Воспитания роман. Роман воспитания Изучение теории литературы в средней школе

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории зарубежной литературы

Дипломная работа
студентки V курса отделения романо-германской филологии

Кемпион Натальи Владимировны

Английский роман воспитания XIX века

(Ч. Диккенс, Д. Мередит)

Научный руководитель

Доктор филологических наук, профессор

Москва, 2005

Введение.

Проблема воспитания является доминирующей во всей необозримой романной литературе. Тема восприятия мира и формирования человека под воздействием окружающей его действительности волновала многие умы. Как должен жить и мыслить современный человек, чтобы стать достойным «превысшего из званий: человек»? Какие силы, подчерпнутые в природе, в духовной культуре, в конкретном, исторически обусловленном социальном бытии человечества, могут и должны способствовать этой цели?

Неслучайно роман воспитания как отдельный жанр возникает в эпоху Просвещения, когда особенно остро звучали проблемы просвещения, образования и воспитания, когда путешествие становилось неотъемлемой частью формирования личности образованной, гуманной и сочувствующей страданиям других.

В каждой стране эти проблемы имели обусловленный или сугубо личный характер, но всегда они были рассчитаны на постепенное совершенствование отдельной личности, использование нравственных категорий и стандартов, выработанных общественными институтами и прежде всего религией.

Общественное сознание эпохи апеллировало к личности, способной усвоить уроки прошлого, уроки истории, адаптироваться в окружающей среде, к личности, познавшей определенные условия существования в коллективе , не утратив при этом своего целостного индивидуального обличия. В романе воспитания должны быть реализованы уже данные и принятые правила поведения, но вместе с тем предполагалось, что большая дорога в жизни окончательно сформирует характер, поэтому очень часто учения и странствия выступают в качестве основных компонентов жанровой структуры.

К этой проблеме обращается в классическом романе воспитания «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) Гете. Сначала мы находим Вильгельма ребенком, увлекающимся кукольным театром. Сын обеспеченной бюргерской семьи, он с детства тяготеет ко всему эффектному, исключительному. В юности, когда к Вильгельму приходит любовь, а вместе с ней и неудержимая страсть к театру, он отличается все той же мечтательностью («...Вильгельм блаженно парил в высших сферах»), оптимизмом, восторженностью, доходящей до экзальтации, которые свойственны всем главным героям воспитательных романов в определенный период их становления. А потом урок за уроком, полученные героем от окружающей его действительности как приближение его к жизни, знания ее.

Внутренний рост Вильгельма связан с постепенным проникновением его в судьбы окружающих его людей. Поэтому почти каждый персонаж романа Гете символизирует собой новую веху в становлении героя, является своеобразным уроком для него. Так жизненная правда привносится в роман воспитания.

Надо жить с открытыми глазами, учась всему и у всех – даже у малого ребенка с его безотчетными «почему», - утверждает Гете. Общаясь с сыном Феликсом, Вильгельм отчетливо сознает, как мало ему известно из «открытых тайн» природы: «Человек знает самого себя, лишь поскольку он знает мир, каковой он осознает только в соприкосновении с собою, себя же – только в соприкосновении с миром», с действительностью; и каждый новый увиденный предмет, порождает в нас новый способ для его восприятия.

«Человеку, едва вступающему в жизнь, хорошо быть о себе высокого мнения, рассчитывать на приобретение всяческих благ и полагать, что его стремлениям нет преград; но, достигнув определенной степени духовного развития, он много выиграет, если научится растворяться в толпе, если научится жить для других и забывать себя, трудясь над тем, что сознает своим долгом. Лишь тут ему дано познать себя самого, ибо только в действии можем мы по-настоящему сравнивать себя с другими». В этих словах Ярно, обращенных к Вильгельму, уже намечается тема романа-продолжения – «Годы странствий Вильгельма Мейстера», где вместо обособившегося мечтателя, стремящегося к эстетическому обогащению своего духа, к гармонии в пределах своего внутреннего мира, действует человек, действуют люди, ставящие себе целью «быть полезными для всех», мечтающие о разумном сочетании личного с коллективным.

К этой же теме обращается Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль, или О воспитании» (1762). Система воспитания Руссо основывается на принципе: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Из этой посылки Руссо выводит как задачи идеального воспитания, так и цели воспитателя. Чтобы усилить благотворное влияние природы, надо изолировать воспитанника от окружающего общества. Чтобы сохранить в неприкосновенности естественные чувства добродетельного по природе питомца, Руссо предлагает рациональный курс физического воспитания, а также воспитания интеллектуального (обучение наукам возможно только по наглядной системе, в знакомстве с природой; недаром Руссо почти полностью исключает чтение из области воспитания, делая исключение для двух книг - «Жизнеописаний» Плутарха и «Робинзона Крузо» Дефо). Руссо настаивает на необходимости овладеть полезным для жизни ремеслом. Но главное - это воспитание души ребенка и прежде всего - чувствительности, которая заключает в себе способность сострадать другому, быть мягкосердечным, человеколюбивым. Воспитание чувствительности возможно лишь в том случае, если окружающие внимательны и чутки к ребенку, уважают в нем личность.

К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавляет пятую книгу - о воспитании девушки. Писатель-противник одинакового воспитания и обучения юноши и девушки. Так как цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то меняется и содержание всей воспитательной деятельности, и круг изучаемых предметов и ремесел.

Для воспитания члена общества огромное значение, по Руссо, имеет религия. Руссо считает, что идеальная религия отвечает требованиям природы и естественным человеческим чувствам. Сама религиозность имеет два истока - культ природы и культ человеческого сердца. Такая религия естественна, утверждает Руссо, и всякий человек, подчиняясь инстинкту, должен верить в Верховное Существо, создавшее природу и человека, наделив его сердцем и совестью. Храм такой религии - вся природа и сам человек. Эта идеальная религия не нуждается в культовых формах и догмах, она внецерковна, свободна и индивидуальна и требует только одного - искренних чувств и добрых дел.

Образ идеальной личности в системе воспитания Руссо предстает как естественный человек, а цель воспитания, согласно его взглядам, заключается в том, чтобы вырастить естественного человека и реализовать идеальное общество, в котором естественный человек станет гражданином.

Оба произведения имели огромный общественный резонанс не только у себя на родине, но и за ее пределами. Роман Гете стал каноном, произведение Руссо вызвало серьезную полемику о специфике естественного человека и о противопоставлении природы и цивилизации. Таким образом, Руссо положил начало дискуссии не только о воспитании как таковом, но и о методах и методиках.

В Англии роман воспитания имел странную судьбу. В XVIII веке прагматичные англичане предпочитали конкретный свод правил поведения как руководство и дополнение к образованию. Так называемые ‘conduct books’ имели большое хождение среди разных слоев населения, однако и Гете, и Руссо не могли пройти мимо просвещенного гражданина. В английской литературе , уже отметившей интерес к проблемам образования и просвещения, выходом в свет «Писем к сыну» Честерфилда наметилась серьезная оппозиция руссоизму. Но нашлись и его единомышленники и сторонники. Кроме того, в Англии XVIII века в связи с распространением сервантесовского архетипа Дон Кихота появились пародии и сатирические выпады против книжного воспитания, изолированного и оторванного от практической деятельности. Национальная ментальность обусловила развитие специфического жанра романа о воспитании личности, ориентированной на жизнь в демократическом обществе. Возникли различные воспитательные и образовательные системы для молодежи обоих полов.

XIX век был несомненно связан с XVIII проблемами воспитания и образования. Но это был также век романа. И, естественно, как жанровая разновидность роман воспитания не только проявил себя как самостоятельный; концепции просвещения, образования и воспитания органично вписываются в огромную массу викторианской литературы.

XIX век в Англии связан с длительным правлением королевы Виктории (), но значение его для последующего развития английской истории, культуры, литературы трудно переоценить. Именно в этот период Англия приобретает статус великой колониальной державы, формирует национальную идею и идентичность. Викторианство оставило в сознании англичан определенное представление о незыблемости традиций, значимости демократии и моральной философии, а также желание обращаться к проверенным временем эмблемам и символам викторианской веры. Именно викторианцы своей великой литературой доказали непреходящее значение духовных ценностей в формировании национального менталитета и определения места индивидуума в истории цивилизации. В произведениях Ч. Диккенса и, сестер Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот, Э. Троллопа отразились особенности социального и политического развития Англии со всеми сложностями и противоречиями, открытиями и просчетами.

Успехи процветающей промышленной державы были продемонстрированы на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Вместе с тем стабильность была относительной, точнее, она поддерживалась и укреплялась за счет семьи, дома, выработки определенной доктрины поведения и морали. Частая смена правительств (Мельбурн , Палмерстон, Гладстон, Дизраэли, Солсбери) свидетельствовала и о смене приоритетов во внешней и внутренней политике. Демократизация общества была обусловлена как постоянным страхом перед возможной угрозой со стороны революционно настроенных соседей (Франции, Германии, а также Америки), так и необходимостью сократить пропасть между высшими и средними слоями английского общества. Последние стали надежным оплотом нации и последовательно добивались успеха на пути завоевания власти. Высшие слои общества, утратившие свое влияние после промышленного переворота, тем не менее сохраняли свое влияние среди средних классов в вопросах морали, стиля, вкуса.

Символом викторианства становится большая семья, уютный дом, правила поведения в хорошем обществе. Что носить, как и когда к кому обращаться, ритуал утренних визитов, визитные карточки – в этих неписанных правилах содержалось много опасностей для непосвященных. Особое внимание викторианцы уделяли загородному дом у, который отражал их благосостояние, представление о покое и семейном счастье. Несмотря на большие размеры, викторианский дом должен быть уютным домашним очагом и способствовать счастливой семейной жизни. Эта жизнь часто содержала сильный религиозный аспект. Считалось необходимым ходить в церковь, читать религиозные книги, помогать бедным. Ведение дневника с записями подробных дел занимало определенную часть времени высшего сословия. К 1840 г. чай в пять часов стал приметой фешенебельного дома. Обед отодвинулся к семи-восьми часам, а беседа с друзьями до и после него становились необходимыми и неотъемлемыми частями загородного быта. Во второй половине века во многих загородных домах было центральное отопление и газовые или масляные лампы в основных помещениях и коридорах, хотя свечи и камины, использующие уголь, были повсеместны (электричество пришло в дома викторианцев после 1889г.). Викторианские дома имели большой штат слуг, который занимал целый флигель или крыло. Иногда число слуг, работающих в доме, саду и конюшнях, составляло 50 человек. Строгая организация домашнего хозяйства, субординация и четкое распределение обязанностей делали загородный дом уютным для семьи с многочисленными детьми, нянями, гувернантками, горничными.

Все эти детали быта крайне важны для формирования викторианской идеологии и национальной идентичности, отразившихся не только в литературе и культуре данного периода, но и для дальнейшего развития архетипических образов и картин жизни, обычно ассоциирующихся с обликом викторианской эпохи.

В викторианскую эпоху образование и воспитание становятся частью государственной политики. Религиозное воспитание формирует нравственный облик ребенка, а образование не мыслится без воспитания. Школьное образование стало предметом самых ожесточенных диспутов, а писатели-викторианцы обращались к изображению частных школ и педагогов, чтобы выразить свое отношение ко всем злоупотреблениям и ошибкам, которые допускались в обучении.

Комфорт и удобства создавали благоприятные предпосылки для осознания личностью уверенности в будущем и гордости за страну, которая сформулировала систему жизненных ценностей и стандартов поведения и воспитания в знаменитых трудах Карлейля. Трудись и не унывай, будь терпеливым, требовательным к себе, благовоспитанным и осознающим свое место в обществе – вот набор понятий, которые легли в основу формирования личности.

Отличительной особенностью викторианской литературы является ее положение между романтизмом и реализмом, а также доминирующая роль романа.

Современное состояние романа в викторианскую эпоху определялось его господствующим положением в обществе, как наиболее адекватным и полным отражением панорамы жизни, вместе с тем само понятие жанра менялось в связи с тем, что искусство все дальше уходило от подражания, имитации, статус романа в викторианскую эпоху был исключительно благоприятным, сама королева интересовалась произведениями своих современников. Роман способствовал формированию общественного мнения в связи с распространением образования и просвещения среди населения. Формулировки и термины уточнялись по мере приобретения романом статуса основного генератора идей сохранения стабильности и порядка в обществе. Будучи общественной нацией, Англия сделала роман частью общественно политической жизни и бытия гражданина, озабоченного не только своими правами, но и обязанностями. Викторианская проза была ориентирована на воспитание гражданина.

Данная работа ставит целью исследование национального варианта романа воспитания. Мной выбраны романы, в которых история молодого человека сочетается с идеологическими и нравственными установками викторианского общества, а именно: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Ч. Диккенса, «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага» и «Испытание Ричарда Феверела» Д. Мередита.

Глава I : Истоки национального варианта романа воспитания.

1.1. Образование в Англии XIX века.

Первая половина века больше известна проведением дискуссий, чем принятием каких бы то ни было решений. 1850-ые явились в какой-то мере переломным моментом в том плане, что проявленные в эти годы инициативы имели определенное влияние на дальнейший ход событий. Наиболее важной реформой явилось создание в 1856 году Департамента Образования. Нужно заметить, что к этому времени начальное образование абсолютно не отвечало требованиям. Значительный вклад в улучшение сложившейся ситуации внес Сэр Джеймс Кей Шаттлуорт (Sir James Kay Shuttleworth), «the man to whom, probably more than any other, we owe national education in England». К середине века на развитие образования выделялось все больше и больше средств, однако, создавалось впечатление, что не все средства расходуются по назначению. И в 1858 году была создана Ньюкаслская Комиссия (Newcastle Commission), перед которой стояла задача «to inquire into the Present State of Popular Education in England, and to consider and report what measures, if any, are required for the Extension of sound and cheap Elementary Instruction to all Classes of People». Комиссия, предоставившая в 1861 году отчет о состоянии образования, была довольна результатами проверки, хотя из 2½ миллионов школы посещали лишь 1½ миллиона детей. Споры о состоянии образования велись на протяжении 1860-ых и закончились в 1870-ом выходом Билля об образовании (The Education Bill of W. E. Forester). Этот законопроект расширил влияние государства, и к 1891 году образование мог получить любой желающий. Однако, посещение школ, начиная с 12-ти-летнего возраста, стало обязательным лишь с 1899.

Несмотря на усилия Томаса Арнольда в проведении реформы среднего образования , жилищные условия, отношение к мальчикам учителей и старшеклассников, да и общий моральный настрой в большинстве государственных и частных школ оставлял желать лучшего. Постоянные конфликты привели к созданию в 18гг. Кларендонской Комиссии (Clarendon Commission) для проверки состояния государственных школ, а также (в 18гг.) - Таунтонской Комиссии (Taunton Commission), задачей которой явилось составление отчета о состоянии частных школ. Закон о государственных школах 1868 года (The Public Schools Act of 1868), the Endowed Schools Act of 1869, а также работа, проведенная различными последующими комиссиями, постепенно привели к значительным улучшениям. Это касается и среднего образования для девочек, которого не существовало до тех пор, пока Мисс Басс (Miss Buss) и Мисс Бил (Miss Beale) не возглавили в 1865 году движение, результатом которого явилась возможность получения образования женской половиной населения.

Высшее образование также претерпело изменения в 1850-ые гг. В 1852-ом году была создана комиссия по расследованию состояния университетов Оксфорда и Кембриджа. Выход Закона об Оксфордском Университете 1854г. (The Oxford University Act of 1854), а также Закона о Кембриджском Университете 1856г. (The Cambridge University Act of 1856) привел к значительным изменениям в управлении и привел к пополнению списка изучаемых предметов. Закон об Оксфордском и Кембриджском Университетах 1877года (The Oxford and Cambridge Act of 1877) привел к дальнейшим изменениям в управлении. Помимо Оксфорда и Кембриджа существовали Лондонский Университет, несколько филиалов которого были открыты в 1850-ые гг., Оуэнский Колледж (Owens College), Манчестер (Manchester), ставший впоследствии Манчестерским Университетом (Manchester University), открылся в 1851г. и стал одним из провинциальных университетов, основанных в XIX веке.

Всемирная Выставка 1851 года в Лондоне привлекла внимание к необходимости научного/технического образования, что привело к созданию Департамента Науки и Искусства (Science and Art Department). С развитием промышленности возросла популярность технических институтов, к 1851-ому году их насчитывалось 610.

«Never perhaps, in the history of the world has there existed a period in which more has been said and written on the subject of education than during the last half century», - писал автор в статье о женском образовании. Середина века отмечена возросшим интересом широкой публики к вопросам образования. Вот что пишет «Educational Times», созданный в 1847 году, в одной из передовых статей: «At a time when education is at length beginning to receive something like its due share of public attention, and when efforts are being made in all directions to elevate it to its proper position and to diffuse it more widely among our fellow countrymen, a periodical devoted to this important subject appears to be imperatively required». В начале 1850-ых интерес к вопросам образования настолько возрос, что превратился в «манию». Школьный учитель, написавший в 1867 году в «All the Year Round», говорит об «educational craze fifteen years ago <…> when hordes of visitors arrived in the schools to watch the teachers in action». Другим показателем интереса общественности явилось огромное количество писем, полученных редакциями периодических изданий и содержащих вопросы, касающиеся образования (количество писем, полученных редакцией «Guardian», к примеру, значительно возросло в период с 1849 по 1853 гг.

Интерес общественности к вопросам образования несомненно отразился в периодических изданиях разного рода. Теме этой уделялось особое внимание в еженедельных изданиях, однако ежемесячные и ежеквартальные издания также не оставили ее без внимания: «Westminster Review» проявил особый интерес к этому вопросу - в нем стали печататься рецензии на книги по вопросам образования. Еженедельные издания, такие как «Atheneum», «Leader», «Saturday Review», «Spectator» и религиозный «Guardian», печатали огромное количество статей. Вопрос о системе государственного образования поднимался наиболее часто, но это не было единственной темой для обсуждения; вниманию общественности предоставлялась информация о профессиональном образовании , а также системах образования в других станах.

По периодичности выхода эти издания можно разделить на следующие категории:

1) ежеквартальные (Quarterly Reviews), в свою очередь делящиеся на литературные и общие - Edinburgh Review (1846-60), North British Review (1846-60),

Quarterly Review (1846-60),Westminster Review (1846-60) и религиозные - British Quarterly Review (1846-60), London Quarterly Review (1853-60);

2) ежемесячные (Monthly Magazines) - Bentley ’s Miscellany (1846-60), Blackwood’s Magazine (1846-60), Dublin University Magazine (1846-60), Fraser’s Magazine (1846-60), Macmillan’s Magazine (1846-60), Cornhill Magazine (1860);

3) еженедельные (Weekly Reviews and Newspapers), в свою очередь делящиеся на литературные и общие - Atheneum (1846-60), Leader (1850-60),

Saturday Review (1855-60), Spectator (1846-60) и религиозные – Guardian (1846-60), а также Weekly Journals - Household Words (1850-59), All the Year Round (1860),

Once a Week (1860).

Обширные дискуссии развивались и на страницах педагогических изданий, в частности журналов, ставших отличительной чертой 1850-ых гг. Тема дня, государственное образование, обсуждалась здесь наряду с вопросом о статусе учителей. Вместе с тем, на страницах этих журналов велось множество дискуссий о методах и принципах детского образования, об отношении родителей, о детской психологии. Перечислим лишь некоторые из этих изданий: British Educator (1856), Educational Expositor (1853-55), Educational Gazette (1855), Educational Guardian (1859-60), Educational Papers for the Home and Colonial School Society (1859-60), Educational Record (1848-60), Educational Times (1847-60), Educator (1851-60), English journal of Education (1846-60), Family Tutor (1851-55), Governess (1855), Mother’s Friend (1848-60), Papers for the Schoolmaster (1851-60), Pupil-Teacher (1857-60), School and the Teacher (1854-60), Teacher’s Visitor (1846-49).

Интерес к проблемам образования и воспитания разделяли и писатели-викторианцы. Нужно заметить, что тема эта интересовала литературные умы задолго до этого («Человек чувств» Г. Маккензи, «Наставник» С. Филдинга и др.). Таким образом, не удивительно, что такой интерес отразился в довольно большом количестве романов, посвященных проблемам воспитания и образования, написанных в период конца XVIII – начала XIX вв. Среди последователей Руссо можно отметить романы H. Brook “The Fool of Quality” (1766-70), «Стендфорт и Мертон» (“Standford and Merton”, 1783) Томаса Дея (Thomas Day) и «Целебс в поисках жены» (“Coelebs in Search of a Wife”, 1809) Ханны Мор (Hannah More). Наследие Гетевского «Вильгельма Мейстера» отразилось в начале XIX века в романах Диккенса и Бульвер-Литтона. У Диккенса различные литературные импульсы сливаются с осведомленностью о трагическом положении детей и знании социальной системы. Тема воспитания и образования является основной в большинстве его работ; возьмем, к примеру, «Дэвида Копперфилда» (1850), «Тяжелые времена» (1854), «Большие ожидания» (). «Руфь» (1853) Элизабет Гаскелл – еще один роман 1850-ых, где образование играет важную роль. Ведущиеся дебаты и огромный интерес к проблеме воспитания отразился кроме того в большом количестве литературы, целью которой было показать определенный аспект, ту или иную сторону системы образования. К таким произведениям можно отнести: C. Bede “The Adventures of Mr. Verdant Green. An Oxford Freshmen” (), F. W. Farrar “Eric or Little by Little; A Tale of Roslyn School” (1858) и “Julian Home. A Tale of College Life” (1859), C. Griffith “The Life and Adventures of George Wilson. A Foundation Scholar” (1854), Rev. W. E. Heygate “Godfrey Davenant. A Tale of School Life” (1852), Rev. E. Manro “Basil the Schoolboy. Or the Heir of Arundel” (1856), F. E. Smedley “Frank Farleigh” (1850).

1.2. Черты романа воспитания.

Каковы же типичные черты романа воспитания (нем. Bildungsroman) в его классическом проявлении, если исходить из вопроса о его отличительных признаках?

Исходя из положения о том, что роман – это «становящийся жанр» и что «роман не дает стабилизироваться ни одной из собственных разновидностей», можно объяснить тот факт, что роман воспитания не поддается твердому определению и сам термин не отличается особенной конкретностью (нет однозначного перевода на русский язык слова Bildung, в немецком языке оно обозначает «образование», «формирование», «воспитание»). Поэтому можно говорить только о целой системе признаков романа воспитания, типичное сочетание которых позволяет отнести к этой жанровой разновидности то или иное произведение. Безусловно, возникнув однажды, роман воспитания и не претендовал на то, чтобы мог совместить в себе все признаки ответвления жанра. Он еще будет развиваться, совершенствуясь, приобретая все новые и новые качества. Но основные, самые существенные свойства Bildungsroman(а) впервые обратили на себя внимание в первом образце жанра – романе «История Агатона» (1767).

Под термином «роман воспитания» прежде всего подразумевается произведение, доминантой всего построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой, а не ареной для борьбы, как это было в приключенческом романе. Герой романа воспитания не думает о тех последствиях, которые вызываются теми или иными его действиями, поступками, он не ставит перед собой только узко практические цели, к достижению которых он бы стремился, подчиняя им все свое поведение. Он ищет себя самого. Его ведет сама жизнь, преподнося ему урок за уроком, и он постепенно поднимается к единственному идеалу – стать человеком в полном смысле этого слова, быть полезным для общества.

Герой романа воспитания, в отличие от героя авантюрного и старого семейного романа, важен сам по себе, интересен своим внутренним миром, его развитие, которое проявляется во взаимоотношениях с другими персонажами и обнаруживается в столкновениях с внешним миром. События внешней действительности привлекаются автором с учетом этого внутреннего психологического развития. Автор романа заставляет читателя проследить, как жизнь, начиная с детского возраста человека и до завершения формирования его характера, преподносит ему урок за уроком: учит своими положительными и отрицательными проявлениями, светлыми и темными сторонами, учит, включая в активную деятельность и оставляя в ряде случаев пассивным наблюдателем, учит познавать теорию и практически применять полученные знания. Каждый урок – более высокая ступень в развитии героя.

Центральный персонаж романа воспитания стремится к активной деятельности, направленной на установление справедливости, гармонии в человеческих отношениях. Поиски высшего познания, смысла жизни – неотъемлемая его черта.

Основой композиции образа героя является становление его с детских лет до момента, когда он предстанет перед читателем человеком с вполне оформившимся мировоззрением и относительно устойчивыми чертами характера, человеком, гармонично сочетающим физическое развитие с духовным. Отсюда и вся сюжетная линия романа воспитания ведется автором через изображение внутренней жизни героя методом интроспекции. Герой сам наблюдает за своим совершенствованием, становлением своего сознания. Все, что происходит вокруг него, события, в которых участвует он сам или наблюдает за ними со стороны, свои собственные поступки и поступки других людей оцениваются героем в плане воздействия их на его чувства и сознание. Он сам отметает все, на его взгляд, являющееся ненужным и сознательно закрепляет все положительное, что предлагает ему жизнь. Впервые в романном жанре появляются в этой связи внутренние монологи героя, в которых он рассуждает сам с собой, иногда рассматривает себя как бы со стороны.

Композиции образа главного героя романа воспитания свойственен так же метод ретроспекции. Размышления над определенным отрезком времени, анализ своего поведения и выводы, делаемые героем, иногда превращаются в целые экскурсы в прошлое, в воспоминания, которые выделяются автором в особые главы. Четкость в таком сюжете иногда отсутствует, ибо все внимание автора направлено на становление личности и все действие романа сконцентрировано вокруг этого главного героя, основных этапов его духовного развития.

Другие же действующие лица иногда очерчены слабо, схематично, их жизненные судьбы до конца не раскрыты, так как они выполняют в романе эпизодическую роль: способствуют в данный момент формированию характера героя.

Те стадии развития, через которые проходит герой романа воспитания, часто стереотипны, то есть отличаются наличием параллелей в других образцах этой же жанровой разновидности. Например, детские годы героя проходят чаще всего в обстановке крайней изолированности от всех невзгод окружающей жизни. Ребенок или принимает от воспитателей идеальные, приукрашенные понятия о действительности, или, предоставленный самому себе, создает из непонятных явлений фантастический мир, в котором живет до первых серьезных столкновений с реальностью.

Пагубным действием такого воспитания являются душевные страдания героя – типичная черта романа воспитания. Автор строит фабулу на столкновениях нежизненных идеалов героя с будничной жизнью общества. Каждое столкновение – воспитательный момент, ибо никто не в состоянии так верно воспитать человека, как это может сделать сама жизнь (именно этого взгляда на воспитание придерживаются люди из фантастической башни в романе Гете), и жизнь безжалостно разбивает все иллюзии, заставляя героя шаг за шагом вырабатывать в себе качества, которые нужны человеку в обшестве.

Многообразны конфликты, возникающие между героем и деятельной жизнью, в которую он постепенно включается. Но путь героя романа воспитания, в процессе которого происходит истинное становление его личности, в основном сводится к одному: это путь человека от крайнего индивидуализма к обществу, к людям.

Путь исканий и разочарований, путь разбитых иллюзий и новых надежд порождает и еще одно отличие романов воспитания: герои их в результате своего становления приобретают качества, которые в какой-то степени роднят их между собой: богатая фантазия в детстве, восторженность, доходящая до экзальтации в юношеские годы, честность, тяга к знаниям, стремление к активной деятельности, направленной на установление справедливости, гармонии в человеческих отношениях и, самое главное, склонность героя к философским размышлениям, раздумьям. Отсюда через весь роман часто проходят философско-этические мотивы, которые преподносятся читателю через размышления героя, или, чаще всего, в виде споров-диалогов.

Размышления на философские, моральные, этические темы в романах воспитания – явление не случайное. В них более, чем в каких-либо других романных разновидностях сказывается личный опыт автора. Роман воспитания – это плоды долгих наблюдений над жизнью, это типизация самых наболевших явлений времени.

Глава II: «Дэвид Копперфилд» Чарльза Диккенса.

Чарльз Диккенс относится к числу тех писателей, слава которых никогда не меркла ни при их жизни, ни посл смерти. Вопрос стоял лишь в том, что каждое новое поколение видело в Диккенсе. Диккенс был властителем умов своего времени, именами его героев назывались фирменные блюда и модные костюмы, а лавка древностей, где жила маленькая Нэлл, до сих пор привлекает внимание многочисленных лондонских туристов.

Великим поэтом называли Диккенса его критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом, сравнивая его по мастерству лишь с Шекспиром.

Хранитель великой традиции английского романа, Диккенс был не менее блистательным исполнителем и интерпретатором собственных произведений, чем их создателем. Он велик и как художник, и как личность, и как гражданин, ратующий за справедливость, милосердие, гуманность и сострадание к ближним. Он был великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество замыслов и наблюдений.

Произведения Диккенса имели успех у всех слоев английского общества. И это не было случайностью. Он писал о том, что хорошо известно каждому: о семейной жизни, о сварливых женах, о картежниках и должниках, об угнетении детей, о хитрых и ловких вдовушках, заманивающих в свои сети легковерных мужчин. Сила его воздействия на читателя была сродни влиянию актерской игры на публику. Публичные чтения Диккенса составляли часть творческой лаборатории художника, они служили ему средством общения со своим будущим читателем, проверки жизненности его идей, созданных им образов.

Особый интерес Диккенса к детскому и юному возрасту был вызван его собственными ранними переживаниями, его пониманием обездоленного детства и сочуствием ему, пониманием того, что положение и состояние ребенка отражают положение и состояние семьи и общества в целом.

Идеал семейственности, домашний очаг, не одному лишь Диккенсу, но и многим его современникам представлялся оплотом от нашествия мирских невзгод и прибежищем для душевного отдохновения. У Диккенса домашний очаг – воплощенный идеал уюта, а по утверждению, это - «идеал чисто английский». Это нечто органичное для мироощущения и социальных упований великого писателя и любовно выписанный им образ. Диккенс отнюдь не заблуждался относительно действительного состояния английской семьи в разных общественных слоях, и его собственная семья, в конце концов распавшаяся, была для него жестоким уроком. Но это не мешает ему сохранять для себя идеал семейственности, находить для него опору в той же действительности, изображать близкие к идеалу и «идеальные» семьи.

«Тот, кто научился читать, смотрит на книгу совсем не так, как неграмотный, даже если она не раскрыта и стоит на полке.» - Для Диккенса это наблюдение принципиального свойства и важная предпосылка. Диккенс радуется особому, обновленному взгляду грамотного человека на книгу и рассчитывает на этот обновленный взгляд в борьбе с социальным злом и на перемену человека к лучшему. Он ратует за широкое образование, ведет решительную борьбу с невежеством и такой системой воспитания, образования, поведения, которая калечит юное население.

В ранних своих романах Диккенс изобличал буржуазные установления и институты и их служителей, одержимых корыстью, жестоких, лицемерных. Для автора «Оливера Твиста» и «Николаса Никльби» Закон о бедных, принятый вскоре после избирательной реформы 1832 года в интересах промышленников, работные дома, школы для бедных были объектом критики, отражавшей настроение обездоленных масс и радикальной интеллигенции.

Сам вопрос о значении системы и роли ее служителей в состоянии общества, его нравов, во взаимоотношении социальных слоев и групп, в борьбе добра со злом и ее перспективах, сам этот вопрос, как никогда, выделен и подчеркнут Диккенсом. «Мне со всех сторон твердят, что вся причина в системе. Не надо, мол, обвинять отдельных личностей. Вся беда в системе... Служителей этой системы я буду обвинять на очной ставке перед великим, вечным судом!» Это говорит не Диккенс, говорит один из персонажей романа «Холодный дом», мистер Гридли. Однако он выражает мнение самого Диккенса, его возмущение самодовольными, наглыми, нерадивыми служителями системы и послушными, трусливыми, механическими исполнителями служебных функций. Его все более тревожит состояние самой системы, не отдельных социальных установлений, а буржуазного строя в целом. «...Мне кажется, что наша система терпит крах», - скажет он незадолго до смерти. Возникавшие у Диккенса глубокие сомнения сказывались на характере, направлении и объектах его критики и его настроении.

Данный термин был придуман Карлом Моргенштерном в 1819 г. в своих университетских лекциях для определения "формирующегося" совершеннолетнего человека. Позже данное выражение "узаконил" Вильгельм Дильтей в 1870 гг. и популяризовал его в 1905 г.

Роман воспитания начал свое развитие от романа Гёте Годы учения Вильгельма Мейстера . Романы данного типа ориентируются на психологическое, нравственное, моральное и социальное формирование личности героя, также крайне важным является изменение его характера.

Несмотря на то, что данный тип романа зародился в Германии, он оказал большое влияние на литературу во всем мире. После перевода на английский язык и публикации в 1824 г. романа Гёте, многие авторы начали писать романы воспитания. В 19 - 20 вв. роман стал еще более популярен, распространившись на Россию, Японию, Францию и др. страны.

Жанр произошел от фольклорной сказки, в которой герой выходит в мир, чтобы найти свое счастье. Как правило, в начале герой эмоционален (по разным причинам: потери, конфликт между собой и обществом и пр.)). С развитием сюжета герой принимает устои общества, а общество принимает его. Герой достигает зрелости. В некоторых работах после достижения зрелости, герой может помочь другим людям.

Существует множество поджанров данного типа романа (некоторые из них):

1. Приключенческий роман (Остров сокровищ, Два капитана и др.);

2. Художественный роман (Портрет художника в юности, Дар и пр.) - становление художника и рост собственной личности;

3. Entwicklungsroman ("развитие романа") - это история роста, а не самосовершенствование;

4. Erziehungsroman ("роман воспитания") ориентирована на подготовку и формальное образование;

5. Роман карьеры - здесь перед читателем предстают герои-приспособленцы, например, ;

6. Мальчишечьи ужасы - термин придуман российской хоррор-тусовкой для обозначения романов воспитания в жанре ужасов. Главным героем может быть как мальчик, так и девочка. Особенностью является то, что значительная часть повествования передается через восприятие героя-ребенка/подростка или взрослого героя, вспоминающего свое детство;

7. Coming-of-age story (история совершеннолетия) - ориентирована на рост героя от молодости к взрослости ("совершеннолетие").

Кроме этого некоторые мемуары, например , тоже могут рассматриваться как роман воспитания.

Некоторые из основных сюжетов:

1. Герой сталкивается с серьезными испытаниями (сирота или потеря родителей, война и пр.);

2. Герой перестает идеализировать людей. Становится более циничным. Не исключено, что становится злодеем;

3. Ритуал взросления (нужно убить кого-то врага или животное, выполнить рискованное задание);

4. Первая или подростковая любовь;

5. Конфликт с родителями, возможен уход из дома.

Данный тип романа нашел отражение в кинематографе.

История русской литературы XVIII века Лебедева О. Б.

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина

Первым оригинальным русским романистом нового времени считается Федор Александрович Эмин (1735-1770). Это фигура в русской литературе совершенно необыкновенная, и даже можно сказать, символическая: в том смысле, что романный жанр был заложен в литературе человеком, биография которого сама по себе является совершенно романической и невероятной. До сих пор в этой биографии много неясностей. Эмин был внуком поляка, состоявшего на австрийской военной службе и женатого на боснийской мусульманке; матерью же Эмина была «невольница христианского закона», на которой его отец женился в Константинополе. Первые годы жизни будущего романиста прошли в Турции и Греции, где его отец был губернатором, а образование Эмин получил в Венеции. Впоследствии, после ссылки на один из островов греческого архипелага, отец Эмина бежал в Алжир, где к нему присоединился и сын, – оба приняли участие в алжиро-тунисской войне 1756 г. После смерти отца Эмин был захвачен в плен марокканскими корсарами; из плена в Марокко Эмин бежал через Португалию в Лондон, где явился в русское посольство, принял православие и очень быстро овладел русским языком. В 1761 г. Эмин появился в Петербурге и начал преподавать многочисленные известные ему иностранные языки (по разным сведениям, он знал их от 5 до 12), а с 1763 г. выступил как романист, переводчик и издатель сатирического журнала «Адская почта».

Эмин печатался всего шесть лет – с 1763 по 1769 г., однако за этот короткий промежуток времени он издал около 25 книг, в том числе 7 романов, как минимум 4 из которых являются оригинальными; в 1769 г. он единолично издавал журнал «Адская почта», где был единственным автором и, кроме того, активно участвовал своими публикациями в других журналах этого года. Для того, чтобы заложить основы романного жанра в русской литературе, Эмин был просто идеальной фигурой: его бурная молодость и универсальное знакомство co многими европейскими и азиатскими странами дали ему тот необходимый опыт, который позволил перешагнуть некий психологический барьер, существующий в эстетическом сознании русских прозаиков-переводчиков из-за предельного несходства той картины мира, которая вырастала в повествовании европейского любовно-авантюрного романа, с национальным русским общественным и частным бытом. Эмин же ощущал себя в европейском авантюрном романе как рыба в воде – его собственная жизнь вполне укладывалась в жанровые рамки романа-приключения, да и он сам в его герои вполне годился. Он и сделал себя и свою жизнь (или легенду о ней, им самим созданную – это до сих пор неясно) предметом повествования в одном из своих первых романов «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763), сообщив в предисловии, что в образе одного из героев романа, Феридата, он изобразил себя и свою жизнь.

Уже само слово «похождение», вынесенное в название романа, свидетельствует о том, что в основу его жанровой модели легла традиционная авантюрная схема романа-путешествия. Однако Эмин осложнил ее многочисленными реалиями других повествовательных моделей: «Плавание героя по морю прерывается кораблекрушениями или нападениями пиратов, на суше на него нападают разбойники, он оказывается то проданным в рабство, то вознесенным на трон, то заброшен в лесные дебри, размышляет о смысле жизни, читает некую мудрую книгу о том, как надобно обращаться с подданными, с министрами, с друзьями ‹…›. На эту основу накладываются элементы романа о воспитании чувств. ‹…› герой скрывается от цивилизации в некоей пустыне и там предается нравственному самосовершенствованию. Многочисленные авторские отступления (особенно в начале романе) рассчитаны на просвещение русского читателя в плане экономическом, историческом и этно-географическом: автор ведет читателя (вслед за Мирамондом и Феридатом) к мальтийцам, кабилам, марабутам, португальцам, в Египет – к мамелюкам, во Францию и в Польшу. Некоторые отступления разрастаются в настоящие очерки нравов ‹…›. В эту пеструю структуру местами глубоко вклиниваются вставные новеллы, нередко фантастического характера, напоминающие сказочные происшествия «Тысячи и одной ночи». Все это скрепляется связями любовной коллизии, но она вступает в свои права лишь после того, как более сотни страниц автор отдал своеобразной предыстории ее. Вероятно, в ней можно видеть раннее предвестие истории души, которая впоследствии займет важнейшее место в характерологии развитого сентиментализма, романтизма и реализма».

Таким образом, можно сказать, что в своем первом романе Эмин создал своеобразную энциклопедию форм романного повествования и жанровых разновидностей романа. Роман-путешествие, соединяющий в себе документально-очерковое и вымышленное авантюрное начало, любовный роман, роман-воспитание чувств, волшебно-фантастический роман, психологический роман, просветительский роман – в «Похождении Мирамонда» представлены все эти жанровые тенденции романного повествования. И если учесть то обстоятельство, что «Похождение Мирамонда» осуществляется в географическом пространстве практически всего мира – от реальных европейских и азиатских стран до вымышленной пустыни, а так же и то, что само имя «Мирамонд» содержит в себе дважды повторенное – по-русски и по-французски понятие «мира» (весь свет, мироздание, светская жизнь) – то концепция романного жанра, как она намечается в первом русском оригинальном романе, приобретает отчетливый призвук эпической универсальности, всеохватности бытия, воссозданной через судьбу, характер и биографию своеобразного «гражданина мира».

Нетрудно заметить, что в своем первом романе Эмин подхватывает уже знакомые нам традиции русской оригинальной и переводной художественной прозы XVIII в. – от безавторских гисторий о «гражданине российских Европий» до странствия условного героя Тирсиса по вымышленному острову Любви. Так же, как российский матрос духовно и интеллектуально вырастает от худородного и бедного дворянина до собеседника европейских монархов, как Тирсис становится героем, гражданином и патриотом в результате овладения культурой любовных отношений и воспитания чувств в «академии любви», герой Эмина Мирамонд тоже представлен в процессе духовного роста: «он непрерывно меняется; он становится взрослее, умудреннее, жизненный опыт позволяет ему понять то, что прежде было ему недоступно». Это, пожалуй, главная тенденция, наметившаяся в «Похождении Мирамонда»: тенденция перерастания романа-путешествия в роман – духовный путь, тенденция к психологизации романа, которая нашла свое полное воплощение в лучшем романе Эмина «Письма Ернеста и Доравры» (1766).

Жанровая форма, которую Эмин придал своему последнему роману (а между «Мирамондом» и «Письмами Ернеста и Доравры» временной промежуток всего в три года) – эпистолярный роман – свидетельствует, во-первых, о стремительности эволюции русского романа, а во-вторых, о стремительности, с какой только-только возникающая русская романистика набирала современный ей западноевропейский эстетический опыт и поднималась до западноевропейского уровня развития романного жанра в плане эволюции жанровых форм художественной прозы. Эпистолярный роман в 1760-х гг. был животрепещущим эстетическим новшеством не только в России, но и в европейской литературе. В 1761 г. вышел в свет роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия или новая Элоиза», ознаменовавший собой новую стадию европейской романистики и своим сословным конфликтом, остро актуальным в предреволюционной Франции, и своей эпистолярной формой, которая открывала новые возможности для психологизации романного повествования, поскольку отдавала героям все традиционно авторские способы раскрытия их внутреннего мира.

Эмин, тяготевший к психологизации романного повествования уже и в «Похождениях Мирамонда», безусловно, почувствовал те возможности, которые эпистолярная форма дает для раскрытия внутреннего мира героев, и, восприняв эпистолярную форму романа Руссо, подчинил задаче изображения жизни «чувствительного сердца» все остальные компоненты романного повествования. Сохранив общие очертания любовного конфликта – знатность и богатство Доравры препятствуют ее браку с бедным нечиновным Ернестом, он все же смягчил остроту любовного конфликта Руссо, где основным препятствием любви Юлии и Сен-Пре была разница в их сословном положении – аристократка Юлия и разночинец Сен-Пре не могли быть счастливы только по этой причине, тогда как Ернест и Доравра оба принадлежат к дворянскому сословию, и причины несчастья их любви носят иной, психологический характер.

Эмин целиком сосредоточился на закономерностях и природе эмоциональной жизни человека, воссоздав в своем романе историю многолетней, верной и преданной любви Ернеста и Доравры, которая пережила все существовавшие препятствия – богатство и бедность, вынужденный брак Доравры, известие о том, что жена Ернеста, которую он считал умершей, жива, но в тот момент, когда эти препятствия исчезли (Ернест и Доравра овдовели), дает о себе знать неисповедимая таинственность и непредсказуемость жизни сердца: Доравра вторично выходит замуж, но не за Ернеста. Причин ее поступка Эмин демонстративно не пытается объяснить, предлагая читателю на выбор два возможных истолкования: браку с Ернестом могло воспрепятствовать то, что Доравра винит себя в смерти мужа, который был потрясен, обнаружив у жены связку писем Ернеста, и вскоре после этого заболел и умер. Браку с Ернестом могло послужить препятствием и то, что Доравра просто разлюбила Ернеста: невозможно рационально объяснить, почему возникает любовь и так же невозможно познать причины, по которым она проходит.

Сам Эмин хорошо осознавал необычность своего романа и те препятствия, которые создавали его восприятию прочные основы классицистической морали и идеология просветительской дидактики. Рациональная нормативная эстетика требовала однозначности моральных оценок; просветительская дидактика требовала от изящной словесности непременной высшей справедливости: наказания порока и воздаяния добродетели. Но в русском демократическом романе, ориентированном более на сферу эмоциональной жизни сердца, чем на сферу интеллектуальной деятельности, эта четкость моральных критериев начала размываться, категории добродетели и порока перестали быть функциональны в этической оценке поступков героя. Финал любовной истории совсем не тот, которого можно было бы ожидать читателю, воспитанному на классицистической апологии добродетели и ниспровержении порока. В предисловии к своему роману Эмин попытался объяснить свои исходные установки, которые привели роман к такому финалу:

‹…› Можно будет некоторым опорочить мой вкус по причине той, что последние части не соответствуют первым, ибо в первых постоянство в любви почти на высочайшую степень вознесено, а в последней оно вдруг разрушилось. Я и сам то скажу, что такая сильная, добродетельная и разумная любовь не должна бы премениться. Поверь, благосклонный читатель, что нетрудно бы мне было романическое постоянство еще выше вознести и окончить книгу мою в удовольствие всех, соединя Ернеста с Дораврою, но такой конец судьбе не понравился, и я принужден написать книгу по ее вкусу….

Основной эстетической установкой Эмина, которую он и пытается выразить в своем предисловии, является не ориентация на должное, идеальное, но ориентация на истинное, жизнеподобное. Для Эмина истиной становится не абстрактная рациональная формула страсти, а реальное, житейски-бытовое осуществление этой страсти в судьбе обычного земного жителя. Эта установка продиктовала и заботу о достоверных психологических мотивировках поступков и действий героев, которая очевидна в том же предисловии к роману:

Некоторые ‹…› будут иметь причину сказать, что в некоторых моих начальных письмах есть много излишних нравоучений; но если они рассудят, что врожденное самолюбие каждого любителя побуждает обожаемой особе показать свое знание, то увидят, что гораздо меньше должно винить тех, кои, имея переписку с любовницами, весьма разумными, ‹…› философствуют и о разных околичностях тонко рассуждают, чтоб, тем способом пленив прежде строгой особы разум, можно было удобнее и к ее приближиться сердцу.

Однако эта установка на изображение истины духовной и эмоциональной жизни человека, во многом успешно реализованная в романе Эмина, пришла в противоречие с совершенно условным, безбытовым пространством: роман, задуманный и осуществленный как русский оригинальный роман о русских людях, современниках писателя, никак не соотнесен с реалиями национальной жизни. Вот, например, как описывается деревенское уединение героя:

Здесь природа в нежных своих цветах и в зеленых листочках являет свою веселость и живость; здесь розы, зря нас, ими любующихся, как будто стыдясь, краснеют, а приятные лилии, которые не так, как розы, приятный имеют вид, видя их природную стыдливость, как будто в нежном своем свете приятную являют улыбку. Овощи наших садов лучше нас довольствуют, нежели приятнейшие и искусно заправленные пищи, на великолепных столах употребляемые. Здесь приятный зефир, как будто свое имея жилище, с разными обнимаются цветочками ‹…›.Приятное пение певчих птиц служит нам вместо музыки ‹…›.

Если для русского демократического читателя второй половины XVIII в., в массе своей незнакомого воочию с жизнью европейских стран, экзотическая география «Мирамонда» ничем не отличается от условно-европейской географии безавторских гисторий или даже от аллегорической географии вымышленного острова Любви, то от русского романа русский читатель был вправе потребовать узнаваемости реалий национальной жизни, практически устраненных из романа «Письма Ернеста и Доравры». Таким образом, следующий шаг в эволюционном развитии романа оказался предписан этой ситуацией: на смену жизнеподобному в духовно-эмоциональном плане, но условному в бытовом отношении роману Эмина приходит достоверно-бытовой роман Чулкова, созданный с демократической установкой на воспроизведение другой истины: истины национального общественного и частного быта низовой демократической среды. Так русский демократический роман 1760-1770 гг. в своей эволюции отражает закономерность проекции философской картины мира на национальное эстетическое сознание: в лице Эмина роман осваивает идеально-эмоциональную сферу, в лице Чулкова – материально-бытовую.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

«Необходимость» романа Обретения и утраты Интерес к жизни человека, его поступкам на фоне исторических событий порождает актуализацию жанра романа. Любой роман стремится к постановке наиболее острых и в тоже время вечных вопросов бытия. Идеология романа утверждает

Из книги Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова автора Соколов Борис Вадимович

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Жанровые традиции и жанр романа Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Переводы западноевропейской прозы. «Езда в остров Любви» как жанровый прообраз романа «воспитания чувств» Другой важнейшей отраслью литературной деятельности Тредиаковского были переводы западноевропейской прозы. Его трудамиранняя русская повествовательная

Из книги История русского романа. Том 1 автора Филология Коллектив авторов --

«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа Уже само слово «житие», вынесенное в заглавие произведения, свидетельствует о цели, которой Радищев хотел достичь жизнеописанием друга своей юности. Житие – дидактический жанр

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова Литература: 1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее

Из книги История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века автора Жук Максим Иванович

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

ГЛАВА V. НРАВООПИСАТЕЛЬНЫЙ РОМАН. ЖАНР РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ РОМАНТИКОВ 30–х ГОДОВ (Г. М. Фридлендер) 1Широкая популярность исторической тематики в русском романе на рубеже 20–х и 30–х годов была связана, в конечном счете, со стремлением исторически осмыслить современность.

Из книги Движение литературы. Том I автора Роднянская Ирина Бенционовна

Формирование романа в творчестве А.С. Пушкина В отличие от названных выше зарубежных романов Руссо, Ричардсона, Констана и некоторых других, в пушкинском романе «Евгений Онегин» была воссоздана удивительно достоверная картина русского дворянского общества

Из книги Очерки по истории английской поэзии. Поэты эпохи Возрождения. [Том 1] автора Кружков Григорий Михайлович

Своеобразие романа в творчестве И.С. Тургенева И,С. Тургеневу принадлежат несколько романов («Рудин» – 1856 г., «Дворянское гнездо» – 1859 г., «Накануне» – 1860 г., «Отцы и дети» – 1862 г., «Новь» – 1877 г.), в каждом из которых свои и во многом непохожие герои. В фокусе всех романов

Из книги автора

тема 4. Жанровые особенности романа Анатоля Франса «Остров пингвинов» 1. Идейный замысел и проблематика романа.2. Особенности сюжета и композиции:а) пародийный элемент;б) учебник истории Пингвинии;в) «сатира на все человечество».3. Объекты сатирического изображения:а)

Из книги автора

Из книги автора

Расслоение романа Насколько я замечаю, блуждающий дискуссионный нерв постепенно переместился от порядком надуманной постмодернистской ажитации к куда более основательному вопросу о судьбе художественного вымысла, в том виде, в каком он более трех веков составлял

Эпохой Просвещения называют период конца 17 и всего 18 века в Европе, когда произошла научная революция, перевернувшая взгляд человечества на устройство природы . Просветительское движение зарождается в Европе в тот период, когда становится очевидным криз ис феодального строя . Общественная мысль находится на подъёме, и это приводит к появлению нового поколения писателей и мыслителей, которые пытаются осмыслить ошибки истории и вывести новую оптимальную формулу человеческого существования.

Началом эпохи Просвещения в Европе можно считать выход в свет труда Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (1691), что впоследствии позволило называть XVIII век «веком разума». Локк утверждал, что во всех людях заложены задатки для разных форм деятельности, и это привело к отрицанию любых сословных привилегий. Если нет «врождённых идей», то нет и людей «голубых кровей», которые претендуют на особые права и преимущества. У просветителей появляется новый тип героя – человека деятельного, уверенного в себе.
Основными для писателей Просвещения становятся понятия Разума и Природы . Понятия эти не были новыми – они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными как в осуждении прошлого, так и в утверждении идеала будущего. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, так как просветители верили, что путём воспитания, убеждения и непрерывных реформ можно создать «царство разума».

Локк «Мысли о воспитании»: «Воспитатель должен научить воспитанника разбираться в людях… срывать маски, накладываемые на них профессией и притворством, различать то подлинное, что лежит в глубине под такой внешностью».
Также обсуждались и так называемые «законы природы». Локк писал: «Естественное состояние есть состояние свободы, оно управляется законами природы, которым всякий обязан подчиняться»
Таким образом, в литературе появляется новый тип героя – «естественный человек» , который воспитан на лоне природы и по её справедливым законам и противопоставляется человеку дворянского происхождения с его извращенными представлениями о себе и о своих правах.

Жанры

В литературе Просвещения стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, который получил наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения (фр. essai – попытка, проба, очерк). Доходчивый, непринужденный и гибкий, этот жанр позволял быстро откликаться на события. Кроме того, этот жанр часто граничил то с критической статьей, то с публицистическим памфлетом, то с просветительским романом. Возрастает значение мемуаров (Вольтера, Бомарше, Гольдони, Гоцци) и эпистолярного жанра (форму открытого письма часто принимали развернутые выступления по самым разнообразным вопросам общественной, политической и художественной жизни) Достоянием читателей также становятся и личная переписка видных деятелей Просвещения («Персидские письма» Монтескье). Популярность приобретает другой жанр документальный – путешествия или путевых заметок, который дает широкий простор для картин социального быта и нравов, и для глубоких социально-политических обобщений. Например, Дж. Смоллетт в «Путешествии по Франции и Италии» за 20 лет предугадал революцию во Франции.
Гибкость и подвижность повествования проявляется в самых разных формах. В тексты вводятся авторские отступления, посвящения, вставные новеллы, письма и даже проповеди. Нередко шутки и пародии заменяли собой ученый трактат (Г. Филдинг «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика – с - пальчика»). Таким образом, в просветительской литературе XVIII века, прежде всего, поражает ее тематическое богатство и жанровое многообразие. Вольтер: «Все жанры хороши, кроме скучного» - это высказывание как бы подчеркивает отказ от всякой нормативности, нежелание отдавать предпочтение одному жанру. И все же жанры развивались неравномерно.
XVIII век – это преимущественно век прозы, поэтому большое значение в литературе приобретает роман, сочетающий высокий этический пафос с мастерством изображения социального быта разных слоев современного общества. Кроме того, XVIII век отличается многообразием типов романа:
1. роман в письмах (Ричардсон)
2. роман воспитания (Гете)
3. философский роман
Трибуной для просветителей был театр. Наряду с классицистической трагедией XVIII век открыл мещанскую драму новый жанр, который отразил процесс демократизации театра. Особого расцвета достигла комедия . В пьесах зрителей привлекал и волновал образ героя – обличителя, носителя просветительской программы. Например, Карл Моор «Разбойники». В этом заключается одна из особенностей литературы эпохи Просвещения – она несёт в себе высокий нравственный идеал, чаще всего воплощаемый в образе положительного героя (дидактизм – с греч. didaktikos - поучающий).
Дух отрицания и критики всего отживающего естественно вел к расцвету сатиры . Сатира проникает во все жанры и выдвигает мастеров мирового масштаба (Свифт, Вольтер).
Весьма скромно представлена в эпоху Просвещения поэзия. Вероятно, господство рационализма препятствовало развитию лирического творчества. Большая часть просветителей отрицательно относилась к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума. Лишь в конце XVIII века появляются поэты, вошедшие в мировую литературу (Бёрнс, Шиллер, Гёте).

Направления

В литературе и искусстве Просвещения существуют разные художественные направления. Одни из них были еще в предыдущие века, а другие стали заслугой века XVIII:
1) барокко ;
2) классицизм ;
3) просветительский реализм – расцвет этого направления относится к зрелому Просвещению. Просветительский реализм, в отличие от критического реализма 19 века, стремится к идеалу, то есть отражает не столько реальную, сколько желаемую действительность, поэтому герой литературы Просвещения живёт не только по законам общества, но и по законам Разума и Природы.
4) рококо (фр. rococo – «мелкие камешки», «ракушки») – писателей занимает частная, интимная жизнь человека, его психология и его слабости. Писатели изображают жизнь, как погоню за мимолетным наслаждением (гедонизм), как галантную игру «любви и случая» и как быстротечный праздник, которым правят Вакх (вино) и Венера (любовь). Однако все понимали, что эти радости мимолетны и скоротечны. Эта литература рассчитана на узкий круг читателей (посетителей аристократических салонов) и для нее характерны небольшие по размеру произведения (в поэзии – сонет, мадригал, рондо, баллада, эпиграмма; в прозе – героико-комическая поэма, волшебная сказка, любовный роман и эротическая новелла). Художественный язык произведений легкий, изящный и непринужденный, а тон повествования – остроумно-иронический (Прево, Парни).
5) сентиментализм ;
6) предромантизм – возник в Англии в конце XVIII века и критиковал основные идеи эпохи Просвещения. Характерные черты:
а) спор со средневековьем;
б) связь с фольклором;
в) соединение ужасного и фантастического – «готический роман». Представители: Т. Чаттертон, Дж. Макферсон, Х. Уолпол

Что же такое «роман воспитания»?

Впервые термин «роман воспитания» (нем. Bildungsroman) был использован в 1819 году филологом Карлом Моргенштерном в его университетских лекциях. Немецкий философ Вильгельм Дильтей обратился к этому термину в 1870 году, а в 1905 году термин стал общепринятым.

Первым романом воспитания принято считать «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете, который был написан в 1795-1796 годах. Хотя роман воспитания зародился в Германии, он получил широкое распространение сначала в Европе, а затем и по всему миру. После публикации перевода романа Гете на английский язык, многие английские писатели вдохновлялись им при создании своих произведений. Классическими романами воспитания являются «История Тома Джонса» Филдинга, «Дэвид Копперфильд» и «Большие надежды» Диккенса, «Воспитание чувств» Флобера, «Подросток» Достоевского.

В XX веке роман воспитания продолжает пользоваться популярностью у писателей. Появляются «Мартин Иден» Джека Лондона, «Портрет художника в юности» Джойса, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли и многие другие романы воспитания.

Существует несколько разновидностей романа воспитания. В романе развития описывается общее становление личности человека. Роман образования фокусируется на школьном и другом формальном образовании. «Художнический» роман показывает становление личности художника, артиста, становление его таланта. Роман карьеры рассказывает об обретении героем общественного успеха и его постепенном подъеме по социальной лестнице. Выделяют также приключенческий роман воспитания, в котором становление личности героя сопровождается описанием его приключений и часто уходит на второй план.

Но для всех разновидностей романа воспитания есть одна отличительная характеристика: в нем описывается становление личности человека.

Предлагаем вашему вниманию подборку книг подобного жанра. Возможно, они смогут заинтересовать юных читателей:

Чарльз Диккенс «Дэвид Копперфилд»


«Жизнь Дэвида Копперфилда» – поистине самый популярный роман Диккенса. Это – история молодого человека, готового преодолеть любые преграды, претерпеть любые лишения и ради любви совершить самые отчаянные и смелые поступки. История бесконечно обаятельного Дэвида, гротескно ничтожного Урии и милой прелестной Доры. История, воплотившая в себе очарование «старой доброй Англии», ностальгию по которой поразительным образом испытывают сегодня люди, живущие в разных странах на разных континентах…

Луиза Мэй Олкотт «Маленькие женщины»


Речь в книге идёт о взрослении четырёх сестер во время и после Гражданской войны. Они живут в маленьком американском городке, их отец сражается на фронте, и им приходится очень нелегко. Но, несмотря на все трудности, семья Марч старается сохранять бодрость духа и поддерживать друг друга во всем. Сестры работают, учатся, помогают матери по дому, ставят семейные спектакли, пишут литературную газету. Вскоре они принимают в свою компанию еще одного члена – Лори – богатого и скучающего молодого человека, который живет по соседству и который становится близким другом всей семьи. У каждой из сестер Марч – свой характер, свои мечты, интересы и амбиции. У каждой есть и свои недостатки, дурные наклонности, которые им предстоит преодолеть. Это книга о маленьких трагедиях и маленьких радостях обычной семьи.

И.-В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»


По жанру это роман воспитания, раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.

Лев Толстой « Детство. Отрочество. Юность»


Автобиографическая трилогия Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – одно из самых значительных произведений русской литературы, посвященных теме взросления. Главный герой трилогии – отнюдь не образец совершенства. Он ошибается, запутывается в отношениях с близкими, друзьями и родными, он снова и снова делает неверный выбор. Но именно поэтому его история – история искренней детской дружбы и любви, первого большого горя и первых неудач вступления во взрослую жизнь – интересна и нашим современникам, узнающим в мальчике из далекого XIX века себя.

Гюстав Флобер «Воспитание чувств»


Одной из блистательных вершин французской прозы XIX века стал роман Гюстава Флобера «Воспитание чувств». Это, по словам автора, попытка «слить воедино две душевные склонности», два взгляда на вещи — реалистический и лирический. Восемнадцатилетний юноша-романтик отправляется из провинции в Париж изучать право. Подобно Эмме Бовари, Фредерик — мечтатель. В пути он влюбляется, еще не сознавая, что это чувство необратимо, оно изменит все его планы и намерения.

Ф.М. Достоевский «Подросток»


Роман о становлении юного характера, о взаимоотношениях отцов и детей, о вечном в этих взаимоотношениях и о привнесенном временем и средой. Действие романа происходит в эпоху укоренения в России буржуазности как принципа не только сугубо экономических, но и человеческих отношений. Главный герой, молодой человек с чуткой, но неразвитой душой испытывает соблазны своего времени, и душа его подвергается испытанию: прорастут ли в ней ростки зла, и зачерствеет она под влиянием привлекательных идей стяжательства и себялюбия или сохранит способность к духовному росту.


Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

От имени 17-летнего юноши по имени Холден в весьма откровенной форме рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Произведение имело огромную популярность, особенно среди молодёжи, и оказало существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века.

И название романа, и имя его главного героя Холдена Колфилда сделались кодовыми для многих поколений молодых бунтарей — от битников и хиппи до современных радикальных молодежных движений.

Уильям Голдинг «Повелитель мух»


Антиутопия. Отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы, попадает на необитаемый остров. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.

Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»


События лета, прожитого 12-летним мальчиком, за которым легко угадывается сам автор, описаны серией коротких рассказов, соединённых своеобразными «мостиками», придающими повести целостность. Войдите в его светлый мир и проживите с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых — ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь!

Гюнтер Грасс «Жестяной барабан»


Повествование ведет пациент психиатрической клиники, поражающий своим здравомыслием, — Оскар Мацерат, который, чтобы избежать участи взрослого, в раннем детстве решил больше не расти.

Харпер Ли «Убить пересмешника»


История маленького сонного городка на юге Америки, поведанная маленькой девочкой...

История её брата Джима, друга Дилла и её отца — честного, принципиального адвоката Аттикуса Финча, одного из последних и лучших представителей старой «южной аристократии».

История судебного процесса по делу чернокожего парня, обвинённого в насилии над белой девушкой.

Но прежде всего — история переломной эпохи, когда ксенофобия, расизм, нетерпимость и ханжество, присущие американскому югу, постепенно уходят в прошлое. «Ветер перемен» только-только повеял над Америкой. Что он принесёт?..

Борис Балтер «До свидания, мальчики»


Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»


Написанный в середине 70-х "Мальчик со шпагой" — одна из вершин советской детской литературы и самая известная книга Владислава Крапивина. Главный герой романа Серёжа Каховский стал примером для подражания тысяч советских мальчишек, а его образ получился настолько достоверным, что редакцию журнала "Пионер" засыпали письмами с просьбами сообщить адрес Серёжи.

Прошло 40 лет, а главный герой этой книги не постарел, не постарели его друзья и противники, не постарели его вопросы и его поиск, его борьба со всем случайным и несправедливым, что есть в нашей жизни.

Энтони Берджесс «Заводной апельсин»


"Заводной апельсин" — роман английского писателя Энтони Берджесса, вызвавший в свое время культурный шок и принесший автору мировую славу.

Повествование ведется от имени тинейджера Алекса, главаря молодежной банды, который получает огромное удовольствие, избивая и насилуя, уродуя и убивая. Однажды его схватывают на месте преступления и приговаривают к четырнадцати годам тюрьмы. Вскоре Алекс соглашается на участие в медицинском эксперименте, после которого он должен лишиться всех своих похотливых и грешных желаний...

Пугающий и провокационный по содержанию, "Заводной апельсин" - размышление о сущности человеческой агрессии, свободе воли и адекватности наказания.

Жан-Мишель Генассия « Клуб неисправимых оптимистов »


Французские критики назвали его книгу великой, а французские лицеисты вручили автору Гонкуровскую премию.

Герою романа двенадцать лет. Это Париж начала шестидесятых. И это пресловутый переходный возраст, когда все: школа, общение с родителями и вообще жизнь — дается трудно. Мишель Марини ничем не отличается от сверстников, кроме увлечения фотографией и самозабвенной любви к чтению. А еще у него есть тайное убежище — это задняя комнатка парижского бистро. Там странные люди, бежавшие из стран, отделенных от свободного мира железным занавесом, спорят, тоскуют, играют в шахматы в ожидании, когда решится их судьба. Удивительно, но именно здесь, в этой комнатке, прозванной Клубом неисправимых оптимистов, скрещиваются силовые линии эпохи.

Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»


Возможно, самый значительный роман Сомерсета Моэма. Гениальность, с которой писатель раскрывает темные и светлые стороны человеческой души, проявилась тут особенно отчетливо.

И именно в этой книге Моэм с удивительной даже для него искренностью обнажает душу собственную...