История создания сказки богатырь салтыков щедрин. Михаил Салтыков-Щедрин — Богатырь: Сказка

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Богатырь" Салтыков-Щедрин М. Е. деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Присутствует балансирование между плохим и хорошим, заманчивым и необходимым и как замечательно, что каждый раз выбор правильный и ответственный. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Сказка "Богатырь" Салтыков-Щедрин М. Е. читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы - рады за малышей!

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что даже в русских волшебных сказках можно найти социальную основу, ибо создавали эти сказки люди, живущие в классовом обществе.

Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России II половины XIX века, в эпоху становления буржуазного

строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.

В сказках Щедрина, как и во всём творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем “мужик”), эксплуататоры – в образах хищников.

“Богатырь”. Щедрин высмеивает веру в “гнилого” Богатыря, отдавшего на разгром и издевательство свою многострадальную страну.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям. Сказка “Богатырь” при жизни

писателя не могла быть напечатана и увидела свет только после революции.

Словарный комментарий

Вырос с коломенскую версту. (Разговорное, шутливое.) Очень высокого роста.

Историческая справка . Происходит от сравнения высокорослого человека с верстовыми столбами, расставленными между Москвой и селом Коломенским, где когда-то находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича.

В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. с.41.

Ни ухом не повел.

Ни оком не шевельнул. (Разговорное.) Никак не отзывается, не реагирует, никакого внимания не обращает.

В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. с.136.

Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Это перефразированная цитата из басни И.А.Крылова “Синица.” (1811 г.) Восходит к народной пословице: “Синица за море летала и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела.” Употребляется как характеристика хвастовства, больших, но не исполненных обещаний.

Н.С. Ашукин, М. Р. Ашукина. “Крылатые слова.” с.405.

И был таков. (Разговорное.) Употребляется в значении моментального, мигом исчез, скрылся, сбежал.

В.П. .Жуков. Школьный Фразеологический словарь русского языка. с.134.

В некотором царстве. Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Используется в зачине сказки.

Мать зеленая дубравушка.Олицетворение (художественный прием). Ласково нежное обращение к лесу, идущее из глубины народной души.

Как бы он нам звону не задал. Строго выговаривать, сильно бранить, беспощадно громить. (В.П.Жуков).

Пошла слава про Богатыря по всей земле. То есть стал распространяться слух. (Разговорное), стало всем это известно.

Мирскую нужду исправит.(разговорное).Устранить бедность простого люда, дать им необходимый достаток.(С.И.Ожегов).

Взял в охапку. Ноша в таком количестве, которое можно унести, обхватив руками.(С.И.Ожегов).

Протяжный звук (стон), издаваемый от сильной боли, страдания.(Ожегов).

Сама в пустыню на покой ушла, то есть умерла.

Его пустила на все четыре стороны. Перестав держать при себе, дать полную свободу, волю.(С.И.Ожегов).

Улита ехала-ехала, да наконец приехала. Улита (прост.) То же, что улитка. Пословица: Улита едет, когда-то будет.(С.И.Ожегов). “Прошло сто лет, потом 200,300,целая тысяча.” Долго ехала улитка, наконец приехала, из мужика все соки выжили, “обворовали начисто – шабаш! Богатырь все спит…!”

Стали умом-разумом раскидывать. Вспоминать, рассуждать, догадываться, соображать, строить какие-то предположения, действовать.

Земля кругом стоном стонет . Протяжный звук, стон, издаваемый от сильной боли, страдания непрерывно. (С.И.Ожегов).

Словарно-этимологический комментарий

Богатырь –

1) Герой русских былин, совершающий подвиги.

2) Человек безмерной силы, стойкости, отваги.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка.”

Гадюка – (восточно-славянское) от слова гад. Первоначальное значение – “отвратительный, мерзкий”

Н.М. Шанский “Краткий этимологический словарь русского языка.”

Гадюка – ядовитая змея с плоской треугольной головой.

С. И. Ожегов “Словарь русского языка.”

Супостат – противник, недруг. С. И. Ожегов.

Супостат – заимствовано из старо – славянского языка. “Поставить друг против друга” (современное – сопоставлять).

Баба-Яга – старуха-колдунья в русских сказках.

С. И. Ожегов “ Словарь русского языка”.

Леший – В русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу.

(С. И. Ожегов).

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда леший шутит с людьми: старается запугать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень веселый, часто в лесу слышен его хохот. Летом он живет в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки. Жена лешего – лешачиха. Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева.

И. С. Тургенев “Бежин луг”.

Выхолила – холя, вырастить, т.е. держать в чистоте, тепле, ухаживать, лелеять. (С.И.Ожегов)

Лютые (звери) – злые, свирепые, беспощадные. (Словарь синонимов)

Дупло – пустота в стволе дерева. (С.И.Ожегов)

Перекатистые храпы – перемещаются далеко и одновременно меняются по силе звука. (Выше – ниже)

Ужо . Наречие (просторечное) Потом, позже. (С.И.Ожегов)

Мол Вводное слово (разговорное.) – указывает на то, что говорящий передаёт чужие слова. (С.И.Ожегов) В свой черёд . (Просторечное) – то же, что очередь. (С.И.Ожегов)

Оная земля (устар.) – та самая, выше упомянутая. (С.И.Ожегов)

Верста – русская мера длинны, равная 1,06 км. (С.И.Ожегов)

Шабаш (просторечное) – кончено, довольно. (С.И.Ожегов)

В коей (устар.) – в которой.

Взывали (высок.) – обращаться с призывом о помощи, звать. (С.И.Ожегов)

Кров (высок.) – жилище, приют. (С.И.Ожегов)

Ни одёжи (разговорное) – одежда (С.И.Ожегов)

Ни ежева (просторечное) – еда, со значением есть, жевать.

Возопили – громко закричали.(С.И.Ожегов)

Застонала (дубравушка) – зашумела.

Застонала – олицетворение (худож. приём.) – застонать, заплакать, от боли, зашуметь.

Ударился (в лес) (разг.) – стремительно, усиленно предаться чему-н. Здесь отправился, побежал. (С.И.Ожегов)

Имела веру неослабную . (книжн.) – постоянно действующую, не ослабевающую. (С.И.Ожегов)

Многострадальная (страна) (книжн.) – испытавшая много страданий, исполнена страданий. (С.И.Ожегов).

Пояснительная записка к уроку

“Комментарий к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Богатырь”.

Язык – это целый мир. Он не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память,

С О К Р О В И Щ Е.

Он должен вызывать у каждого человека горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Язык возник в глубокой древности, помогал людям понимать друг друга.

Развитие языка позволяло людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение.

Богатство языка – это и богатство его фразеологизмов, т. е. выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов. Очень часто за такими оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факты ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события далёкого прошлого.

Цели урока:

  1. Повысить эффективность работы по развитию речи.
  2. Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова.
  3. Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку, повышать языковую культуру учащихся, воспитывать любовь к Родине.

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.

Пошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие, в свой черед, опасаются: «Слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!»

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик! Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: «Могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!»

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам. В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: «Вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит» — а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная страна и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

Эта сатирическая сказка, написанная в 1886 году, не была издана при жизни Салтыкова-Щедрина - ни легально, ни подпольно. Только в 1922 году «Богатырь» был впервые опубликован в научно-историческом журнале «Красный архив».

В первоначальной версии сказки в образе спящего в дупле Богатыря Салтыков-Щедрин намеревался изобразить народ в состоянии пассивности. Однако в окончательной редакции народно-эпическое значение слова «богатырь» изменено на противоположное - теперь «богатырь» не народ, а самодержавие. Едкий иронический смысл нового образа Богатыря призван был разоблачить слепую веру и древние предрассудки тонущего в бедах и нищете люда о могущественной силе и доблести монарха, защитника слабых и обиженных.
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги!

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит - он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубравушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь, и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле пошел - никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!

Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.

В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он вместо того в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он вместо того в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит - а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что ж это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала - и верила, вздыхала - и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил - воняет; другой подошел - тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату - глядят, идти не с чем.

Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубравушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения. Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание. В сентябре 1886 г. напечатали неполный сборник сказок, всего 23 сказки. Одна из сказок (сказка «Богатырь») автора была утерянная в архивах и также не была опубликована при жизни писателя.

Сказка «Богатырь» имела резкий разоблачительный и вызывающий характер, она явно была устремлена вопреки свободе слова. Тем самым не давало шансов на быстрое возникновение в печатных изданиях. Лишь в 1922 году сказка была в первый раз напечатана в журнале.

Жанр сказки знаком каждому человеку с малых лет его жизни. Когда мы становимся взрослее, мы начинаем все чаще и все лучше понимать, что большинство моментов из тих волшебных и невероятных историй могут быть не такими простыми и конкретными, как нам казалось в детские годы. Большинство авторских сказок имеет явный и немаловажный смысл. Писатели достаточно часто обращаются к этому жанру, чтобы суметь донести до читателей свои идеи и мысли, которые высказанные прямо могут показаться мятежными. Одним из примеров такого произведение и является сказка Салтыкова-Щедрина "Богатырь", которая была написана в 1886 году. Как и все его произведения, эта сказка также была предназначена для прочтения юному поколению.

В данной сказке автор описал абсолютизм в облике богатыря, который чрезмерно крепко спал на протяжении нескольких тысячи лет, а простой народ он показал в образе Иванушки. За то время пока богатырь спал, его злосчастная сторона различными болями переболела, ни разу он, ни ухом не дернул, ни оком не пошевелил, чтобы узнать, из-за чего земля стонет. Не пошевелился богатырь, даже когда на народ напали сильные и беспощадные противники. Богатырь, который воплощал власть, оказывается ложным богатырем, в котором уже нет ничего хорошего. Однажды подошел к Богатырю дурочек Иванушка, переломил дупло своим кулаком - смотрит туда, а там змеи у Богатыря тело прям, до самой шеи обглодали. В данной сказке был спрятан клич к разрушению власти. Писатель в присущей ему манере, довольно резко и точно, высмеял слабости общества того времени и его минусы.

По мнению большого, количества писателей, народные сказки и сказки Щедрина связывает одинаковый сказочный сюжет и использование классических сказочных способов написания. Также в основе, как народного творчества, так и сказок Щедрина находятся народные взгляды на жизнь, сравнение добра и зла и т.д.

Идея, тема, смысл, суть

Несколько интересных сочинений

  • Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума Грибоедова сочинение

    Сюжет «Горя от ума» начинается с того, что перед читателями предстает дом Фамусова, где присутствуют основные действующие лица пьесы – Софья, Молчалин, Лиза и сам Фамусов

  • Сочинение Равнодушие и отзывчивость по рассказу Ночь исцеления Екимова

    Рассказ Бориса Екимова Исцеление ночью - это история сложных взаимоотношений людей разного возраста. Старшее поколение, обладая большим опытом и мудростью, уступает место младшему в умении проявлять настоящие человеческие качества в нужный момент.

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь

  • Я проснулся от какого-то стука. Открыв глаза, понял, что солнце еще не поднялось, и решил попробовать заново уснуть. Но все мои попытки оказались тщетны. К тому же не давал покоя стук.

  • Сочинение Причины преступления Раскольникова

    Родион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление