Что такое логическое мышление определение. Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Ежедневно человек сталкивается с массой жизненных задач, которые необходимо решать логически. Сюда можно отнести правильное построение рабочего распорядка, служебные моменты и даже личную жизнь. Казалось бы, всё довольно просто: исключить маловажные детали, сделать акцент на серьёзных аспектах, тем самым правильно расставляя приоритеты. Однако на практике ситуация требует определённых усилий. Развить логику можно самостоятельно, не записываясь на специальные курсы. Рассмотрим все нюансы более подробно.

Логическое мышление: что это?

Понятие «логическое мышление» легче объяснить, если разбить словосочетание на «логику» и «мышление». Попробуем разобраться вместе, выделив главное.

Логика
Понятие произошло от греческого «рассуждение», «мысль», «искусство рассуждать правильно», «наука о мышлении». Давайте разберём понятие, взяв за основу науку о правильном мышлении. Она состоит из нескольких аспектов, таких как законы, методы и формы интеллекта человека, а именно его мысли.

Логика нужна для того, чтобы добиться истины в процессе рассуждений. Благодаря активной мозговой деятельности запускается определённая схема, которая приводит человека к конечной точке. Результат берётся не по интуиции, а из ранее полученных знаний.

По этой причине логику часто именуют наукой, которая позволяет добиться умозаключений путём множества выводов и их соединения. Главной задачей логики считается обобщение имеющихся фрагментов воедино. В результате человек получает истинные знания касаемо предмета размышления.

Мышление

Понятие напрямую связано с психической деятельностью человека. Оно вынуждает обрабатывать информацию на подсознательном уровне. Это необходимо делать для того, чтобы установить связь между изучаемыми предметами, выделить их формы и значение среди других тел окружающей среды.

Мышление позволяет найти связь между аспектами действительности. Однако чтобы процесс происходил на «правильном» уровне, мыслить нужно объективно. То есть перед основными задачами важно ставить себя в центр текущего процесса, а не наблюдать за всем со стороны. Объективное, или логическое мышление должно подчиняться основным законам логики.

Логическое мышление
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что же такое «логическое мышление». В результате мыслительного процесса человек применяет знания, полученные ранее. Затем путём умозаключений происходит их обработка. Все конструкции связываются в логическую цепочку по порядку. Выводы основаны не на предположениях, а на чётких доказательствах, фактах, рассудительности, объективности, общих законах логики. В конечном итоге на основе имеющихся предпосылок получается истина.

Зачем развивать логическое мышление

Человеку по своей природе свойственно обрабатывать информацию путём мозгового штурма. Проще говоря, все люди думают, это вполне естественный процесс. Мышление позволяет выстроить цепочку личностного поведения, сделать правильные выводы в той или иной ситуации, предпринять меры. Подобные аспекты играют важную роль в ситуациях, когда срочно необходимо принять решение. В конечном итоге цель будет достигнута путём логических умозаключений.

Когда вы в полной мере изучите искусство анализировать информацию, вопросы будут решаться в разы быстрее. Благодаря правильному сбору и обработке сведений можно выстроить долгосрочную перспективу касаемо собственных действий. Подобные аспекты помогают людям чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Вы будете заранее просчитывать возможные нюансы, затем сразу исключать их у себя в голове путём поиска нового решения. Логически мыслить нужно всегда, неважно, находитесь вы на работе или дома.

Величайшие умы мира ежегодно выводят новые способы развития логического мышления. Опытные тренеры по бизнесу, политические деятели, психологи - все они помогают людям развиваться. Наиболее актуальными способами достижения желаемого считаются головоломки, направленные на проявление логики. Также действенными являются игры, комплекс упражнений на объективное мышление, чтение научной и художественной литературы, изучение иностранных языков.

Способ №1. Чтение

  1. Многим известно, что книги позволяет обрести мудрость, стать разносторонней и начитанной личностью. Однако добиться успеха можно только посредством художественной или научной литературы. Именно в таких изданиях знаний больше, чем в многочисленных справочниках.
  2. Чтобы развить логическое мышление читайте ежедневно минимум по 10 листов. При этом важно анализировать каждую строчку, постепенно накапливая информацию у себя в голове. Мозг обладает избирательными свойствами, поэтому в определённый момент вы сможете вызволить нужные сведения.
  3. В процессе чтения анализируйте главы, старайтесь изначально мыслить логически. Делайте ставки на то, каким будет окончание книги, как поступит тот или иной персонаж в конкретной ситуации. Мировым бестселлером считается книга А. Конан Дойля «Шерлок Холмс». Произведение помогает развить логическое мышление и скоротать вечер в приятной компании.

Способ №2. Игры

  1. Самыми распространёнными играми, направленными на развитие логического мышления, считаются шашки и шахматы. В процессе соперничества оппоненты просчитывают свои действия на много шагов вперёд. Именно такой ход позволяет одержать победу, никак иначе. Обучиться тактике несложно, достаточно уделять этому делу 2-3 часа ежедневно. Поскольку век технологий накладывает свой отпечаток на общество, играть можно на компьютере, телефоне или планшете. При этом вы будете иметь доступ к логическому тренажёру круглосуточно, независимо от места и других «живых» соперников.
  2. Следующей по популярности считается игра «Эрудит». Многие наслышаны о ней с детства. Лингвистический тренажёр для людей, которые обладают небольшим словарным запасом и замедленной логикой. В результате манипуляций вы научитесь составлять слова из имеющихся букв, выкладывая их в определённой последовательности. Как и в предыдущем случае, играть можно на ПК или смартфоне. Помимо развития логики вы станете более сконцентрированным, внимательным.
  3. Для улучшения логического мышления можно поиграть в слова. Существует несколько вариаций подобной авантюры, рассмотрим их по порядку. Некоторые предпочитают называть одно длинное слово (количество букв от 10), после чего задача других участников составить из «сырья» другие слова. Выиграет тот, чьё количество будет самым большим. Второй вариант заключается в следующем: человек называет слово, следующий за ним произносит другое слово, начинающееся с последней буквы предыдущего. К примеру, вы сказали «моряк», оппонент ответил «квартира».
  4. Всемирная паутина буквально пестрит различными баннерами, которые предлагают перейти на сайт с логическими загадками. Подобный ход позволит развить мышление не только у взрослых, но и детей. Также популярными играми считаются кроссворды, судоку, ребусы, реверси. Скачайте на смартфон приложения, которые помогают развить логическое мышление. Такой ход позволит тренировать мозг в общественном транспорте или в пробке. Это гораздо полезнее, нежели изучение рекламных листовок и уставших физиономий людей.
  5. Присмотритесь к играм наподобие «кубик-Рубик» или нарды, собирайте пазл, играйте в покер. Благодаря усиленной концентрации развивается память и логическое мышление. Всемирная паутина позволяет играть без второго партнёра, что является неоспоримым плюсом. Вы можете собирать кубик-Рубик во время отдыха между занятиями или в обеденный перерыв. Главное в любом деле - регулярность. Выполняйте нехитрые манипуляции ежедневно, чтобы добиться максимального результата.

Способ №3. Упражнения

  1. Математические задачи и логические цепочки из школьной (институтской) программы помогут развить логику достаточно быстро. Найдите старые учебники и приступайте к манипуляциям. Выполняйте упражнение ежедневно по 30-60 минут. Особенно сложно придётся гуманитариям, у которых математика стоит костью в горле. Аналогом служит поиск аналогий или расшифровка анаграмм.
  2. Рассмотрите упражнение, которое заключается в упорядоченном выстраивании слов или словосочетаний одной тематики. Главная задача заключается в следующем: необходимо выстроить слова от меньшего к большему. То есть первое обозначение характеризует конкретный вид, а последнее - обобщённое понятие. Приведём пример со словом «фиалка». Фиалка - название - цветок - растение. Чем больше вы подберёте слов и упорядочите их в одну цепь, тем сильнее будет задействоваться логическое мышление. Комплекс нужно выполнять минимум 2 раза в день по 15 минут.
  3. Ещё одно упражнение направлено не только на логическое мышление, но и развитие интеллектуальных способностей, внимательности, наблюдательности, сосредоточенности и общего восприятия. Главной сутью принято считать то, что вам нужно определить, насколько правильно сделан вывод. Логичен ли он, исходя из связи между суждениями.

К примеру: «Кошки мяукают. Алиса - кошка, следовательно, она способна мяукать!». Суждение логически корректно. Если же говорить о неправильной логике, тогда это выглядит следующим образом: «Шерстяная одежда тёплая. Сапоги тоже тёплые, значит, они из шерсти!». Ошибочное суждение, сапоги могут быть сделаны не из шерсти, но их тепловые качества превзойдут все ожидания.

Данное упражнение часто применяют родители при работе с детьми. Важно просить своего ребёнка объяснять то или иное умозаключение. В таком случае чадо быстро придёт к нужному выводу.

Способ №4. Иностранный язык

  1. Известно, что новая получаемая информация активизирует мозговую деятельность, вследствие чего все процессы проходят на высочайшем уровне. Звуки иностранных языков заставят вас логически мыслить, проводить ассоциации между родной и иностранной речью.
  2. Найдите в интернете онлайн-курс или скачайте видео-уроки, занимайтесь ежедневно. Запишитесь в языковую школу, выучите досконально английский, испанский или даже китайский язык.
  3. Эффект от полученных знаний не заставит себя ждать. К тому же вы сможете путешествовать по странам, свободно разговаривая с местными жителями. Общайтесь в чатах и на форумах с обитателями Европы или Америки, развивайте полученные знания.

Достаточно сложно развить логическое мышление, но процедуру нельзя назвать нереальной. Рассмотрите популярные игры, такие как нарды, шашки, шахматы, покер. Решайте математические задачи, выстраивайте логические цепочки при помощи электронных ресурсов, учите иностранные язык.

Видео: как развить логику и скорость мышления

Логическое мышление – это именно то, что помогло выжить нашим предкам в условиях дикого первобытного мира. Только умение анализировать ситуацию и предполагать ее возможное развитие спасло нас от полного вымирания.

С развитием компьютеризации, человечество начало довольно сильно терять в памяти, сообразительности, внимании и логике. Теперь все эти качества проще и легче переложить на машину, нежели задействовать свой мозг, а такое положение вещей может привести просто к катастрофическим последствиям.

Кроме того, человек, не нагружающий свое «серое вещество» решением задач и анализом, имеет большой процент риска возникновения болезни Альцгеймера, так называемого «старческого слабоумия». Причем эта болезнь с каждым годом «молодеет». Если еще сорок лет назад она поражала пожилых людей на седьмом десятке жизни, то сейчас фиксируются случаи заболевания у молодых людей, не достигших и сорока лет.

Чтобы в любом возрасте находиться в тонусе и обладать ясным мышлением, нужно заниматься собой и не давать атрофироваться клеткам мозга. А лучшее занятие для его работы – это логические решения задач.

Умение логически мыслить можно развить в любом возрасте.

Так что, если даже вы никогда не отличались стройными логическими умозаключениями, все поправимо. Хотите узнать, как развить логику? Начинаем выполнять специальные упражнения, которые разбудят дремлющие в вас способности.

Упражнения на развитие логического мышления – это игры, в которые можно играть как в одиночку, так и с компанией друзей. Так даже веселее.

Игры на развитие логики

  1. Квинтэссенция логики – шахматы. Великолепно развивает логическое мышление. Скорость реакции здесь не важна, а вот вдумчивость и анализ – необходимые качества;
  2. Кроссворды, ребусы, сканворды, судоку и японские кроссворды – это то, что не даст спать вашим извилинам. Ежедневно разгадывайте хоть один небольшой загадочный текст и довольно быстро вы увидите изменения;
  3. Ассоциации. Выбираете любой предмет или действие и даете к нему как можно больше ассоциаций. Например: шаман – бубен – танцы - дУхи – мистика – непознанное – реально – жутко и т.д.;
  4. Решайте задачи на развитие логики. Их много, как в бумажном варианте, так и в сети интернет. Не замахивайтесь сразу на трудные, начните с азов, постепенно увеличивая сложность. Совсем скоро вы начнете «щелкать как семечки» любую замысловатую задачу, правильно выстраивая логические заключения;
  5. Придумывайте новые слова и находите им объяснение. Например: «перводактиль» — самый первый динозаврик на планете. Или: «татаролечение» — медицина по-татарски. Иногда возникают такие перлы, что веселое настроение возвращается в любое время, стоит только вспомнить придуманный неологизм;
  6. Сами составляйте кроссворды и головоломки. Загадывать – это немного сложнее, чем отгадывать. Мышление начинает работать в другом направлении, выстраивая новые логические связи;
  7. Довольно веселая игра, позволяющая увидеть мир глазами другого существа. Представляете, что вы – кот. Опишите свое видение окружающих предметов. Или вы – дурак. Как в этом случае выглядит мир? А может вы прилетели с другой планеты? Опишите и такие ощущения. Развитие логики и расширение мировоззрения в этой игре гарантированы;
  8. Придумайте несколько вариантов того, для чего можно использовать тот или иной предмет, не считая основного. Например, стул можно использовать как стремянку, как задвижку, в перевернутом виде можно на нем катать маленького ребенка и т.п. Чем больше таких вариантов вы придумаете – тем лучше.

Дополнительные действия

Игры – это, конечно, хорошо и очень действенно. Но кроме них есть еще действия, выполнение которых позволит вашему мышлению быстро и гибко реагировать на любые ситуации, мгновенно анализировать и принимать верное решение.

Главное правило: Вы должны быть искренне заинтересованы в изучаемом предмете.

  1. Чтобы мозг привыкал глубоко анализировать, а не «ползти по поверхности», то при изучении нового материала или выполнении каких-либо действий, объясняйте сами себе, зачем это нужно, откуда это взялось, что это даст и т.д.;
  2. К любой ситуации придумывайте как минимум пять способов ее разрешения. Пусть даже самых невероятных – появился нефтяной магнат и быстро решил эту проблему;
  3. Обобщайте информацию. Используйте – вывод от общего к частному, и индукции – от частного к общему. Любые знания систематизируйте двумя способами – это разовьет гибкость мышления;
  4. Чтобы в неординарном направлении, научитесь писать левой рукой (если вы правша), освойте технику макраме или изучите основы игры на виолончели;
  5. Больше двигайтесь на свежем воздухе. Всего лишь двадцатиминутная прогулка активизирует работу мозга почти на 60%. А если во время прогулки вы будете считать, сколько вам встретилось по дороге мужчин, женщин и детей, то и того больше;
  6. Во время выполнения какой-либо работы, делайте небольшие перерывы каждые 40-50 минут, отвлекая свой разум на что-нибудь другое. Можно помыть посуду, попрыгать на скакалке, постоять на голове или просто лечь и максимально расслабиться. Так мозг будет всегда находиться в тонусе, да и ваша жизненная активность будет всегда на высоте.

Все эти правила не сложные. Сложно первое время заострять на этом внимание. Но немного терпения – и вы уже сможете рассказывать своим друзьям, как развить логику и добиться ясности мышления.

Удачного пути!

Изображение: Cristian V. (flickr.com)

В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов. Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека. Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.

Суть понятия «логическое мышление»

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.

Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу

Джон Стюарт Милль

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.

Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.

Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.

В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.

Области и сферы использования логики

Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.

Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.

Для чего нужно развивать умение логически мыслить:

  • Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы
  • Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации
  • Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов
  • Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе
  • Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты

Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.

Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.

  1. Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
  2. Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
  3. Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.

Когда закладывается логическое мышление

Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью

Дейл Карнеги

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7 – 8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Способы развития логического мышления

Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

  1. Настольные игры . Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
  • Шахматы
  • Шашки
  • Нарды
  • «Монополия» («Большой бизнес»)
  • «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»)
  • Карточные игры («Манчкин», «Уно»)

2. Логические задачи . В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:

  • Ребусы
  • Графические головоломки
  • Текстовые задачи
  • Загадки
  • Анаграммы
  • Паззлы
  • Кубик Рубика
  • Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов)

Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

3. . Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».

4. Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее . Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.

5. Освоение дедуктивного и индуктивного методов . Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:

  1. Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
  2. Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
  3. Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
  4. Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
  5. Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.

Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику

Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.

Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.

Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении. Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление - одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред-метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация - это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.