Кто художественный руководитель театра на таганке. Театр на Таганке: история и архитектура

В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный . Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.

Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.

Эпоха Любимова и Высоцкого

Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и , объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.

Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по ), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.

Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.

Раскол и поиски нового пути

Здание театра

Здание театра было перестроено из кинотеатра «Вулкан», одного из первых в Москве. В 70-е - 80-е годы XX века театр был реконструирован. За эту работу авторы проекта - архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, и др. - получили Государственную премию СССР и премию Международной Академии архитектуры. В наше время в театре три зала со сценами на 800, 500 и 150 мест. Основная сцена представляет собой трансформируемый зал. В 2015 г. рядом с театром появилась улица Высоцкого, на которой в доме № 3 расположился Государственный культурный центр «Музей В. С. Высоцкого».

2016-2019 moscovery.com

Театр на Таганке был основан в 1946 году. Но настоящая его история начинается спустя почти два десятилетия, когда должность главного режиссера занял Юрий Любимов. Он пришел со своим дипломным спектаклем, с первого же показа вызвавшим резонанс. на Таганке, задействованные в постановках Любимова в последующие годы, стали известны на всю страну. Среди них - Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Ярмольник.

Краткая история

Основан театр был спустя год после окончания войны. Тогда он назывался иначе. Первой постановкой в Театре драмы и комедии, главным режиссером которого был А. Плотников, стал спектакль по произведению писателя Василия Гроссмана.

Юрий Любимов, занявший место Плотникова в 1964 году, пришел в театр со своими учениками. Первым спектаклем нового режиссера стал «Добрый человек из Сычуани». Ведущие актеры Театра на Таганке в ту пору - это Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Алла Демидова.

Любимов регулярно обновлял труппу. Преимущество он отдавал выпускникам Щукинского училища. Так, в середине шестидесятых в театр пришли Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Валерий Золотухин. А спустя несколько лет режиссер пригласил в труппу Ивана Бортника, Леонида Филатова, Виталия Шапошникова.

Расцвет

Театр на Таганке вскоре становится известен во всей стране как самый авангардный. Любимов почти не использует декораций. Его постановки вызывают неумолкаемые споры критиков. Актеры Театра на Таганке становятся настоящими звездами. В шестидесятые-семидесятые годы на постановки Любимова мечтает попасть каждый советский интеллигентный человек.

В восьмидесятые годы Юрий Любимов уезжает за границу. В этот период популярность театра падает. Руководителем становится Николай Губенко. Затем, после возвращения Любимова из эмиграции, театр подвергается переформированию. Несколько лет должность художественного руководителя занимает Валерий Золотухин.

Сегодня актеры Театра на Таганке - Дмитрий Высоцкий, Анастасия Колпикова, Иван Бортник и другие.

Владимир Высоцкий

Театр переживал разные времена. Состав труппы постоянно обновлялся. Но имя этого актера, даже спустя более тридцати лет после его смерти, навсегда связано с ним.

Владимир Высоцкий - актер Театра на Таганке с 1964 года. Он был задействован за шестнадцать лет работы в четырнадцати постановках. В немногих из них - в главной роли. Однако отчасти именно Высоцкому обязан театр столь громкой славе, прокатившейся по всему Советскому Союзу. На постановку «Гамлета» мечтали попасть миллионы. Однако даже не каждому жителю столицу удавалось приобрести вожделенный билет.

Впервые Владимир Высоцкий вышел на сцену в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сычуани». Затем были работы в таких спектаклях, как «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые». В 1966 году состоялась премьера «Жизни Гелилея». В этой постановке Высоцкий сыграл главную роль.

«Гамлет»

Актеры Театра на Таганке, сыгравшие в постановке по произведению Шекспира:

  1. Владимир Высоцкий.
  2. Вениамин Смехов.
  3. Алла Демидова.
  4. Наталья Сайко.
  5. Иван Бортник.
  6. Александр Филиппенко.

Премьера спектакля состоялась в 1971 году. Постановка получила множество положительных отзывов, несмотря на то что была новаторской для советской театральной сцены. Кроме того, в ней несложно было рассмотреть критику существовавшей в тот период власти. Роль Гамлета для Высоцкого стала, по мнению многих, вершиной его актерского мастерства. В то же время некоторые современные критики полагают, что актеру удалась эта роль, за исключением знаменитого, ключевого в сюжете монолога «Быть или не быть». Высоцкий, по мнению профессионалов, не смог сыграть сомнение. Этот актер мог только «быть».

«Преступление и наказание»

Премьера спектакля состоялась в 1979 году. Раскольникова сыграл Александр Трофимов. В роли Разумихина на сцену вышел Борис Хмельницкий. Театр на Таганке был самым посещаемым в Москве. И постановка по произведению Достоевского вызывала не меньший интерес публики, нежели спектакли «Гамлет», «Жизнь Галилея». Спустя полтора года после премьеры исполнитель роли Свидригайлова ушел из жизни. 25 июля 1980 года Театр на Таганке, афиша которого на ближайшие дни была известна всем столичным театралам, был закрыт для зрителей: умер Владимир Высоцкий. Спектакли были отменены, но ни один человек не вернул билет в кассу.

Валерий Золотухин

Этот актер сыграл в Театре на Таганке более двадцати ролей. В том числе и в спектакле «Владимир Высоцкий», премьера которого состоялась в 1981 году. Актеры Театра на Таганке, задействованные в этой постановке:

  1. Екатерина Варкова.
  2. Алексей Граббе.
  3. Анастасия Колпикова.
  4. Анатолий Васильев.
  5. Татьяна Сидоренко.
  6. Сергей Трифонов.

В 2011 году Золотухин был назначен директором театра. Этому событию предшествовал скандал, вызванный разногласиями между Любимовым и актерами. Спустя два года Золотухин покинул пост директора. В конце марта 2013 года актер и режиссер ушел из жизни.

Анатолий Васильев

Этот актер пришел в театр в 1964 году. В кино он снимался мало, но был задействован в большинстве постановок Любимова. Анатолий Васильев - актер Театра на Таганке, который посвятил ему более пятидесяти лет. Последней постановкой, в которой он сыграл, стал спектакль по фантасмагорическому произведению Кафки «Замок».

Другие актеры

Несколько лет проработал в Театре на Таганке Леонид Ярмольник. Он был задействован всего в нескольких спектаклях. Среди них - «Час пик», «Мастер и Маргарита», «Павшие и живые».

Виталий Шапошников - актер театра на Таганке с 1968 года. В 1985 году перешел в «Современник». Но уже спустя два года снова вернулся в стены родного театра. Шапошников сыграл старшину Васкова в постановке «А зори здесь тихие», главную роль в спектакле «Емельян Пугачев». После смерти Высоцкого актер выходил на сцену в роли негодяя Свидригайлова. Также Виталий Шапошников был задействован в спектаклях «Тартюф», «Мать», «Пристегните ремни».

Борис Хмельницкий сыграл Воланда в постановке по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На его счету также театральные работы в таких спектаклях, как «Жизнь Галилео Галилея», «Пугачев», «Три сестры».

Дмитрий Высоцкий - актер Театра на Таганке с 2001 года. Задействован в следующих спектаклях:

  1. «Венецианские близнецы».
  2. «Горе от ума».
  3. «Евгений Онегин».
  4. «Мастер и Маргарита».
  5. «Арабески».
  6. «Замок».

В спектакле по знаменитому произведению Михаила Булгакова Высоцкий играет главную роль.

«Павшие и живые»

Премьера спектакля состоялась в 1965 году. Посвящен он писателям и поэтам, участвовавшим в ВОВ. В спектакле были использованы поэтические произведения Маяковского, Твардовского, Светлова. Михаила Кульчицкого - молодого поэта, погибшего на фронте в 1943 году - играл Роль Павла Когана - автора романтических произведений, также не вернувшегося с поля боя - исполнял Борис Хмельницкий.

«Дом на Набережной»

В 1980 году Юрий Любимов поставил спектакль по повести Юрия Трифонова. В те далекие советские года это был довольно смелый поступок. О сталинском терроре тридцатых годов знали многое, но говорить об этих трагических страницах в советской истории столь громко было опасно. Премьера «Дома на Набережной» стала волнующим событием в культурной жизни Москвы. Главные роли исполняли Валерий Золотухин и

«Доктор Живаго»

Премьера спектакля по роману, за который автор был удостоен Нобелевской премии в 1965 году, состоялась спустя два года после развала Советского Союза. Режиссеру удалось сохранить неповторимую поэтику Пастернака. В постановке была использована музыка Альфреда Шнитке.

Другие спектакли, которые некогда шли на сцене Театра на Таганке:

  1. «Электра».
  2. «Подросток».
  3. «Медея».
  4. «Братья Карамазовы».
  5. «Шарашка».
  6. «Сократ».

«Мастер и Маргарита»

Юрий Любимов - первый театральный режиссер, перенесший на сцену сюжет великого романа. В постановке использованы произведения композиторов Прокофьева, Штрауса и Альбинони. Спектакль идет более четверти века. Отзывы зрителей о нем различные: от негативных до восторженных. Впрочем, стиль постановки Любимова всегда вызывал неоднозначные отклики у публики.

Мастера в спектакле играют попеременно Дмитрий Высоцкий и Роль возлюбленной главного героя исполняют три актрисы: Мария Матвеева, Алла Смирдан, Анастасия Колпикова. Понтия Пилата играет Иван Рыжиков. Другие актеры, задействованные в постановке:

  1. Александр Трофимов.
  2. Никита Лучихин.
  3. Эрвин Гааз.
  4. Сергей Трифонов.
  5. Тимур Бадалбейли.
  6. Александр Лырчиков.

«Вий»

Премьера спектакля по самой мистической повести Гоголя состоялась в октябре 2016 года. Эта постановка представляет собой необычное сочетание текстов русского классика и композиций музыканта Вени Д’ркина, ушедшего из жизни в 1999 году. Хому Брута играет Панночку - Александра Басова.

Какие спектакли в 2017 году представляет Театр на Таганке?

Афиша

  1. «Эльза» (14 января).
  2. «Венецианские близнецы» (15 января).
  3. «Владимир Высоцкий» (25 января).
  4. «Золотой Дракон» (26 января).
  5. «Фауст» (1 февраля).
  6. «Старая, старая сказка» (5 февраля).
  7. «Мастер и Маргарита» (7 февраля).
  8. «Евгений Онегин» (11 февраля).
taganka. theatre. ru

Театр на Таганке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) - московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

История создания

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки».

Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, - писал он, - нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60-70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

В 2011 году в результате конфликта с актёрами Юрий Любимов покинул театр. В течение полутора лет «Таганку» в качестве директора и художественного руководителя возглавлял Валерий Золотухин; 4 марта 2013 года он подал в отставку по состоянию здоровья, и новым директором на следующий день был назначен Владимир Флейшер, ранее возглавлявший Центр имени Мейерхольда

Скандалы

26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».

Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.

Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, "ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности".

Художественные руководители

Ю. П. Любимов

    Александр Плотников (1946-1964) Юрий Любимов (1964-1984) Анатолий Эфрос (1984-1987) Николай Губенко (1987-1989) Юрий Любимов (1989-2011). Валерий Золотухин (2011-2013)

Труппа театра

Народные артисты России

    Феликс Антипов (c 1968) Иван Бортник (c 1967) Любовь Селютина (c 1974) Зинаида Славина (c 1964) Юрий Смирнов (c 1963)

Заслуженные артисты России

    Анна Агапова Тимур Бадалбейли Анатолий Васильев Алексей Граббе Анастасия Колпикова Александр Лырчиков Лариса Маслова

Московский театр на Таганке может лишиться значительной части репертуара. Основатель и бывший художественный руководитель Юрий Любимов намерен запретить играть свои авторские спектакли. И это - не единственный конфликт. Часть актёров Таганки считает - спасти театр может только возвращение Любимова. Но с такой перспективой категорически не согласна другая часть труппы.

Эксперимент без Юрия Любимова провалился. Так начали пресс-конференцию пятеро ведущих актеров театра на Таганке. Они организовали эту встречу с журналистами, чтобы сказать: по их мнению, бывший бессменный худрук должен вернуться в родной театр.

"После многих месяцев тоски, лжи, передергивания фактов хотелось бы сказать: без Любимого этот театр развиваться не может", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

Личность Юрия Любимова не впервые дает повод собрать пресс-конференцию. Сегодня здесь и те, кто назад высказывали совсем противоположные мнения. Тогда актеры боролись за уход худрука из театра.

"Что возмутило Юрия Петровича и его жену - каким-то образом эти "отвратительные твари", "жалкие клопы" и "быдло" вдруг заговорили, да еще мало того, предъявляют претензии", - сказал тогда актер Феликс Антипов.

Сегодня актер Феликс Антипов говорит, что горячо сожалеет о сказанном: "Оказалась не по Сеньке шапка. Полтора года театр искал что-то свое, но эти пути оказались тупиковыми. Я не очень доволен спектаклями, которые у нас идут после Юрия Петровича".

К новому руководству театра актеры относятся критически. Впрочем, они несколько раз подчеркнули, что выражают не мнение труппы, а свое собственное. И кому пофамильно адресуют критику говорить отказались. Только уточнили - это не касается бывшего директора театра Валерия Золотухина.

"К великому сожалению, к руководству театра прорвалась некая группа самозваных управленцев. Лозунги, под которыми они пришли, нас смутили: чтобы духу Юрия Петровича не было, мы будем строить наш театр, поэтому наш театр начал ветшать", - сказал актер Тимур Бадалбейли.

В труппе театра случился раскол. В то время как часть актеров хочет вернуть Юрия Любимова, другие - собрали подписи против возвращения бывшего худрука. Уверяют: в последнее время театр начал расцветать.

"Большая часть коллектива не хочет больше работать, у меня здесь есть письма, - говорит заведующий труппой, заслуженный артист Иван Рыжиков. - За последние два года театр выпустил 6 премьер, у нас достаточно сил и возможностей поддержать репертуар и жизнь театра".

Сам же Юрий Любимов несколько дней назад заявил, что вынужден запретить показ своих авторских спектаклей на Таганке в связи с ухудшением их качества. А в афише театра только на март несколько легендарных спектаклей режиссера, которые он поставил десятилетия назад: "Добрый человек из Сезуана", "Мастер и Маргарита", "Тартюф". Тогда в них играли Высоцкий, Демидова, Смехов, Золотухин.

Основатель "Таганки" Юрий Петрович Любимов принял решение уйти из театра в июле 2011 после конфликта с труппой. Новым директором и худруком стал Валерий Золотухин, но недавно из-за состояния здоровья был вынужден подать заявление об уходе. Директором стал Владимир Флейшер, вопрос же о назначении худрука Театра на Таганке пока не рассматривался.

"Ежели вы хотите строить свой театр, то он должен называться по-другому. Это уже не должен быть Театр на Таганке. А если мы остаемся Театром на Таганке при живом создателе и этот создатель даже не может войти в этот театр - это кощунство", - сказал актер Дмитрий Высоцкий.

В завершение пресс-конференции организаторы связались с самим Юрием Любимовым, чтобы узнать его мнение о возможном возвращении.

"Этот вопрос будет решаться 29-го. И видимо, министр Москвы примет это во внимание, я надеюсь. Это же официальное заявление ваше", - сказал он.

Встреча Юрия Любимова с главой Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым возможно, поставит точку в этом вопросе.

"Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра - традиции Маяковского, "Синей блузы", Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света - всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искустве!"
Александр Свободин, театральный критик
"Кругозор" № 6 1965 г.

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году, главным режиссёром стал Александр Плотников, а труппу составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. Театру было предоставлено помещение бывшего электротеатра (кинотеатра) "Вулкан" 1911 года постройки (архитектор Г.А.Гельрих). Собственно кинематограф существовал там только до революции, а в 1920-1930-е годы этот зал стал театральной площадкой.

1915 год:

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову, в то время более известному как актёр Театра имени Вахтангова и педагог училища имени Щукина.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х - Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.

Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.

На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки "Десять дней, которые потрясли мир" (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.

1966-1970 гг.:

1967-1970 гг.:

Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого - поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что "без Театра на Таганке не было бы Высоцкого", он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Жизнь Галилея", "Пугачёв" и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки.

В начале 1970-х было принято решение о реконструкции театра. Архитектор Александр Анисимов проделал большую работу над эскизами, учитывая пожелания Юрия Любимова. Хотя стройка началась в 1972 году, открылся новый театральный зал только в апреле 1980 года. Причиной долгостроя послужили и недостаток финансирования, и нехватка стройматериалов, и корректировка планов Любимовым. В итоге удалось сохранить и старый театр, и пристроить к нему здание из красного кирпича с новой сценой. Любимов как будто предчувствовал, что в театре позднее начнутся скандалы и труппа разделится надвое. А пока Высоцкий пел про кирпичики, которые "напоминают всем казённый дом".

1987 год:

После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок. Таганку 1980-х годов кто-то из артистов назвал "террариумом единомышленников". Юрий Любимов конфликтовал с властями и в 1984 году был лишён советского гражданства. Труппа Таганки ждала его возвращения и бойкотировала известного режиссёра Анатолия Эфроса, которого назначили вместо Любимова. В 1987-1989 годах театром руководил Николай Губенко, способствоваший возвращению Юрия Любимова на Родину. Но и здесь не обошлось без конфликтов, в 1992 году театр разделился на любимовский "Театр на Таганке" (старая сцена) и губенковское "Содружество актёров Таганки" (новая сцена).

В Нижнем Таганском тупике в 1990-е годы открылся Музей Высоцкого, а позднее и клуб "Высоцкий".