Самые первые персонажи корнея чуковского. Корней чуковский биография для детей

Чуковский Корней Иванович (1882-1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». Отцом являлся Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Отец оставил их, и его мать — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова — переехала в Одессу. Там он был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения. Эти события он описал в автобиографической повести «Серебряный герб». Занимался самообразованием, изучил английский язык. С 1901 года Чуковский начинает писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл журналист Владимир (Зеэв) Жаботинский, позже ставший выдающимся политическим сионистским деятелем. Затем в 1903 он был отправлен корреспондентом в Лондон, где основательно ознакомился с английской литературой. Вернувшись в Россию во время революции 1905 года, Чуковский был захвачен революционными событиями, посетил броненосец «Потёмкин»,сотрудничал в журнале В.Я. Брюсова«Весы», затем начал издавать в Петербурге сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». К счастью Корнея Ивановича, его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания.

В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником Репиным и писателем Короленко. Также писатель поддерживал контакты с Н.Н. Евреиновым, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.В. Маяковским. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей — от Репина до А.И. Солженицына, — со временем превратился в бесценный культурный памятник. Здесь он прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о А. Вербицкой, Л. Чарской, книга «Нат Пинкертон и современная литература» и др.) Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др. Чуковский — первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер.

Приступив по совету В.Г. Короленко к изучению наследия Н.А. Некрасова, Чуковский сделал немало текстологических открытий, сумел изменить к лучшему эстетическую репутацию поэта (в частности, провел среди ведущих поэтов — А.А. Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой и др. — анкетный опрос «Некрасов и мы»). Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Итогом этой исследовательской работы стала книга «Мастерство Некрасова», 1952, (Ленинская премия, 1962). Попутно Чуковский изучал поэзию Т.Г. Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П. Чехова.

Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Примерно с этого времени у Корнея Ивановича начинается увлечение детской словесностью. В 1916 Чуковский составил сборник «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил» (1916).

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением — психика детей и то, как они овладевают речью. Выходят его знаменитые сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха» (1924), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926) — непревзойденные шедевры литературы «для маленьких», издающиеся до сих пор, так что можно сказать, что уже в этих сказках Чуковский успешно использовал знание детского восприятия мира и родной речи. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившую затем название «От двух до пяти» (1933).

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал.»

Детские стихи Чуковского подверглись в сталинскую эпоху жестокой травле, хотя известно, что сам Сталин неоднократно цитировал «Тараканище». Инициатором травли стала Н. К. Крупская, неадекватная критика исходила и от Агнии Барто. В среде редакторов возник даже такой термин — «чуковщина».

В 1930-х гг. и позднее, Чуковский много занимается переводами и начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни. Чуковский открыл для русского читателя У. Уитмена (которому он также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р.Э. Распэ, Дж. Гринвуда.

В 1957 Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 — почетное звание доктора литературы Оксфордского университета. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита». Как переводчик Чуковский занимается теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг — «Высокое искусство» (1968).

В 1960-х годах К. Чуковский затеял также пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году.

Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкино (подмосковье), где он прожил большую часть жизни, ныне там действует его музей.

Писатель, переводчик, сказочник и публицист. В своей семье он вырастил еще двух писателей - Николая и Лидию Чуковских. На протяжении многих лет он остается самым издаваемым детским писателем в России. Например, в 2015 году в свет вышло 132 его книги и брошюры общим тиражом почти два с половиной миллиона экземпляров.

Детство и юность

Корней Чуковский родился в 1882 году. Он появился на свет в Санкт-Петербурге. Настоящее имя Корнея Чуковского при рождении - Николай Корнейчуков. Потом он решил взять творческий псевдоним, под которым и были написаны практически все его работы.

Его отец был потомственным почетным гражданином, которое звали Эммануил Левенсон. Мать будущего писателя Екатерина Корнейчукова была крестьянкой, а в доме Левенсонов оказалась в качестве прислуги. Брак родителей героя нашей статьи не был официально оформлен, так как до этого требовалось бы крестить отца, который по вероисповеданию был евреем. Однако они все же прожили вместе около трех лет.

Примечательно, что Корней Чуковский не был их единственным ребенком. До него у пары родилась дочь Мария. Вскоре после рождения сына Левенсон оставил свой гражданскую супругу, заключив брак с женщиной из своего окружения. Практически сразу после этого он переехал в Баку. Мать Чуковского с детьми была вынуждена уехать в Одессу.

Именно в этом городе и прошло детство Корнея Чуковского, ненадолго с матерью и сестрой он уезжал в Николаев. С пяти лет Николай ходил в детский сад, который держала мадам Бехтеева. Как вспоминал позже сам писатель, в основном они там рисовали картинки и маршировали.

Некоторое время Коля учился в одесской гимназии, где его одноклассником был будущий путешественник и писатель Борис Житков. Между ними даже завязалась искренняя дружба. Однако окончить гимназию герою нашей статьи не удалось, из пятого класса его отчислили, как он сам утверждал, из-за низкого происхождения. Что произошло в действительности, неизвестно, никаких документов, относящихся к тому периоду, не сохранилось. События того времени Чуковский описал в своей автобиографической повести под названием "Серебряный герб".

В метрике ни у Николая, ни у его сестры Марии не было отчества, так как они были незаконнорожденными. Поэтому в разных дореволюционных документах можно встретить варианты Васильевич, Эммануилович, Степанович, Мануилович и даже Емельянович.

Когда Корнейчуков начал писать, он взял себе литературный псевдоним, к которому со временем присоединил фиктивное отчество Иванович. После революции имя Корней Иванович Чуковский стало его официальным именем.

Личная жизнь

В 1903 году Чуковский женился на Марии Гольдфельд, которая была на два года его старше. У них родились четверо детей. В 1904 году на свет появился Николай. Он занимался переводами стихов и прозы, женился на переводчице Марии Николаевне. У пары родилась дочь Наталья в 1925 году. Она стала микробиологом, заслуженным деятелем наук России, доктором медицинских наук. В 1933 году на свет появился Николай, который работал инженером-связистом, а в 1943-м - Дмитрий, в будущем - муж 18-кратной чемпионки СССР по теннису Анны Дмитриевой. Всего дети Корнея Чуковского подарили ему пятерых внуков.

В 1907 году у героя нашей статьи родилась дочь Лидия, известный советский диссидент и писательница. Ее самым значимым произведением считаются "Записки об Анне Ахматовой", в которых зафиксированы их беседы с поэтессой, которые Чуковская вела на протяжении многих лет. Лидия дважды была замужем. Первый раз за историком литературы и литературоведом Цезарем Вольпе, а затем за популяризатором науки и математиком Матвеем Бронштейном.

Благодаря Лидии, у Корнея Ивановича есть внучка химик и литературовед, лауреат премии Александра Солженицына. Она умерла в 1996 году.

В 1910 году у писателя родился сын Борис, который погиб в 1941 году вскоре после начала Великой Отечественной войны. Он был убит, возвращаясь из разведки, неподалеку от Бородинского поля. У него остался сын Борис, кинооператор.

В 1920 году у Чуковского на свет появилась вторая дочь, Мария, которая стала героиней большинства его детских рассказов и стихов. Сам отец часто называл ее Мурочка. В 9-летнем возрасте она заболела туберкулезом. Через два года девочка скончалась, до самой ее смерти писатель боролся за жизнь дочери. В 1930 году ее вывезли в Крым, некоторое время она оставалась в знаменитом детском костно-туберкулезном санатории, а затем жила с Чуковским на съемной квартире. В ноябре 1931 года она умерла. Долгое время ее могила считалась утраченной. По последним исследованиям удалось установить, что, скорее всего, ее похоронили на Алупкинском кладбище. Было даже обнаружено и само захоронение.

Среди близких родственников писателя также нужно вспомнить племянника, математика Владимира Рохлина, занимавшегося алгебраической геометрией и теорией меры.

В журналистике

Вплоть до Октябрьской революции Корней Чуковский, биография которого приведена в этой статье, занимался преимущественно журналистикой. В 1901 году он начал писать заметки и публикации в "Одесские новости". В литературу его привел друг Владимир Жаботинский, который был его поручителем на свадьбе.

Практически сразу после женитьбы Чуковский отправился корреспондентом в Лондон, соблазнившись высоким гонораром. Язык он самостоятельно выучил по самоучителю, в Англию поехал вместе с молодой женой. Параллельно Чуковский публиковался в "Южном обозрении", а также в нескольких киевских изданиях. Однако гонорары из России приходили нерегулярно, жить в Лондоне было тяжело, беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу.

Сам герой нашей статьи вернулся на родину в 1904 году, вскоре окунувшись в события первой русской революции. Он дважды приезжал на броненосец "Потемкин", объятый восстанием, забирал у моряков письма к близким.

Параллельно он принимает участие в издании сатирического журнала вместе с такими знаменитостями, как Федор Сологуб, Александр Куприн, Тэффи. После выхода четырех номеров издание было закрыто за неуважение к самодержавию. Вскоре адвокатам удалось добиться оправдания, но Чуковский все-таки провел под арестом больше недели.

Знакомство с Репиным

Важным этапом в биографии Корнея Чуковского становится его знакомство с художником Ильей Репиным и публицистом Владимиром Короленко. В 1906 году герой нашей статьи сближается с ними в финском городке Куоккала.

Именно Чуковскому удалось убедить Репина всерьез отнестись к своим литературным трудам, выпустить книгу мемуаров под названием "Далекое близкое". Всего в Куоккале Чуковский провел около десяти лет. Там появился знаменитый рукописный юмористический альманах "Чукоккала", название подсказал Репин. Чуковский вел его до самых последних дней своей жизни.

В тот период своей творческой биографии герой нашей статьи занимается переводами. Публикует адаптации стихов Уитмена, что повышает его популярность в среде литераторов. К тому же, он превращается в достаточно влиятельного критика, который критикует современных ему беллетристов, поддерживает творчество футуристов. В Куоккале Чуковский знакомится с Маяковским.

В 1916 году он в составе делегации Государственной думы отправляется в Англию. Вскоре после этой поездки выходит книга Патерсона о еврейском легионе, сражавшемся в составе британской армии. Предисловие к этому изданию пишет герой нашей статьи, он же редактирует книгу.

После Октябрьской революции Чуковский продолжает заниматься литературной критикой, выпуская две свои самые известные книги в этой отрасли - "Ахматова и Маяковский" и "Книга об Александре Блоке". Однако в условиях советской действительности заниматься критикой оказывается неблагодарным делом. Он оставил критику, о чем позже не раз успел пожалеть.

Литературоведение

Как отмечают современные исследователи, у Чуковского был настоящий талант к литературоведению. Об этом можно судить по его очеркам о Бальмонте, Чехове, Горьком, Блоке, Брюсове, Мережковском и многих других, которые выходили до прихода к власти большевиков. В 1908 году даже вышел сборник "От Чехова до наших дней", который выдержал три переиздания.

В 1917 году Чуковский берется за фундаментальный труд о своем любимом поэте Николае Некрасове. Ему удается выпустить первое полное собрание его стихотворений, работу над которым он заканчивает только к 1926 году. В 1952 году он выпускает знаковую для понимания всего творчества этого поэта монографию "Мастерство Некрасова". За нее Чуковский был удостоен Ленинской премии.

Именно после 1917 году удается опубликовать большое количество стихов Некрасова, которые раньше запрещали из-за царской цензуры. Заслуга Чуковского состоит в том, что он ввел в оборот примерно четверть текстов, написанных Некрасовым. В 1920-е годы именно им были обнаружены прозаические тексты известного поэта. Это "Тонкий человек" и "Жизнь и похождения Тихона Тросникова".

Примечательно, что Чуковский занимался не только Некрасовым, а многими писателями XIX века. Среди них были Достоевский, Чехов, Слепцов.

Произведения для детей

Увлечение сказками и стихами для детей, которые и сделали Чуковского таким популярным, пришло к нему сравнительно поздно. К тому времени он уже был известным и состоявшимся литературным критиком, книги Корнея Чуковского многие знали и любили.

Только в 1916 году герой нашей статьи написал свою первую сказку "Крокодил" и выпустил сборник под названием "Елки". В 1923 году выходят знаменитые сказки "Тараканище" и "Мойдодыр", а еще через год "Бармалей.

"Мойдодыр" Корнея Чуковского был написан за два года до издания. Уже в 1927 году по этому сюжету был снят мультфильм, позже мультипликационные фильмы выходили в 1939 и 1954 годах.

В "Мойдодыре" Корнея Чуковского повествования ведется от лица маленького мальчика, от которого внезапно начинают убегать все его вещи. Ситуацию разъясняет умывальник по имени Мойдодыр, который объясняет ребенку, что все вещи от него бегут только потому, что он грязнуля. По приказу властного Мойдодыра мыло и щетки набрасываются на мальчика и насильно его моют.

Мальчик вырывается и выбегает на улицу, за ним гонится мочалка, которую съедает прогуливающийся Крокодил. После Крокодил грозится съесть и самого ребенка, если тот не начнет следить за собой. Стихотворная сказка завершается гимном чистоте.

Классика детской литературы

Стихи Корнея Чуковского, написанные в этот период, становятся классикой детской литературы. В 1924 году он пишет "Муху-цокотуху" и "Чудо-дерево". В 1926 году появляется "Федорино горе" Корнея Чуковского. Это произведение по замыслу похоже на "Мойдодыра". В этой сказке Корнея Чуковского главная героиня - бабушка Федора. От нее сбегает вся посуда и кухонная утварь, потому что она за ними не следила, вовремя не мыла и не убиралась в своем доме. Есть много знаменитых экранизаций произведений Корнея Чуковского. На эту сказку в 1974 году был снят Наталией Червинской одноименный мультфильм.

В 1929 году писатель пишет сказку в стихах про доктора Айболита. Корней Чуковский выбрал главным героем своего произведения врача, который отправляется в Африку, чтобы лечить заболевших зверей на реке Лимпопо. Помимо мультфильмов Наталии Червинской 1973 года и Давида Черкасского 1984 года, по этой сказке Корнея Чуковского был снят фильм Владимиром Немоляевым по сценарию Евгения Шварца в 1938 году. А в 1966 году вышел комедийный артхаусный приключенческий музыкальный фильм Ролана Быкова "Айболит-66".

Отречение от собственных произведений

Детские книги Корнея Чуковского этого периода выходили большими тиражами, но не всегда считались отвечающими задачам советской педагогики, за что их постоянно критиковали. Среди редакторов и литературных критиков даже возник термин "чуковщина" - так обозначали большинство стихов Корнея Чуковского. Писатель соглашается с критикой. На страницах "Литературной газеты" он отрекается от всех своих детских произведений, заявляя, что намерен начать новый этап своего творчества, написав сборник стихов "Веселая колхозия", но так его никогда и не закончил.

По стечению обстоятельств, его младшая дочь заболела туберкулезом практически одновременно с его отречением в "Литературной газете" от своих произведений. Сам поэт считал ее смертельную болезнь возмездием.

Мемуары и военные сказки

В 30-е годы в жизни Чуковского появляется новое увлечение. Он изучает детскую психику, особенно то, как малыши овладевают речью. Как литературоведа и поэта, это крайне интересует Корнея Ивановича. Его наблюдения за детьми и их словесным творчеством собраны в книге "От двух до пяти". Корней Чуковский этот психолого-публицистическое исследование, изданное в 1933 году, начинает с главы о детском языке, проводя многочисленные примеры невероятных словосочетаний, которые используют малыши. Их он называет "лепыми нелепицами". При этом он рассуждает о поразительном таланте детей воспринимать огромное количество новых элементов и слов.

Литературоведы пришли к выводу, что его исследования в области детского словообразования стали серьезным вкладом в развитие отечественной лингвистики.

В 1930-е годы советский писатель и поэт Корней Чуковский пишет мемуары, работу над которыми не оставляет до конца своей жизни. Публикуют их уже посмертно под названием "Дневники 1901-1969".

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был эвакуирован в Ташкент. В 1942 году он пишет сказку в стихах "Одолеем Бармалея!". По сути, это военная хроника противостояния небольшой страны Айболитии против звериного царства Свирепии, которая наполнена сценами насилия, безжалостностью к врагу, призывами к мести. В тот момент именно такое произведение было востребовано читателями и руководством страны. Но когда в 1943-м в войне наметился перелом, на саму сказку и ее автора начались откровенные гонения. В 1944 году ее даже запретили и не переиздавали более 50 лет. В наше время большинство критиков признают, что "Одолеем Бармалея!" - один из главных творческих провалов Чуковского.

В 1960-е годы герой нашей статьи задумывает издать пересказ Библии для детей. Работы осложнялась существовавшей в то время антирелигиозной позицией советских властей. Например, цензоры требовали, чтобы слова "евреи" и "Бог" не упоминались в этом произведении. В результате был придуман волшебник Яхве. В 1968 году книга все-таки вышла в издательстве "Детская литература" под названием "Вавилонская башня и другие древние легенды".

Но в продажу книга так и не поступила. В последний момент весь тираж изъяли и уничтожили. Как позже утверждал один из ее авторов Валентин Берестов, причина была в начавшейся в Китае культурной революции. Хунвейбины подвергли критике Чуковского за то, что он засоряет детские головы "религиозными бреднями".

Последние годы

Последние годы Чуковский провел на своей даче в Переделкино. Он был всеобщим любимцем, получившим всевозможные литературные премии. В то же время умудрялся поддерживать контакты с диссидентами - Павлом Литвиновым, Александром Солженицыным. К тому же, видным правозащитником и диссидентом стала одна из его дочерей.

На свою дачу он постоянно приглашал окрестных детей, читал для них стихи, беседовал о всевозможных вещах, приглашал знаменитостей, среди которых были поэты, писатели, летчики и знаменитые артисты. Те, кто бывал на этих встречах в Переделкино, до сих пор с добротой и теплотой вспоминают о них, хоть уже и прошло с тех пор много лет.

Корней Иванович Чуковский скончался от вирусного гепатита в 1969 году там же, в Переделкино, где и прожил большую часть своей жизни. Ему было 87 лет. Похоронен на местном кладбище.

Русский писатель и поэт, доктор филологических наук, наиболее известен своими произведениями для детей («Айболит», «Мойдодыр» и др.). Лауреат Ленинской Премии (1962).

Биография

Родился 19 марта 1882 года в Петербурге в семье крестьянки Екатерины Корнейчуковой и студента Эммануила Левенсона. Его родители прожили вместе несколько лет, однако официально свои отношения не оформляли. Когда Николаю было два года, отец ушел из семьи, и они с матерью переехали в Одессу. Какое-то время Николай Корнейчуков учился в Одесской гимназии, из которой, как утверждал сам писатель, был отчислен из-за низкого происхождения. Параллельно Николай занимался самообразованием, изучал английский язык. Вскоре после начала литературной деятельности стал использовать псевдоним «Корней Чуковский», который после революции принял в качестве официального имени и фамилии.

В 1901 году Чуковский начал печататься в газете «Одесские новости». В 1902 году в качестве корреспондента газеты был направлен в Лондон, где прожил около года. По возвращении в Россию поселился в Петербурге.

В 1903 году женился на Марии Арон-Беровне Гольдфельд (1880-1955). Их дети: писатель и переводчик Николай (1904-1965), писатель и диссидент Лидия (1907-1996), Борис (1910-1941), Мария (1920-1931).

В 1905 году Чуковский начал издавать сатирический журнал «Сигнал», однако после 4 выпусков издание было закрыто, а сам Чуковский попал под суд за «Оскорбление величества», однако был оправдан.

В 1906 году Чуковский переезжает в финское местечко Куоккала (ныне - Репино в Ленинградской обл.), где знакомится с художником Ильей Репиным, писателем Владимиром Короленко, поэтом Владимиром Маяковским и др. В это время Чуковский начинает заниматься литературной критикой, критикуя «бульварную литературу» и защищая футуристов от нападок традиционных критиков. В 1916 году Чуковский вместе с делегацией Государственной Думы посещает Англию. В 1917 году пишет предисловие к книге Джона Паттерсона «С Еврейским отрядом в Галлиполи». В это же время он начинает заниматься детской литературой, издав в 1916 году сборник «Ёлка» и написав в том же году сказку «Крокодил».

После революции Чуковский продолжает заниматься литературной критикой. В 1917 году он начинает многолетнюю работу над монографией о Некрасове, за которую в 1962 году он удостоится Ленинской премии. В 1926 году под его редакцией выходит первое в Советском Союзе собрание сочинений писателя. В 20-х годах Чуковский продолжает заниматься сказками, выпустив в 1923 году «Мойдодыра» и «Тараканище», а в 1924-м - «Бармалея». Однако в 1928 году детские произведения Чуковского подверглись критике со стороны Надежды Крупской, из-за чего он был вынужден более чем на десять лет прервать работу над сказками.

В 1930-х годах Чуковский активно занимался переводами английских и американских авторов на русский язык (М. Твен, О. Уайльд, Р. Киплинг и др.). В 1936 году была издана его монография «Искусство перевода».

В послевоенные годы Чуковский, ставший к тому времени обладателем Ордена Ленина и Ленинской Премии, жил большей частью в своей даче в Переделкино. В 1968 году вышла в свет его книга «Вавилонская башня и другие древние легенды», представлявшая собой адаптацию Библии для детей. Однако после скандала практически весь тираж книги был конфискован и уничтожен.

Творчество

Собачье царство (1912)

Крокодил (1916)

Тараканище (1921)

Мойдодыр (1923)

Муха-Цокотуха (1924)

Чудо-дерево (1924)

Бармалей (1925)

Путаница (1926)

Телефон (1926)

Федорино горе (1926)

Айболит (1929)

Топтыгин и Лиса (1934)

Одолеем Бармалея! (1942)

Приключения Бибигона (1945—1946)

Английские народные песенки

Краденое солнце

Приключения белой мышки

Топтыгин и Луна

Цыплёнок

Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»

Филологические работы:

Искусство Перевода, М., 1936.

Живой как жизнь, М., 1962.

Литературоведческие работы:

От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики. СПб., 1908.
Мастерство Некрасова. М., 1952.

Часть сказок Чуковского была экранизирована, некоторые из них неоднократно:

1927 — м/ф «Тараканище»

1939 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)

1939 — м/ф «Лимпопо» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)

1941 — м/ф «Бармалей» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)

1943 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Иван Иванов-Вано)

1944 — м/ф «Телефон» (реж. Михаил Цехановский) — изображён художником в качестве автора

1946 — м/ф «Павлиний хвост» (реж. Леонид Амальрик, Владимир Полковников)

1954 — м/ф «Мойдодыр» (реж. Иван Иванов-Вано)

1960 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Дёжкин)

1963 — м/ф «Тараканище» (реж. Владимир Полковников)

1966 — «Айболит-66» (реж. Ролан Быков)

1973 — м/ф «Айболит и Бармалей» (реж. Наталия Червинская)

1974 — м/ф «Федорино горе» (реж. Наталия Червинская)

1974— м/ф «Путаница» («Весёлая карусель» № 6)

1976 — м/ф «Муха-Цокотуха» (реж. Борис Степанцев)

1978 — м/ф «Краденое солнце» (реж. Натан Лернер)

1981 — м/ф «Бибигон»

1982 — м/ф «Путаница»

1983 — м/ф «От двух до пяти»

1984 — м/ф «Ваня и крокодил»

1985 — м/ф «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский)

1985 — м/ф «Чудо-дерево» («Весёлая карусель» № 16)

1985 — к/м «Телефон» (реж. Игорь Минаев)

Память

В честь Корнея Чуковского названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Чебоксарах и Одессе. Памятник писателю установлен вблизи его дома-музея в Переделкино. Кроме этого известен целый ряд монументов, посвященных персонажам сказок Чуковского. Например, памятник Мойдодыру можно встретить в Москве, Казани и Великом Новгороде. Памятник Айболиту - в Анапе и Вильнюсе. Самый известный из подобных монументов - фонтан «Бармалей» в Сталинграде, ставший одним из символов Сталинградской битвы. В 1950-х годах фонтан был снесен, в настоящее время в Волгограде находится две неточные реплики.

Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами - отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.

Название Время Популярность
04:57 90001
01:50 5000
03:55 4000
00:20 3000
00:09 2000
00:26 1000
00:19 1500
00:24 2700
02:51 20000
09:32 6800
03:10 60000
02:30 6500
18:37 350
02:14 2050
00:32 400
00:27 300
03:38 18000
02:28 40000
02:21 200
04:14 30001
00:18 100
00:18 50
00:55 15000

Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится. В этом разделе сказки Чуковского читать можно сразу на сайте, а можно скачать в форматах.doc или.pdf любое из произведений.

О Корнее Ивановиче Чуковском

Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в Санкт-Петербурге. При рождении ему было дано другое имя: Николай Васильевич Корнейчуков. Мальчик был незаконнорожденным, за что жизнь не раз ставила его в затруднительные положения. Отец оставил семью, когда Николай был ещё совсем маленьким, и он вместе с мамой переехал в Одессу. Однако и там его ждали неудачи: из гимназии будущего писателя отчислили, так как он пришел “из низов”. Жизнь в Одессе была несладкой для всей семьи, дети часто недоедали. Николай всё же проявил силу характера и сдал экзамены, подготовившись к ним самостоятельно.

Свою самую первую статью Чуковский опубликовал в “Одесских новостях”, а уже в 1903 году, через два года после первой публикации, молодой писатель отправился в Лондон. Там он прожил несколько лет, работая корреспондентом и изучая английскую литературу. После возвращения на родину, Чуковский издает свой журнал, пишет книгу воспоминаний и к 1907 году становится известным в литературных кругах, правда пока не как писатель, а как критик. Очень много сил Корней Чуковский потратил на написание произведений о других авторах, некоторые из них довольно известны, а именно, о Некрасове, Блоке, Ахматовой и Маяковском, о Достоевском, Чехове и Слепцове. Эти издания внесли вклад в литературный фонд, но не принесли известности автору.

Стихи Чуковского. Начало карьеры детского поэта

Всё же Корней Иванович остался в памяти как детский писатель, именно детские стихи Чуковского внесли его имя в историю на долгие годы. Сказки автор начал писать довольно поздно. Первая сказка Корнея Чуковского – это Крокодил, была написана в 1916 году. Мойдодыр и Тараканище вышли уже только в 1923.

Не многие знают, что Чуковский был прекрасным детским психологом, он умел чувствовать и понимать детей, все свои наблюдения и познания он подробно и весело описал в особенной книге “От двух до пяти”, которая впервые была издана в 1933 году. В 1930 году, пережив несколько личных трагедий, писатель основное время стал уделять написанию мемуаров и переводу произведений иностранных авторов.

В 1960-ые годы Чуковский загорелся идеей изложения Библии на детский лад. К работе были привлечены и другие литераторы, однако первое издание книги было полностью уничтожено властью. Уже в 21 веке, эта книга была издана, и найти её можно под названием “Вавилонская башня и другие библейские предания”. Последние дни своей жизни писатель провел на даче в Переделкино. Там он встречался с детьми, читал им собственные стихи и сказки, приглашал известных людей.

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) - русский и советский поэт, критик, литературовед, переводчик, публицист, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе. Один из первых в России исследователей феномена массовой культуры. Читателям больше всего известен как детский поэт. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (по старому стилю 19) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге.

В его метрике значилось имя матери - Екатерина Осиповна Корнейчукова; далее шла запись - «незаконнорожденный».

Отец, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского, через три года после рождения Коли оставил ее, сына и дочь Марусю. Они переехали на юг, в Одессу, жили очень бедно.

Николай учился в одесской гимназии. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса. Из пятого класса гимназии Чуковский был исключен, когда по специальному указу (известному как «указ о кухаркиных детях») учебные заведения освобождались от детей «низкого» происхождения.

Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете «Одесские новости». Он писал статьи на самые разные темы - от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу - стал корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности. Он был командирован «Одесскими новостями» в Лондон, где соврешенствовал свой английский язык.

В 1903 году женился на двадцатитрехлетней одесситке, дочери бухгалтера частной фирмы, Марии Борисовне Гольдфельд. Брак был единственным и счастливым. Из четверых родившихся в их семье детей (Николай, Лидия, Борис и Мария) долгую жизнь прожили только двое старших - Николай и Лидия, сами впоследствии ставшие писателями. Младшая дочь Маша умерла в детстве от туберкулёза. Сын Борис погиб на войне в 1941 году; другой сын Николай тоже воевал, участвовал в обороне Ленинграда. Лидия Чуковская (родилась в 1907) прожила длинную и трудную жизнь, подвергалась репрессиям, пережила расстрел мужа, выдающегося физика Матвея Бронштейна.

В Англию Чуковский едет с женой - Марией Борисовной. Здесь будущий писатель провел полтора года, посылая в Россию свои статьи и заметки, а также почти ежедневно посещая бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал запоем английских писателей, историков, философов, публицистов, тех, кто помогал ему вырабатывать собственный стиль, который потом называли «парадоксальным и остроумным». Он знакомится с

Артуром Конан Дойлем, Гербертом Уэллсом, другими английскими писателями.

В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры «Сигнал». За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала «Весы». К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л.Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах («Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания», 1940; «Из воспоминаний», 1959; «Современники», 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем. В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях «От Чехова до наших дней», в 1914 - «Лица и маски».

Постепенно имя Чуковского становится широко известным. Его острые критические статьи и очерки печатались в периодике, а впоследствии составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922).

В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником Репиным и писателем Короленко. Также писатель поддерживал контакты с Н.Н. Евреиновым, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.В. Маяковским. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей — от Репина до А.И. Солженицына, — со временем превратился в бесценный культурный памятник. Здесь он прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о А. Вербицкой, Л. Чарской, книга «Нат Пинкертон и современная литература» и др.) Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др. Чуковский — первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер.

В Куоккале семья живет вплоть до 1917 г. У них уже трое детей - Николай, Лидия (впоследствии оба стали известными писателями, а Лидия - еще и известным правозащитником) и Борис (погиб на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны). В 1920 г., уже в Петербурге, родилась дочь Мария (Мура - она была «героиней» многих детских стихов Чуковского) умершая в 1931 г. от туберкулеза.

В 1916 г. по приглашению Горького Чуковский возглавляет детский отдел издательства «Парус». Тогда же он сам начинает писать стихи для детей, а затем и прозу. Стихотворные сказки «Крокодил » (1916), «Мойдодыр » и «Тараканище » (1923), «Муха-цокотуха » (1924), «Бармалей » (1925), «Телефон » (1926) «Айболит » (1929) - остаются любимым чтением нескольких поколений детей. Однако в 20-е и 30-е гг. они подвергались жесткой критике за «безыдейность» и «формализм»; бытовал даже термин «чуковщина».

В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти», которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы» и только в 3-ем издании книга получила название «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

А через много лет Чуковский вновь выступил как лингвист - написал книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), где зло и остроумно обрушился на бюрократические штампы, на «канцелярит».

Вообще в 10-е - 20-е гг. Чуковский занимался множеством тем, которые так или иначе нашли продолжение в его дальнейшей литературной деятельности. Именно тогда (по совету Короленко) он обращается к творчеству Некрасова, выпускает несколько книг о нем. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова с научными комментариями (1926). А итогом многолетней исследовательской работы стала книга «Мастерство Некрасова» (1952), за которую в 1962 г. автор получает Ленинскую премию.

В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти», которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы» и только в 3-ем издании книга получила название «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Еще в 1919 г. выходит первая работа Чуковского о мастерстве перевода - «Принципы художественного перевода». Эта проблема всегда оставалась в фокусе его внимания - свидетельство тому книги «Искусство перевода» (1930, 1936), «Высокое искусство» (1941, 1968). Он и сам был одним из лучших переводчиков - открыл для русского читателя Уитмена (которому также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Киплинга, Уайльда. Переводил Шекспира, Честертона, Марка Твена, О"Генри, Артура Конан Дойла, пересказал для детей «Робинзона Крузо», «Барона Мюнхаузена», многие библейские сюжеты и греческие мифы.

Чуковский изучал также русскую литературу 1860-х годов, творчество Шевченко, Чехова, Блока. В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других.

В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, тогда же, к 75-летию, ему вручают орден Ленина. А в 1962 г. он получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Сложность жизни Чуковского - с одной стороны, известного и признанного советского писателя, с другой - человека, многое не простившего власти, многое не приемлющего, вынужденного скрывать свои взгляды, постоянно тревожащегося за дочь-»диссидентку» - все это открылось читателю лишь после публикации дневников писателя, где были вырваны десятки страниц, а о некоторых годах (вроде 1938) не было сказано ни слова.

В 1958 г. Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии; после этого крамольного визита к соседу по Переделкину его заставили писать унизительное объяснение.

В 1960-х годах К. Чуковский затеял также пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году.

Корней Иванович был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об «Одном дне Ивана Денисовича», дал писателю кров, когда тот оказался в опале, гордился дружбой с ним.

Долгие годы Чуковский жил в писательском поселке Переделкино под Москвой. Здесь он часто встречался с детьми. Сейчас в доме Чуковского работает музей, открытие которого также было связано с большими сложностями.

В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом, выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!»

Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкино (подмосковье), где он прожил большую часть жизни, ныне там действует его музей.

«Детский» поэт Чуковский

В 1916 Чуковский составил сборник для детей «Ёлка». В 1917 г. М.Горький предложил ему возглавить детский отдел издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь маленьких детей и записывать их. Из этих наблюдений родилась книга «От двух до пяти» (впервые вышла в 1928), которая представляет собой лингвистическое исследование детского языка и особенностей детского мышления.

Первая детская поэма «Крокодил » (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.

За этой поэмой последовали другие произведения для детей: «Тараканище » (1922), «Мойдодыр » (1922), «Муха-Цокотуха » (1923), «Чудо-дерево » (1924), «Бармалей » (1925), «Телефон » (1926), «Федорино горе » (1926), «Айболит » (1929), «Краденное солнце » (1945), «Бибигон » (1945), «Спасибо Айболиту » (1955), «Муха в бане » (1969)

Именно сказки для детей стали причиной начатой в 30-е гг. травли Чуковского , так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Н.К. Крупской. В 1929 г. его заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора.

Для детей младшего школькного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек », «Дженни », «Котауси и Мауси » и др.). В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Робинзона Крузо« Д.Дефо, с «Маленьким оборвышем» малоизвестного Дж. Гринвуда; для детей Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена. Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном поселке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг., часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Чуковский пришел к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей. «Библиотеку я построил, хочется до конца жизни построить детский сад», - говорил Чуковский.

Прототипы

Неизвестно, были ли прототипы у героев сказок Чуковского . Но существуют довольно правдоподобные версии возникновения ярких и харизматичных персонажей его детских сказок.

В прототипы Айболита годятся сразу два персонажа, один из которых был живым человеком, доктором из Вильнюса. Его звали Цемах Шабад (на русский манер - Тимофей Осипович Шабад). Доктор Шабад, окончив медицинский факультет Московского университета в 1889 г, добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Добровольно поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры. Вернувшись в Вильнюс (в начале двадцатого века - Вильно) бесплатно лечил бедняков, кормил детей из бедных семей, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных птиц, которых ему приносили с улицы. С Шабадом писатель познакомился в 1912 году. Он дважды побывал в гостях у доктора Шабада и сам лично назвал его прототипом доктора Айболита в своей статье в «Пионерской правде».

В письмах Корней Иванович, в частности, рассказывал: «...Доктор Шабад был очень любим в городе, потому что лечил бедняков, голубей, кошек... Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей - ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

В воспоминаниях Корнея Чуковского сохранилась другая история о маленькой девочке из бедной семьи. Доктор Шабад поставил ей диагноз «систематическое недоедание» и сам принес маленькой пациентке белую булку и горячий бульон. На следующий день в знак благодарности выздоровевшая девчушка принесла доктору в подарок своего любимого кота.

Сегодня в Вильнюсе установлен памятник доктору Шабаду.

Существует и другой претендент на роль прототипа Айболита - это доктор Дулитл из книги английского инженера Хью Лофтинга. Находясь на фронте Первой мировой войны, он придумал сказку для детей о докторе Дулитле, умевшем лечить разных животных, общаться с ними и воевать со своими врагами - злыми пиратами. История доктора Дулитла появилась в 1920 году.

Долгое время считали, что в «Тараканище » изображен Сталин (Таракан) и сталинский режим. Искушение провести параллели было очень сильным: Сталин был невысокого роста, рыжий, с пышными усами (Таракан - «жидконогая козявочка, букашечка», рыжий с большими усами). Ему покоряются и его боятся большие сильные звери. Но «Тараканище» был написан в 1922 г., Чуковский мог не знать о важной роли Сталина и, тем более, не мог изображать режим, набравший силу в тридцатые годы.

Почетные звания и награды

    1957 - Награждён орденом Ленина; присвоена ученая степень доктора филологических наук

    1962 - Ленинская премия (за книгу «Мастерство Некрасова»,вышедшую в 1952 г.); звание почетного доктора литературы Оксфордского университета.

Цитаты

    Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружье в пианино, на котором он будет играть.

    Детский писатель должен быть счастлив.

    Начальство при помощи радио распространяет среди населения разухабистые гнусные песни - дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама.

    Чем старше женщина, тем больше в ее руках сумка.

    Все, чего хочется обывателям, - они выдают за программу правительства.

    Когда тебя выпускают из тюрьмы и ты едешь домой, ради этих минут стоит жить!

    Единственное, что прочно в моем организме - это вставные зубы.

    Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство, даже из интеллигентов, делает свое дело без нее.

    В России надо жить долго.

    Кому велено чирикать, не мурлыкайте!