Перерисовка кукол: как и чем. Как нарисовать глаза кукле? Самодельные куклы: мастер-класс Нарисовать спящее лицо тряпичной кукле

Где-то к середине 2009 года я с головой погрузилась в мир кукол и кое-что узнала о кастоме, который как способ взаимодействия с куклой сразу завладел моим сознанием. Несколько месяцев было трудно решиться на собственные эксперименты, но в конце концов я попробовала перерисовать свою старую Барби и перепрошить её. Получилось ужасно, и результат надолго отбил у меня желание пробовать снова, но зато сразу стали очевидными нюансы, которые заранее вряд ли пришли бы мне в голову.И в следующий раз (а он всё-таки состоялся) я подошла к вопросу более тщательно. Испорченных кукол больше не было, и все дальнейшие результаты можно посмотреть .

Пять лет назад довольно тяжело было собирать дельную информацию по перерисовкам: я прошерстила dollplanet и bjd-club не по одному разу вдоль и поперёк, собирая по крупицам полезные сведения, но даже то, что было найдено, не создавало чёткой картины. Возможно, на сегодняшний день ситуация изменилась, и информацию искать проще, но, судя по вопросам, которые мне иногда задают, не намного. Поэтому хочу по возможности максимально полно раскрыть тему кукольных перерисовок для тех, кто собирается посвятить себя этому делу, и уберечь от возможных ошибок. Речь пойдёт о перерисовке виниловых/резиновых кукольных лиц в первую очередь.

Общие положения

  1. В качестве первой «жертвы» стоит выбрать куколку, которая вам в целом симпатична, но которую не жалко.
  2. Не выбирайте для первых опытов маленьких кукол размера Барби - чем мельче лицо, тем сложнее прорисовывать детали и тем заметнее будут любые огрехи вроде неровных и толстых линий или слишком щедрого слоя краски. Оптимальный размер, пожалуй, Monster High.
  3. Определитесь заранее с образом, который будете реализовывать.
  4. Смиритесь с тем, что с первого раза вряд ли получится что-то стоящее. Со второго - тоже.
  5. Если получилось плохо, признайтесь себе, что получилось плохо, и переделайте. Честность с собой - полезная привычка, которая поможет вам со временем выйти на достойный перерисовочный уровень или, наоборот, даст понять однажды, что пора перестать мучить кукол. Рассуждения из категории «ну и пусть кривая, но я всё равно считаю её очень милой)))))» или «вряд ли у меня получится лучше, поэтому и так сойдет» означают, что либо вам не так уж и хотелось научиться, либо вы трусите и ленитесь. Кстати, небольшая передышка в пару дней обычно позволяет понять, хочется ли вам продолжать или нет. Главное - не слишком отчаиваться, потому что см. пункт 4.
  6. Для того чтобы нарисованные вами глаза, ресницы, брови и губы выглядели естественно, нужен большой визуальный опыт. Разглядывайте фотографии людей, изучайте особенности рисунков радужки глаз, расположения бровей, сочетание цветов волос-бровей-ресниц, смотрите, как располагаются светотени на лицах. Не менее полезно просматривать работы мастеров по кукольным перерисовкам - с тем же пытливым изучающим подходом.
  7. Нет предела совершенству, всегда стремитесь к повышению мастерства. Больше практики!

Техника безопасности

Не надо проматывать этот раздел:) Многие привыкли пропускать предупреждения о необходимости соблюдения мер предосторожности мимо ушей, к сожалению, а потом удивляться «внезапным» недомоганиям. Далеко не все используемые материалы безопасны, а некоторые всерьёз токсичны при несоблюдении определённых правил.

  1. Мейками желательно заниматься в отдельном, хорошо проветриваемом помещении (мастерская, балкон, лоджия) и в одежде, в которой вы потом не станете готовить еду, обнимать детей и животных.
  2. Всегда тщательно мойте руки после работы с красками, лаками и т. п.
  3. Не пренебрегайте техникой безопасности, особенно когда речь идёт о вашем здоровье и доме.

Материалы и инструменты

Я привожу основные материалы, которые нужны при создании каждого мейка.

1. Матовый лак-спрей
Прозрачный матовый лак-спрей используется для грунтовки кукольного лица перед росписью и для послойного и финального закрепления макияжа. Идеальны Mr. Super Clear Matt (в народе просто «клир») и Zoukeimura: они создают действительно матовую поверхность, не желтеют при многократном наслоении и не оставляют липкости. Также знаю, что некоторым мастерам нравятся лаки Tamya TS-80 и Maimeri IDEA Matte. По поводу первого ничего не могу сказать - не пробовала, а вот второй - «Идея» - мне не понравился. Несмотря на долгое и тщательное взбалтывание, результат всё равно был сатиновым, а не матовым, да и липкость была ощутима. Кроме того, распылитель «плевался» крупными каплями, которые после высыхания оставались заметными.

Принцип работы един: тщательно взболтать баллончик в течение ~1 минуты, распылить лак на кукольное лицо равномерным слоем с расстояния 30 см, дать полностью просохнуть (в среднем, 5-15 минут). При необходимости повторить.
Чем удалять: Средства для снятия лака с ногтей без ацетона, без масел и без красителей. Также - спирт и Mr. Thinner.

Важно: эти лаки - токсичная и вонючая субстанция, и работать с ними можно только в правильном респираторе и в хорошо проветриваемом помещении, вдали от посуды, еды, детей и животных. Под правильным респиратором подразумевается не тряпочка на резинках, а респиратор-полумаска с нормальными противоаэрозольными фильтрами (например, 3М). Также желательно защищать руки, глаза, волосы и все части тела, которые у вас открыты в момент работы с лаком. Если лак попал на кожу, нужно тщательно вымыть это место тёплой водой с мылом.

Альтернатива: респиратор стоит около 1500 руб., лак от ~300 до 1000 руб., итого - вполне себе порядочная сумма, которую жалко тратить, если нет уверенности, что перерисовки пойдут. На начальном этапе можно обойтись акриловым матовым лаком в баночке, наносимым кистью. Из моего опыта - хорошо себя зарекомендовал Pebeo Vernis Mat. Баночку необходимо хорошенько потрясти, а потом нанести лак мягкой кистью на лицо куклы тонким слоем и дождаться полного высыхания. После этого приступать к росписи. Поверх готового макияжа снова нанести лак.
Плюсы данного метода : лак ничем не пахнет, и можно обойтись без респиратора.
Минусы : если вы пользуетесь пастелью и/или акриловыми карандашами при создании мейка, то, понятное дело, кистью с лаком вы всё размажете, так что способ подходит только тем, кто орудует исключительно акриловой краской. Либо, если вы действительно планируете много и упорно тренироваться (нарисовал - стёр, нарисовал - стёр), то делать это можно, не закрепляя макияж, и тогда не имеет значения, чем вы рисуете, и в данном случае лак нужен исключительно для грунтовки.

2. Акриловые краски
Я начинала с набора «Сонет», и в процессе росписи у меня претензий не было, но время показало, что сонетовские красный и зелёный цвета коварны: зелёный пропитывает грунт насквозь и окрашивает винил/резину в ядрёно-желтый оттенок. Этого может не быть видно под покраской, но если вы задумаете переделать макияж кукле и сотрёте его, то всё увидите своими глазами. А красная краска со временем теряет красный пигмент и бледнеет, оставляя нечто невнятное оранжеватое вместо себя. В общем, довольно быстра я перешла на Maimeri (обычная acrilico и из серии Polycolor) в отдельных тюбиках: основные цвета, с помощью которых можно намешать все необходимые остальные - чёрный, белила, ультрамарин, кармин, перманентный красный и натуральная сиенна.

Если акрил не успел высохнуть, его можно размочить кистью, обмакнутой в воду, и удалить - либо сухой кистью, либо ватной палочкой. Если акрил высох, то вряд ли получится его удалить, не повредив матовое покрытие, и скорее всего придётся переделывать всё заново.

Важно: роспись по винилу/резине/полиуретану и т. п. делают именно акриловой художественной краской. Если у вас дома есть только масляная краска, и вам кажется, что можно и ею воспользоваться, это не так. В лучшем случае она просто никогда не высохнет, а в худшем - повредит материал, из которого сделана кукла.

3. Пастель
Пастель должна быть обязательно сухой, не масляной.
Пастелью удобно рисовать румянец, тени, а также делать скульптурирование лица и блаш на теле. Можно купить набор, можно - отдельные мелки необходимых цветов. В бюджетной категории хорошо зарекомендовала себя пастель Faber Castell и Mungyo (мне лично больше понравилась Mungyo - она кажется более пигментированной по сравнению с Фабер Кастель), на порядок дороже и круче - Rembrandt и Schmincke (о них в начале опытов с перерисовками можно даже не задумываться: Faber Castell или Mungyo вполне достаточно).
Существует два способа работы с пастелью: 1) стесать с мелка некоторое количество пастельной пыли (острым лезвием/макетным ножом или просто потереть мелок о бумагу, мелкие крошечки пастели сами стёсываются от трения) и набрать на кисть; 2) набрать пигмент кистью прямо с мелка. После этого необходимо удалить с кисти лишний пигмент, «потоптавшись» ею по бумажной салфетке, например, иначе получите неаккуратные разводы на кукольном лице вместо тонких переходов.
Пастель удаляется ластиком-клячкой (продаётся во всех художественных магазинах).

Важно: специфика пастели такова, что необходимая интенсивность цвета набирается постепенно, послойно. Нельзя просто бухнуть побольше пигмента и тщательно его размазать - получится грязно и неряшливо.

4. Акварельные карандаши
Теоретически, при определённой сноровке акрилом в комбинации с пастелью можно нарисовать всё, что нужно. Но также можно добиться хорошего результата с помощью только пастели и акварельных карандашей. Преимущество акрила - в плотности и интенсивности покрытия. Преимущество карандашей - в возможности безболезненно исправить нарисованное с помощью влажной ватной палочки или ластика. Ну и, конечно, ничто не мешает комбинировать все три материала.
В случае с карандашами - совершенно точно не стоит покупать набор, т. к. большая часть цветов вам никогда не пригодится. Так себе вариант - карандаши Koh-i-noor, могут въедаться сквозь грунт в материал, из которого сделана кукла. По слухам, неплохи карандаши Derwent, ну а мне полюбились Faber Castell, серия Albrecht Dürer. На сегодняшний день у меня они вот в таком наборе и количестве, но поначалу было достаточно и половины:

Карандаши должны быть хорошо заточены. Не стоит сильно давить на них при росписи - так можно поцарапать матовое покрытие. Ну и не забываем о базовой особенности акварельных карандашей - если по карандашной линии провести влажной кисточкой, получится акварельная, красочная линия (это существенно, если вам не нравится очевидно карандашный вид макияжа или если где-то он не должен выглядеть карандашным). Как вариант, можно набирать цвет с карандаша мокрой кистью и рисовать как обычной краской.
Я рисую карандашами брови, ресницы, веснушки и иногда губы.

5. Глянцевый акриловый лак
Нужен для придания блеска губам и, по необходимости, векам и глазам куклы. Этот лак не должен быть в спрее, как вы можете догадаться. Тут можно воспользоваться любым глянцевым акриловым лаком, какие найдутся в художественном магазине. Вначале у меня был японский Sealer super gloss (Padico), потом какой-то обычный немецкий от Hobby Line, разница в цене между которыми ~400 рублей, а результат - неразличим.
Удалить лак, не повредив того, что под ним, вряд ли возможно, поэтому будьте аккуратны при нанесении.
Лак практически не имеет запаха, с рук и кистей смывается водой.
Если предварительно развести лак с водой на палитре, то покрытие будет деликатно поблёскивающим, сатиновым.
Важно: в принципе, это очевидно, но на всякий случай напомню, что глянцевый лак наносится в самом конце, уже после финального закрепления макияжа клиром. Если поступить наоборот, то матовый спрей «сожрёт» весь блеск.

6. Кисти
Кистей нужно несколько: тоненькие круглые для прорисовки мелких деталей акрилом (3/0-5/0 синтетика), они же или чуть потолще - для нанесения глянцевого лака (00 или 0), а также пара круглых и плоских кистей разных размеров для нанесения пастели: помельче - для теней и складочек, покрупнее - для румян и блаша, а также супер-чистая кисть для смахивания с кукольного лица случайных пылинок, ворсинок и разлетевшихся крупиц пастели. Мне для пастели больше всего подошли натуральные и синтетические косметические кисти. У художественных, как правило, специфика такова, что чем толще кисть, тем длиннее ворс. Это не очень удобно - пастель хуже набирается и потом разлетается повсюду. Среди косметических кисточек гораздо больше интересных форм и видов, в том числе толстенькие коротковорсные кисти для теней и помады.
Почему стоит дублировать кисти для пастели: одна кисть=один цвет. Нельзя одной и той же кистью без промывки набирать разные цвета пастели - будут грязные разводы на кукольном лице. А бегать мыть и сушить кисточку после каждого цвета - сомнительное удовольствие.
Мои кисти:

Важно: кисть для смахивания «артефактов» - не пустая прихоть: не стоит сдувать что бы то ни было с куклы. Вместе с таким «обдувом» могут прилететь капельки слюны, которые способны запороть всю вашу тонкую работу с пастелью или акварельным карандашом, оставив размытые пятнышки.

7. Остальное
ватные палочки (для нанесения пастели в некоторых случаях, а также для коррекции акварельных карандашей);
ватные диски (в компании с очищающим средством из перечисленных в посте - для удаления всего );
зубочистки (если на кончик зубочистки намотать кусочек ваты, то будет удобнее корректировать акварельный карандаш);
средства для удаления художеств с кукольной мордашки: средство для снятия лака без ацетона, масел и красителей/спирт/Mr. Thinner;
респиратор (если работаете со спреями);
защитные перчатки (обычные резиновые, в которых вам удобно);
бумажные салфетки/полотенца (убирать лишнюю влагу с кистей, вытирать руки и т. п.).

Как рисовать (последовательность действий)

  1. Обезжирить кукольное лицо (спирт/мыло+вода) и тщательно высушить.
  2. Нанести защитный слой - грунт (прозрачный матовый лак/лак-спрей).
  3. Рисовать. Каждый удачный этап можно фиксировать лаком-спреем.
  4. Когда всё готово (и результат вас удовлетворяет), нанести финальный закрепляющий слой матового лака.
  5. Пройтись глянцевым лаком там, где нужно.
  6. Радоваться. Либо, если получилось не то, что хотелось, стереть всё и начать с п. 1.

Где купить

Все перечисленные лаки-спреи уже можно без особых проблем достать в России (Google и Яндекс в помощь) и на ebay.com, конечно.
Пастель Faber Castell - не редкость в наших худ. магазинах, пастель Mungyo тоже встречается.
Акварельные карандаши, глянцевые лаки, матовые лаки в баночках, акриловые краски - в худ. магазинах.
Кисти - в художественных и косметических магазинах.
Респиратор и перчатки - в магазинах, занимающихся товарами для аэрографии, и во всяких строительно-ремонтных.
Mr. Thinner - магазины для моделистов и ebay.com.

Следите, чтобы вам не подсовывали масляную пастель вместо сухой и глянцевые лаки вместо матовых;)

На этом всё. Если у вас есть дополнения к вышенаписанному, буду рада комментариям.

При перепосте прошу указывать .

Если после прочтения этой статьи какие-либо детали процесса перерисовки остались для вас неясными, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях!

Вопросы и ответы

В.: Здравствуйте! Большое спасибо за советы. Подскажите пожалуйста, подойдёт ли Mr. Super Clear Matt для тканной поверхности (х/б, лён)? Для росписи использую акрил на водной основе, пастельные карандаши.. иногда даже угольные карандаши. Т.е. ткань вначале пропитываю сильно разбавленным акрилом,затем наношу всё остальное. От любого прикосновения карандаш может смазаться. Посоветуйте пожалуйста, каким невидимым средством закреплять роспись? Буду очень Вам благодарна. Только начала этим увлекаться, вообще ещё ничего не знаю)

О.: Здравствуйте! Не уверена, что стоит использовать клир на ткани (Вы ведь о текстильных куклах?). Есть подозрение, что из-за фактуры ткани и из-за её подверженности деформации и сминанию клир может неровно лечь и/или растрескаться, и тогда выглядеть это будет как «перхоть». И если с пластика/винила клир можно смыть и переделать мейк, то с тканью этот фокус не пройдёт.
Уверена, что есть специальные фиксативы для ткани, которые создают более пластичное покрытие, чем у клира, — устойчивое к незначительному сминанию/деформации. К сожалению, не могу подсказать точных названий. Ещё знаю, что некоторые используют лак для волос — у него свойства вполне подходящие.

В.: Здравствуйте. Спасибо Вам за столь интересную и полезную статью. Подскажите, не сталкивались ли вы с куклами Блайз (Blythe), как им лучше всего мейк стирать? Краска просто скатывается и развозится от жидкости для снятия лака (без ацетона) , использовать ацетон не позволяет материал головы куклы. Заранее спасибо.

О.: Здравствуйте! Спасибо на добром слове:)
С двумя Блайз я имела дело — стоковой и ТБЛ, обеим снимала мейк мелкой губко-шкуркой (3М ultrafine), т.е. просто сошлифовывала.

В.: Здравствуйте! Не подскажете, а на резиновой голове винтажной немецкой куклы какими красками лучше воспользоваться? И подойдет ли пастель, чтобы сделать румяна?

О.: Здравствуйте! Я бы действовала по тому же алгоритму: предварительно загрунтовала бы клиром, потом акрил/пастель, потом снова клир и затем уже по необходимости глянцевый лак на губки. Прямо по резине не стоит красить ни краской, ни пастелью — наверняка въестся и даст разводы. Пастель для румян подойдет, но только сухая (масляная плохо тушуется и может въесться в резину даже через слой грунта).

В.: Здравствуйте. Подскажите, нужно ли клирком закреплять мэйк на блайз?

О.: Здравствуйте! Нужно, иначе его легко повредить.

Рисуем глазки текстильной кукле. Мастер-класс

Очень часто у многих рукодельниц, любящих шить текстильных кукол, возникает проблема при росписи лица куколки, а особенно глазок. Думаю, что вам может пригодится для работы мастер-класс от Елены (А_Ленушка)




Для работы нам понадобится:
1 Краски акриловые
2 Кисти синтетические
3 Тушка куклы загрунтованная (я грунтую смесью 0,5 воды+ 0.5 ПВА+ краска акриловая)
4 Вода
5 Лист бумаги (вместо палитры)
6 Карандаш простой и ластик.
Для начала надо нарисовать кукольное лицо на бумаге. Это позволит набить руку и у вас будет шпаргалка, куда вы будете периодически заглядывать. Поверьте, лучше испортить несколько листов бумаги, чем готовую тушку куклы. Можно для образца использовать " мамкины " журналы (про малышей) там бывают очень качественные фотографии

Дополнительно я грунтую лицо клеем ПВА почти неразбавленным и сушу. Краска после этого отлично ложиться и лицо становиться похоже на фарфор. Кроме этого, прохожу кисточкой по шее (швам закрепляющим голову) и ножкам. Шея становиться более прочной, а ножки тоже будем разрисовывать

Рисуем на лице карандашом глазки, намечаем носик и ротик. Заполняем глаз белой акриловой краской (включая веко). Остатками краски (на кончике кисти) намечаем носик и бровки (просто ставим точки). Отмываем кисть. Ждем, когда подсохнет и намечаем карандашом контуры века и радужки

Рисуем радужку, аккуратно набирая краску на кисть. Нарисовали? А теперь, обмакнули кисточку в воде, провели по бумаге (сняли лишнюю краску). След слегка голубой? делаем тени на белке(или как это называется?) глаза. Если кисть почти не оставляет следа, то снова булькаем её в воде, проводим по листу бумаги(снимаем лишнюю краску), набираем на кисточку 0.5 мм краски, слегка размазываем по бумаге и остатками рисуем веко

Промыли кисть. провели по бумаге (сняли лишнюю влагу). окунаем кисточку буквально на 1 мм в краску. Упираем локоть покрепче и уверенной рукой обводим веко. Наберем краски побольше и нарисуем зрачок. Остатками краски добавляем тени на белке и радужке. Побулькали кисть в воде. Проведите по бумаге. Остается след? Замечательно! теперь этой кисточкой добавляем тени над веком, под носом и слегка намечаем рот. Кисть больше не рисует? обмакните её в воду и краски на ней снова будет достаточно

Хорошенько промыли кисть. Просушили её. Набрали немного белой краски. Ставим блики и слегка высветляем нижнюю часть радужки. Остатками краски добавляем яркости носику

Носик и ротик я рисую бронзовым контуром. Им же добавляю теней возле глаза. Можно нарисовать реснички. А можно оставить так


Еще раз напоминаю:
рисуем синтетической кистью (она более упругая).
Хорошенько промываем кисть, акриловая краска очень быстро сохнет, на кончике кисти образуется комок, и он очень мешает рисовать.
Рисуем почти сухой кистью. Перед тем, как набрать краску, просушиваем кисть, проведя несколько раз по бумаге. Иначе краски будут блёклые и расплывчатые. Если кисть не скользит, значит воды всё-же маловато.
Если махнули кисточкой не туда, куда планировали, не ревём! Свежая краска смывается водой и ватной палочкой. Подсохшая-средством для снятия лака и той же ватной палочкой

Источник http://stranamasterov.ru/node/675424?tid=451

Самодельные куклы из текстиля не годятся в качестве игрушек маленьким деткам. Увлекаются ими обычно уже достаточно взрослые барышни. И немудрено - хрупких нарядных куколок легко испачкать или порвать при активной игре. Стирке же подобные игрушки не подвержены по причине специальной технологии изготовления, которая включает тонировку, ароматизацию и покрытие кукольных лиц акриловыми красками.

Кроме того, ручной работы всегда украшены множеством мелких деталей - пуговиц, цветочков и прочих нарядных штучек. Такая игрушка окажется чудесным подарком любой девочке или молодой женщине и послужит украшением интерьера.

Многим начинающим рукодельницам приходит в голову идея создания текстильной куклы собственными руками. Следует знать, что огромное многообразие этих игрушек сводится к нескольким определенным вариантам, каждый из которых требует своего уровня умений. Давайте коротко рассмотрим самые популярные из них.

Самодельные куклы и их разновидности

Куклу-тильду изобрел норвежский дизайнер. Наверняка каждый встречался с этим необычным созданием с непропорционально длинными ручками и ножками, точками в качестве глазок и крохотный головой с румяными щеками.

В стиле куклы-тильды мастерятся, кроме того, разнообразные зверушки, а также аксессуары, сумочки и косметички. Такая кукла - наилучший вариант для новичка в деле изготовления игрушек. Ведь выкройка ее достаточно проста, а мастер-классов существует великое множество.

Тыквоголовки

Другой вариант кукол - тыквоголовка. Шить ее посложнее. Основное отличие от тильды - в форме головы, которая собирается из пяти клиньев и формой своей напоминает крохотную тыкву. Носик - остренький и аккуратный - является местом соединения всех клиньев и слегка выступает вперед.

Круглое лицо куклы оставляет простор для полета фантазии мастерицы. Все черты его рисуются тонкими линиями, затем раскрашиваются акриловыми красками, порой добавляются забавные детали в виде прядей волос или целых паричков, головных уборов, веснушек и так далее. На основе такой выкройки возможно создание огромного числа вариантов текстильных авторских кукол.

Другие типы

Куклу-снежку можно отличить по большим устойчивым ногам, стопа которых усилена. Глаза могут быть как расписными, так и в виде точек. Такая игрушка твердо стоит на поверхности благодаря плотной набивке ножек.

Другие текстильные куклы ручной работы могут быть выполнены в нарочито примитивном стиле - с налетом небрежности и некой состаренности. Создается эффект, будто данная кукла много лет пролежала на пыльном чердаке. Название модели соответствующее - чердачная кукла.

Выкройки таких игрушек имеют упрощенную форму, срезы обрабатывать необязательно, потрепанный вид достигается благодаря тонировке соответствующими красками. Первоначальное впечатление небрежной работы на скорую руку пропадает при внимательном рассмотрении, когда становится ясно, что дизайн кукольной внешности продуман более чем тщательно.

Начинаем с головы

Голова текстильной куклы - самая сложная часть изделия. Для изготовления ее мастерицы запасаются тканью или трикотажем телесного цвета, проволокой, мягким наполнителем, а также вспомогательными материалами - иглами, лейкопластырем, пуговками, клеем, пучками ресниц и, конечно же, красками. кукле - вопрос не самый простой. Это довольно сложная работа, требующая некоторых навыков, а также изрядной аккуратности и терпения.

Выкройки кукольной головы, как и всего изделия, сегодня без труда можно во множестве найти как в журналах, так и на просторах интернета. В нашей статье мы поговорим о росписи лица такой куклы. А еще точнее, о том, как сделать ей глаза.

Рисуем зеркало души

Как нарисовать выразительные глаза текстильной кукле? Часто контуры будущих черт лица игрушки размечаются карандашом или исчезающим маркером. Затем с помощью специальных ниток (можно взять прозрачную мононить) и большой иголки производится утяжка черт.

Правильно и удачно нарисованные глазки способны запечатлеть у игрушки характерное настроение. Живой взгляд придаст кукле неповторимое очарование и сделает ее неповторимой. Если же отнестись к делу небрежно, можно испортить впечатление даже от самой аккуратной поделки.

Новичкам на заметку

Перед тем как нарисовать глаза текстильной кукле акриловыми красками, стоит познакомиться с правилами изображения нарисованных персонажей сказок (не только людей, но и забавных зверюшек). Большинство начинающих мастериц, приступая к прорисовке этой детали, испытывают некоторые затруднения. Им страшно взяться за такую тонкую работу, они не владеют навыками подобной прорисовки и часто боятся испортить результаты предыдущего труда.

Поэтому следует узнать некоторые секреты удачной работы. Перед началом росписи как лицо, так и тело куклы лучше всего загрунтовать смесью из воды и клея ПВА в равной пропорции с добавлением акриловой краски телесного цвета.

На отдельном листе бумаги стоит потренироваться в изображении Такой черновик позволит набить руку и послужит своеобразной шпаргалкой по ходу основной работы. Если вы испортите даже несколько листов, не беда. Зато отточите навык, и готовая кукла не пострадает.

Для образца можно взять специальный журнал для рукодельниц или для молодых мам с малышами, там можно найти мастер-класс куклы любого типа со множеством интересных фотографий хорошего качества.

Лицо постарайтесь дополнительно прогрунтовать ПВХ-клеем, который можно практически не разбавлять, затем хорошо просушить. После такой грунтовки личико выглядит фарфоровым и краска на него ложится просто замечательно. Намазанной клеем кисточкой хорошо пройтись по швам на шее, которые закрепляют голову. После этого шея куклы приобретает дополнительную прочность.

При работе излишки краски с кисточки следует удалять, проводя ею по бумаге, а саму кисточку - промывать. Окунать кончик ее в краску нужно совсем неглубоко, буквально на миллиметр-два.

Как нарисовать глаза кукле: небольшие технологические секреты

Чтобы рука не дрожала и двигалась уверенно, локоть следует покрепче опереть на стол. Если после промывки кисточки на бумаге всё же остается небольшой голубоватый след, используем это для нанесения дополнительных легких теней под веком, носом и т. п.

Краски лучше выбирать синтетические, они обладают повышенной упругостью по сравнению с натуральными. Промывать инструмент следует тщательно, так как акрил высыхает очень быстро и на кончиках образуются комочки.

Перед каждым набором краски следует просушить кисть, проводя ею по бумаге. Если окунуть в акрил ее не сухой, а влажной, цвета получатся расплывчатыми и блеклыми. Но если кисть совершенно не скользит, следует всё же добавить воды.

Если обнаружились огрехи и лишние линии, то краску, пока она свежая, легко смыть обычной водой при помощи ватной палочки. Когда же она успела подсохнуть, придется воспользоваться средством для удаления лака.

А нужны ли глаза?

Называют не зря. Это сразу видно даже по отношению к куклам! Пожалуй, куклу-тильду с ее неповторимой внешностью можно оставить практически без лица, обозначив глазки точками. В остальных случаях нарисовать глаза кукле красками нужно обязательно. Без этого поделка не приобретет души и собственной неповторимой индивидуальности.

Образ текстильной куклы всегда слегка наивный, веселый и несколько удивленный. Черты лица ее - курносый носик, ротик с широкой улыбкой - обычно прострачиваются по контуру заранее. Дело художника затем - лишь нанести макияж.

и их глазки

Для росписи лица куклы чаще всего берут акриловые краски. Палитру, в которой краску будем разводить, как и разной жесткости и толщины кисточки, следует приготовить заранее, а также упомянутый выше лист белой бумаги для пробных мазков.

Лицо куклы загрунтовывается краской тоном чуть темнее, чем кожа, небольшими легкими мазками. Равномерности добиваются, растушевывая мазки при помощи ватной палочки. Затем на простроченные круги, обозначающие глаза, наносится краска белого цвета. Острым карандашом намечается середина каждого глаза.

От каждого центра отступают вверх на пару миллиметров, и снова ставятся точки. Вокруг них проводятся окружности большого диаметра. Затем выбираются новые точки на 1-2 миллиметра повыше, с центром в них рисуются другие окружности - поменьше.

А затем?

Постарайтесь, чтобы глаза получились одинаковыми. Большие из кругов сначала закрашиваются в светло-коричневый цвет. Не дожидаясь высыхания краски, по диаметру каждого большого круга проводим тёмно-коричневую линию и плавно растушевываем по направлению к центру. Возле маленького кружка цвет остается светло-коричневым.

Это глаза. Она может быть по выбору мастера и синей либо зеленой. Когда высохнет окончательно, зрачок (маленький внутренний кружок) следует заполнить чёрным цветом.

На каждом из зрачков тоненькой кисточкой ставят пару белых пятнышек - поменьше и побольше. И глаза у нашей куклы сразу приобретают живой блеск! В тон глазам можно чуть-чуть подкрасить губы игрушки сухой краской яркого оттенка, а кожу затонировать смесью из растворимого кофе с молотой корицей.

Начнем с контуров

Как нарисовать глаза кукле, если контуры их заранее не обозначены? В этом случае наш мастер-класс начнется с прорисовки черт лица игрушки карандашом. Делать это следует не как попало, а соблюдая определенные пропорции.

Представив себе лицо в виде круга, мысленно делим его на 4 сектора одинаковой величины. Горизонтальная ось проходит через точки, где будут находиться центры каждого из зрачков, а также внутренние углы кукольных глаз.

В зависимости от выбранной пластики кукольного личика внешние уголки глаз его могут быть опущены ниже либо приподняты выше линии. В отдельных случаях они могут оказаться и несимметричными. Например, если наши кукла - меланхолик, уголки следует опустить вниз, а также слегка приподнять брови.

Мастер-класс: продолжение

Наметив зрачки, рисуем легкие контуры кукольных черт. Белки аккуратными движениями прокрашиваем белой краской. В центре каждого из глазок яркой синей или голубой краской прорисовываем пару точек. Внутри после высыхания помещаем аккуратный черный кружок, располагая его так, чтобы он касался верхнего века.

Блики, как и в первом случае, наносим в виде пары белых точек. Затем по голубой или синей радужке нужно растушевать немного сухой белой краски. Причём старайтесь соблюдать симметрию, чтобы глаза у куклы получились одинаковыми. Сухая пастель применяется и для нанесения теней. По краям белков берется голубой оттенок, а по контуру век - черный.

На заключительном этапе прорисовываются реснички, а затем контуры носика и губ куклы. Румянец на щечках накладывается неяркой пастелью или Можно добавить веснушки.

Глазки как настоящие

Некоторые художники знают, как нарисовать глаза кукле с живым эффектом, смотрятся те при этом не рисованными, а как минимум стеклянными. Как же этого добиться?

Следует помнить, что каждый глаз представляет собой сферу, помещенную в голову куклы. Расположение теней соответствует геометрии этой сферы. Самой светлой из точек будет блик, окруженный светом, полутенью и тенью.

Для начала работы, как и в предыдущем случае, проводим центральную ось посреди высоты лица. Неопытный художник может посчитать, что глаза следует располагать чуть выше, ближе к волосам. На самом деле данное впечатление обманчиво. Такой эффект возникает из-за перегруженности нижней части лица мелкими деталями (ротиком, носом, подбородком).

Приступаем к сложному заданию

Внутри контура каждого из кругов сверху и снизу обозначаем веки. Верхнее должно слегка прикрывать зрачок. Если он нарисован посередине глаза и не задевает века, взгляд будет некрасивым и испуганным.

Надбровные дуги следует затонировать. То есть расстояние от глаза до брови немного затемнить для придания взгляду объема и глубины.

Глаза закрашиваются светлой краской, но не совсем белой. Делается это для того, чтобы впоследствии выделить на их фоне ярко-белый блик.

Продолжаем рисовать

Заполняем радужку синим или коричневым цветом. Чистые цвета не рекомендуются, лучше их смешивать. Не забываем, как и в предыдущих случаях, менять глубину тона, уменьшая по направлению к зрачку.

Затем под веками обозначаем тени. Вокруг центров зрачков проставляем по паре белых точек. Нижняя - блик, верхняя - отражение его. Затем веки дополнительно подводим, причём верхние должны быть прорисованы ярче и четче, а нижние - легче и светлее, с легким затемнением внешних уголков.

Напоследок тонируем веки вместе с носиком и губками, визуально придавая объем. Замечательный эффект получится, если наклеить кукле настоящие ресницы.

Как нарисовать глаза кукле-тыквоголовке

Что следует взять для работы? Набор инструментов практически тот же, состоящий из акриловых красок, сухой пастели, простого карандаша и, разумеется, тонких кисточек для росписи. Заготовка для головы будущей игрушки должна быть заранее загрунтована клеем ПВХ и акриловой краской.

По схеме, описанной ранее, карандашом прорисовываются контуры черт лица. Площадь каждого из глазок закрашивается белым акрилом. Операция повторяется два или три раза, благодаря чему достигается повышенная плотность слоя. Каждый из слоев должен быть тщательно высушен до нанесения следующего, удалять влагу можно феном.

Завершение работы

Затем прорисовывается радужка и обозначаются зрачки. Синюю акриловую краску следует слегка развести водой. И радужка, и зрачок закрашиваются ею целиком. После высыхания зрачки обозначаются чёрным цветом, белые точки бликов располагаем на самой границе его и радужки. Затем часть ее (радужной оболочки) следует высветлить. Лучше всего сделать это, чуть-чуть разведя белый акрил в воде и набрав небольшое количество его на кончик тонкой кисточки.

Дождавшись высыхания, обведем каждый из глазок по контуру тёмно-коричневым цветом, затем им же аккуратно прорисуем линию век. Затем следует изобразить тень, которая падает от век на глаза. Для этого набираем по крохотной капельке краски двух цветов - черного и синего. Смешиваем их и слегка разбавляем водой. На кончик тонкой кисточки помещаем чуть-чуть получившейся смеси и аккуратно наносим под каждое из век.

На пространство под самыми веками кладется черная подводка. Затем глаза для пущей выразительности следует оттенить при помощи сухой пастели. Ее правильнее всего будет нанести небольшими штрихами, а затем ватной палочкой мягко растушевать.

Вот мы и выполнили самую трудоемкую часть работы. Осталось немного - рисуем нашей игрушке ресницы и брови, закрашиваем ротик. Не забывайте о румянах, можно "накидать" и веснушек - личико куклы сразу приобретет милое задорное выражение.


Куколка тильда, благодаря своей оригинальной индивидуальности, может позволить себе быть без лица, ротика, носика, с глазками точечками. Но во всех других случаях роспись лица куклы является одним из основных способов вложить в поделку характер, душу. Избитая фраза «глаза – зеркало души» в этом случае права на все 100%. Именно выражение кукольного лица, приподнятые или опущенные уголки рта, форма бровей рассказывает о характере текстильной куклы. Поэтому очень важно расписать ее личико так, как задумал автор и по всем законам пластики.





Текстильная кукла-карамелька должна быть веселой, немного наивной, а потому чуть удивленной. Улыбающийся ротик, круглый курносый нос уже прострочены по контуру. Нам осталось только нанести декоративный макияж.

Рисовать будем акриловыми красками, хотя, в некоторых местах разрешается наносить боевую раскраску и маслом. Приготовьте заранее палитру для разведения краски, кисточки разной толщины и жесткости, белую бумагу для пробы.

  • Мастер класс начнем с приготовления краски. Выложите ее совсем немного на палитру и обмакните кончик сухой жесткой кисти. Тон выбирайте чуть темнее «кожи» игрушки. Смажьте лишнюю краску на лист бумаги.

  • Легкими быстрыми мазками нанесите краску на щеки, в углубления строчек, возле глаз и рта. Можно немножко затонировать пипку носа. Если краска легла не достаточно ровно, растушуйте ее ватной палочкой.

  • Нанесите на глазные круги белую краску.

  • Наметьте карандашом середину глаза, затем отступите немного вверх (1-2 мм) и из этого центра проведите большую окружность. Отступите вверх еще на 1 мм и проведите окружность поменьше. Делайте глаза одинаковыми. Закрасьте сначала большой круг светло-коричневой краской, затем, не дожидаясь, пока она высохнет, сделайте внешний диаметр темным с плавным переходом к центру в светло-коричневый. После высыхания обозначьте черный зрачок.

  • Сделайте тонкой кисточкой два белых пятнышка на обоих зрачках. Одно маленькое, другое большое. Посмотрите, как заблестели глазки у нашей куклы. Вот такая рисованная пластика лица получилась. Осталось чуть-чуть провести по губам сухой красной краской и карамелька готова.

Совет. Для тонировки можно использовать смесь молотой корицы и мелкого растворимого кофе.

Этот мастер класс начнем с рисования карандашом. Существуют определенные правила, пропорции, по которым рисуются все черты не только куклам. Представьте себе, что лицо – это круг. Разделите его мысленно на 4 равные сектора. Вот на горизонтальной оси и будут располагаться внутренние уголки глаз и центры зрачков. Внешние уголки, в зависимости от пластики лица, могут быть ниже, выше и вообще несимметричны друг другу. В нашем случае они опущены вниз. Текстильная кукла-меланхолик. Приподнятые у носа брови тоже рассказывают о том, что у этой поделки не очень счастливая жизнь.



  1. Рисуем зрачки, веки и ротик.
  2. Закрашиваем тонкой кисточкой белой краской белки.
  3. Прорисовываем синий зрачок.
  4. Нанесите по центру черный кружок так, чтобы он касался века.
  5. Поставьте на черный кружок две белые точки (маленькую и большую).
  6. Растушуйте сухую белую краску по голубой радужке. Старайтесь, чтобы все производимые манипуляции были одинаковы на обоих глазах.
  7. Сделайте тени. Они тоже наносятся сухой пастелью. Голубой по краю белков и черной по границам век. Нарисуйте реснички, носик, губы.
  8. Сухой краской или пастелью сделайте неяркий румянец.
  9. Ну вот! Осталось добавить немного мелких веснушек, надеть на голову пикантную шляпку с рыжим локоном и грустная дама готова.

Обратите внимание, какие живые глаза у кукол, которые расписывает замечательный мастер рукодельница Ирина Хочина. Такое впечатление, что это не рисованные, а, по крайней мере, стеклянные зрачки. Как этого добиться, Ирина рассказывает в одном из мастер-классов.

Всегда помните, что глаз – это большая сфера, вставленная в голову. Тени на ней так же располагаются, как на сфере. Крайняя, самая светлая точка – блик, за ним идет свет, полутень и, наконец, тень.

  1. Чертим два одинаковых круга на центральной оси (посередине лица). Всегда визуально кажется, что глаза должны находиться немного выше к линии волос. Этот зрительный обман получается из-за того, что нижняя часть лица больше нагружена элементами (нос, рот, подбородок).
  2. Затем снизу и сверху вглубь круга рисуем веки.
  3. Зрачок должен быть немного прикрыт верхним веком. Только у сильно испуганного человека он может находиться посередине, не задевая век. Но выглядеть это будет некрасиво.
  4. Следующий шаг – тонирование надбровных дуг. Чуть затемняем расстояние от глаза до брови. Это создаст глубину и объем.
  5. Красим глаз не совсем белой краской для того, чтобы на этом фоне абсолютно белый блик выделялся.
  6. Красим радужку и черный зрачок. Не используйте чистый цвет. Добавляйте в синий немного коричневого и т.д. Радужка тоже меняет насыщенность от края к центру.
  7. Прорисовываем тень под веком.
  8. Две белые точки ставим относительно центра глаза друг против друга. Одна точка будет изображать блик (нижняя), вторая (верхняя) его отражение.
  9. Обводим глаз. Линия ближе к блику должна быть ярче. Верхнее веко прорисуйте четко, потому что оно все в темных ресничках и имеет тень. Линию нижнего века рисуем светлее и почти пунктирно, затемняя к внешнему уголку.
  10. Осталось затонировать по объему веки, носик и губы.
  11. Ну и, конечно, почти настоящие приклеенные ресницы.

Дорогие друзья! Мы продолжаем выкладывать мастер-классы по созданию . И сегодня мы познакомим вас с еще одной кукольной феей. Зовут её Елена Негороженко , и проживает она в городе Иркутске. Вот уже несколько лет Елена увлечена созданием удивительных , на которых нельзя взглянуть и не испытать восхищения при этом. И, как мастер с большой буквы, Елена с удовольствием делится секретами своего мастерства со всеми желающими.

Сразу скажу, что мастер-класс предназначен для обучения. Пожалуйста, будьте благодарны автору и уважайте его труд. Запрещено делать копии с авторских кукол на продажу. Попытайтесь создать свой шедевр, воспользовавшись некоторыми "хитростями" мастера, и вы сами увидите, насколько это приятнее - продавать собственный труд.

Итак, сегодняшний мастер-класс посвящен росписи лица текстильной куклы.

Для работы вам понадобится:

Заготовка лица куклы;

Исчезающий маркер для разметки;

Нитки (здесь использовалась прозрачная мононить), иголка для утяжки;

Художественные масляные краски (коричневые и оттенки, белые, красные) (эти краски нужно подготовить заранее: выдавить немного на салфетку за час до работы, в этом случае впитаются излишки масла);

Акриловые универсальные краски;

Кисточки из искусственного колонка №00, 1 и 2.

Как нарисовать лицо кукле мастер-класс:

1. Заготовка головы у нас уже есть. Для начала наметим исчезающим маркером, что где у нас будет. Намечаем черты личика куклы.

2. После разметки необходимо сделать . Это мастер-класс по росписи, поэтому, чтобы иметь представление об утяжке, переходите по ссылке и читайте подробный мастер-класс. На фото видно, что прошили веки, ноздри и губы.

Вот, что получилось:

Паричок - для фото, чтобы головка была не лысой.))
3. Теперь берем краску коричневого оттенка (у меня "охра красная") и оттеняем веки в уголках глазок и чуть-чуть на бровках. Понемногу, чтобы не испортить.

4. Далее краской красного и белого цветов, растушевывая, намечаем губы. В уголках ротика и ноздри наноим тени коричневым цветом.

5. Наносим немного белой краски на веки, кончик носика, губки и подбородок. Слегка наносим румяна. Кисть должна быть совсем чуть-чуть в краске. Я кисточку после опускания в краску растираю по листку бумаги, пока почти ничего на ней не останется.

Начинающим советую не использовать черный цвет в работе, даже при рисовании ресничек. Есть риск все испортить или сделать куклу "бездарно дешевой".

6. Пришло время рисовать акриловыми красками. Сначала белым цветом рисуем белки глаз. Чуточку придаем объем губкам. Затем уже темными оттенками прорисовываем губы. Бровки - также рисуем тонкой кисточкой.

7. Оттеняем белки глаз серо-голубым цветом, слегка. Ноздри и веки прорисовываем более четко.

8. Займемся радужкой. У экспонатной куколки будут голубые глаза. Берем синюю, белую, зеленую и черную краски, смешиваем на глазок и рисуем радужную оболочку закругляющими движениями.

9. Теперь включаем все свои художественные способности и рисуем разные оттенки на радужке.

10. Не делайте слишком ярких глаз, так они будут выглядеть естественнее. Зрачки тоже рисуем не черным, в просто темным цветом. Рисуем блики одинаково на обоих глазках.