Лихачев Д.С. Великое наследие

Цели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; дать представление о понятиях “грамота”, “летопись”, “очевидец”; расширить знания об истории создания летописей и творчестве летописцев; содействовать развитию умений использовать научные методы познания; воспитывать духовно-нравственную культуру, патриотические чувства.

Оборудование: выставка книг, компьютер, мультимедиа, доклады.

Ход урока

1. Начальный этап

1. Организационный момент

Учитель: Сегодняшний урок хочу начать со слов древнерусского летописца: “Велика ведь бывает польза от учения книжного!” Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории создания родной письменности, истории языка и истории книги на родном языке

2. Введение в тему урока

– Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот отросток, из которого выросло раскидистое и могучее “древо государства Российского”?

– Это по истине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки. Сегодня на уроке мы постараемся в ней разобраться. С этой целью ребятами были проведены следующие исследования:

1. Узнать из словаря значения слов: летопись, очевидец, грамота, летописец
2. Собрать информацию, когда появились первые летописи, берестяные грамоты
3. Выяснить, кто был их автором

Для того чтобы ответить на этот ряд вопросов учащиеся нашего класса работали над следующими темами: “Летопись. О чем рассказывают летописи”, “Литературные памятники Древней Руси”, “Новгородские берестяные грамоты”.

2. Формирование новых знаний

1. Объяснение учителем

В 1380 году князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским.
Откуда мы это узнали?
Итак, предоставляем слово нашим историкам.

2. Сообщение учащихся “историков”

Из летописей – исторических произведений, в которых повествование велось по годам. О чём только не прочитаешь на страницах летописей – о правлении князей, о битвах и походах, строительстве церквей, необыкновенных и ужасных явлениях природы, страшных эпидемиях.

Впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях почти тысячу лет назад, в одиннадцатом веке. Летописцы старались разузнать и о событиях, которые произошли задолго до начала летописания: собирали народные легенды, расспрашивали стариков, искали древние документы. И всё это отражалось в летописях.

Сохранились до наших дней: “Житие Бориса и Глеба”, и других святых, “Поучение Владимира Мономаха”, “Русская правда”, “Повесть об убиении Андрея Боголюбского”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря”.

Создание летописей считалось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце пятнадцатого века, ведение летописей стало государственным делом.

Летопись – явление чисто русское, уникальное для мировой культуры, это запись о событиях по годам.

Славянское слово “лето” соответствует нашему “год”. Писали их люди, которые назывались летописцами. Из года в год в монастырях и при дворах князей велись записи о важнейших событиях в государстве и в отдельном княжестве.

Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они погибли в огне пожаров, при вражеских набегах и междоусобицах. Известно, что в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша на Москву, в город свезли из окрестных селений и монастырей многие тысячи книг – столько, что кремлевские церкви оказались забитыми ими под самые своды. Все они сгорели при пожаре.

Сохранились новгородские летописи 12-13 веков. Из них учёные узнали о жизни богатого, шумного города, о пожарах, наводнениях и других событиях.

  1. Составляя свой свод, каждый летописец заботился, чтобы получить в свои руки труды предшественников, договоры, послания и т. д. и т.п. Собрав весь материал, летописец его объединял.
  2. Особую ценность придаёт личный опыт её создателей, непосредственные наблюдения, политические злободневности – этим ценна русская летопись.
  3. Летопись – плод коллективного труда, уникальный памятник Древне Руси.

3. Работа с учебником

Как вы думаете, что такое литературные памятники?
Прочитайте текст учебника на с.63, ответьте на вопросы.
А сейчас предоставляем слово нашим литераторам

4. Сообщения учащихся “литераторов”

Самым известным русским летописцем был Нестор. Главный труд Нестора – “Повесть временных лет” (“Повесть о прошедших временах”).

<Cлайд № 9 о чём повествует>

Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает её с историей славян и соседних народов. Начинается она с трёх вопросов: “Откуда есть и пошла Русская земля? Кто в Киеве начал первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?”

В этой триаде – глубинный смысл. Первый вопрос понятен – он основной. “Русская земля” – это территория, и народ, и конечно государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда – второй вопроса. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Из “Повести временных лет” мы так же узнаём, как появилась славянская письменность. Свершилось это в 863 году, когда князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы не греческого языка, ни латинского; одни нас учат так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысли их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси.

Именно “Повесть временных лет” остается главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.

В начале XII в. (видимо, около 1117 г.) киевский князь Владимир Мономах пишет “Поучение”, обращенное к сыновьям, но одновременно и к тем русским князьям, которые пожелали бы прислушаться к его советам. “Поучение” удивительно и тем, что Мономах обнаруживает в нем не только государственный кругозор и богатый жизненный опыт, но также высокую литературную образованность и безусловный писательский талант. И “Поучение”, и сохранившееся письмо Мономаха к Олегу Святославичу не только литературные памятники, но и важные памятники общественной мысли: один из наиболее авторитетных киевских князей пытается убедить современников в пагубности феодальных раздоров - ослабленная усобицами Русь не сможет активно противостоять внешним врагам. Этой основной идеей произведения Мономаха перекликаются со “Словом о полку Игореве”.

В XI - начале XII в. создаются первые русские жития: два жития Бориса и Глеба, “Житие Феодосия Печерского”, “Житие Антония Печерского” (до нового времени не сохранившееся). Их написание было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике Русского государства. В это время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого.

Мы рассмотрим здесь одно из житий Бориса и Глеба - “Чтение о житии и о погублении” Бориса и Глеба и “Житие Феодосия Печерского”.

В них рассказывается, что киевский князь Владимир, собравшийся выступить в поход против напавших на Русь печенегов, разболелся. Он посылает во главе своей дружины своего сына Бориса. В отсутствие Бориса старый князь умирает. Летописец приводит традиционную некрологическую похвалу умершему князю и затем переходит к повествованию о судьбе его сыновей (в Лаврентьевской летописи оно выделено особым заголовком: “О убьеньи Борисове”).

“Слово о полку Игореве” - самое значительное произведение литературы Киевской Руси. И в то же время это памятник исключительно сложной судьбы. Единственный дошедший до нового времени список “Слови” погиб в 1812 г., и это обстоятельство привело к тому, что не раз возникали сомнения в древности “Слова” или даже утверждения, что этот памятник всего лишь гениальная имитация под старину, произведение XVIII в., автором которого является или еще не открытый нами гений, или, напротив, известное лицо, например Иоиль Быковский, архимандрит Спасо-Ярославского монастыря.

“Слово о полку Игореве” посвящено историческому событию - походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев в 1185 г. События этого похода подробно изложены в южнорусской летописи (вошедшей в состав Ипатьевской летописи, старший список которой датируется первой четвертью XV в.) и значительно короче (к тому же с рядом фактических неточностей) в летописях Владимиро-Суздальской Руси, отраженных в Лаврентьевской, Радзивиловской и других летописях.

Для нас древние летописи чрезвычайно важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия, всегда будут драгоценными сокровищами истории.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба на месте с подниманием рук)

Руки в стороны мы разведём
И покажем, как плывём.

(Имитация плавательных движений)

Лодка по морю плывёт,
Покажи, кто как гребёт.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.

4. Закрепление изученного материала

1. Работа с учебником

Как вы думаете, как называются записи одного и того же года?
Для чего нужна красная строка?
Прочитайте текст о находке в Ипатьевскома монастыре на с.61-62 учебника в рубрике “Этот удивительный мир…”.

2. Беседа по вопросам

Как выглядела книга?
Почему учёные установили, что её писали несколько человек?
Для чего делались ярко-красные заглавные буквы?

3. Словарная работа

Начало повествования летописец открывал большой замысловатой разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах Красная буква (а слово красный раньше означало “красивый”) и дала жизнь выражению писать с красной строки.

Как называются записи одного года?
Чем они отделялись?
Почему “Повесть временных лет” называют литературным памятником?

4. Дифференцированная работа

Карточка 1
Дайте определение понятиям: летописец, летопись, красная строка, очевидец.

Карточка 2
Напишите ответы на следующие вопросы:

  1. Как звали первого русского летописца?
  2. К какому веку относятся самые первые летописи?
  3. Как называлась летопись, в которой описывается происхождения и история Русской земли?

5. Слово учителя

Говоря о литературных памятниках Древней Руси, нельзя не упомянуть о берестяных грамотах. Самое загадочное явление русской истории. Они открывают почти безграничные возможности познания прошлого в тех отделах исторической науки, где поиски новых видов источников признавались безнадёжными. Поэтому предоставляем слово нашим археологам.

6. Сообщение “археологов”

Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года на археологических раскопках в квартале на Дмитровской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей.

Грамота была найдена прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила.

Берестяные грамоты очень разнообразны по содержанию. Ведь они писались людьми разных социальных уровней и занятий, разных наклонностей, охваченных разными заботами и разным настроением. Порой рукой писавшего водил гнев, порой – страх. Береста сохраняет всё – от первых робких шагов в овладении грамотой до духовного завещания и извещения о смерти.

Очень малочисленны грамоты, связанные с дальней торговлей Новгорода и купечеством, как особым сословием.

Главная тема, которой посвящено подавляющее большинство берестяных текстов XII века, – это деньги.

Много еще хотелось бы рассказать о новгородских грамотах.

Каждая грамота по-своему интересна. Сколько еще грамот будет найдено? О каких неизвестных страницах прошлого расскажут они нам.

7. Работа с учебником

Закончить рассказ о находках берестяных грамот лучше всего текстом из учебника на с.65
Прочитайте рубрику “Выскажи своё предположение” на с.61 учебника.

Итог урока

Из каких источников мы узнаём о далёкой минувшей истории страны, в которой мы живём?
Почему нам нравиться читать исторические книги, смотреть кинофильмы на исторические сюжеты?
Для чего человеку понадобилось обучаться грамоте?
Можете ли вы представить современную жизнь без образования, воспитания и культурных ценностей?

6. Домашнее задание

Выполни задание 10-11 на с.8, напиши письмо другу и расскажи о своей жизни в современной России.

Рефлексия

Закончите одну из фраз: “Сегодня я узнал, что…”
“Сегодня я понял, что…”

2. Слово учителя

Цель познания этапа: С какими событиями связано возникновение древнерусской литературы?

Учитель:

Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятие христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевода с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания в Х веке литературы. В отличие от западноевропейских стран Русь приняла христианство поздно, в 988 году. Первоначальное развитие русской литературы происходило под влиянием Византии – то есть Восточной Римской империи со столицей в Константинополе. Древнейшие памятники восходят к XI веку и написаны на старом церковнославянском языке. Наиболее ранние из сохранившихся рукописей были созданы в Киеве, находившемся тогда на перекрестке важнейших торговых путей и представлявшем собой один из самых процветающих и культурных городов средневековой Европы. Центрами книжности были также Чернигов, Галич, Ростов, Новгород. Книги в Древней Руси ценились очень высоко. Писали их в основном монахи книжники в своих кельях. Наибольший интерес вызывали произведения нравственного, поучительного характера, а также исторические сочинения.

Ответ: Начало древнерусской литературы относится к Х в., когда на Руси появилась письменность.

Вопрос: Прослушайте материал и ответьте на вопрос: чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени?

Учитель: Специфическими чертами древнерусской литературы является:

1. До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема книгопечатания существовала еще долго, вплоть до 18 века., поэтому создание книги было долговременным делом. До 17 века все произведения распространялись путем переписки.

2. Произведения создавались на основе исторического материала. Древнерусская литература не знала вымысла. Все тексты основываются на реальных исторических фактах. Наличие в текстах фантастических элементов говорит о том, что человек в древней Руси верил, что эти чудеса происходили на самом деле.

3. Литература Древней Руси проповедовала христианскую духовность и этику, то есть высокую нравственность.

4. Древнерусская литература оставалась долгое время анонимной.

Ответ: Древнерусская литература быларукописной, чаще всего анонимной, была тесно связана с религией, основывалась на исторических фактах.

Учитель: Теперь поговорим о жанрах древнерусской литературы. Древнерусская литература разнообразна по своему жанровому составу: погодные записи, повести, притчи (о блудном сыне), жития – это произведения, в которых рассказывалось о жизни святых (первое житие - Бориса и Глеба, это сыновья Владимира), предания (об основании Киева), поучения (это жанр торжественного красноречия, они обличали пороки, приветствовали добродетели, наставляли верующих в христианской морали, например, поучение Владимира Мономаха), хождения или путешествия (Афанасия Никитина) – произведения, описывающие путешествия богомольцев к святыням Палестины и Византии.

До нас дошли летописи, жития святых и монахов, проповеди и несколько светских повестей, написанные в 1030-1240гг. Самым знаменитым из летописных сочинений является «Повесть временных лет». Это произведение было создано в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, первых русских князьях и важнейших исторических событиях. Особенность повести – поэтичность, автор ее мастерски владел словом, в тексте используются различные художественные средства, позволяющие сделать повествование более убедительным.

Вопрос: Как вы поняли, что такое летопись?

Ответ: погодное описание событий, происходивших на Руси в течение нескольких веков.

Ответ: Нестор-летописец.

Под редакцией Молева Е.А., доктора исторических наук, профессора, декана исторического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского

Методическое руководство авторским коллективом сельской Летописи ведется районным департаментом культуры через методический отдел центральной районной библиотеки (централизованной библиотечной системы района)
Для практического ведения Летописи требуется положительное отношение к ней местного органа власти – сельсовета, оформленное документально. Причем, в этом документе должно быть зафиксировано:
а) кто и на какой срок занимается созданием Летописи;
б) в какие сроки авторский коллектив (составители Летописи) отчитывается о своей работе в данном сельсовете.
В решение органа местного самоуправления о создании Летописи должны быть внесены только люди, реально работающие над Летописью.
Решающее значение для создания и ведения сельской Летописи имеет статут Летописи - относительно большой документ, подробно раскрывающий все стороны деятельности авторского коллектива (составителей Летописи) и их взаимоотношениям с сельским советом. Это очень важный организационный документ для Летописи. Утверждает статут глава администрации сельсовета.

Статут Летописи

1. Цель и задачи сельской Летописи

Создание и ведение сельской Летописи имеет целью ведение упорядоченного сбора информации о событиях, произошедших в данном селе или связанных с этим селом и имеющих общественно значимый характер, с момента создания населенного пункта и по настоящий день.

Информация, внесенная в «Летопись…» открыта для всех интересующихся историей, экономикой, культурой и другими факторами жизни села.

Особое значение предполагается информированию подрастающего поколения жителей села и учащихся сельской школы об истории этого населенного пункта и повышению роли краеведения.

2. Авторский коллектив, порядок утверждения и сроки работы авторского коллектива

Для ведения «Летописи …» решением главы администрации сельсовета утверждается авторский коллектив (составители летописи), в составе двух человек: должностное лицо, ведущее бумажный вариант «Летописи…» (на этапе утверждения статуса «Летописи …» заведующая сельской библиотекой), и житель села (необязательно), имеющий желание, знания, умения и технические возможности для ведения «Летописи …» в электронном виде.

Авторский коллектив в процессе работы над Летописью самостоятельно ищет и находит добровольных помощников и информаторов для сбора сведений по теме Летописи. Число помощников и информаторов не ограничивается. Их участие в создании летописи фиксируется в отдельной части летописи: «Помощники и информаторы»

Авторский коллектив ищет людей, способных не писать под диктовку руководства, а имеющих самостоятельность мышления, интерес и стремление к краеведению. При этом использует широкий круг поиска этих людей в сфере культуры, образования и т.д.

Авторский коллектив объединяет людей, интересующихся историей своего края в группы, для совместной работы над подготовкой Летописи в соответствии с утвержденными статутами сельской Летописи. Делает это на основе решений местных администраций.

3. Какие события вносятся в сельскую Летопись

В «Летопись …» вносятся события, имеющие общественную значимость, и касающиеся как физических, так и юридических лиц, имеющих отношение к данному населенному пункту. Как-то:
статистика рождений, браков, разводов и смертей, общее количество населения села, поселка, количество школьников, призывников, пенсионеров, иная статистическая информация;
информация различного вида по культуре, экономике, инфраструктуре села, поселка;
сведения об организациях, расположенных в селе, значимые вехи и достижения в их деятельности, ФИО руководителей с момента начала деятельности организации и по настоящее время;
учебные, трудовые, боевые и иные общественно значимые достижения жителей села или других лиц, имеющих отношение к сельскому поселению;
решения сельской и вышестоящих администраций и органов, касающихся села или сельского поселения, как в целом, так и в частностях;
информация и статьи СМИ, по вопросам, связанным с селом;
школьные события в сельской школе, события, касающиеся учеников из этого села;
информация о корпоративных событиях и празднованиях, отмечаемых в селе
природные события и явления на территории села
сведения о народных промыслах, трудовых занятиях, увлечениях и интересах жителей села;
хозяйственная деятельность физических лиц и организаций на территории села;
другие события, факты, цифры, документы и даты, имеющие общественную значимость для села.

4. Порядок ведения Летописи, регистрация, нумерация

В соответствии с Российским законодательством права документа имеет бумажный вариант Летописи сельской Летописи. «Летопись …», как бумажный документ регистрируется в администрации сельсовета.

Все записи в книге ведутся в хронологическом порядке, по мере поступления информации, с указанием даты события, текста информации о прошедшем событии и ссылкой на источник информации о происходившем событии. По мере накопления информации на какую – либо тему можно делать анализы, создавать разного рода обобщения и другие материалы, но это вторично. Главный подход – хронологический.

Каждая заполненная страница «Летописи …» нумеруется и подписывается составителем бумажной версии «Летописи…». Отдельные обзорные и тематические материалы, которые ввиду большого объема не могут войти в текст самой «Летописи …», учитываются в оглавлении «Летописи …» как отдельные приложения и являются составной частью сельской Летописи.

5. Источники информации, их достоверность

Строго обязателен принцип ссылки на точный источник информации – устный, письменный или электронный. Источники информации могут быть официальными и неофициальными, письменными и устными, фото- видео и аудиозаписями. Каждый источник информации имеет свое значение, степень достоверности и важности.

Даже табличка на могильном памятнике, на правах источника информации, дает три вида информации: дату рождения, смерти и место захоронения человека. Ссылки на источники информации можно поместить в отдельной части Летописи, но в любом случае ссылка на источник информации должна быть.

Наиболее достоверны сведения из архивных и других официальных документов – если они повторяются более одного раза (сведения, подтвержденные двумя и более документальными источниками).

Менее достоверны записи, основанные на сведениях из одного документального источника, или средств массовой информации (СМИ).

И третья степень достоверности – воспоминания наших современников. Они ценны своей первичностью и остротой и всегда найдут достойное место в Летописи. Но в силу свойств человеческой памяти, субъективности оценки прошлых событий не всегда можно вспомнить все «по-книжному». Поэтому летописные записи, основанные на воспоминаниях, должны уточняться и дополняться перекрестными данными из документальных источников».

6. Порядок хранения Летописи

В процессе ведения «Летописи …» ее бумажный вариант хранится в сельской библиотеке. После заполнения очередного тома, она вместе со своей электронной копией на компакт-диске за инвентарным номером передается в сельскую библиотеку. Ее бумажная и электронная копия (на компакт–диске) передаются на хранение в администрацию сельсовета.

7. Обязанности учредителя Летописи

Учредителем «Летописи» является администрация сельсовета. Она:

утверждает статут летописи;

регистрирует бумажный и электронный варианты «Летописи …»;

в установленные сроки инвентаризации проводит проверку наличия «Летописи …», как документа администрации сельсовета;

по окончании ведения очередного тома «Летописи …» принимает решение о передаче ее в бумажном и электронном виде (на компакт-диске) на постоянное хранение в сельскую библиотеку, а ее бумажной и электронной копии в администрацию сельсовета.

8. Обязанности и отчетность авторского коллектива (составителей летописи)

в согласованные с администрацией сроки ведет запись статистических сведений, касающихся села;

дает предложения администрации сельсовета по внесению дополнений и изменений в статус «Летописи …»

в установленные администрацией сельсовета сроки готовит отчет о своей деятельности по ведению «Летописи …».

9. Роль и место электронного варианта сельской Летописи

Одновременно с бумажным текстом «Летописи …» ведется электронная запись текста сельской Летописи. Она должна полностью дублировать бумажный текст «Летописи …». При этом условии электронный вариант «Летописи …» является полноправной авторской копией «Летописи …», и в случае утраты бумажного варианта «Летописи …», Летопись должна быть восстановлена на основе ее электронной копии.

При окончании и сдаче в сельскую библиотеку очередного тома «Летописи …», ее электронная копия записывается в двух экземплярах на компакт-диске, также учитывается на инвентарный номер и сдается на хранение по одному экземпляру в сельскую библиотеку и администрацию сельсовета.

Допускается копирование, тиражирование, перепечатка материалов «Летописи …» в электронном и бумажном виде, с обязательной ссылкой на

Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи - стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи - образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования - расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

    Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.

    Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.

Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп: погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

Первый тип повествования - погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой - летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования).

Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов: акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой - обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

5. Документирующий : констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

7. Отсылочный : фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

Временных лет» написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания - эпическое и летописное. « » создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени «Повесть временных лет» создает письменный литературный язык, письменную историю Руси.

Устные истоки давали главным образом материал, содержание и идеи для построения русской истории, отчасти ее стилистическое оформление - язык. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Что такое русская летопись и её особенности. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Традиции же письменности вводили весь этот материал в привычные для средневековой книжности композиционные рамки. Летописцы работали обычными приемами средневековых книжников. В «Повести временных лет» сказались навыки обращения с материалом, типичные для средневековых писателей и совсем не похожие на писательские навыки нового времени.

Средневековая русская книга внешне, своим составом резко отличается от книг нового времени - XVIII-XX веков. В средневековой письменности редко можно было найти произведение одного автора или одно произведение, переплетенное в отдельный переплет, выделенное в отдельную самостоятельную книгу. Нельзя представить себе, что на книжной полке средневекового любителя чтения стояли рядом в отдельных переплетах «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха» и т. д. Средневековая русская книга - пергаменная первоначально (то есть написанная на особым образом выделанной коже), а в конце XIV века бумажная, крытая деревянными крышками, обтянутыми кожей, застегивавшаяся на медные застежки, многолистная и тяжелая - была чаще всего сборником.

Действительно, внимательное и тщательное изучение многочисленных текстов русских летописей показывает, что летописцы составляли летописи как сборники - «своды» предшествующих летописных материалов с присоединением своих записей за последние годы. Именно в результате такого рода соединений в летописях предшествующих летописных материалов иногда получается так, что та или иная летопись дважды, а иногда и трижды говорит об одном и том же событии: соединяя несколько предшествующих летописей в одну, летописец мог не заметить, что он повторил свой рассказ, «дублировал» известие на основании нескольких источников.

Итак, летопись - это свод, . Составляя свой свод, летописец прежде всего заботился о том, чтобы получить в свои руки труды своих предшественников - таких же летописцев, затем исторические документы - договоры, послания, завещания князей, исторические повести, жития русских святых и т. д. и т. п. Собрав весь доступный ему материал, иногда многочисленный и разнообразный, иногда всего два-три произведения, летописец соединял его в последовательном изложении цо годам. Летописи он соединял год с годом. Документ помещал под годом, к которому он относился, житие святого - под годом смерти этого святого, историческую повесть, если она охватывала несколько лет, разбивал по годам и каждую часть помещал под своим годом и т. д. Построение летописного изложения по годам давало ему удобную сеть для занесения в нее все новых и новых произведений. Работа эта не была механической: летописцу приходилось иногда устранять противоречия, иногда производить сложные хронологические изыскания, чтобы поместить каждое событие под своим годом. Исходя из своих политических представлений, летописец иногда пропускал то или иное известие, делал тенденциозную подборку этих известий, изредка сопровождал их собственным кратким политическим комментарием, но при этом не сочинял новых известий. Закончив свою работу «сводчика», летописец дополнял этот материал собственными записями о событиях последних лет.

Составленная из разновременных кусков, из произведений разных жанров, летопись внешне кажется пестрой, сложной, неоднородной. Однако в целом летопись все же едина, как едино здание, построенное из крупных грубо отесанных камней. В этом есть даже особая красота - красота силы, огромности, монументальности.

Единство летописи, как исторического и литературного произведения, не в заглаженности швов и не в уничтожении следов кладки, а в цельности и стройности всей большой летописной постройки в целом, в единой мысли, которая оживляет всю композицию. Летопись - произведение монументального искусства, она мозаична. Рассмотренная вблизи, в упор, она производит впечатление случайного набора кусков драгоценной смальты, но, окинутая взором в ее целом, она поражает нас строгою продуманностью всей композиции, последовательностью повествования, единством и грандиозностью идеи, всепроникающим патриотизмом содержания.