Самые загадочные картины в истории. Очень интересно! Талантливые художники создающие необычайные картины


Среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие. Мы собрали 15 картин, которые заставляют зрителей ужаснуться. Причём все они принадлежат кисти всемирно известных художников.

«Герника»


Одна из самых известных работ Пабло Пикассо «Герника» - повествование о трагизме войны и страданиях невинных людей. Эта работа получила всемирное признание и стала напоминанием об ужасах войны.

«Проигрыш разума перед материей»


«Проигрыш разума перед материей» - картина, написанная в 1973 году австрийским художником Отто Раппом. Он изобразил разлагающуюся человеческую голову, надетую на птичью клетку, в которой лежит кусок плоти.

«Данте и Вергилий в аду»


Картина Адольф Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду» была вдохновлена короткой сценой о битве между двумя проклятыми душами из «Ада» Данте.

«Подвешенный живой негр»


Это ужасное творение Уильяма Блейка изображает раба-негра, который был повешен на виселицу с помощью крючка, продетого через его ребра. Работа основана на рассказе голландского солдата Стэдмена – очевидце подобной жестокой расправы.

«Ад»


Картина «Ад» немецкого художника Ганса Мемлинга, написанная в1485 году, является одной из самых страшных художественных творений своего времени. Она должна была подтолкнуть людей к добродетели. Мемлинг усилил ужасающий эффект сцены, добавив подпись: "В аду искупления нет ".

Дух воды


Художник Альфред Кубин считается крупнейшим представителем символизма и экспрессионизма и известен своими темными символическими фантазиями. «Дух воды» - одна из таких работ, изображающих бессилие человека перед морской стихией.

«Necronom IV»


Это страшное творение известного художника Ганса Рудольфа Гигера было вдохновлено известным фильмом «Чужой». Гигер страдал от ночных кошмаров и его все картины были вдохновлены этими видениями.

«Свежевание Марсия»


Созданная художником времен итальянского Возрождения Тицианом картина «Свежевание Марсия» в настоящее время находится в Национальном музее в Кромержиже в Чехии. Художественное произведение изображает сцену из греческой мифологии, где с сатира Марсия сдирают кожу за то, что он осмелился бросить вызов богу Аполлону.

«Крик»

Крик является известнейшим полотном норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. На картине на фоне неба цвета крови изображён отчаянно кричащий человек. Известно, что "Крик" был вдохновлен безмятежной вечерней прогулкой, во время которой Мунк стал свидетелем кроваво-красного заходящего солнца.

«Gallowgate Lard»


Эта картина ни что иное, как автопортрет шотландского автора Кена Карри, который специализируется на мрачных, социально-реалистических картинах. Любимая тема Карри - мрачная городская жизнь шотландского рабочего класса.

«Сатурн, пожирающий своего сына»


Одна из самых известных и зловещих работ испанского художника Франсиско Гойя была нарисована на его стене дома в 1820 - 1823. «Сатурн, пожирающий своего сына» основан на греческом мифе о титане Хроносе (в Риме - Сатурн), который опасался, что будет свергнут одним из своих детей и съедал их сразу после рождения.

«Юдифь, убивающая Олоферна»


Казнь Олоферна изображали такие великие художники, как Донателло, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Джентилески, Лукас Кранах старший и многие другие. На картине Караваджо, написанной в 1599 году, изображён самый драматичный момент этой истории - обезглавливание.

«Кошмар»


Картина «Кошмар» швейцарского живописца Генриха Фюзели была впервые показана на ежегодной выставке Королевской Академии в Лондоне в 1782 году, где она шокировала и посетителей, и критиков.

«Избиение младенцев»


Это выдающееся произведение искусства Петера Пауля Рубенса, состоящее из двух картин, было создано в 1612, как полагают, под влиянием работ известного итальянского художника Караваджо.

Если картины показались чересчур мрачными, чтобы повесить их дома, можно воспользоваться одним из .

2.Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

Летом в конце 80-х годов прошлого века многие французские художники съехались в Понт-Авен (Бретань, Франция). Съехались и почти сразу же разделились на две враждебные группировки. К одной относились художники, вставшие на путь искания и объединенные общим для всех названием "импрессионисты". По мнению второй группы, которую возглавлял Поль Гоген, это название было ругательным. П. Гогену в то время было уже под сорок. Окруженный таинственным ореолом путешественника, изведавшего чужие края, он имел большой жизненный опыт и поклонников, и подражателей его творчества.

Оба лагеря разделялись и по преимуществу своего положения. Если импрессионисты жили в мансардах или на чердаках, то другие художники занимали лучшие комнаты гостиницы "Глоанек", обедали в большом и самом хорошем зале ресторана, куда члены первой группы не допускались. Однако стычки между группировками не только не мешали П. Гогену работать, наоборот, - в какой-то мере помогали ему осознать те черты, которые вызывали у него бурный протест. Отказ от аналитического метода импрессионистов был проявлением полного переосмысления им задач живописи. Стремление импрессионистов запечатлевать все увиденное, сам их художественный принцип - придавать своим картинам видимость случайно подсмотренного - не соответствовали властной и энергичной натуре П. Гогена.

Еще меньше удовлетворяли его теоретические и художественные изыскания Ж. Сера, который стремился свести живопись к холодному, рассудочному использованию научных формул и рецептов. Пуантилистическая техника Ж. Сера, его методическое накладывание краски перекрестными ударами кисти и точками раздражали Поля Гогена своим однообразием.

Пребывание художника на Мартинике среди природы, показавшейся ему роскошным, сказочным ковром, окончательно убедило П. Гогена использовать в картинах только неразложенный цвет. Вместе с ним разделявшие его мысли художники провозгласили своим принципом "Синтез" - то есть синтетическое упрощение линий, формы и красок. Цель такого упрощения заключалась в том, чтобы передать впечатление максимальной интенсивности цвета и опустить все, что ослабляет такое впечатление. Такая техника составляла основу старой декоративной живописи фресок и витража.

Вопрос о соотношении цвета и красок очень занимал П. Гогена. Он и в живописи своей старался выразить не случайное и не поверхностное, а пребывающее и существенное. Для него законом была только творческая воля художника, и свою художественную задачу он видел в выражении внутренней гармонии, которую он понимал как синтез откровенности природы и настроения встревоженной этой откровенностью души художника. Сам П. Гоген говорил об этом так: "Я не считаюсь с правдой природы, видимой внешне... Исправляйте эту ложную перспективу, которая искажает предмет в силу своей правдивости... Следует избегать динамичности. Пусть у вас дышит все покоем и миром души, избегайте поз в движении... Каждый из персонажей должен быть в статичном положении". И он сокращал перспективу своих картин, приближал ее к плоскости, развертывая фигуры во фронтальном положении и избегая ракурсов. Потому и неподвижны на картинах изображенные П. Гогеном люди: они подобны статуям, изваянным крупным резцом без излишних деталей.

Период зрелого творчества Поля Гогена начался на Таити, именно здесь проблема художественного синтеза получила у него свое полное развитие. На Таити художник отрешился от многого, чего знал: в тропиках формы ясны и определенны, тени тяжелы и жарки, а контрасты особенно резки. Здесь все задачи, поставленные им в Понт-Авене, разрешились сами собой. Краски П. Гогена становятся чисты, без мазков. Его таитянские картины производят впечатление восточных ковров или фресок, настолько краски в них гармонично приведены к определенному тону.

Творчество П. Гогена этого периода (имеется в виду первый приезд художника на Таити) представляется чудесной сказкой, которую он пережил среди первобытной, экзотической природы далекой Полинезии. В районе Матайе он находит небольшую деревушку, покупает себе хижину, с одной стороны которой плещется океан, а с другой видна гора с огромной расщелиной. Европейцы сюда еще не добрались, и жизнь казалась П. Гогену настоящим земным раем. Он подчиняется медлительному ритму таитянской жизни, впитывает в себя яркие краски синего моря, изредка покрывающегося зелеными волнами, с шумом разбивающимися о коралловые рифы.

С таитянами у художника с первых дней установились простые, человеческие отношения. Работа начинает все больше и больше захватывать П. Гогена. Он делает многочисленные наброски и зарисовки с натуры, при любом случае старается запечатлеть на полотне, бумаге или дереве характерные лица таитян, их фигуры и позы - в процессе труда или во время отдыха. В этот период он создает ставшие всемирно известными картины "Дух мертвых бодрствует", "А, ты ревнуешь?", "Беседа", "Таитянские пасторали".

Но если в 1891 году путь на Таити казался ему лучезарным (он ехал сюда после некоторых художественных побед во Франции), то во второй раз он ехал на любимый остров больным человеком, утратившим большинство своих иллюзий. Все его в пути раздражало: вынужденные остановки, бесполезные траты, дорожные неудобства, таможенные придирки, навязчивые попутчики...

Всего два года не был он на Таити, а так много здесь изменилось. Европейский налет уничтожил самобытную жизнь туземцев, все кажется П. Гогену невыносимой мешаниной: и электрическое освещение в Папеэте - столице острова, и несносные карусели рядом с королевским замком, и нарушающие былую тишину звуки фонографа.

На этот раз художник останавливается в районе Пуноауйа, на западном побережье Таити, на арендованном участке земли строит дом с видом на море и горы. Рассчитывая прочно обосноваться на острове и создать условия для работы, он не жалеет средств на устройство своего жилища и вскоре, как это часто водится, остается без денег. П. Гоген рассчитывал на друзей, которые перед отъездом художника из Франции взяли у него в долг в общей сложности 4000 франков, но те не спешили возвращать их. Несмотря на то, что он слал им многочисленные напоминания о долге, жаловался на судьбу и крайне бедственное положение...

К весне 1896 года художник оказывается в тисках самой жестокой нужды. К этому присоединяется боль в сломанной ноге, которая покрывается язвами и причиняет ему невыносимые страдания, лишая сна и энергии. Мысль о бесплодности усилий в борьбе за существование, о провале всех художественных планов заставляет его все чаще и чаще думать о самоубийстве. Но стоит только П. Гогену почувствовать малейшее облегчение, как натура художника одерживает в нем верх, а пессимизм рассеивается перед радостью жизни и творчества.

Однако то были редкие моменты, а несчастия следовали одно за другим с катастрофической регулярностью. И самым страшным было для него известие из Франции о смерти его любимой дочери Алины. Не в силах пережить утрату, П. Гоген взял огромную дозу мышьяка и ушел в горы, чтобы никто не мог помешать ему. Попытка самоубийства привела к тому, что он провел ночь в страшных мучениях, без всякой помощи и в полном одиночестве.

Долгое время художник находился в полной прострации, не мог держать кисть в руках. Единственным его утешением было огромное полотно (450 х170 см), написанное им перед попыткой самоубийства. Он назвал картину "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" и в одном из писем писал: "Я вложил в нее, прежде чем умереть, всю мою энергию, такую скорбную страсть в моих ужасающих обстоятельствах, и видение настолько ясное, без исправлений, что следы спешки исчезли и в нем видна вся жизнь".

П. Гоген работал над картиной в страшном напряжении, хотя замысел ее в своем воображении он вынашивал уже давно, он и сам не мог точно сказать, когда же впервые зародилась мысль об этом полотне. Отдельные фрагменты этого монументального произведения писались им в разные годы и в других произведениях. Например, женская фигура из "Таитянских пасторалей" повторяется в этой картине рядом с идолом, центральная фигура сборщика фруктов встречалась в золотистом этюде "Мужчина, собирающий плоды с дерева"...

Мечтая расширить возможности живописи, Поль Гоген стремился придать своей картине характер фрески. С этой целью он оставляет два верхних угла (один - с названием картины, другой - с подписью художника) желтыми и не заполненными живописью - "подобно фреске, поврежденной по углам и наложенной на золотую стену".

Весной 1898 года он послал картину в Париж, а в письме критику А. Фонтена сообщал, что ставил своей целью "не создание сложной цепи хитроумных аллегорий, которые нужно было бы разгадывать. Напротив, аллегорическое содержание картины чрезвычайно просто - но не в смысле ответа на поставленные вопросы, а в смысле самой постановки этих вопросов". Поль Гоген и не собирался отвечать на вопросы, вынесенные им в название картины, ибо считал, что они есть и будут жуткой и самой сладкой загадкой для человеческого сознания. Поэтому суть аллегорий, изображенных на этом полотне, заключается в чисто живописном воплощении этой таящейся в природе загадки, священного ужаса перед бессмертием и перед тайной бытия.

В первый свой приезд на Таити П. Гоген взглянул на мир восторженными глазами большого ребенка-народа, для которого мир еще не утратил своей новизны и пышной самоцветности. Его детски экзальтированному взору открылись в природе незримые для других краски: изумрудные травы, сапфировое небо, аметистовая солнечная тень, рубиновые цветы и червонное золото кожи маори. Таитянские картины П. Гогена этого периода пламенеют благородным золотым заревом, как витражи готических соборов, отливают царственным великолепием византийских мозаик, благоухают сочными разливами красок.

Одиночество и глубокое отчаяние, владевшие им во второй приезд на Таити, заставили П. Гогена видеть все только в черном цвете. Однако природное чутье мастера и его глаз колориста не позволили художнику окончательно утратить вкус к жизни и ее краскам, хотя он и создал полотно мрачное, писал его в состоянии мистического ужаса.

Так что же все-таки таит в себе эта картина? Подобно восточным рукописям, которые следует читать справа налево, содержание картины разворачивается в том же направлении: шаг за шагом раскрывается течение человеческой жизни - от ее зарождения до смерти, несущей страх небытия.

Перед зрителем на большом, вытянутом по горизонтали холсте изображен берег лесного ручья, в темных водах которого отражаются таинственные, неопределенные тени. На другом берегу - густая, пышная тропическая растительность, изумрудные травы, густо-зеленые кусты, диковинные синие деревья, "растущие словно не на земле, но в раю".

Стволы деревьев странно извиваются, переплетаются, образуя кружевную сеть, сквозь которую вдалеке виднеется море с белыми гребнями прибрежных волн, темно-фиолетовая гора на соседнем острове, голубое небо - "зрелище девственной природы, которая могла бы быть раем".

На ближайшем плане картины на земле, свободной от всяких растений, расположилась вокруг каменного изваяния божества группа людей. Персонажи не объединены каким-либо одним событием или общим действием, каждый занят своим и погружен в себя. Покой спящего младенца охраняет большой черный пес; "три женщины, присевшие на корточки, будто прислушиваются к себе, замерев в ожидании какой-то нечаянной радости. Стоящий в центре юноша двумя руками срывает с дерева плод... Одна фигура, нарочито огромная вопреки законам перспективы... поднимает руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмеливающихся думать о своей судьбе".

Рядом со статуей одинокая женщина, будто машинально, идет в сторону, погруженная в состояние напряженного, сосредоточенного размышления. Навстречу ей по земле движется птица. В левой стороне холста сидящий на земле ребенок подносит ко рту плод, кошка лакает из миски... И зритель спрашивает себя: "Что все это значит?"

На первый взгляд, это как будто повседневная жизнь, но, помимо прямого смысла, каждый образ несет в себе поэтическое иносказание, намек на возможность переносного истолкования. Так, например, мотив лесного ручья или бьющей из земли ключевой воды - это любимая гогеновская метафора источника жизни, таинственного начала бытия. Спящий младенец олицетворяет целомудрие рассвета человеческой жизни. Срывающий с дерева плод юноша и сидящие на земле справа женщины воплощают идею органического единения человека с природой, естественности его существования в ней.

Человек с поднятой рукой, с удивлением глядящий на подруг, - это первый проблеск беспокойства, начальный порыв к постижению тайн мира и бытия. Другие раскрывают дерзость и страдание человеческого разума, тайну и трагедию духа, которые заключены в неизбежности познания человеком своего смертного удела, краткости земного существования и неотвратимости конца.

Многие пояснения дал сам Поль Гоген, однако он предостерегал от стремления видеть в его картине общепринятые символы, слишком прямолинейно расшифровывать образы, а тем более искать ответы. Некоторые искусствоведы считают, что подавленное состояние художника, приведшее его к попытке самоубийства, выразилось в строгом, лаконичном художественном языке. Они отмечают, что картина перегружена мелкими деталями, которые общего замысла не проясняют, а только запутывают зрителя. Даже пояснения в письмах мастера не могут рассеять тот мистический туман, который он вложил в эти детали.

Сам П. Гоген расценивал свое произведение как духовное завещание, может быть, поэтому картина и стала живописной поэмой, в которой конкретные образы претворились в возвышенную идею, а материя - в дух. В сюжете полотна преобладает поэтическое настроение, богатое неуловимыми оттенками и внутренним смыслом. Однако настроение покоя и благодати уже подернуто смутным беспокойством соприкосновения с миром таинственного, рождает ощущение скрытой тревоги, мучительной неразрешимости сокровенных загадок бытия, тайны прихода в мир человека и тайны его исчезновения. На картине счастье омрачнено страданием, духовная мука омыта сладостью физического существования - "золотой ужас, прикрытый радостью". Все нераздельно, как в жизни.

П. Гоген сознательно не исправляет неправильные пропорции, стремясь во что бы то ни стало сохранить свою эскизную манеру. Эту эскизность, незаконченность он ценил особенно высоко, считая, что именно она вносит в полотно живую струю и сообщает картине особую поэзию, не свойственную вещам отделанным и чрезмерно законченным.

Человек тянется к творчеству испокон веков. Начиная с наскальных рисунков мамонтов и богов, глиняных сосудов с росписью, настенных фресок, заканчивая шедеврами современного искусства, которыми мы имеем возможность восторгаться каждый день. Все живописцы в поиске неординарного стараются привнести в стиль что-то уникальное и разнообразное. Кто-то уделяет внимание мельчайшим деталям, кто-то ищет новые оттенки и сюжеты, но есть ряд необычных художников, решивших удивить мир не только при помощи кисти.

Художник, что рисует дождь

Несколько лет назад 30-летний авангардист Леандро Гранато стал настоящим достоянием Аргентины. Художник изобрел довольно необычную технику нанесения краски на холст – посредством слезного канала. Еще с детства парень умел набирать воду в нос и тут же выпрыскивать ее через глаза.

Когда вдохновение исчерпало свои ресурсы, Леандро решил попробовать именно такую технику рисования. И не прогадал. Его картины стоят от 2000 долларов и крайне быстро раскупаются. Интересно, для того, чтобы создать одну такую картину, Гранато использует по 800 мл краски для каждой глазницы. Аргентинец даже разработал специальную безвредную краску для глаз, которая, как утверждают врачи, никак не влияет на состояние здоровья художника.

Два пальца в рот и все пройдет


Милли Браун уже много лет живет под девизом «любое искусство имеет право на существование». А все потому, что способ написания картин художницы совершенно не вмещается в рамки принятого.

Девушка, как бы некрасиво это ни звучало, рисует рвотой. Милли глотает соевое подкрашенное молоко со специальными интервалами, а потом вызывает тошноту. Краска, естественно, выходит наружу, создавая «особые рисунки». Как ни странно, роботы художницы все больше набирают популярность, а среди ее преданных фанов можно встретить даже саму мисс эпатаж - Леди Гагу.

Картины грудью четвертого размера


Экстравагантностью также прославилась американская искусница Кира Эйн Вайзерджи. Творить полотна минимум по 1000 долларов каждое ей помогает ее выдающаяся грудь. Девушка стала новатором в такой технике и уже имеет десятки последовательниц по всему миру. Сама Кира объясняет столь странный подход к живописи тем, что грудь позволяет наносить краску под совершенно разными углами и легче приводит в исполнения все задумки художницы.

«Пенис-арт»


Еще один мастер, использующий свое тело как инструмент живописи и заработка, - австралиец Тим Патч. Кистью для эпатажного художника служит его достоинство. Сам Тим без лишней скромности просит называть его «Прикассо» (от английского «prick» - «член») и позиционирует свое творчество первым в истории «пенис-артом». Кроме техники нанесения, австралиец прославился тем, что во время работы на нем надет только котелок обязательно серебристого или розового цвета.

Нигерийское наследие и слоновий навоз


Английский творец Крис Офили является одним из самых ярких почитателей нигерийской культуры. Все его картины прямо-таки пропитаны духом Африки, нигерийской культурой, сексом и слоновьими экскрементами. Вместо краски Офили использует именно навоз. Конечно, дабы избежать запахов, мух и испорченных картин, сырье проходит особенную химическую обработку, но факт остается фактом.

«Блюз, написанный кровью»


Бразильский живописец Виниций Кесада зашел еще дальше и шокировал публику собранием картин «Блюз, написанный кровью». Последнее причем в прямом смысле слова. Для создания этих шедевров художнику требовалось три цвета: красный, желтый и синий. Первый автор решил добывать из собственных вен.

Каждые два месяца Кесада отправляется в больницу, где врачи берут у него 480 миллилитров крови для создания шедевров. Когда же поклонники предлагают гению свою кровушку вместо краски, он отправляет их в пункты приему крови для больных, так как считает, что донорство важнее искусства.

Подводное искусство


Киевлянин Олег Небесный один из немногих художников в мире, решивших совместить два своих любимых хобби: дайвинг и рисование. Олег рисует картины на глубине от 2 до 20 метров и объясняет это тем, что всю красоту подводного мира может уловить только глаз и только момент. На создание своих работ у художника уходит только 40 минут. Перед началом на холст наноситься водостойкий клей (так краска не смывается с полотна). Кроме прочего, цвета на глубине кажутся совсем другими. И коричневый на поверхности может стать даже алым.


Олег Небесный настолько любит то, чем занимается, что даже открыл школу подводного рисования и делится со всеми желающими секретом необычайно красивых полотен, написанных на дне морском. Он вместе с российским художником Денисом Лотаревым попал в Книгу рекордов Гинесса, как авторы самой большой картины под водой.

Прах и живопись


Все моральные табу перешагнула Вал Томпсон. Женщина рисует красивые полотна, добавляя в краску прах кремированных людей. Ее картины расходятся тысячами, а заказчики оставляют восторженные отзывы на сайтах. Первая робота Вал была создана для соседки Анны Кири после смерти ее мужа Джона. На полотне был изображен пустынный райский пляж, на котором Джон больше всего любил проводить время. Картина произвела такой фурор, что Вал даже открыла свою собственную фирму «Пепел для искусства».

Картины с душой и телом


То, что мы считаем настоящей напастью, Элисон Кортсон умудрилась использовать в качестве материала для своего творчества. 38-летняя американка рисует свои картины самой обычной пылью. Интересно, что материал Элисон собирает из пылесосов, полок и чуланов самих заказчиков. Художница говорит, что выбрала такой странный материал из-за того, что домашняя пыль состоит на 70% из кожи обитателей дома. Поэтому смело можно заявлять, что ее картины не только с душой, но и с телом.

Произведения менструального искусства


Просим сильно впечатлительных читателей пропустить последний пункт нашего экскурса в нетрадиционное искусство. Гавайская художница Лани Белосо страдает распространенным среди женщин недугом меноррагией, другими словами обильной менструацией и решила именно этот феномен использовать в своих картинках. Как она пришла к такому неизвестно. Сначала «художница» просто садилась над холстом, а кровь сама рисовала некие образы. Позже Лани стала собирать материал каждый месяц и рисовать из него картины. Так девушка создала 13 полотен в хронологическом порядке, как бы показывая обществу, сколько крови она теряет за год.

Самое страшное - это далеко не весь список людей, решивших отойти от принятых канонов. Так что если вы вдруг художник и решили внести и свою лепту в развитие искусства, боюсь, вам придется не сладко в поиске оригинальных идей.

Искусство может быть любым. Кто-то видит красоту природы и передаёт её с помощью кисти или резца, кто-то делает потрясающие фотографии человеческого тела, а кто-то находит красоту в ужасном - в таком стиле творили Караваджо и Эдвард Мунк. Современные художники от отцов-основателей не отстают.

1. Дадо

Югославец Дадо родился в 1933-м году и умер в 2010-м. На первый взгляд его работы могут показаться совершенно обыкновенными или даже приятными - это из-за выбора цветовой гаммы: многие хоррор-художники выбирают чёрный или красный, а Дадо любил пастельные оттенки.

Но присмотритесь к таким картинам, как «Большая ферма» 1963-го или «Футблолист» 1964-го года, и вы увидите на них гротескных существ. Их лица полны боли или страдания, на телах видны опухоли или лишние органы, или же тела просто неправильной формы. На самом деле картины вроде «Большой фермы» пугают куда больше, чем явный ужас - именно из-за того, что с первого взгляда ничего ужасного в них не замечаешь.

2. Кит Томпсон

Кит Томпсон - скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан». Его работы выполнены в технике, которую скорее ожидаешь увидеть на картах «Magic: The Gathering», чем в музее.


Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история - он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.

«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.

3. Джунджи Ито

К вопросу о коммерческих художниках: некоторые из них рисуют комиксы. В деле хоррор-комиксов Джунджи Ито - чемпион. Его монстры не просто гротескны: художник тщательно прорисовывает каждую морщинку, каждую складку на теле тварей. Именно это пугает людей, а вовсе не иррациональность монстров.

Например, в его комиксе «Загадка Амигары Фолт» он раздевает людей и отправляет их в человекообразное отверстие в твёрдой скале - чем ближе мы видим это отверстие, тем страшнее, но даже «издали» оно кажется пугающим.

В его серии комиксов «Узумаки» («Спираль») есть одержимый спиралями парень. Сначала его одержимость кажется смешной, а потом уже страшной. Причём страшно становится ещё до того, как одержимость героя становится магией, с помощью которой он превращает человека в нечто нечеловеческое, но при этом живое.

Работы Ито выделяются среди всей японской манги - его «нормальные» персонажи выглядят необыкновенно реалистичными и даже милыми, и чудовища на их фоне кажутся ещё более жуткими.

4. Здислав Бексиньский

Если художник заявляет: «Я не могу представить себе, что значит разумность в живописи», скорее всего, он рисует не котят.

Польский живописец Здислав Бексиньский родился в 1929-м году. На протяжении десятилетий он создавал кошмарные образы в жанре фантастического реализма вплоть до своей ужасной кончины в 2005-м году (его 17 раз пырнули ножом). Наиболее плодотворный период в его творчестве приходился на 1960 - 1980 годы: тогда он создавал высоко детализированные изображения, называемые им самим «фотографиями его мечты».

По словам Бексиньского, значение той или иной картины его не волновало, но некоторые из его работ явно что-то символизируют. Например, в 1985-м году он создал картину «Trollforgatok». Художник вырос в опустошённой Второй Мировой войной стране, поэтому черные фигуры на картине могут олицетворять польских граждан, а голова - некий безжалостный орган власти.

Сам художник утверждал, что ничего подобного не имел в виду. На самом деле Бексиньский говорил об этой картине, что её стоит воспринимать, как шутку - вот что значит по-настоящему чёрный юмор.

5. Уэйн Барлоу

Тысячи художников пытались изобразить Ад, но Уэйн Барлоу в этом явно преуспел. Даже если вы не слышали его имени, то работы наверняка видели. Он принимал участие в работе над такими фильмами, как «Аватар» Джеймса Кэмерона (режиссёр лично его похвалил), «Тихоокеанский рубеж», «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Гарри Поттер и Кубок Огня». Но одной из самых выдающихся его работ можно назвать вышедшую в 1998-м году книгу под названием «Инферно».

Ад у него - не просто застенки с демоническими лордами и армиями. Барлоу говорил: «Ад - это полное безразличие к человеческим страданиям». Его демоны часто проявляют интерес к человеческим телам и душам и ведут себя скорее как экспериментаторы - игнорируют чужую боль. Люди для его демонов - вовсе не объекты ненависти, а просто средство для праздного развлечения, не более того.

6. Тецуя Исида

На акриловых картинах Исиды люди часто превращаются в такие объекты, как упаковка, конвейерные ленты, писсуары или даже подушки для геморроя. У него есть и визуально приятные картины, на которых люди сливаются с природой или убегают в волшебную страну своего воображения. Но такие работы куда тусклее картин, на которых работники ресторанов превращаются в манекенов, закачивающих в клиентов еду так, как будто они обслуживают автомобили на АЗС.

Независимо от мнения по поводу точности и проницательности художника или яркости его метафор нельзя отрицать, что стиль у его работ жуткий. Любой юмор у Исиды идёт рука об руку с отвращением и страхом. Его карьера подошла к концу в 2005-м году - 31-летнего Исиду сбил поезд, и почти наверняка это было самоубийство. Оставленные им работы оцениваются в сотни тысяч долларов.

7. Дариуш Завадский

Завадский родился в 1958-м году. Как и Бексиньский, он работает в стиле жуткого фантастического реализма. Его учителя в художественной школе сказали Завадскому, что у него не слишком хорошее зрение и плохой глазомер, так что художником ему не стать. Ну, с выводами они явно поторопились.

В работах Завадского присутствуют элементы стимпанка: он часто рисует похожих на роботов существ, под искусственной кожей которых видны работающие механизмы. Для примера взгляните на картину маслом 2007-го года «Гнездо». Позы птиц - такие же, какие бывают у живых, а вот каркас явно металлический, едва прикрытый клочками кожи. Картина может вызвать отвращение, но при этом притягивает взгляд - хочется рассмотреть все детали.

8. Джошуа Хоффин

Джошуа Хоффин родился в 1973-м году в Эмпории, штат Канзас. Он делает ужасающие фотографии, на которых знакомые с детства сказки обретают страшные черты - историю, конечно, можно узнать, но при этом её смысл сильно искажается.

Многие его работы выглядят слишком постановочными и неестественными, чтобы по-настоящему пугать. Но есть и серии фотографий вроде «Шедевров Пикмана» - это дань одному из персонажей Лавкрафта художнику Пикману.

На фотографиях 2008-го года, которые вы можете здесь увидеть, - его дочь Хлоя. Лицо девочки почти не выражает эмоций, и она почти не смотрит в сторону зрителей. Пугает контраст: семейное фото на прикроватной тумбочке, девочка в розовой пижамке - и огромные тараканы.

9. Патриция Пиччинини

Скульптуры Пиччинини порой сильно отличаются друг от друга: одни скульптуры представляют собой мотоциклы неправильной формы, другие - странные шары с горячим воздухом. Но в основном она создаёт скульптуры, стоять с которыми в одной комнате очень и очень неуютно. Они даже на фотографиях выглядят жутковато.

В работе 2004-го года «Неделимый» некий гуманоид прижимается к спине нормального человеческого ребёнка. Больше всего тревожит элемент доверия и привязанности - как будто невинность ребёнка жестоко использовали ему во вред.

Конечно, работы Пиччинини критикуют. Про «Неделимого» даже говорили, что это не скульптура, а некое настоящее животное. Но нет - это просто плод её воображения, и художница продолжает создавать свои работы из стекловолокна, силикона, и волос.

10. Марк Пауэлл

Работы австралийца Марка Пауэлла шокируют по-настоящему сильно. Его шоу 2012-го года представляет собой ряд композиций, в которых фантастические существа эволюционируют, пожирают и выделяют друг друга из собственных тел, размножаются и распадаются. Текстуры существ и окружающая обстановка чрезвычайно убедительны, а язык тела фигур точно подобран, чтобы ситуации выглядели как можно более обычными - а значит, и убедительными.

Разумеется, интернет не мог не отдать художнику должное. Вышеупомянутая «SCP Foundation» взяла отвратительного монстра с изображения выше и сделала его частью истории под названием «Плоть, которая ненавидит». Также с его работами связаны многие ужасные истории.

Но не все теории о смысле произведений явно настолько бредовые. Некоторые умудряются быть одновременно и весьма убедительными, и совершенно умопомрачительными.

1. «Сатир, оплакивающий нимфу» на самом деле показывает жестокое убийство

Картина написана Пьеро ди Козимо в 1495 году, и на ней якобы изображена сцена из «Метаморфоз» Овидия. В этой истории Прокрида была случайно убита в лесу её мужем, охотником Цефалом, который по ошибке принял жену за дикого зверя и пронзил её копьем.

Это типичный выбор сцены для художника эпохи Возрождения, но есть одна проблема. Внимательное изучение показывает, что изображенная на картине Козимо Прокрида не могла быть убита случайно.

По словам британского профессора Майкла Баума, все признаки указывают на то, что полотно изображает зверское убийство. У Прокриды имеются глубокие рваные раны на руке, как если бы она пыталась отражать ножевые атаки. Наконец, на шее также имеется рана.

Вместо изображения сцены романа картина Козимо показывает нам последствия яростной атаки ножом. Вероятно, это не было сделано преднамеренно. Профессор Баум подозревает, что Козимо попросил местный морг одолжить ему труп, для того чтобы зарисовать жертву убийства.

2. Диего Ривера показал, что у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис

Произведение Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» - одно из заметных творений в мексиканском искусстве живописи. Первоначально фреска была написана по заказу для Рокфеллер-центра, но позже реконструирована в Мехико, после того как Нельсон Рокфеллер уничтожил фреску.

Ему не понравилось, что на ней был изображен Ленин. Восстановление изображения стало также монументальным актом мести. Фреска утверждает, что у отца Нельсона Рокфеллера был сифилис.

Одними из ключевых элементов росписи стали эпизоды последних научных открытий. Галактики, взрывающиеся звезды, множество бактерий, плавающих над головами мужчин и женщин…

После того как Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную версию, Ривера нарисовал его отца, Дж. Д. Рокфеллера-младшего, в окружении бактерий - возбудителей сифилиса.

Это еще не все. Несмотря на то что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей своей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини в руке и женщинами, похожими на проституток. Для усиления эффекта он поместил Ленина на переднем плане.

3. На картине «Изабелла» мужчина скрывает свою эрекцию

Один из корифеев движения прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, наиболее известен сегодня картиной «Офелия». По крайней мере, так было до 2012 года, пока исследователи не обнаружили нечто неожиданное в его картине «Изабелла». На ней изображена сцена из «Декамерона» Боккаччо, и на пиршественном столе явно просматривается тень от эрегированного члена.

«Декамерон» - одна из самых эротических книг, когда-либо написанных, и картина полна ссылок на сексуальность. Вытянутая нога персонажа представляет собой фаллический символ, а кучка просыпанной соли около тени от пениса, вероятно, символизирует семя. Это выглядит непристойно, но вместе с тем совсем не как обычная порнография.

4. La Primavera выражает любовь к садоводству

Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.

Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина - о садоводстве.

Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.

Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.

5. «Урок музыки» наполнен сексуальностью

Созданный Йоханнесом Вермеером в 1660-е годы «Урок музыки» считается одной из величайших картин, изображавших голландскую жизнь 17-го века. Молодую девушку учит играть на клавесине красивый репетитор.

Это фотореалистичное изображение типичного дня высшего общества во времена Вермеера. По крайней мере, это стандартное объяснение. Некоторые же считают, что картина пронизана сексом и скрытой страстью.

Согласно этой теории картина наполнена маленькими ключиками к пониманию сексуальной напряженности между девушкой и ее наставником. Неудивительно, что образ девушки связан с девственностью, но зеркало над клавесином показывает, что девушка на самом деле во время игры смотрит на учителя.

Кувшин для вина - афродизиак, в то время как инструмент на полу интерпретируется как огромный фаллический символ. Если рассматривать картину с такой точки зрения, то возможно даже предположить, что зритель - это вуайерист.

И это не только в случае с этой картиной. Некоторые искусствоведы утверждают, что присутствие музыки на картинах Вермеера всегда символизирует сексуальность, что делает его творчество очень странным.

6. «Ночная терраса кафе» напоминает о «Тайной вечере»

Нарисованная в 1888 году «Ночная терраса кафе» - одна из наиболее важных работ Ван Гога, полностью раскрывающих особый стиль художника. Она также одна из самых его любимых. Но некоторые утверждают, что в ней имеется гораздо более глубокий подтекст. Согласно недавней теории «Ночная терраса кафе» отсылает нас к «Тайной вечере».

С раннего возраста Ван Гог был чрезвычайно религиозным. Его отец был протестантским священником, и влиятельные арткритики утверждают, что картины художника наполнены христианской образностью.

В случае с «Ночной террасой кафе» эта образность проявляется в виде Иисуса, пришедшего поесть со своими учениками. Если внимательно посмотреть на обедающих, то можно увидеть, что их двенадцать и они сидят вокруг центральной фигуры с длинными волосами.

Что характерно, есть даже ряд крестов, спрятанных на картинке, в том числе один непосредственно над фигурой Христа. Есть и другие доказательства в поддержку этой теории.

Когда Ван Гог писал брату о живописи, он утверждал, что мир испытывает «огромную потребность» в религии. Он был также глубоко увлечен Рембрандтом и выражал желание оживить свой стиль тонкой христианской символикой. «Ночная терраса кафе» вполне может служить доказательством того, что, в конечном счете, ему это удалось.

7. «Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе

Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.

Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.

Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.

У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.

8. El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе

Картина мексиканской художницы Фриды Кало El Autobus, написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен-гринго, несмотря на социальные различия, ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все персонажи этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария.

В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Столкновение было настолько сильным, что тело Кало насквозь проткнуло металлическим поручнем.

Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что то, что она выжила в катастрофе, чудо. El Autobus также не является исключением. Есть предположение, что рабочий на картине - как раз тот человек, который спас жизнь Кало, вытащив сломанный поручень из её тела.

9. Картины голландской школы живописи - картины в картинах

Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».

Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.

На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».

На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст - возможно, они ушли заниматься сексом.

В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.

На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.

Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.

10. Работы Л. С. Лоури полны скрытых страданий

Этот художник середины 20-го века известен картинами, изображающими северо-запад Англии. Л. Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами «аферистов». Хотя он был популярен, мир искусства в течение длительного времени не признавал его картины, считая их тривиальными. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями.

На полотне 1926 года «Несчастный случай» нарисована толпа людей, которые собрались возле озера и смотрят на него. На самом деле художника вдохновила сцена самоубийства в этом месте, а толпа собралась поглазеть на труп утопленника.

На других картинах Лоури изображены персонажи, смотрящие кулачные бои, несчастные, которых выселяют из дома, или просто люди, глядящие из окон в подавленном настроении.

Ни в одной картине трагедия никогда не выпячивается. Все остальные люди продолжают жить своей повседневной жизнью, не подозревая о страданиях своих ближних. В этом мире мы совершенно одни, и наша боль ничего не значит для других. И это, наверное, самое страшное скрытое послание.

Дарья Золотых 11.10.2015

Понравился пост?
Поддержи Фактрум, нажми: