Синектика — коллективный творческий метод от Уильяма Гордона. Дайте идею, за которую шеф вас уволит: как метод синектики решает проблемы

Метод синектики

Автор синектики Уильям Гордой, стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Факторы реализации метода синектики

Термин "синектика" означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных "творцов" в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

  • 1) превращение незнакомого в знакомое;
  • 2) превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им У. Гордон применил четыре вида аналогий: прямые, личные, символические, фантастические. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого – сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого – сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме). Подробнее этапы сеанса синектического штурма представлены далее (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Вариант этапов синектического штурма

Номер этапа

Наименование

Время, мин

Формулирование проблемы

Мозговой штурм

Повторное формулирование проблемы

Создание прямой аналогии

Создание личной аналогии

Создание символической аналогии

Создание второй прямой аналогии

Анализ аналогий

Вынужденное согласие

Формулирование вариантов решения

  • 1. Формулирование проблемы заключается в информировании участников о порядке работы и разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
  • 2. Мозговой штурм позволяет собрать (но не оценить) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание прямой аналогии помогает найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: "Как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема?" Ответы обобщаются, и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание личной аналогии позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: "Что я чувствую или как я действую, будучи...?" Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание символической аналогии (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждает искать необычные сравнения с формами, образами или звуками.

На этом этапе важно "уплотнить ощущение", поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, "стремительная медлительность", "мгновенная вечность" и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.

  • 7. Создание второй прямой аналогии необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. Вынужденное согласие начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: "Что означают эти признаки в контексте проблемы?" Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения происходит с учетом тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения – решающим является способность участников выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектической) сеанса.

Метод коллективных ассоциаций

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Структурная схема метода коллективных ассоциаций

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дастся определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков. Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Для найденных решений снова можно искать дальнейшие способы их реализации.

Методы, использующие карточки

Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

К методам, использующим карточки, относятся : метод анкетирования Кроуфорда, метод 635, диаграмма родового сходства, техника расчленения.

  • Данные методы подробно рассмотрены в .

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, как легко генерировать идеи и находить творческие решения даже самых сложных проблем. Для этих целей успешно применяют метод синектики, который является таким себе симбиозом абсолютно разнородных элементов, что помогают разрешить поставленную задачу.

Немного истории

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Виды сравнений синектики

  1. Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу. К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.
  2. Символическая. Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот. К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?
  3. Субъективная. Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта. Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
  4. Фантастическая. Синекторы (то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.

Фазы формирования

1. Как, в принципе, и везде, для начала необходимо отобрать участников синективной группы. Происходит это с помощью тестирования, важными компонентами которого являются показатели уровня общих знаний и компетентности в профессиональной деятельности, гибкость мышления, способность находить креативные решения, экспериментировать.

Помимо прочего, важным критерием отбора является:

  • Возраст. Принимаются личности только от 25 и до 40 лет.
  • Невербалика, то есть соотношение того, что говорит человек с его телесными реакциями и проявлениями.
  • Общительность. Работать придётся в группе, и если человек не способен «простроить» отношения с другими людьми, он не сможет активно участвовать в обсуждениях, поисках вариантов и прочее.

Для работы стараются подключить людей с совершенно разных сфер, допустим, могут создаваться такие пары, как: врач-художник, спортсмен-химик, литературовед-инженер и прочее.

2. Далее необходимо обучить новоявленных членов группы основам метода. В Америке на это уходит примерно год, в течение которого синекторы помимо теории, постоянно решают задачи и ищут совершенно новаторские подходы к проблемам в разных сферах деятельности. К сожалению, в странах СНГ этот способ не прижился, ввиду того, что требует немалых финансовых вложений в процесс специализированного обучения.

3. Непосредственно практика уже готовых специалистов. Происходит по-разному, либо человек самостоятельно обращается в подобный центр, чтобы повысить квалификацию и сменить сферу деятельности, либо компания отправляет на курсы своего сотрудника, чтобы в дальнейшем он вёл проекты по вопросам модернизации и развития корпорации.

Специальные условия, необходимые для группы:

  • Предоставление пространства, в котором они могут абстрагироваться от насущных проблем и включиться в процесс, чтобы генерирование идей происходило без помех и отвлечений.
  • Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
  • Формирование непринуждённой обстановки, чтобы люди имели возможность экспериментировать и отыгрывать различные варианты, моделировать ситуации и просто участвовать в обсуждениях.
  • Подвергать рационализации какое-либо решение уже на завершительном этапе поиска выхода из сложной ситуации.

Этапы проведения


  1. Первым делом участники знакомятся с проблемой.
  2. Процедура превращения неизвестного в известное. Исследуются нюансы, невидимые на первый взгляд, и рассматриваются более подробно. После чего делятся на несколько составных и определяются в линейку заданий.
  3. На этом этапе берётся во внимание та информация, которая «всплыла» у группы ранее, то есть, участники теперь отталкиваются только от тех задач, что были сформированы изначально.
  4. Настало время действовать, поэтому в этот период коллектив, вооружившись различными типами аналогий, начинает работу. В ход идут метафоры, представления себя на месте самой сложности и прямые, фантастические сравнения. Это помогает раскрыть суть сложности намного больше и сделать понятнее для тех, кто включён в поиски ответов.
  5. Теперь обратные действия – преобразование знакомых нюансов в неизвестную и новую форму. Это даёт возможность заглянуть в потаённы углы, ранее не замеченные. Опять-таки, если провести аналогию, то этот процесс схож с тем, когда 3д картинку разглядывают с разных сторон. Допустим, мы видим перед собой объемный квадрат, но, заглянув за угол, мы понимаем, что его обратная сторона – треугольник.
  6. Важно учитывать психологическое состояние людей. То есть, если звучит критическое замечание или несогласие с идеей – никто не должен обижаться. А этого достигнуть можно только в том случае, если участники «сработались», у них возникло доверие друг к другу. Признание, если они будут общаться на равных, проявляя уважение к знаниям, опыту и вообще, личности коллеги.
  7. Объединение. Теперь все мысли и метафоры необходимо немного структурировать, облачить в форму и обозначить границы. Выбирается наиболее удачная идея и примеряется к основной задаче.
  8. Необходимо преобразовать выбранную аналогию во вполне реальное решение. Например, если звучало предложение о том, чтобы повторить структуру листа для водоотталкивающего эффекта, то нужно составить схему рисунка, адаптировать его под материал заказчика и т.д.
  9. После ряда экспериментов выбирается наиболее подходящий вариант решения и предоставляется на оценку экспертам и непосредственно заказчику.

Умалчивается информация об ожидаемых результатах, только руководитель в курсе условий и сути. Знаете, для чего это делается? Чтобы не ограничивать синекторов ведь, если поставить перед ними определённое задание, то они будут действовать согласно шаблонам. А в этой технике привычный тип мышления и логика, наоборот, не приветствуются. Таким образом, группа сможет обнаружить «слабые места» озвученной проблемы, о которых даже руководство не догадывалось. Также предложить свои варианты их устранения или совершенствования качества, дизайна и прочее.

А ещё важна психологическая зрелость, благодаря которой человек не будет «выпадать» из профессиональной позиции в личную, детскую, считая, что к нему несправедливы и намеренно хотят обидеть, поэтому не принимают какое-то предложение. Самый банальный пример не профессионализма и «выпадания» — когда продавцу говоришь о не качественности товара, а он принимает замечание лично к себе, искренне негодуя и оскорбляясь.

В общем, если необходимый микроклимат создан ранее, то на этом этапе в воздухе «витают» идеи, размышления и предложения. Говорится всё, что приходит в голову без страха осуждения и отвержения.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Несмотря на то, что этот метод сложный, и применение его в обыденной жизни практически нереально (хотя бы если учесть тот момент, что обучаться ему следует не меньше года), вы можете просто взять на вооружение основной инструмент синектики – сравнение. Попробуйте отойти от привычных шаблонов мышления, приостановите логические умозаключения и прочее, и возможно, у вас получиться создать что-то совершенно новое и гениальное. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics - совмещение разнородных элементов ) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма . Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия ) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). - М .: Речной транспорт, 1991. - 112 с.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод синектики" в других словарях:

    МЕТОД СИНЕКТИКИ - – вариант целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективностьнайденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Запрос «Мозговой штурм» перенаправляется сюда; о фильме 1983 года см. Мозговой штурм (фильм). Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой … Википедия

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Методы технического творчества это совокупность последовательности операций прогнозирования оптимальных параметров, в наибольшей степени отвечающих общественным или техническим потребностям. Содержание 1 Развитие методики изобретательного… … Википедия

    При поиске решений в экономической сфере используются следующие методы обработки и анализа информации: 1. Эвристические используются когда информации недостаточно и нельзя точно очертить границы применения формализованных методов, оценить допуск… … Википедия

Есть много методов генерации идей для решения задач. Мы уже писали о дизайн-мышлении и траблшутинге, которые хорошо справляются с этим, сегодняшний материал — о синектике. Что это за метод, почему он может быть интересен бизнесу, как и где применяется и чем отличается от других техник? Мы поговорили об этом с Наталией Сергиенко, фасилитатором по методу синектики. Она обучалась ему в США в компании Synecticsworld, пионером в этом направлении.

— Десятилетия наблюдений и анализа видеозаписей работы изобретательских групп легли в основу синектики.

Среди вопросов, которые волновали исследователей:

  • Что действительно происходит между людьми на собраниях (совещаниях, планерках и т.п.)?
  • Как влияет их поведение и методы на вероятность получения креативного решения, которое они будут готовы воплощать?
  • Что можно изменить, чтобы увеличить эту вероятность?
  • Почему некоторые собрания приводят к решению проблем и дают новые идеи, другие же «ходят по кругу»?

Основатель метода — Уильям Гордон, психолог, изобретатель, который с 1950 по 1960 годы разработал множество коммерческих патентов, когда руководил группой исследований изобретений в консультационной фирме Arthur D. Little. Он разработал систему, которая легла в основу метода, когда решал задачи для компаний, многие из которых входят в Fortune 500 по всему миру (это рейтинг выручки крупнейших мировых компаний, составляемый и публикуемый ежегодно журналом Fortune).

Гордон определил, что индивидуальное и групповое творчество аналогичны друг другу. Так в 1952 году в Кембридже была создана первая синектическая группа, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.


Уильям Гордон (в центре) в зале заседаний Synectics Main Street, Кембридж, 1958 год. Фото с сайта synecticsworld.com

В 1960 году Уильям Гордон создал компанию Synectics Inc. и описал метод в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», которая вышла в 1961 году. Сейчас клиентами Synectics Inc. являются такие мировые компании как Zinger, General Electrics, IBM и другие.

Слово Synectics имеет греческие корни «syn» и «ectos», что означает соединение разнообразия. Синектика — это метод, при котором мы комбинируем разнородные, а иногда и несовместимые элементы для решения задач. Можно сказать, что это система креативного мышления, основанная на аналогиях.

Отличие от мозгового штурма

Отличие от мозгового штурма в том, что группа под руководством фасилататора ищет аналогии, примеры в других отраслях знаний, никак не связанных с бизнесом заказчика:

  • Прямые аналогии — нередко находятся в различных системах и решают сходные с поставленной задачи. К примеру, наблюдая за работой червя-древоточца, инженер Марк Изимбар Брюнель открыл кессонный метод в строительстве подводных сооружений. Ищем, сравниваем и исследуем. Часто делаются сравнения с растениями, деревьями, машинами и т.п. С этой аналогией будут эффективно работать люди, которые имеют разносторонние знания и склонны к системному анализу задач и проблем
  • Субъективные (личные) аналогии — здесь это работает так: представьте, что бы вы чувствовали и делали, например, если бы ваши руки были лопастями вертолета? Все следует пропустить через свои ощущения. С этой аналогией хорошо работают люди, которые обладают хорошим воображением и способны перевоплощаться, «вживаться» в роль и быть частью проблемы
  • Символические аналогии — тут тоже все просто: представьте, как может физически выглядеть острая проблема или стальное решение. Свойства одного отождествляются со свойствами другого. Важно найти парадоксы и противоречия в привычном и понятном
  • Фантастические аналогии — вы проходите через все стены или слышите музыку, которую никто больше не слышит. Важно представить вещи такими, какими они не могут быть в привычном нам понимании — долой границы воображения, которые мешают получению результата, зато на максимум нужно включить воображение и образное мышление

Хорошо использовать аналогии по такой системе: прямые — реальные, личные — телесные, символические — абстрактные, фантастические — нереальные.

Вначале это кажется не привязанным к решению задачи, забавным и очень веселым. Само решение проблем — рационально, а вот процесс обдумывания такого решения — нет. Кратчайший путь поиска решения сложной задачи часто приводит к примитивным и однобоким решениям. Именно поэтому всем известный метод мозгового штурма не всегда работает. Люди приходят и озвучивают то, что уже давно было в их голове. Они никак или почти никак дальше не используют идеи друг друга.


Как решаются проблемы с помощью синектики

Сначала подбирается синектическая группа. Самое лучшее для бизнеса клиентов — для этой группы позвать своих клиентов. Но тут уже надо смотреть, чтобы у них был разный опыт, образование, возраст.

Обсуждение проводится в отдельном помещении, в котором должны быть нужные для генерации идей и решения проблемы условия: например, аппаратура), маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Группе дается возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий. Далее идет работа с аналогиями: каждый специалист группы должен психологически раскрепоститься и раскрыться перед остальными.

Непосредственно решение проблемы включает в себя:

  • Формулировку задачи — важно четко понимать, что решать
  • Анализ задачи — группе предоставляется больше контекста и информации о задаче, но не слишком много
  • Генерацию идей-трамплинов
  • Выбор идеи/идей для развития
  • Развитие идеи, если нужно — еще генерацию идей
  • Формулировку основной идеи для воплощения
  • Оценку идеи — ее сильные и слабые стороны
  • Работу над укреплением слабых сторон
  • Создание плана действий по воплощению идеи

В синектике, как и в мозговом штурме, группа озвучивает очень большое количество идей.

Все идеи фасилитатор записывает на листы флипчарта. В среднем за 40−60 минут получается около 60 идей. Особо «плодовитые» группы достигают отметки в 100.

Синектика учит участников находить оригинальные идеи на выстраивании связей с уже высказанными идеями. При этом:

  • Есть четко распределенные роли в группе по решению задачи
  • Есть правила в группе — как слушать, как формулировать идеи
  • Есть понятная для группы процедура работы из 5 шагов
  • Работа всегда заканчивается планом действий — что, кто и когда

Синектика не нужна, если у вас уже есть варианты решения проблемы — ничего придумывать и искать не надо. Для выбора возможного решения есть другие отличные методы, например, техника «Декартовы координаты».


Как метод применяется в бизнесе

Ценность синектики для бизнеса в том, что фасилитатор приходит, обучает команду методу, уходит, а метод остается работать. Его принципы и инструменты команда может использовать для решения задачи в следующий раз.

Если команда не хочет или не может повторить весь процесс работы синектической группы, то участники могут пользоваться принципом In-Out- Listening.

Как он работает? Делим лист бумаги на две части вертикальной линией: слева пишем отдельные слова, что слышим от выступающего, справа — любые ассоциации, которые нам приходят в голову.


Это — отличный «сырой» материал для генерации идей впоследствии. И еще так можно быть уверенным, что выслушаны все.

Сегодня синектику применяют не только для обучения самому процессу поиска идей, но и для решения проблем. Есть много примеров использования метода в бизнесе:

  • Когда разлилась нефть в Мексиканском заливе, была создана синектическая группа для решения этой задачи
  • Чтобы стать одним из лидеров в мире текила Cuervo с помощью этого метода придумала свое государство, флаг, паспорта и арендовала остров
  • Phillips Sony care стали первыми среди 600 претендентов на победу в конкурсе Medical Marketing and Media за компанию по продвижению своих зубных щеток
  • Сеть британских супермаркетов Sainsbury во время синектической сессии выделила 1200 операционных проблем, свела их к 45, затем к 18. 12 были решены сразу, для 6 — поставили жесткие сроки решения
  • McKinsey обратились к синектике для поиска снижения затрат. Были созданы специальные комитеты, каждый из которых впоследствии работал над снижением одной группы затрат
  • Vanish в США искал новые инсайты и возможности расширить категории своих пользователей с помощью Синектики — так в 2007 резко выросло использование Vanish Crystal White за счет новых пользовательских групп

В бизнесе для синектики действительно есть много возможностей. Приведу несколько примеров из моей практики:

Пример первый. С моими клиентами в США мы нашли идею празднования 50-летия компании. У заказчика было желание, чтобы событие отражало ценности компании, было длительным и вовлекало жителей города. Главное, чего клиент не хотел, это «rubber chicken» — в качестве еды на разных корпоративах часто подают «резиновых цыплят» — жестких, невкусных, но дешевых. Клиент хотел, чтобы празднование отражало их ценности — люди, местное комьюнити, чистота, забота об окружающем мире.

Мы начали сессии с анализа задачи. Потом были первые несмелые идеи. Уже прошло около 40 минут самой стадии генерации идей, но лицо заказчика не отражало никаких признаков счастья или удовольствия. Когда звучит нужная идея, заказчики всегда оживают, улыбаются, комментируют ее, осваивают.

Мы отправились на экскурсию на Бразильский карнавал. Там вспомнили, что одежда у танцовщиц бывает с перьями. Перья помогли участникам вспомнить о птицах в их городе. И одна из основных идей празднования звучала в финале так:

Делать всем сообществом города домики для птиц из готовых частей. Эти домики жители города могли уносить с собой и крепить к деревьям возле своих домов.

Идея полностью удовлетворяла несколько критериев заказчика: заметность, социальная ориентированность, забота об окружающей среде.


Пример второй. У одной украинской торгово-производственной компании имелось здание в жилом микрорайоне. Это здание было чем-то похоже на мавзолей, у него уже было много разных собственников, и никто не понимал, что с ним делать.

На синектической сессии группа заказчика решила, что там должно быть что-то вроде клиентского клуба. Это послужило отправной точкой для всего дальнейшего плана. Идея выросла в клуб и почти набережную (здание находилась около обмелевшей речушки) с уютными беседками. Микрорайон просто изменил свое лицо

Решали мы и немасштабные задачи: как назвать книгу, как сделать оригинальными раздаточные материалы. Мне было приятно и важно узнать позже, что эти идеи воплощались в жизнь.

В случае работы синектической группы важно найти не самую оригинальную идею, а самую выгодную идею, которая нравится заказчику, решает его проблему с учетом его ресурсов. Мы создаем не креатив, а решение для бизнеса.