Музыкально дидактические игры во второй. Музыкально - дидактические игры для детей младшего возраста

Цель : развитие

1. Веселый или грустный?

2. Потанцуем, отдохнем

Цель:

1. Где мои детки?

2. Птицы и птенчики

3. Курица и цыплята

Цель: развитие чувства ритма.

1. К нам гости пришли

Цель : развитие тембрового слуха.

1. Нам игрушки принесли

2. Угадай, на чем играю

3. Петрушка и Мишка

Цель

3. Подумай и отгадай

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры для детей 1 младшей группы

Перечень музыкально-дидактических игр

Цель

  1. Веселый или грустный?
  2. Потанцуем, отдохнем

Цель: развитие звуковысотного слуха.

  1. Где мои детки?
  2. Птицы и птенчики
  3. Курица и цыплята

Цель: развитие чувства ритма.

  1. К нам гости пришли

Цель : развитие тембрового слуха.

  1. Нам игрушки принесли
  2. Угадай, на чем играю
  3. Петрушка и Мишка

Цель : закрепление пройденного музыкального материала.

  1. Подумай и отгадай

Описание игр

«Веселый или грустный?»

Цель : развитие эмоционального восприятия музыки.

Игровой материал : два цветка с изображением противоположных эмоций – с веселым и грустным лицом, красного и голубого цвета.

Ход игры:

Педагог играет веселую музыку, просит одного из детей взять показать тот цветок, который подходит к этой музыке, затем то же с грустной музыкой (цветочек послушал песенку и развеселился, стал грустным).

«Потанцуем, отдохнем»

Цель : развитие эмоционального восприятия музыки.

Ход игры:

Педагог играет веселую музыку, спрашивает, что можно делать под эту музыку (танцевать, дети танцуют – кружатся, прыгают, хлопают и т.п.). Играет медленную грустную музыку, спрашивает, что мы будем делать теперь? Спать, отдыхать (дети закрывают глаза и делают вид, что спят).

«Где мои детки?»

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал : три больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены утка, курица, птица; на маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнёздышке.

Ход игры:

Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.

Педагог :(предлагает поиграть и начинает рассказ ):

– В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку ): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:

«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Педагог :(забирает у ребят карточки и продолжает) :

– Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»…

Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся, или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.

«Птицы и птенчики»

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал : лесенка из трёх ступенек, металлофон, по три картинки с изображением больших птиц и птенчиков.

Ход игры:

Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной карточке.

Педагог играет на металлофоне высокие звуки.

Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку.

Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

«Курица и цыплята»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (утка и утята).

Ход игры:

Дети рассаживаются вокруг стола.

Педагог (берёт куклу ):

В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы )

Дети с утятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как утята «кря-кря-кря». Затем кукла Маша зовёт утку – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)

Дети ставят фигурку утки на стол перед Машей и поют на этом же звуке «кря-кря-кря».

«К нам гости пришли»

Цель : развитие чувства ритма.

Игровой материал : игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры :

Педагог :(предлагает детям подойти к нему )

Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.

Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку

Педагог :

– Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.

Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек.

Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Нам игрушки принесли»

Цель : развитие тембрового слуха.

Игровой материал : музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка).

Ход игры:

Педагог : (берёт в руки кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)

– В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.

«Угадай, на чем играю»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал : детские музыкальные инструменты: дудочка, металлофон, трещотка.

Ход игры:

Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Затем ребенок поворачивается и проверяет, правильно ли отгадал.

«Петрушка и Мишка»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал : детские музыкальные инструменты: погремушка, бубен.

Ход игры:

На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я - весёлый Петрушка,

У меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я - Мишка косолапый,

Вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог: Ни Петрушки нет, ни Мишки -

Убежали шалунишки.

Кто играет - отгадайте,

Поскорее отвечайте.

Дети отгадывают, кто играет за ширмой.

В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать.

Звучит плясовая музыка.

«Подумай и отгадай»

Цель : закрепление пройденного материала.

Игровой материал : игрушечные медведь, зайчик, птичка.

Ход игры:

Звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. дети узнают мелодию и показывают нужную игрушку.

Используемые источники:

  1. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» - 1982.
  2. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва «Просвещение» - 1986.
  3. Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
  4. Зимина А. Н. "Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ" - 1999

анна мельник
Картотека музыкально-дидактических игр (по программе «Детство»)

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Кулачки и ладошки

Музыкальный материал . «Кулачки и ладошки» м. Е. Тиличеева, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Музыкальный букварь

Спите, куклы

Пособия. Кукла

Источник. Ветлугина Н., Музыкальный букварь

Угадай,на чем играю (1)

Цель. Игра для развитие тембрового слуха

Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма

Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия

Угадай,на чем играю (2)

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма

Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Птица и птенчики

Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек

Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Кукла шагает и бегает

Пособия. Кукла

Музыкальный материал . «Кукла шагает и бегает» с. Ю. Островского,м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Кукушка, зайка, медведь

музыки

Пособия. Карточки с изображением кукушки,зайца,медведя

Музыкальный материал . «В лесу» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Весело-грустно

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей

Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен

Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1

Трубы и барабан

Цель. Игра на различение ритма

Пособия. Труба, барабан

Музыкальный материал . «Трубы и барабан»

Чей домик?

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Стулья по количеству детей

Музыкальный материал . «Чей домик?» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Тихие и громкие звоночки

Цель. Игра на различение динамики

Пособия. Погремушки по количеству детей

Музыкальный материал . «Тихие и громкие звоночки» с. Ю. Островского,м. Р. Рустамова

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Угадай-ка

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для

дошкольников»

Где мои детки?

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Три больших карточки (утка, кошка,курица) и несколько маленьких (утята, котята, цыплята) (по числу играющих)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально

Три сестрички

Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки

Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»

Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »

Угадай, на чем играю

Пособия. Музыкальные инструменты :погремушка, ложки, бубен, барабан, ширма, куклы би-ба-бо : заяц, кошка, медведь, ежик

Музыкальный материал . Любые русские народные мелодии

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»

Музыкальный материал музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Что делают мишки

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»

Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Найди щенка

Пособия. Игрушка щенок, 3 небольших бочонка

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Прыг, прыг скок

Цель Игра для развития ритмической памяти, метрического чувства

Пособия. Барабан, шапочка зайчика

Музыкальный материал .

Источник интернет

Кошка и цыплята

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Шапочки кошки, курочки, цыплят, котят

Музыкальный материал .

Источник. интернет

Угадай,на чем играю

Цель. Игра для развития тембрового слуха

Пособия. Карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона, дудки, барабана

Цель. Игра для развития ладового чувства

Пособия. Карточки с изображением веселого и грустного клоуна, пиктограммы

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Клоуны»

Источник О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. Девочк, идущая вверх и вниз по дорожке

Музыкальный материал . «Лесенка» Е. Тиличеева

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки , с изображением заблудившихся девочек, металлофон

Музыкальный материал . «Эхо» с. М. Долинова, м. Е. Тиличеевой

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Подумай и отгадай

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Пособия. Карточки по числу играющих , на которых изображены медведь, зайчик, птичка

Музыкальный материал . «Зайчик» русская народная мелодия, «Медведь» В. Ребикова, «Воробей» М. Красев

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Кто как идет

Цель. Игра развития чувства ритма

Пособия. Карточки с изображением медведя, лисы, волка

Музыкальный материал . «Кто как идет» с. В. Степанова, м. Г. Левкодимова

музыкальном детских садов

День рождения

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Мягкая игрушка заяц, маленькие подарочки, картинки с изображением «гостей»

Музыкальный материал . «Ежик» Д. Кабалевский, «Королевский марш льва» К. Сен-Санс, «Слон» К. Сен-Санс

Источник. З. Я. Роот «»

Птица и птенчики

Цель. Игра на закрепление знаний о высоте звука, развитие детского творчества

Пособия. Картинка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички большие и маленькие

Музыкальный материал . «Музыкальные птенчики » З. Роот

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Три медведя

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Плоские фигурки из картона , раскрашенные в русском стиле – Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки. Карточки у детей с изображением трех медведей и кружочки, металлофон

Музыкальный материал .

Источник З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Сколько птичек поет

Цель. Игра для развития памяти и слуха

Пособия. Карточки с изображением птичек, картинка гнома

Музыкальный материал .

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Знаешь ли ты музыку П . И. Чайковского

Цель. Игра для развития музыкальной памяти

Пособия. Картинки с изображением героев звучащих произведений

Музыкальный материал . П. И. Чайковский «Баба Яга» , «Новая кукла» , «Камаринская» , «Вальс»

музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Веселый поезд

Цель. Игра для закрепления умения различать изменения темпа музыки

Пособия. Небольшая игрушка паровоз

Музыкальный материал . Е. Тиличеева «Колеса паровоза»

Источник Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Месяц май

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Погремушки

Музыкальный материал . Потешка

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Старшая группа

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Картинка

Музыкальный материал . «Качели» м. Е. Тиличеевой, с. Л. Дымовой»

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Догадайся, кто поет

Цель. Игра на различение тембра

Пособия. Металлофон

Музыкальный материал . «Кто поет» с. А. Гангова, м. Е. Тиличеевой

Кого встретил колобок

Цель. Игра на развитие музыкальной памяти и слуха

Пособия. Картинки колобка , лисы, зайца, медведя,волка

Музыкальный материал . «Кого встретил колобок» м. Левкодимова

Источник Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Два барабана

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Большой и маленький барабаны

Музыкальный материал . «Два барабана» с. Ю. Островского,

м. Е. Тиличеевой

Источник Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Удивительный светофор

Цель. Игра на усвоение характера музыки

Пособия. Фланелеграф, большой светофор, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети выполняют три действия : спят, маршируют, пляшут.

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Источник. З. Я. Роот «Музыкально -дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Кулачки и ладошки

Цель. Игра на различение ритма

Музыкальный материал . «Кулачки и ладошки» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Петух, курица и цыпленок

Цель. Игра для развития ритмического слуха

Пособия. Картинки с изображением петуха, курицы и цыплят.

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Мы военные

Цель. Игра на различение характера музыки

Пособия. -

Музыкальный материал . Л. Сидельникова «Трубач» , «Пехотинцы» , «Кавалеристы»

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Веселые матрешки

Цель. Игра на развитие чувства ритма

Пособия. Плоские фигурки матрешек, металлофон, деревянные ложки

Музыкальный материал . Русская народная мелодия «Светит месяц»

Источник. З. Роот «Музыкально -дидактические игры для детей дошкольного возраста

Узнай, какой инструмент звучит

Цель. Знакомить детей со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков; развивать логическое и образное мышление, внимание, речь

Пособия.

Музыкальный материал .

Источник.

Веселые гудки

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Рисунки паровоза и парохода, карточки (30*9 см.) и по три полоски из картона : широкие (3*6 см) – долгий звук, узкие (1,5*6 см) – короткий.

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Птица и птенчики

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички большие и маленькие.

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Узнай сказку

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа .

Пособия. Карточки с изображением волка и Красной шапочки, набор цветных полосок двух разных цветов.

Музыкальный материал . «Красная шапочка и серый волк» Г. Левкодимов

Источник музыкальном воспитании дошкольников»

Громко-тихо запоем

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Любая игрушка

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Озвучь явления природы

Цель. Игра для развитие ассоциативного мышления.

Пособия. Карточки на каждого ребенка , картинки с изображением инструментов

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Подготовительная к школе группа

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Солнышко и туча

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки /веселая , жизнерадостная; спокойная, грустная/".

Пособия. Карточки из картона с изображением солнышка, с тучкой, солнышко за тучкой

Музыкальный материал : Д. Кабалевский «Рондо-марш» , С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами» , М. Крутицкий «Зима»

Источник : Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Бубенчики

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки по числу играющих , на каждой нарисованы три линейки, цветные кружочки, три музыкальных колокольчика , металлофон

Музыкальный материал . «Бубенчики» с. М. Долинова, м. Е. Тиличеева

Источник Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Три поросенка

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки с изображением трех поросят

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Прогулка

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки с изображением коротких и долгих звуков

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Определи по ритму

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки , на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая, картинки , иллюстрирующие содержание песни, детские музыкальные инструменты

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Угадай,на чем играю

Цель. Знакомить со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков, развивать логическое и образное мышление, внимание речь.

Пособия. Карточки с изображением музыкальных инструментов .

Музыкальный материал .

Источник. Интернет

Музыкальный разговор

Цель. Развитие певческих творческих способностей детей.

Пособия. Картинка

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Источник. интернет

Ученый кузнечик

Цель. Развитие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон

Источник. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Подбери картинку

Цель. Развивать у детей умение различать образный характер музыки , соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Пособия. Два различных по настроению зимних пейзажа.

Музыкальный материал . В. Агафонников «Сани с колокольчиками» . Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Цветы небольшого размера – ромашки и васильки – по два у каждого ребенка, бубен

Источник.: Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Определи форму музыкального произведения

Цель : Развивать у детей умение различать контрастные части в музыке , вступление и заключение.

Пособия : Квадраты, треугольники, круги различные по цвету.

Музыкальный материал : Г. Левкодимов «Маленькая пьеса» .

Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов

Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Цель : Развивать тембровый слух.

Пособия : Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов , коробка.

Источник : М. А. Михайлова «Развитие . Популярное пособие для родителей и педагогов

Слушай, слушай, различай

Цель : Развивать восприятие музыки , музыкальный вкус .

Музыкальный материал : П. И. Чайковский «Полька» , Д. Б. Кабалевский «Клоуны» , С. С. Прокофьев «Сказочка» .

Источник : М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей

Потрогаем музыку

Цель. Игра для развития творческого воображения

Пособия. Пластинки, различные на ощупь

Музыкальный материал .

Источник. М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей . Популярное пособие для родителей и педагогов».

Лесенка-чудесенка

Цель : Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Пособия : Карточка из плотного картона с изображением лесенки,

ступеньки которой раскрашены разными цветами; пять круглых фишек,

соответствующих цвету ступенек лесенки.

Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Картотека дидактических игр по музыке группы общеразвивающей направленности № 9 для детей 3-4 лет

2 слайд

Описание слайда:

Игрушки пляшут Игра на развитие чувства ритма Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей. Ход игры: 1вариант Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу. Воспитатель: Собрались игрушки поплясать, Но не знают как, с чего начать. Вышел заинька вперёд Всем пример он подаёт Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

3 слайд

Описание слайда:

Игрушки пляшут 2 вариант Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания. 3 вариант Дети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать Но не знают как, с чего начать! Я притопну раз! Я прихлопну раз! Посмотрите на меня, Дружно делайте, как я! Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей. 4 вариант Воспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания. Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

4 слайд

Описание слайда:

Кто поёт Игра на развитие слухового внимания Цель: Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей Игровой материал: Запись со звуками природы. Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов.

5 слайд

Описание слайда:

Шум или музыка Игра на развитие тембрового слуха Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки. Игровой материал: Кассета со звуками природы и отрывками музыкальных произведений. Ход игры: Воспитатель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Листопада тихий шёпот, Самолёта громкий рокот Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре. Это звуки шумовые, Только есть ещё другие. Не шуршания, не стуки – МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.

6 слайд

Описание слайда:

Тихие и громкие звоночки Игра на развитие динамического восприятия Цель: Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания. Игровой материал: Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки. Ход игры: Дети выполняют игровые действия по пению ведущего. Ты звени звоночек тише, Пусть тебя ни кто не слышит. Ты звени звоночек тише, Пусть тебя ни кто не слышит. Ты сильней звени, звонок, Чтобы каждый слышать мог! Ты сильней звени, звонок, Чтобы каждый слышать мог! На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно. На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

7 слайд

Описание слайда:

В гости песенка пришла Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально. Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок. Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть. Воспитатель: В гости песенка пришла И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, Что в мешочке, посмотри! Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

8 слайд

Описание слайда:

Музыкальный ёжик Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками. Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой. С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! Целый день играет ёжик бум, бум, бум! С барабаном за плечами бум, бум, бум! Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! Очень яблоки любил он бум, бум, бум! Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! И удары раздавались бум, бум, бум! Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! 1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.

9 слайд

Описание слайда:

Музыкальный ёжик 2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! (не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно) 3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно. 4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя) С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! (Ладошкой не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (Ладошкой не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно) Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.

10 слайд

Описание слайда:

Кукла пляшет, кукла спит Игра на развитие динамического слуха Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная) Игровой материал: куклы по количеству играющих детей. Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол. Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки. 2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»

11 слайд

Описание слайда:

Кукла пляшет, кукла спит Рекомендуемый музыкальный материал: (пляска куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. (сон куклы) П.Чайковский «Детский альбом» «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь»

Младшая группа

1. Где мои детки?

2. Птицы и птенчики

3. Курица и цыплята

4. Угадай-ка

5. Кто в домике живет?

6. Найди игрушку

8. Буратино

9. Прогулка

10. К нам гости пришли

11. Что делают дети?

13. Нам игрушки принесли

14. Колпачки

15. Наш оркестр

1. Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изобра-жены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каж-дого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает по-играть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картин-ку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, подни-мают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля вто-рой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обра-довалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжает-ся, пока все птицы не найдут своих детей.

2. Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верх-нюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

3. Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежа-лись. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыпля-тами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспита-тель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

4. Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделе-на на две части. На первой половине изображен гусь, на вто-рой — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те-ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произ-носит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспи-татель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

5. Кто в домике живет?

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него на-ходятся вставные кармашки, куда вставляются картинки пере-численных животных, а также картинки с изображением детены-шей этих животных (рис. 10).

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и по-казывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, пти-ца с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. На-пример, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продол-жается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кар-машки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не по-местится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

6. Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знако-мых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

7. В лесу

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послу-шайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ре-бенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кар-машек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть исполь-зована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

8. Буратино

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются кар-точки с красочными иллюстрациями к различным программ-ным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает про-изведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображе-нием новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

9. Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу игра-ющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический

рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспи-татель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспита-тель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Ос-тальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро уда-ряет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появи-лась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

10. К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, ло-шадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слы-шится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на ме-таллофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары му-зыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

11. Что делают дети?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог испол-няет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

12. Зайцы

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна з центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки —

«Зайцы спят», «Зайцы пляшут», рис. 13).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

" Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Де-ти определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соот-ветствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

13. Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, коло-кольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко-робка.

Код игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкаль-ные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игруш-ки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкаль-ным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

14. Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, дет-ские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему по-вернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.

15. Наш оркестр

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инстру-менты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, уголь-ники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз-дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструмен-том проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утрен-нике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

Методическая разработка. Музыкальные игры для младших дошкольников

Автор: Землемерова Надежда Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.

Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности;
- развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию;
- развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;
- обогащение музыкального опыта детей;
- активизация эмоциональных реакций малышей на музыку;
- развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.

Младшая группа

«Угадай инструмент»
(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки»
(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем,
Ножки поднимаем,
В Палочки играем,
Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

«Дети и медведь»
(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять
В погремушки поиграть,
Вот как весело гуляем,
В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.

«Музыкальная мозаика»
(Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
Ква-ква- ква она поёт!

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк,
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

«Весёлые мячики»
(На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился
Мячик по дорожке,
Мы как мячики бежим,
Вот какие ножки!

Вдруг запрыгал мячик наш
Весело так скачет
Мы как мячики сейчас
Дружно все поскачем!

«Маленькие музыканты»
(На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).

«Курочки и лисичка»
(Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.

Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)