Thread псевдорусский стиль в архитектуре. Псевдорусский стиль в архитектуре

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ - Направление в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн , основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства.

Неорусский стиль - российский ва-ри-ант искусства ев-ропейского на-цио-наль-но-го ро-ман-тиз-ма конца XIX - начала XX веков. Осо-бен-ность Неорусского стиля за-клю-ча-лась в эпи-чес-кой по-эти-ке ху-дожественного об-раза, те-ат-ра-ли-за-ции фор-мы, на-ли-чии в ней эле-мен-тов гро-те-ска и сим-во-лической изо-бра-зи-тель-но-сти. В от-личие от рус-ско-го сти-ля, ори-ен-ти-ро-ван-но-го на об-раз-цы XVI-XVII веков, Неорусский стиль из-брал в ка-че-ст-ве про-об-ра-зов в основные до-мон-голь-ские по-строй-ки Нов-го-ро-да и Пско-ва, а так-же де-ревнее зод-че-ст-во Русского Се-ве-ра, во-пло-щав-шие национальных иде-ал во-ин-ской ге-рои-ки и свя-то-сти. Цен-тра-ми за-ро-ж-де-ния Неорусского стиля бы-ли Аб-рам-цев-ский ху-до-же-ст-вен-ный кру-жок, где по про-ек-ту ху-дож-ни-ков В.М. Вас-не-цо-ва и В.Д. По-ле-но-ва соз-да-на пер-вая по-строй-ка Неорусского стиля - церковь Спа-са Не-ру-ко-твор-но-го (1881-1882 годы), и мас-тер-ские Та-лаш-ки-на (С.В. Ма-лю-тин, Н.К. Ре-рих).

В начале XX века вид-ную роль в ут-вер-ж-де-нии этой сти-ли-сти-ки сыг-ра-ли мас-тер-ские Стро-га-нов-ско-го ху-дожественные-промышленные училища. Сфе-ра рас-про-стра-не-ния Неорусского стиля в 1900-1910-х годов ох-ва-ты-ва-ла как хра-мо-вое, так и гражданское строи-тель-ст-во, а так-же де-ко-ра-тив-ное искусство, ди-зайн ме-бе-ли и ин-терь-е-ров, цер-ков-ную ут-варь. Но-вые ме-то-ды ин-тер-пре-та-ции древ-них про-об-ра-зов бы-ли ап-ро-би-ро-ва-ны в де-ревянной ар-хи-тек-ту-ре вре-мен-ных вы-ста-воч-ных па-виль-о-нов в Ниж-нем Нов-го-ро-де («Рус-ский Се-вер», 1896 год, архитектор И.Е. Бон-да-рен-ко), Па-ри-же («Рус-ская де-рев-ня», 1900 год, по про-ек-ту К.А. Ко-ро-ви-на , А.Я. Го-ло-ви-на) и Глаз-го (1901 год, архитектор Ф.О. Шех-тель). Круг за-каз-чи-ков Неорусского стиля был об-ши-рен - от императорской фа-ми-лии до ста-ро-об-рядческих об-щин. Наи-бо-лее яр-кие об-раз-цы ар-хи-тек-ту-ры Неорусского стиля со-зданы пред-ста-ви-те-ля-ми пе-тербургской шко-лы, свя-зан-ны-ми с АХ (В.А. По-кров-ский, А.В. Щу-сев, Н.В. Ва-силь-ев и др.) и Институтом гражданских ин-же-не-ров (А.П. Ап-лак-син, С.С. Кри-чин-ский). Ори-ги-наль-ный ва-ри-ант Неорусского стиля сло-жил-ся в Мо-ск-ве (С.У. Со-ловь-ёв, А.А. Ост-ро-град-ский, Н.С. Кур-дю-ков и другие). Боль-шим свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ют-ся ста-ро-об-рядческие по-строй-ки Бон-да-рен-ко, связь ко-то-рых с древне-русскими про-об-ра-за-ми весь-ма ус-лов-на [храм Вос-кре-се-ния и По-кро-ва (1905-1908 годы) и церковь По-кро-ва По-кров-ско-Ус-пен-ской об-щи-ны (1906-1911 годы) в Мо-ск-ве].

Зна-чительную до-лю на-сле-дия Неорусского стиля со-став-ля-ют не-осу-ще-ст-влён-ные про-ек-ты, вклю-чая гра-до-строи-тель-ные (По-кров-ский, Ва-силь-ев). Сре-ди клю-че-вых по-стро-ек Неорусского стиля: Яро-слав-ский во-к-зал в Мо-ск-ве (1902-1904 годы, Шех-тель), По-кров-ский храм Мар-фо-Ма-ри-ин-ской оби-те-ли в Мо-ск-ве (1908-1912 годы, Щу-сев); Фео-до-ров-ский со-бор в Цар-ском Се-ле (1909-1912 годы), ком-плекс зда-ний Государственного бан-ка в Ниж-нем Нов-го-ро-де (1911-1913 годы), храм-па-мят-ник русским вои-нам в честь 100-ле-тия «Бит-вы на-ро-дов» под Лейп-ци-гом (1911-1913 годы, все - По-кров-ский).

По-сле 1917 года Неорусского стиля про-дол-жил бы-то-ва-ние в цер-ков-ном строи-тель-ст-ве русской эмиг-ра-ции, став вы-ра-же-ни-ем её стрем-ле-ния со-хра-нить на чуж-би-не национальную иден-тич-ность: церк-ви Святой Трои-цы в Бел-гра-де (1924-1925 годы, архитектор В.В. Ста-шев-ский) и Ус-пе-ния на Оль-шан-ском клад-би-ще в Пра-ге (1924-1925 годы, архитектор В.А. Брандт и другие), Свя-то-Вла-ди-мир-ский храм в Джэксо-не, штат Нью-Джер-си (1940-1960-е годы, архитектор Р.Н. Вер-хов-ской) и др.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

Псевдорусский стиль , как проявление историзма в России, наиболее явственно проявил себя в русской архитектуре середины XIX - начала ХХ века.
Часто псевдорусский стиль называют также "неорусским" или "русско-византийским" стялями, что объясняется заимствованием им архитектурных форм как древнерусского, так и византийского зодчества.

Дом Игумнова на Большой Якиманке в Москве
(арх. Н. Поздеев, 1888 - 1895 гг.):

В середине XIX века наиболее интересные здания, построенные в псевдорусском стиле, принадлежат авторству архитектора К. А. Тона .


Большой Кремлевский дворец (1838 - 1849 гг.):

Боголюбский собор (1866 г.):

Храм Христа Спасителя (1839 - 1860 гг.; внутренняя отделка продолжалась до 1883 г.):

К сожалению, большинство культовых сооружений К. А. Тона постигла та же судьба, что и взорванный в 1931 году храм Христа Спасителя. Вот только восстановлены они не были. Например, Введенская церковь лейб-гвардии Семеновского полка, Преображенская церковь Гренадерского полка и многие другие.

Наряду с К. А. Тоном первопроходцем псевдорусского стиля был архитектор А. М. Горностаев . Его авторству принадлежит крупнейший православный храм в Северной Европе - Успенский собор в Хельсинки:

В конце XIX века копирование декоративных мотивов русской архитектуры XVI - XVII веков достигает своего апогея. Если вы видите "пузатые" колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные кровли, фрески с растительными элементами, многоцветные изразцы, то перед вами именно псевдорусская архитектура.

Наиболее характерными зданиями, построенными в этом стиле, являются:

Здание Верхних торговых рядов,
построенное А. Н. Померанцевым в 1890 - 1893 гг.:

Исторический музей на Красной площади в Москве
(В. О. Шервуд,1875 - 1881 гг.):

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Петербурге
(А. А. Парланд, 1883 - 1907 гг.):

Однако стиль эклектики в России представлен далеко не одним только псевдорусским стилем. Для примера можно привести построенную в неоготическом стиле в 1837 - 1839 годах архитектором М. Д. Быковским усадьбу в подмосковном селе Марфино:

Необарочный дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте
рядом с Аничковым мостом
(А. И. Штакеншнейдер, 1847 - 1848 гг.):

Построенный в 1898 - 1912 гг. архитектором Р. И. Клейном
в неоклассическом стиле Музей изящных искусств:

Здание универсального магазина "Мюр и Мерилиз" на Петровке,
построенное Р. И. Клейном в неоготическом стиле (английская готика)
в 1900 - 1908 гг.:

Про неорусский стиль говорят, что он является неотделимой частью своего предшественника, псевдорусского стиля. Однако некоторые историки до сих пор утверждают, что это стиль, обладающий собственной неповторимой уникальностью. Разберемся, из чего же именно состоит неорусский стиль.

Зарождение неорусского стиля

Неорусский является предшественником модерна, утверждают многие. Он появился в начале 20 века, придя на замену (или как продолжение) псевдорусскому стилю. В то время в архитектуре продолжались поиски русского национального стиля. И, казалось бы, псевдорусский стиль помог в формировании собственной уникальности, но развитие продолжалось.

Еще в середине 19 века, когда только начинал развиваться псевдорусский стиль, официальные лица измеряли церкви, собирали народную утварь, произведения из стекла, глины, зарисовывали рукописные заставки, деревянную резьбу. Такие действия давали уникальный материал для близкого и тщательного изучения русского стиля.

Русский стиль, идя по пути эклектизма, начал выделяться некоторыми особенностями, которые были свойственны всему направлению. К их числу можно отнести пристрастие к богатой и дробной декорации, которая воспроизводила мотивы русского зодчества 16 и 17 веков. Кроме того, велись разработки приемов формированию пространства, основанные на использовании принципа свободной планировки. Подобный принцип был найден в “палатных” и “хоромных“ сооружениях древнерусских мастеров.

Уже на рубеже 19 и 20 веков в развитии национально-романтического направления были замечены довольно большие изменения, которые в некоторой степениотвечали за переход от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключается в отмене культа детали и принятие обобщенной трактовки форм в архитектуре, а это должно было превратиться в основной источник их художественной выразительности. Таким образом, сменился круг исторических прототипов, приемлемых в архитектуре. Так, вместо увлечения декоративными приемами школы древнерусского зодчества пришел более глубокий интерес к зодчеству Владимиро-Суздальской земли, древних Пскова и Новгорода, Севера России.

Сторонники национального романтизма создали себе новые критерии в эстетике. Поэтому их внимание было обращено в былинную широту, сказочную одухотворенность. Для архитекторов это было, словно, преломление через своеобразное построение формы в целом, а этоприводило к созданию зрительных образов, схожих с зодчеством прошлых эпох, порой весьма отдаленных.

Разработка приемов в архитектуре, отвечавших вышеперечисленным изменениям, была неразрывно связана с творчеством Васнецова, Поленова, Билибина и других.

Именно под влиянием творчества живописцев появилось стремление к усилению чувственного начала в архитектуре.

Новый вид национального стиля назвали неорусским.

Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, куда входили знаменитыехудожники того времени. Его деятельность была тесно связана с театром, так что неудивительно, что большая часть его членов трудились над декорациями. К примеру, Васнецов сотворил для постановки «Снегурочки», по Островскому, зарисовки палат, которые в последствие отражали неорусский интерьер. Отправной точкойстал макет дворца Алексея Романовав Подмосковье, который сохранился еще со времен Екатерины.

Опорой для палат служилибольшие колонны, которые напоминали колонны, использованные в древнихсеверных храмах. Синие полотки ярко украшалиобразамиживотных, неба, растений. Перила из дерева, рамки, обрамляющие окна и зеркала, украшали резьбой.

Интерьер в неорусском стиле

В интерьере, который опирается на неорусский стиль, архитекторам и другим мастерами давали простор для фантазии, таким образом, воплощая собственное представление древнерусском искусстве.

Для родоначальника стиля модерн характерны элементы мозаики, двускатнаякрыша, завершения в форме терема, скульптуры различных героев из сказок.

Что касается люстры, то онистали использоватьсятолько в 18 веке. Поэтомунет основных предметов для освещения, которые могли бы быть использованы в качестве примера. Главным для освещения в помещении- это мотив свечи. В подобных случаях обычно применяли методрусской ковки. Другой вариант: искусный канделябр, который сделан под русских фольклорных птиц. Дляукрашения для светильников использовалисьмедные пластины.

По принципамтого времени, красоту традиционных русских изб можно было увидеть не только в соотношениичастей в архитектуре, но также в их уникальной разновидности.

Еще одной важной деталью того времени стал резной наличник. В то время его применяли как элемент декора фасада, а также в качестве внутреннего элемента декора, обрамляющего зеркала или окна. Он имел боковые колонки и завершение в теремка.

Древнерусская мебель была каркасная и конструктивная. Ее размещали вдоль стен, высвобождая, таким образом, большую часть пространства. Русской мебели былаприсущадельность. В неорусском стиле объединялись небольшой стол, диван и кресло. Но обычно вместо дивана использовалимассивные скамьи.

Стулья в то время отличались простой формой, некой скульптурностью и массивностью. Столы были устойчивыми и большими.

Для оформления также использовалась узорчатая фурнитура, которая напоминает резьбу из дерева. Для того, чтобы сделать накладки и прочуюфурнитуру применяли разнообразные металлы, железные и бронзовые сплавы.

Особый акцент в неорусской мебели делали на лавки, поскольку в традиционной избе они были одними из основных предметов. Хотьскамья кажется простым и незатейливым предметом, живописцы из Абрамцевского художественного кружка создалилавки, которые по своему изяществу и мастерству не уступали барочным креслам.

В неорусском декорировании обязательным предметом был сундук.При этом активно использовались резные предметы с росписью. Раньше сундуки и шкатулки, для надежности, скрепляли полосами из железа. Однако в 20-ом веке эти предметы утратили свою функциональность. Тем не менее, железные полосы продолжали использовать, поскольку они помогали сделать сундук более старым.

Неорусскому стилю были присущигромоздкие шкафы. Популярностью пользуются шкафы, традиционные для времен Петра I. Их обычно декорировали резьбой.

Модерн в неорусском стиле

Модерн стал важной вехой в развитии архитектуры 20 века. Модерн повернул архитектуру в поиск новых форм, после длительного господства эклектики. Для него характерно слияние всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, завершенной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки и мебелью, должно следовать одному стилю. Модерн в архитектуре проявился в своеобразной текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неорусский стиль является первым и самым ранним проявлением модерна. Во многих странах модерн зародился во время переосмысления традиции средневековья. Элементы модерна начали проявляться еще в 19 веке в псевдорусском стиле, когда соединялись русское зодчество и элементы византийской культуры.

Как оформить свой дом в неорусском стиле

Прежде всего, следуя данному стилю, придется полностью отказаться от стандартных форм фасадов. Тогда использовали более массивные и увесистые фасады. При выполнении отделки, просчитывалась каждая деталь, так как зачастую она состояла из множества различных элементов.

Также особенностью неорусскогоявляется оформление стен и потолка особым византийским орнаментом. Таким образом, можно придать помещению атмосферу некой неповторимости эпохи Византийской империи. Нижнюю часть стен можно отделать деревянными панелями или досками. Однако можно применять и искусственные материалы, но, стоит учесть, что они должны имитировать дерево.

В то время древесина былашироко распространена, значит, при оформлении современной комнаты в неорусском стиле нужно использовать как можно больше предметов из дерева (столы, стулья, украшения, шкафы, окна, двери и прочее). Кроме того, пол советуют покрывать паркетной доской, ламинатом или другими искусственными материалами, имитирующими цвет древесины.

Тщательныйвыбор мебели в квартиру или дом– главный шаг на пути создания интерьера в настоящем неорусском стиле. Суда прекрасно впишется кованое декорирование мебели. Шкафы, стулья, полки, люстры, столы с элементами грубой ковки будут смотреться как раз кстати. Стоит отметить, что мебель должна, при этом, выглядеть солидно и дорого. Для интерьера можно соорудить арки и поставить скульптуры. Скульптуры могут изображать мужчин и женщин прошлых веков, а также греческих богов.

Неорусский стиль

Псевдорусский (иначе - Неорусский , Ложнорусский ) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре , возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн . Является одним из направлений архитектурного стиля историзм .

Развитие

Храм Христа Спасителя - пример русско-византийского стиля

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией . Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя , Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве , а также кафедральные соборы в Свеаборге , Ельце (Вознесенский собор), Томске , Ростове-на-Дону и Красноярске .

Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства , для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева , ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей , охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI -XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым , распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

ГУМ - пример псевдорусского стиля конца XIX в.

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного - здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа , - гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея ( - гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова .

В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского , А. П. Аплаксина .

Литература

  • Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура , в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965
  • Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 - нач. 20 вв.], в книге: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неорусский стиль" в других словарях:

    Музей народного искусства. Архитекторы С. У. Соловьёв, В. Н. Башкиров. Москва. неорусский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. — 1910 х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в… … Москва (энциклопедия)

    Неорусский стиль - 1) В широком смысле синонимичен понятию русские стили. Относится ко всем сферам худож. жизни, но наиболее яркое воплощение нашел в архитектуре, преимущ. церковной, периода 1830 1910 х гг. (историзм и модерн). Эволюция Н. С. выражалась в смене… …

    Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Русский стиль: Русский стиль (также «псевдорусский», «неорусский», «ложнорусский») архитектурный стиль XIX и начала XX века, синтез традиций древнерусского и русского деревянного зодчества, а также элементов византийской архитектуры. Русский… … Википедия

    Русский стиль - историко культ. и идеологич. феномен в рус. иск ве 1830 1910 х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор. прикладном иск ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Книги

  • Шедевры русской архитектуры , Ивашкова Татьяна Борисовна , Русская архитектура развивалась вместе со страной. Вместе с нею она испытывала влияния иных культур - сначала византийской, позднее западноевропейской. Но всякий раз, впитав лучшее, порождала… Категория: Архитектура. Скульптура Серия: Подарочные издания. Коллекция Издатель: Абрис-ОЛМА ,

Неорусский стиль или стиль национального романтизма - явление в русской культуре 1880-х - 1917 гг., основанное на возрождении традиций древнерусского зодчества и народных ремесел. Первые обращения художников и архитекторов к русской допетровской традиции относятся еще к середине XIX в. и лежат в общем русле ретроспективных стилей эпохи историзма, основой которого является поверхностная стилизация

Форм. Качественный скачок в развитии неорусского стиля происходит в начале 1880-х гг. с возникновением абрамцевского кружка в имении С.И. Морозова и деятельностью таких выдающихся русских художников, как В. Васнецов, М. Врубель, Е. Поленова и ее брата В. Поленова, которые инспирировали создание гончарной и столярной мастерских для комплексного оформления внешнего и внутреннего решения убранства доходных домов и особняков. В основе создания предметов в неорусском стиле лежало глубокое изучение подлинных предметов быта русского крестьянства, образцов архитектуры домонгольского периода и художественная интерпретация изученного. Так появился весь комплекс построек и оформление в неорусском стиле в с. Абрамцево. Около 20 лет кружок в Абрамцево активно развивался, демонстрировал свои изделия на художественно-промышленных выставках, являясь образцом неорусского стиля для других кустарных производств. В 1900 г. возникает творческое объединение в с. Талашкино, принадлежавшем княгине М.К. Тенишевой, которая приглашает к сотрудничеству М. Врубеля, Н. Давыдову, С. Малютина, А. Головина, К. Коровина, Н. Рериха. Для талашкинских изделий характерен больший спектр художественных заимствований – скандинавское искусство викингов, языческие славянские культуры, скифское искусство, западноевропейское средневековье, фольклор и выраженное авторское начало. В начале 1900-х гг. были реализованы такие программные сооружения в неорусском стиле, как доходный дом Перцовых у храма Христа Спасителя, ц. Спаса Нерукотворного в п. Клязьма. Ближе к середине 1900-х гг. многие художники-прикладники разрабатывали эскизы более функциональных и простых в изготовлении предметов с простым геометрическим силуэтом, напоминавшим произведения Ольбриха и Макинтоша. В 1910 г. при Московском Кустарном музее был открыт Музей образцов, в котором можно было заказать понравившийся образец мебели в неорусском стиле к повтору. Большое количество мебели, декоративно-прикладных предметов, керамики Абрамцево и Талашкино тиражировалось в кустарных мастерских, среди наиболее известных стоит отметить мастерские Московского Кустарного музея, Хотькова, Сергиева Посада, кусты Нижегородской губернии, московский керамико-художественный завод «Абрамцево», кустарные мастерские Московского земства, мастерские при Строгановском художественно-промышленном училище и др

Купить предметы в неорусском стиле

В нашем салоне-магазине в Москве представлены мебель, шкатулки, керамика в неорусском стиле, исполненные в мастерских Абрамцево, Талашкино и на других кустарных производствах начала XX века.