Государственный эрмитаж.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) - это самый большой музейный комплекс России и один из крупнейших в мире. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Общая площадь музея 233 345 кв.м. Музей находится в историческом центре Санкт-Петербурга и занимает пять исторических зданий: Зимний Дворец (1), Малый Эрмитаж (2), Большой Эрмитаж (старый Эрмитаж, 3), Новый Эрмитаж (4), Эрмитажный Театр (5). Самое большое здание - Зимний дворец (зимняя резиденция царской династии России).

Схема Эрмитажа:

Происхождения названия Эрмитаж от французского ermitage - означающего место уединения (место затворничества). Чем и был первый Эрмитаж (сейчас это "Малый Эрмитаж", 2) - местом уединения императрицы Екатерины II. Это был специальный флигель Зимнего дворца, получивший такое французское название, при организации императрицей места первого музея для своей коллекции произведений искусства (купленной в 1764 году). От этой коллекции, размещённой в отдельном здании, и берёт начало современный Государственный Эрмитаж . Для посещений этот частный "уединённый" музей был открыт только в 1852 году.

Эрмитаж. Официальный сайт

В 1779 году приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола. приобретенная

В 1771-1787 годах архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа (3). Коллекция быстро растёт и из-за недостатка первоначального помещения (2, Малый Эрмитаж) организуется строительство целого здания.

19 век - в периоды правления Александра I и Николая I ведётся планомерное и тщательное развитие коллекции Эрмитажа. Закупаются не только коллекции, но и отдельные редкие произведения. Николай I готовится к открытию Императорского Эрмитажа для публичного посещения.

В 1852 году построено новое большое здание "Новый Эрмитаж" (3) и Николай I открывает Императорского Эрмитаж для публичного просмотра.

К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. Музей содержит богатейшие коллекции памятников древней, античной и средневековой культур. Произведения искусства Западной и Восточной Европы, русской культуры VIII-XIX веков.

В 1895 году по особому указу Николая II большая часть произведений русских художников была передана Русскому музею.

К началу 20 века Императорский Эрмитаж становится центром русского искусствознания и образования.


Зимний Дворец в 1910 году (почтовая открытка). До революции дворец окрашен в красные цвета (ещё ранее в жёлтые), имел два металлических балкона для выступлений царя, вентиляционную башню (высокая). В 1909 году закончено строительство огораживающего высокого забора и ворот с охраной вокруг прогулочного парка с фонтаном (после событий 1905 года и покушений). На переднем плане открытки видна дворцовая набережная со львами, которые будут перенесены к зданию адмиралтейства, при строительстве постоянного Дворцового Моста (1911-1916 гг.).

В 1917 году, после свержения самодержавия и октябрьской революции в Эрмитаже происходят существенные изменения. В музей переправляются коллекции Императорской Академии художеств и начинают поступать национализированные частные коллекции. Эрмитаж становится неким центром сбора и учёта произведений искусств.

В 20-х годах Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была окончательно переведена в московский Кремль (где она хранилась со времён Первой Мировой Войны), послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 годах собранию Эрмитажа нанесён непоправимый урон. В Советской России экономические трудности. Проходят распродажи части коллекции и самых дорогих картин. 48 уникальных шедевров навсегда покинули Россию.

С наступлением Великой Отечественной войны началась эвакуация коллекции Эрмитажа. Более двух миллионов единиц коллекции были эвакуированы на Урал. В период блокады Ленинграда и всей войны здания Эрмитажа не работали как музей, подвалы зданий превратились в бомбоубежища.

После 1945 года и окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина.

В 1948 году происходит реорганизация советских музеев и перераспределения части коллекций между различными музеями Ленинграда и Москвы.

В 1957 году открылся для посещений зрителями третий этаж Зимнего дворца. Там были выставлены произведения нового западного искусства.

В 1958 году советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть в Берлин трофейные произведения искусства, вывезенные из Берлина в 1945 году. Но, по некоторым данным, часть произведений (считавшихся утерянными в ходе войны) оставались в СССР.

В начале 1990-х годов, после падения «железного занавеса» Эрмитаж официально объявил о том, что в его запасниках хранятся считающиеся утраченными «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов. Позже, эти картины были выставлены из запасников и вошли в экспозицию музея.

В июле 2006 года в Эрмитаже случился скандал, получивший известность. В музее обнаружена пропажа 221 экспоната (православные иконы, ювелирные изделия, столовое серебро посуда и др.). Под подозрение в хищении попала одна из работников Эрмитажа. Но следствие было затруднено тем, что она скончалась от сердечного приступа, незадолго до обнаружения пропажи. Расследование установило причастность к хищению родственников бывшей сотрудницы музея.

В 2006-2007 годах удалось вернуть часть похищенных экспонатов музея.

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому рекомендуем вам обратить внимание на самые интересные залы музея.

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала - механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль, в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения - личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца, а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат - скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» - копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение - № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.

- Ну что, ездил куда на выходные?
- Да, в Санкт-Петербурге был.
- В Эрмитаж ходил?

Примерно так выглядит диалог с друзьями-знакомыми, не так ли? :) И не зря...
- крупнейший художественный и историко-культурный музей мира! Датой основания считают 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела в Берлине коллекцию из 255 картин. На сегодняшний момент в Эрмитаже насчитывается около 3-х миллионов экспонатов и отображает культуру и искусство разных стран и народов. Говорят, что если на осмотр одного экспоната потратить 1 минуту, то на изучение всех понадобится 11 лет.


Главное здание Эрмитажа - Зимной дворец украшает парадная лестница, названная Иорданской . Получила такое название, так как по ней во время праздника Крещения спускался крестный ход к Неве, где вырубалась прорубь для освящения воды, так называемую иордань. Ранее лестница носила название Посольская.
Она занимает пространство всей высоты здания.
1

Плафон "Олимп" - живописная иллюстрация, занимающая 200 квадратных метров.
2

Поднявшись на второй этаж попадаем во Фельдмаршальский зал . В глаза бросается роскошная люстра. В простенках помещены портреты русских фельдмаршалов, чем и объясняется название зала.
3

Петровский (Малый тронный) зал . Посвящен памяти Петра I.
4

В нише, оформленной в виде триумфальной арки находится трон, а над ним - картина "Петр I с богиней мудрости Минервой" .
5

Гербовый зал был предназначен для торжественных приемов. Одно из самых больших парадных помещений Эрмитажа. В центре зала находится чаша из авантюрина.
6

У входа в зал расположены скульптуры древнерусских воинов со знаменами.
7

Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой
8

Была создана по проекту Карла Росси в честь победы Российской империи над наполеоновской Францией.
9

На стенах галереи размещены 332 портрета генералов, которые участвовали в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годах. Авторами картин являются Джордж Доу, Поляков и Голике. По центру - большой портрет Александра I верхом на коне, написанный берлинским придворным художником Крюгером.
10

Слева портрет Кутузова в полный рост.
11

Георгиевский зал или Большой тронный зал . Здесь проходили официальные церемонии и приемы. Над Тронным местом находится барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона".
12

Большой императорский трон был исполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
13

Перейдя в Малый Эрмитаж заходим в Павильонный зал . В исполнении интерьера соединены различные архитектурные стили: мотивы античности, Ренессанса и Востока.
Мраморные колонны стремятся ввысь к лепным кружевам в золотой огранке, откуда свисают золоченые люстры.
14

Четыре мраморных фонтана - копии "Фонтана слез" в Бахчисарайском дворце , украшают стены зала.
15

Уменьшенная в два раза копия Римской мозаики, найденной при раскопках терм в 1780 году в городе Окрикулум. Здесь представлены персонажи античной мифологии: по центру голова Горгоны-медузы, бог Нептун и обиталеи его морского царства, сражающиеся Лапиф и Кентавр.
16

Золоченные часы.
17

18

Главной достопримечательностью Павильонного зала являются часы "Павлин". Приобрел их князь Потемкиным для императрицы Екатерины. Автором автомата был Джеймс Кокс - знаменитый в те года ювелир и изобретатель сложных механизмов. Привезли в Санкт-Петербург часы в разобранном виде. Собирал их русский мастер Иван Кулибин. Важной особенностью этих часов - это то, что они до сих пор работают: сова кружит головой, хлопает глазами и с помощью колокольчиков, которые закреплены на ее клетке, наигрывается мелодия, павлин распускает хвост и кланяется зрителям, а петух кукарекает. Все фигурки двигаются как живые.
19

Висячий сад перед Павильонным залом. Напомню, что мы на втором этаже.
20

На Советской лестнице . Название объясняется тем, что на первом этаже находились помещения Государственного совета. На верхней площадке находится малахитовая ваза, созданная в середине XIX века в Екатеринбурге.
21

Зал Рембрандта . На фото картина "Даная", написанная по мотивам древнегреческого мифа. Бог Зевс в виде золотого дождя проник к Данае, которая находилась в заключении, после чего она родила Персея.
На эту картину в 1985 году было совершено покушение. Мужчина вылил на нее серную кислоту и дважды порезал картину ножом. Злоумышленник объяснил свой поступок политическими мотивами, однако суд признал его душевно больным и поместил в психиатрическую больницу.
22

Большой Итальянский просвет . В зале представлена экспозиция Итальянской живописи XVII-XVIII веков.
23

Элемент столешницы из малохита XIX века.
24

25

Скульптура "Гибель Адониса". По мотивам древнеримской поэмы "Метаморфозы".
26

Зал майолики .
27

Один из двух шедевров зала - картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле", написанная в 1504 году.
28

Рыцарский зал - один из больших парадных интерьеров Малого Эрмитажа. Тут представлены богатейшая коллекция оружия, насчитывающая около 15 тысяч предметов.
29

Парадная лестница Нового Эрмитажа.
30

Пантера в зале Диониса , который был создан для выставки древней скульптуры.
31

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II век. Была найдена при раскопка в Риме в начале XVIII века. А привез ее в Санкт-Петербург Петр I. Скульптура украшала Таврический дворец, откуда и пошло название.
32

Зал Юпитера .
Саркофаг "Церемония бракосочетания". На всех стенках мраморного римского саркофага изображены рельефные фигуры, раскрывающие сюжеты свадьбы, охоты и быта. А крышка посвящена богам Олимпа.
33

Статуя Юпитера, конец I века. Является одной из самых больших античных скульптур сохранившихся в музеях мира. В высоту она 3,5 метра.
В правой руке Юпитер держит фигурку Виктории - богини победы.
34

Зал Большой вазы . Перекрытый сводом с лепным декором, зал украшен арочными лоджиями и колоннами из белого мрамора. Еще до облицовки стен искусственным мрамором была установлена Колыванская ваза из яшмы высотой более 2,5 м. и весом 19 т. Работа над ее созданием, из-за ее громадных размером, велась прямо на каменоломне целых 12 лет. В 1843 году ваза была завершена. В Петербург ее везли сначала по суше, где в упряжке было до 160 лошадей, потом на специальной барже по воде, а над установкой в зал работали 770 человек.
35

Зал Древнего Египта . Он был создан в 1940 году, на месте буфета Зимнего дворца. Название зала говорит само за себя: здесь представлена экспозиция посвященная Древнему Египту, охватывающая период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры.
36

Барельеф в коридоре между залами.
37

Двадцатиколонный зал . Два ряда монолитных колонн из сердобольского гранита делят его на три части. Роспись стен и мозаичного пола выполнены в стиле античной традиции. В зале расположена коллекция искусства Древней Италии конца IX - II в. до нашей эры.
38

В Большом дворе Зимнего дворца экспонируется скульптура "Снежная башня" - образ мальчика на костылях, несущего на спине дом, ремень которого душит его. Автор Энрике Мартинес Селайя говорит, что главной темой является "идея потери детской способности воспринимать блеск окружающего мира и появления духовной светонепроницаемости, что всегда сопровождается разочарованием" , также в скульптуре раскрывается эмигрантская тема.
39

40

О нет, одного раза сходить в Эрмитаж совсем недостаточно! После первого посещения создается только общее понятие устройства музея. Мне кажется, что Эрмитаж - это как "Война и мир" - книга которую нужно читать несколько раз в разные возраста, чтобы представал каждый раз новый смысл. Только ходить в этот музей мирового масштаба нужно намного чаще и каждый раз открывать для себя что-то новое!
41