Пословицы и поговорки в русской и английской литературе. Пословицы про литературу Русские пословицы и поговорки

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

(А. С. Пушкин)

Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.

(Н. В. Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

фразеологизмы или фразеологические единицы;

пословицы, поговорки;

крылатые слова и выражения.

Пословицы и поговорки

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.

С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» - 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола ...» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь - везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».

Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет . Кто не горит, тот коптит . Да здравствует пламя жизни!».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».

Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять - только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) – забава, развлерение.

Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.

Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.

Началось учение, - теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).

Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).

Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.

Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. . Изюмский . Алые погоны.).

Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов . О театре)

Заключение

Поговорка - из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа.-1994 г., № 3, С.68 - 69.

7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме - в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.

● Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век.

● Ленивому Микишке всё не до книжки.

● Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.

● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

● Книги читай, а дела не забывай.

● Книги книгой, да и своим умом двигай.

● Испокон века книга растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Кто работает без книг, решетом воду черпает.

● С книгой поведёшься - ума наберёшься.

● Книга - зеркало жизни.

● Книга для ума - что тёплый дождик для всходов.

● Кто много читает, тот много знает.

● Прочёл книгу - встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

● Книга - твой друг, без нее как без рук.

● Береги книгу - она поможет тебе жить

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

В. Берестов

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С. Михалков

Новому читателю

Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок её отдаю,
Кто научился читать.

Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.

С. Маршак

Слово про слово

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь - набирайтесь ума!

Ю. Энтин

Пожелание поэта

Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…

Б. Заходер

Дорога в библиотеку

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!

А. С. Пушкин

Что делает человека человеком? Это ключевой вопрос, на который испокон веков пытаются ответить представители науки и религии. На него предложено много разных ответов - особенности сознательной деятельности, сообразность Богу, свободоспособность, определённое поведение, которому свойственны некие социально-ролевые функции, культурные коды, нравственные ориентиры, и др.

Вопрос о человеческом в человеке в свете сложившихся тенденций развития науки и технологий приобретает новые, доселе неизвестные, оттенки. Нарастающее внедрение во все сегменты человеческой деятельности компьютерных технологий образует отдельную виртуальную сферу жизни среднестатистического обывателя, которая расширяется в ущерб многим социальным функциям и «живому» межличностному общению. Наше время - это время, когда человек с неизбежностью становится и будет становиться киберчеловеком. При этом всё заметнее изменение социально-ролевых его функций, нравственных ориентиров, характера общения.

Проявлениям семейных, трудовых, дружеских, общественных отношений всё чаще отдаётся предпочтение в пользу компьютерной реальности, частью которой мы все вот-вот станем уже и на физиологическом уровне. И в такой человеческой трансформации без труда угадывается заинтересованность многих производителей товаров и услуг, прежде всего транснациональных корпораций, по факту оказывающих решающее влияние на земное жизнеустройство.

Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

А. С. Пушкин

Классическая литература и человеческое в российском человеке

Скоро ровно сто лет, как Россия погрузилась в ужас революций, красного террора, гражданской войны, голода. И потом были годы бесчисленных человеческих жертв, но уже в оплату за индустриализацию, коллективизацию, победу в страшной войне.

Человеческая жизнь абсолютно обесценилась, народ был втянут в братоубийство, доносительство, отступничество от религии, раболепство. Как оказалось возможным то, что, теряя своих лучших представителей, насильственно очутившись в оскотинивающих условиях, люди всё-таки сохранили свою страну, возродили и приумножили промышленный потенциал, создали культурное пространство, давшее человечеству немало достойных плодов?

Революционные лозунги ложились на подходящий для коммунистической лжи фундамент - многовековое христианское миропонимание большинства граждан огромной страны, общинность русского самосознания, его любовь к земле и стремление к труду, справедливости, нравственности. Не случайно, что появившийся в 1961 г. Моральный кодекс строителя коммунизма, по словам его создателей, намеренно был основан на Нагорной проповеди.

Примечательно, что представители коммунистической власти, чем выше они стояли в её иерархической пирамиде, тем беззастенчивее нарушали нравственные нормы: ожесточённая борьба за власть оправдывала любые средства. Ведь в атеистической коммунистической идеологии, в отличие от библейских заповедей, неизбежному божьему наказанию за плохие поступки места не нашлось.

Представляется, что страну спасли и возродили не коммунистические устои, а прежде всего тот фундамент в человеке, который закладывала классическая литература, искусство, архитектура. Сметающее всё старое коммунистическое преобразующее исступление в первой половине прошлого века быстро привело к такому хаосу, что ради сохранения государственности коммунистическая власть позволила существовать в образовании, искусстве, архитектуре, жизненном укладе элементам традиционной культуры, классическим образцам литературы, искусства, архитектуры.

Творчество наших великих писателей и поэтов вобрало в себя народную мудрость, выписало образы достойного и недостойного поведения, несло в себе крупицы многовекового жизненного опыта, культуру мышления, его направленность на духовный поиск. Именно классика через образование, искусство спасла страну в прошлом веке, особенно после самых бесчеловечных братоубийственных потрясений.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь!
А. С. Пушкин

Можно ли полюбить А. С. Пушкина в школе?
Или «Штрихи к портрету»

Творчество писателей и поэтов формировало культуру народных масс прежде всего через школьных учителей. Они также были детьми своего времени, заложниками сложившихся образовательных штампов.

По поводу образовательных штампов позволим себе некоторые «штрихи к портрету».

Известный российский литературовед Михаил Осипович Гершензон, вскрывая проблемы преподавания литературы, отмечал ещё в 1899 году: «Разумеется, дети должны читать не всё, что доставляет им удовольствие; но всё, что они читают, должно доставлять им удовольствие. …Основной задачей преподавания литературы в школе должно быть…общее питание духа, а не лечение духа специальными экстрактами, какие способно извлечь из поэзии аналитическое изучение; питание цельным и вкусным молоком, а не казеиновыми препаратами» (в кн. «Труды педагогического общества, состоящего при Императорском Московском Университете», 1900).

По поводу «особенностей национальной методики», шаблонизирующей мышление и язык, сетовал на рубеже XIX и XX вв. русский писатель, публицист, критик Влас Михайлович Дорошевич. Он выделяет следующие аспекты написания сочинения французскими школьниками: «…Всякий писал по-своему. Всякий жил в „сочинении“ своей жизнью. Каждый писал то, о чём действительно думал. А учитель следил за тем, чтобы мысли были изложены правильным родным языком, и ставил за это изложение „очень хорошо“ и серьёзному сочинителю, щеголявшему учёностью, и мальчику, несомненно обладавшему творческой фантазией, и ребёнку, склад ума которого расположен к шутке. …Пусть дети умеют хорошо излагать то, что думают. В этом и состоит обучение родному языку…».

Родной язык, по мнению Власа Михайловича, это «самый живой, интересный, увлекательный предмет, самое могучее орудие развития». Вместе с тем, все воспринимают его как «скучный предмет», что вполне объяснимо: «А у нас только и думают, как бы написать, сказать «как все», повторить «что-нибудь хорошее», двадцать раз сказанное … Всё, что есть живого, привлекательного и интересного в «предмете», исключено. Мёртвые сочинения, вместо того чтоб развивать, приучать мыслить, приучат к «недуманию».

Именно в сложившейся методике преподавания языка и литературы усматривает В. М. Дорошевич причину, с одной стороны, косности мышления, консерватизма, шаблонности общества буквально во всём, а с другой - его падкости на декадентство, склонности к некритическому осмыслению, лёгкости увлечения национализмом, радикализмом, другим каким «измом» (в статье «Русский язык», 1901 г.).

Не в этом ли кроется ещё одна из основных причин того, что революционные идеи сто лет назад были с такой лояльностью приняты русской интеллигенцией, приведя страну к катастрофе?

С мнением М. О. Гершензона и В. М. Дорошевича относительно недостатков преподавания литературы и языка во-многом солидарен такой авторитетный литературовед, как Борис Михайлович Эйхенбаум. Отмечая ключевые проблемы школы, он пишет: «… Каждый писатель должен изучаться… так, чтобы ученики… видели бы внутреннюю закономерность между всеми его образами и понимали бы, в каком смысле и почему образы эти составляют определённую художественную систему… Школа должна научить усвоению художественных образов. Именно этим процессом усвоения школа должна воспитывать дух, а не разбором „положительных и отрицательных типов“, которым, с одной стороны, искажается самое существо литературы, а с другой - не достигается и воспитательная цель, потому что живой дух не подчиняется моральным схемам, а требует свободы самоопределения» (в статье «О принципах изучения литературы в средней школе», 1915 г.)

Массовая практика преподавания русской литературы в XX в. привнесла в негативные тенденции XIX в. идеологию классового подхода, чрезмерные акценты на «положительных и отрицательных героях» в контексте «текущего момента» политических реалий.

Представленные «штрихи к портрету» не могут претендовать на обоснование тенденций, однако, на наш взгляд, позволяют выделить некоторые причины признаваемого педагогической общественностью тезиса - широко используемая методика преподавания русского языка и литературы не способствует любви ученика к соответствующим предметным областям знания.

Справедливости ради отметим, что, в отличие от советских времён, ныне идеологическое давление сильно ослабло, принуждающих факторов стало гораздо меньше, требования к глубине освоения литературы далеко не те, что были в прошлом. Нормой стало чтение классики по кратким конспектам, а ориентация на тестовый контроль знаний этому только благоприятствует. Учебные часы на литературу значительно сокращены, она потеряла свой базовый статус. В связи с этим педагогическое сообщество смогло добиться лишь незначительной корректировки нового отношения к литературе власти - возвращение в экзаменационный обиход некоего подобия сочинения.

Казалось бы, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы - меньше факторов возникновения отвращения к литературе.

Действительно, несовершенство методики преподавания русского языка и литературы - это большое препятствие развитию человека. Однако духовная глубина языковой и сюжетно-смысловой среды классических произведений такова, что, даже вопреки утрате интереса к классической литературе в школьные годы, человек всё-таки получал прививку от дурного. Подтверждение тому - поступательное, несмотря ни на что, развитие страны, где общественное благо выступало абсолютным приоритетом над индивидуальными выгодами, где поощрялось служение своему народу, где постулировались нравственные нормы.

Нет такой прививки сегодня! Как её добиться, когда отсутствует прежний объём учебных часов на литературу, когда виртуальная реальность и рыночная идеологическая атмосфера в обществе только расширяют своё влияние? Как противостоять формализации человеческого общения, стяжательству, размыванию нравственных норм, утрате традиционной культуры и национальной идентичности? Что можно противопоставить всецелому вытеснению всего человеческого в человеке информационными технологиями, жизненной средой, унифицирующей и закабаляющей человека его потребительской зависимостью от транснациональных монополий?

Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.

А. С. Пушкин

Интернет и образование

Современный мир диктует свои подходы к преподаванию. Они должны опираться на неотвратимые тенденции, связанные с развитием сети Интернет, соответствующие эффекты развития человека, которые надо использовать в позитивном русле.

Пребывая в сети Интернет, молодёжь немало читает и пишет. Она перерабатывает очень много и очень разнообразной информации. Здесь сегодня самый актуальный фокус направляющего влияния системы образования. Интернет должен стать основным средством появления интереса к классической литературе, искусству, языку, приобщения к духовным ценностям, способствовать развитию элементарного сострадания, сочувствия, сопереживания.

Без направляющего влияния системы образования созерцание в сети Интернет десятков киношных и реальных убийств, трагедий приводит к тому, что человеческое сердце черствеет. В результате индивид начинает относиться к чужой боли, страданию отстранённо, не соизмеряя с собой, как к развлечению, игре. Переключение с одной темы на другую, с одного сюжета на другой, более насыщенный, динамичный и развлекательный, формирует поверхностное, кластерное сознание, которое не ориентировано на глубокий системный анализ, практический опыт, выполнение социальных функций.

На весь педагогический состав сегодня ложится сложнейшая задача - преодолевать отмеченные негативные тенденции. И здесь педагоги-литераторы должны играть основную роль. Именно на их учебный предмет, его формирующее нравственность воздействие через лучшие образцы классической литературы должен работать сегодня весь педагогический состав школы, как в контексте своей предметной области знания, так и во внеурочной деятельности.

Как далеко представленный тезис от реальности!

Методика преподавания литературы продолжает болеть традиционными болезнями, которым были посвящены «Штрихи к портрету», а о межпредметных взаимосвязях в их нацеленности на литературу вообще говорить не приходится, у неё теперь даже нет статуса базового предмета.

Остаётся уповать только на само педагогическое сообщество, взывать к его гражданскому самосознанию, родовым корням, самосохранению в единстве со своим народом и культурой.

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…

А. С. Пушкин

От любви к фольклору к литературной классике

То, что раньше формировало человека, работает всё меньше. Сегодня просто не реализуемы прежние образовательные условия, заставляющие изучать литературу, погружаться в совершенную языковую среду классики, мир книги. Всё изменилось. Совсем архаично идти от изучения литературы в школе к любви к ней во взрослой жизни. Вместе с тем, только на такой эффект могло рассчитывать массовое образование в прошлом и позапрошлом веках.

Необходимо действовать наоборот - устремляться к высотам литературной классики от любви к тому, что близко́ человеку, что способно вызвать у него деятельный интерес.

Отечественная деятельностная психология и педагогика опиралась на очень важную закономерность, недостаточно осмысленную и поныне: сама деятельность выступает пожалуй самым важным фактором появления интереса и любви к тому предмету, освоение и преобразование которого вначале могло восприниматься без всякого энтузиазма. Как говорится, «Аппетит приходит во время еды».

И такой предмет имеется - это фольклор, то есть песни, танцы, частушки, анекдоты, сказки, предания, пословицы и поговорки, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, различные театрализованные формы.

Сложно представить теоретическое освоение фольклора школьниками. Фольклор в школе - это всегда культурные практики, то есть как раз та деятельность, втягивание в которую с неизбежностью инициирует интерес и даже любовь к питающей классическую литературу народной мудрости.

Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.
А. С. Пушкин

Русские пословицы и поговорки

Для современного человека бегство в мир иллюзий всё чаще приводит к весьма ощутимой материальной утрате, потере здоровья, жизни, наполненной человеческими отношениями, а не их виртуальной имитацией.

Русские пословицы и поговорки - это сконцентрированная народная мудрость, это составляющие и, одновременно, носители русской языковой культуры. Пословицы и поговорки обогащают речь, позволяют быть лаконичным, хорошо понимаемым в своей культурной среде.

Пословицы и поговорки полезны в критических ситуациях принятия решения, когда человек чувствует, что им манипулируют, что-то навязывают. Вспомнившуюся к ситуации пословицу или поговорку можно тут же и употребить в речи, эффективно и эффектно противостоя коммуникативному давлению.

Пословицы могут помочь защититься от манипулирования, но следует иметь в виду, что они же являются и эффективным средством манипулирования. Существует понятие «кодекса», то есть всеохватности, универсальности пословиц и поговорок в плане скрытой в них характеристики различных жизненных ситуаций, поведенческих установок. Пословицы зачастую содержат взаимоисключающие оценки и суждения: «Терпение и труд всё перетрут» и «От трудов праведных не наживёшь палат каменных», что также содержит в себе народную мудрость. И таких пословиц очень много!

Всякая пословица - это знак ситуации, ключ к тому, как человек её для себя воспринимает, какую выбирает стратегию поведения. Так, например, пословица «Всё, что ни делается, к лучшему» в качестве руководства к действию является определяющей для появления определённых иллюзий (из серии «всё само собой образуется») и вполне прогнозируемых действий (вернее, бездействий).

И такое поведение может привести к фатальным последствиям, когда необходимо «брать быка за рога», а не «плыть по течению».

Вот лишь одно из таких заданий: как вы понимаете следующие пословицы:

1. «Он слышит, как трава растёт»;
2. «Бог не выдаст, свинья не съест»;
3. «Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал».

О, Сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Пословицы и поговорки: технология творчества в школе

Задания, связанные с пословицами и поговорками, могут предлагаться ученикам в рамках научно-исследовательской деятельности школьников, использованы в ходе любых учебных занятий для переключения внимания, снятия напряжения, появления интереса к педагогической ситуации в целом. Реферативные задания, связанные с пословицами и поговоркам, в контексте конкретизированных жизненных ситуаций практически невозможно выполнить формально, скачав готовый материал из сети Интернет.

Памятуя о процитированном ранее критическом замечании Бориса Михайловича Эйхенбаума отметим, что как раз в пословицах, с их кодексностью, и находит отражение многоплановость любой реальной человеческой натуры. Исследование литературных персонажей в контексте народной мудрости, скрытой в пословицах и поговорках, благоприятствует усвоению именно художественных образов, а не редуцированных протокольных характеристик «положительных и отрицательных типов».

Для выполнения заданий, связанных с пословицами и поговорками, весьма кстати оказываются возможности сети Интернет. Задания могут быть исключительно разнообразными. Можно попросить подобрать не только пословицы и поговорки на обозначенные темы, но и проиллюстрировать их произведениями классической живописи, или результатами народного декоративно-прикладного творчества. Можно наоборот - предложить, например, картины и попросить подобрать к ним пословицы и поговорки.

Заметим, акцент на русских пословицах в названии настоящей статьи не случаен. Допустим, ученику культурно близки именно русские пословицы. Подыскивая в сети Интернет пословицы и поговорки, чтобы выполнить какое-либо задание, он неизбежно начнёт открывать для себя колоссальный пласт пословиц и поговорок других народностей, их национальный колорит. Такую межкультурную рефлексию трудно переоценить. Но первоначальные задания всё-таки лучше связывать с культурно близкими русскими пословицами.

Ориентация на использование пословиц и поговорок в учёбе и воспитании благоприятствует заинтересованному обсуждению, налаживанию обратной связи, непринуждённости педагогического общения. Интересно не только ученику, но и учителю, что почему-то считается второстепенным моментом в образовательной деятельности. А ведь здесь, как говорится: «Коли доктор сыт, так и больному легче».

Чем обусловливается интерес учителя?

Во-первых, эрудиции любого социализированного взрослого человека вполне достаточно, чтобы в своей языковой среде понимать большинство пословиц и поговорок, что тем более по плечу учителю.

Во-вторых, интерес обусловлен неповторимостью ситуаций обсуждения: пословицы и поговорки связаны с контекстом конкретных жизненных ситуаций, а они весьма противоречивы и неоднозначны. В результате учитель получает возможность опираться на весь свой жизненный опыт, увлечения, наблюдения.

В-третьих, учитель, сделав первый шаг, скорее всего вдохновится сделать и последующие шаги - изменять, усложнять задания, связанные с пословицами и поговорками, возможно начнёт их активнее употреблять в своей речи, взаимоувязывать с другими разновидностями фольклора, нащупает в связи с этим свою изюминку внеклассной работы или наладит контакт с учениками, почувствует удовлетворение от неформального общения, заинтересованного отношения к себе и своей учительской миссии.

Конечно, задания школьникам от учителя литературы могут быть непосредственно связаны с учебным предметом: какие формы фольклора фигурируют в произведении, какие пословицы и поговорки использованы литературными героями или могли бы быть ими употреблены в речи; как с точки зрения пословиц и поговорок справедливо охарактеризовать те или иные сюжетные линии и т. д.

Если в пословицах и поговорках народная мудрость многоаспектна, порой оправдывая весьма спорные ситуации и отношения, то для российского менталитета, то есть духовной настроенности, присущей всему народу, характерно торжество добра над злом, поведение по совести, о чём и свидетельствуют многие признанные образцы отечественной литературы. Смыслы, сокрытые в сложных литературных образах, благодаря знанию фольклора и пытливому стремлению их увидеть обязательно открываются.

Чтобы видеть лучше, нужно изменять себя в соответствии с достойными примерами того, что составляет человеческое в человеке.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


А. С. Пушкин

Час народной мудрости

(Конкурс знатоков пословиц)

Пословица недаром молвится.

(Народная мудрость )

Учитель . Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Итак, сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок. У нас 4 команды (8, 9, 10 и 11 классы). За правильный ответ команды получают жетоны.

Наш первый конкурс – «Разминка»

Задание : продолжить пословицы и поговорки.

1. Что посеешь, …. (то и пожнёшь)

2. Без труда …. (не выловить и рыбку из пруда)

3. Сделал дело - …. (гуляй смело)

4. В гостях хорошо, …. (а дома лучше)

5. Взялся за гуж, ….. (не говори, что не дюж)

6. С кем поведешься, …. (от того и наберёшься)

7. Готовь сани летом, ….(а телегу зимой)

8. Как аукнется, ………(так и откликнется)

9. За двумя зайцами погонишься - …..(ни одного не поймаешь)

10. Заставь дурака богу молиться, … (он себе и лоб расшибёт)

11. Сколько волка ни корми, ……(он всё в лес смотрит)

Второй конкурс «Кот в мешке»

Задание : вспомнить пословицы и поговорки о предметах, которые находятся в мешке. (Команды по очереди тянут предметы из мешка).

    Ложка (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой. Есть чем поесть, было б что. Ложка дёгтя в бочке мёда. И т. д.)

    Книга. (С книгой жить – век не тужить)

    Иголка. (Куда иголка – туда и нитка)

    Шило. (Шила в мешке не утаишь)

    Яблоко. (Яблоко от яблоньки недалеко падает. Одно гнилое яблоко может сотни других испортить)

    Камень. (Под лежачий камень вода не течёт)

    Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором)

    Копейка. Копейка рубль бережёт. Без копейки рубль щербатый)

    Хлеб. (Будет хлеб – будет обед. Хлеб – всему голова)

    Яйцо. (Яйца курицу не учат. Курица кудахчет, да яйцо несёт)

    Лук. (Лук от семи недуг. Лук добр и в бою и во щах. Лук да баня все недуги правят)

    Свеча. (Ни богу свечка, ни чёрту кочерга)

    Рыба. (Рыба с головы гниёт. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше)

Учитель . Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Третий конкурс .

Задание : вспомнить пословицы и поговорки о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Труд человека красит – лень портит. и т. д.)

Учитель . У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Четвёртый конкурс .

Задание : к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

    Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица.) – (Старого воробья на мякине не проведёшь)

    Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) – (Не ищи ветра в поле. Искать иголку в стоге сена,)

    У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) – (Язык мой – враг мой)

    Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская) – (Язык до Киева доведёт)

    Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская) – (Кто обжёгся на молоке, дует на воду)

    Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская) – (Тише едешь – дальше будешь)

Пятый конкурс «Сочини свою пословицу»

На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной начало, на другой – окончание.

Задание: сочинить свою пословицу, т. е. Соединить пословицы по-новому.

(Н-р, Слово - не воробей, в лес не убежит. Любишь кататься – имей сто друзей. Сколько волка ни корми, а он ноги на стол. За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.)

Предложенные пословицы .

    Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

    Работа не волк, в лес не убежит.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Сколько волка ни корми, а он всё в лес смотрит.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

    Баба с возу – кобыле легче.

Шестой конкурс «Числовой»

Задание : Вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Например, 1. Ум хорошо, а два лучше.

2. У семи нянек дитя без глаза.

3. Старый друг лучше новых двух.

4. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

    Семь бед - один ответ

    Семеро одного не ждут.

    Один за всех, все за одного.

    Обещанного 3 года ждут.

    Не имей сто рублей, а имей 100 друзей.

    За одного битого двух небитых дают.

    Двум смертям не бывать, а одной – не миновать. И др.

Учитель . Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Седьмой конкурс « Пословица неспроста молвится»

Задание: подбери нужную пословицу к ситуации.

Ситуация № 1 : Игорь проиграл Борису партию в шахматы. И вместо того, чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог легко выиграть. Какой пословицей ответил Борис? (После драки кулаками не машут)

Ситуация № 2 : В школе перегорели предохранители и погасло электричество.

Один ученик возился минут 10 - но у него ничего не вышло. Тут подошёл ученик старшеклассник, участник кружка юных техников и через полминуты свет зажёгся. Какая пословица подходит к этому случаю? (Дело мастера боится)

Ситуация № 3 : Светлана села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у матери разрешения погулять. Какую пословицу вспомнила мать? (Делу – время, потехе – час)

Ситуация № 4. На соревнованиях по бегу Наташа, не дождавшись сигнала, бросилась со всех ног вперёд, споткнулась и под всеобщий смех упала. Какую пословицу она вспомнила при этом? (Поспешишь – людей насмешишь)

Ситуация № 5 . Подарили ко дню рождения Генке игрушечную машинку. Обрадовался мальчик, а потом осмотрел её и разочарованно протянул: «А я думал, она заводная». Какой пословицей упрекнула его мать? (Дареному коню в зубы не заглядывают)

Ситуация № 6 . Решала девочка задачу по физике и никак не могла решить. Тут пришла её подруга: «Давай вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два – лучше)

Ситуация № 7 . Вадим нагрубил учительнице и убежал с уроков. Дома он долго не находил себе места, а потом попросил брата пойти и извиниться за него перед учительницей. «Ну, нет!» - ответил брат и добавил пословицу … о каше. (Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай)

Ситуация № 8. На первом занятии по лепке Таня вылепила фигурку девочки. Скульптура получилась неуклюжая, и Таня смутилась. «Ничего, - успокоила её учительница и напомнила поговорку. Какую? (Первый блин комом)

Учитель . Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята. У Федорки всегда отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, а лёжа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

(Подведение итогов конкурса. Награждение победителя)

Трудно сказать с каких времен среди народа стали ходить пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких решений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Пословица – непростое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с мыслями образом жизни множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетиями, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично они звучат:

«As you sow, so as the reap»

(«Что посеешь, то и пожнешь»)

«When in Rome, do as the Romans do»

(«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»)

Пословицы точно ложатся в память. Их запоминания облегчается разными созвучиями, рифмой, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.

Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят к нам на память в разговоре, в разных речевых применениях обнаруживается подлинная природа пословицы. Искусство слова возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников – и вообще людей самых разных и нужных на земле профессий. Этому свидетельство – пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное народное единство высокого искусства в бытовой речи.

С давних времен от пословиц отличают поговорки. Обычно поговорками именуют широко распространенные выражения – речения, образно определяющие какие-либо жизненные явления. Поговорки, как и пословицы, вошли в повседневную речь, вне ее не существует, и именно в речи раскрывают свои настоящие свойства. Поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и прежде всего чувства говорящего.

Едва ли не с самого начала изучения и собирания пословиц и поговорок их публикации стали сопровождать наибольшие пояснения: как понимать смысл пословиц и поговорок, к каким жизненным явлением их относить и прочее. Это были первые своеобразные толкования пословично-поговорочного фольклора. Хотя они и не носили систематического характера, но и в таком виде служили важным подспорьем при изучении пословиц и поговорок. В этом отношении и теперь еще сохраняют свое значение специальные исследования пословиц и поговорок. Занимаясь работой, я познакомилась со многими из них.

Пословицы и поговорки отличаются различной степенью смысловой мотивированности. С этой точки зрения можно выделить три наиболее четко очерченных типа пословиц и поговорок.

К первому типу относятся пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Соответствующие пословицы сближаются с фразеологизмами. Сюда можно отнести пословицы типа:

«In for a penny, in for a pound»

(«Взялся за гуж, не говори, что не дюж»)

«The game is not worth the candle»

(«Игра не стоит свеч»)

Ко второму типу относятся пословицы, которые отличаются двойственным планом буквальным и иносказательным. Таковы:

«The appetite comes with eating»

(«Аппетит приходит во время еды»)

«Love me, love my dog»

(«Любишь кататься люби и саночки возить»)

В речевой практике пословицы этого типа, как правило, реализуются в переносном смысле. Впрочем, возможны случаи, когда одна и та же пословица встречается в одних контекстах в прямом смысле, а в других в переносном.

Наконец, третий тип составляют такие выражения, которые употребляются только в буквальном смысле. Сюда относятся собственно поговорки, например:

«Live and learn»

(«Век живи, век учись»)

«Better late, then never»

(«Лучше поздно, чем никогда»)

Значительное количество пословиц и поговорок занимает промежуточное положение между выделенными разрядами.

При толковании пословиц в первую очередь учитывается степень их смысловой мотивированности.

Принимая во внимание это обстоятельство, можно выделить следующие основные разновидности логического типа толкования пословиц и поговорок:

1) Отчетливее всего выделяются такие поговорочные выражения, которые не имеют переносного смысла (третий тип). В составе выражения этого типа слова выступают в своем обычно свободном значении и не теряют своей предметной соотнесенности. Соответствующие поговорки не нуждаются в толковании.

Например:

«Business before pleasure»

(«Кончил дело – гуляй смело»)

«It is not the places that grace the men, but the men places»

(«Не место красит человека, а человек место»)

2) Основное ядро составляют пословицы, употребляющиеся в переносном смысле (первый и второй тип) и нуждающиеся в толковании. В составе пословиц этого рода слова теряют свою предметную соотнесенность.

Например:

«You can not make omelet without breaking eggs»

(«Лес рубят – щепки летят»)

(В значении – нельзя добиться цели без затраты усилий, без потери и жертв.) Общий смысл пословицы никак не определяется смыслом составляющих его слов.

Вот почему в составе предложения, посредством которого передается смысл той или иной пословицы, нет, и не может быть ни одного слова, которое одновременно бы входило в толкуемую пословицу.

3) В обширную группу объединяются пословично-поговорочные выражения, т. е. выражения промежуточного типа. При передачи смысла таких выражений, слова или группа слов, не нуждающихся в толковании сразу же переносится в определение, а часть, имеющая переносный смысл, должна быть истолкована.

Например, английское выражение:

«Absence makes the heat grow fonder»

(«Разлука заставляет сердце любить сильнее»)

Толкуется: разлука усиливает любовь.

Или же русское выражение:

«Пьяному море по колено»

Толкуется: пьяному все нипочем, ничего не страшно.

4) В особую группу выделяют пословично-поговорочные выражения, в составе которых первая часть усиливает смысловое содержание второй части. В аналогичных случаях толкования требует одна (обычно вторая) часть. Таково, например выражение:

«Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами»

Нередко, однако, первая часть пословицы противопоставляется по содержанию второй.

Например, пословица:

«Barking dogs seldom bite»

(«Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет»)

Смысловая и стилистическая характеристика пословиц возможна лишь тогда, когда она опирается на оправдательный иллюстрированный материал. Жизнь пословиц по существу обнаруживается лишь в контексте, в речевом употреблении. В изолированном виде пословица не реализуется. Не случайно народная мудрость гласит: «Пословица к слову молвится».

Бесценным сокровищем для толкователей пословиц и поговорок всегда будет русская и английская художественная литература всех эпох.

Далеко не всегда удается установить, принадлежит ли то или иное выражение определенному автору или писатель заимствовал его из народной речи. Зачастую невозможно разграничить пословицы, поговорки и крылатые слова. Например, очень известное выражение: «Аппетит приходит во время еды» в одних источниках представлено, как пословица, а в других как крылатое выражение, восходящее к французскому епископу Жерому де Анже, известному своими полемическими выступлениями против протестантов и употребившему его в своем сочинении: «О причинах», однако, крылатость оно получило после того, как Франсуа Рабле использовал его в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Выражение это применяют к человеку, потребности которого резко растут по мере их удовлетворения. Эту русскую пословицу по значению можно сравнить с английской: «The appetite comes with eating». Ее использовали в своих произведениях такие известные писатели, как Ирвинг Стоун и Герберт Уэлс. Ирвинг Стоун писал: «Тосканцы говорили, что аппетит приходит во время еды, Микеланджело нашел, что мастерство приходит во время работы». В данном случае автор показал, что разные люди в разных ситуациях могут использовать одну и ту же пословицу, изменив ее содержание, но смысл останется один и тот же.

Вот еще одна пословица, которую можно назвать крылатым выражением: «Благими намерениями ад вымощен». Выражение приписывается английскому писателю Джонсону. Его биограф рассказывает, что в 1775 году Джонсон сказал: «Hell is pavid with good intentions». Вальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» приписывает это изречение одному из английских богословов. Действительно Джордж Герберт, умерший в 1632 году, в книге «Jacula prudentium » говорит:

«Hell is full of good meaning and wishing»

(«ад полон добрыми намерениями и желаниями»)

Смысл этого изречения в том, что от доброго дела, и люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и попадают не в рай, а в ад. Выражение это применяется к тем, кто имеет намерение сделать что-либо, говорит об этом, берет на себя обязательство, которое так и не выполняет. Чарльз Диккенс писал: «слышал ли ты когда-либо слова английского предсказателя? – сказал Давенсвуд. «ад вымощен благими намерениями – благие намерения чаще разрушают, чем создают». Этот пример показывает, что пословицы и поговорки украшают литературу всех народов. Они так же заставляют людей задумываться над смыслом жизни, над своими поступками, не повторять своих ошибок, а учиться на них.

Также можно назвать пословицей и это крылатое выражение:

«One swallow dosen’t make of summer»

(«Одна ласточка весны не делает»)

Произошло оно из басни Эзопа, в которой рассказывается о расточительном юноше, промотавшего все отцовское наследство; у него остался только один плащ, но он и его продал, когда увидел, что одна ласточка вернулась, а стало быть, уже наступила весна. Однако вскоре настали морозы, ласточка погибла, и расточитель с негодованием упрекал ее в обмане. Пословица сама собою вытекает из басни, но, может быть, сама басня написана на тему древней пословицы, которая встречается в одной комедии Кратина. В дальнейшем эту половицу приводят Аристотель и другие литературные источники. На тему басни Эзопа И. А. Крыловым написана басня «Мт и ласточка», в которой выражение «Одна ласточка весны не делает» названо народной пословицей. Эту половицу использовал и английский писатель Чарльз Диккенс. Он писал: «наш визит не принес успеха, дорогая миссис Люпин, я должна вернуться в Лондон. – «Дорогая, дорогая!» - воскликнула хозяйка, - «Да, одна ласточка не делает лета!». Она означает, что инцидент или пример не лает оснований для того, чтобы делать далеко идущие выводы.

А крылатое выражение:

«Constant drop ping wears away a stone»

(«Капля по капле и камень долбит») уже прочно вошло в нашу речь, как пословица. Она восходит к древнегреческому поэту Херилу. В дошедших до нас отрывках его поэмы имеется стих: «Капля воды долбит камень постоянством». У Овидия в «Посланиях с Понта»:

«Gutta cavat lapidem»

(«Капля долбит камень»)

В сборнике изречений древних авторов, составившем в 15 веке византийским ученым Михаилом Апостолием, сентенция эта была приведена в форме: «Капля, непрерывно падая, долбит скалу». В этой же форме она встречается у церковных писателей Григория Богослова и Иоанна Дамаскина, из сочинений, которых и вошла в русскую речь в несколько измененной редакции. Пословицу использовал в своих произведениях Чарльз Диккенс. Она употребляется, как образное доказательство медленного, но разрушительного действия времени, а так же в значении терпением и настойчивостью можно достигнуть многого.

Пословицы и поговорки отличаются от фразеологизмов и от крылатых выражений.

От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются тем, что представляют собой законченное выражение. В основе их целостного смыслового содержания лежат не понятия, а суждения. Особенность пословиц и поговорок состоит в том, что они сохраняют два плана: буквальный и переносный.

Пословицы в силу своей двуплановости, а так же поговорки, употребляющиеся в буквальном смысле, состоят из слов с вполне определенными самостоятельными значениями. Слова, входящие в состав пословиц и поговорок и, выражающие наиболее существенные стороны мысли, нередко выделяются или, по крайней мере, могут быть выделены логическим ударением. Пословицы и поговорки имеют народное происхождение.

Под поговорками понимают общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и, не имеющее назидательного смысла. А под пословицами понимают меткое изречение, обобщающее различные явления и имеющие обычно надзирательный смысл.

Между пословицами и поговорками размещается обширный тип пословично-поговорочных выражений, которые сочетают в себе признаки пословиц и поговорок. Эти выражения характеризуются тем, что часть слов в их составе сближается или совпадает со словами свободного употребления, а другая часть имеет фигуральное, переносное значение.

Это такие выражения, как:

«All in good time»

(«Всякому овощу свое время»).

Пословицы, поговорки и пословично-поговорочные выражения могут передать, как общие суждения, так и суждения частного характера. Например, пословица:

«Don’t cont your chikens befor they are hathced»

(«Цыплят по осени считают»)

В значении: о чем-либо судят по конечным итогам. Эта пословица выражает общее суждение. А пословица:

«It is easy to be wise after the event»

(«Хвалился, когда с горы катился»)

В значении: после того, как что-то случилось, легко говорить, сто ты это предвидел, - часто, так употребляется в конкретной ситуации.

Обобщающему характеру пословиц, поговорок и пословично-поговорочных выражений способствует в определенной степени тип их синтаксического построения: многие из них выражены обобщенно-личными предложениями. Кроме того, глагольное сказуемое в составе пословиц, поговорок и пословично-поговорочных выражений чаще всего употребляется в форме настоящего времени со значением обычности или вневременности действия. Например:

«Still waters run deep»

(«В тихом омуте черти водятся»)

Напротив: в составе пословиц, поговорок и пословично-поговорочных выражений с более конкретным содержанием глагольное сказуемое обычно употребляется в форме прошедшего времени. Например:

«Diamond cut diamond»

(«Нашла коса на камень»)

Грани между пословицами и поговорками условны, и поэтому их в словарях объединяют вместе.

Так как пословицы употребляются в переносном смысле, они нуждаются в толковании. А так же пословицы и пословично-поговорочные выражения в структурном отношении представляют собой законченное предложение, поэтому их толкование осуществляется путем развернутого описания смысла.

Изучив искусство емкого слова пословиц и поговорок русского и английского народа, я поневоле удивляюсь близости жизненных взглядов, меткости, проницательности, мудрости выражений, свойственных истинно народному гению. Ведь именно в пословицах и поговорках заключаются наблюдения, накопленный жизненный опыт многих поколений людей, их интересы, отношения к разным ситуациям. Если сравнить интересы людей, живших много лет назад, и интересы современных людей, то можно увидеть, что они почти не изменились. Просто изменился быт и окружающая нас обстановка, благодаря чему некоторые пословицы приобрели более современное значение. Быть может в далеком будущем не будет пословиц и поговорок в таком виде, в каком мы их знаем, а будут свои, согласующиеся со временем и техническим прогрессом. Но все равно в их основе будут лежать пословицы и поговорки, сочиненные несколько сотен или тысяч лет назад. Ведь недаром же говорят, что пословицы и поговорки – это огромное языковое богатство народа, созданное на протяжении многих веков!