Прекрасная царевна и счастливый карла. Зимнее путешествие в дремучий лес сказка

«Николай Михайлович Карамзин. Дремучий лес. Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, ...»

Николай Михайлович Карамзин.

Дремучий лес.

Сказка для детей, сочинённая в один день на следующие заданные слова – балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка. Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе.

Вечер сумрачен. Грозные облака мчатся по синему небу. Там, на западе, образуется чёрная туча. Ветер воет среди развалин нашей древней церкви. Всё уныло, всё печально!

Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную, и минувшее превратил для вас в настоящее. Не правда ли? – Хорошо, слушайте.

Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Вы слышите глухой шум дерев, потрясаемых ветром, – и чувствуете хлад ужаса в сердцах своих. Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Никто не прокладывал в нём ни дорожки, ни тропинки; дикие звери жили в его мрачных пустынях, и томный странник в самый жаркий полдень не смел искать прохлады в густой сени его.

Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем, лесу – надобно знать, что ему не было другого имени», – издавна жил и царствовал один злой волшебник или чародей, кум и друг адского Велзевула. Часто, в глубокую полночь вылетали оттуда пламенные шары, носились по мрачному воздуху и вдруг с треском исчезали.



Часто при свете луны, когда поселяне издали смотрели на лес, расхаживало между деревами какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя саженей на сто. Сверх того, случалось несколько тысяч раз, что молодые лошади, которые, будучи смелее людей, заходили иногда в чащу бора, возвращались домой все в ранах, все в крови; и деревенские жители, по естественной логике заключали, что один злой чародей, кум Велзевулов, мог искусать их таким немилосердным образом. – Вы согласитесь, друзья мои, что это было, в самом деле, очень, очень страшно.

Не знаю, как называлась наша деревня в то время, о котором говорю я, но знаю, что в ней жили тогда под кровлею смиренной хижины добрый старик и добрая старушка, муж и жена, в мире и согласии, по закону Небесному, закону чистой совести, жили счастливо, как Филемон и Бавкида, с тою разницею, что фригийские супруги не имели детей, а у наших был сын, Ангел красотою, голубь смирением, и – в двадцать лет – старик разумом. Зависть находила в нём только один порок, а именно тот, что он не любил женщин и не думал искать себе невесты, к великому огорчению всех деревенских красавиц, которые, имея чувствительные сердца, не могли смотреть равнодушно на бело-румяное лицо, чёрные глаза, величавую осанку и прямой стан любезного юноши. Тщетно приступали к нему отец и мать; тщетно говорили ему: «Обрадуй нас в глубокой старости, сын бесценный, обрадуй нас своею женитьбою. Ах! Ужели никогда милые внучата не будут играть на коленях наших?» – «Любезные родители! – отвечал он сквозь слёзы. – Не мучьте вашего бедного сына; ради Бога не мучьте его! Я готов умереть за вас; но только не могу жениться без сердечной склонности. Что мне делать? Наши красавицы не прельщают меня. Будем ждать суженой невесты, любезные родители, и молиться Богу!» – Что делать? Добрые старики вздыхали и молились Богу.

Теперь – слушайте со вниманием!.. В одну ночь, когда добрый старик, добрая старушка и добрый сын их наслаждались тихим и покойным сном, раздался в хижине гремящий голос и сказал родителям: «Пошлите сына в дремучий лес; там найдёт он своё и ваше благополучие» – а сыну: «Поди в дремучий лес; там найдёшь своё и родителей твоих благополучие». Старики проснулись с трепетом; но молодой человек открыл глаза с улыбкою и сказал отцу и матери: «Вы слышали Небесный голос, голос моего Ангела хранителя; надобно ему повиноваться, надобно идти в дремучий лес». – «Идти в дремучий лес! – воскликнули с ужасом добрые старики. – Любезный сын! Что говоришь ты? Там верная смерть ожидает тебя. Нет, не Ангел хранитель твой, а какой-нибудь злой, адский дух, желающий гибели нашей, произнёс такие ужасные слова». – Молодой человек не хотел переменить своих мыслей, и наконец, положено было ждать дальнейших происшествий. – Что же? Другая ночь наступила, и тот же голос раздался в хижине: слова были те же: «Поди в дремучий лес!» Опять затрепетали родители, и молодой человек с прежнею улыбкою сказал им: «Видите!» – Третья ночь наступила: тот же голос, те же слова, с прибавлением: «Горе неимущим веры!» – Тогда отец и мать, несмотря на ужас свой, несмотря на боязливую любовь к милому сыну, ощутили необходимость повиноваться Небу. Воля Его была явна и несомнительна: какой злой, адский дух мог говорить о святой вере? Молодой человек увещевал их иметь полную доверенность к темным путям вышней Премудрости; старался успокоить их весёлым видом своим и доказывал, что дремучий лес может быть страшен для других, а не для него.

Наконец, родители, заплакав горько, согласились расстаться с любимцем души своей. Нежная мать отпустила с ним всё нужное для дороги и надела ему на шею маленький образ, которым благословила её покойная бабушка и который хранил их смиренное жилище не хуже того, как статуя Минервина хранила некогда великолепную Трою. Добрый старик положил обе руки на голову юноше, взглянул на небо и сказал: «Ты будь щитом его!» – Они расстались... на рассвете дня, самого прекрасного из весенних. Родители стояли неподвижно и глядели на своего милого, который с посохом в руке шёл прямо к дремучему лесу, не зная точно, за каким делом. Уже он скрылся от глаз их... Но они всё смотрели; смотрели на мрачный бор, который казался им мрачнее и грознее, нежели когда-нибудь.

Но нам, друзья мои, не должно оставлять юного Героя. Будучи добр и невинен в сердце своём, без всякого ужаса приближался он к лесу – вступил в него – и (следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал) вышел сквозь густоту дерев на зелёный луг, где цветы благоухали, светлые ручейки журчали и белые козы щипали мураву вокруг прекрасного сельского домика, обсаженного малиновыми и смородинными кустами. Но молодой человек забыл и цветы, и ручьи, и белых коз, и сельский домик, когда увидел вдруг перед своими глазами... «Какое-нибудь чудовище? – думаете вы.

– Какого-нибудь дракона, змея, крокодила или злого волшебника, в высокой шапке, верхом на летучей мыши?»...Нет, друзья мои! Совсем иное, совсем другое. Он увидел – юную, прекрасную женщину (в лёгком белом платье с золотым поясом), которая похожа была не на Венеру, но на Ангела непорочного. Она приблизилась к юноше, взглянула на него большими светлыми голубыми глазами, в коих изображалась вместе и кротость сердечная, и трогательная горесть, поклонилась ему, взяла с нежностью за руку и, не говоря ни слова, повела его к сельскому домику. Мог ли он нейти с нею? Мог ли чего-нибудь страшиться, видя её прелести и любезность, печать Небесного благоволения, зеркало красот душевных? Уже сердце его нежно влеклося к её сердцу; уже горесть её трогала его душу; уже хотел он спросить о причине слёз, блиставших на её ресницах... Но тут другое явление представилось глазам его.

Под тенью древнего дуба, омрачавшего домик своими густыми ветвями, сидел беловласый почтенный старец в длинной тканой одежде, какую горные шотландские ветры развевали некогда на священных Друидах и Бардах, современниках Оссиановых. Он воззрел на юношу очами томными...но в них сияли ещё искры небесного огня, пламенеющего в сердце мужей великих... воззрел и, простирая к нему свои объятия, сказал тихим, но внятным голосом: «Небо посылает тебя, о добродетельный юноша! в сию уединённую пустыню, да будешь свидетелем моей смерти и обладателем сокровища, которое достойно первейшего из царей земных, но которого не все цари земные достойны. Приблизься к моему сердцу, да обниму тебя вместе с сею любезною дщерью, любимецею души моей, которую благое Провидение назначило тебе в супруги. Она будет любить тебя, ты будешь любить её, и мирное счастье увенчает дни ваши. Знай, сын мой – ибо мне дано уже священное право называть тебя сим

именем, – знай, что я был одним из оных смертных, которым Божество благоволит открывать вечную премудрость свою и тайны чудесной Природы, да поклоняются они Его величию в восторге душ своих. Здесь, удалённый от суеты мирской, удалённый от злых и развращённых людей, в безмолвной тишине уединения, я вникал духом в законы небесные, правящие вселенною. Но и земные радости веселили душу мою. Я наслаждался оным нежным, сердечным союзом, без коего нет для смертных истинного благополучия; наслаждался любовью милой, добродетельной супруги, которую видишь ты в цветущем образе её дочери. Но давно уже переселилась она в обители небесные: я спешу там соединиться с нею новым союзом. Пришёл час мой – чувствую хладную руку смерти – острая коса её сверкает пред очами моими. Все живущие под солнцем должны рано или поздно в прах обратиться. Я предвидел конец свой и только об участи милой дочери моей сокрушался: невинность оставалась сиротою в мире. Я молился – излил душу свою пред вечною Благостию – и Милосердный услышал моление чистого сердца: Он обещал послать добродетельного супруга моей любезной – глас Неба возвестил мне время, в которое надлежало тебе явиться в нашей пустыне. Сие мирное уединение должно быть вовеки твоим обиталищем; здесь будешь иметь всё нужное для умеренной и покойной жизни. Приведи сюда родителей твоих: пусть некогда и они лежат в земле подле супруги моей, вместе со мною, на берегу святого источника, в тени сего древнего дуба, где я так часто углублялся в священные размышления!.. Провидению не угодно включить тебя в число мудрецов земных; но Оно включает тебя в число добрых – сего довольно, – не жалуйся на судьбу свою. Ты не почувствуешь никогда оных неизъяснимых горестей и внутренних терзаний, которые по закону Всевышнего бывают долею многоведения... Грядущее отверзается пред моим взором... Зрю времена ужаса и страха, зрю веки гибели и клятвы, среди просвещения и величайших успехов разума человеческого. Ещё далеки времена сии; но они придут. Бледная злоба, вооружённая смертоносным кинжалом, будет свирепствовать на земном шаре и разить слабых; реки потекут кровью, и стенания несчастных заглушат бурю. Добрые и праведные осыплют пеплом главы свои, закроют лица и обольются горькими слезами... Но и тогда найдутся ещё тихие убежища для миролюбивой добродетели. Таким образом, чувствительное семейство, общество нежнейших друзей, удаляясь от шумного мира, поселится некогда близ сего дремучего леса, которого ночь озарится со временем лучами света; здесь, не взирая на всемирный мятеж, насладится оно любовью и святою дружбою... Глаза мои темнеют; слова замирают на устах моих... Простите. Бог не оставит вас, милые дети. Обнимите меня... хладеющее сердце моё чувствует ещё теплоту вашего... Простите... умираю». – И святой муж скончался, подобно как тихий свет зари вечерней умирает под мантиею ночи.

Не буду говорить вам о слезах нежной дочери, которые вместе со слезами доброго юноши лились на хладное тело старца; но души не было в сём теле, и земля требовала его в недра свои. Смертные остатки бессмертного мужа, сообразно с его волею, погреблися на берегу светлого источника, в тени древнего дуба, подле гроба его супруги. Предание говорит, что в самую ту минуту раздалася в лесу небесная музыка и что её гармонические звуки тихо исчезли в вышних пространствах воздуха.

Трогательные и торжественные слова умирающего отца; его нежные взоры, обращаемые то на милую дочь, то на доброго юношу; имя любезных детей, которым он называл их вместе, с любовью прижимая их друг к другу в своих хладеющих объятиях; наконец, последний взор его, который, так сказать, между ими делился, и горестный, священный обряд погребения, сливавший в одно их чувства, – всё питало, всё умножало взаимную страсть двух юных сердец, одно для другого сотворённых.Уже тенистый вечер готов был спуститься на землю, когда Герой ведя за руку любезную свою, явился глазам добрых стариков; расставшись с ним, они не хотели войти в хижину, стояли у ворот и ждали беспрестанно его возвращения. «Любезные родители! Вот моё, вот ваше благополучие! Вот оно!»... Он рассказал им всё.

Вы легко можете представить себе их удивление, их радость, Плакали, обнимались, говорили и не слыхали слов своих.

Но – подивитесь странной привязанности людей к наследственному крову, даже к самому низкому и бедному! – им не хотелось променять хижины своей на прекрасный домик дремучего леса. Одно чудо могло их к тому принудить: вдруг откуда ни взялся ветер, сорвал хижину и унёс из виду, так что ни малейшего следа её на земле не осталось. Делать было нечего; старики вздохнули, выронили капли две слёз и пошли, куда Небесная воля призывала их и где они лучше могли наслаждаться остатком дней своих. Что принадлежит до юных любовников, то блаженство их было совершенно; оно скончалось только вместе с их жизнью; и ещё сияло в мире, как заря вечерняя, – сияло в благополучии многочисленного их потомства.

Здесь заключается история дремучего леса.

«А злой волшебник; а пламенные шары, которые вылетали из лесу; а страшное чудовище, которое расхаживало наравне с соснами; а огненные глаза его, которые саженей на сто всё вокруг освещали; а молодые лошади, которые возвращались домой все в ранах, все в крови?» – Вы требуете изъяснения, друзья мои! Знайте же, что слух о злом волшебнике принадлежит к числу нелепых басен, до которых издавна охотники добрые люди; что пламенные шары составлялись из обыкновенных воздушных огней; что ужасное чудовище существовало только в воображении робких поселян, а светлые глаза его были не что иное, как маленькие червячки, которые в летние ночи блестят на траве и на деревьях; что молодых лошадей кусал в бору не кум Велзевулов, а сильный овод.

Примечание: Сказка «Дремучий лес» печатается по изданию: Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17.

Похожие работы:

«Тесты 1 курс. 1В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется буква е? A) к мо.му братишк., в замерзающ.й проруб. B) на треть.м экзамен., в усмиривш.мся течени. C) в древн.м племен., о подходящ.м материал. D) о краснеющ.й Наталь., на черствеющ.м хлеб. 2В каком ряду во всех словах...»

В рамках празднования 250 - летия историка и литератора Н. М. Карамзина детская библиотека - филиал МБУК «ОМЦБ» приняла участие в краевом конкурсе «Учимся истории России у Карамзина», проводимого ЗКУНБ им. А.С. Пушкина на лучший инновационный проект по продвижению книги и чтения.

Сегодня дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Но не всё так печально. Всё - таки огромной любовью пользуется у детейсказка . Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значениесказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень значима. Мы попытались в проекте отразить и творческое наследие Н.М. Карамзина, и значимость сказки, и занять досуг детей творчеством.



В рамках празднования 250 - летия Н.М. Карамзина читателям библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» было предложено поучаствовать в проекте «Читаем сказки Карамзина». Проект состоит из нескольких этапов. Сначала показали презентацию «Встреча с Карамзиным», ребята смогли познакомиться с основными вехами жизни и творчества, представить себе видеопортрет Карамзина. После показа презентации был проведен обзор книжной выставки «И будет имя жить его в России вечно». Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.

На следующем этапе продолжили нашу хорошую традицию - громкие чтения для детей. Юные читатели библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» слушают увлекательные и полезные истории, узнают много интересного из мира детской литературы.

К сожалению, в фонде библиотеки не оказалось сказок Карамзина, но мы распечатали их с Интернета. «У Карамзина есть сказки?» - удивлённо спрашивали ребята, не найдя их на книжной выставке. Вместе совершили путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича и узнали о судьбах героев этих сказок.

На 3 этапе приступили к самой творческой и интересной работе - иллюстрированию прочитанных сказок. Ребята выбрали две наиболее понравившиеся сказки. Обсуждая прочитанное, они выделили несколько эпизодов, на которые захотели нарисовать рисунки. Поскольку, ребята занимались творчеством в библиотеке, данный этап длился неделю. Мы объединили рисунки, (а у некоторых ребят это были просто раскраски) в книжки - панно « Дремучий лес» и «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Ребятам очень понравилось, они получили много положительных эмоций, собирая сказочные панно. В работе использовали и аппликацию, и квилинг, и многое другое.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом и умению слушать других.

Николай Михайлович Карамзин, русский историограф, литератор, родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии, в родовом поместье — селе Богородицком. Отец Карамзина был человек небогатый, принадлежал к среднему дворянству. Будущий реформатор получил первоначальное воспитание в родительском доме, без попечения матери, которая умерла очень рано.

Детские годы Карамзина прошли в деревне, на берегу великой русской реки Волги.

Из сил, влиявших в этот период на развитие характера и личность Карамзина, первое место принадлежит самой природе, которая наделила его чувствительностью в самой высокой степени. Эта чувствительность (сентиментальность), развившаяся в нем еще более от раннего чтения книг романтического содержания, сделалась преобладающей чертой в характере Карамзина. Она обнаружилась в нем с детства и не покидала его до самой смерти. Вся жизнь и деятельность Николая Михайловича проникнуты этой чувствительностью, и отчасти ей объясняются многие явления, факты и даже противоречия в жизни этого замечательного человека. Карамзин ввел так называемый «сентиментализм» и в русскую литературу и считается истинным представителем его.

Отец Карамзина, человек небогатый, не мог пригласить к сыну лучших учителей, поэтому будущему ученому пришлось овладевать азами грамотности у деревенского дьячка. Книги религиозного характера на славянском языке — вот что приходилось читать поначалу мальчику. Изучал Николай Михайлович и немецкий язык. Его наставником был доктор, немец, оказавший большое влияние на впечатлительного мальчика своим добрым и сердечным нравом.

Второй период образования Карамзина происходил в пансионе Шадена, профессора философии в Московском университете. Здесь он обучался иностранным языкам, слушал уроки нравственной философии от Шадена и посещал другие лекции. По окончании пансиона Карамзин думал довершить свое образование за границей, в Лейпцигском университете, но план этот почему-то не осуществился, и он, по-тогдашнему обычаю дворян, поступил на службу в гвардию. На службе он сошелся со своим земляком, баснописцем И.И.Дмитриевым, и по его примеру стал заниматься литературой, начал переводить с немецкого.

После смерти отца Карамзин вышел в отставку и уехал в Симбирск для устройства дел по наследству. Здесь он начал вести довольно рассеянную жизнь. К счастью, тогда в Симбирске находился И.Тургенев, весьма умный и образованный человек. Он с болью в душе видел, как тратится напрасно время даровитым человеком и стал уговаривать его поехать в Москву. Ему это удалось. В 1785 они прибыли в большой город. Там они вступили в кружок Новикова, тогдашнего русского общественного деятеля. Кружок Новикова имел громадное влияние на Карамзина. Время пребывания в нем можно считать третьим и чуть ли не самым важным периодом умственно-нравственного образования Карамзина. В этом кружке он сошелся с А.Петровым, человеком образованным и честным. Вместе с Петровым он принялся за издание «Детского Чтения». В течение пяти лет молодые литераторы издали двадцать частей «Детского чтения». Уже здесь Карамзин начал задумываться о красоте русской речи. Публика была в восхищении от его слога. В 1788 году издание «Детского Чтения» прекращается, а в 1789 году Карамзин осуществляет давно задуманный им план путешествия по Европе.

Он объехал всю Германию, Францию, Швейцарию и Англию. Плодом этого путешествия были его путевые заметки, известные под заглавием «Письма русского путешественника». Письма эти познакомили его соотечественников с Западом с русской точки зрения, сообщили много интересных сведений о европейских знаменитостях и, главное, показали образец неслыханного дотоле изящного языка. В отношении языка Карамзин, вообще говоря, оказал важную услугу русской литературе. Он, так сказать, «пересоздал» русский язык и по справедливости назван реформатором его. Реформа же эта состояла в следующем: он, во-первых, придерживался того взгляда, что нужно писать так, как говорят, и отрешился совершенно от тех узких рамок, в которые Ломоносов вынужден был поставить русскую речь, и этим уже окончательно способствовал отделению русского литературного языка от славянской речи — книжной речи; во вторых, он отстранил тяжелую латино-немецкую конструкцию и заменил ее более легкими французскими и английскими оборотами речи; в третьих, он вполне удачно привнес в русский язык много отдельных слов из иностранной литературной и русской народной речи.

Как и всякая реформа, карамзинская также встретила сильный отпор: явилась целая партия почитателей литературной старины во главе с Шишковым, которая явно восстала против Карамзина и его нововведений; но явились также и сторонники карамзинского слога и воззрений — и, таким образом, завязался литературный спор о языке. Сам Карамзин не принимал никакого участия в этом споре; он только прислушивался к обеим сторонам и пользовался дельными замечаниями. Возвратившись из Европы, Карамзин посвятил всю свою остальную жизнь литературе и принялся за издание журналов. Из них замечателен «Московский журнал», в котором помещались «Письма русского путешественника». Издавал он также много сборников под различными заглавиями. Но самый замечательный журнал, который он издавал — это был «Вестник Европы». Этот журнал замечателен по обширности программы, по успеху и влиянию, которое он оказал на русское общество. Заметно было, что Карамзин не довольствовался журнальной и издательской деятельностью. В 1803 году, когда мысль о капитальном труде, который служил бы великим памятником этому громкому литературному имени, конечно уже занимала его. В последней книжке «Вестника Европы» показалось, насколько он тяготился этой журнальной деятельностью и последующая его почти 25-летняя деятельность посвящена была «Истории России». Приступая к этому труду, Карамзин обращается к М.Н.Муравьеву, товарищу министра, известному покровителю просвещения. Через месяц после отправки письма император Александр I, одобрив идею, приказал выдавать Карамзину ежегодно по 2000 рублей ассигнациями и открыть свободный доступ в архивы государства, по званию историографа.

Через семь лет, то есть в 1810 году, Карамзин сделался лично известным императору Александру. В 1816 году Карамзин поднес императору первые восемь томов «Истории Государства Российского», был награжден орденом, и получил на издание его труда 60000 рублей ассигнациями. С того времени Карамзин жил в Петербурге, продолжая свой труд.

В 1823 году Карамзин претерпел сильную горячку, здоровье его стало расстраиваться, а беспрерывный труд расположил его к изнурительной чахотке, которая и открылась в 1826 году. Карамзин надеялся поправить свое здоровье путешествием в Италию. Государь, узнав об этом, пожаловал ему на дорогу большую сумму денег и повелел снарядить фрегат для отправления его на юг. Но Карамзин не дожил до этого и вскоре умер. Последние дни его были осчастливлены радостью от письма, которое он получил лично от государя Николая Павловича. В этом письме ясно было видно высокое благоволение и трогательное участие к нему императора.

Карамзин скончался 22 мая 1826 года. Он погребен в Александро-Невской лавре. Двадцать лет спустя ему возвигнут был в Симбирске памятник.


^ Детские сказки Карамзина

Для детей Н. М. Карамзин продолжал писать и после того, как был закрыт детский журнал. В 1792 г. опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 г.- «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день».

Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов).

В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения».

Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал».

В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены.

Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян».

Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма.

«Илья Муромец»

В сказке рисуются поэтические картины природы в стиле сентиментализма, создается образ Ильи Муромца, не похожего на былинного богатыря. Нежными красками поэт рисует многоцветные картины природы, отмечает оттенки и звуки окружающего мира:


Воды с блеском заструилися, Травки, ночью освеженные,

И цветочки благовонные

Растворили воздух утренний Сладким духом, ароматами.
Солнце красное явилось

На лазури неба чистого

И лучами злата яркого

Осветило рощу тихую,

Холм зеленый и цветущий дол.

Улыбнулось все творение,

Таким прекрасным утром наслаждался ехавший по лугу «на статном соловом коне», со щитом в одной руке и копьем булатным в другой Илья Муромец.

Образ богатыря, созданный Карамзиным, лишь частично напоминает былинного. Он показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Как и в других произведениях писателя, здесь мало действия, но много нежных чувств и ярких картин.

Мы не знаем, чем заканчиваются приключения героя, так как сказка не была закончена. Ясно одно: образ былинного героя был трансформирован на основе поэтики сентиментализма.

Нельзя не отметить и другое: подобным строем стиха Карамзина готовил почву для некоторых сказок В. А. Жуковского.

Никакой русский писатель не пользовался до этого такой любовью и популярностью, какая выпала на долю Карамзина. Современники видели за чтением его книг представителей разных сословий и всех возрастов. Один из них писал: «Мужики, мастеровые монахи, солдаты - все о нем знают, все любят его, что может быт слаще для Карамзина? Что лучше сего панегирика?» 2 .

Родственница А. И. Герцена Пассек вспоминала, что в семилетнем возрасте, читая «Бедную Лизу», она так рыдала, что засыпал на мокрой подушке. Таких примеров можно привести много.

^ Карамзин в чтении детей и юношества

В творчестве Карамзина нет такого произведения, которое был бы недоступно или нежелательно для детского и юношеского чтения. Среди детей и юношества успехом пользовалось самое круп мое произведение писателя - «Письма русского путешественника» в котором описывались картины и события, увиденные автором Европе за полтора года пребывания там.

Свои «Письма» Карамзин справедливо называл «зеркалом души». Это их свойство не оставляло равнодушными юных читателе» но еще больше привлекало детей тем, что вместе с автором он совершали воображаемое путешествие по разным странам, знакомились с природой и культурой Западной Европы, музеями, архитектурными памятниками, знаменитыми людьми. Обо всем этом Карамзин рассказывал с большой теплотой, знанием, блестящим литературным талантом и чистым русским языком,

Мемуары русских людей, детство которых проходило в конце XVIII века или в начале XIX, свидетельствуют о том, с каким восторгом в 7-12-летнем возрасте читали они «Бедную Лизу», исторические повести Карамзина, а также его автобиографический роман «Рыцарь нашего времени», который в русской литературе положил начало жанру повести о детстве.

Не меньшей популярностью среди детей и юношества пользовались стихи Карамзина, которые явились для того времени столь же новаторскими, как и его проза. Особенный восторг у читателей разных возрастов вызывала его пейзажная лирика, наполненная нежной сыновней любовью к Родине, глубоко идейная по содержанию, блестящая по форме и богатая чувствами.


Где грады, веси процветают, Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов. ...Теки, Россию украшая,

Шуми, священная река)
Таково, например, знаменитое стихотворение «Волга», своеобразный гимн великой русской реке, на берегах которой прошли детские и отроческие годы поэта:

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга, величать!

Хвалить красу твоих брегов,

Не случайно многие поколения русских людей с детских лет заучивали эти стихи наизусть.

Стихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой им Волгой, с родными лесами, птичками как с равными, близкими и родными существами. В целом ряде стихотворений он воспевал Родину, подвиги ее сынов, природу и мирную жизнь. Есть среди них произведения, в которых выражаются мысли и чувства, созвучные нашей эпохе. Такова его «Песня мира»:

Полно нам губить друг друга,

Сирым слезы проливать,

И печальная супруга,

Да престанет горевать.

Карамзин живо интересовался народным просвещением, вопросами чтения и посвятил этому ряд статей. Он писал: «Кто хочет общественного блага, то пусть будет первым законом его - Просвещение». Поэт мечтал о том времени, «когда свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темные пещеры невежества». В его статьях отразились просветительские идеи, которые пропагандировались Н. И. Новиковым в его журнале для детей. Как и Н. И. Новиков, Карамзин смотрел на детей.и юношество как на надежду и подпору общества и с этих позиций обращался к ним.

По своему мировоззрению Н. М. Карамзин был идеологом дворянства, сторонником просвещенного абсолютизма. Как и в лучших произведениях, опубликованных на страницах новиковского журнала для детей, он считал, что человек любого сословия ценен сам по себе, заслуживает интереса и уважения. Более того, крестьянская Девушка в повести «Бедная Лиза» оказалась душой богаче, нравственно чище и благородней обольстившего ее дворянского Эраста.

Распущенности и развращенности екатерининского двора Карамзин противопоставлял идеализированных бояр XVII века или добрых поселян (крестьян). Он не выступал против монархической и крепостного строя, но хотел, видеть на троне просвещенного царя и гуманное, уважительное отношение к крепостным крестьянам со стороны их владельцев.

Уроки, полученные им при работе в детском журнале, оставили след в его творчестве, что по-разному отразилось в ряде его произведений. В ответ на арест Н. И. Новикова поэт обратился к Екатерине II с одой «К милости», в которой писал:

Доколе всем даешь свободу Видна во всех твоих делах,-

И света не темнишь в умах; Дотоле будешь свято чтима

Пока доверенность к народу И славима из рода в род.

Ода эта не имела успеха, и Н. И. Новиков без суда был заточен в Шлиссельбургскую крепость. Карамзин отказался посвятить императрице оду, о чем открыто заявил в стихотворении «Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине». В «Ответе» он назвал себя бедным чижиком, который «не дерзнет» воспевать гремящую славу, так как он «любовь одну поет» «в рощице живой». Одним словом, он дал ясно понять, что не намерен воспевать императрицу.

Своим творчеством Н. М. Карамзин служил развитию русской культуры, подготовил читающую публику, возбудил интерес к литературе у более широких кругов, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств. Его популярность возрастает в наши дни.

Творчество Карамзина - важнейший, переломный период в истории детской литературы - сыграло огромную роль в дальнейшей ее судьбе.

^ Радищевские идеи в литературе

Н. Н. Сандунов (1768-1832) и его драма «Солдатская школа»

Самым значительным, наиболее революционным произведением русской литературы-XVIII века явилось «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева. Целиком это произведение вряд ли попадало в детскую среду. Но отрывки из него, а главное - его идеи были известны русским людям еще в детском и юношеском возрасте.

Более уверенно можно говорить о влиянии «Путешествия» на детскую литературу. Отзвуки радищевских идей уловимы в целом ряде произведений, но наиболее ярко отразились в «Солдатской школе» Н. Сандунова.

Николай Николаевич Сандунов (1768-1832) был преподавателем гимназии, сотрудничал в журнале «Детское чтение для сердца и разума», работал в Благородном пансионе при Московском университете, где руководил детским театром, для которого написал несколько пьес. Позднее ехал профессором гражданского.и уголовного права Московского университета, много внимания уделял вопросам воспитания, придерживался прогрессивных взглядов.

Сандунов горячо призывал воспитателей изучать возрастные особенности и интересы детей, учитывать их в своей деятельности. В этих взглядах чувствуются отзвуки идей, почерпнутых в кругу Новикова. Но наибольшее влияние оказал на него Радищев.

Многие годы Н. Н. Сандунов занимался активной литературной деятельностью: переводил стихи, пьесы, в том числе «Разбойников» Ф. Шиллера, сам написал.несколько пьес: «Отец семейства» (1793), «Солдатская школа» (1794), «Царский поступок» (1817) и др. Многие его пьесы были запрещены цензурой, остались в рукописях и до нас не дошли.

Есть основание полагать, что одна из самых лучших пьес, отличающихся наиболее передовыми идеями, опубликованная в детском журнале Новикова - «Великодушие в низком состоянии»,- написана Н. Н. Сандуновым.

Свои произведения Сандунов писал для руководимого им театра при университетском Благородном пансионе, т. е. для детского театра. Позднее из пьес, входивших в репертуар этого театра, составил два сборника - «Детский театр для образования сердца и ума» (1819), а также «Детский театр. Собрание пьес, игранных в учрежденном при императорском Московском университетском благородном пансионе» в двух частях, изданных в типографии Московского университета. Первая часть этого издания открывалась большой вступительной статьей о воспитательном значении детского театра.

Самым значительным произведением Н. Сандунова является драма «Солдатская школа», в которой изображены ужасы крепостного строя.

Вся деревня находится в полном распоряжении приказчика Занозы, который чувствует себя полновластным хозяином, грабит и наказывает крестьян. Он принуждает красавицу Анюту выйти за него замуж. В отместку за отказ разоряет ее отца, отдает в солдаты брата Иосифа. «Вся деревня, ваш домишко, скарб, все, что в нем есть, все это у меня в руках. Я волен здесь, над животом и смертью полный господин, все вы мною только дышите... Я один, от которого вы все с ног до головы зависите»,- говорят он Анюте и другим. Отец Анюты Бедон протестует против этого, готов погиб­нуть, но не позволить надругаться ни над собой, «и над своей дочерью.

В деревню прибывает полк, в котором служит брат Анюты Иосиф. Зная, что за поимку дезертира платят большие деньги, Иосиф убегает из полка, уговорив своего дядю Стародума поймать его. Дезертир пойман, а деньги, полученные за это Стародумом, отданы Бедону, который расплатился с барином.

Иосиф подлежит казни. Но в критический момент становится известна причина его дезертирства. Самоотверженный поступок солдата расценивается окружающими как подвиг, за что его не только оправдывают, но и представляют к награде.

В детской литературе появляется новый герой - жестоко попираемый крепостной крестьянин, готовый не щадя жизни выступить против тирании. Он чувствует силу, смело протестует. В ответ на угрозу Занозы взять его под стражу и «заковать в железы» (т. е. кандалы) не пугается, не отступает от борьбы, так как уверен в своей правоте. На его защиту поднимается народ, что справедливо квалифицируется приказчиком как бунт. Голос протеста против произвола поднимают и лучшие офицеры прибывшего полка, готовые бороться вместе с крестьянами. Они называют управляющего грабителем, ржавчиной, разъедающей общество.

Пьеса «Солдатская школа» отличалась несомненными литературными достоинствами: бурной и яркой завязкой, напряженным развитием действия, мотивированными поступками героев, логически оправданной развязкой. Речь героев ярка, метка, в меру индивидуализирована, насыщена пословицами. В то же время некоторые крестьяне говорят как аристократы.

Основные взгляды автора отражены через образы помещиков и их управляющего Занозы. Они показаны жестокими извергами, не признающими ни законов, ни морали, ни человеческих прав. И черты эти рисуются не как проявления индивидуальных характеров, как это было в «Несчастных сиротах» А. Болотова, а как явление социальное. И в этом главная особенность пьесы, этим она сближается с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Радищева, поднимает русскую детскую литературу на новую идейную высоту. «Солдатская школа» является вершиной прогрессивного направления в русской детской литературе XVIII века, свидетельством ее идейного роста. Рисуя картины бесправия и жестокой эксплуатации, автор воспитывает ненависть к крепостному строю, желание бороться с ним.

Бурно развивается детская литература в последнее десятилетие XVIII века, издается большое количество новых книг. На первом месте выступают наставления, энциклопедии и путешествия Таковы «Путь к благонравию» П. Захарьина (1793, 1796, 1798), «Руководство к счастию и блаженству» В. Богданова (1798), «Путь к добродетели и любомудрию» К. Дамского (1794), «Новое краткое понятие о всех науках» (в 4 ч., 1796-1797) Д. и И. Нехачевых, «Детский месяцеслов» Ф. Туманского, «Зрелище света, ил Всемирное землеописание» (1789), «Новейшее повествовательно (землеописание. Для малолетних детей» (в 3 ч., 1795).

Познавательной книге старались придать более занимательный игровой характер. Таковы «В пользу и забаву малолетним детям А. Шелехова (1799), «Географическая игра в карты» И. Тодорского (1798), «Фокус Покус» (1795), «Полезные для детей игрушки» (1797), «Любопытные для детей загадки с отгадками» (1790) и др.

Издавались сборники рассказов, повестей, пьес, стихотворений, детских альманахов. Таковы сборники «Разумная нянюшка» (Кострома, 1796), «Усердие детей» (1796).

Выходят сказки как народные, так и литературные. Таковы «Пересмешник» М. Чулкова, «Русские сказки» В. Левшина, «Бабушкины сказки» и «Сова, ночная птица» С. Друковцева, «Веселая старушка, забавница детей» П. Тимофеева и др. Хотя некоторые из этих сборников (В. Левшина, М. Чулкова) принято считать книгами для взрослых, но они входили и в круг детского чтения. Остальные, даже судя по названиям, адресовались детям. Об этом свидетельствуют предисловия к ним и отзывы о них.

Хотя в конце XVIII века для детей издавалось немало книг, но они далеко не удовлетворяли потребности в чтении. Детей обычно начинали учить грамоте с пяти лет. Некоторые умели читать уже в трехлетнем возрасте. Курс учения чаще всего ограничивался умением читать и писать, что создавало интерес к книге. Поэтому дети читали все, что попадало им под руку из родительских библиотек. Так в раннем детстве читали не только Пушкин, Герцен, Аксаков, как известно из их биографий, но и многие другие.

Поэтому в чтении детей конца XVIII века более 80 процентов занимали книги для взрослых, куда входили произведения Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Державина, Карамзина и других русских, а также зарубежных писателей как в переводах, так и в оригинале. К началу XIX века первое место в детском чтении начинает занимать Карамзин, а за ним - Державин.

Таким образом, несмотря на относительно бурное развитие детской литературы последней трети XVIII века, особенно последнего десятилетия, она еще не отвечала потребностям, как в количественном, так и в качественном отношении. Вместе с тем она указала пути для дальнейшего ее роста: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, сочетание науки и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой следующего, XIX столетия.

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

2016 год -Указом Президента РФ от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина», объявлен в России Годом Карамзина.

Великому писателю, историографу, переводчику, реформатору русского языка Н.М.Карамзину 12 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения.К этой дате в МБУК «ЗЦБ» для учащихся МКОУ «СОШ №1», 6»А» класса состоялась литературная гостиная «Путешествие по сказкам Карамзина».

Н.М. Карамзин внёс большой вклад в развитие русской детской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

Он был замечательным детским писателем, который написал и перевёл для юных читателей около 30 произведений. Н. М. Карамзин писал и сказки для детей. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Учащимся была предложена презентация о биографии Н.М. Карамзина с элементами беседы. Читатели, познакомились с именем великого классика и, раскручивая колесо истории, повернули время вспять, туда, где будущий «историограф государства Российского», был ещё совсем маленьким мальчиком. Ребята узнали о том, чем Николай Карамзин увлекался, какие книги любил читать, где и как он получил образование.Учащимся рассказали, что Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», влюблённость».

Также школьники вспоминали и называли места Симбирско-Ульяновского края, связанные с бессмертным именем писателя и историка. Беседа вызвала у ребят живой, неподдельный интерес и ряд вопросов о жизни писателя.


Далее библиотекари предложили совершить путешествие в волшебный мир сказок Н. М. Карамзина, узнать о судьбах героев и истории создания сказок. Для детей писателем были написаны три сказки:«Прекрасная царевна и счастливый карла», «Дремучий лес» и богатырская сказка «Илья Муромец»

В прозаической сказке «Дремучий лес» сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотою и ее дарами. В подзаголовке автор указывает, что это «сказка для детей, сочиненная в один день».

Затем прошло знакомство с обсуждением старинной сказки «Прекрасная царевна и счастливый карла», в ходе которого объяснялись устаревшие слова, обращалось внимание на язык произведения, своеобразие описаний и построения сказки.

Ещё ребятам рассказали о славном богатыре из древнего города Мурома – Илье Муромце.

Тем, кто не читал сказок Карамзина «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», узнали для себя много нового и интересного, о том,что эти сказки не издавались отдельными изданиями и не иллюстрировались.

Учащиеся не только отвечали на вопросы, но и сами их задавали, высказывали своё мнение.Ответы ребята давали не только правильные, но и полные, что для библиотекарей стало приятной неожиданностью.

После показа презентации был проведен обзор по книжной выставке «По страницам произведений Н.М. Карамзина». Выставка познакомила читателей с имеющейся в книжном фонде литературой, которая сможет оказать помощь, как в учебном процессе, так и просто в целях самообразования.


Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но это не так.

Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать его богатое литературное наследие – его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести.Карамзин писал: « Общение с книгами приготовляет к общению с людьми. И то и другое равно необходимо».

В заключение мероприятия ребята получили буклеты, посвященные 250-летию со дня рождения великого писателя, историографа, переводчика, реформатора русского языка Н.М.Карамзина.