Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну

Тема: «Художественная культура мусульманского Востока логика абстрактной красоты».

Дата: «___»_______________ 20 «___». Класс: 10.

Урок 8.

Цель : изучить особенности искусства исламского Востока; сформировать представление о национальных чертах храмового зодчества.

Тип урока : Комбинированный.

Оборудование : компьютер, презентация, учебник МХК.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний учащихся.

Проверка докладов.

План:

1. Иллюстрации арабески.

2. Искусство мусульманского Востока.

3. Арабская архитектура.

4.Альгамбра с высоты птичьего полета

III . Подготовка к изучению нового материала.

Мусульманский Восток – огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий – ислама.

Средневековая культура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в истории мировой цивилизации. Сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции, которая родилась под влиянием учения об Аллахе. Связь религии с искусством в мусульманской культуре нерасторжима.

IV . Изучение нового материала.

Изобразительное искусство Арабского Востока представлено различными видами орнамента, каллиграфией и замечательной книжной миниатюрой. Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска (от французского «арабский»). Арабеска - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, линейно-геометрического узора, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.

1. Иллюстрации арабески

Узор включал в себя растительные мотивы, в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Арабеска служила прекрасным фоном, заполняющим всю пустоту пространства. В них соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.

Восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и в музыке, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей. Арабеске присущи цвета: яркий кобальт, изумрудно-зеленый, красный и желтый. Восточный орнамент называют «музыкой для глаз».

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть или осязать. Поэтому Коран никогда не иллюстрировался. Отсюда же вытекает запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Главным украшением священных текстом было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия. В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилось это искусство. В VII веке возник прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены монументальных архитектурных сооружений.

План-конспект урока по мировой художественной культуре.

Учитель: Габдрахманова Лилия Анасовна

Образовательное учреждение : МОБУ СОШ с.Чуюнчи, Давлекановский район, республика Башкортостан

Предмет : мировая художественная культура.

Тема урока:
Художественная культура мусульманского Востока:

логика абстрактной красоты.
Тип урока : изучение нового материала

Цели: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов Востока.

Задачи:
мотивация учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению искусства и культуры Арабского Востока;
развитие абстрактного и образного мышления;
воспитание толерантности.

Формы организации работы детей:

    Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

    Подготовить сообщения об архитектуре Востока.

    Выписать в тетрадь определения терминов Мечеть, минарет, арабеска.

    Подготовить сообщения об архитектуре, используя ресурсы Единой цифровой коллекции ( )

    На уроке:

    учащиеся составляют опорный конспект по теме урока;

    участвуют в анализе произведений архитектуры.

Формы организации работы учителя:

    Лекция учителя

    Сопровождение лекции электронной презентацией

    Привлечение учащихся к обсуждению архитектуры Востока

-Используемое оборудование:

    мультимедийный проектор

    компьютер

    экран

    электронная презентация по теме «Искусство мусульманского Востока»

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

материалы Федерального центра инфомационно-образовательных ресурсов ( )

Литература:

    Энциклопедия по МХК, Москва, 2005 год

    Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура», Москва, 2001

    Рапацкая Л.А. Искусство Востока – М., Просвещение: «Владос», 1999

Форма занятия: урок-лекция с элементами диалога

Структура урока:

I.Организация класса

    Изучение нового материала:

    Сообщение темы урока

    Постановка проблемных задач и целей урока

    Лекция учителя и прослушивание сообщений учащихся (опережающие сообщения учащихся)

II.Закрепление изученного материала.

III.Итог урока

Вводная часть:

Эпиграф:

Творцу молитесь; он могущий
он правит ветром, в знойный день
на небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечен и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

А.С. Пушкин.

Основная часть:

1.Организационный момент. (Слайд 1 и 2)
2.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами ознакомимся с художественной культурой мусульманского Востока.

Мусульманский Восток- огромный регион, объединивший разные народы на основе самой молодой из мировых религий- ислама. На землях современных государств- Сирии и Египта, Ирана и Ирака, Турции и Афганистана, Испании и Израиля, Азербайджана и стран Средней Азии сохранились многочисленные памятники Средневековья, свидетельствующие о единой самобытной художественной традиции. Она родилась под влиянием мировосприятия сквозь призму учения об Аллахе - всемогущем и вечном. (Слайд 3)

Ислам- монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу») . В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения. (Слайд 4, 5).

Мухаммед - род ился 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), 12 числа месяца рабиуль-авваль, в понедельник, незадолго до восхода солнца, Мекка - ум. 8 июня 632 года, Медина - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; по учению ислама Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание - Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. (Слайд 6,7).

Ученик 1 . Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам держится на «пяти столпах» - основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 7, 8)
1) Шахада - вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
2) Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
3) Зякет - Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
4) Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
5) Хадж - 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.(Слайд8)

Коран (араб. кур"ан, букв. - чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии. В Коране 114 разделов – сур, которые делятся на аяты. Длина сур к концу книги в основном уменьшается. Большая часть Корана написана нерифмованной прозой.
Коран был дополнен Сунной, написанной в VII-VIII вв. Это 6 томов комментариев к Корану. Сунна послужила основой для шариата – свода исламских законов
Сегодня сохранились 4 самых древних Корана (VII-VIII век): в Мекке, Медине, Каире, Самарканде.

Учитель: Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма.(слайд 9). Красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень(вероятно упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.

Ученик 2 . Мечеть- « место поклонения» - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. (слайд 10).

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Аль-Масджид аль-Харам - главная Мечеть, во внутреннем дворе которой находится Кааба Расположена в Мекке в Саудовской Аравии.(слайд 11).

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За Время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось. Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной Мечети седьмой минарет.(слайд 12).

Последняя реконструкция мечети происходила в конце 1980-х годов, когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами. Именно в этом корпусе находится теперь главный вход в мечеть - ворота короля Фахда. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Кроме 4 ворот существует ещё 44 входа в мечеть. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причём эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются даже на крыше здания. (слайд 13).

Ученик 3 . Мечеть Куббат ас-Сахра- Купол Скалы , иногда переводят как Купол над Скалой - монумент (не ) на в , рядом с .

Куббат ас-Сахра, помимо ее религиозного значения, является одним из древнейших и красивейших памятников раннего исламского зодчества, имея правильные пропорциональные очертания и внутренний богато украшенный узорчатый орнамент. (слайд 14).

По повелению (65-86 г / 684-705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами в 687-691 годах два инженера, из и из Иерусалима, назначенные , воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк совершил . Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название. (слайд 15).

Очень часто в литературе как архитектурный памятник истории ислама ошибочно отождествляется с (Аль-Акса). Хотя Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Мечеть халифа - два совершенно разных исламских храма, однако они составляют единый архитектурный комплекс .

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк , на котором стоял во времена и с которого, по традиции, началось (см. ).

Доступ в Купол Скалы запрещён мусульманами для всех «неверных».

15 февраля 2008 г. землетрясение силой в 5,3 балла по шкале Рихтера оставило свой след в . Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м.

Ученик 4. Больша́я мече́ть Дама́ска , также известная как Мечеть , одна из крупнейших и старейших в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе , представляет собой большую архитектурную ценность. (слайд 16).

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову ( ), почитаемого как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила , расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Святыня Иоанна Крестителя (или Яхья) внутри мечети. Место, где сейчас стоит мечеть, в эру было занято Храмом . Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием , изображающей и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм , затем, в византийское время, , посвящённая Иоанну Крестителю. (слайд 17).

Первоначально арабское завоевание Дамаска в не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из кирпича напротив южной стены храма. При халифе , однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между и на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное после штурма , другие считают повозку боевой колесницей времен . Пол молельного зала устлан множеством - их здесь более пяти тысяч.

Внутренний план Мечети Омейядов

В молельном зале стоит гробница с Главой , отсеченной по приказу царя . Усыпальница сделана из белого , украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, , передать в дар пророку Яхье (так называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть « , ». Согласно пророчеству, именно по нему накануне с небес на землю сойдет . Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)

История с мощами так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на , другая - во французском , третья - в , в .

В мечети. Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

Ученик 5. Великая мечеть Хассана II - была построена при власти короля . Она находится в на берегу океана. Великая мечеть является второй по величине мечетью пocлe главного мусульманского храма , находящегося в . Примечательно, что архитектор мечети - француз , не был мусульманином. (слайд 18).

Высота мечети 200 метров. Это самое высокое религиозное сооружение в мире. Минарет на 30 метров выше знаменитой и на 40 метров - . (слайд 19).

Одновременно в мечети могут молиться 20 тысяч верующих и еще 80 тысяч - на площади возле нее. Общая стоимость этого сооружения составила около 800 миллионов долларов. Причем это - пожертвования верующих. Мечеть Хассана II - одно из немногих религиозных сооружений в , куда пускают немусульман. Внутри зал для молитв украшен 78 колоннами из розового , полы устланы плитами из золотистого и зеленого , зимой пол подогревается, а центральная часть крыши может раздвигаться. Заплатив 100 (около 10 американских долларов), любой желающий может попасть внутрь и сделать фотографии.

Ученик 6. Альга́мбра - архитектурный ансамбль преимущественно периода ( ), состоящий из , и в южной , расположенный на холмистой террасе в восточной части города Подайте ему, госпожа, подайте,
Ибо нет доли более жестокой,
Чем быть слепым в Гранаде.

Этот дворец построен завоевателями. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной создать кусочек рая земного. Так среди тенистых садов возникла Альгамбра - административный центр и ».

Ученик 7. Минаре́т (араб. منارة‎‎ , манара , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. (слайд 23).

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, девять, у мечети Аль-Харам в Мекке.

Учитель. Арабеска (Арабески) - вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике. (слайд 24).

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске - орнаменту из геометрических мотивов). (слайд 25).

Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".
Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это "боязнью пустоты").
(Слайд 26) Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.
Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.

Завершающая часть:

Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Домашнее задание
Первого уровня: тема 5, прочитать, ответить на вопросы.

Второго уровня:

подготовить реферат об искусстве Востока.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

"Художественная культура исламского Востока"

Цели урока:

Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;

Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;

Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

мультимедийная презентация,

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

Термин «Арабская культура» иногда распространяют и на все те культуры, которые создавались в средние века, как арабскими народами, так и народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы, находившихся тогда под властью или под непосредственным влиянием арабского халифата. Общим внешним признаком всех этих культур был арабский язык. Арабы творчески усвоили культуру древнего мира - греко-эллинскую, римскую, египетскую, арамейскую, иранскую, индийскую и китайскую, переняв её от завоеванных или соседних народов с участием подчиненных им народов - сирийцев, персов, хорезмийцев (ныне - узбеки и туркмены), таджиков, азербайджанцев, берберов, испанцев (андалусцев) и других. Арабы сделали важный шаг в развитии общечеловеческой цивилизации.

Колыбелью арабской культуры была Западная, Центральная и Северная Аравия. Арабской культуре предшествовала культура населения Южной Аравии, которое разговаривало на сабейском языке и имело свою письменность. Арабская культура претерпела как влияния этой культуры, так и культуры областей Передней Азии и Египта, где часть арабов поселилась ещё в древние времена, а также культуры арамейского населения районов нынешних Сирии, Ливана, Палестины и Ирака. Где-то в IV веке арабы уже создали своё буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи. В VII веке в Аравии образовалась арабское теократическое государство, которое путем завоеваний до середины VIII века выросло в большую феодальную империю - арабский халифат (см. Багдадский халифат), что в его состав (кроме стран Арабского Востока), входили Иран, Афганистан, часть Средней Азии, Закавказье и Северо-Запад Индии, страны Северной Африки и значительная часть Пиренейского полуострова (Андалусия). Арабские феодалы насаждали в завоеванных странах ислам и арабский язык. Часть завоеванных ими стран были арабизированные, другие сохранили свою культурную и языковую самостоятельность, однако арабский язык в этих странах применялся в науке, как латынь в средневековой Европе. Центрами арабской культуры в разное время были Дамаск, Багдад, Кордова (см. Кордовский халифат), Каир и другие города. В IX-X веках, характеризующихся учеными как «эпоха мусульманского Возрождение», ведущими центрами культуры были Бухара и Хорезм.

После распада халифата (VIII-X века) - этого искусственного конгломерата народов с разным уровнем развития, державшийся главным образом военной силой арабских завоевателей, - развитие арабской культуры в новообразованных арабских государствах и культуры освобожденных неарабских народов продолжалось под влиянием роста производства и обмена. Упадок арабской культуры начался в XVI веке после завоевания большинства арабских стран турками. В XIX-XX веке тормозом развития культуры арабских народов, стала европейская цивилизация[источник не указан 633 дня], которая завоевала и превратила в свои колонии страны Арабского Востока.

2. Работа по электронной презентации.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

назовите самую молодую религию мира (Ислам)

когда она появилась? (В VII в. н. э.)

где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

главные центры ислама? (Мекка и Медина)

священная книга мусульман (Коран)

назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).

священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Работа по электронной презентации.

Чтение и анализ рубаи.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Итог урока.

Арабская архитектура

К II-V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани (Сирия). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV-VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). В VII-X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многонефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI-XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции. На Пиренейском полуострове в XIII-XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII-XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире.

Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари. В этой сфере искусства в наибольшей степени проявляются национальные особенности арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства, так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

Одна из главных святынь мусульман – соборная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме . При ее постройке был использован тип центрически-купольного мавзолея. Это огромный восьмигранник, увенчанный куполом. В других частях халифата при строительстве мечетей складывались несколько иные архитектурные принципы. В Персии доминировал внутренний двор с относительно небольшой крытой частью. Для мечетей Магриба характерно обилие продольных и поперечных нефов (межколонных пространств), расположенных не только в молитвенном зале, но и по сторонам внутреннего двора. Здесь строились и самые большие минареты . Минарет мечети в Марракеше (Марокко), построенный в конце XII в., имеет высоту 70 м при основании 12,5х12,5 м.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили многочисленные здания светского назначения. Особым великолепием отличались дворцы арабской знати. Окна их украшали алебастровые решетки и цветные стекла, кирпичная кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался стройными рядами колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями. Большей простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-сараи и хозяйственные постройки. Но и их отличала исключительная упорядоченность, чистота и надежность. Таджикский писатель и путешественник Насир-и-Хусрад, посетив в 1046 г. Каир, основанный Фатимидами, писал: «Большая часть зданий в пять и шесть этажей. Дома эти так чисты, и изящны, что можно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из извести, черепицы и камня» .

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.

Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050); «Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях» . Главным жанром поэзии тогда была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных и, конечно, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на IX–XI вв. В это время складывается жанр короткого лирического стиха – газал, который создают выдающиеся мастера слова разных народов: Абу Нувас (ум. 810) – певец любви, вина и радости жизни; Абу-л-Атахийя (ум. 828) – гончар по профессии, автор религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде; Абу-л-Ала ол Маари (ум. 1057) – слепой поэт из Сирии, «Послание и прощение» которого повлияло на создание «Божественной комедии» Данте. Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама :

Отречься от вина? Да это все равно,

Что жизнь свою отдать! Чем возместишь вино?

Могу ль я сделаться приверженцем ислама,

Когда им высшее из благ запрещено?

В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана (1080-1160) возник своеобразный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), который повлиял на формирование ранней провансальской лирики и поэзии вагантов (бродячих студентов).

Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в XII в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетаются с цинизмом и плутовством. Этот своеобразный прообраз О. Бендера получил дальнейшее развитие в новеллах итальянского Возрождения. Невозможно представить арабскую литературу без сказок «1001 ночь». Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

До середины IX в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Потом возникла вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной направленностью, например поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок. 1141-1209).

В период позднего средневековья возникла третья мусульманская литература – турецкая. Таким образом, национальные традиции в области литературы, развитые на общемусульманской основе, дали блестящие плоды.

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников. Давая общую оценку состояния арабской науки средневековья, Ф. Энгельс писал: «Арабы, дали десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию. Христианское средневековье не оставило ничего» .

Арабы, как и византийцы, усердно изучали и переводили на свой язык произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб. «дараса» – изучать). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и многих других городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.

В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авиценна, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у врачей Европы до XVI в. Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных заболеваний.

Средневековый математик Аль-Хорезми (787–ок. 850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово – арабское). Он применил алгебраические вычисления для решения практических дел: измерениях земли, разделах наследства, торговых операциях. При этом он усовершенствовал методы расчета площади поверхностей и объемов тел, решения уравнений первой и второй степеней. Имя Аль-Хорезми вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам,– алгоритма. Аль-Хорезми по указанию просвещенного халифа ал-Мамуна вычислил размеры Земли, которая признавалась ими как шарообразное тело.

Общепризнанны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы мироздания и глубина обоснования своих взглядов.

В VIII в., когда лишь зарождалось исламское богословие, возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека, а значит – его пассивности. На основе рационализма греческих философов кадариты отстаивали идею свободы воли, т.е. ответственности человека за свои поступки. Представитель этого направления Аль-Кинди признавал роль Бога как творца природы, абсолютную мудрость которого постичь человеку не дано.

Напротив, Ибн Сина был убежден в познаваемости мира. Он отрицал положение о том, что Аллах постоянно творит мир и поэтому он наполнен чудесами. Как материалист, Авиценна отрицал идеи креационизма – сотворения мира Богом из «ничего». Вместе с тем, стремясь примирить науку и религию, философ выдвинул емкую формулу: «Бог создает мир, чтоб человек познавал мир, а через него –Бога».

С критикой этих взглядов выступил сторонник мусульманского идеализма Аль-Газали (1054-1111). Он считал, что нельзя объяснить явления природы и человеческого сознания естественными причинами. Могущество Бога исключает независимость и самостоятельность материального начала.

Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126– 1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, т.е. о независимом от воли Бога развитии материи; положение об эволюционном развитии природы. Он отрицал бессмертность индивидуальной души, т.е. отвергал догмат о наказании или воздаянии человеку после смерти. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма», осужденного католической церковью.

Значительный вклад в развитие мировой науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни, Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили свои исследования странам Востока, но и описали события, связанные с существованием Древнерусского государства. Ученый-энциклопедист из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в своих трудах попытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие теории европейцев. Таким образом, арабские ученые, проживавшие в различных странах халифата (от Испании до Средней Азии), значительно расширили границы человеческого знания.

Как объяснить поистине взлет науки и искусства в условиях господства консервативной мусульманской догматики? Наиболее простое объяснение в том, что эти достижения были сделаны вопреки официальным мировоззренческим установкам, что деятельность многих ученых осуждалась мусульманским духовенством. Доля истины в этом объяснении есть. Но главное, очевидно, в том, что, сдерживая развитие одних отраслей знаний и направлений в искусстве, официальная идеология оставляла открытыми другие. Именно в них устремлялся весь талант арабо-язычных ученых и деятелей искусства. Следует учесть и то, что развитое абстрактное мышление, созерцательность являются особенностью людей Востока, на нем основывается не только идеология ислама, но и более древние мировоззренческие представления, черты характера, менталитет жителей данного региона планеты.

Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость. То есть ислам и его религиозные, нравственные, эстетические и правовые нормы стали неотъемлемым компонентов жизни многих народов планеты, регулятором поведения сотен миллионов людей различных рас и языков.

Ликвидация Арабского халифата как единого государства привела к утрате арабами решающего влияния в мусульманском мире. Однако новые завоеватели (турки, монголо-татары) сами усвоили ценности ислама и способствовали его распространению в мире. В результате турецкой экспансии ислам был распространен среди некоторых народов Восточной Европы: албанцев, болгар, боснийцев, греков. В настоящее время арабское население преобладает в странах Западной Азии и Северной Африки и составляет около 140 млн человек. Численность последователей религии ислама – около 800 млн человек. На территории СНГ ислам исповедует значительная часть населения Азербайджана, Казахстана, Средней Азии, среди россиян – ингуши, татары, чеченцы и др.

В настоящее время наблюдается поистине «исламский бум», который выражается формулой «политизация ислама и исламизация политики». Причина в том, что капиталистические отношения, связанные с ними западный образ жизни и система моральных ценностей активно вторглись в традиционные социальные структуры мусульманских стран. А это вызвало соответствующую «защитную реакцию». Одновременно оказался неприемлем для мусульман и социализм со своей бедностью, классовой непримиримостью и атеизмом. Поэтому в странах Востока начался поиск «третьего пути» – универсальной исламской модели развития общества. Другим обстоятельством, способствовавшим оживлению ислама, было обретение правящими консервативными режимами мусульманских стран (Ирана, Саудовской Аравии и др.) миллиардов долларов от добычи и переработки нефти. В результате огромные средства были направлены на нужды «исламской солидарности».

Возникло несколько типов религиозного сознания (течений) в исламе, представители которых оказывают влияние на политику стран Востока. Традиционалисты (ортодоксы) выступают за сохранение добуржуазного ислама и его социально-экономических, политических и культурных институтов. Модернисты (реформаторы) пытаются приспособить мусульманскую догматику к общемировым нормам и ценностям. Фундаменталисты (возрожденчество) стремятся к восстановлению в современной жизни конкретных норм и институтов раннего ислама, в первую очередь религиозной общины как гаранта равенства и справедливости. Секуляристы считают ислам препятствием на пути прогресса, поэтому в общественных делах предлагают опираться на общечеловеческие достижения, а к религии относиться лишь как к делу совести отдельного человека.

Существование этих противоречивых теорий препятствует практической реализации популярного среди мусульман лозунга панисламизма – возрождения единого исламского государства (халифата). Более того, мусульманские страны порой не могут скоординировать усилия для решения общезначимых задач, например для борьбы с нищетой, неграмотностью, национальными и религиозными конфликтами, израильской агрессией.

Неоднозначно воспринимается мировым сообществом установление в ряде стран «исламского порядка» (Иран, Пакистан, Афганистан и др.). Обычно это приводит к тоталитарной форме правления – господству религиозной верхушки и подавлению политической оппозиции, а также введению средневековых запретов в культуре, жестокости Шариата. Например, сразу после победы «исламской революции» в Иране аятолла Хомейни издал декреты (1980) о запрещении показа по телевидению «неправильных» западных фильмов, развлекательных и музыкальных программ, женщин, не скрывающих лицо чадрой. Настоящей трагедией для мирового сообщества стала в последнее время деятельность арабо-мусульманских экстремистских организаций – террористов, которые совершают свои акции в различных уголках планеты.

Все это позволяет сказать, что в настоящее время ислам не утратил значения мировой религии. Но всемерное распространение исламской догматики, норм права и морали времен средневековья вряд ли оправдано. Религия – ислам, иудаизм или христианство – это прежде всего дело совести человека, а в решении экономических, политических, социально-культурных проблем необходимо руководствоваться критериями общецивилизационного порядка.