Век минувший в комедии горе от ума. "Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума")


ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, "умеет разговаривать", "славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит". К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя "не в своей тарелке" в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен по отношению к образованию: "Забрать бы книги бы да сжечь".

(В разговоре о Софье:) "Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится". "Ученость - вот чума, ученье - вот причина". "Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг" (о Софье).

Фамусов считает, что образование - совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная цель - дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Век минувший: Для Фамусова служба - это, в первую очередь, получение чина. Военная служба - также способ развития карьеры, а карьера - это деньги.

Фамусов считает, что человек без денег является никем - человеком низшего сорта.

ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). "А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели". - люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. "Чины людьми даются, а люди могут обмануться".

Век минувший: Богатство - определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов, вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа - для улучшения собственных доходов. "Кто беден, тот тебе не пара". "Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених".

ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к её изменчивости, жизни, движению, моде. "Что нового покажет мне Москва?". "Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья". "Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев".

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. "Ей сна нет от французских книг". Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: "И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!"

ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. "Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам". В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что "в их лета не должно сметь свои суждения иметь". Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: "Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений". Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого "изъяна" не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь - это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их "любви". "Мне все равно, что за него, что в воду!", "счастливые часов не замечают".

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии "искренняя любовь". Красивые слова - единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина - идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья - выгода, Лиза - развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак - это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. "Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!"

Урок литературы в 9 классе по комедии А.С.Грибоедоа «Горе от ума»

«век нынешний и век минувший…»

Цел и:

1) дать представление об общественном конфликте «Горя от ума» как ведущем в пьесе;

2) формировать представления учащихся о гражданственности, патриотизме, нравственных категориях

Формы, методы, приемы:

Фронтальная беседа,

Групповая творческая работа,

Работа с текстом.

Оборудование:

Компьютер;

Тексты комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

Обратимсяко II действию.

– Вспомните, чемзакончилось I действие. ( Ответ ученика .)

АтеперьпослушаемзнаменитыймонологФамусова (д. II, явл. 1).

1.Выразительное чтение монолога Фамусова.

– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)

– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

Беседа по 2 явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

– Кто является инициатором спора?

– Это люди одной эпохи или разных?

– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

– А что важно для Чацкого? Зачитайте.

– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwiprogwi – «кто про что».)

2.Составление таблицы «Век нынешний и век минувший» (Работа в группах)

Характеристики

Век нынешний(Чацкий)

Век минувший(Фамусов)

Отношение к службе

Отношение к иностранному

Отношение к образованию

Отношение к крепостному праву

Отношение к свободе суждений

Отношение к любви

3.Проверка.

Характеристики

Век нынешний

Век минувший

Отношение к богатству, к чинам

«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»

Отношение к службе

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

Отношение к иностранному

«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»

«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»

Отношение к образованию

«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»

«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Отношение к крепостному праву

«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»

«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»

Отношение к кумовству, протекции

«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»

“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»

Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений

Отношение к любви

Искренность чувства

«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

А что важно для Чацкого? Зачитайте.

Вывод: В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” мы наблюдаем столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

III .Итог урока.

Опережающее задание: Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много - крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой - крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым. Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.

Первый раунд - отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал - дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй - отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова - образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует - Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий - отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании - он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного - не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Вариант 2

Рассказ был окончен к 1824 году. В это время между людьми в разных прослойках общества нарастали разногласия по поводу взглядов. Буквально через год восстали декабристы и случилось это примерно из-за назревающей проблемы. Те, кто поддерживал всё новое, реформы, изменения как в политике, так и литературе, становились против консервативно настроенных родственников.

Примерно таким либерально настроенным был Чацкий, который буквально олицетворял молодость, горячность и стремление к изменениям. А Фамусов, как и все люди старшего возраста, был склонен к тому, что «раньше было лучше», потому и выступал за сохранение этого «раньше». Когда же Чацкому пришлось вернуться в столицу, то первым делом ему бросилось в глаза то, что Софья стала говорить также, как отец. Слова возлюбленной причиняли боль, однако молодой человек понимал мощь пропаганды, которая мощными волнами обрушивалась на Софью от её отца.

Собственно, первое столкновение «века минувшего» и «нынешнего» произошло на почве военной службы. Для Фамусова служба является лишь способом заработка. Что примечательно: заработка любой ценой. Его не волнует, что иногда приходится подстилаться под высшие чины, однако у Чацкого другое отношение. Сказав ёмко и немного грубо фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он чётко объяснил свои позиции. Он буквально питает отвращение к слепому поклонению иностранным вещам, чинопочитанию, крепостничеству, что так милы Фамусовскому кругу.

Приятели Фамусова, в свою очередь, считают возлюбленного Софьи сумасбродным, умалишённым, неаккуратным в действиях и словах франтом. А теперь, можно представить, как непросто было Софье: с одной стороны, отец пропагандирует заграничных писателей и всё остальное, а с другой – молодой человек рассказывает о бесполезности заграничных учителей.

Таким образом, устами Чацкого говорил народу сам Грибоедов об необходимости изменений. Он тщетно пытался донести, что всё, что есть в России – уже хорошо, что есть свои учителя, намного лучше иностранных. А творчество…. То, что творчество лучше в России, Грибоедов решил доказать на собственном примере.

Несколько интересных сочинений

  • Образ маленького человека в рассказах Чехова сочинение

    А. П. Чехов – писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны – имеют частичку юмора, а с другой – сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма.

  • Санкт-Петербург это древний и очень красивый город нашей страны России. Он является вторым по величине после Москвы, это важнейший центр туризма, экономики, медицины, науки, культуры нашего государства

  • Отзыв о поэме Медный всадник Пушкина

    Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» довольна сложная в прочтении, но не становится от этого скучной. Захватывающий сюжет полностью раскрывает трагизм жизни многих людей и комизм их существования.

  • Деревенская проза Астафьева сочинение

    Активная гражданская позиция писателя отражена в цикле деревенской прозы. Это желание автора поведать всему миру о проблемах села, нравственности, природы. Это стремление показать красоту патриархальной русской деревни.

  • Сочинение Любовь Любимовна в рассказе Муму Тургенева

    Образ Любви Любимовной в произведении Тургенева “Муму” вышел довольно неоднозначным, ведь автор имел цель специально сделать его именно таким.

"Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в комедии "Горе от ума")

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.

Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины...

Тот сватался - успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель - выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины "судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные". Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:

Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель - "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных".

Сам же московский "туз" Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества.

Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!" Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

Учение - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

"Охота странствовать напала на него..." Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, "наблажил", оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На "путешествия" в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.

И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о "Несторе негодяев знатных", меняющем слуг на собак, или о том, кто "на крепостной балет согнал... от матерей, отцов отторженных детей" и, разорившись, распродал всех поодиночке.

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдье!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые "суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о "французике из Бордо" он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, жаждущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -

Они тотчас: разбой! Пожар!

Он прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской - "химика и ботаника". Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой - одиночка.

Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!" Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его "жалчайшим созданием", похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.

А. С. Пушкин, прочитав "Горе от ума", заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имеет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего, он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот - социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев ("А судьи кто?", "Вот то-то, все вы гордецы!.."). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

Безумным вы меня прославили все хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Развязка конфликта - отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.

«Век нынешний» и «век минувший».
В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» - это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов.
Так в каких же вопросах заключаются основные противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе. Идеалами для них служат такие люди, как Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать». Все характерные черты чинопочитания того времени ярко выражены в образе Мочалина: он молчалив, боится высказывать свое мнение, ищет расположение у всех, чей чин выше его собственного, ради того, чтобы стать важным чиновником, он готов на многое. Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился, и никому не составило труда в него поверить.
У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов из самого светлого и чистого чувства сумел извлечь выгоду: для своей дочери он избрал в мужья Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». Понятно, что при таком отношении, о настоящей любви говорить не приходится. Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу» Молчалина, а он, в свою очередь, с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Единственный раз мнения Фамусова и Чацкого совпадают в вопросе о влиянии иностранцев на Россию, но у каждого на то свои причины. Чацкий говорит, как истинный патриот, он противник «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам, ему противно слушать речь людей фамусовского общества, где господствовало «смешенье языков: французского с нижегородским». Фамусов негативно относится к иностранцам лишь потому, что он отец, и его дочь может ненароком выйти замуж за какого-нибудь француза:
А всё Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моду к нам, и авторы, и музы:
Грабители карманов и сердец.
В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим». Он верит, что будущее принадлежит его собратьям по духу.