Свердловский областной краеведческий музей. Историческая экспозиция

Инициатором создания УОЛЕ выступил О. Е. Клер - преподаватель французского языка в мужской гимназии , где первое время и действовало общество.

На открытии УОЛЕ состоялось и учреждение краеведческого музея, в коллекцию которого были принесены первые дары - книги, минералы, заспиртованная змея и др . Первое время коллекции и книги либо временно оставались у самих дарителей, либо размещались дома у членов УОЛЕ. Только в августе 1871 года УОЛЕ были предложены две небольшие комнаты в одном из зданий горного ведомства.

Первыми начали формироваться 4 коллекции: зоологическая, минералогическая, палеонтологическая и ботаническая. В 1873 году было положено начало нумизматической коллекции: от неизвестного жертвователя поступили первые 40 монет. В 1873 году, когда ученик реального училища Алексей Брюханов принес О. Е. Клеру предмет, похожий на каменный топор, началось формирование археологической коллекции музея. В 1874 году переданная смотрителем рудника членом УОЛЕ И. Н. Приваловым коллекция образцов тонкого листового железа и меди Нижне-Тагильского завода легла в основу промышленного отдела музея.

В 1874 году музей УОЛЕ переехал в новое, более просторное помещение, принадлежащее горному ведомству, однако возможности экспонировать по-прежнему не было .

В 1891 году УОЛЕ принято под покровительство великим князем Михаилом Николаевичем , что позволило в итоге с 1 июля 1895 года получать ежегодное пособие из госказны в 2 000 рублей «с целью предоставить Обществу возможность расширить 25-летнюю полезную деятельность и обеспечить благоустройство основанных им учреждений» (в 1911-1917 УОЛЕ находилось под покровительством великого князя Николая Михайловича).

В 1901 году в музее была заведена коллегиальная система руководства, создано 10 отделов (ботанический, зоологический, палеонтологический, минералогический, геологический, энтомологический, антропологический, археологический, этнографический, нумизматический) и 2 коллекции (художественная и историческая). К 1 января 1912 года в музее было уже 17 отделов, а фонды насчитывали 28 891 предмет .

29 декабря 1895 г. в музее случился большой пожар. Вместе с другими коллекциями сильно пострадала зоологическая, и многое в ней пришлось восстанавливать заново. Данный пожар вновь поднял вопрос о выделении музею нового помещения. Было решено основать фонд на постройку собственного здания музея, выйти с ходатайствами в правительство и Екатеринбургскую городскую думу. Последняя откликнулась быстро: на своем экстренном заседании 16 октября 1910 года Дума постановила «отвести бесплатно УОЛЕ под постройку здания музея участок городской земли на Дровяной площади , сзади нового театра пространством до 1 тыс. 800 кв. саженей с тем, чтобы наружный вид здания музея в архитектурном отношении вполне гармонировал со зданием нового театра… и чтобы музей и принадлежащая музею библиотека именовались Музеем имени Императора Александра II в память 19 февраля 1861 г.» .

19 февраля 1911 года, в день 50-й годовщины освобождения крепостных крестьян, на пожертвованной городом земле, в присутствии министра народного просвещения Л. А. Кассо , пермского губернатора В. А. Лопухина , епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана, главного начальника уральских заводов П. П. Боклевского, екатеринбургского городского головы А. Е. Обухова состоялась торжественная закладка нового здания музея УОЛЕ. Тем не менее, к разработке нового архитектурного проекта приступили только 7 августа 1913 года, когда исходя из разрешения Министерства народного просвещения от 30 мая 1913 года на право УОЛЕ владеть недвижимостью, общество вступило во владение землею на выделенном участке. Однако с началом первой мировой войны в обещанных ассигнованиях на постройку музея обществу было отказано, и проект, оцененный в 450 тыс. рублей, остался лишь на бумаге .

В 10-е годы резко выросла посещаемость музея - до 13-14 тысяч человек в год. Во многом это было связано с прибытием в Екатеринбург большого числа военнослужащих, находившихся на излечении раненых в боевых действиях Первой мировой войны, эвакуированных . В августе 1918 года в составе музея был создан геодезический отдел.

На 1 января 1920 года музей насчитывал в своих фондах 42020 предметов, 11 отделов. Посещаемость его продолжала расти - в 1924 году музей принял 21420 человек .

В мае-июне 1923 года музей был закрыт в связи с арестом президента УОЛЕ М. О. Клера .

В конце 1925 года музей был выделен из состава УОЛЕ и получил новый статус - Уральского областного государственного музея. При музее был создан ученый совет, куда вошли все члены правления УОЛЕ. Позже, на базе коллекций музея УОЛЕ, были открыты несколько музеев в Свердловске - музей изобразительных искусств (в 1923 году на основе художественного отдела музея создается галерея старинной живописи, а с 1936 года, после пополнения произведениями социалистического реализма, - Свердловская картинная галерея как отдельный музей), литературный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (открыт в 1940 году).

Преобразование Музея УОЛЕ в государственный преследовало цель создания исторической экспозиции в качестве иллюстрации к историко-партийному курсу. Экспозиции отличались «идейно выдержанным характером» в соответствии с официальными установками .

После реорганизации единственное здание музея (ул. Ленина, 28) использовалось для хранения фондов, а для посетителей музей был закрыт. 1 октября 1926 года, согласно постановлению президиума горсовета Свердловска от 20 августа 1926 года, музею было предоставлено ещё одно помещение - на ул. Ленина, 24 в здании двухэтажного Нового Гостиного двора. Здесь расположились краеведческие отделы областного музея: живой и неживой природы, археологии, этнографии и уральской промышленности. Кроме того, музей получил здание бывшей церкви Горного училища, где был открыт для посещения художественный отдел, предлагавший для осмотра галерею старинной живописи и предметы каслинского художественного литья. В итоге, в 1927 году музей был вновь открыт для посетителей .

Также в это время музей имел несколько комнат в клубе Вайнера и экспозиционные площади на ул. 8-е марта, 25 (служба охраны Пермской железной дороги).

На 1 января 1941 года в фондах музея насчитывалось 120 тыс. единиц хранения, до 40 % из которых использовались в экспозиционном показе .

В октябре 1941 года музей закрывается, а его помещения изымаются. Памятники и коллекции музея были законсервированы. При этом часть памятников и часть архива музея погибли во время срочного демонтажа экспозиции, а позже при затоплении хранилища в результате прорыва водовода . На Воеводина музею оставили небольшое помещение в 50 кв.м., где были размещены комната канцелярии, библиотека и холодный склад для хранения фондов. В этот период на учёте в музее состояло 130 тыс. экспонатов. На остальных 600 кв.м. разместили общежитие, столовую, сапожную мастерскую УЗТМ и конструкторское бюро Завода № 37 , выпускавшего танки .

В 1946 году музей получает помещения Вознесенской церкви , где разворачиваются экспозиции по истории края. Другим зданием музея оставался дом по ул. Воеводина, 4, где разместился отдел природы, фонды, библиотека .

К 1960 году здание на Воеводина было признано аварийным и подлежало сносу. В апреле 1960 года в распоряжение музея передано здание собора Александра Невского в Зеленой Роще Екатеринбурга. После того как здание было приведено в порядок, в нём размещают новую экспозицию отдела природы, фонды, архив и научную библиотеку. Позже в здании собора был размещен Планетарий, а в подвале - реставрационная мастерская. Экспозиция отдела природы, оборудованная здесь, стала эталоном для краеведческих музеев, поэтому для знакомства с ней приезжали музейные специалисты из разных регионов СССР .

Также в запасниках музея в соборе хранились мощи Святого праведного Симеона Верхотурского , которые в 1989 были переданы Церкви и в 1991 перенесены в Верхотурье .

В 60-е годы особое внимание было уделено поставке музейного дела на научную основу - на научно-учётную документацию стали переводиться памятники коллекционного фонда, систематизироваться коллекции и фонд научной библиотеки (выделяется фонд редкой книги).

Также в 60-е годы велась интенсивная работа по созданию музеев в области на принципах общественной работы на местах. Ветераны-энтузиасты собирали материалы, памятники, создавали свои музейные Советы, привлекали местное население, школьников, использовали свои связи. Первыми появились музеи в Нижней Салде и Ревде , затем музей декабристов в Туринске , в 1967 году - музей Павлика Морозова в Тавде , музеи в Артях и Полевском , Березовский музей золото-платиновой промышленности на Урале. Был создан музей Чайковского в Алапаевске , краеведческие музеи в Североуральске и Серове .

В 1970 году музею передан собор Александра Невского в поселке Шурала возле Невьянска, который вскоре был приспособлен для хранения крупногабаритных памятников.

Решением Свердловского облисполкома от 14 марта 1978 года и Министерства культуры РСФСР Свердловский областной краеведческий музей был преобразован в музейное объединение во главе с генеральным директором А. Д. Бальчуговым с филиалами в Екатеринбурге и области (постановление Министерства культуры РСФСР от 20 июля 1979 года). Помимо филиалов в музее были созданы новые отделы - методический, выставок, реставрационный .

В 1978 году основная историческая экспозиция в Вознесенской церкви была закрыта в связи с аварийностью здания и необходимостью его реставрации. Первоначально предполагалось, что экспозиция переедет в отремонтированное здание на ул. Воеводина, 5. Однако решением обкома КПСС здание было отдано музею изобразительных искусств .

В марте 1987 музею передано здание-памятник архитектуры XIX века на ул. Малышева, 46, которое в дореволюционное время принадлежало уральскому предпринимателю Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл . 22 мая 1988 года там открылась экспозиция по истории Урала XX века .

В 80-е годы улучшена была реставрационная мастерская, появилась таксидермическая мастерская. На местах обновлялись экспозиции - так, в Музее П. И. Чайковского в Алапаевске появилась уникальная коллекция музыкальных инструментов. Модернизировались экспозиции в Березовском (история золото-платиновой промышленности Урала), Полевском (историческая), Тавде (лесная и деревообрабатывающая промышленность), в селе Герасимовка (музей Павлика Морозова), Сысерти (историко-краеведческая), Алапаевске (краеведческая), в Пышме (история земледелия и быта крестьян), в деревне Зырянка (дом музей семьи Н. И. Кузнецова), исторические экспозиции в Невьянске, Каменск-Уральском, Серове. В 1986 году открыт Музей радио им. А. С. Попова, где впервые в истории краеведческого музея использованы аудиовизуальные средства.

В 1991 году здания Вознесенского храма, собора Александра Невского в Зеленой Роще и церкви Александра Невского в поселке Шурала переданы Церкви, а музей получает здания Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского (пр-т Ленина 69/10) и памятника промышленной архитектуры «Малые кузницы». Однако перевод экспонатов в новые здания затянулся почти на 10 лет и был полностью закончен только в феврале 2005 года. К этому времени фонды музея включали уже более 600 тысяч экспонатов.

Кроме того, в 1991 году музей получил деревянное здание - особняк купцов Агафуровых на ул. Сакко и Ванцетти, 28. Также музею было передано здание бывшей аптеки по проспекту Ленина, 39, на площадях которого создан Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала.

В начале 90-х в музее создан новый отдел - служба развития , ориентированную на привлечение финансовых средств за счёт новых видов деятельности по оказанию платных услуг, а также выручки от реализации продукции.

В 90-е создан и открыт Музей плодоводства Среднего Урала в доме и на территории усадьбы первого садовода-коллекционера Урала Д. И. Казанцева по ул. Октябрьской революции, 40. В 1998 году при Музее радио им. А. С. Попова начинает функционировать Планетарий, восстановленный на благотворительные пожертвования предприятий связи.

С 1998 года, при содействии сотрудников Государственного Эрмитажа, функционируют ежегодные курсы обучения и повышения квалификации художников-реставраторов по программе Эрмитажной школы реставрации .

В 2004 году музей первым в стране принял выставку ювелирных изделий Карла Фаберже , где её посетило более 100 тыс. человек .

В 2013 году на базе музея создан Центр инновационных музейных технологий. Также в эти годы музей запускает новый проект «Шедевры частных коллекций», позволяя ознакомиться с раритетами из собраний екатеринбургских коллекционеров.

На 2016 год коллекции музея включают в себя 725 588 экспонатов . Ежегодное число посетителей - около 270 тысяч человек в год .

Наименования музея

  • Музей УОЛЕ (1871-1925)
  • Уральский областной государственный музей (1925-1934)
  • Свердловский областной краеведческий музей (1934-1979, с 1994)
  • Свердловский государственный объединенный историко-революционный музей (1979-1987)
  • Свердловский государственный объединенный историко-краеведческий музей (1987-1994)

Структура

  • Полевской
  • Сысерть
  • Берёзовский
    • Берёзовский музей золото-платиновой промышленности Урала ;
  • Асбест
    • Асбестовский исторический музей;
  • Пгт Пышма
  • Алапаевск
    • Алапаевский краеведческий музей;
    • Алапаевский мемориальный дом-музей П. И. Чайковского;
  • Туринск
    • Туринский краеведческий музей;
    • Туринский дом-музей декабристов;
  • Арти
    • Артинский исторический музей.

Уникальные коллекции и экспонаты

  • Шигирская коллекция древних орудий из дерева, кости, камня, металла (от мезолита до раннего железного века)
Главной достопримечательностью экспозиции является памятник истории мирового значения - самая большая и самая древняя известная человечеству сохранившаяся деревянная скульптура - Большой Шигирский идол . Она была извлечена в конце XIX века при золотодобыче рабочими приисков на Шигирском торфянике (район г. Кировграда). Было установлено, что уральский идол в два раза старше пирамид и фараонов - его возраст 9,5 тысяч лет.

Руководители музея

  • 1871-1925 - хранитель музея (на общественных началах):
    • 1871 - Левандо Иван Самсонович (?-?)
    • 1871-1876 - Дрездов Александр Януарьевич (21.10.1842 - 04.09.1891)
    • 1876-1880 - Малахов Виктор Михайлович (09.03.1828 - 17.04.1880)
    • 1880-1884 - Ружицкий Евгений Людвигович (1851 - ?)
    • 1884-1900 - Лобанов Дмитрий Иванович (1842-1915)
    • 1900-1901 - Романов Л. Г. (?-?)
    • 1901-1902 - Острейко-Оржешко Николай Константинович (?-?)
    • 1902-1905 - Клер Онисим Егорович (13.02.1845 - 18.01.1920)
    • 1905-1919 - Коротков Евгений Никитич (01(13).01.1850 - 03.01.1919)
    • 1919-1922 - Бучельников Сергей Михайлович (?-?)
    • 1922-1924 - Клер Владимир Онисимович (22.03.1878 - 29.01.1958)
    • 1924 - Колосов Юлий Михайлович (18.12.1892 - 1943)
    • 1924 (окт.) - 1925 (март) - Лебедев Александр Сергеевич (1888 - ок.1937)
в 1911 в УОЛЕ была введена платная - заведующий музеем ; данную должность в 1911-1918 годах занимал Модест Онисимович Клер (26.12.1879 - 10.09.1966).

Свердловский областной краеведческий музей является одним из самых крупных музейных центров не только в Екатеринбурге, но и на всем Урале. В музейном фонде насчитывается около 700 тыс. единиц хранения.

Музей был основан в декабре 1870 г. благодаря инициативе интеллигенции города - членов Уральского общества любителей естествознания. Музейное объединение включает также филиалы, которые располагаются на территории Свердловской области и в ее столице.

Музей в городе Екатеринбурге состоит из десяти подразделений - Музейно-выставочного комплекса (дом Поклевских-Козелл), Музея Радио имени А. С. Попова, Музея Природы, Музея истории плодового садоводства Среднего Урала, Музея истории и археологии Урала, Художественного музей Э.Неизвестного, ннформационно-библиотечного центра, фондохранилища, а также находящегося на реконструкции Музея купеческого быта. Кроме того. в составе музея находятся десять филиалов, расположенные за пределами Екатеринбурга - на территории Свердловской области. Главное музейное здание представляет собой два соединенных между собой переходом дома, ранее принадлежавших известным предпринимателям Поклевским-Козелл.

Настоящей гордостью краеведческого музея служат его уникальные коллекции, среди которых Шигирская коллекция древних орудий. Главная достопримечательность этой коллекции - Большой Шигирский идол, возраст которого насчитывает уже более 9 тысяч лет. Также здесь можно посмотреть коллекцию медной посуды начала XVIII ст., коллекцию невьянской иконы, каслинское литье и многое другое.

Недавно состоялось открытие Центра инновационных музейных технологий, созданного на базе музея. Музей поддерживает дружеские отношения не только с ведущими организациями культуры России, но и с известными музеями ближнего и дальнего зарубежья.

Один из крупнейших музеев Урала, созданный 29 декабря 1870 года по инициативе членов Уральского Общества Любителей Естествознания.

В 2005-2012 годах были открыты основные экспозиции музея, рассказывающие о природе, этнографии и истории Урала. Сегодня Свердловский областной краеведческий музей - музейное объединение, включающее в себя 6 экспозиций в Екатеринбурге и 10 филиалов в Свердловской области.

С 1990 годов на базе Краеведческого музея действует единственный в регионе центр подготовки музейных реставраторов по программам и методике Государственного Эрмитажа.

В 2013 г. на базе музея создан Центр инновационных музейных технологий.

Генеральный директор Областного Краеведческого музея - Ветрова Наталья Константиновна

Площадки и филиалы Областного Краеведческого музея

У музея десять подразделений в Екатеринбурге. Шесть из них – экспозиции, открытые для приёма посетителей:

  • Музейно-выставочный комплекс (Дом Поклевских-Козелл) (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46);
  • Музей истории и археологии Урала (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10);
  • Музей Природы (г. Екатеринбург, ул. Горького, 4);
  • Музей Радио им. А. С. Попова (в его составе работает также планетарий) (г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 9/11) ;
  • Музей истории плодового садоводства Среднего Урала (г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, 40);
  • Художественный Музей Э. Неизвестного (г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14);
  • Информационно-библиотечный центр (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/9);
  • Реставрационная мастерская (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/9);
  • Фондохранилище (г. Екатеринбург, Сибирский тракт,34);
  • Музей купеческого быта (г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 28) (на реконструкции).

В состав музея входят десять филиалов, расположенных на территории Свердловской области за пределами Екатеринбурга:

  • Алапаевский краеведческий музей (г. Алапаевск, ул. Ленина, 34);
  • Дом-Музей П.И, Чайковского (г. Алапаевск, ул. Ленина, 30)
  • Артинский исторический музей (р.п. Арти, ул. Королёва,34);
  • Асбестовский исторический музей;
  • Музей золота (г. Березовский, ул. Коммуны, 4);
  • Исторический музей г. Полевского (г. Полевской, ул. Ильича, 93);
  • Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта (р.п. Пышма, ул. Кирова, 36);
  • Сысертский краеведческий музей (г. Сысерть, ул. Быкова, 56);
  • Туринский дом-музей декабристов (г. Туринск, ул. Революции, 11).
  • Туринский краеведческий музей (г. Туринск, ул. Ленина, 4)

Коллекция музея насчитывает более 700 000 единиц хранения.

Жемчужины коллекции:

  • Большой Шигирский идол (старейшая деревянная культовая фигура, возраст ок. 9, 5 тысяч лет)
  • Личная библиотека государственного деятеля и первого русского историографа В.Н. Татищева
  • Скелеты мамонта и гигантского широкогого оленя, второго по размеру из найденных в Европе
  • Собрание медной посуды XVIII в.
  • Коллекция Невьянской иконы

Международные выставочное проекты

Музей ведет интенсивную выставочную деятельность, привлекая к участию партнёров из ведущих музеев России, Германии, Израиля, США, Франции и других стран.

  • Среди международных выставочных проектов, реализованных в музее в течение последних лет, следует отметить:
  • «Bonjour, Урал!» (в рамках Года Франции в России)
  • «Джозеф Байерли - герой двух наций» (совместно с посольством США)
  • «Glück auf! Четыре века российско–германского сотрудничества на Урале» (в рамках Года Германии в России)
  • «Судьбы в годы Великой Отечественной войны : письма и воспоминания евреев – бойцов Красной Армии» (совместно с посольством Израиля)
  • Межмузейные выставочные проекты: «Первые леди россиии», «Романовы. На изломе российской истории», «Шедевры российских музеев к юбилею Свердловской области»

20 октября 2011, находясь в отпуске, посетил наконец-то Свердловский областной краеведческий музей, точнее одно из его подразделений "Историческая экспозиция". Находится по адресу: г.Екатеринбург, проспект Ленина, 69/10. Работает со среды по воскресенье с 11 до 18 часов (касса работает с 11:00 до 17:30), выходные понедельник и воскресенье. Цена билета на момент написания поста составила всего 100р. + 50р./фотосъемка.

Здание пятиэтажное. На первом этаже гардероб и касса + служебные помещения, на остальных этажах находятся залы с экспозициями. На этажах находятся:

  • 2й этаж: Зал истории музея, Шигирская кладовая и Древняя история народов Урала.
  • 3й этаж: "Горный мир" - Урал в 18 - первой половине 19 вв; "На путях в Сибирь" - Русские на Урале; "На одной земле, под одним небом" - зал этнографии.
  • 4й этаж: Урал - фронту.
  • 5й этаж: Зал памяти Романовых.

Конечно экспонатов очень много и чтобы все рассмотреть и прочитать досконально нужно немало часов, а то и дней. Я лишь был ограничен парой часов (на это время меня накануне с ориентировали на кассе, когда узнавал днями раньше). Купив билет и приготовив свою боевую "мыльницу", я отправился на второй этаж и приступил к осмотру. В каждом зале музея сидела тётенька и проверяла билет с "разрешением" на фотосъемку. Как потом выяснилось, оказывается можно купить билет на посещение отдельных залов (один зал 50р., два зала - 100р.), но выгоднее конечно приобрести полный билет. Начало осмотра было в первом зале - зал истории музея. Конечно, традиционно, первое что бросилось в глаза - это чучело медведя.

Свердловский областной краеведческий музей является наследником Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), основанного 29 декабря 1870 года (10 января 1871 года по новому стилю) в Екатеринбурге. УОЛЕ - была одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. До 1920-х годов общество являлось единственным центром общественно-краеведческого движения на Урале. Перед обществом ставились следующие цели:

  • изучение и исследование Уральского края в естественно-историческом отношении;
  • распространение естественно-исторических знаний в этом крае.

Общество было закрыто в 1929 году решением органов советской власти.

Заметил фотографию Елизаветы Михайловны Берс вместе с Верой Михайловной Раушенбах. К сожалению, про вторую ничего не слышал, но у Е.М. Берс есть замечательная книга "Археологические памятники Свердловска и его окрестностей", которую я так и не могу прочитать.

Из первого зала я плавно перешел в следующий - в "Шигирскую кладовую". Вокруг всякие карты-схемы Шигирского торфяника, археологические находки.

В экспозиции "Шигирская кладовая" представлены орудия охоты, орудия рыболовства и собирательства, землекопные и деревообрабатывающие орудия, бытовая утварь и многое другое.

Все эти находки были найдены в торфяниках. Торф обладает свойством тысячелетиями сохранять предметы из органических материалов (кости, рога, дерева, растительных волокон и т.д.), в то время как в других почвах, например в песке или глине, эти предметы исчезают бесследно. Вот, например, представлен образец монолита торфа с фрагментом глиняного сосуда каким он был найден.

Но для не посвященных остается вопрос: что же значит слова "Шигирский" и в чем особенность всех этих находок?

Шигирская археологическая коллекция была собрана в 19 - начале 20 вв. при золотодобычи на Шигирском торфянике (окрестности города Кировграда, Свердловской области). Рядом расположено небольшое озеро Чигирское или, как его называли в старину - Шигирское (название, видимо, происходит от находящегося в этом районе торфяника). В древности в этом месте существовала озерная система, сформировавшаяся свыше 10 тыс. лет тому назад. Предметы были найдены как в слоях торфа, так и в озерных отложениях (сапропелях) и под ними в песке, что говорит о длительности жизни людей на берегах Шигирского озера.

Шигирские находки стали первыми торфяниковыми древностями, открытыми в России. Они были восприняты как особое, уникальное явление и вызвали большой интерес. Предметы Шигирской коллекции - уникальнейшие источники по реконструкции материальной и духовной сфер жизни древних обществ.

Но жемчужиной коллекции является Большой Шигирский идол. Это самый известный экспонат археологической коллекции. Он был найден 24 января (5 февраля по новому стилю) 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфянника на глубине 4 метров и по распоряжению владельца территории графа А.А. Стенбок-Фермора передан в дар музею УОЛЕ. Идол изготовлен из ствола лиственницы и когда-то представлял собой фигуру высотой 5,3 м с объемной головой и туловом в виде доски. Из-за плохой сохранности он распался на отдельные фрагменты. В 1914 году археолог В.Я. Толмачев выполнил научную реконструкцию идола. Большой Шигирский идол - свидетельство сложной системы мифологических представлений древнего уральского населения. Его тулово со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица - личины. В 1997 году были проведены независимые экспертизы по радиоуглеродному определению возраста идола. Он оказался равен 9,5 тысячам лет! Т.е. он сделан еще в эпоху мезолита - среднего каменного века - и является самой древней деревянной скульптурой, известной на сегодняшний день в истории цивилизации. Для сравнения: возраст Египетских пирамид датируется до 3 тыс. лет до н.э., Шигирский идол был сделан 9500-2000=7500 лет до н.э., т.е. фактически он вдвое старше Египетских пирамид!

Рассмотрев идола, я отправился в соседний зал - зал "Древняя история народов Урала". Пожалуй, именно в этом зале было то, что меня интересовало больше всего - археологические находки в Свердловской области и Уральские писаницы. Вот на фото межплеменное святилище в эпоху мезолита в камне Дыроватый на реке Чусовой.

На потолке висит подобие "раскрученного рулона" чем-то напоминающего кинопленку, на внутренней стороне которого зарисованы эскизы писаниц обнаруженных на Уральских скалах на реках Реж, Тагил, Вишера, Юрюзань. Из этих рисунков воочию я видел только " " на реке Реж. Был в районе деревни у пещеры, а там оказывается есть писаницы, а я их и не видел.

Это горн реконструированный в натуральную величину (по Е.М. Берс) на горе Петрогром. Относится к Иткульской культуре, ранний железный век 7-3 вв. до н.э. Подобный, но в более меньшем масштабе я видел в .

Рядом на стенде висят другие находки относящиеся к той же Иткульской культуре, ранний железный век 8-3 вв. до н.э. Обратите внимание на самого длинного идола (правого нижнего). Этот антропоморфный идол и фрагмент каменной булавы были найдены на горе Адуй в конце 19 века. Наверное имеется ввиду не гора, а больше скала "Адуйский камень", который мне так упорно не давалась, но покорившаяся 28 августа сего года. Когда читал про это место, то действительно мелькала информация, что на камне был найден клад в виде идола и пр. Точно же но по меньше и медный я видел в том же Верхнепышминском музее.

Много еще находок и экспонатов в этом зале, все не перефотографируешь. Уже на выходе заметил еще одну фотографию: на ней изображены рисунки мамонта и лошади в Игнатиевской пещере в Челябинской области. Надеюсь я побываю в этой пещере, ведь в Челябинской области я еще мало где был на момент написания этого поста.

Далее я переместился на третий этаж в единый зал: "Горный мир" - Урал в 18 - первой половине 19 вв; "На путях в Сибирь" - Русские на Урале; "На одной земле, под одним небом" - зал этнографии. Контролерша сразу с ориентировала где начало осмотра (слева от входа) и велела двигаться по часовой стрелке вдоль стены. Сразу в глаза бросилась рисованная карта расселения народностей Урала и освоения края русскими в 11-16 веках.

Краткая информация.
Урал - обширный край, расположенный вдоль Уральских гор от Северного моря до Прикаспийских степей, естественная граница между Европой и Азией. Коренное население края - ханты, манси, коми-пермяки, удмурты. В результате миграций и монгольского завоевания оно пополнилось татарами и башкирами. Богатые земли Югры (Приуралья и Зауралья) уже с 11 века манили предприимчивых русских людей, шедших за пушниной, позднее - за каменной солью. В 14 веке в борьбу за овладение восточными землями включается Московское княжество. После присоединения к Московскому государству Поволжья (1552 г. - Казанское, 1556 г. - Астраханское ханство) и Башкирии (1557 г.), русские проникают в Прикамье (ныне Пермский край). В 1558 году на Прикамские земли получил Жалованную грамоту от Ивана IV Грозного купец Григорий Строганов, построивший здесь первые солевые заводы и городки. Единственной преградой для продвижения на восток было Сибирское ханство, возглавляемое ханом Кучумом. Но, в результате похода дружины Ермака (1581-1585 гг.), закончившегося поражением Кучума, территория Урала и Западной Сибири вошла в состав Русского государства.

Конечно этот период примечателен походом Ермака, чей портрет неизвестного Тобольского художника (1753 г.) красуется рядом.

Портрет Петра I. Его именем назван город Санкт-Петербург, в то время столица государства.

Портрет его жены Екатерины I, её именем был назван Екатеринбург.

Рисунок Невьянского завода. Невьянск - столица владения Демидовых. В центре картины , как символ величия, дома и ставки Демидовых на Урале.

Рисунок казенного Каменского завода.

Привлек внимание еще один экспонат - брус из плотины Екатеринбургского завода.

А вот и макет самого Екатеринбургского завода. От него осталась плотина (ныне это место в самом центре Екатеринбурга называется "плотинка").

Это макет барки. Барка - речное несамоходное грузовое судно. Барками переправлялась продукция (железо) Уральских заводов по реке Чусовой на запад.

Портрет В.Н. Татищева - главного начальника Уральских горных заводов (1720-1722 и 1734-1739 гг.), одного из основателей Екатеринбурга.

Портрет В.И. Генина - главного начальника Уральских горных заводов (1722-1734 гг.), одного из основателей Екатеринбурга.

Портрет А.Ф. Турчанинова - владельца "соседних" Сысертских заводов.

Немного предметов интерьера того времени.

И одежды (дворян?).

В этом зале все. Пошел на следующий четвертый этаж в зал экспонатов "Урал - фронту". Снова контролерша, осмотр слева по часовой стрелке вдоль стены. При входе сразу бросаются в глаза различные знамена.

Различное оружие и боеприпасы применяемые в русской армии.

Легендарный станковый пулемет "Максим" образца 1910 года, модернизированный. Масса 63,3 кг, прицельная дальность 3000 м, скорострельность 250-300 выстрелов в минуту, ёмкость магазина (ленты) патронов 250 патронов.

Пулемет станковый П.М. Горюнова образца 1943 года (СГ-43), масса 40,4 кг, прицельная дальность 2300 м, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, ёмкость магазина (ленты) 250 патронов.

Пушка дивизионная ЗИС-3 76-мм образца 1942 года, артиллерийское орудие для стрельбы по наземным целям. Дальность стрельбы 13-15 км, масса до 2 тонн.

Образцы обмундирования Советской армии в годы Великой Отечественной войны.

Другие образцы оружия.

Рядом портрет легендарного разведчика, нашего земляка, Николая Ивановича Кузнецова. О нем, я думаю, когда-нибудь будет отдельный пост.

Портрет маршала-победителя Георгия Константиновича Жукова.

И напоследок осмотра лозунг.

Последний зал на последнем этаже - это зал памяти Романовых. О Романовых сказано и написано многое. Здесь в основном фотографии, карты-схемы (поисков останков расстрелянной царской семьи). Зал по всей видимости не пользуется частым посещением, т.к. контролерша оговорилась, что, мол, до нее мало доходит народу.

Вот портрет императора Николая II и императрицы Александры Федоровны Романовых.

Герб рода бояр Романовых.

Герб Российской империи.

Карта Российской империи: оранжевым цветом выделена территория на начало 20 века, желтым - на начало 17 века на момент воцарения династии Романовых.

Яков Юровский - руководил расстрелом царской семьи в 1918 году.

Фотография 1919 года дома инженера Ипатьева, в котором была расстреляна семья последнего русского царя.

Фотография комнаты, в которой была расстреляна царская семья.

На этом мое посещение исторических экспозиций было закончено. На последок приобрел в музее две книги. С удовольствием сходил бы еще раз в этот музей, но на этот раз уже только любоваться, а не фотографировать.

Использована информация с музейных надписей и сайта