так же в музее выставлены чучела умерших самых ярких жителей московского зоопарка: тыгров, львов, крокодилов, ящериц, носорогов. Есть орангутан, который давно занесен в Красную книгу, как вымирающий вид. Разглядывая скелеты животных, то и дело удивляешься, насколько свинья, бегемот и носорог разные снаружи, но имеют очень схожее устройство внутри.

На стендах изображены этапы эволюции, где ребенок увидит, как появились и развивались первые птицы, рептилии и млекопитающие. Стены музея украшены картинами выдающегося советского художника-анималиста Василия Ватагина. Большой популярностью у детей пользуется "живой уголок" — террариум, где можно подержать в руках настоящую агаму или покормить хамелеона. При музее функционирует лаборатория ДНК, которая занимается изучением генетического кода умерших животных, ставших музейными экспонатами. Попасть в эту лабораторию, к сожалению, непросто, она закрыта для экскурсий. В музее практически все экспонаты являются подлинными телами когда-то живших существ, но есть исключения.

Например специально для этого музея был изготовлен слепок древнейшей рыбы латимерии, которая считалась предком кистеперых рыб. Очень хочется, чтобы посетители понимали, чем отличается Зоологический музей, от Дарвиновского или Палеонтологического, что здесь работают настоящие ученые-зоологи, которые постоянно отправляются в новые экспедиции и пополняют коллекцию музея новыми экспонатами. На территории России сложно открыть новые виды животных, наибольшее разнообразие все-таки представлено в тропиках, но и у нас есть на что посмотреть. Например, черепа редчайших белых медведей, умерших в естественных условиях.

В зоологический музей стоит прийти не только с целью увидеть животных, но и чтобы посмотреть, как строили музеи в старину. Оригинальные планировочные решения, потолки двенадцатиметровой высоты. Наверху, на огромных балконах, которые держатся на литых кронштейнах расположилась та самая огромная энтомологическая коллекция. У музея когда-то была полностью прозрачная стеклянная кровля, но во время Второй Мировой войны ее разбило ударно волной, после чего потолок просто зашили. Со времен создания музею активно помогали царица Екатерина Вторая, император Александр Первый, семья меценатов и бизнесменов старинных времен — Демидовых. Московская интеллигенция 20-30 годов любила "тусоваться" именно в зоологическом музее.

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Зоологический музей - подразделение университета, и с первых дней своего существования он был в некоторой степени учебным пособием. К тому же Биологический факультет (до 1955 г.) и различные лаборатории и кафедры, предшествовавшие ему, размещались в одном здании с коллекциями, и студенты действительно могли знакомиться с животными одновременно с учебными занятиями. Отсюда, между прочим, берут свое начало практикумы, и поныне составляющие основу специальных курсов на кафедрах Биологического факультета.

Но музей «работал» не только на студентов и сотрудников университета. Уже с первых лет своей истории, пусть с перерывами, музей был открыт для публики. Не вдаваясь в статистические выкладки, скажем только, что число посетителей в целом постоянно росло, и сегодня посещают примерно 100 000 человек в год. Приятно отметить, что большинство из них - дети.

Что же можно увидеть в нашем музее?
Только современных животных, если не считать полного скелета мамонта, «встречающего» посетителей у лестницы на второй этаж. Ранее музей располагал некоторым числом ископаемых остатков животных, теперь они находятся в Палеонтологическом музее.
Представителей всех групп животных, от одноклеточных (в основном, конечно, это муляжи) до птиц и млекопитающих.
Наша экспозиция - систематическая. Сохранен традиционный порядок расстановки экспонатов, берущий начало с учебной коллекции. Животные расставлены в систематическом порядке, тип за типом, отряд за отрядом, в соответствии с представлениями о степени их родства и о ходе эволюции животных.

Основное разнообразие животных, от одноклеточных до рептилий, сосредоточено в , на первом этаже музея. Над ним находится , целиком занятый птицами и млекопитающими . И тоже на втором этаже помещается , так называемый костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных, на примере которых иллюстрируются различные аспекты эволюции строения в этой, столь важной для человека, группе.

В коридоре второго этажа расположена экспозиция "Зоологический музей в истории Московского университета: коллекции и люди" , посвящённая истории музея от момента его основания в 1791 г. в стенах Московского университета до наших дней. Здесь можно посмотреть на те экспонаты, которые появились в музее при его первом директоре, Фишере фон Вальдгейме; познакомиться с музеем в период его расцвета при директорстве А.П. Богданова во второй половине XIX века; проследить за непростой историей музея в XX веке. Приятно отметить, что экспозиция составлена из натуральных экспонатов - свидетелей своего времени. Историческая экспозиция будет интересна как специалистам - биологам и музейным работникам, так и всем, интересующимся историей отечественной науки.

Зоологический музей находится в Санкт-Петербурге по адресу: Университетская наб., 1 . Полное название музея — Зоологический музей Зоологического института РАН. Является старейшим и крупнейшим зоологическим музеем на территории России.

Изначально Зоологический музей был частью другого музея — . Однако в связи с неимоверным ростом и особой направленностью своих коллекций, в 1832 году он отделился и стал самостоятельным музеем, который до сих пор считается одним из самых популярных в Санкт-Петербурге среди жителей города на Неве и туристов.

Количество экспонатов, представленных в этом музее, по-настоящему поражает — более 30 000. Площадь музея составляет 6 000 кв.м. Насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие и даже чучела и кости вымерших животных. Особым вниманием пользуется огромный скелет Синего кита, длина которого составляет 27 метров. Не менее захватывающими являются уникальные экспонаты мамонтов, фото которых вы сможете увидеть в последующих частях, освещающих экспозиции Зоологического музея. Так же здесь представлены: скелет вымершей Стеллеровой коровы и чучело вымершего Тасманийского волка. Особое восхищение вызывают различные инсталляции с участием животных, которые наглядно могут показать жизнь прекрасных созданий природы в естественной среде обитания.

Если вы являетесь жителем Петербурга или собираетесь посетить этот замечательный город в ближайшем будущем, то стоит знать, что Зоологический музей должен в обязательном порядке войти в план ваших экскурсий. Здесь будет невероятно интересно как взрослым, так и самым маленьким.

Зоологический музей МГУ (не путать с и музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Часы работы : с 10 до 17 часов, как у большинства , все дни недели, кроме понедельника. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Цены на билеты : для взрослых - 100 рублей, для школьников, пенсионеров и студентов – 50 рублей, для дошкольников 10 рублей.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.