Полезные декоративные поделки. Творческая работа

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 10:20 + в цитатник

Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» (в основном).

Изучая недавно обнаруженный сайт «Страна Мастеров» и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, решила систематизировать техники.
Список будет пополняться по мере обнаружения новых техник.

* Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://stranamasterov.ru/node/1364

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1723
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/750

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1687

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1728

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1218

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/663

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1068

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1485

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1347
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример: http://stranamasterov.ru/node/137446?tid=1419
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1724

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/729

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/858
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1157
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1418

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1113

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243
- Аппликация из «ладошек». Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/612
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/701
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/563
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1339

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/324

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/984

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1353

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1318

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/736

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

Процитировано
Понравилось: 30 пользователям

«Декоративно-прикладное искусство. Поделки из бросового материала»

Введение

Проблема: Душа болит за нашу маленькую планету. В лесу невозможно найти чистой лужайки – везде бутылки, коробки. А если их не выкидывать, а превратить в красивые поделки, то всем будет жить приятнее.

Актуальность работы вызвана тем, что проблемы мусора и его переработки остаются в России на первом месте.

Цель работы: создание интересных поделок из мусора. Разбитая посуда, пластиковые бутылки, картонные коробки – это замечательный материал для творчества.

Задачи:

    Изучить литературу, информацию в интернете по теме работы.

    Выполнить работы своими руками.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, изготовление поделки.

Практическая значимость работ в том, что все материалы могут быть использованы на уроках технологии при изучении темы: «Основы художественной обработки различных материалов».

2.Основная часть.

2.1.Основание для поделок из мусора.

15 ноября во всем мире отмечается день вторичной переработки мусора или: « дать вторую жизнь бросовым материалам».

Во всём мире организуются экологические выставки, где в качестве экспонатов выступают поделки из мусора.

Вы когда-нибудь задумывались, сколько на нашей планете мусора?

А можно использовать его для создания интересных поделок. Поделки, сделанные своими руками милее покупных - это эксклюзив. Они развивают фантазию и творчество.

2.2.Практическая работа. Изготовление поделки

Передо мной лежит разбитая чашка, которую можно выкинуть. Я этого делать не буду, а сделаю из неё оригинальную поделку.

Для этого мы возьмём клей- горячие гвозди и вернём нашей чашке первоначальный вид.



Для того, чтобы не было видно трещин на чашке, я её обклею шпагатом с наружной стороны и с внутренней.




Чтобы получилась красивая чайная пара, блюдце я тоже обклею шпагатом.


Для визуального подвешивания чашки мы используем трехжильный провод. Приклеиваем концы провода к блюдцу и чашке.

Для маскировки провода я использую кофе в зёрнах, обклеивая ими провод.



Моя перевернутая чашка почти готова, осталось её украсить.

Для этого я использую корицу и крашеные кофейные зёрна.



Моя поделка из разбитой чашки готова.

Картонная коробка - самый востребованный вид упаковки. Она является замечательным материалом для творчества. Из коробки я сделала себе шкатулку для хранения заколок и резинок.


А так же из коробок я сделала печку, которую мы используем на уроках литературного чтения для постановок сказок.

Заключение

Вы убедились, что из мусора можно сделать красивые поделки. Может быть и Вы попробуете изготовить что-нибудь красивое и полезное. Нужно просто проявить свою фантазию. А если мы все задумаемся над этим вопросом, то и мусора на нашей планете поубавится.

Декоративные поделки своими руками – в этом понятии огромное количество видов рукоделия, где каждый может найти себе то, к чему лежит его душа. Простор для фантазии безграничный. Можно шить, вязать или вышивать. Можно мастерить игрушки или делать открытки. Можно делать необычные абажуры, вазы или даже мебель. Смотрите, как все просто.

Пуфик - это, вроде, и предмет мебели, но такой предмет, который в состоянии смастерить своими руками женщина, не прибегая к помощи сильного пола. И наверняка эта мягкая уютная поделка понравится всем домашним.

Для этой декоративной поделки потребуется следующее:

  • вата;
  • ткань для обивки (ткань должна быть прочной, это может быть обивочный материал для мебели, очень плотный чехол от мебели или накидка);
  • ткань для чехла на пуфик;
  • бумага для лекала.

Сделайте из бумаги выкройку будущего пуфика: начертите круг нужного диаметра по желаемому размеру сиденья. Вернее, таких кругов будет два: для верха и низа. Не забудьте, что нужно добавить по 2 см - это будут припуски на швы.

Бока пуфика - это длинный прямоугольник. Ширина его - это высота вашего пуфика, а длина - это длина окружности. Опять же, не забывайте про припуски.

Раскроите ваш будущий пуфик и приступайте к сшиванию полученных отрезков. Большой прямоугольник медленно и аккуратно соединяйте с окружностью, будьте внимательны. Наметав, прострочите полученный цилиндр.

Совет! Для нижней (донной) части пуфика можно использовать какой-нибудь кожзаменитель, чтобы пуфик можно было протирать, если он запачкается на полу.

Чехол шейте так же, как шили основу декоративной поделки, используя те же лекала. Для него лучше прибавить к выкройкам еще по 1,5-2 см, чтобы чехол легче можно было надеть, иначе он может оказаться мал, будучи сшитым впритык к основе.

По границам сверху и снизу пуфа можно пристрочить декоративную ленточку либо шнурок. Здесь уже простор для вашей фантазии. Можете сшить чехол для пуфа, например, в крупную или мелкую складку или присборить бока.

Такой пуфик замечательно будет смотреться в детской комнате, украсит он и вашу спальню.

Декоративные вазочки

Декоративные поделки из дерева всегда добавляют интерьеру уюта и романтичности.Например, такая вазочка отлично впишется в кухонный интерьер, да и не только в кухонный. Оригинальный вид и в то же время аскетизм ее дизайна удачно подойдет для повседневного быта и наверняка будет хорошо смотреться, к примеру, в гостиной.

Инструменты и материалы для декоративной поделки:

  • палочки и веточки дерева;
  • пустая жестяная банка;
  • клей;
  • ножик;
  • темная бумага.

Палочки необходимо подрезать, сделав их размер одинаковым. Длина палочек должна быть на 2-3 см выше выбранной вами жестяной банки. Банку оберните темной бумагой, чтобы скрыть рисунки и надписи и подготовить ровную однотонную основу. Потом как можно плотнее друг к другу приклеивайте палочки вдоль «туловища» вашей банки, подбирая их так, чтобы не оставалось просветов: в узкие щели вклеивайте самые тонкие веточки. Снизу палочки обязательно должны находиться на одном уровне, чтобы ваза выглядела аккуратно и была устойчивой.

Еще одну красивую вазу - декоративную поделку - можно смастерить, используя любую бутылку красивой формы и цветную пряжу. Бутылку смажьте клеем ПВА и наматывайте на обработанный участок пряжу.

Важно! Нить обязательно наматывайте туго, не оставляя просветов.

Еще более эффектный вариант - использовать канат или цветной шпагат вместо пряжи. Такая ваза прекрасно впишется в интерьер.

На Новый год ваш стол наверняка украсит шампанское из царства Снежной королевы. Чтобы ни у кого не возникло сомнений, что оно именно оттуда, подключим фантазию и покроем бутылку волшебным инеем. Для изготовления подобной декоративной поделки нанесите на бутылку шампанского или вина грунтовку-спрей, затем спрысните бутыль липким аэрозолем и обваляйте ее в соли крупного помола. Бутыль обретет заколдованный заснеженный вид и украсит ваш стол. Несмотря на простоту идеи, выглядит такая поделка эффектно и празднично.

Абажур своими руками

Вам потребуются нитки или джутовый шпагат длиной не менее 100 м, клей ПВА, вазелин и воздушный шарик. Надуйте шарик, сверху и снизу нарисуйте два отверстия, причем снизу отверстие больше. Нитки обработайте клеем ПВА, а сам шарик смажьте вазелином. Есть хороший способ: проткните бутылочку с клеем насквозь большой иглой с продетой в нее ниткой. Теперь можете убрать иглу, а нитка, проходя сквозь отверстия, будет уже в клее (если не используете весь клей, отверстия залепите пластырем или скотчем).

Наматывайте нитки на шарик, создавая паутинку: от узора и плотности намотки зависит, как будет выглядеть ваш абажур. Не забывайте, что нарисованные на шарике отверстия нужно аккуратно обходить - вам же потом нужно будет и закрепить ваш абажур над плафоном, и лампочку в него вкрутить. Изделие должно сохнуть не меньше суток, после чего продырявьте шарик и извлеките его из кокона ниток. Абажур готов. Можете украсить его по своему вкусу. Вместо нитей еще используют кружева - тоже получается красиво.

Если у вас разбилось зеркало

Разбитое зеркало можно использовать для создания красивых вещиц. Любую поверхность можно обклеить зеркальными кусочками. Это может быть и ваза, и рамка для часов, и маленький столик - все, что подскажет вам фантазия.

Нанесите на поверхность тонкий слой клея ПВА, затем начинайте располагать кусочки зеркала в том порядке, какой вам нужен, сюда же можно вклеивать и бусинки. Оставьте композицию до полного высыхания, потом на открытые участки нанесите затирку белого цвета при помощи резинового шпателя. Удалите с кусочков зеркала ее излишки влажной тряпочкой и оставьте сохнуть примерно на два часа.

Сказочное мерцание такой декоративной поделки будет создавать праздничное настроение.

Скатерть своими руками

Такая поделка, как скатерть, может быть настоящим произведением декоративно-прикладного искусства, но сегодня речь пойдет об обыкновенной повседневной скатерти, сшитой своими руками.

Измерьте длину и ширину столешницы, прибавьте к получившимся размерам длину свеса, затем еще 15-20 см (вам нужно будет подвернуть материал, когда будете подшивать его, да и подсядет он наверняка после стирки) - и отправляйтесь за тканью на свою будущую скатерть.

Свес скатерти в среднем бывает 20-40 см, либо в пол (торжественный праздничный вариант). Чем длиннее свес, тем наряднее скатерть.

Совет! Для повседневного использования лучше сшить скатерть со свесом 20-30 см - это самая оптимальная длина.

Осталось обработать края и углы скатерти. Постелите ткань лицевой поверхностью вниз, затем наметайте края, прострочите их и проутюжьте. Скатерть готова. Если это яркая ткань с набивным рисунком, то она наверняка не требует больше никаких украшений. А если однотонная, то можете продолжить рукодельничать, придумав, чем оживить вашу поделку: вышивкой, аппликацией, нарядной тесьмой, мережкой - вариантов много, один другого лучше.

На кухне прекрасно будет выглядеть кукла-пакетница в виде повара

Итак, на бумаге нарисуйте голову и торс. Для этого проведите прямую вертикальную линию в 24 см и разделите ее на 4 части, отметив их точками А, В, С, D. В каждой отмеченной точке проведите перпендикулярно горизонтальную линию в 14 см.

Верхняя точка – макушка. Вторая точка сверху, В - это линия ушей повара. Третья точка, С - линия ключиц, ну и последняя, D – линия, где заканчивается торс куклы-повара. Спланировав пропорции и телосложение куклы, начинайте аккуратно рисовать части ее тела.

Далее возьмите ткань, заготовленную для тельца куклы, сложите ее вдвое лицевой стороной внутрь и начертите на ней детали: голову с торсом и руки. Вырежьте по контуру, сметайте детали между собой и прострочите. Части тела куклы наполните синтепоном (еще можно ватой, но игрушку в этом случае будет сложнее стирать).

Сшив тельце, смастерите одежду для куклы: рубашку и юбку. Чтобы поделка выглядела интереснее, добавьте деталей: например, бантик в прическу, косыночку на голову, фартучек с кармашком.

Такие простые, но очень интересные декоративные поделки для дома сообщают о том, что у дома есть душа. Предметы интерьера, созданные своими руками, не только радуют глаз и прибавляют гордости хозяевам, но и облагораживают дом. Подобные вещицы можно считать талисманами, хранить как память и на счастье – ведь вы их сделали своими руками.

Татьяна Перова

Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство . Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров , тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Работа по ознакомлению детей с декоративно -прикладным творчеством предусматривает создание развивающей среды - в групповой комнате должно быть отведено место для выставки образцов изделий народного декоративно-прикладного искусства .

А так как подлинных образцов некоторых промыслов я ещё не приобрела,а развивающую среду необходимо обогащать,решила найти выход из положения и смастерить образцы своими руками .

И вот,что у меня получилось!

1. Полочка по мотивам Гжели.

В своих предыдущих постах я предлагала мастер -классы по изготовлению тарелочек и панно по мотивам Гжели. Сегодня хочу продолжить эту тему и предлагаю смастерить Гжельские часы .

Чтобы смастерить такие часики ,необходимо распечатать изображение таких часов на цветном принтере,вырезать их, заламинировать и ещё раз вырезать.

Когда клей просохнет,можно смело ставить часики на полочку.

2. Полочка с матрёшками.

Мастерим матрёшек ,как мастерили Гжельские часы .

Находим картинки с изображением матрёшек или распечатываем на принтере,вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.




Матрёшки готовы украшать полочку!

Мастерите ,удивляйте,радуйте,развивайте своих воспитанников и обогащайте среду в своей группе!

Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

На поляне одуванчики выросли с утра. Гуляю по солнечной поляне я, ура! Цветы весенние я не срываю, А сделаю их своими руками! Чтобы сделать.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Как же давно я не разнообразила свой ЖЖ выставочными проектами! Исправляюсь)

Хотите, не выезжая из Москвы, не мотыляясь по пробкам Осташковского шоссе до деревни Жостово, получить представление о ее главном музее, экспонатах и истории - не побоюсь этого слова - роскошного народного промысла? Тогда все просто: едете в Коломенское, прогуливаетесь до дворца Алексея Михайловича, берете билетик за 100 рублей и получаете просто сказочное удовольствие! Нет, ну, не все, конечно, а только любители чего-то яркого, праздничного, сочного и цветастого. Вот такого!

Или такого.


Или такого.


Вообще, построение таких выставок и рассказов о них требует классического "от старого к новому", но я и все, кто был рядом, так одновременно замирали и так задерживали дыхание перед самыми современными работами мастеров, что нарушу-ка я все правила! Вдруг вы дальше не пролистаете и такого чуда не увидите?)) А ведь именно сейчас жостовские подносы стали подлинным и совершенно уникальным искусством, полностью очищенным от былой идеологии. Вот примерно такими роскошными подарками побалованы Лора Буш, английская королева Елизавета II, Жак Ширак, испанский король Хуан Карлос II или папа римский Иоанн Павел II.


Ну, а теперь можно заглянуть и в историю жостовского подноса.


Стенд, посвященный Аффонию Вишнякову - последнему прямому потомку рода Вишняковых, основателей промысла, иеродиакону Троице-Сергиевой Лавры…
"Иеродиакон Аффоний (в миру Александр Григорьевич Вишняков, 1870 † 1938). Родился в деревне Жостово Московского уезда Московской губернии в семье потомственных мастеров лаковой живописи.
Его двоюродный дед Ф.Н. Вишняков был основателем, в начале XIX в., производства известных жостовских подносов, украшенных живописью в основном в виде цветов на черном фоне.
Александр Вишняков получил навыки живописца в одной из семейных мастерских, где расписывал подносы и изделия из папье-маше.
С 1892 года подвизался в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, нес послушание заведующего книжным складом.
12 августа 1904 года послушник Александр Вишняков пострижен в монахи в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Нес послушание в иконной лавке, потом был переведен в иконописную мастерскую.
После революции отверг предложение заняться преподаванием и открыть мастерскую.
После закрытия Лавры расписывал художественные изделия из жести, папье-маше, дерева - подносы, вазочки, шкатулки, карандашницы.
Искусствовед А.В. Бакушинский в 1933 году писал: "Глубокий старик, но живой и бодрый, А.Г. Вишняков дает замечательные по чувственной силе декоративные натюрморты. Они просты, ярки, непосредственны, артистичны по характеру образа, безукоризненно мастеровиты и оригинальны по приему". Бакушинский подчеркивал в его работах "жизнерадостную чувственность, непосредственное очарование наивного реализма".
Отец Аффоний был арестован в Загорске в январе 1938 г., осужден тройкой при НКВД по Московской области по обвинению в "активном участии в контрреволюционной группировке", статья ст.58-10 ч.1 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания - расстрел, по-групповому делу "Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры. 1938 г."
Расстрелян иеродиакон Аффоний - 17 февраля 1938 г. в поселке Бутово Ленинского района Московской области, на "Бутовском полигоне"."

XIX - начало XX века. До нас дошли работы только с середины XIX, хотя история подноса начинается в самом его начале.


20-е годы. В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово. Вот это как раз ее макет и есть.


30-е. Не спрашивайте меня, что такое "станковизм", я точного определения не нашла, но во всех статьях эти годы и жостовский поднос описываются этим термином. Вообще вдруг обнаружила, что у меня от этих лет на фото только эскиз рисунка остался и панно.


40-50-е. Во время войны Жостово находилось в зоне боев, не до художеств было, но сразу после промысел возродился усилиями немногочисленных оставшихся вне фронта и выживших мастеров.


60-е - время экспериментов, превращения подноса из утилитарного бытового предмета в произведение искусства, первые шаги к тому, что мы видим в этих подносах теперь.


Вот эти черные вертикальные я даже помню, у кого-то из родственников такой был)


Имейте в виду, многое на эту выставку взято не из фабричного музея, а из частных коллекций, поэтому даже поездка в Жостово не даст вам возможности увидеть это все своими глазами. Кому территориально доступно, не ленитесь, ведь Коломенское и само по себе прекрасно в любое время года, да и во дворце кое-что новенькое появилось (но об этом в следующем рассказе в картинках).

Отдельный и глубокий реверанс в сторону работников дворца-музея и конкретно выставки! Почему? Да потому что умные и дальновидные хранители искусства блогерам с фотоаппаратами только рады, они всячески приветствуют распространение информации, а не отправляют нас покупать красочный альбом вместо фотографирования. Вообще, и альбом бы купила, но хочу это сделать все-таки в самом Жостово рано или поздно…