Философские взгляды вернадского. Учение вернадского о биосфере

Живое вещество – основа биосферы (хотя и составляет крайне незначительную её часть). В живых организмах на несколько порядков увеличиваются скорости химических реакций в процессе обмена веществ. Вернадский в связи с этим назвал живое вещество чрезвычайно активизированной материей. К основным уникальным особенностям живого вещества, обуславливающим его крайне высокую средообразующую деятельность, можно отнести следующие: 1). Способность быстро занимать всё свободное пространство. Вернадский назвал это всюдностью жизни. 2). Движение не только пассивное, но и активное. 3). Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, сохраняя при этом высокую физико-химическую активность. 4). Высокая приспособительная способность (адаптация) к различным условиям. 5). Высокая скорость протекания реакций. 6). Высокая скорость обновления живого вещества. Все свойства живого вещества обусловливаются концентрацией в нём больших запасов энергии.

Вернадский выделил очаги наибольшей концентрации жизни, назвав их плёнками и сгущениями живого вещества. Под плёнками живого вещества понимается его повышенное количество на больших пространствах. В океане выделяют 2 плёнки: поверхностную (планктонную) и донную (бентосную). Мощность поверхностной плёнки обусловливается слоем воды, в котором возможен фотосинтез. Донная плёнка образована в основном гетеротрофными экосистемами, и поэтому её продукция представлена вторичной, а количество её зависит от поступления органического вещества с поверхностной плёнки.

В наземных экосистемах также выделяют 2 плёнки живого вещества: приземную , заключённую между поверхностью почвы и верхней границей растительного покрова и почвенную , наиболее насыщенную жизнью.

В океане выделяют следующие сгущения жизни: 1). Прибрежные : располагаются на контакте водной и наземно-воздушной среды. Особенно высокопродуктивны экосистемы эстуариев. 2). Коралловые рифы . 3). Саргассовые сгущения . 4). Апвеллинговые : приурочены к районам океана, где имеет место восходящее движение водных масс от дна к поверхности. Они несут много донных отложений и в результате активного перемешивания хорошо обеспечены О 2 . 5). Рифтовые глубоководные сгущения : высокая продуктивность здесь обязана благоприятным температурным условиям.


40. Назовите основные тезисы В.И. Вернадского о планетарной геохимической роли живого вещества. Что такое биоэкологические константы? Каковы масштабы и эффективность средообразующей функции жизни? В чем заключается гипотеза Геи?

Участие каждого отдельного организма в геологической истории Земли ничтожно мало. Однако живых существ на Земле бесконечно много, они обладают высоким потенциалом размножения, активно взаимодействуют со средой обитания и, в конечном счете, представляют в своей совокупности особый, глобальных масштабов фактор, преобразующий верхние оболочки Земли.

Всю совокупность организмов на планете В. И Вернадский назвал живым веществом , рассматривая в качестве его основных характеристик суммарную массу, химический состав и энергию.

Косное вещество , по В. И Вернадскому, это совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют.

Биогенное вещество создается и перерабатывается жизнью, совокупностями живых организмов. Это источник чрезвычайно мощной потенциальной энергии (каменный уголь, битумы, известняки, нефть). После образования биогенного вещества живые организмы в нем малодеятельны.

Особой категорией являетсябиокосное вещество . Оно создается в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других. Организмы в биокосном веществе играют ведущую роль. Биокосное вещество планеты – это почва, кора, выветривания, все природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества.

Биосфера, таким образом, это та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества. С современных позиций биосферу рассматривают как наиболее крупную экосистему планеты, поддерживающую глобальный круговорот веществ.

Совокупность живых организмов – биота биосферы обладает мощной средообразующей функцией. Ее работа направлена на обеспечение условий жизни всех ее членов. Она слагается из газовой, концентрационной, окислительно-восстановительной, биохимической и информационной функций живого вещества

(К основным уникальным особенностям живого вещества, обуславливающим его крайне высокую средообразующую деятельность, можно отнести: 1). Способность быстро занимать всё свободное пространство. Вернадский назвал это всюдностью жизни. 2). Движение не только пассивное, но и активное. 3). Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, сохраняя при этом высокую физико-химическую активность. 4). Высокая приспособительная способность (адаптация) к различным условиям. 5). Высокая скорость протекания реакций. 6). Высокая скорость обновления живого вещества. Все свойства живого вещества обусловливаются концентрацией в нём больших запасов энергии )

Гипотеза Геи: организмы, особенно микроорганизмы вместе с физической средой, образуют сложную систему регуляции, поддерживающую на Земле условия, благоприятные для жизни. Организмы постоянно изменяют физическую и химическую природу инертных веществ, отдавая в среду новые соединения и источники энергии. Пример – коралловый атолл. Из простого сырья, предоставляемого морем, кораллы и растения строят целые острова. Организмы контролируют даже состав атмосферы. Это распространение биологического контроля на глобальный уровень стало основой гипотезы Геи: состав атмосферы Земли с высоким содержанием кислорода и низким содержанием двуокиси углерода, а также умеренные температурные условия и условия кислотности на поверхности Земли определялись буферной активностью ранних форм жизни. Она продолжалась координированной активностью растений и микроорганизмов, сглаживающей колебания физических факторов, которые проявились бы в отсутствие хорошо организованных живых систем. Организмы играли основную роль в развитии и регуляции геохимической среды, благоприятной для них.

Закон константности количества живого вещества В. И. Вернадского; количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа. Этот закон практически есть количественное следствие закона внутреннего динамического равновесия для масштаба глобальной экосистемы биосферы. Понятно, что поскольку живое вещество, согласно закону биогенной миграции атомов, есть энергетический посредник между Солнцем и Землей, то либо его количество должно быть постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики. Закон физико-химического единства живого вещества исключает слишком значительные перемены в последнем свойстве. Значит, для живого вещества планеты неизбежна количественная стабильность. Она характерна и для числа видов - см. правило кон­стантности числа видов.

Как аккумулятор солнечной энергии, живое вещество должно одно­временно реагировать как на внешние (космические) воздействия, так и на внутренние изменения. Увеличение или снижение количества живого вещества в одном месте биосферы должно приводить к синхронному процессу с обратным знаком в другом регионе в силу того, что освободившиеся биогены могут быть ассимилированы остальной частью живого или будет наблюдаться их недостаток. Однако следует учитывать скорость процесса, в случае антропогенного изменения намного более низкую, чем прямое нарушение природы человеком. Кроме того, не всегда происходит адекватная замена. Она идет согласно правилу (принципу) экологического дублирования, т. е. с уменьшением размеров особей и обычно с увеличением их эволюционной примитивности. Сниже­ние же размеров особей, участвующих в энергетических процессах, вво­дит в действие большую группу термодинамических закономерностей из всех групп приведенных выше обобщений. Меняется вся структура живого вещества и его качество, что в конечном итоге не может идти на пользу человеку - одному из участников процесса жизни.

Первым и самым всеобъемлющим выводом изучения о биосфере, который сделал В.И. Вернадский, был: «Можно говорить о всей жиз­ни, о всем живом веществе как о едином целом», иными словами, - это принцип целостности биосферы. В.И. Вернадский писал: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необ­ходимой и закономерной частью стройного космического механиз­ма» .

Это означает, что Земля - не просто сложение отдельных состав­ных частей, а действующий согласованный «механизм». Что же гово­рит в пользу этого вывода? Это узкие пределы существования жизни: физические постоянные, уровни радиации и т. п. Физические посто­янные, например, константа всемирного тяготения, определяющая размеры звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реак­ции в этих звездах. Если она будет несколько меньше, то звезды не бу­дут иметь температуры, необходимой для осуществления в их недрах термоядерного синтеза; если же температура будет несколько выше, то звезды превзойдут некую «критическую массу» и обратятся в чер­ные дыры.

Константа сильного взаимодействия определяет величину ядер­ного заряда в звездах. Если ее изменить, то цепочки ядерных реакций не смогут привести («дойти») к образованию азота и углерода.

Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет кон­фигурацию электронных оболочек и прочность химических связей - ее изменение делает Вселенную мертвой, что находится в соответствии с «антропным» принципом, по которому при создании моделей разви­тия мира следует учитывать реальность существования человека.

Очень важной глобальной константой является соленость Миро­вого океана. При условии, что вода - это «всемирный» растворитель, соленость морской воды в среднем 35 % остается постоянной многие миллионы лет. Экологическая значимость этого факта до конца еще не определена (?!).

Дальнейшими исследованиями было подтверждено, что с эколо­гической точки зрения живой мир - это единая система, пронизан­ная взаимообусловленными связями, в виде трофических цепей

Александр Михайлович Василевский

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР


Научная сфера:

Геология, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, биогеохимия, философия

Награды и премии

Родословная

Общественные взгляды

Учение о биосфере и ноосфере

(28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Биография

Родословная

Дед будущего учёного — Василий Иванович окончил медицинский факультет Московского университета и служил военным врачом, получил дворянский титул, принимал участие в походах войска Суворова через Альпы, после чего поселился в Киеве, где и родился отец В. И. Вернадского — Иван Васильевич (1821—1884 гг.).

Иван Васильевич Вернадский окончил Киевский университет святого Владимира, несколько лет изучал политическую экономию за рубежом. Несколько лет преподавал русскую словесность в гимназии, заведовал кафедрой политэкономии в Киевском университете, после бракосочетания с дочерью известного русского экономиста Николая Шигаева — Марией молодая семья переехала в Москву. Там Иван Васильевич преподавал политэкономию и статистику в Московском университете. Со временем семья перебралась в Петербург, где И. Вернадский занимал должность профессора Главного педагогического института. Первая жена через десять лет после бракосочетания умерла, оставив ему сына Николая. Во второй раз Иван Васильевич женился на её двоюродной сестре — дочери помещика-дворянина Анне Петровне Константинович, учительнице музыки и пения.

В селе (Великие) Шишаки на Полтавщине у Вернадских была усадьба, куда они почти ежегодно на лето приезжали всей семьей.

Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.

Детство

В 1868 году из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи. В 1873 году Владимир стал первоклассником Харьковской классической гимназии.

В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1890 году — приват-доцент кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1898—1911 профессор Московского университета.

Семья

В 1886 году Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862—1943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Георгий Владимирович Вернадский (1887—1973), известный исследователь русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898—1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США.

Работа

Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей.

Член Государственного совета (1906, 1907—1911, 1915—1917).

В 1915—1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

С 1912 года академик Российской академии наук (позже Академия наук СССР). Один из основателей и первый президент (27 октября 1918) Украинской академии наук.

С 1920 по 1921 год ректор Таврического университета в Симферополе.

С 1922 по 1939 год директор организованного им Радиевого института. В период с 1922 по 1926 год работал за границей в Праге и Париже. Одной из основных причин работы во Франции было исследование в лабораториях Кюри паризия — вещества, ошибочно принятого за новый радиоактивный элемент.

В 1926 году - сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в "плёнках" - географических пограничных слоях различного масштаба.

В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял в смысле, отличном от работ О. Б. Лепешинской — как совокупность живых организмов биосферы.

Основал новую науку — биогеохимию и сделал огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.

В 1943 году «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» к 80-летию Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени.

Именем Вернадского названы подлёдные горы в Восточной Антарктиде. В Москве и Симферополе в честь учёного названы проспекты, Таврический национальный университет, в Киеве — бульвар и Национальная библиотека Академии наук Украины. Институт общей и неорганической химии Национальной академии наук Украины и украинская антарктическая станция также носят имя учёного.

Адреса

В Санкт-Петербурге

  • 1881—1897 — главное здание Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 7.

Общественные взгляды

До революции был членом ЦК Конституционно-демократической партии (кадетов).

В равной мере своим соотечественником его считают в России и на Украине. Несмотря на то, что Владимира Вернадского на Украине считают украинским учёным, он в 1918 году отказался принять украинское гражданство от гетмана Павла Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял украинцам-самостийникам, как австро- и германофилам.

Владимир Вернадский также негативно относился к украинизации 1920—1930-х годов, считая её насильственной, называл язык вывесок и сочинения Михаила Грушевского «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием он считал сохранение русской культуры на Украине, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.

Учение о биосфере и ноосфере

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

  1. живое;
  2. биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
  3. косное (абиотическое, образованное вне жизни);
  4. биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
  5. вещество в стадии радиоактивного распада;
  6. рассеянные атомы;
  7. вещество космического происхождения.

Вернадский был сторонником гипотезы панспермии. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

  1. расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
  2. развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
  3. открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
  4. победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
  5. всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Память

  • Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН.
  • Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
  • Проспект Вернадского в Москве.
  • Улица Вернадского в Белой Церкви.
  • Бульвар академика Вернадского в Киеве.
  • Проспект Вернадского в Одессе.
  • Проспект Вернадского в Симферополе.
  • Банк России выпустил памятную монету «Владимир Иванович Вернадский» к 130-летию со дня рождения в серии «Выдающиеся личности России».
  • Институт общей и неорганической химии им. В. И. Вернадского Национальной академии наук Украины

Владимир Иванович Вернадский – выдающийся ученый, академик, минеролог, кристаллограф, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о ноосфере, философ и общественный деятель.

Будущий академик родился в 1863 году в Петербурге, в семье потомственных ученых. Дед Владимира, Василий Иванович Вернадский, участвовал в переходе через Альпы в должности военного врача, за что впоследствии был награжден дворянским титулом.

В Киеве появился на свет отец Владимира, Иван Васильевич, который преподавал в местном университете политэкономию, а в гимназии – русскую словесность. После женитьбы на Марии, дочери экономиста Николая Шигаева, Вернадский-отец вместе с молодой супругой переехал в Москву, где читал лекции по статистике и политэкономии.


После переезда в Санкт-Петербург у Вернадских родился сын Николай, старший брат Владимира. Мария Николаевна скоропостижно скончалась спустя десять лет после свадьбы, оставив супруга вдовцом с малолетним ребенком на руках. Через несколько лет Иван Васильевич женился второй раз на двоюродной сестре покойной жены, Анне Петровне Константинович, которая подарила жизнь будущему великому ученому.

Когда Володе было пять лет, Вернадские перебрались из Санкт-Петербурга в Харьков, считавшийся одним из научно-культурных центров Российской империи. В Харькове Владимир поступил в местную гимназию, где и отучился два года. В 1876 году Вернадские вернулись в Петербург, и мальчик продолжил обучение в первой столичной гимназии.


Образование, полученное Вернадским в питерской гимназии, было блестящим даже для нашего времени. Об этом можно судить уже по тому, что выпускник мог писать и изъясняться на трех языках, а читать – на пятнадцати, включая публикацию научных трудов и лекции за рубежом. В гимназии Владимир Иванович постиг азы философии и истории религии, что стало первой ступенькой на пути к его участию в становлении течения русского космизма, сторонником которого Вернадский являлся в зрелом возрасте.

Биология и другие науки

В 1881 году Вернадский поступил на естественное отделение физмата Петербургского университета. Педагогами талантливого юноши были Бекетов, Докучаев, основатель школы почвоведения. Докучаев, как руководитель естественного отделения, на котором обучался и защищал диссертацию Вернадский, предложил своему подопечному должность хранителя кабинета минералогии.

В 1888 году молодой ученый уехал в Европу на стажировку. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, а затем отправился в Париж, в горную школу Коллеж де Франс. Спустя два года, по возвращении на родину, Вернадского назначили руководителем кафедры минералогии в Московском университете.


На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого двадцать один год. В 1891 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.

В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.


Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошел к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии. В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.

В начале XX века ученый стал академиком Петербургской Академии Наук, заведовал Минералогическим музеем. Профессор в 1909 году основал Радиевую комиссию, руководившую поиском минералов, и сам участвовал в этих экспедициях, о чем свидетельствуют архивные фото. В 1915 году Вернадский организовал комиссию (КЕПС), главной задачей которой являлось изучение сырьевых ресурсов страны, включая радиоактивные минералы.

В начале двадцатого столетия Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, был избран в Государственный Совет российского парламента, а после возглавил Министерство народного просвещения при Временном правительстве.


До 1919 года профессор состоял в Кадетской партии, придерживался либерально-демократических взглядов. На этой почве ему пришлось покинуть Россию после переворота 1917 года. В мае 1918 года Вернадский с семьей переехал на Украину, где организовал и стал первым председателем Украинской Академии Наук, преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.

В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и ученый вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы и Луначарскому.


В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем в Праге. За это время академик успел подготовить издать книги и статьи:

  • «Геохимия»;
  • «Живое вещество в биосфере»;
  • «Автотрофность человечеств».

В 1926 году, вернувшись в Ленинград, ученый стал директором Радиевого института, а в 1928 году – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.

Ноосфера

Согласно Вернадскому, биосфера – это действующая, саморазвивающаяся и организованная система. Организованность ее обусловлена миграцией химических элементов, провоцируемой основным источником жизни, энергией Солнца. Единая планетарная экологическая система состоит из биосферы, контактирующей с другими геосферами.


Цветок ноосферного разума согласно В.И. Вернадского

Постепенно ученый пришел к формулировке и определению понятия ноосферы, как видоизмененной в результате человеческого воздействия биосферы. Вернадский верил в совместные разумные действия всего человечества, направленные не только на удовлетворение своих потребностей, но и на создание равновесия и гармонии в природе, изучение и поддержание экологии Земли на должном уровне.

Будущее человечества виделось ученому в грамотно построенной общественной и государственной жизни, основанной на творчестве и инновациях. Человек преобразует Землю, руководствуясь законами биосферы, и тогда в ноосферу войдут все геосферы, органический мир, космическое пространство, объединенные и улучшенные благодаря разумному человечеству.

Личная жизнь

В 1886 году Вернадский связал свою жизнь браком с Наталией Егоровной Старицкой. Пара прожила душа в душу пятьдесят шесть лет, вплоть до смерти Наталии Егоровны в 1943 году.


У них было двое детей, впоследствии умерших в эмиграции: Георгий, ставший известным историком, и Нина, работавшая врачом-психиатром.

Смерть

Супруга Владимира Ивановича умерла и похоронена в Казахстане, где семья проживала во время эвакуации. Сам Вернадский после смерти жены вернулся в Москву, где и скончался в январе 1945 года после инсульта.


Биография ученого, внесшего неоценимый вклад в российскую, советскую и мировую науку, - яркое свидетельство его неистощимой трудоспособности, тяги к знаниям и многогранного таланта. Что же открыл Вернадский? Ученый вывел и сформулировал законы геохимической деятельности организмов в биосфере, разработал учение о биосфере и ее дальнейшей эволюции в ноосферу.

Библиография

Перу ученого принадлежит более 700 научных статей и трудов. В современных изданиях с ними можно ознакомиться благодаря следующим сборникам:

  • Вернадский, В. И. Собрание сочинений: в 24 т (2013);
  • Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста (1988);
  • Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление (1991);
  • Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. (2012);
  • Вернадский, В. И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. (1997).

Источник: Научные чтения "Вернадский и современность", Москва, 1996 г., Сборник докладов

Обширность территории и колоссальные природные богатства, талантливость народа являются естественным достоянием России. Однако они же создают для нашей Родины непростые проблемы. Как сохранить все это для настоящего и будущего, как рационально этим распорядиться? Над этими и аналогичными им вопросами В.И.Вернадский стал размышлять с 80-х годов прошлого столетия, еще будучи студентом Петербургского университета. С течением времени эти размышления обогащались и углублялись.

Основная черта личности В.И.Вернадского — цельность, неразрывность мышления и деятельности, научных взглядов и нравственной позиции. Сердцевина мировоззрения, которая определяет феномен В.И.Вернадского — глубокое чувство единства мира и связи всех явлений, религиозное и философское осознание духовной основы мира.
Оно проявилось:
в научной деятельности, высшим взлетом которой стали учения о биосфере и ноосфере, вечности и космичности жизни и разума;
-. в понимании общественных явлений, осознании судьбы страны и сущности русской нации. В основе исторического мышления В.И.Вернадского стоит понятие о правах личности и о создании общественных условий для творчества во всех областях
от технических до художественных;
в его общественной, политической, государственной и публицистической деятельности, в борьбе за свободу и правовое государство;
в научно-организационной деятельности, базировавшейся на широко понимаемом требовании обеспечения свободы личного творчества ученого и его ответственности за результаты своего труда.

Начнем с вопроса о преломлении мировоззрения В.И.Вери ч кого в его общественной и политической деятельности.

В течение 20 лет Вернадский был гласным Моршанского уездного и Гамбовского губернского земских собраний. Он пошел на общественное служение сознательно, исходя из чувства личной ответственности за судьбу страны и считая принципы земского самоуправления кардинальным путем развития российской государственной жизни. В земских собраниях и управах общественные проблемы решались гласно посредством конкуренции идей, компромиссов, выборности, демократических процедур. Развитие этих принципов в течение нескольких десятилетий на местном уровне привело к основной коллизии русской жизни рубежа веков: к противоречию между местными демократическими органами самоуправления и самодержавным центральным “приказным” строем, укрепление которого прокламировал Николай Второй при вступлении на престол в 1895 году.

“Политическая роль земства постепенно сглаживается и сама идея самоуправления оказывается несовместимой с государственной бюрократической машиной” — с горечью писал Вернадский 3 ноября 1900 года.
Вернадский участвует во всех частных совещаниях земских деятелей, в совещании либералов в 1903г. в Констанце (Германия), на котором создается группа конституционалистов, объединившихся вокруг журнала П.Б.Струве “Освобождение”. Группа стала прообразом Конституционно-демократической партии.

В.И.Вернадский был участником Второго общероссийского съезда земских деятелей, проходившего в Петербурге 4-6 ноября 1904 года. Это был знаменательный съезд, ставший поворотной вехой в российской истории. 100 виднейших земских деятелей открыто провозгласили на нем принципы создания нового и небывалого для России правового государственного строя. Они приняли разработанную на московском совещании резолюцию с требованиями создания народного представительства, избрания депутатов прямым и тайным голосованием, судебной защиты прав личности и демократических свобод. Съезд произвел громадное впечатление на страну, потому что несмотря на запрет, его резолюция была послана в правительство и широко разошлась по всей России.

С этого съезда началось широкое движение общественности за конституцию, наложившееся на народное движение за социальные права, пытавшееся введением демократических свобод ограничить самодержавие и предотвратить социальный взрыв. 100 земских деятелей, включая В.И.Вернадского становятся известными всей стране лидерами конституционного и демократического движения. Они вынуждают власти в конце концов пойти на уступки и провозгласить демократические свободы Манифестом 17 октября 1905 года и пообещать введение народного представительства — Государственной Думы. С этого времени и до 1918 года В.И.Вернадский становится одним из лидеров в борьбе за внедрение в России европейской демократии. Его выбирают от университетов и Академии наук в Государственный Совет, ставший согласно Основным Законам 26 апреля 1906 года, верхней палатой российского парламента, и состоит в нем до марта 1917 года.

Во время большевистского переворота и в отсутствие арестованного министра С.С.Салазкина В.И.Вернадский возглавляет министерство народного просвещения во Временном правительстве и в течение работы этого правительства в подполье играет ведущую политическую роль, борясь с узурпацией. Вместе с другими оставшимися на свободе членами Временного правительства он подписывает обращение к гражданам России и постановление правительства о созыве Учредительного собрания, после чего ему приходится скрываться. Победу большевиков В.И.Вернадский расценивает как трагическое поражение демократии. Они олицетворяют для него самодержавие неграмотных масс. Случившийся переворот он сравнивает со взрывом варварства, разрушающим эволюционное и прочное устроение жизни. “Народ невежественный” — писал он в 1918 году — “Идеалы чисто материалистические. Стал решать как слепой сложные мировые вопросы с миропониманием XVII века. Результаты такого решения мы сейчас видим … Надо в корне разобрать и основы, и идеалы социализма. Они не научны. Они противоречат свободе человеческой личности … Социализм основан на известном состоянии техники. Ученый стремится выйти за ее пределы. Обладать источниками

энергии, сделать их доступными всем людям, избавить их от элементарного голода и холода можно иным путем”.

Анализируя причины произошедшей в стране социальной катастрофы, В.И.Вернадский точно и резко формулирует свою концепцию истории, свой общественный идеал. 2 ноября 1923 года он писал первому лидеру кадетов и своему другу И.И.Петрункевичу: “Ни в каком случае нельзя было соединяться в действиях с социалистической по партийности или социалистической по существу толпой. “Демократия» социализма и “демократия”, о которой мы говорили, была разной. Уважения к человеческой личности нет и не может быть в социализме. И с этой точки зрения, если духовным предком моим и может быть Радищев, то только одной стороной своей личности — а среди декабристов Пестель рисуется скорее предком большевиков в их якобинских проявлениях. В политической борьбе, которую мы переживали, те из нас, которые понимали варваризацию, вносимую в жизнь социализмом и для которых уважение и признание ценности человеческой личности не позволяло идти по пути якобинизма, как, например, я — не оказались достаточно стойкими. Я вижу в своей политической деятельности большие ошибки: видел опасного врага культурной работе не там, где он был…”.

Сначала самодержавная бюрократия, а затем большевистская основаны, согласно Вернадскому, в естественно научном смысле на механицизме, в центре которого — понятие об обратимости и повторяемости всех естественных процессов. Они стремятся создать такое общественное устройство, которое будет автоматически, с неизменной “точностью” решать общественные и личные проблемы граждан, единообразно и управляемо из единого центра. Однако по глубокому убеждению Вернадского, свобода нужна для того, чтобы основать общество не на механистических, а на органических закономерностях. Они предполагают областное самоуправление, которое строится неповторимо и уникально, в соответствии с местными природными, общественными и историческими особенностями. Общественные посты должны заполняться не на основе общих единообразных правил, которые никогда не подойдут к конкретному случаю, а людьми, вносящими в дело личное творчество и личностное усилие. Каждый случай должен быть решаем как отдельный. Общественные должности должны заниматься только добровольно высокообразованными людьми.

Преимущество организованности перед механицизмом станет в тридцатые годы одним из краеугольных камней учения Вернадского о биосфере и ноосфере.

Государство, по его мнению, не должно решать социальных проблем напрямую, не быть социальным. Любовь к человечеству, на чем демагогически вырос социализм “маленький идеал, когда живешь в космосе. Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет — “хлеба и зрелищ”. Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью”. Благотворительность и прямая забота о малоимущих, о людях, которые не могут стоять на собственных ногах, должна перейти от государства к обществу, стать частным делом, делом различных комитетов и церкви. Все требования, которые предъявляют граждане к государству, должны иметь только правовую форму. Тогда у государства будет одна и важная функция — организация и защита свобод, но не у

топическая обязанность напрямую кормить, обувать и одевать, как это пытается делать социализм.

Общественный идеал Вернадского, однако, имел свойственный только ему, если можно так сказать, естественнонаучный оттенок. Он включал следующие положения: Во-первых, понятие о личности, как о естественном явлении, имеющем космические измерения. С этой (ноосферной впоследствии) точки зрения обеспечение прав личности есть подлинное согласие с геологическим ходом времени, подготовленное всеми предыдущими веками не только истории, но и геологического прошлого. Человеческая история есть только продолжение геологической истории, основным содержанием которой является цефализация, то есть увеличение разума, нервной энергии на планете. В публичной лекции в Симферополе (октябрь 1920 года) В.И.Вернадский говорил об исторической приоритетности творческой личности в общественной жизни, о темных социальных силах, всплывших на поверхность в гражданской войне, обреченных на историческое поражение.

Во-вторых, новое, основанное на исходных теоретических позициях Вернадского, опровержение марксистской политэкономии, которое можно было назвать “политэкономией ноосферы’». Он утверждает, что марксизм упрощает действительность, сводя историческое движение к борьбе двух классов — собственников и наемных рабочих. Ценность и прибавочная стоимость создается не только трудом и капиталом. Для их применения требуется форма, которая создается творчеством инженера, навигатора, ученого, техника, художественным вдохновением. Таким образом, в процессе производства участвует три силы и ни одна из них не может быть исключена. Если ликвидировать элемент свободного творчества, то “экономическая жизнь не замерла бы, продолжалось бы рутинно по прежним рамкам накопление капитала и использование труда; но оно происходит только за счет прежде накопленного и переведенного в формы реальной жизни творчества”.

Поэтому в происшедшей победе “труда над капиталом” Вернадский видел не только преступление перед личностью и ходом истории, но и теоретическую ошибку, которая вкупе с применением мощных средств ее утверждения должна погрузить страну в неестественное состояние закрытости для технического прогресса. Что и было вскоре продемонстрировано. В 1928 году В.И.Вернадский писал: “В такие эпохи потрясений, разрушения было складывающегося хозяйства и при направлении государственного творчества на перевод любой ценой всего, что возможно, в валюту (идущую в первую голову идейно — на мировую революцию, реально и на веселую жизнь господствующей группы), основы национального богатства должны быть затронуты и это отражается на столь быстром и разрушительном изменении природы, как разрушается и меняется социальный строй живущего в этой природе социального механизма”. Последствия будут ужасны, продолжает он: уничтожение людей голодом и войной, т.е. действие чисто природных регуляторов роста народонаселения и разрушения природы.

В-третьих, надо учитывать социальные следствия громадной мощной науки, которая становится геологической силой на поверхности планеты. К началу первой четверти XX века становится ясно, что, по словам Вернадского, происходит “взрыв научного творчества”. И потому успеха достигнут те нации, которые обеспечат развитие

науки в ее личностной неповторимости, т.е. непланируемой форме.
Продолжая и развивая научные поиски и нравственные принципы своих

учителей, прежде всего — М.В.Ломоносова, В.В.Докучаева, Д.И.Менделеева — Вернадский, с началом двадцатого столетия, став академиком Петербургской Академии наук и профессором Московского университета, главой большой научной школы, направляет свои усилия на расширение и укрепление естественноисторического базиса развития Российского государства (организация исследований естественных производительных сил, в их числе потенциальных возможностей использования радиоактивных сил, а также освоения приполярных областей, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа, азиатских окраин России и т.д.). Эти изыскания он базировал на глубоком анализе истории изучения и освоения природных ресурсов отечества.

В России Вернадский видел прообраз будущего, как он писал в 1917 году, “мирного мирового сожительства народов на почве экономической жизни” и был уверен, что “рано ли, поздно ли — этот идеал Россия воплотит в жизнь”. Решающую роль, по убеждению Вернадского, должна сыграть русская наука — органическая часть мировой науки.

Как идеолог-теоретик русской науки, ее историк и практический деятель, важнейшее значение в ее развитии В.И.Вернадский придавал вопросам: 1)кадровым, организационным, 3)гармонического сочетания фундаментальных и прикладных исследований, 4)экспериментально-методического и, в более широком смысле, материально-технического базиса, 5 взаимосвязи с мировой наукой, 6)нравственной ответственности за применение научно-технических достижений, 7)изучения рационального использования, охраны и обогащения природно-исторических ресурсов России.

Относительно последнего ограничимся только двумя, но очень важными штрихами. Первый — именно по инициативе В.И.Вернадского в 1912 году правительством были предприняты первые шаги по созданию Ильменского государственного заповедника. Второе — 6 февраля 1916 года В.И.Вернадский выступил на Общем собрании Академии наук с докладом о необходимости создания единой картографо-геодезической службы. В этом докладе был подведен итог длительного предшествовавшего обсуждения идеи создания единой топографо-геодезической службы в России. Начиная доклад, как и многие другие свои работы, с исторического обзора, Вернадский отмечает труды Комиссии Императорского Русского географического общества по созданию Проекта положения о Геодезическом совете.

Подчеркивая, что в конце XIX века в России интенсивные съемочные работы проводились самыми различными ведомствами, он призывал к тому, чтобы “съемка России” была “сосредоточена в одном учреждении и это сосредоточение должно быть проведено быстро и неукоснительно.” Деятельность этого учреждения должна подчиняться государственному плану, так как “и здесь, как и в других областях жизни, мы не можем — без вреда для нас самих, идти без плана, жить изо дня в день, затыкая открываемые недочеты, не заботясь о бережном использовании наших производительных сил”.
В качестве такого руководяще-координирующего учреждения В.И.Вернадский предлагает организовать Государственный геодезическо-топографический институт,

стоящий “вне зависимости от интересов отдельных ведомств и обслуживающий интересы, как научные так и практические”.

В.И.Вернадский подчеркивает, что для осуществления обширной программы научно-технических работ потребуется привлечение “достаточно научно подготовленного персонала” и больших денежных средств, но по его убеждению, “к этому пути в этой области, как и в целом ряде других, вынуждает нас переживаемое нами состояние нашей родины, требующее самого энергичного, быстрого и полного использования наших производительных сил, которое возможно лишь при больших затратах на широкую постановку исследовательской и организационной работы”. Призыв Вернадского звучит весьма актуально и в наше время. Большевистское правительство с первых шагов своей деятельности активно использовало рассмотренные разработки Вернадского, что нашло отражение в Декрете ВЦИК о создании Высшего геодезического управления (теперь — Федеральная служба геодезии и картографии России).
Еще одной отраслью такой обязательной государственной заботы и регулирования, по мнению Вернадского, должна являться сфера взаимодействия природы и общества. В.И.Вернадский благодаря своему широчайшему научному кругозору и большому опыту работы в области изучения и освоения природных ресурсов, одним из первых увидел надвигающиеся проблемы во взаимоотношениях человеческого общества с природой. Суть и решение этих проблем обусловлены неразрывной связью между природой и человеком, полной зависимостью его экономического и социального благополучия от правильного использования природных ресурсов, их сохранения и воспроизводства, пониманием уникальности каждого растительного и животного организма в жизни нашей планеты, что невозможно без постоянного, опережающего хозяйственную деятельность их изучения.

В 1926 году В.И.Вернадский подчеркивал, что изучение жизни в ее природной среде должно проходить в познании совокупности организмов, выступающих “как связанные с косной материей тела живых существ”. Таким образом, он дал свою формулировку понятия биогеоценоза и создал теоретическую базу необходимости построения стационарной сети выделенных для изучения природы фрагментов географической среды — заповедников. Только на такой базе возможно познание всей сложности жизни экосистем и прогнозирование их изменений под воздействием деятельности человека.

Определяя дальнейшие пути научных изысканий в этом направлении В.И.Вернадский предупреждал о недопустимости разработки экологических проблем неквалифицированными и некомпетентными деятелями.
В.И.Вернадский подчеркивал глобальность взаимосвязей в природе, что с каждым годом все более и более ощущает поколение, живущее в настоящее время на Земле. Следующие суждения Вернадского будут актуальны всегда пока существует разумная жизнь на нашей планете: “Человечество едино. Жизнь человечества при всей ее разнородности стала неделимой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается в ряде других мест, повсюду на поверхности Земли”.

Вернадский усматривал будущее России и человечества в принципиально новом строе ноосферы. В достижении этого устройства, полагал он, России, Российской

культуре и особенно русской науке предстоит в будущем сыграть решающую роль. В нашей литературе и в исторической науке еще совершенно не затронута

деятельность Вернадского в двадцатые и тридцатые годы, деятельность, характерную для значительной части отечественных интеллигентов, которые не прощали большевиков, не раз выступали с критикой большевистской власти, но не могли оставить России и активно включились в защиту и развитие науки. В каких же формах развивалась эта деятельность В.И.Вернадского?

Во-первых, потрясенный ужасами гражданской войны Вернадский все более убеждается, что только наука может обеспечить создание общества, соответствующего законам эволюции биосферы. У Вернадского было мессианское ощущение, что его учение может оказать такое же влияние на человечество, как книга Дарвина.
Вывезенный большевиками из Крыма в 1921 году, В.И.Вернадский после краткого ареста получил возможность для исследований по биохимии. При КЕПС была создана крохотная лаборатория по изучению живого вещества, чего явно не доставало для реализации грандиозных планов ученого. Вся обстановка разоренной гражданской войной России, куда не поступала даже новая литература из-за рубежа, препятствовала этому. Рассказывая о тяжелом положении Академии наук и ее сотрудников, Вернадский замечает, что “в общем сильнейшее чувство рабства и полное отсутствие какого бы то ни было улучшения”.

Вместе с тем Вернадскому была понятна вера большевиков в возможность построения нового общества на базе научного знания. Несмотря на принципиальное неприятие ленинцев, Вернадский в том же 1921 году не осуждал сотрудничество с ними своих ближайших учеников геохимика А.Е.Ферсмана, основателя биогеохимии В.Я.Самойлова, радиохимика В.Г.Хлопина, рассматривая их научную работу “как залог всего будущего и доказательства роста и силы будущего России”.
Сам Вернадский надолго покидает Россию, как только предоставляется возможность выехать за границу по приглашению ректора Сорбонны для чтений лекций по геохимии. Командировка, планировавшаяся вначале на четыре-пять месяцев, растянулась почти на пять лет. Здесь Вернадский предпринимает активные действия в поисках средств для реализации своей мечты об институте “живого вещества” за границей. Однако на его запросы один за другим приходят вежливые отказы из Института Карнеги, из Национального исследовательского Совета США. Отказ пришел и из Британской ассоциации за прогресс в науке. К началу 1925 года становится ясно, что исследования не встречают той поддержки, на которую рассчитывал Вернадский.

В то же время его друзья и ученики, оставшиеся в Советской России, не только сохранили возможность заниматься научной работой, но существенно расширили ее масштабы. Они стояли во главе Академии наук, создавали крупные научно- исследовательские институты и возглавляли их. Вернадский постоянно получал письма этих ученых, в которых с воодушевлением описывались благоприятные для научных исследований изменения в Советской России. Так, например, А.Е.Ферсман писал: “Сегодня научной работы, конечно, у нас в 10 раз больше, чем в Париже”.
Под влиянием таких сведений Вернадский писал дочери весной 1924 года: “Сейчас результаты научной работы в пределах России очень велики и с ними приходится считаться здесь всем. Русские ученые, оставшиеся там, [т.е. в Советской России] сделали

и делают большую мировую работу … Сейчас работы Павлова, Ферсмана, Баха, Лазарева, Кольцова, Иоффе, Зелинского, Курнакова, Марра, Карпинского и очень многих других оказывают влияние на человеческую мысль”. Через год он приходит к еще более радикальному выводу: “Главная научная творческая русская (и укр.) работа идет в России и в ней в этот момент особенно дорога каждая живая сила, могущая работать”.В конечном счете было принято решение вернуться к России, где Вернадский возглавил ряд научных учреждений, в том числе и Биогеохимическую лабораторию, главной задачей которой стало количественное изучение живого вещества. Постепенно сформировалась биогеохимическая школа Вернадского, значение которой вышло далеко за границы России.

С позиций сегодняшнего дня уже не столь наивными кажутся представления Вернадского о том, что наука сама по себе является важнейшей целью бытия человека, и его искренняя вера в научную деятельность как фактор, преобразующий в будущем коммунистический режим. Конечно, использование достижений науки в промышленном производстве и обороне способствовало укреплению тоталитарного строя. Но не случайно, что власти во все времена должны были считаться с инакомыслием крупных ученых и именно в научной среде укоренилось прочно диссидентское движение, духовным лидером которого стал академик А.Д.Сахаров.
В то же время перипетии Вернадского в эмиграции показывают, насколько необходима государственная поддержка фундаментальных исследований и как ненадежны бывают упования на развитие отечественных исследований за счет иностранного финансирования. Сейчас можно сказать, что менталитет научного сообщества в нашей стране и отчасти во всем мире был бы значительно иным, если бы Вернадский не получил на родине возможность в какой-то степени реализовать свои творческие планы.
. Вернадский был одним из немногих авторитетных ученых, кто оставшись внутри страны, публично отстаивал приоритет научных знаний над философией диалектического материализма. В течение двадцатых и тридцатых годов он вел полемику с партийными идеологами, пытавшимися философскими тезисами подменить научные знания. Широко известна его борьба за свободу научного творчества в стенах Академии наук, публичные выступления против идеологического закабаления науки путем принятия нового Устава. В течение 1920-1930 г.г. В.И.Вернадский пытался не допустить внесения в новый устав положения о главенствующей роли марксистской идеологии и соответственно выступал против учреждения философских кафедр в составе Академии и тем самым глубинного изменения ее характера перед лицом зарубежных академий. В 1932-1933г.г. развертывается полемика В.И.Вернадского с вновь избранным в Академию философом А.М.Дебориным по поводу права ученого обладать любой философией и религиозным мировоззрением. Эта полемика публиковалась.

В результате сопротивления В.И.Вернадского он был публично обвинен в печати как “враг социалистической реконструкции”. Эта оценка была закреплена в Малой Советской энциклопедии 1934 года, в которой было сказано, что он “по своему мировоззрению — сторонник идеалистической философии; в научных работах Вернадский проводит идеи “нейтрализма науки”, выступает в защиту религии, мистики, “исконности жизни и живой материи” и ряда виталистических и антиматериалистических концепций, отрицая материалистическую диалектику”. Его книги и брошюры тридцатых годов

открывались уведомлением “От Редакционно-издательского Совета Академии наук СССР” перед титульным листом, в котором отдавалась дань вкладу академика В.И.Вернадского в науку, но выражалось несогласие с его идеалистическими философскими высказываниями.

Вернадский считал дух и быт — теми областями, которые в значительной мере могли оставаться неподвластными большевистскому влиянию. Развитие науки он полагал важнейшим делом сопротивления интеллигенции тоталитарному режиму и сохранения нации. И здесь важно было все, любая мелочь, поддержка любого научного начинания. Множество научных инициатив рождалось в его рабочем кабинете, к нему буквально рекой текли как маститые, так и начинающие ученые за поддержкой. В годы террора Вернадский боролся за любого знакомого, старался вызволить и спасти каждого из арестованных и осужденных (например, Б.Л.Личкова, А.М.Симорина, В.А.Зильберминца). В.И.Вернадский обращался в органы госбезопасности, к различным чиновникам и в самые высокие инстанции вплоть до И.В.Сталина и Президиума Верховного Совета СССР с требованиями и просьбами по каждой человеческой судьбе, а когда осуждение происходило — писал лагерному начальству с просьбой предоставить ученому работу по специальности, на период, пока его дело будет пересмотрено. И таких обращений множество: Он просил за А.М.Симорина,
А.Кирсанова, Д.И.Шаховского, А.М.Болдырева, Б.Л.Личкова, В.В.Аршинова, А.Зильберминца, М.В.Шика и многих других.

В годы, когда частная помощь людям практически ушла из русского быта, Вернадский значительную часть своих доходов отдавал на поддержание вдов и жен арестованных, на спасение голодающих ученых во время войны. Мало кому известно, что он полностью раздал на эти цели свою Сталинскую премию первой степени 1943 года. Новые факты из биографии В.И.Вернадского, свидетельствующие в совокупности о его гражданской позиции, указывают, что академик Сахаров был не первым в борьбе за права человека и что наши представления о том, будто в обстановке террора никакого публичного сопротивления не было, далеко не полны. Как, впрочем, не полны и наши знания о Вернадском — общественном, политическом и государственном деятеле. Признание его научных идей, — идеи живого вещества, вечности и космичности жизни будет одновременно и признанием вытекающих из нее мировоззренческих и гражданских идей, сплавленных с нравственным отношением к делу жизни.

На рубеже 1930-40-х годов в силу известных причин внутреннего и внешнего характера перед Вернадским с особой остротой встал вопрос о судьбах России, будущем СССР и его народов.

Вторая половина — конец 30-х годов — время Большого террора, отмечены в целом пессимистическими настроениями Вернадского. Он констатирует с горечью и сожалением, что определенные успехи в экономике и культуре, достигнутые страной под большевистским руководством, могут быть уничтожены. Безумная власть, писал он в дневнике, своими же руками разрушает то хорошее, что было создано в стране ранее, а однажды разбитое склеить будет уже невозможно. Будущее видится Вернадскому зыбким, туманным, тревожным. Сегодня мы видим, насколько пророческими были эти суждения! С началом войны с Германией в настроениях Вернадского происходит явственный перелом. Не сомневаясь в конечной победе антигитлеровской коалиции над

фашизмом, он надеется, что эта победа приведет к существенным качественным изменениям в социально-политическом строе нашей страны.

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны у Вернадского начинает складываться определенная социально-философская концепция относительно характера будущих изменений, которые произойдут, по его мнению, в нашем обществе. В краткой форме основные элементы этой концепции можно было бы выразить так:
-по времени эти изменения произойдут по окончании мировой войны, после победы над фашистской Германией страны и союзных с нею держав, так как эта победа создаст необходимые, благоприятные для этих изменений как внутренние, так и внешние условия и предпосылки;
-изменения эти затронут основания социальной жизни нашей страны, они будут являться коренными, т.е. по сути своей революционными;
-неотъемлемая, сущностная черта этих изменений должна и будет состоять в ликвидации большевистской тоталитарной диктатуры и в переходе нашей страны на подлинно демократический Путь развития; изменения эти закономерны и в этом смысле они будут неизбежны в силу того, что определяются они как локальными, сложившимися в нашей стране социальными факторами и условиями, так и по той причине, что эти изменения выступят в качестве составной части процесса созидания на нашей планете ноосферы, в ходе которого вторая мировая война станет переломным этапом всемирно исторического значения;
-наконец, исторически назревшая потребность в коренных изменениях в социальной и политической жизни нашей страны должна будет с необходимостью вызвать к активной деятельности тех людей, которые эту потребность осознают.

Думается, что если ограничиться только приведенными выше несколькими тезисами, то этого будет достаточно для того, чтобы признать и воздать должное прозорливости Вернадского. Но дело в том, что сам он этим не ограничился. В 1942 году В.И.Вернадский делает дальнейшие и весьма существенные шаги вперед в своем понимании направленности и содержания будущих изменений в нашей стране и набрасывает штрихи позитивной программы этих изменений. Сущность этой программы превосходно выражает понятие “реконструция”, которое все чаще появляется в дневнике Вернадского, его автобиографических заметках, письмах к должностным и частным лицам, записках в президиум Академии наук СССР. Как следует из их контекста, в понимании Вернадского будущая реконструкция страны должна иметь многоплановый характер, она должна распространиться на все стороны материальной и духовной культуры народа.

Во-первых, это восстановление того, что было разрушено во время войны, что было страной утрачено. Во-вторых, это сохранение в максимально полном объеме того, что не подверглось разрушению и уцелело, что представляет собой общенародное достояние. Эти два момента реконструкции очень важны, но только ими Вернадский не ограничивается. Реконструкция страны в его понимании — это также устранение с пути всего того, что мешает обществу двигаться вперед, это снятие всех и всяческих преград и препон, ломка воздвигнутых ранее искусственных барьеров и т.д. Это преобразование в разумных пределах уже достигнутого ранее, предание ценностям культуры подлинно универсального характера. Наконец, реконструкция страны — это творчество, созидание

нового во всех сферах культуры, это — прогресс, постоянное движение вперед, процесс всестороннего обновления общества.

Что же должно стать базисом и главной движущей силой будущей реконструкции страны? На этот вопрос Вернадский дает четкий ответ, о содержании которого догадаться не трудно. Поскольку, согласно его представлениям, реконструкция нашей страны будет составной частью общепланетарного процесса становления ноосферы, максимальной силой создания которой является наука, постольку, следовательно, научный прогресс и есть основное звено послевоенной реконструкции страны.

В ближайшее время, отмечал Вернадский, необходимо будет коренным образом изменить всю постановку научно-исследовательской работы в нашей стране — создать новые отраслевые и проблемные институты и лаборатории, резко поднять их материально-техническую оснащенность, обеспечить свободное развитие всех научных школ и направлений. Мы должны увеличить мощь нашей науки, отмечал Вернадский. В этом отношении наша страна чрезвычайно отстала и мы берем горбом, талантливостью народа. Эта сторона жизни должна быть существенным образом изменена. Необходимость этих преобразований, указывал Вернадский, диктуется не только внутренними потребностями восстановления народного хозяйства и дальнейшего экономического и культурного развития страны, но также и коренным изменением всей международной обстановки, которое явится следствием мировой войны: выдвижением на авансцену истории стран, ранее остававшихся в тени, и, как результат этого, общим подъемом мировой научной мысли. Важнейшим следствием войны будет коренное перераспределение ведущих международных центров научной работы. На первое место здесь выдвинутся две страны — США и СССР, последнему, по мысли Вернадского, предстоит занять положение научного лидера в ближайшие после окончания войны годы. Необходимо поэтому сделать все возможное, чтобы научная работа нашей страны в кратчайшие годы догнала по всем показателям научную работу в США. К этим вопросам Вернадский возвращается неоднократно.

До конца своих дней Вернадский не просто верил — он был глубоко убежден в великом будущем России и русской науки. Множество раз писал он об этом в своем дневнике, в письмах к родным, друзьям и коллегам, в статье “Несколько слов об ноосфере” “Мировое значение русской науки и русского языка в мировой науке будет огромным, ранее — небывалым”, — записывает он в дневнике за несколько дней до своей кончины.

Долг нашего поколения ученых — оправдать надежды великого соотечественника, выполнить его завещание во всем том, что касается судьбы России и отечественной науки.

Г.П.Аксенов, В.Н.Гутина, Э.И.Колчинский, И.И.Мочалов, В.М.Орел, А.В.Постников, В.К.Рахилин