Описание картины Поленова «Заросший пруд. Сочинение по картине Поленова Заросший пруд (описание) Где рисовали картину заброшенный пруд

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

При написании картины Поленов с присущим ему огромным талантом применяет всевозможные оттенки насыщенного изумрудно-зеленого цвета, изображая таин¬ственный уголок векового парка. Темно-зеленый цвет в тени парка свободно переливается в нежнейшую гамму, освещенных лучами полуденного солнышка верхушек деревьев вдали. Оттенки зелено-изумрудной гаммы отличаются своеобразной красотой и множеством невероятных нюансов. На полотне художника вы не найдете двух одинаковых оттенков.

Картины Василия Поленова завораживают философским взглядом на жизнь, любовью к миру и российской природе. Учат нас ценить красоту окружающего нас мира.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».

Пейзаж построен на высокоэмоциональном и визуальном впечатлении. Ярко освещенная зеленая лужайка, с ромашками, освещенная неярким солнышком, расположена по соседству с таинственностью парковых насаждений.

Через подернутые маревом деревья видна голубизна высокого неба с барашками облаков, как контраст вековым деревьям старинного парка.

Сейчас полотно «Заросший пруд» истинно русского художника Василия Поленова находится на экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Заросший пруд. 1880

Поленов В.Д.
Холст, масло
44 x 64,5

Русский музей

Аннотация

В картине "Заросший пруд" художник поэтически трактует уголок старого усадебного парка, одинокая фигура женщины в его глубине (изображена сестра художника Вера Дмитриевна Хрущева; 1844–1881) усиливает романтическое настроение. Это произведение - один из лучших пейзажей в творчестве Поленова на рубеже 1870–1880-х годов. Картина представляет собой уменьшенное повторение-вариант одноименной работы 1879 года, находящейся в Государственной Третьяковской галерее.

Биография автора

Поленов В.Д.

Поленов Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губ.)
Живописец. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Занимался иллюстрацией.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Народный художник РСФСР (1924).
Родился в Петербурге. Брал уроки у П.П. Чистякова и Ф.И. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа (1863-1871). Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). Действительный член Академии художеств (с 1893). Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). С 1917 жил в усадьбе "Борок" (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба).

Описание картины Поленова «Заросший пруд»

Картина, которая изображает кусочек парка, выходящего на пруд, напомнила мне сцену из «Евгения Онегина».
Легко представить Татьяну, гуляющую в зарослях старого сада.
Ей есть о чем поразмышлять.
Она взяла и книгу, чтобы отвлечься от тягостных мыслей.
Но все снова и снова она анализирует происшедшее.
Да, это место очень подходит для подобных прогулок.
В нем легко размышлять об одиночестве, о расставании с любовью.
Что еще навевает старый пруд, который окаймляет такие же древние деревья?

Приятные тона разных зеленых оттенков напоминают о лете, и о желании пойти на озерцо искупаться, почувствовать тепло яркого солнышка.
Но на картине изображен пруд, который давно не видело пловцов.
Он полностью зарос травой и цветами, и теперь кажется, что только лягушки да мелкая рыбка могут здесь водиться.
Не посещала его и старая подружка - волна.
Поэтому он больше похож на болотце.
И только добротно сделанный мосток говорит, что когда-то это место пользовалось любовью.
Сюда приходили много и часто люди.
Смех и радостные возгласы слышались в округе.
Они любили покупаться и помечтать на бережку.
Только радостные мысли, подобно чистой воде посещали каждого, кто сидел рядом с водой на прогретой солнышком скамейке.

Автор полотна смог передать теплое отношение к этому маленькому пруду.
Это легко читается и в открытом уголочке неба, которое отображаясь в ласковой водной глади, дает некий лучик чего-то нового и светлого, что ждет еще этот милый ставок.
И то, что большей частью пруд зарос летними легкими как бабочки цветами.
Поэтому запустелый уголок парка больше напоминает сказочный край.
Но самым верным аргументом нежности живописца является присутствие на картине милой молодой девушки, которая пришла помечтать.
Многие года пруд легко читал чьи-то мысли, наблюдал за взрослеющими посетителями, теперь он знает их всех, и их стремления, и желания.

Романтических мест много на всей планете, но не каждое мне напоминает мою родину, которая любит меня и знает что мне на самом деле надо для счастья.
Найдя такое место, Поленов решил оставить его и для будущих поколений, чтобы и они могли, глядя на картину, предаваться мечтаниям.

Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.

Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше .

Описание картины

Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.

Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.

При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.

  • познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.

2. Подготовительная работа.

Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) .

У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки.

“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Д. – Музыкант, поэт, художник.

У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.

Что значит – давать радость и счастье?

Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.

3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.

У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.

После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.

В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.

У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).

(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.

“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.

4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.

У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали?

А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.

Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”

5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.

У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ).

У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Д. – Я считаю, что это пейзаж.

У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.

У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?

Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.

У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?

Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.

– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.

6. Размышление над картиной. (Слайд 6)

Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.

У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.

7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)

У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.

8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)

У. – С чего мы должны начать писать сочинение?

Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.

У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?

Д. – Заросший пруд.

У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?

Д. – Старый парк.

Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.

(Ученики записывают план сочинения на черновики.)

9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)

У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.

– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.

(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)

У. – Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Поражает – удивляет, изумляет.

10. Устное сочинение. (Слайд 10)

У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.

11. Самостоятельная письменная работа.

У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!

(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)

12. Итог урока.

Список литературы.

  1. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
  2. О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
  3. Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.