Большой театр, названный современниками колизеем. Большой театр: история одной реконструкции В каком архитектурном стиле построен большой театр

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С. , Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Категория:

Говорят, первое впечатление бывает только одно, однако с Большим театром у меня сложилось как-то иначе. Занимаясь в театральной студии, я всерьез начала интересоваться постановками, и посетить балет в Большом стало настоящей мечтой, которой было суждено осуществиться в один Новый год. Подарком от родителей стали билеты на «Щелкунчика», и магия балета покорила меня. Мы сидели довольно высоко, однако я отчетливо различала всех танцоров, с наслаждением рассматривала декорации: снежный покров из летящей блестящей ткани, гигантские живописные ветви ели, сказочные морозные узоры.... Настоящим новогодним сюрпризом стало то, что партию Щелкунчика исполнял Николай Цискаридзе, и мы действительно наслаждались каждым па в его исполнении. Это был первый раз, когда я побывала в Большом и навсегда заполнила его как волшебный мир классического театра.

Только взявшись за этот текст, я вдруг поняла, что это воспоминание – «Щелкунчик», новогодняя сказка – не первое мое впечатление о Большом театре. Дело в том, что я видела его раньше, гуляя по Москве в свои 7 или 8 лет. Правда, мы не заходили внутрь театра и осматривали его просто как архитектурный памятник. Он меня тогда совсем не впечатлил: «ну подумаешь, Большой, только размерами он и отличается от нашего городского театра», – решила тогда я про себя, и осталась к театру совершенно равнодушна. Действительно, до сих пор не могу сказать, что здание Большого театра особенно красиво или уникально, однако это – один из самых узнаваемых архитектурных памятников в Москве. Хотя бы потому, что каждый из нас регулярно видит его на 100-рублевой купюре.

Архитектура Большого театра

Большинство туристов тоже видит Большой только снаружи, так что давайте разберемся, что делает его таким значимым с архитектурной точки зрения. Своим сегодняшним обликом театр обязан двум архитекторам – Осипу , который создал классицистический ансамбль всей Театральной площади в 1820-е годы, и Альберту Кавосу, который руководил восстановлением здания театра после пожара 1853 года.

Фасад театра до сих пор остается одним из ярчайших образцов классицизма в московской архитектуре: идеальная симметрия во всем, многочисленные заимствования из классической античной архитектуры, в том числе восемь колонн, треугольный портик, скульптурная композиция с Аполлоном на колесницей, запряженной четверкой лошадей. Здание подчеркнуто торжественно, и выглядит еще более внушительно благодаря большому открытому пространству площади. Оно напоминает древние храмы, и неслучайно: предполагал, что эта площадь станет композиционным центром столицы, как когда-то главными центрами городов были культовые и религиозные сооружения.

При восстановлении здания после пожара Кавос не вносил сильных изменений в фасад, однако доработал некоторые декоративные элементы, сделал театр выше и украсил боковые фасады чугунными галереями. Это здание было открыто в 1856 году, а с 2005 по 2011 гг. было полностью реконструировано. Внешних изменений не произошло, зато появились новые значительные пространства под землей, переработали интерьеры залов и холлов театра. Полюбоваться зданием Большого особенно любопытно в период городского фестиваля «Круг света», который проводится ежегодно осенью. На лицевой фасад театра проецируются различные свето-визуальные работы художников из разных стран мира, так что фасад действительно оживает, претерпевая метаморфозы. Узнать о датах проведения фестиваля в этом году можно на его официальном сайте , а на видео можно полюбоваться отрывком шоу 2016 года.

Театральные интерьеры

Основной зал Большого театра

Интерьеры Большого театра представляют куда больший интерес. На момент открытия в 1825 году этот театр был одним из самых больших и роскошных в мире, уступая по богатству отделки и вместительности залов только Ла Скалле в Париже. После реконструкции театра в 2000-х годах многие элементы первоначального декора были возвращены, так что сегодня мы можем оценить всю пышность убранства. Наиболее знаменита историческая сцена Большого. Красный бархат и золото – вот главные материалы, использованные в оформлении зала и сцены. Партер, амфитеатр, ложи-бенуар, бель-этаж и 4 яруса позволяют 2500 зрителям свободно разместиться в зале.

Конечно, самыми дорогими являются места в партере и ложе-бенуар, однако мне кажется, сидеть на балконе намного интереснее. Осматривая театр сверху, вы наверняка увидите много других интересных деталей: все перила и колонны, отделяющие ложи и балконы внутри ярусов, украшены изящной резьбой, а над каждой ложей висят ряды светильников-канделябров. Сегодня это лишь имитация свечей, но только представьте, как великолепно выглядел зал в мягком мерцающем свете настоящих свечей.

С верхних этажей открывается отличный вид и на огромную люстру: хрустальные ярусы поражают своими размерами – 6,5 метров (это в три раза больше высота потолка в стандартной квартире!) и буквально сияют благодаря искусственным свечкам. Потолок в основном зале тоже примечателен и подчеркивает схожесть театра с храмом. Как в настоящем храме искусств, он расписан: на небесно-голубом фоне вокруг люстры в хороводе кружатся музы-покровительницы различных искусств.

Особые ложи

Особого внимания заслуживает и царская ложа: расположенная в самом центре зала и занимающая высоту двух этажей, она сразу же приковывала к себе взгляды всех посетителей театра. Величественный балкон с пышными шторами «держат» на своих плечах атланты, а венчает эту ложу греб Российской империи – двуглавый орел. Однако сидеть на этих почетных местах доводилось не только и не столько правителям, сколько почетным гостям и иностранным дипломатам и политикам. Такое выгодное место позволяло важным гостям и спектаклем насладиться, и зал рассмотреть, и себя показать, ведь на спектакли раньше собиралось самое блистательное общество, и каждый хотел выделиться своим нарядом, подчеркнуть свое богатство и социальное положение.

Две другие значимые ложи расположились с двух сторон от сцены. Слева находится правительственная ложа, которую занимала императорская семья, а позднее советские лидеры. Любопытно, что в советские годы ложа была немного изменена: Сталин любил посещать театр, однако желал оставаться незамеченным, так что специально для него в ложе была достроена перегородка, позволявшая ему с комфортом разместиться вблизи сцены, оставаясь незамеченным. Ложа справа традиционно отведена для директора театра и преподавателей, которые могут следить за работой актеров (и видимо, делать им замечания после выступлений).

Любопытно, что при царской ложе есть и специальная комната отдыха. Такие небольшие зоны раньше были устроены возле всех лож для знатных гостей театра. Чтобы гости из высшего сословия не находились в одних помещениях с простой публикой, при наиболее выгодно расположенных (а по совместительству и при наиболее дорогих) ложах были обустроены небольшие комнаты отдыха: здесь дамы и кавалеры могли расположиться на диванчиках, чтобы обсудить увиденное или принять посетителей.

В фойе театра

Из партера и верхних ярусов мы попадаем в коридоры, где все выглядит просто и без притязаний: однотонные стены, аккуратные канделябры, небольшая лепнина вдоль потолка. Во время антракта можно прогуляться до Белого фойе, после реконструкции был восстановлен его исторический облик: стены приобрели персиково-розовый оттенок, вернулись росписи и порталов, и потолка.

Отсюда лестница ведет в Бетховеновский зал, также созданный во время последней реконструкции театра. Подземное помещение, созданное по новейшим технологиям, оснащено сценой-трансформером, что позволяет менять ее форму в зависимости от типа мероприятия и увеличивать число посадочных мест до 330. Важная технологическая особенность этого зала – специальная система звукоизоляции, позволяющая проводить здесь концерты одновременно с представлениями на исторической сцене. Когда площадка не используется для представлений, она служит еще одним фойе для гостей, но во время наших последних визитов вход сюда всегда был закрыт, так что осмотреть это новое пространство нам удалось лишь с порога.

Отличный виртуальный тур по исторической сцене и фойе Большого театра создали журналисты Московских новостей. Посмотреть 3d-модель помещений Большого можно .

Цена вопроса: билеты, экскурсии, буфет

Покупаем билеты

Вопреки популярному мифу о дороговизне Большого театра, его посещение доступнее, чем многим кажется. Цены на билеты в верхние ярусы исторической сцены начинаются от 1200 рублей, при этом на сайте театра можно проверить, насколько ограниченный обзор открывается с того или иного места (схема с обозначением ограниченя обзора доступна по ссылке). Но следует поспешить: недорогие билеты раскупают почти моментально, так что даже за два-два с половиной месяца самых дешевых билетов в продаже может уже не быть. И учтите, что балеты почти всегда оказываются значительнее популярнее опер, так что на них дешевые билеты раскупают очень быстро.

Как сэкономить

Попробовать сэкономить на билетах можно несколькими способами:

  1. Во-первых, Большой театр стремиться привлекать молодых зрителей, так что ими запущена программа «Большой – молодым», в рамках которой на ряд спектаклей выделяются билеты по специальным ценам – от 100 рублей для людей в возрасте от 18 до 25 лет. С условиями программы можно ознакомиться .
  2. Второй вариант – студенческие билеты на стоячие места по 100 рублей. Приобрести их можно день в день при предъявлении студенческого билета лично в кассах театра. При этом учитывайте, что продажа билетов на утренние спектакли открывается в 10:00, дневные – в 12:00, а вечрние – в 15:00. Уже за час-полтора у касс начинает формироваться очередь, ведь на каждый спектакль на исторической сцене выделяется не более 84 билетов. Сразу отмечу, что если вы решите воспользоваться этим вариантом, не поленитесь прийти раньше и занять очередь так, чтобы получить билеты в первый-второй стоячие ряды, иначе видимость упадет почти до нулевой. Хотя стоячие ряды и организованы ярусно, для людей небольшого роста возвышение третьего-четвертого ряда недостаточно велико, так что головы впередистоящих закрывают весь обзор.
  3. Третий вариант – для тех, кому везет: периодически за пару дней до спектакля в кассу театра попадают нереализованные распространителями, а также возвратные билеты. Их продают по сниженной цене, так что кто знает, может именно вам повезет оказаться на премьере в Большом в партере за смешные 500 рублей?

Прогулка по театру с гидом

Кстати, помимо билетов на спектакли, в Большом продаются билеты на экскурсии по театру, так что если вы не любитель оперы или балета, но мечтаете побывать в главном театре страны, не упустите шанс заглянуть во все залы, за кулисы и в гримерки.

Билеты на экскурсии продаются день в день:

  • русскоязычный тур стоит 500 рублей – 250 рублей для студентов и школьников от 14 лет и старше,
  • экскурс на английском языке будет стоить 1300 рублей.

Прогулки по театру проводятся три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11:10 утра. Почитать об экскурсии и правилах покупки билетов можно .


Антракт – время буфета

Последний финансовый аспект в посещении Большого – цены в буфете. Часто шутят, что здесь можно оставить всю зарплату, однако на поверку местный буфет оказывается далеко не самым дорогим в Москве. Чай здесь обойдется всего в 80 рублей, кофе – от 100, пирожные от 120, примерно в ту же цену и бутерброды. Самый дорогой пункт в меню театрального буфета – тарталетки с черной икрой – 850 рублей. Может, и недешево, зато солидно.

Как добраться до Большого театра

Большой театр расположился в самом центре Москвы, в нескольких минутах хотьбы от Красной площади, здания Правительства, ЦУМа. Добраться сюда проще всего на метро – станция «Театральная» (цифра 1 на карте) выходит прямо на театральную площадь. Она соединяется со станциями «Охотный ряд» и «Площадь революции», так что к вашим услугам сразу три ветки метрополитена. Из наземного транспорта можете воспользоваться автобусами 144, 101 или 904, маршрутками м2 или м10 до остановки Театральная площадь (цифра 2 на карте). Для тех, кто добирается в театр на собственном автомобиле, приложу в этом районе Москвы, цена – от 100 рублей в час, но найти место может быть проблематично как в будни, так и в выходные дни.

***

Большой театр – главный театр нашей страны, так что не зависимо от того, являетесь ли вы поклонником балета или оперы, побывать здесь хотя бы однажды непременно стоит. Если не хотите смотреть представление, загляните сюда на экскурсию, и может быть, магия театра покорит вас, когда вы прогуляетесь по этим прекрасным залам, загляните в закулисье и познакомитесь с некоторыми театральными секретами!

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

На месте Большого театра в Москве ранее стоял Петровский театр, который полностью выгорел 8 октября 1805 года.

В 1806 году на деньги российской казны участок выкупается, а вместе с ним и вокруг стоящие строения.

По первоначальным планам это сделали для того, чтобы просто расчистить большие территории для недопущения в Москве крупных пожаров.

Но уже тогда начали задумываться над созданием на этом месте театральной площади. Ни проекта, ни денег на тот момент не было и к задуманному вернулись лишь в начале 1816 года, уже после войны с Наполеоном.

К уже утвержденной территории под создание Театральной площади , добавили и дворы двух снесенных церквей. А в мае месяце проект был одобрен Александром I.

История Большого театра в Москве начинается в 1817 году, когда царю был представлен проект уже нового театра, который должен был быть построен на этом участке.

Интересно, что здание своим фасадом уже в проекте сориентировали с выходом на площадь (именно так театр выглядит и сейчас), хотя у старого Петровского театра центральный вход находился со стороны нынешнего ЦУМа . Представлял проект царю генерал-инженер Корбинье.

Но тут случилось невообразимое!

Проект каким-то образом бесследно исчез накануне его представления генерал-губернатору Москвы Д.В.Голицыну. Архитектор О.И. Бове в срочном порядке готовит новые чертежи плана здания с двумя этажами и эскизом фасада.

В 1820 году начались работы по расчистке территории и началу строительства Большого театра. К этому времени уже был утвержден проект архитектора А. Михайлова, который сохранил концепцию, заложенную архитектором О.И. Бове.

На вид театра в Москве повлиял проект Большого Санкт-Петербургского театра, реконструированного в 1805 году архитектором Томом де Тома. В здании тоже присутствовали скульптурный фронтон и ионические колонны.

Одновременно со строительством театра шли работы по заточению в трубу реки Неглинной (она проходит от угла здания Малого театра и идет к Александровскому саду).

Освободившийся «дикий камень», которым была устлана набережная реки, а также ступени Кузнецкого моста пошли на строительство Большого театра. Именно из камня были устроены базы колонн у центрального входа.

Здание Большого театра получалось грандиозным .

Только сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан на 2200-3000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов.

На строительство здания ушло немногим более 4 лет.

Открытие состоялось 6 января 1825 года спектаклем «Торжество муз», музыкальное сопровождение к которому написали А. Алябьев и А. Верстовский.

В начальные годы своего развития, Большой театр не был чисто музыкальной площадкой. Представители всех жанров могли дать здесь представление.

Да и название Театральной площади, на которой стоял Большой театр, не отражало сути. Первое время она предназначалась для проведения строевых занятий, была огорожена и вход на нее был сильно ограничен.

На протяжении последующих лет театр постоянно реконструировали. Так появились отдельные входы в царскую и министерскую ложи, был полностью переписан плафон зала, на месте маскарадных залов встроили артуборные. Не оставалась без внимания и главная сцена.

В марте 1853 года в театре начался пожар . Гореть начало в одном из чуланов и огонь быстро охватил декорации и театральный занавес. Деревянные постройки способствовали быстрому распространению пламени и силе стихии, которая утихла лишь через несколько суток.

Во время пожара погибло 7 человек. Только благодаря действиям двух служителей удалось избежать большего количества жертв (они вывели из огня группу детей, которые занимались в это время на главной сцене театра).

Здание сильно пострадало от огня.

Обрушились крыша и задняя стена сцены. Выгорел интерьер. Расплавились чугунные колонны лож бельэтажа, а на месте ярусов были видны только металлические кронштейны.

Сразу после пожара был объявлен конкурс на восстановление здания Большого театра. Свои работы представили многие известные архитекторы: А. Никитин (создавал проекты многих московских театров, принимал участие в последней реконструкции здания перед пожаром), К.А. Тон (архитектор Большого Кремлевского Дворца и Храма Христа Спасителя).

Выиграл конкурс А.К. Кавос, у которого был больший опыт в строительстве музыкальных залов. Также он владел глубокими познаниями в акустике.

Для лучшего отражения звука, архитектором была изменена кривизна стен зала. Потолок сделали более плоским и придали вид гитарной деки. Под партером засыпали коридор, который служил до этого гардеробной. Стены обшили деревянными панелями. Все это привело к значительному улучшению акустики, важной составляющей любого театра.

Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, углубили и расширили оркестровую яму. Уменьшили ширину коридоров и сделали аванложи. Высота ярусов стала одинаковой на всех этажах.

Во время этой реконструкции была построена царская ложа, которую расположили напротив сцены. Внутренние преобразования добавили комфортабельности зрительным местам, но, в то же время, уменьшили их количество.

Занавес для театра писал известный в то время художник Козрое Дузи. Сюжетом стала тема с князем Пожарским во главе, который въезжает в Московский Кремль через ворота Спасской башни .

Претерпел изменения и внешний вид здания.

Здание Большого театра увеличилось по высоте. Над главным портиком был возведен дополнительный фронтон, который закрывал внушительный декорационный зал. Квадригу Клодта вынесли немного вперед и она стала нависать прямо над колоннадой. Боковые подъезды оформили чугунными навесами.

К внешнему убранству добавили больше скульптурных украшений, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой и они перестали быть гладко оштукатуренными как прежде. Подиум перед входом был оборудован пандусом для заезда карет.

Кстати, наиболее частый вопрос: «Сколько колонн у Большого театра?». Их количество не изменили и после реконструкции. Их, по-прежнему, было 8.

Возрожденный театр перестал ставить на своей сцене любые представления, а начал ограничивать репертуар только балетными и оперными спектаклями.

В конце века на здании появились заметные трещины. Тщательное обследование показало, что зданию необходим капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента.

С 1894 и вплоть до первых годов нового тысячелетия, провели грандиозную реконструкцию Большого: освещение стало полностью электрическим, отопление перевели на паровое, усовершенствовали вентиляционную систему. В это же время в театре появились и первые телефоны.

Фундамент здания смогли укрепить лишь в годы уже Советской Власти, 1921-1925 годах. Руководил работами И.И. Рерберг - архитектор Киевского вокзала и Центрального Московского телеграфа .

Реконструкция в театре проводится постоянно. Не стало исключением и наше время.

В начале третьего тысячелетия преобразования коснулись не только внутреннего убранства и внешней части здания. Театр начал расти в глубину. Под нынешней Театральной площадью расположился новый концертный зал.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.