Сообщение по картине левитана золотая осень. Описание картины «Золотая осень» — Исаак Ильич Левитан

План

1.Слово о художнике

2.Что изображено на картине

3.Мое отношение к картине

И. известный русский художник. Он написал много картин, на которых изображена родная природа. Осень была его любимым временем года. Поэтому он и написал картину «Осень».

Теплый осенний денек. Солнце светит ярко, дует легкий ветерок. Потому что листья на деревьях колышутся. Березки красуются в своих золотых нарядах, устроившись на берегу маленькой реки. Речка узкая, берег её усыпан небольшими кустарниками. Они еще не успели пожелтеть, так же как и деревья на правом берегу. Небо чистое, светлое, отражается в воде реки. Трава еще не успела пожухнуть, но кое-где видны желтые листья. Они усыпали все вокруг березок.

У меня эта картина вызывает спокойствие, потому что все изображено в светлых теплых красках. Осень выглядит как никогда прекрасно на этой картине.

Сочинение по картине Левитана 4 класс

План

1.Любимое время года

2.Что изображено на картине

3.Ощущение от увиденного

Осень- мое любимое время года. Природа выглядит особенно ярко. Еще зеленая трава, золотая листва на березах, багровая на осинах, голубые небеса. Столько красок, что дух захватывает. Наверно поэтому для И. Левитана осень тоже была чем- то особенным, и он часто рисовал её на своих полотнах.

На картине «Осень» изображен небольшой березовый лес. Деревья уже все одеты в золотые платья. Трава кое-где зеленая, но уже не такая сочная, как летом и весной. Река, которая разделяет лес своими берегами, изображена в темно-синих тонах. Это говорит о том, что вода в ней уже не такая теплая. Солнце светит ярко и все попадает под его освещение, природа радуется последним теплым денькам.

Мне эта картина очень нравится, ведь художник умело изобразил на ней все то, что так дорого моему сердцу.

Сочинение по картине Левитана 8 класс

План

1.Слово о художнике и его произведении

2.Первый и второй план картины

3.Собственное восприятие полотна

Представлено большим количеством пейзажей. Наиболее часто он изображал на своих полотнах осеннее время года. Картина «Осень» была написана в 1895г., существует информация о том, что художнику не понравился вариант столь яркого осеннего пейзажа, и он перерисовал картину в более пастельных тонах.

На первом плане картины изображены золотые березки. Яркое солнце обливает их своим светом, от чего те отбрасывают косые тени стройных стволов на уже начавшую вянуть траву, всю усыпанную позолотой с их крон. Перспективу картины задает река, условно разделяющая полотно на две части. Удивительно, но, кажется, что на правом берегу осень еще не наступила, так как и деревья и трава зелены, за исключением единственной березки.

Вьющаяся тонкой темно-синей лентой, утопая в пологих берегах, обрамленных низкорослыми деревцами, река устремляется вдаль. И мы, следуя за ней, устремляем свой взор на второй план картины. Присмотревшись, мы едва различаем небольшую деревеньку, расположенную среди полей, которые давно убраны и засеяны озимым, так ярко выделяющимся своей изумрудной зеленью на фоне буйства желтых и оранжевых тонов осени.

Если приглядеться, то на воде можно заметить небольшую гладь, и легкий трепет березовых ветвей. Сразу представляется теплый легкий ветерок, который уныло гонит прозрачные паутины, вслед за стаей журавлей стремящихся поскорее добраться до заветного юга.

Глядя на данное полотно в памяти невольно всплывают поэтические строки, связанные с этим потрясающим временем года. Душа наполняется невыразимой радостной грустью от ощущения ушедшего лета и приближающихся холодов.

Планируемые результаты

Предметные

  • уточнение знаний о структуре текста, о связи между его частями;
  • устно и письменно в связном тексте пе­редавать свои мысли, свою позицию;
  • совершенствование умения располагать материал в нужной последова­тельности, составлять план и придерживаться его;
  • развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления, точной и выразительной связной речи;
  • развитие воображения, наблюдательности.

Метапредметные

Формирование умений:

  • прогнозировать содержание будущего текста;
  • планировать работу по накоплению необходимого материала, используя дополнительную литературу;
  • обобщать полученную инфор­мацию;
  • осознанно строить синтаксические кон­струкции и связный текст, оформлять свои мысли в письменной форме;
  • учить принимать позицию собеседни­ка, проявлять уважение к чужо­му мнению, проверять себя и самостоятель­но оценивать свои достижения

Личностные

  • воспитание творчески мыслящей личности;
  • пробуждение эмоциональных чувств (чувства радости и печали, чувства восхищения красотой нашей Родины);
  • воспитание патриотических чувств (любить природу – значит, любить Родину).

Подготовка к уроку (начинается за 2-3 недели до написания сочинения).

1. Экскурсия в осенний парк.
2. На уроках чтения подбирается материал из произведений русской литературы (прозы и поэзии) об осени.
В дополнительную тетрадь детьми выписываются понравившиеся предложения, отрывки, образные выражения.
3. Заучивание наизусть.
4. На уроках русского языка для отработки текущего материала используются примеры из классической литературы.

1. Зрительный диктант

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружатся в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову).

2. Расставьте знаки препинания

Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не хочется уходить из него прощаться с золотыми осенними днями.

3. Из слов каждой строчки составьте предложения

  • Золотая, наступила, осень
  • Погода, солнечная, и, стоит, ясная.
  • Солнце, ярко, светит, греет, но, мало.
  • В, осень, лес, забрела, осень.
  • Она, оранжевые, надела, жёлтые, на, багряные, деревья, платья.
  • На, молоденькие, накинула, березки, легкие, осень, сарафаны, а, осинки, на, стройные, платья, чудесные, ярко-красные.
  • Хорошо, в, тихо, лесу, осеннем.

4. Письмо по памяти

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

3. Федоровская

Оборудование урока.

  • Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
  • Индивидуальные карточки для орфографической работы.
  • Конверты с эпиграфами.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– Назовите времена года. Какое время года у вас самое любимое? Почему?
– Давайте подберём к каждому времени свой цвет. Начнем с весны.
– Каждое время года прекрасно и интересно по-своему. Сегодня на календаре сентябрь, поэтому мы посвятим урок осени.

3. Вступительный рассказ учителя

Природа – великий мастер. У каждого времени года своя палитра красок и оттенков!
Осень – особенная пора, когда в течение трёх месяцев постоянно меняется пейзаж. Осень – это листопад и шуршание листьев под ногами, свежий, насыщенный запахами земли и листочков, воздух. Это сочетание ярких, но не очень прочных красок.
Многие поколения художников, композиторов, поэтов и писателей любили осень. Каждый из них открывал в ней те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним.
Одним из таких художников был Исаак Ильич Левитан.
Левитана можно назвать «открывателем» красот нашей русской земли, тех красот, что находятся рядом с нами и каждый день и час доступны нам. Вглядываясь в картины Левитана, мы понимаем, что все написанное этим превосходным художником мы много раз уже видели вокруг себя. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней.

4. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине И. И.Левитана «Золотая осень». Давайте запишем тему урока в тетрадь.

5. Предъявление репродукции картины и её рассматривание

– Посмотрите внимательно на эту картину. Она была написана в 1895 году. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На ней изображен простой русский пейзаж, какой мы встречали, бывая за городом, но, вероятно, не всегда долго останавливали на нем свое внимание. Левитан очень достоверно подметил русское раздолье, простор лесов и полей, красоту осеннего пейзажа. От картины веет спокойствием, тишиной. Хочется самому очутиться около этой речки, посидеть на берегу, погреться на ещё тёплом солнышке и полюбоваться русской природой.

– Как вы думаете, почему художник назвал её «Золотая осень»?

6. Анализ картины

– Какое время года изобразил художник на картине?
– Это начало осени или ее конец? Почему вы так решили? Что вам помогло это понять?
– Какой день на картине?
– Дайте описание воздуха, облаков.
– Послушайте, как об этом сказал писатель Б. Тимофеев.
«Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес. Не видно конца прозрачным далям».
– Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
– Какие осинки? Березки? (трепетные, стройные). Почему лучше назвать деревья с уменьшительно-ласкательным значением?
– Какой наряд подарила им осень?
– Все ли деревья оделись в золотой наряд?
– Какими показал художник лесные полянки, пригорки, дальние поля?
– Что пересекает рощу? Подберите имена прилагательные, чтобы описать её.
– Чем осенью может быть засеяно поле? Как называют поля, засеянными под зиму?
– Что чувствуете вы, глядя на эту картину?

7. Составление плана (коллективно)

– С чего надо начать своё сочинение? (Со вступления)
– О чём будете писать в основной части?
– Чтобы картина осеннего дня была полной, о чём надо обязательно на­писать?
– Чем вы закончите своё сочинение?

Примерный план.

I. Художник И. Левитан и его картина.
II. Осенний день в картине.
1. Небо, воздух.
2. Деревья в чудесном наряде.
3. Лесная речка.
III. Какие чувства вызывает картина?

Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3 эпиграфа).




В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

«И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух…» П.А. Вяземский

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…» Ф.И.Тютчев

8. Лексическая и орфографическая подготовка

Третьяковская галерея.
Изобразил. Написал.
Чудесный – лучезарный – прозрачный – теплый.
Нежно – голубое, бирюзовое.
Розоватые, легкие.
Золотые, трепетные, разноцветные, лимонные.
Вдали, озимые поля.
Извилистая – холодная – небольшая.

Сегодня я предлагаю вам II варианта написания сочинения:

I – традиционный, когда вы описываете картину так, как вы её видите в классе или в музее, т.е. со стороны.

II – творческий, более сложный, он потребует от вас фантазии, творческого воображения. Я предлагаю вам перенестись в 19 век и представить себя на месте Левитана. Как будто это вы стоите на берегу речки и наблюдаете за осенним пейзажем, но только в вашей власти будут не кисти и краски, а слова, предложения и ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица. Подумайте, выберите свой вариант и начинайте писать!

9. Запись текста. Самопроверка.

Памятка по написанию сочинения по картине Левитана «Золотая осень»

I часть. В начале своего сочинения напишите, кто автор картины, как она называется. Если знаешь, то напиши, в каком году она написана и где хранится сейчас.
II часть. А теперь внимательно рассмотри картину по следующему плану:

  1. Какой день изобразил Левитан?
  2. Взгляни на небо: какое оно?
  3. Рассмотри деревья. Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
  4. Что интересного ты увидел?
  5. Что пересекает рощу?
  6. Какие цвета преобладают на картине? Почему?

III часть. Напиши, какие чувства вызывает у тебя эта картина?

– А теперь прочти свое сочинение и проверь. Если в чем-то ты не уверен – спроси учителя!

Сочинение ученика.

«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

В 1895 году тридцатипятилетний художник И.И.Левитан написал великолепную картину «Золотая осень». Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

На этой картине художник изобразил чудесный, солнечный осенний день. По ясному, нежно-голубому небу плывут белые, пушистые облака.

На левом берегу реки растёт жёлто-золотая берёзовая роща. Только две ещё зелёные осинки на солнечном фоне бросаются в глаза. На правом берегу стоит одна, но самая яркая, стройная и юная берёзка. Недалеко от неё находится группа деревьев, ещё не переодевшая свои зелёные платья.

Рощу пересекает извилистая речушка. Она уходит вдаль и скрывается за поворотом. Вода в ней тёмно-синяя и, наверное, очень холодная. Тишина и покой вокруг. Всё как бы готовится к зиме. За рекой раскинулись луга и озимые поля. За ними виднеются деревенские домики.

Художник И.И.Левитан изобразил осень как самую прекрасную пору года. Поэтому картина мне очень понравилась. Красота!

Творческая работа ученицы 4 класса.

Я приехала осенью на дачу.
Пошла за водой в своё любимое место. Пришла с бочонком, набрала воды и хотела идти домой. Но когда я встала на ноги, увидела такую красоту. Что выронила бочонок!
Яркое солнце слепило глаза. По чистому небу плыли облака. Вдаль уходила маленькая, извилистая и холодная речушка. Она вела к холму, на котором раскинулась небольшая деревенька. С одной стороны стояли очень красивые берёзки. Я встала около них, подул ветер, и меня осыпало золотым дождём! Невдалеке выделялись две молоденькие осинки. Они были похожи на две свечки в тортике. А ещё меня поразила высокая берёзка. Она надела жёлтую шубку. А ствола почти невидно!
Я не могла оторваться от этого вида. Но надо было идти домой. Я взяла бочонок и пошла.
Дома я собрала все свои яркие краски и нарисовала картину.

Золотая осень

Краткое сочинение №1 описание 4 и 5 класс

Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река, пересекающая березовую рощу, желто-оранжевая березовая листва, глубокое синее небо с облачком, зеленый холм с небольшой деревушкой.

На переднем плане картины пологий спуск реке, над которым нависли две тонкие березки с редкой листвой. Река словно разделяет лето и осень – на левой стороне уже наступила осень, а на правом берегу пока лето. У воды растет зелень и растение с красноватыми листьями. Вода темно-голубая, в ней отражается трава и облако. Чем глубже вдаешься в картину, тем река светлее. У большой березы с густой желтой кроны река поворачивает и течет куда-то за рощу.

Вся картина словно светится изнутри. Она показывает, насколько красивой может быть обычная осень в нашей стране, какая она яркая, солнечная. Пойдет еще немного времени, и листва полностью пожелтеет, а потом и облетит. Пока этого не случилось, нужно ловить момент и любоваться, как это сделал Левитан.

Сочинение №2, 5 класс

Пейзаж «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана является одной из лучших его картин. Благодаря наблюдательности и вкладыванию в каждую свою картину душу, его пейзажи у любого посмотревшего вызывает кучу позитивных эмоций и поднимает настроение.

На картине «Золотая осень» перед нами встает обычный русский пейзаж: рощи, поля и река. Небольшая речка четкими вертикальными мазками пересекает все полотно вертикально, на одном из ее берегов раскинулась березовая роща на другом ивы. У берез в роще уже пожелтела листва и при порыве ветра облетает с деревьев покрывая землю осенним ковром. Ивы наоборот стоят еще зеленые как будто борются с осенью. Мне кажется, автор картины специально сделал такой акцент на разделении полотна рекой, на одном берегу расположив ярко огненные березы, которые ассоциируются с осенним настроением, а на другом берегу зеленые ивы, которые символизируют лето. Все это дополняет яркое солнце, которое греет уже не так, и перед нами встает обычное русское «бабье лето».

На картине кроме ив еще много зеленых объектов это и трава на переднем плане, и поле за которым идут деревенские дома, но с первого взгляда кажется, что пейзаж исполнен разными оттенками осени и взор падает в первую очередь именно на пожелтевшие, раскачивающиеся на ветру березки. Именно эти березки показывают красоту золотой осени и от просмотра этой картины на душе становится спокойно и радостно и даже мысли о дальнейших холодах не испортят хорошее настроение. Ведь осень считается, лиричным временим года.

Левитан благодаря своей наблюдательности и чуткости передал на своем полотне настолько истинное состояние природы осенью именно в пору бабьего лета, что эти эмоции возникают, в не зависимости когда мы смотри эту картину. Если зимой то мы еще вспоминаем последние теплые деньки, весной мы задумываемся, что скоро вся зелень вокруг превратится в золото, а летом с радостью думаем, хорошо, что осенью еще будут теплые деньки.

Полное сочинение №3, 4 класс

Кто хоть раз посещал Третьяковскую галерею в Москве, не мог остановиться перед творениями мастера пейзажей И. Левитана, жившего и творившего в России. Художник любил воспевать природу красками, но особенно осенью.

Очень много картин можно насчитать у автора, связанных именно с этим временем года. Самым известным полотном осенней тематики называют пейзаж «Золотая осень». Свое творение гениальный автор закончил в 1895-м году.
Сюжет пейзажа очень прост: стоит великолепный солнечный день, небольшая голубая речка с обеих сторон оцеплена деревьями, украшенными яркой красно-желтой листвой.

Поля и дома маленькой деревни чуть видны вдалеке. А на горизонте лес перекрашен в жёлтый цвет самых разных оттенков, красок золота. Для творчества мастера такие яркие цвета не являются характерными - обычно пейзажи он рисует в спокойных, мягких тонах. Внимание автора картины и наше притянуто именно к желтеющим березам, их листва золотом переливается в лучах солнца.

Золотая осень – именно такое описание художественного полотна приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осенней поры очаровывает, на душе становится спокойно и трепетно. Грусти нет, только любовь к родной природе, к ее великолепию и торжеству пылающих красок опадающей листвы.

Пейзаж «Золотая осень» И. Левитана смело можно назвать шедевром художника, ведь здесь он не только показывает необыкновенную красоту осенней природы, он ее воспевает. Лирическое настроение передается всем. Хочется творить, мечтать, удивлять. Многие великие писатели, поэты, художники, творческие люди любили это время, любят его и сейчас.

Золотая осень создает особое настроение, где даже приход скорой зимы не может его омрачить.
А ведь самому автору гениальное полотно не совсем нравилась. И спустя год он написал другую картину, не изменив названия пейзажа. Но манера исполнения была для него привычной, краски спокойные и ненавязчивые. Картина не была такой успешной и выразительной. Именно не характерные для пейзажиста И. Левитана яркие мажорные краски природы сделали полотно «Золотая осень» шедевром пейзажной живописи.

Еще не раз наше и будущее поколение, любуясь золотыми красками осени творения И.Левитана, будут вспоминать с чувством любви и гордости свои родные места, свои такие близкие уголки природы. Не надо далеко ходить или ездить, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг, и красота родного края удивит и очарует.

Двадцать третье сентября.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Передо мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил пору ярких красок, ясный осенний день. Как прекрасна ранняя осень!

На переднем плане картины художник изобразил реку. Она очень тёмная, извилистая, с медленным течением. Берега реки сонные, по ним спускается поникшая, сухая трава. На берегу реки растут белоствольные красавицы – русские берёзки. Они украшены прекрасными золотыми нарядами. Небо яркое, синее, с лёгкими облаками. Такое небо бывает лишь в осенний солнечный день. В воздухе витает чистая прохлада. На другом берегу реки стоит одинокая берёзка. Она, как девочка, скромная и застенчивая. На заднем плане картины видны домики. Художник отодвинул деревню вдаль, чтобы показать всё великолепие увядающей осенней природы. Бескрайние поляочинение «Золотая, как пёстрый бархатный ковёр, а деревья как бы сливаются друг с другом. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времён года.

Картина вызывает во мне чувство грусти, но и одновременно заряжает бодростью в этот погожий денёк. Это праздник золота и синевы!

Скачков Всеволод,

ученик 4 класса,

МБОУ СОШ «Загорские дали»,

Сергиево – Посадского района,

Московской области.

Художник: Исаак Ильич Левитан

Картина написана: 1895 г.
Холст, масло.
Размер: 82 × 126 см

Описание и анализ

Описание картины «Золотая осень» И.Левитана

Художник: Исаак Ильич Левитан
Название картины: «Золотая осень»
Картина написана: 1895 г.
Холст, масло.
Размер: 82 × 126 см

Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, несмотря на то, что в большинстве картин Левитана преобладает цветовая гамма грусти – смешанные приглушенные тона. Всего у художника насчитывается около сотни осенних пейзажей. Обычной их темой является торжественно-печальное увяданье осеней русской природы. Однако на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…

Некоторые факты из жизни художника

Левитан создал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно.

В середине 1890-х художник проживал со своей возлюбленной С. Кувшинниковой в одной из провинциальных усадеб. Неожиданно он увлекся отдыхающей на соседской даче А. Турчаниновой. Между ними завязался бурный роман. В этот период художник создал несколько картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Известно, что Левитан часто бывал в доме Чехова. Антон Павлович не приветствовал любовные увлечения свого друга. Не радовало его и неожиданное появление «бравурности» в последних картинах Левитана. К примеру, «Золотая осень» слишком отличалась от элегически-печальных состояний осенней природы, которые обычно было свойственно изображать художнику.

Эта картина получилась необычно яркой. В ней ощущается особое возбуждение и предвкушение счастья, которые не вязались с обычным мироощущением живописца. Известно, что и сам автор не был полностью удовлетворен своей работой. Год спустя он написал еще одно полотно с таким же названием уже в более привычной для себя манере.

Однако по мнению многих ценителей творчества художника именно не свойственные Левитану приподнятые мажорные переживания сделали картину «Золотая осень»1895 г. подлинным шедевром пейзажной живописи.

Описание и анализ

На переднем плане полотна «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.

Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца.

Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую колористическую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако зритель ощущает, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста.

Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.

В картине явно проступает особая внимательность Левитана как живописца. «Золотая осень» не является монотонным пейзажем. В желтизне, которая наиболее часто встречается на данном полотне, художник подмечает и отражает огромное количество цветовых оттенков. При этом он обращает внимание и на другие цвета.

На правом берегу речки мастер изобразил зеленовато-серые, словно выцветшие на солнце и вымытые частыми осенними дождями деревья. На дальнем плане можно разглядеть небольшую деревушку c крестьянскими избами. За ними простираются поля, а вдоль линии горизонта протянулся лимонно-охряный лес.

Основное настроение картины «Золотая осень» – это настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы. Красота живописного полотна притягивает, восхищает и одновременно облагораживает. Природа, изображенная на картине, величественна, прекрасна и одновременно беззащитна. Она требует к себе бережного внимательного отношения.

По мнению художественных критиков Левитан в отличие от многих художников умел не только красиво и правильно писать, но и наслаждаться этим процессом. Поэтому все его картины представляют собой уникальные явления живописного характера, о которых сложно писать, но которыми так легко любоваться, отдавшись их необъяснимому очарованию.

Исследователи творчества художника утверждают, что в его наследии насчитывается около ста картин на тему осени. Одной из самых любимых зрителем среди них по праву считается «Золотая осень». Великолепный осенний пейзаж стал свидетельством скрытой жизненной силы, которая не смотря ни на что была присуща гениальному художнику, страдавшему мучительными приступами меланхолии.

На небольшом полотне Левитан создал удивительно яркий и жизнеутверждающий пейзаж. Осень изображена в мажорных насыщенных тонах, которые очень редко встречаются на полотнах художника, предпочитавшего обычно более мягкие пастельные тона и нежные цветовые гаммы.

Однако, по-видимому, великолепие осенней природы настолько тронуло живописца, что он решил отступить от свойственной ему творческой манеры.

Полотно «Золотая осень» будто дышит прозрачной негой. Изображенные на переднем плане березки трепетно чисты и невинны. Смелые энергичные мазки краски, ставшие по мнению художественных критиков предвестниками импрессионизма, ложатся на холст легко и свободно, оживляя осеннюю рощу игрой света и ощущением легкого дуновения ветерка.

Прощальную красоту осенней поры и «пышное природы увяданье» стараются передать в своих картинах многие живописцы. Однако именно Левитану присущи светлая грусть и необыкновенно тонкий лиризм. Эти уникальные качества освещают его картины особой силой какого-то мистического чувства.

По словам известного художника А. Бенуа Левитан умел прочувствовать в природе то, что восхваляло Создателя, слышал биение её сердца. Раскрытие самой сокровенной тайны природы, её глубинного духовного содержания являлось постоянным стремлением художника на протяжении всей его недолгой творческой жизни.