Конспект нод "откуда музыка пришла". Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с использованием ИКТ "Веселый оркестр"

Конспект музыкального занятия (НОД) в старшей
подготовительной группе «Волшебная книга
музыки»
Конспект музыкального занятия (НОД) в старшей подготовительной группе
«Волшебная книга музыки»
Старшая подготовительная группа.
ТЕМА: «Волшебная книга музыки».
Цель: учить детей внимательно слушать музыку, высказываться о её характере,
развивать представление о выразительности регистра, тембра в музыке; учить
воспроизводить ритмический рисунок попевки в звучащих жестах по графическому
изображению; упражнять в выполнении подскоков, кружении в парах; учить узнавать
знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; формировать певческие
навыки, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен; знакомить с
устройством и звучанием скрипки; развивать творческое воображение, мелкую
моторику рук; воспитывать любовь к музыке.
Ход занятия:
Под музыку дети легким бегом вбегают в зал, встают в полукруг.
МУЗ. РУК­ЛЬ: Ребята, вы видите, что сегодня к нам пришли гости. И мы, как
воспитанные дети должны с ними поздороваться. Пропоем музыкальное приветствие
для наших гостей хитрым голоском, грустным, а теперь ласковым, веселым…
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а гости нам принесли в подарок эту книгу, посмотрите, какая
она красивая, наверно интересная… Хотите почитать?
(открывает красочно оформленный нотный сборник, подзывает к себе детей) ­Ой,
ребята, а я не могу её прочитать, здесь нет букв, какие­то знаки. Вы их знаете?
­Да, это ноты.
­ Что же делать? Давайте попросим помочь нам её прочитать нашего муз.
руководителя.
МУЗ. РУК­ЛЬ: С удовольствием! Это волшебная книга, она проведет нас в гости
к музыке. Но вы знаете, чтобы попасть в страну музыки, нужно
выполнить волшебные движения. Вы справитесь?
Тогда становитесь в круг скорей,
Ну смелее же, смелей.
И друг к другу повернулись,
Подмигнули, улыбнулись.
Руки правые подали, их «бараночкой» связали.
На носочках покружились, в круг лицом остановились.

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРТУШКИ».
ВОСПИТАТЕЛЬ: А пойдем мы в гости к музыке специальным танцевальным шагом –
подскоками.
УПРАЖНЕНИЕ «САПОЖКИ».
Муз. рук: С первым заданием музыкальной книги вы справились.
Страничку вторую мы открываем,
Что на ней? Сейчас узнаем…
Тише, тише, тишина, в гости музыка пришла.
Что за музыка такая? Кто ответит, угадает?
Исполняется пьеса В. Моцарта «Колокольчики звенят».
МУЗ. РУК: Кто узнал, что это за музыка и вспомнил имя композитора, который её
сочинил? С музыкой каких композиторов мы еще знакомились?
Расскажите, какое настроение подарила вам эта музыка? Какая она по характеру?
Нежная, забавная, ласковая, звонкая, волшебная…
А в каком регистре звучит эта музыка? Да, мелодия звучит высоко, похожа на
перезвон чудесных колокольчиков. Мне кажется, что под такую музыку могут
танцевать волшебные феи или птички. А кто еще может танцевать под
такую музыку? (мотыльки, пчелки, цветочки)
Хотите, мы сделаем эту музыку еще чудесней, волшебней? Украсим её звучанием
разных музыкальных инструментов. Посмотрите, перед вами колокольчики,
бубенчики, треугольники, хрустальные стаканчики, барабаны. Выберите
понравившийся вам инструмент. Почему не взяли барабан (его звук слишком грубый и
громкий). Предлагаю мальчикам помузицировать на инструментах. А девочки
превратятся в бабочек, в цветы и станцуют нам свой волшебный танец.
На повторное слушание­ танцевальная импровизация и свободное музицирование на
ДМИ.
ВОС­ЛЬ:
Какую красивую мелодию подарила нам книга Музыки, а как чудесно вы танцевали и
играли, как настоящие бабочки и феи.
Ой, смотрите, бабочка­красавица.
Прилетела в гости, музыка ей нравится. (игрушка на проволоке –
бабочка «летает» около детей)
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «МОТЫЛЕК»:
Представьте, что к вам на ладошку присела бабочка, да такая красивая. Полюбуемся
ею, а теперь подуем осторожно.
Ты лети, лети, счастливого пути!
МУЗ. РУК: А здесь, в книге, есть конверт! Что же в нем? Большой секрет.
Здесь замочек не простой, но мы справимся с тобой.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАМОК».

МУЗ. РУК: А в конверте ритмическая загадка. Попробуем её отгадать? Прохлопаем и
пропоем звуки:
о о О о о О о о О о о О
о о о о о о О о о о о о о О
Что это за песенка? («Петушок» рус. нар мел.)
Ну­ка, детки­петушки, расправляйте гребешки.
Песню запеваем, движения повторяем!
(исполнение песни со звучащими жестами и ритмическими движениями)
МУЗ. РУК: И на следующей страничке ожидает нас сюрприз.
Но сначала не зевайте и загадку отгадайте.
Исполняет вступление или мелодию песни А. Филлипенко «Про лягушек и комара» на
метеллофоне.
На каком инструменте в этой песне играл комарик? Я обещала вас познакомить со
скрипкой? Встречайте – принцесса скрипка! (показ инструмента). Посмотрите, какая
прекрасная стройная фигура у нашей красавицы, длинная шейка, головка с завитком.
Делают скрипку из ели и клена. Над «грифом» натянуты струны. А играют на ней при
помощи специальной палочки – смычка, который состоит из трости и белых конских
волос. Хотите услышать, как она поет? Какой у скрипки голосок? –нежный, ласковый,
мягкий. Не забудьте об этом, когда будете передавать своим голосом её звучание.
Исполнение песни с элементами инсценирования.
МУЗ. РУК: Молодцы, у нас получилась настоящая маленькая музыкальная сказка. А
сейчас мы можем поиграть, но как и с чем придется угадать.
У одной стены для вас приготовлены платочки, у другой – флажки. Если вы услышите
танцевальную мелодию, возьмете в руки платочки и потанцуете с ними. Если
услышите звуки марша – берите флажки и маршируйте. А если зазвучит колыбельная
песня, вы сможете лечь на коврик и отдохнуть.
­ИГРА «С ЧЕМ БУДЕМ ИГРАТЬ»
ИТОГ: Ну что, понравилось вам читать музыкальную книгу? Какая страничка вам
особенно понравилась? Я верю, что когда­нибудь вы научитесь читать книгу музыки
сами. (за работу на занятии всем детям раздаю значки­нотки)

Конспект НОД «Определи музыкальный инструмент»
Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с
основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих способностей у
детей средствами музыки
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о музыкальных инструментах.
Развивающие:
развивать навыки коммуникативной компетенции, такие как слышать и слушать товарищей,
совместно выполнять задания в парах;
формировать умения классификации инструментов.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
воспитывать позитивное отношение к искусству;
повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой
деятельности.
воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Данную презентацию ­ игру можно включать в музыкальные занятия в детском саду или
уроков в школе, а так же в досуги и вечера развлечений, проводя викторины, концерты­загадки,
конкурсы.

Жизнь была б ужасно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук ­
Шум дождя и сердца стук,
Рев слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье. (А. Усачев)
Музыкальный руководитель: ребята, посмотри, как выглядит симфонический оркестр. Каких
только инструментов здесь нет! Вы, наверное, думаете, что расположились они на сцене как
кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где­то в сторонке. Но вглядись повнимательнее
и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди
расположены скрипки и их родственники - альты, виолончели. Чуть поодаль стоят контрабасы.
Все эти инструменты составляют одно семейство Струнных смычковых.
Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых - флейты, кларнеты,
гобои, фаготы.
Справа от них разместились ближайшие их родственники Медные духовые - трубы, валторны,
тромбоны и тубы. За ними барабаны и еще много разных инструментов, относящихся к
семейству ударных музыкальных инструментов.
А еще внимание привлекают три инструмента. Красавец рояль – как сеньор во фраке. Один
имеет форму огромного треугольника с натянутыми струнами, а другой - небольшого ящичка с
клавишами. Это арфа и челеста.
Вот сколько инструментов мы с вами узнали, но и они делятся на группы – струнные, духовые,
клавишные и ударные.
Давайте попробуем их отгадать
Проводится игра­презентация «Определи музыкальный инструмент»
М. р.
Кто оркестром управляет?
Кто все инструменты знает?
Палочкой волшебной машет,
Не поет он и не пляшет,
Но в работе фантазер!
Отвечаем – дирижер!
М. р.
Оркестр, как хорошо организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у
него президент - управляющий оркестром, которого называют дирижером.
Дирижер умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не
произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет ее, стукнет легонечко о

подставку для нот - пюпитр - и. в оркестре воцаряется мертвая тишина. Взмахнет ею, и
все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.
М. р.
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще ­ и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах ­ и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели ­
Это звук виолончели.
Взмах рукой ­ поет валторна,
Взмах ­ мы слышим звуки горна,
Где­то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье ­
Оркестровое творенье.
Ребята, давайте послушаем произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Какие инструменты мы с вами слышали? (ответы детей)

«Развитие музыкальных способностей у детей
дошкольного возраста»
Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка
как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной культуре, тем
более музыкальными они становятся. Б. М. Теплов дал следующее
определение способностей ­ индивидуально­психологические особенности личности,
которые отличают одного человека от другого.
Сложность представляет формирование музыкально­слуховых представлений,
чистое пропевание и умения подбора по слуху на музыкальных инструментах
мелодической линии. Музыкально­ритмическое чувство ­ способность активно
переживать музыку посредством движения, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и умение точно воспроизводить ритмический
рисунок.
В настоящее время разрабатываются новые подходы к проблеме развития
музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Уточнение
теоретических аспектов развития музыкальных способностей, возможности и

закономерностей их формирования остается актуальной задачей современной
педагогики.
Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания детей младшего
возраста был дан в работах таких исследователей, как Н. П. Аникеев, A. B. Кенеман,
А. П. Усова, H. A. Ветлугина , A. B. Запорожец, Г. С. Ригина, Д. В. Менджерицкая.
Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют
работы отечественных психологов JI. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. С. Тарасова,
Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающие деятельностный
аспект развития музыкальных способностей.
Вопросы развития музыкальных способностей дошкольников рассмотрены в
работах Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, H. A.
Ветлугиной, А. Н. Зиминой, О. П. Радыновой.
В данной статье описаны особенности развития музыкальных способностей у
детей младшего возраста.
Мы охарактеризовали музыкальные и возрастные способности детей младшего
возраста. Изучили проблемы музыкальных способностей, которые многоаспектно
раскрыты в работах Б. М. Теплова. Исследователь выделил общие и
специальные музыкальные способности, которые нужны детям для успешного
овладения музыкальной деятельностью.
К специальным музыкальным способностям он относит абсолютный тембровый,
динамический, гармонический слух. К общим моментам музыкальной одаренности он
относил силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов,
устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности человека. К
основным музыкальным способностям Б. М. Теплов относит: ладовое
чувство, музыкальный слух, чувство ритма.
Анализ психолого­педагогической литературы показал, что игра является ведущим
видом деятельности, важным средством развития музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
Для развития звуковысотного слуха необходимо подбирать игры, моделирующие
отношения звуков по высоте, которые включают воспроизведение мелодии голосом
или на музыкальном инструменте. В качестве формирования представлений о
высоте звуков используем зрительную и слуховую наглядность, например, картинки с
иллюстрацией разной по высоте звуков, музыкальная лесенка,
использование музыкальных колокольчиков, игра «Музыкальное эхо».
Чувство ритма развивается у детей гораздо сложнее, чем звуковысотный слух.
Помогает развить чувство ритма шумовые, ударные музыкальные инструменты.
Простукивание простого ритмического рисунка, прохлопывание – эти приемы
помогают детям развивать чувство ритма и музыкальные способности в целом.
Для развития ладового чувства можно использовать подвижные сюжетные игры,
хороводные игры, которые учат детей прислушиваться к пению друг
друга. Развитие ладового чувства у ребенка дошкольного возраста предполагает
сочетание методов как слуховой, так и зрительной наглядности.
Важная методическая рекомендация по развитию музыкальных способностей ­
объединение усилий педагогов, родителей, воспитателей, необходимо создание
специальных условий, возможностей и средств, использование пособий
и музыкально­дидактических игр в группе, создание музыкального уголка, работа и
беседа с родителями, индивидуальные консультации, создание в
группах музыкальных кружков.

Нередко, прослушивая или исполняя музыкальное произведение на музыкальных
занятиях, дети с большим интересом участвуют в импровизированных театральных
постановках, творческая атмосфера которых напрямую зависит от
мастерства музыкального руководителя.
Мы проанализировали опыт музыкальных руководителей детских садов по развитию
музыкальных способностей детей дошкольного возраста и пришли к выводу, что
использование музыкально­театральной деятельности и интегрированных форм
занятий способствуют успешному развитию музыкальных способностей детей.
1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А.
Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – Москва: Просвещение, 1989. –
270 с.
2. Обухова, Л. Ф Возрастная психология.: учеб. для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва:
Пед. об­во России, 2004. – 448 с.
3. Радынова, О. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной
культуры / О. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – № 1. – С. 3–8.
4. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального
образования: учеб. пособие / А. В. Торопова. – Москва: ГРАФ­ПРЕСС, 2008. – 200 с

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше
скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!
Альт
Три струны, играет звонко
Инструмент тот -
«треуголка».
Поскорее узнавай­ка,
Что же это?
Балалайка
Со мной в поход легко
идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый...
Барабан
У него рубашка в складку,
Любит он плясать
вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш...

Баян
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Гармонь
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
Гитара
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно
модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
Гитарой
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну ­
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем ­ самый главный!
Дирижер
В лесу вырезана,
Гладко
вытесана,
Поет­заливается.

Как называется?
Дудочка
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на
вальс.
Кто песни сочиняет?
Композитор
Скрипке он как старший
брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
Контрабас
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные
сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...
Ложках
Это что за инструмент высотою в целый
дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его...
Орган
Музыкант, певец,
рассказчик,
А всего - труба да ящик.
Патефон
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных
сапогах.
Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? ...
Рояль
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый
он,
Серебристый...
Саксофон
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так
гибко.
Затихло все: играет...
Скрипка
Движенья плавные смычка приводят в трепет
струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет...
Скрипка
Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками
взмахнуть,
Звонко ударить, потом
отдохнуть.
Партия их не пустяк, не
безделка,
В музыке тоже бывают...
Тарелки
Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - ...
Фортепиано
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.

Следующий ритм, который передается таким же образом
дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не
может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий
должен попросить придумавшего этот ритм повторить его
столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом
есть определенная сложность для того, кто предлагает,
задает пример – он не должен забывать и путаться при
повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок
должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор»
может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический
рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!»,
«Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать
какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая
их ритмически организованно.

«СТУЧАЛКИ»
Более сложным примером игры является игра с
применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не
пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего
можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем
можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или
даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки,
металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки,
детские погремушки. Попробуйте использовать разные по
тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки,
металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни
(конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно
металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой.
Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и
тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из
них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть
попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для
начала используйте только два тембра. Например, железными
палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по

Грипп обычно начинается остро, через несколько часов
или 1 – 2 дня после заражения. Температура может быстро
повыситься до 39 – 40 градусов.
Старшие дети жалуются на головную боль,
мышечные боли, разбитость. Младшие становятся вялыми,
беспокойными.
Острый период болезни может
сопровождаться
судорогами,
менингеальными симптомами, абдоминальным синдромом
(боли в животе, рвота, учащение стула).
бредом,
рвотой,

Рано появляются цианоз носогубного треугольника и
губ, гиперемия лица, инъецированность склеры глаз,
конъюнктивы; возможны носовые кровотечения и
геморрагическая сыпь на видимых слизистых и коже.

Симптомы поражения верхних
дыхательных путей, как правило, появляются
на 2­й день заболевания и обычно вначале
выражены скудно: нос заложен или имеются

Авторский материал для музыкальных руководителей. Конспект открытого конкурсного занятия в старшей группе ДОУ с использованием здоровьеберегающих технологий. в кимеются приложения из которых можно составить мультимедийную презенитацию у занятию. Данное занятие заняло первое место на конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по музыке

« Путешествие по волшебным островам »

Вид: тематическая НОД

Тема: «Путешествие по волшебным островам»

Тип: занятие - путешествие

Возрастная группа: старшая группа

Задачи :

Развивающая:

  • Создавать условия для развития: чувства метроритмической пульсации; ладового чувства; звуковысотного, интонационного слуха; артикуляционной моторики; дикции; певческого и речевого дыхания; внимания; координации; памяти; слухового, творческого воображения и ассоциативного мышления;

Образовательная:

  • учить различать разнохарактерную музыку;
  • побуждать детей к творчеству через сочинительство песен;
  • раскрыть понятие «голосовые связки»;
  • содействовать формированию словарного запаса эмоций и чувств.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру слушания;
  • воспитывать субъективно-ценностное отношение к искусству

Методы: наглядный, практический, словесный, игровой.

Приёмы: объяснение, беседа, показ.

Технические средства обучения: звуковые, зрительные.

Педагогические технологии: гуманно-личностная, игровая, РТВ.

Оборудование: мультимедийная установка, карта волшебных островов, детские музыкальные инструменты, разноцветные карточки «Цветовая палитра», портрет композитора П.И. Чайковского, разноцветные нотки, линейка с ниткой для опыта, воздушный шарик, булавка, записка с кричалкой.

Репертуар:

  1. Валеологическая распевка «Здравствуйте».
  2. Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
  3. Музыкально–подвижная игра на воображение «Подводные обитатели»
  4. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
  5. Оркестр «Волна».
  6. Общий танец «Барбарики».
  7. Дыхательная гимнастика «Свечка».
  8. «Осенняя песнь» П.И. Чайковский.
  9. «Неаполитанская песня» П.И. Чайковский.
  10. «Весёлая песенка».

Ход занятия

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня эту музыкальную встречу, мы проведём вместе. Зовут меня Татьяна Юрьевна.

Давайте поздороваемся необычно, повторяйте за мной:

Валеологическая распевка «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, лёгкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте!

Я вам предлагаю отправиться в путешествие по волшебным островам. Вы любите путешествовать?

А чтобы наше волшебное путешествие началось, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами и мы все тоже станем волшебниками. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!

Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку

Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку

Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот

Конфеткой угостились, Дети облизываются

И в волшебников превратились.

Пора нам отправится в путь.

СЛАЙД № 1 КАРТА ОСТРОВОВ (см. приложение №1)

Мы с вами будем путешествовать вот по этой карте.

(Обращает внимание на карту с волшебными островами, рассматривает её с детьми). Но как нам попасть на первый остров?

(Ответы детей)

Ребята, мы же с вами волшебники и можем превращаться в кого захотим. Давайте мы с вами превратимся в подводных обитателей и доберёмся до острова. Под красивую музыку вы будете плыть, а как только музыка остановиться вы тоже должны замереть в позе подводного обитателя и сказать мне в кого вы превратились.

Раз, два три повернись –

Волшебство начнись!!

Музыкально – подвижная игра на воображение

«Подводные обитатели»

(Дети двигаются под музыку, изображая подводных обитателей. С окончанием музыки они рассказывают, кого они изображают.)

Музыкальный руководитель включает музыку ещё раз и приглашает детей «проплыть» на стульчики

СЛАЙД № 2 «ОСТРОВ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ» (см. приложение №2)

Музыкальный руководитель:

Ну, вот мы с вами и попали на первый остров «Волшебных звуков». Посмотрите, какие необычные деревья на этом острове. Кто же живёт здесь?

(Дети рассматривают изображения острова и видят, что деревья в виде музыкальных инструментов)

Музыкальный руководитель:

Да, судя по деревьям это остров музыкальных инструментов. Мы с вами сейчас отгадаем, какие музыкальные инструменты живут на этом острове.

Проводится музыкально - дидактическая игра «Угадай, на чём играю»

(Музыкальный руководитель по очереди играет на музыкальных инструментах, спрятанных за ширмой, а дети должны угадать какой инструмент звучит).

Музыкальный руководитель:

Здорово, ребята, молодцы, угадали все инструменты.

А сейчас инструменты все возьмём

С ними мы играть начнём.

Вы смотрите на меня,

Дирижёром буду я.

Лишь рукою я взмахну,

Инструменты оживлю.

Лишь взмахну я выше, вы играйте громче,

Лишь взмахну я ниже,

Вы играйте тише.

Общий оркестр «Волна»

Музыкальный руководитель:

К берегу плывёт волна, Дети играют на музыкальных

А за ней ещё одна. инструментах.

Эта выше, Играют громче.

Эта ниже, Играют тихо.

Эта вовсе не видна. Замолкают.

Разразился страшный шторм, Дети громко играют

А потом всё тише, тише. Дети играют тише.

И волна всё ниже, ниже. Замолкают.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята! Пока не разыгрался опять страшный шторм давайте, спрячем скорее музыкальные инструменты и отправимся на следующий волшебный остров, который называется «Гармония». А добраться туда мы сможем только с помощью весёлого волшебного танца. Вы готовы?

(Ответы детей)

Исполняется общий танец «Барбарики»

Музыкальный руководитель:

Ребята, этот весёлый танец разжёг в нас горячий огонь. Давайте мы с вами этот огонь скорее потушим, чтобы совсем не сгореть.

Дыхательная гимнастика «Свечка»

СЛАЙД № 3 ОСТРОВ «ГАРМОНИЯ» (см. приложение №3)

Музыкальный руководитель:

Дети, посмотрите какой он интересный этот остров «Гармония».

(Дети вместе с музыкальным руководителем рассматривают остров. Он разделён пополам – одна половина раскрашена в холодные тона, а другая в тёплые.)

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, на одной половинке живёт кот Мажор -

Он лучший друг ребят.

С собой всегда приносит

Улыбку, шутку, смех,

И если дружишь с ним

То ждёт тебя успех!

А на другой половинке живёт кот Минор –

Со смехом ему не по пути,

Он грустью дорожит.

Любит, вздыхая слёзы лить

И предлагает нам:

Давайте вместе погрустим,

О чем не знает сам!

Дети, давайте поздороваемся с котом Мажором и котом Минором. Но так, чтобы не обидеть ни того ни другого.

(Дети пропевают слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад)

Ребята, у котика Минора есть одно любимое музыкальное произведение, я вам сейчас его исполню.

«Осеннюю песнь» П.И. Чайковского.

А как вы думаете, почему эта любимая музыка Минора, какой у неё характер?

(Ответы детей: она грустная, унылая, хмурая)

Да, ребята, я полностью с вами согласна. Это произведение называется «Осенняя песня». А какие бы вы выбрали краски, чтобы нарисовать эту музыку?

(Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру)

А давайте теперь послушаем любимое произведение кота Мажора.

Музыкальный руководитель исполняет

«Неаполитанскую песню» П.И. Чайковского

Это музыкальное произведение называется «Неаполитанская песня». А эта музыка по характеру какая? (Ответы детей: весёлая, подвижная)

А какие бы краски вы выбрали, чтобы нарисовать эту музыку? (Ответы детей. Дети выбирают цветовую палитру).

Да, ребята, какая разная музыка! Я вам открою одну тайну – эту разную музыку написал один и тот же человек. А как называется человек, который сочиняет музыку? (Ответы детей: Композитор) . Так вот, эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. (Музыкальный руководитель показывает портрет композитора). Вы не раз ещё услышите музыку этого композитора и увидите его портрет потому, что он написал много музыки для детей. У него есть альбом с музыкальными произведениями написанных для детей, он так и называется «Детский альбом». Так как зовут этого композитора? (Ответы детей).

Ну, что же, ребята, пора нам отправляться дальше навстречу неизведанным островам.

А попадём мы на другой остров лишь тогда, когда выполним следующее задание.

Нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать, что там находится и громко прочитать.

(Дети выполняют задание: находят воздушный шарик и булавку прокалывают шарик, достают записку с кричалкой и громко повторяют за музыкальным руководителем)

Домисолькой стать хочу,

Звонко песни я пою!

СЛАЙД №4 ОСТРОВ «ДОМИСОЛЬКА» (см. приложение №4)

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами на острове «Домисолька». На этом острове живут весёлые нотки. Ребята, а если нотки сложить вместе, что получается?

(Ответы детей: песенка ). Вы любите петь песенки? (Ответы детей). А вы знаете, что петь песенки, разговаривать нам помогают голосовые связки?

Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.

Ход опыта:

Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).

Ну, вот мы с вами разобрались, что нам помогают петь голосовые связки. Теперь настало время исполнить песенку, но для начала мы с вами её сочиним. Мы же волшебники и многое умеем, например: сочинять песенки.

Ну что ж, сначала сочиним слова для нашей песни. Я буду начинать фразу, а вы, ребята, мне помогайте - заканчивайте её, предлагайте свою варианты.

Итак:

Я гуляю во дворе

Вижу домик на …

Дети: на горе (на холме, на траве),

Музыкальный руководитель:

Я по лесенке взберусь

И в окошко …….

Дети: постучусь,

Музыкальный руководитель:

Принимай-ка, дом, гостей,

Открывай скорее …..

Дети: дверь!

Музыкальный руководитель:

А ещё можно так:

Принимай-ка, дом, ребят,

Нас, весёлых…

Дети: Дошколят!

Как будем петь первый вариант или второй?

(Решение детей)

Давайте для начала мы песенку проговорим стихами шёпотом.

(Дети исполняют песенку шёпотом под музыкальный аккомпонимент)

А теперь мы исполним песенку весело, задорно, но не забывайте, что если громко петь, то можно повредить голосовые связки!

Исполняют «Весёлую песенку»

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по волшебным островам, нам надо возвращаться в детский сад. Вы зажмурьте глаза, а я прочитаю волшебные слова.

Раз, два, три – повернись,

Волшебство остановись.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вот мы с вами и вернулись. Вам понравилось путешествие по волшебным островам? У меня есть карта волшебной страны и разноцветные нотки, там, где вам понравилось больше всего отметьте волшебной ноткой.

(Дети приклеивают разноцветные нотки к тому острову, на котором им понравилось)

Музыкальный руководитель:

Мне было очень приятно с вами познакомится. И я думаю, что вы были волшебниками только потому, что внимательно слушали, старались, были прилежными.

Если хочешь волшебником стать?

Надо только помечтать!

А ещё добавить знаний

И терпенья не забудь.

Вот тогда свершится чудо

Только подожди чуть – чуть.

Спасибо, ребята, до свидания!


Игровая интегрированная деятельность с детьми 4-5 лет «Весёлое путешествие»

Позвольте представить Вам конспект НОД «Весёлое путешествие» в средней группе с элементами логоритмики и использованием дидактических игр. На занятии в игровой форме развиваются музыкально-сенсорные способности.

Конспект НОД в средней группе «Весёлое путешествие»

Цель : формирование двигательных навыков и умений, развитие музыкальных и сенсорных способностей детей.

Задачи:

1. Развивающие:

Развивать слуховое внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку, координацию движений, чувство ритма;

Развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета;

Развивать тактильные ощущения.

2. Образовательные:

Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности: тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух;

Закрепить умение детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения.

3. Воспитательные:

Воспитывать дружелюбные отношения в детском коллективе.

Игровой материал: домик, игрушки Заяц и Петушок, куб, на гранях которого изображены разные животные, куб с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, погремушка, колокольчик, металлофон), таз с водой, матрёшки в разных сарафанах (лоскутные куклы, надеваемые на руку), плоскостное дерево, домик тётушки Матрёши.

Ход НОД:

Дети заходят в зал под запись пьесы Э.Грига «Утро» (классическая музыка для детей «Музыка о природе)

Музыкальный руководитель:

Дети, что вы говорите, когда приходите в гости? (ответ детей)

Я тоже здороваюсь везде - дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я знакомой курице.

Давайте поздороваемся вместе со мной.

Произносят текст вместе с выполнением движений:

Здравствуй, солнце золотое - поднятые руки скрещены, пальцы растопырены

Здравствуй, небо голубое - руки подняты, ладони раскрыты кверху

Здравствуй, вольный ветерок, - качание руками вверху

Здравствуй, маленький дубок - руки справа, одна выше, другая ниже, ладони раскрыты кверху

Мы живём в родном краю - развести руки в стороны

Всех я вас приветствую! - помахать руками над головой

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим!

Музыкальный руководитель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к тётушке Матрёше!

Путь не близкий будет, что же, не беда!

С музыкой нам весело, хорошо всегда!

Музыка нам будет помогать дружно бегать, ездить и шагать.

А для тётушки подарок соберём, шаль пуховую в мешочке повезём,

Чтобы в зимний вечерок согревал её платок!

(Берёт мешочек с шалью, вешает через плечо)

Ну что, готовы в путь-дорогу? Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам и весёлый…

Дети : Барабан!

Звучит «Марш деревянных солдатиков П.И. Чайковского. Музыкальный руководитель отстукивает на барабане ритм музыки. Дети шагают по кругу. В средней части марша отстукивают ритм пальчиками, затем имитируют игру на трубе.

Музыкальный руководитель:

Оборвалась здесь дорожка, мы прокатимся немножко.

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!

Я - ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!

Топотушками пойдём, за вагончиком вагон.

Под музыку «Мы едем, едем, едем» М. Старокадомского дети двигаются топающим шагом за ведущим, имитируя руками движения колёс. На припев выполнят движения: три хлопка справа, три хлопка слева, сжимают и разжимают кулачки - 4 раза, показывают «хвостик» руками сзади, показывают стойку «собачка», показывают «крылышки» - 4 раза, взмахи ладонями перед собой - 4 раза, наклон вперёд с разводом рук в стороны - 2 раза.

Музыкальный руководитель:

Вот и остановка - деревня Сосновка.

Что такое? Что за чудо? Домик взялся здесь откуда?

Кто из вас, ребята, знает, кто в том доме проживает?

(дети высказывают свои предположения)

Что ж, не будем мы гадать, можно взять и постучать.

(стучит в дверь, показывает Зайчика)

Этот домик на опушке, домик зайки Длинноушки.

Смотрит заинька в окно: не идёт ли в гости кто?

В гости к зайкиной избушке идут разные зверюшки!

Вы хотите узнать, кто спешит к зайке в гости?

Дети : Да!

Музыкальный руководитель:

У меня есть весёлый кубик, он поможет нам узнать, кто спешит к зайке в гости.

Описание игры: дети стоят в кругу, под весёлую музыку «Ах вы, сени» передают кубик друг другу со словами:

Ты беги, весёлый кубик, по ладошкам, по рукам.

У кого весёлый кубик, тот покажет нам…

Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в центр круга. Педагог спрашивает, кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Затем дети должны изобразить образ и повадки изображённого животного.

Музыкальный руководитель:

Зайчик обрадовался, что так много гостей к нему пришло, и заплясал на полянке. Давайте и мы поиграем с зайчиком.

Игра «Зайцы и ветерок», И. Бодраченко, «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»

Музыкальный руководитель:

Поиграли с зайчиком, но нам опять пора в дорогу.

Дети: На лошадках!

Музыкальный руководитель:

Правильно, на лошадках, как смелые наездники!

Звучит пьеса «Смелый наездник». Дети скачут прямым галопом по кругу. В средней части останавливаются, бьют «копытом» на месте.

Музыкальный руководитель:

Прискакали мы на волшебную полянку! (включить запись журчания ручейка, поставить тазик с водой)

А здесь журчит весёлый ручеёк.

Присядем мы на бережок, пусть ножки отдохнут.

Вот прозрачная вода, посмотрите все сюда!

Брызги в стороны летят, поплескаться каждый рад!

Давайте поплещем ручки в воде! (дети плещутся в воде)

Музыкальный руководитель:

Какая водичка? (дети называют свойства воды (мокрая, теплая, льется, журчит)

Осталось нам немножко пробежать по дорожке.

Звучит 1 часть «Итальянской польки» С. Рахманинова. Дети выполняют лёгкий бег на носочках.

Музыкальный руководитель:

А вот уже и тётушкин двор.

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит - сложить ладони над головой.

На дверях замок висит - сомкнуть ладони.

За дверями стоит стол - накрыть правой ладонью кулачок левой руки.

Вокруг дома частокол - растопырить пальчики перед собой.

Тук-тук-тук дверь открой - постучать кулачками по ладони.

Заходите - я не злой - раскрыть руки в стороны, приглашая всех в гости. (Выходит тётушка Матрёша - воспитатель в русском сарафане)

Пантелеева Елена Анатольевна,

музыкальный руководитель

МБОУ "СОШ № 2"

ХМАО-Югра, г. Югорск

Цель

Формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развивать музыкальные способности посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к музыке.

Ход занятия .

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

И другой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

И садитесь!

Музыкальный руководитель:

Ребята, что мы сейчас делали?

Дети. Топали, хлопали, шумели.

Музыкальный руководитель:

Как можно назвать такие звуки?

Дети. Шумы.

Музыкальный руководитель:

Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.

Скажите, какие звуки можно слышать на улице? А какие дома? (ответ)

Правильно, все это шумы. Давайте поиграем. я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы)

Шумы - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, что сейчас вы слышите?

Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне ). Это тоже звуки, но какие? Шумовые?

(ответ) Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Давайте повторим: какие бывают звуки.

Музыкальный руководитель : А сейчас проведем небольшую викторину.

разделимся на две команды и возьмем карточки, я буду называть звуки, а вы будете относить их к музыкальным или не музыкальным.

(пение мальчика, скрип дверей, звучание женского хора, шум моря, стук мяча, игра на скрипке, звучание оркестра, шум машины, игра на фортепиано)

А по каким звукам можно узнать человека, даже не видя его?

Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в Страну Музыкальных звуков, но сначала нужно ответить на вопросы.

Кто такой композитор?

Кто такой музыкант?

Для кого исполняет свои произведения музыкант? (для слушателей)

Я вижу, вы готовы к путешествию. Молодцы!

А в страну Музыкальных звуков нас доставит необычный корабль.

Логоритмическая композиция «На воздушном корабле» (автор стихов и движений Е.Е. Соколова)

Вот мы и прилетели в страну Музыкальных звуков, в городок «Динь-динь». Как же зовут жителей этого городка? Отгадайте загадку.

Веселые крючочки

На линейках сидят

На линейках сидят

Песни петь велят? (ноты)

Есть у меня волшебный ключик, без которого не открыть дверь в домик, где живут ноты. Как называется этот ключ? (скрипичный ключ, или ключ «соль»)

Вот и пришла пора познакомиться с нашими нотками.

Дети рассказывают о нотах, и располагаю их на нотном стане

Нота «до»

«До» бежит домой по дорожке,

«До» добралась до ворот

Вверх по лесенке идет.

Нота «ре»

Нотка спряталась в норе,

Под первой линеечкой

Нота «ми»

На линейке первой – «ми»!

Музыканты знают это!

Вот теперь и ты пойми:

Нот других со мною нету!

Нота «фа»

«Фа» - в лесу кричит сова!

Нота «соль»

На второй линейке – я,

Нотой «соль» зовут меня.

Нота «ля»

«Ля» - запела вся земля!

Нота «си»

Нота «си»! Я – тоньше всех,

Вот и забралась наверх.

Я живу над «ми» и «соль»,

Третья линеечка – адрес мой!

На пяти линейках

Весело и дружно

Ноты все живут.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!

Дети поют гамму

Вот теперь все нотки в сборе,

Значит, петь сумеем вскоре!

По лесенке - чудесенке.

Так легко вверх, вниз шагать

Ноты нужно изучать,

Чтобы спеть нам песенку!

Песня «Начинаем хоровод» (сб. «Зимняя фантазия» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

Музыкальный руководитель:

Ребята, нотки очень шаловливые, любят бегать, прыгать, танцевать и умеют дружить.

Покажите, какие вы веселые и дружные.

Игра «Ищи» (сб. «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева)

Сейчас ноты приглашают вас в музыкальный магазин, где продаются музыкальные инструменты. Это магазин необыкновенный, чтобы сделать покупку необходимо правильно простучать ритм.

Игра «Музыкальное лото»
Сказка «Курочка Ряба»
дети озвучивают сказку автор Т.Э.Тютюнникова

Музыкальный руководитель .

Вот мы с вами и побывали в стране, где живут ноты. Нотки очень любят свой родной город, в котором живут, а в каком городе живете вы? (ответ). Вы любите свой город?

Давайте споем песню о Родине, о родном крае, где вы родились.

Песня «Что зовем Родиной» (журнал «Колокольчик»№25 2002г.)

Музыкальный руководитель : Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Я хочу вам пожелать, любите музыку, дружите с ней. Пусть музыка будет вашим другом. Добрых вам встреч с музыкой! Пусть в вашей душе звучит маленький колокольчик, звук которого дарит вам тепло и радость окружающим!

Под музыку дети уходят из зала.

Используемая литература.

Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»

Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки » №3 2002г.

Журнал «Музыкальная палитра» №4 2005 г.

Журнал «Колокольчик»№25 2002г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000899, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075633

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 г.Липецка Конспект НОД «Путешествие в музыкальную страну Звуков» образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (средняя группа) Задачи: Образовательные  Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.  Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.  Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.  Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.  Использовать музыкальные инструменты для озвучивания сказки.  Закреплять навыки количественного счета до пяти Развивающие Развивать:  Развитие детского творчества при обучении игре на детских музыкальных инструментах Воспитательные  Формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе,  Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при музицировании. Ход НОД: Дети заходят в музыкальный зал. Муз.рук.: - Ребята, на свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, рокот автомобиля, скрип веток, звонок телефона, журчание воды, пение птиц, стрекотание кузнечика. Это звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. - Вы слышите, что это за звуки? (шуршат листья, воет ветер, льет дождь, птицы галдят). В какое время года мы можем услышать эти звуки? (осенью) А почему вы так думаете? (высказывания детей об осенних приметах) Муз. рук.:- У каждого времени года свои особенные звуки. Послушайте....(пение птиц, шум леса) Ребята, как вы думаете, в какое время года мы можем услышать шум листвы и пение птиц? (летом). Затем педагог предлагает послушать звуки зимы: скрип снега под ногами, звуки метели, вьюги). Муз.рук.:- Ребята, а это что за звук, слышите? На что он похож? Кто это? Воспитатель выкатывает музыкальную игрушку Колобка Дети: - это Колобок! Он не простой - музыкальный! Слышите? Он хочет нам что-то сказать. На экране появляется колобок: « Я веселый Колобок! Хочу пригласить вас, ребята, совершить со мной осеннее сказочное путешествие в музыкальную страну, где живут замечательные маленькие волшебники - звуки» . Муз.рук. - Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда принимаем приглашение Колобка и отправляемся в путешествие, но кто нам покажет дорогу? Кол. :- Я буду показывать вам дорогу, а вы идите все время за мной! Чтобы попасть в эту страну нужно сказать волшебные слова: -В волшебство мы все поверим – сказка нам откроет двери! Дети повторяют слова вместе с Колобком. Муз. : -Вот мы и попали в музыкальную страну, где живут звуки. Слышите, что это за звук нас встречает? (Это едет машина, сигналит машина) Муз.рук.:- Да, мы с вами услышали звук подъехавшей машины. Музыкальный Колобок приглашает прокатиться всех на машине. Держитесь крепко за руль. Поехали. Игровая миниатюра «Машины» Дети подпевают и двигаются по залу «топотушками». Едем, едем на машине мы по Липецкой земле, По березовой, сосновой, по дубовой стороне. Муз.рук. - Вот и закончилась хорошая, ровная дорога, а впереди узкие тропинки, дальше мы на машине не проедем. Что же нам делать? На чем отправляться дальше? (ответы детей). - Ребята, а давайте побежим по дорожке по осенним листочкам, а ладошками покажем как листики под ногами шуршат Скачут « боковым галопом» Муз. Ребята, смотрите, куда мы с вами прибежали? (в лес). На экране появляется картинка осеннего леса. -Какое сейчас время года в лесу? А какой он, осенний лес? (ответы детей) Очень красив осенний лес! Он может петь, шуметь, шуршать, а еще любит играть! Давайте поиграем, повторяйте вместе со мной! Фонопедическое упражнение «Осень» Осень листья золотит, Ветер ими шелестит: Шур- Шур- Шур, Шур- Шур- Шур. Ритмично потирают ладонью ладонь Он с деревьев их разносит. Поиграет, снова бросит: У- У- У, У- У- У. Ритмично скрещивают поднятые вверх руки. Вверх поднимет, закружит И на месте завертит: У- У- У, У- У- У. Делают круговые движения указательными пальцами. То к земле прижмет, погладит, Вдруг на веточку посадит: Так – Так - Так, Так – Так - Так. Ритмично похлопывают ладонями по кругу Соберет большую кучу, Убежит и сядет в тучу. Ритмично сжимают и разжимают руки. Как хорошо мы с вами поиграли с волшебницей Осенью, с золотыми листиками, а где же наш музыкальный Колобок? Вы слышите, где раздаются эти звуки?(ответы детей: кваканье лягушки) Звучат звуки «На болоте». Муз.рук.:- Ребята, смотрите, Колобок прикатился к болоту, он наверно хочет нас познакомить со своим другом – Лягушонком Квак. Муз. рук. -Здравствуй, Лягушонок Квак. - Ребята, Лягушонок хочет нам рассказать свою историю и поиграть с вами, давайте присядем на пенечки и послушаем. Воспитатель рассказывает от имени лягушонка Квака. Лягушонок:- Однажды я решил погулять. И вдруг на меня упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Музрук. Сколько капелек дождя упало на Лягушонка? ответы детей (1) Лягушонок: - Тут тучка закрыла солнышко, стало темно, и на меня капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз). Музрук. - Давайте посчитаем, сколько капелек дождя упало на Лягушонка? (2) Муз.рук. – Ребята, подумайте и скажите, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть «музыку дождя». (треугольник, колокольчик, металлофон) - Ребята, давайте будем играть вместе с Лягушонком и считать капельки. Дети берут в руки инструменты и выполняют действия по ходу рассказа. Лягушонок: - В начале капельки капали редко (редкие удары) (1 капля. 2 капли, 3 капли), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Я прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко». Лягушонок: - Вам понравилась моя история? ответы детей Тогда я предлагаю вам придумать и сыграют свою песенку дождя? А я ее послушаю. Инструментальная импровизация. (1-3) Дети выбирают музыкальный инструмент: колокольчики, треугольник, бубен и поочередно исполняют свою «музыку дождя». Воспит. - Ребята, бегите скорее ко мне под зонт, кажется дождь начинается. Муз.рук.:- Давайте споем песенку про дождик он и перестанет идти. "Песенка про дождик" Муз. рук. - ребята, пока мы с вами играли -дождик разогнал все тучки и опять выглянуло солнышко. Ой, а где же Колобок? дети ищут Он наверное испугался дождика и укатился, но куда? На экране появляется теремок. Музыкально- дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» Муз.Рук. - Колобок наш покатился и на волшебной полянке очутился. Что на полянке стоит? (теремок) - Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Это терем не простой - музыкальный - вот какой! Только кто же в теремочке том живет? - Ой, смотрите, мышка к нам сюда идет, пи-пи-пи она поет! Скажите, как поет мышка свою песенку? (тоненько, высоко). Давайте вместе с мышкой споем ее песенку дети поют - А на каких инструментах можно подыграть мышке, когда она поет? (дети отвечают, на экране появляются инструменты) - На каком этаже мы поселим мышку в нашем теремке? (на самом высоком) На экране мышка бежит по лестнице на самый верхний этаж. Так повторяется с каждым персонажем(заяц, медведь). - На полянке скачет зайка. Ну–ка, зайка, угадай-ка Сейчас куда тебе бежать? Вверх, вниз или стоять? Муз.рук. играет на одном звуке ксилофона и напевает: «Зайка, зайка, успокойся, Нас, трусишка, ты не бойся!» (Ответы детей: стоять. Заяц поет на одном звуке "никого я не боюсь, в теремочке поселюсь"). - А для зайчика какой музыкальный инструмент мы подберем? (ложки, бубен) Муз.рук. Мы поселим зайчика в теремке на каком этаже? (в середине) Муз.рук.: Идет к теремку медведь. Он со всеми хочет петь! Хочет в теремке он жить со зверюшками дружить! Поможем косолапому? (Да) Муз.рук.: А как может шагать Медведь? ответы детей Какой инструмент может это показать? Барабан. Куда же мы поселим Медведя? (внизу) Дети поют медленно, грубо, без мелодии: «топ!» Муз.рук.: Звери в Музыкальном теремочке сидят, Из окошка на ребяток глядят. Колобок Треугольник есть и ложки, Бубны, палочки, гармошки. Нужно все их сразу взять Дружно вместе заиграть. Буду я тут дирижером, Кто же вы, ответьте хором? (Оркестр) Муз.рук.: - Собрался веселый хор, Колобок наш -дирижер! Дружно инструменты взяли и в оркестре заиграли! Педагог предлагает детям выбрать любой музыкальный инструмент. Дети играют в оркестре «Плясовая» (импровизация) Муз.рук: Вы все весело играли, В сказке доброй побывали Возвращаться нам пора. В путь - дорогу, детвора! Спасибо, тебе, Колобок за такое увлекательное путешествие! Ребята, видите сколько всего интересного мы с вами узнали во время путешествия, сколько разных звуков услышали, познакомились с разными музыкальными инструментами. А что вам больше всего запомнилось, ребята? Ответы детей. Колобок появляется на экране и говорит: - Подставляйте ладони, Я насыплю вам солнца, Подарю тёплый ветер, И рассвет голубой. А главное - дарю я вам музыку, Вы возьмите её с собой!