Загадочная символика и орнаменты африканского стиля. Орнамент первобытных народов

Динамикой и выразительностью жанра африканское искусство оказало огромное влияние на современное искусство и дизайн. Несколько черно-белых иллюстраций данной статьи взяты из традиционного африканского искусства, представляют малую толику богатого и культурного наследия континента.

Среди иллюстраций присутствуют компиляции подлинных артефактов мавританской узорной ткани, резных дверных панелей Ашанти, малийских головных уборов в виде антилоп, эфиопских крестов, южноафриканских наскальных рисунков, тунисского коврового дизайна.

Образцы африканского орнамента интригуют необычными графическими свойствами изобразительного искусства народов Африки, приводят в восторг любителей народного искусства и поклонников брутального жанра африканской скульптуры. Образцы орнамента пригодятся художникам-графикам, дизайнерам и ремесленникам.

1. Мавританский текстиль: в центре по бокам образы ползущих ящериц, в центре зоо- и антропоморфные фигуры.

3. Текстильные узоры Бамбара (Мали).

4. По фону характерный узор отделки внешних стен жилищ, в центре изображение королевского семейства с бронзовой бляшки Оба.

5. По фону узорный текстильный мотив, в центре изображения головных уборов виде антилоп народа Бамбара.

8. Нигерийский кожаный чехол подушки.

9. Узорный текстиль Нигерии с мотивами ящериц.

10. Образы, используемые при сельскохозяйственных церемониях (Нигерия, Гвинея).

11. По фону - характерные орнаменты текстиля народностей Камеруна и Нигерии. По центру - фрагмент резного украшения Кую (Конго).

12. Изображение короля с телохранителями с бенинских бронзовых бляшек.

13. Нигерийская гравировка на браслете из слоновой кости.

14. Бронзовая статуэтка (Бенин) на фоне орнамента Акан (Гана).

15. Нигерийская резьба на сосуде из слоновой кости.

16. Фрагмент резного украшения Конго на фоне растительного орнамента Заир.

17. Кожаный чехол мавританской подушки.

18. Орнаментальные мотивы, применяемые для украшения сосудов для хранения пищи.

19. Нигерийский текстильный орнамент и фрагменты рисунков с золотых и бронзовых украшений.

20. Изображение охотника с копьем на фоне геометрического орнамента (Южная Африка).

21. Рисунок на кожаном барабане Ёруба (Нигерия).

22. Бронзовое изображение головы королевы (Нигерия) на фоне геометрического орнамента, использовавшегося для украшения щитов воинов.

23. Детали росписей по ткани нескольких южноафриканских народов.

24. Орнаменты с мотивами птиц Бамана (Мали) и Гвинеи.

25. Мотивы масок и раскраски одежды из коры.

26. Орнаментация и рисунок с бронзовой печати (Буркина Фасо).

27. Бронзовая статуэтка фигуры охотника на фоне нигерийского зооморфного орнамента.

28. Фрагменты росписей народностей Нигерии.

29. Нигерийский геометрический резной орнамент и фрагмент резного украшения Ёриба.

И снова приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из Южной Америки мы с вами отправляемся дальше и исследуем загадочный мир африканского искусства. Давайте выясним, как сильно повлияла история на искусство того времени.

Бенинская маска из слоновой кости.

Искусство Тропической Африки

Африка - колыбель человечества. Задолго до появления первых письменных источников люди, культура и традиции процветали здесь под ослепительно палящим солнцем.

Почитая плоды, даруемые природой, африканцы сосредотачивали свои художественные стили вокруг различных изображений животного и растительного мира, а также природных мотивов.

Однако, все течет, все меняется, - и в африканское искусство пришли новые темы и новые материалы. И хотя художники вдохновлялись как правило человеческими формами, они также открывали для себя множество новых стилей за пределами норм традиционного африканского искусства, таких как современная живопись и прекрасные ткани ручной работы.

Так давайте знакомиться с разнообразными стилями этого таинственного континента, начиная с самых ранних скульптур цивилизации Нок и заканчивая превосходным бронзовым литьем Восточной Африки.

Бенинская бронза из Нигерии.

Скульптура и резьба

В раннем железном веке представители цивилизации Нок в северной Нигерии создавали потрясающие терракотовые скульптуры, зачастую изображавшие абстрактные фигуры древних людей и животных, как надгробия или магические амулеты.

Скульптура Нок.

И хотя о культуре Нок практически ничего не известно, в ходе раскопок археологами было найдено множество глиняных статуэток, созданных приблизительно 2 тыс. лет назад. Стилизованные головы, украшенные замысловатыми драгоценностями едва пережили долгие годы разрушительного воздействия воды и сейчас позволяют нам увидеть жизнь этой ранней цивилизации.

Скульптура "королевы-матери" из Бенина.

Даже сегодня скульптура - весьма распространенная форма искусства в Африке. Исторически, ее делали из дерева и других органических материалов, собираемых художниками.

Западные африканцы, однако, позже поспособствуют притоку бронзового литья в этот регион, так как оно использовалось для украшения дворцов правителей и многого другого.

Маски

Хоть африканские маски и относятся к форме скульптуры, их история заслуживает отдельного разговора.

Коммерческие африканские маски.

Сочетая в себе религиозные и духовные смыслы, эти маски использовались для ритуальных танцев и различных церемониальных действ. Маска как таковая по сути не имела ничего общего с реалистичным человеческим лицом. И хотя маски напоминали формой человеческую голову или морду животного, стиль исполнения их разнился, имея множество абстрактных толкований.

Мужская маска Mwaash aMbooy.

Африканские маски, напоминающие животных, считались духами этих самых животных. Буйволы, крокодилы и антилопы были одними из самых популярных объектов изображения, в частности, в культуре догонов и бамбара, где такие маски использовались во время церемоний инициации юношей.

Маска Wabele.

Кроме дерева использовались и многие другие материалы. Для ручного изготовления таких масок важнейшими материалами также являлись металл, светлый камень и даже ткани различного типа.

Текстиль

Яркие ткани также пришли к нам из обширных земель Африки. Догоны Западной Африки, к примеру, считали,что искусство прядения и ткачества имеет прямое отношение к человеческому размножению, а также к идее возрождения.

Ткань кенте.

Каждый цвет символизировал определенное качество или признак, характерный для их культуры. Черные и белые ткани кенте, к примеру, надевались, как правило, во время похорон народностями эве и ашанти.

Боголан бамбара.

Ткать не запрещалось никому: и мужчины, и женщины учились этому с самых ранних лет. Художники окрашивали свои ткани красителями местного производства, которые позволяли получить очень красивые оттенки коричневого, желтого, красного и небесно-голубого цветов.

Африканский рынок тканей боголан.

И хоть вестернизация во многом способствовала упадку искусства создания тканей, оно все еще занимает значительное место в африканском обществе. Как полагают многие, оно олицетворяет историю континента, "написанную на ткани".

АФРИКИ ИСКУССТВО

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось на большей части ее территории на протяжении нескольких тысячелетий. Африка внесла огромный, до сих пор еще недостаточно изученный вклад в историю мирового искусства.

Самыми древними памятниками африканского искусства являются наскальные изображения. Они сохранились повсюду - от Сахары до Южной Африки. Это так называемые петроглифы (контуры рисунка), иногда - невысокие рельефы, выбитые на скалах, росписи, выполненные красками из местных минералов. Возникли они, по-видимому, одновременно. Большинство этих изображений было открыто и изучено лишь во второй половине XIX и XX в.

Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др.). Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII - VI тысячелетия до н. э.). В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, древние буйволы и другие животные, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах. Значительно позднее появляются изображения домашних быков и лошадей, а приблизительно в I-III вв. н. э. - также и изображения верблюдов.

Более поздние по времени комплексы наскальных изображений были открыты во многих районах Африки - в Судане и Эфиопии, в Танзании и Зимбабве, в Южной Африке. В художественном отношении они уступают росписям Сахары, за исключением некоторых наскальных рисунков бушменов. Выполненные всего лишь несколько столетий назад, они тем не менее относятся к культуре каменного века. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон», изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.

Рогатая богиня, или "Белая дама"
Ауанрхет

Рогатая богиня, или "Белая дама"
Ауанрхет

Наскальные изображения Африки прошли сходную с доисторической живописью других районов мира эволюцию. Наиболее древние рисунки реалистичны и монументальны, отличаются точностью и лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать самые характерные черты и повадки животного. Однако эти изображения долгое время оставались изолированными и представляли собой как бы простую сумму отдельных фигур.

В дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются. Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Все чаще встречаются фигуры людей - охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Среди них и сохранившиеся на скалах Сахары изображения «круглоголовых» людей, загадочных «марсиан» или «пришельцев», которые так долго волновали воображение наших современников. Однако, как считают исследователи, скорее всего здесь изображены ряженые в ритуальных масках.

Наскальное искусство существовало у народов Тропической Африки несколько тысячелетий. В некоторых районах оно сохранялось вплоть до нового времени. Традиции его живут до сих пор - в росписях стен народного жилища, в предметах прикладного искусства, в работах современных африканских художников.

Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. - II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Острая выразительность, граничащая с гротеском, тщательная проработка деталей отличают эти произведения. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например, изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, рот обычно полуоткрыт, отчетливо моделированные ноздри как бы раздуты. Такие детали, как волосы, брови, иногда глаза, выполнялись подчеркнуто симметрично и декоративно. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.


Терракотовая скульптура Нок

Терракотовая скульптура Нок

Так называемая культура Cao (VIII- XIX вв.) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном виде некоторые очень древние формы культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые совершенно невозможно отделить друг от друга. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра.

Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, однако между ними существует известное стилистическое сходство, которое позволяет говорить о преемственности. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг.) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Это прежде всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства, культурного и религиозного центра народа йоруба. Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Скульптуре Ифе свойственна подлинная монументальность; обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Классический стиль и необычайное совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении - ее создание приписывали греческим, этрусским, индийским, португальским и другим иноземным мастерам. В настоящее время ее африканское происхождение установлено.


Женская терракотовая голова
Ифе. Нигерия

Женская терракотовая голова
Ифе. Нигерия

Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. О связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы, но и некоторые стилистические особенности ранних произведений пластики Бенина. Позднее здесь складывается жесткий канон, оставшийся почти неизменным в течение нескольких веков. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков. Уже на ранних этапах скульптура Бенина отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. В отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору - головному убору, ювелирным украшениям и в особенности высоким воротникам. Эти воротники, доходящие до самого рта, представляли собой стилизованное изображение царских регалий - многочисленных ниток коралловых бус. В дальнейшем разработка этих декоративных деталей сводит на нет выразительность человеческого лица.


Голова принцессы.
Бронза. Древний Бенин.
Британский музей. Лондон.

Голова принцессы.
Бронза. Древний Бенин.
Британский музей. Лондон.

Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение получили бронзовые рельефы, украшавшие галереи царского дворца. Сюжеты их разнообразны: изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, вооруженные воины, португальские солдаты в европейских костюмах. По-своему они очень выразительны, хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, подчиненных декоративному целому. В рельефах нередко можно встретить и изображения животных, связанных с религиозной символикой Бенина.

Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей, то традиционная декоративная пластика существовала почти повсеместно. Условно ее можно разделить на круглую скульптуру, ритуальные маски и резьбу, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Поскольку в тропиках дерево сохраняется плохо, возраст самых древних произведений не превышает 150- 200 лет. Это искусство носило преимущественно культовый характер, хотя резчики выполняли работы, не связанные непосредственно с культом,- столбы и двери жилищ, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, совершенно неповторимого стиля, и все же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов.

При всей бросающейся в глаза условности африканская скульптура по-своему необычайно жизненна. Однако ее реализм своеобразен. Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, но выразительностью и достоверностью целого, необычайной динамичностью, умением отобрать и выделить самое важное в образе. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Африканский скульптор выделяет прежде всего голову, которая нередко занимает от четверти до трети размера всей фигуры. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы. Другая важная особенность - тесная связь скульптуры и прикладного искусства. В скульптурной резьбе непосредственно выражалось эстетическое чувство красоты труда, мастерства как такового. Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и острой декоративной выразительности. С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов.


Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах.

Британский музей. Лондон.

Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах.
Середина II тысячелетия до н. э.
Британский музей. Лондон.

В наши дни очаги традиционного искусства сохраняются лишь в очень немногих отдаленных районах Африки. Однако традиции его живы. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве), изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). Очень по-разному проявляются эти традиции в произведениях художников, получивших профессиональную подготовку в Европе (Б. Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др.).

Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями - отсутствием кадров преподавателей, недостаточным количеством художественных школ, выставочных залов и галерей, оно настойчиво преодолевает их. Начавшийся в освободившихся странах Африки процесс перехода от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ, которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств.

Африканское искусство – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям.


Искусство Африки включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным.

Яркое и самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части - в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго. Именно здесь (бассейн рек Нигер и Конго) достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура. Иной характер имеет искусство народов северной полосы Судана и Восточной Африки, то есть области распространения ислама. Здесь почти отсутствует скульптура и какая бы то ни было живопись, что в значительной степени объясняется влиянием мусульманства и его запрета изображения человеческой фигуры.

Своеобразно и искусство восточной Африки. Здесь, много веков тому назад на побережье Индийского океана сложилась особая, местная, банту-индо-арабская культура. Правда, влияние ее ограничивалось преимущественно узкой полосой побережья и она не проникала в глубь материка. Культура эта связана с Ираном, Индией и средневековым арабским миром. Однако как к северной части Судана, так и на восточном побережье художественное творчество местного африканского населения нашло и свое самобытное выражение - преимущественно в народной архитектуре и в украшении домов лепным геометрическим и растительным орнаментом, который встречается также в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, - есть искусство Западной и Центральной Африки.

В результате многочисленных археологических исследований понемногу открываются нам страницы далекого прошлого африканского материка и становится ясным, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское искусство развивалось некогда не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в ныне безводных, лишенных всякой растительности горных массивах Сахары, которая тогда, семь-восемь тысяч лет назад, была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние - к первым векам нашей эры.

Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. Так, в горах Матопо, в Родезии, в 20-х гг. были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо и мн. др., показывающие, что все эти памятники были созданы народами высокой культуры, уже знакомыми с земледелием, - по всей вероятности, предками нынешних обитателей Родезии.
Наконец, на крайнем юге африканского материка, в Драконовых горах, и в горных районах юго-западной Африки были обнаружены многочисленные росписи и рисунки. Эти весьма реалистические и высокохудожественные изображения сначала приписывали древнейшему аборигенному населению Южной Африки -бушменам. Однако детальное изучение этих росписей показало, что не все они были сделаны бушменами. Стиль, сюжеты и весь характер изображений очень различны. Теперь очевидно, что наскальные рисунки Южной Африки относятся к разным эпохам и являются памятниками художественного творчества разных народов.
Теперь мы знаем, что на территории Африки возникали и исчезали многочисленные относительно развитые культуры раннерабовладельческих и феодальных государств. Европейские колонизаторы за время завоевания африканского материка, начавшегося еще в 16 в., безжалостно разгромили независимые государства «черной Африки», подавили или уничтожили их самобытную культуру. Однако колонизаторам не удалось полностью уничтожить народную основу местной африканской культуры и искусства.
Эта древняя, искони народная основа африканской культуры оказалась несравненно более живучей и жизнеспособной, чем не успевшая полностью развиться и вытеснить собственно народное искусство художественная культура раннефеодальных государств Африки. Наиболее полно эта культура сохранилась в 19 в. в тех областях Африки, которые в меньшей степени были вовлечены в зону той беспощадной и обескровливающей целые народы пиратской работорговли, которую в 16-18 вв. вели «цивилизованные» державы Европы.
Основные мотивы творчества
Когда человек смотрит на предметы африканское искусство, то он может увидеть, что некоторые элементы повторяются в нем снова и снова. Эти элементы представляют понятия, которые чрезвычайно важны для культуры страны; к ним относятся:
- пары
- женщина с ребенком
- мужчина с оружием или животным
- чужеземец (человек с нехарактерной внешностью)
Пары показаны как свободно стоящие фигуры приблизительно одинакового роста и комплекции. Они могут олицетворять собой предков, семейную пару, близнецов или основателей общества. Основная идея заключается в том, что двое становятся одним. Большая часть таких рисунков украшает храмы или места церемониального назначения. Интимные отношения крайне редки в африканских произведениях искусства, поскольку мужчины и женщины стараются не демонстрировать публично свою связь. Основная идея пары мужчины и женщины – сила и уважение, а не любовь.
Пара мать и ребенок может служить отражением образа матери-земли и людей, как ее детей. И все же африканские женщины очень любят детей. Сильные отношения между матерью и ребенком присутствуют в африканской культуре повсеместно.
Мужчина с оружием и животным (обычно это лошадь) служит для демонстрации уважения по отношению к ушедшим предкам. Изображения животных здесь редко делаются для того, чтобы изобразить внешнюю или внутреннюю красоту/уродство зверя. Они призваны обозначить статус человека. Даже сегодня, обладать лошадью в Африке – это высокий статус, более высокий, чем владение автомобилем. Рисунок человека с лошадью говорит о том, что ему необходимо оказывать великое почтение. Иногда люди изображаются рядом с мифическими животными. Цель такого изображение – показать могущество человека, оседлавшего зверя, и его богатство.
Женщины получают значимость посредством своих детей, а мужчина – через оружие. Тот, кто идет сражаться должен иметь физическую, эмоциональную и духовную энергию, чтобы выжить и завоевать. По этой причине во многих африканских рисунках встречается культ человека с оружием.
В Африке чужеземец – это некто из другого племени или страны. Ему обычно не рады, так, он символизирует неудачу. Белые незнакомцы могут, кроме всего прочего, демонстрировать уважение, которое африканцы испытывают к их оружию и мощи.
К сожалению, большинство символов африканской культуры так просто не расшифровывается. Для этого необходимо глубинное познание местной культуры и осознание наследия всего континента.

Орнаменты и символика африканского стиля

Африка – это континент контрастных сочетаний. волнителен и удивителен. Сочетание насыщенных цветов и разнообразных геометрических форм заполонили умы современных дизайнеров. породила такое направление, как афро-стиль, который можно воссоздать крючком из разноцветной пряжи.

Сущность африканских мотивов

Накопленная мудрость поколений и отдельных племен воплотилась в африканские узоры, которые являются отражением обыденной жизни ганцев.


Африка уникальна и многогранна, такими же являются и люди, живущие на материке

Орнаменты и узоры находили свое применение на:

  • Тканях. Символы наносились деревянными штампами. Умельцы западноафриканских племен могли расписать на ткани историю жизни поколения или перенести орнаменты, защищающие человека от болезни, несчастья, злого рока.

Ткани в африканском стиле — это настоящее буйство красок
  • Телах. Роспись использовалась для защиты воинов в бою и для защиты от злых духов. Также узоры показывали социальный статус и принадлежность к какому-либо племени. Орнаменты либо ежедневно подкрашивают, либо наносят лишь в праздничные дни.

Многие черты культуры африканских народов, как и особенности их исторического развития, определились природными условиями, в которых они жили
Восточная Африка один из самых колоритных регионов

Орнаменты Африки разделяют на три основных направления:

  1. Мавританский орнамент. Харакеризуется применением оттисков в виде анималистичных узоров, ритуальных масок, картин из быта племени. Также применим для Мавритании цветок.
  2. Нигерийский орнамент. Для него характерно использование образа ящерицы, обнесенной контрастным геометрическим узором.
  3. Орнаменты племен Конго. Их отличие в применении изображения Кую.

Мавританский орнамент

Поразительные орнаменты племен Конго

Орнаментам Африки присуща пропорциональность. Узоры отличаются неординарностью элементов и сюжетных линий.

Цвета Африки

Все узоры имели смысловую нагрузку не только по оттиску, но и по цвету. и узор белого цвета символизировали духовное единство с богами. Так же об африканском стиле можно почитать в .

Белый орнамент трактовали как цвет чистоты и дружелюбия

Красный цвет имел различное значение. Так, в племенах Бакуба и Ашанти это цвет траура. Для племен Центральной части он символизировал крепкое здоровье и долгую жизнь. Нанесение орнаментов красного цвета на тело больного стимулировало к выздоровлению.

Желтый цвет – это цвет юношей и использование его в росписи для мальчиков было под запретом. Детям до 8 лет были разрешены красный и белый цвета. За нарушение запрета следовало наказание.

Желтая африканская роспись по телу

Символика Африки


Искусство адинкра — это нанесение вручную символов на ткань

Адинкра – это символы, нанесенные на тканевую одежду, тело или предметы быта.

В некоторых случаях адинкра трактуется, как праздничная рубаха с вытесненными орнаментами народов Ганы.


Традиционная мужская рубаха народов западной Африки с орнаментом, сделанным техникой штампа

Несет в себе глубокий смысл связи поколений и зачастую обозначает целую фразу. Главным символом является ADINKRAHENE, что обозначает величие и лидерство. Это символ африканских королей и вождей.


Пальма является знаком богатства и долголетия. У народов Конго этот символ называется ABE DUA.


В военном обиходе применялось нанесение военного рожка (AKOBEN), как символа бдительности.


Символом героизма у народов Африки считается меч (AKOFENA). Скрещенные мечи также символизировали власть.

Символом дисциплины является орнамент AKOKO NAN, что переводится, как нога курицы. Помимо этого AKOKO NAN призывает к правильному воспитанию детей, а именно беречь и не развращать отпрысков.

В обыденности популярны следующие символы:

  • Сердце (AKOMA), как уравновешенность.
  • Объединение сердец (AKOMA NTOSO), как согласие.
  • Папоротник (AYA), как знак преодоления препятствий.
  • Игра (DAME) символизирует ум.
  • Крокодил (DENKYEM), как символ адаптации к изменчивым условиям.

Символы Адинкра, вырезанные из дерева

Адинкра – это уникальная техника письма, трактовка которой изучена не до конца. Народы Гана верили в чудодейственную силу символов и наделяли их способностью исцеления от болезней и усиления качеств человека.


Африка в наши дни

Модный сегодня африканский цветок покорил подиумы. Крючкомсоздаются целые полотна африканского узора, где шестиугольный цветок основа композиции.


Светские львицы могут дополнить свой образ экспрессивным клатчем, вывязанным крючком в африканском стиле.


Вязаный клатч из африканских цветов

Романтичные особы могут вывязать крючком нежные африканские мотивы для украшения сумки и одежды.


Сумка из африканских цветков

Пошаговая инструкция вывязывания афроцветка:

  1. Красной ниткой вывязать 5 в.п. и замкнуть кольцо.
  2. Далее провязываем 3 в.п. — подъем, 1 сн замкнуть в кольцо. Последовательность провязать 5 раз и дополнить 1 в.п. и соединительным столбиком, образовывающим верхнюю петлю подъема. Нить обрезать.
  3. Присоединить нитку контрастной пряжи. Набираем от арки из в.п. следующую последовательность: 3 вп, 1 сн, 1 вп, 2 сн в начальную арку. Потом вывязываем 2 сн — 1 вп — 2 сн с пятикратным повторением для арок из 1 вп. Не забыть соединения с крайней петлей подъема.
  4. Продолжаем 1 сс в арку из 1 вп, далее 3 вп подъем, 6 сн. Переходим от арки к арке провязывая 7 сн в каждой, объединяя соединительным столбиком. Обрезаем затянутую нить.
  5. Прикрепляем синюю нить к краю четвертого ряда. Начиная от воздушной петли, провязываем 7 сбн к предыдущему ряду и 1 сн в промежутке двумя рядами ниже. Повторить 6 раз. Соединение закрепить на первом сбн. Нить срезать.
  6. Белую нитку крепим в конце 5 ряда. Вяжем 3 вп — 3 сн — 1 вп — 1 сн. После повторяем 3сн — 1 вп — 4 сн — 1 вп — 1 сн. Заканчиваем узор 3 сн — 1 вп. Соединение в верхней петле. Мебель, декорированная африканскими цветками смотрится очень оригинально

    Крючком можно связать салфетки различного размера для стилизации повседневного приема пищи.


    Коврики для горячих кружек

    Цветок, как узор, может быть применен для создания детских игрушек в африканском стиле. Дети будут в восторге от такого мягкого друга.


    Детские мягкие игрушки из африканских цветков

    Африканские мотивы экспрессивны, колоритны и энергичны.

    Африканский шестиугольный цветок