Сутеев владимир григорьевич. Сказки и рассказы Рассказы сутеева для детей читать крупным шрифтом

Все взрослые уехали в поле на уборку, нас остави­ли дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте ово­щи, - сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами - помогать. Чапка очень хорошо помогала Маше рыть картош­ку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Кар­тошка так и летела, а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она. И вышло: дёргаю морковку, а выдёргиваю то репу, то свёклу. Выдернул нечаянно даже огурцы и помидоры, а морковки только три штуки. Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посеешь и каждый кустик вырастишь, тогда ниче­го не перепутаешь.

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спраши­вает:

Как дела, Косой?

Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

А хороша морковка-то?

Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задум­чиво сказал Медведь, - в запас на зиму...

На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь! Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь

дёргать, да так, что она во все стороны полетела...

Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался.

Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучей леса - самую пушистую, самую красивую.

Написали ребята вот такое письмо и скорей побежали во двор - Снеговика лепить.

Началась весна.

Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплака­ли, и нам позволили идти в летних пальто. Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я попла­кал ещё часик - меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.

На улице погода была очень хорошая: солнце све­тило и снег таял. Везде текла вода.

Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу.

В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке - собачий би­лет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем».

Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем? Ве­чером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку - ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал чер­вяков в баночку. Maшa их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются. Потом пошли искать место на речке.

Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил.

Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском:

Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! Вижу, рыбку ловить собрался?

Да вот хочу котятам моим рыбки принести. Лиса глаза опустила и совсем тихо спрашивает:

Может быть, ты и меня рыбкой угостишь? А то всё куры да утки...

Усмехнулся Кот:

Так и быть. Первую рыбку тебе отдам.

Уж не знаю, как тебя благодарить.

Первая рыбка моя, первая рыбка моя!..

Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:

Щенок поднял голову, посмотрел - никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», - подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:

Кто там?

Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол - никого нет! Влез на подоконник, увидел - за окном во дворе гуляет Петух.

«Вот кто не дал мне спать!» - подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

Это ты сказал «мяу»? - спросил Щенок Петуха.

Произведения разбиты на страницы

Рассказы и сказки Владимира Сутеева.

С творчеством советского иллюстратора, писателя, сценариста и режиссера мультфильмов Владимира Сутеева (род. 1903, ум. 1993) знакомы многие дети с раннего возраста. Именно книги Сутеева с иллюстрациями самого автора зачастую становятся первыми для многих девочек и мальчиков. Мультфильмы, которые были сняты по его сценариям, до сих пор не перестают завоевывать души маленьких зрителей.

Чем же так сильно нравятся малышам сказки Сутеева ? Сюжеты их необыкновенно просты и понятны, они понятны даже самым маленьким детям. Каждая из этих замечательных сказок несет подлинные свет и добро, учит искренней дружбе, порицает такие черты как жадность и трусость. Сутеев сказки писал таким образом, что они легко и ненавязчиво преподноят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом.

Владимир Григорьевич Сутеев прожилочень интересную жизнь, являлся автором множества рассказов и сказок. Человек, котрый впервые в жизни взялся читать Сутеева удивится на сколько его произведения отличаются остроумием, правильным чувством юмора, живостью и простотой. Рассказы Сутеева способны без нудного морализаторства объяснить ребяткам простые истины, показать где кроется правда, а где скрывается ложь. Добро в его сказках и рассказах всегда выхрдит победителем.

Владимир Сутеев был неординарным и талантливым человеком. В течение всей своей жизни он старался подарить маленьким мальчикам и девочкам как можно больше своих произведений, иллюстраций и детских мультфильмов. До сего дня книги с его авторскими иллюстрациями особенно обожаемы детьми и их родителями. Свой необыкновенный талант амбидекстра – одновременного владения левой и правой рукой, Сутеев отдал на удовольствие детям. На нашем сайте вы с удовольствием можете читать сказки Сутеева онлайн и абсолютно бесплатно.

Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев - Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965 ). Один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор .

Родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой - рисовать.

Мультипликация

Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии . Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов , Н. Ходатаев , З. Комиссаренко ,Черкес Даниил Яковлевич ). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне » (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк ». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа - Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем - на «Мосфильм)», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.

С 1936 года - на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм ». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым).

В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников,Е. Н. Райковский и др.

Детская литература

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

Детский писатель, художник, один из основоположников отечественной мультипликации, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 5 июля 1903 года в Москве в семье врача. Отец Владимира Григорьевича был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически сотрудничал в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда».

С 1923 года иллюстрировал книги для детей. Среди самых известных его работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссёром на киностудии «Союзмультфильм». В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над «Мухой-Цокотухой» по произведению К.Чуковского.

По сценариям В. Сутеева поставлены мультфильмы: «Когда зажигаются ёлки», «Волшебный магазин», «Снеговик-почтовик», «Кораблик», «Петя и Красная Шапочка», «Кто сказал «мяу»?», «Кот-рыболов», «Хвосты», «Мы ищем Кляксу», «Мешок яблок», «Дед Мороз и Серый волк».

С 1947 года В. Сутеев работал в «Детгизе».

В 1952 году в издательстве вышла первая книжка («Две сказки про карандаш и краски»), где В. Г. Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель.

С тех пор издано немало сутеевских книг: «Это что за птица?», «Под грибом», «Мешок яблок», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Палочка-выручалочка».

Владимир Григорьевич Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К. Чуковского, «Усатый-полосатый» C. Маршака, «Дядя Стёпа» С. Михалкова.

Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям и зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. С иллюстрациями художника В. Сутеева впервые на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), А. Прейсена «Весёлый Новый год», Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги «Приключения Пифа» в переводе с французского). Остроумные, весёлые, добрые книжки Владимира Сутеева знакомы детям всего мира. Они переведены на 36 языков и издавались в Норвегии, Франции, США, Мексике, Японии, Чехословакии.

Вот и мы хотим познакомить вас с книгами этого замечательного писателя, которые есть в фонде нашей детской библиотеки.

Список художественных произведений автора из фонда нашей библиотеки.

Сутеев, В. Г. Времена года [Текст] / В. Г. Сутеев; худож. И. и А. Чукавины. - Москва: Планета детства: АСТ: Астрель, 2001. – 40 с.

Книга "Времена года" В. Сутеева – это короткие истории Маши и Вани Кнопочкиных, их рассказы о смене времён года, о том, когда можно кататься на коньках, когда собирать грибы, и в каком месяце мальчишки и девчонки отправляются в школу.


Сутеев, В. Г. Волшебный магазин [Текст] : сказочная повесть / В. Г. Сутеев; худож. Н. Ю. Кудрявцева. – Москва: Планета детства, 2000 . – 62 с.

Волшебный магазин – история о ленивом ученике Вите Петрове. Он никак не хотел учиться и добиваться всего своими силами, поэтому призвал на помощь волшебство. Сказку Волшебный магазин читать будет интересно ребятам школьного возраста. Она учит быть ответственными за свои действия и полагаться во всем на собственные силы, а не рассчитывать только на постороннюю помощь.


Сутеев, В. Г. Кораблик [ Текст] : сказки с картинками / В. Сутеев; худож. В. Сутеев. – Москва: Оникс 21 век: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. – 63 с.

Читать рассказ «Кораблик» Владимира Сутеева любят и в садике и даже в школе. А всё потому, что он очень короткий, но в тоже время наполнен многими важными чувствами малышей. Лягушонок посчитал, что раз Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать, то они ни на что не годятся и посмеялся над друзьями. Они же собрались вместе и смогли смастерить настоящий кораблик. Каждый внёс свой вклад в общее дело: цыплёнок принёс листочек, мышонок – ореховую скорлупку, муравей – соломинку, а жучок – верёвочку. Поплыли друзья на кораблике, а лягушонок остался один. Сутеев показывает любимым малышам-читателям, что не нужно смеяться над друзьями, а лучше помогать им и держаться вместе.


Сутеев, В. Г. Мешок яблок [Текст] / В. Сутеев; рис. авт. – Москва: АСТ: Планета детства, 2012. – 36 с.

Владимир Григорьевич Сутеев писал специально для малышей мудрые, добрые и весёлые сказки. И сам рисовал к этим сказкам замечательные картинки. Пришло время и тебе познакомиться с этими историями – прочитать про Зайца, который не побоялся быть щедрым, про всю его заячью семью, про храброго Снеговика, который отправился к Деду Морозу с важным поручением от ребят, и про то, какие трудности ему пришлось преодолеть на своём пути.


Сутеев, В. Г. Мы ищем Кляксу [Текст] : сказка: книжка-игрушка с вырубкой / В. Г. Сутеев; худож. Л. Каюков. – Москва: Планета детства, 2000 . – 8 с.

Сказка «Мы ищем Кляксу» – это история о том, как Маша и Ваня отправились в мир фантазии, чтобы спасти рисунки из альбома Художника от проделок Кляксы, сбежавшей из баночки с тушью. Сказку «Мы ищем Кляксу» читать можно детям любого возраста, а особенно она будет интересна младшим школьникам. Малышей увлекут удивительные приключения двух ребят, путешествующих из сказки в сказку.


Сутеев, В. Г. Палочка-выручалочка [Текст] : сказки / В. Г. Сутеев; рис. авт. – Москва: Росмэн, 1996 . – 116 с.

Сказка «Палочка-выручалочка» – история о том, что даже простая неприметная палка может помочь в беде, если проявить находчивость.. Она учит быть изобретательными и смелыми, как Ёжик – главный герой истории. Также из неё ребята узнают, как важно помогать другу, и что нельзя судить о других по их внешнему виду.


Сутеев, В. Г. Петя и Красная Шапочка [Текст] : сказка: книжка-игрушка с вырубкой / В. Г. Сутеев; худож. А. Савченко. – Москва: Планета детства, 2000 . – 16 с.

«Петя и Красная Шапочка» – это история о том, как простому школьнику посчастливилось попасть в его любимую сказку. Она учит быть отважными и никогда не отчаиваться. Главный герой проявил смелость, благодаря чему финал всем известной истории был не грустным, а совсем наоборот. Сказку Петя и Красная Шапочка читать с огромным удовольствием будут все, кто любит историю, рассказанную Шарлем Перро.


Сутеев, В. Г. Петя Иванов и волшебник Тик-Так [Текст] : сказочная повесть / В. Г. Сутеев; худож. З. Ярина. – Москва: Планета детства, 2000 . – 47 с.

Сказка «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» повествует о школьнике, отправившемся в путешествие во времени. В своих приключениях он поймёт, что быть необразованным двоечником – это не только зазорно, но даже порой и опасно. Сказку с удовольствием будут читать ученики младших и средних классов. Она учит ценить каждую минуту нашего времени.


Сутеев, В. Г. Про бегемота, который боялся прививок [Текст]: сказка: книжка-игрушка с вырубкой / В. Г. Сутеев; худож. М. Михайлов. – Москва: Планета детства, 2000 . – 8 с.

Сказка «Про Бегемота, который боялся прививок» будет интересна и детям, и взрослым. Она расскажет, что будет, если не выполнять предписания врача, позволив страху взять верх. Не один малыш увидит в трусливом бегемоте знакомые черты.


Сутеев, В. Г. Раз, два – дружно! [Текст] : сказка: книжка-игрушка с вырубкой / В. Г. Сутеев; худож. З. Ярина. – Москва: Планета детства, 2000. – 8 с.

Сказка «Раз, два - дружно!» расскажет о том, как важна взаимопомощь. Она научит малышей не оставлять товарищей, когда им грозит беда. Кроме того, ребята поймут, что в общем деле важно усилие каждого, и любой, даже самый маленький Муравей может стать героем, спасшим друга от волков.


Сутеев, В. Г. Сказки и картинки [Текст] / В. Г. Сутеев; рис. авт. – Москва: Планета детства, 2002 . – 232 с.

Эта книга живет на свете уже много-много лет. И если ты возьмешь её в руки и покажешь своей бабушке, она воскликнет: "Ой! Ну надо же! Я тоже читала её в детстве!" И эту книгу придумал, написал и нарисовал Владимир Григорьевич Сутеев, известный художник-мультипликатор, и назвал её "Сказки и картинки". Сказки в ней получились с такими радостными и яркими картинками, что сразу полюбились всем. Полюби их и ты, ведь они добрые и весёлые. Потом (когда вырастешь) расскажешь их своим детям и внукам.


Сутеев, В. Г. Сказки и сказочные повести [Текст] : сказки, рассказы, сказочные истории и повести / В. Сутеев; [рис. автора]. - Москва: АСТ: Астрель, 2010 . – 382 с.

В этой книге вы прочитаете знаменитые и всеми любимые сказки Владимира Григорьевича Сутеева. Кто не знает его весёлых и поучительных сказок про животных, которые своими характерами так похожи на людей. Одни из лучших сказок для детей младшего возраста.


Сутеев, В. Г. Снеговик-почтовик и другие сказки [Текст] / В. Г. Сутеев; худож. В. Г. Сутеев. – Москва: Планета детства, 2005 . – 55 с.

Однажды ребята под Новый год слепили Снеговика и отправили его с письмом к Деду Морозу. Очень им хотелось получить в подарок от Деда Мороза ёлку. Снеговик исполнил просьбу ребят.

О том, какие новогодние истории приключились со Снеговиком в дремучем лесу по дороге к деду Морозу, вы узнаете из этой книжки.


Сутеев, В. Г. Терем-теремок и другие сказки [Текст] / В. Г. Сутеев; худож. В. Г. Сутеев. – Москва: Планета детства, 2005. – 55 с.

Сказка Сутеева «Терем-теремок» написана по фольклорным мотивам. Она учит доброте и отзывчивости. Именно эти качества проявили герои истории, что и помогло им избежать беды. Также дети узнают, что важно признавать свои ошибки и что если постараться, можно легко загладить вину.


История удивительной любви двух мультипликационных гениев: Владимир Сутеев 40 лет ждал, пока его возлюбленная Татьяна Таранович ответит: "Да".

После марша Мендельсона молодожены прожили вместе 10 счастливых лет.

Сутеев при первой же возможности покупал любимой цветы. Фото:

Он

Во времена СССР их не знали в лицо, но они незримо присутствовали в каждой советской семье, где росли дети. И вы тоже росли на книгах с его рисунками. Владимир Сутеев иллюстрировал добрую половину детской книжной классики середины прошлого века: чаще всего Маршака, Михалкова, Чуковского. Помните, какие там были удивительные и теплые рисунки?

А еще вы знакомы с творчеством Сутеева-писателя - героями его книг становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: "Гусенок и Цыпленок", "Кто сказал "мяу"?", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка". Вы читали эти книги, таская мармеладные дольки из жестяной баночки. Помните тех смешных лимонов и апельсинов на этикетке? Их тоже нарисовал Сутеев.

Доброе и вечное он нес не только через книги. Начиналась карьера Владимира Григорьевича с мультфильмов. Он стоял у истоков советской мультипликации, был, по сути, самоучкой. Учебником были работы Диснея. Первые его мультфильмы еще довоенные: "Дядя Степа", "Спор между домами".

Был у тех писем "свой" почерк. Там было мало слов. В основном - рисунки. Сутеев представлял себя в виде утенка, а возлюбленную - в виде цыпленка

После войны художник вернулся на студию "Союзмультфильм" - уже преподавателем. И, возможно, отрисовал бы еще десятки картин, но однажды в коридоре студии встретил женщину, которая станет смыслом всей его жизни. Но своей на законных основаниях он назовет ее спустя 40 лет.

Она

Фото: Из архива семьи Таранович

Татьяна Таранович к моменту встречи с Сутеевым работала на "Союзмульфильме". За 20 лет работы на студии она отрисует более 40 мультфильмов, ставших настоящими бриллиантами советской мультипликации - "Серую Шейку", "Дюймовочку", "Путешествие Нильса с дикими гусями", "Цветик-семицветик", "Кошкин дом". "Шейка" получит международную премию в Карловых Варах, а "Кошкин дом" - в Венеции. Правда, все эти награды осядут в кабинетах высоких чиновников "от культуры".

Лично маме эти премии не вручали, за границу она не ездила, - вспоминает дочь художницы Элеонора Сергеевна.

Да что там заграница. К теплому морю удалось поехать не сразу. Загадочный "юг", куда Ласточка уносит Дюймовочку, художница рисовала так, как подсказывало воображение.

Она была безумно влюблена в свою работу.

Мама часто работала дома, я так ее помню - не у плиты, как многие дети, а за столом, с красками, набросками, - вспоминает дочь художницы.

В квартире не было свободного места, где на пергаментных листочках не лежали бы эскизы. Это сейчас большую часть мультфильма рисуют на компьютерах - тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

Она была перфекционисткой. Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как персонаж двигает хвостом, - вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская. - Бабушка вставала перед зеркалом на стул, привязывала к копчику что-то, похожее на хвост и часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм.

Мы позировали ей часами, изображая то уточку, то зайчика, - вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. - Потом знакомые отмечали, что тот или иной персонаж в новом мультфильме очень на меня похож.

К сожалению, Татьяна Таранович рано оставила любимую работу: врачи диагностировали у нее серьезное заболевание сердца и определили "нерабочую" группу. Но пока могла - работала в полную силу. И в профессии была диссиденткой - водила внучек на закрытые показы диснеевских мультиков на "Союзмультфильме".

Где бы бы Сутеев ни появлялся, вокруг него мигом образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация

Но к успехам коллег была справедлива. Однажды поделилась с домочадцами: "К нам на студию пришел удивительно талантливый мальчик, Юра Норштейн".

Мимолетная встреча с ней для Сутеева оказалось роковой. Фронтовик понял: его сердце ранено! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не оставила коллеге шансов: тогда ей было 30, она была замужем, подрастала 10-летняя дочь.

Одно из тысяч признаний в любви. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. К тому времени та успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.

Видимо, со стороны это трудно было скрыть, - вспоминает дочь художницы. - Владимиру Григорьевичу неоднократно говорили, чтобы он оставил свои надежды, что у нас замечательная семья. Папа знал, что в маму страстно влюблен другой мужчина, но сцен ревности в доме не было. Владимира Григорьевича в детстве помню. Видела его у мамы на работе или встречала на демонстрациях. Но то, что иногда пишут, что он официально посвящал мне какие-то книги, был вхож в нашу семью, нет, этого не было. Я знала его как коллегу мамы, не более.

"Стена Сутеева"

Он продолжал ходить на "Союзмультфильм". В первую очередь - ради того, чтобы увидеть свою любимую. Вставал позади рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Коллеги заметили, что при внешнем спокойствии волнение влюбленного Сутеева выдавали предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, он стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За 10 лет в стене на уровне того места, что занимал этот "часовой любви", появилась дырка размером с кулак. Расковырял... Коллеги так потом и говорили "Повесь эскиз на стену Сутеева".

Видимо, между Татьяной и Владимиром Григорьевичем в какой-то момент все-таки произошло объяснение. Он начал писать ей письма. Тайком. Не дома. "Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола" - так начиналась часть писем. Как она, будучи замужем, их получала и хранила - это ее тайна. Но даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье хранится пачка этих писем. Их нашли уже после ухода из жизни героев этого романа, разбирая архивы. Подробности переписки влюбленные унесли с собой в могилу.

Был у тех писем свой "почерк". Там было мало слов. В основном - рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде утенка, а возлюбленную - в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: "Люблю!". Вроде бы и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати, с этой буквы Т - первой буквы в имени возлюбленной - и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным "И каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви".

Долгая дорога в ЗАГС

Сейчас в век стремительных романов и бурных разводов сложно понять, как они смогли пронести свои чувства на расстоянии, не бросившись друг к другу.

Каждый из них прошел со своим избранником до конца. Тогда не было принято ставить перед фактом: "Прости, я полюбил другого человека". Овдовела Татьяна Александровна спустя 26 лет после знакомства с Сутеевым. И еще 10 лет прожила одна. Он не разрывал с ней связи.

Много лет этот рисунок отражал суть отношений художников: вроде бы и рядом, но не дотронешься, не обнимешь. Фото: Из архива семьи Таранович / Художник Владимир Сутеев

Владимир Григорьевич стал изредка появляться у нас на воскресных обедах в конце 70-х, - вспоминает внучка Ирина. - У него в то время уже несколько лет очень тяжело болела супруга, была обездвижена. Владимир Григорьевич прошел с ней этот путь до конца, не бросил. Но скрывать свои чувства к бабушке он тоже не мог.

На исходе был 35-й год этого романа в письмах-комиксах...У нее уже не только выросла дочь - младшая внучка ходила в школу.

Гном на свадьбе

Сутеев овдовел. Официальное предложение Татьяне Александровне он сделал через год. Она сказала долгожданное "да". Жениху в тот год исполнилось 80, невесте - 67. И была свадьба. Самая настоящая - с цветами, свидетелями и праздничным обедом. Свидетельницей невеста позвала старшую внучку Ирину. В какой-то момент до регистрации повисла неловкая пауза, регистратор не спешила приступать к формальностям. Потом сотрудники ЗАГСа вежливо поинтересовались: "Жених задерживается?". К брачующимся в столь солидном возрасте там еще не привыкли и приняли Владимира Григорьевича за гостя.

Жених пришел с огромным букетом гладиолусов. Он был невысокого роста, и его почти не было видно из-за цветов, - вспоминает внучка. - Он походил на счастливого гнома. Был очень взволнован. Под конец встал на ступеньки ЗАГСа и произнес "Таня Таранович - моя! Наконец-то!"

Судьба отмерила молодоженам 10 счастливых лет. Позднее и долгожданное счастье.

Штраф от внучки

Они еще долго привыкали к новому статусу новобрачных и называли друг друга на "вы", пока младшая внучка Таня, сопровождавшая пару в поездке в дом отдыха, не придумала шуточное наказание - штраф в 5 копеек за каждое "вы". За месяц ребенок накопил приличную сумму. Сутеев был амбидекстром - одинаково хорошо рисовал левой и правой руками. И обеими одновременно. Это его умение приводило в восторг одноклассников младшей внучки Татьяны - художника часто просили выступить в школе с лекцией.

Например, он левой и правой рукой, зеркально, очень быстро рисовал мелом на доске одинаковых собачек, - вспоминает дочь Элеонора Сергеевна. - Дети приходили в восторг.

Своих кровных детей у художника не было, но для детей он обладал каким-то удивительным магнетизмом. Где бы он ни появлялся, вокруг него мгновенно образовывалась толпа детей. Как вокруг Бонифация.

Еще до свадьбы он, приходя к нам домой, интриговал с моей младшей дочкой: "А что у меня в портфеле?" - вспоминает Элеонора Сергеевна. - И поиск подарка превращался в настоящее приключение. В портфеле всегда был какой-то сюрприз.

Рисовал до самой смерти

Он продолжал рисовать - на салфетках, автобусных билетах. Оставлять трогательные записочки в виде рисунков. Незадолго до смерти перерисовал иллюстрации к книге Чуковского "У меня зазвонил телефон" - на более современные. Но к этому моменту он уже катастрофически терял зрение. Делал наброски, а жена "доводила до ума". Мечтал раскрасить "Чиполлино" - в первом варианте он вышел черно-белым. Не успел. Уже практически ослепнув, дрожащей рукой вывел предсмертный "семейный портрет" - маленький, но сильный цыпленок несет на себе поникшего обессиленного утенка.

Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку "моя девочка" и даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, - вспоминает внучка Ирина.

Это были удивительные 10 лет, прожитые в любви и гармонии, - продолжает Элеонора Сергеевна. - Уже под конец он не вставал, я вечерами меняла маму, дежуря у его кровати. Порой он начинал бредить. И даже в бреду продолжал заботиться о нас. Например, шептал, что купил чудесные яблоки, а на дворе были голодные 90-е, и говорил, что "надо отнести яблоки Лоре и девочкам".

Он покинул этот мир весной. Они расстались всего на полгода. Она не смогла жить без него и быстро угасла - дало знать о себе больное сердце.

Похоронены супруги в одной могиле.

Досье

Сутеев Владимир Григорьевич (1903-1993). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в Москве, в семье врача. Учился в 11-й мужской гимназии, закончил МВТУ им. Баумана и Государственный Техникум Кинематографии. Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме "Китай в огне" (1925). С 1936 года - на киностудии "Союзмультфильм". Воевал, прошел всю войну. С 1947 года работал в "Детгизе".

Таранович Татьяна Александровна - советский мультипликатор.

Фильмография Татьяны Таранович

"Веселый огород" (1947), "Серая Шейка" (1948), "Цветик-семицветик" (1948), "Первый урок" (1948), "Весенняя сказка" (1949), "Гуси-лебеди" (1949), "Девочка в цирке" (1950), "Крепыш" (1950), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1951), "Высокая горка" (1951), "Ночь перед Рождеством" (1961), "Зай и Чик" (1951), "Каштанка" (1952), "Сармико" (1952), "Волшебный магазин" (1953), "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (1953), "Храбрый пак" (1953), "Царевна-лягушка" (1954), "На лесной эстраде" (1954), "Опасная шалость" (1954), "Оранжевое горлышко" (1954), "Стрела улетает в сказку" (1954), "Заколдованный мальчик" (1955), "Ореховый прутик" (1955), "Снеговик-почтовик" (1955), "Степа-моряк" (1955), "Лесная история" (1956), "Миллион в мешке" (1956), "Приключения Мурзилки" (1956), "Опять двойка" (1957), "Кошкин дом" (1958), "Петя и Красная Шапочка" (1958), "Янтарный замок" (1958), "Три дровосека" (1959), "Легенда о завещании мавра" (1959), "Золотое перышко" (1960), "Королевские зайцы" (1960), "Мурзилка на спутнике" (1960), "Непьющий воробей. Сказка для взрослых" (по сценарию С. В. Михалкова), "Разные колеса" (1960), "Дорогая копейка" (1961), "Ключ" (1961), "Муравьишка-хвастунишка" (1961), "Семейная хроника" (1962), "Две сказки" (1962), "Дикие лебеди" (1962), "Бабушкин козлик. Сказка для взрослых" (1963), "Баранкин, будь человеком!" (1963), "Вот так тигр!" (1963), "Дюймовочка" (1963), "Новый дом" (1964), "Почта" (1964), "Ваше здоровье!" (1965), "Вовка в тридевятом царстве" (1965), "Рикки-тикки-тави" (1965), "Про бегемота, который боялся прививок" (1966), "Про злую мачеху" (1966), "Хвосты" (1966), "Сказки для больших и маленьких" (1967), "Заяц-симулянт" (1967).

Сказки Владимира Сутеева

"Дядя Миша", "Яблоко", "Мешок яблок", "Елка", "Кораблик", "Кто сказал мяу?", "Под грибом", "Разные колеса","Мышонок и карандаш", "Капризная кошка", "Палочка-выручалочка","Цыпленок и утенок", "Кот-рыболов", "Петух и краски", "Три котенка", "Это что за птица?", "Умелые руки", "Про елки", "Мамин праздник", "Про "снегурочки" и снежинку", "Как зима кончилась","У всех праздник", "Как я ловил рыбу", "Мы в лесу", "Бабушкин огород", "Мы уже в школе", "Салют", "Мы - артисты", "Про Айболита и Чапкин портрет", "Терем-теремок", "Раз, два - дружно!", "Про Бегемота, который боялся прививок", "Мы ищем кляксу", "Петя и Красная Шапочка", "Петя Иванов и волшебник Тик-Так", "Волшебный магазин"

Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

"Сказка про белого бычка" (1933), "Клякса в Арктике" (1934), "Колобок" (1936), "Отважный моряк" (1936), "Дед Мороз и серый волк" (1937), "Почему у носорога шкура в складках" (1938), "И мы на олимпиаду" (1940), "Муха-Цокотуха" (1941), "Веселый огород" (1947), "Когда зажигаются елки" (1950), "Зай и Чик" (1952), "Волшебный магазин" (1953), "Стрела улетает в сказку" (1954), "Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)" (1955) - по сказке "Елка", "Это что за птица?" (1955), "Кораблик" (1956), "Миллион в мешке" (1956), "Грибок-теремок" (1958), "Петя и Красная Шапочка" (1958), "Муха-Цокотуха" (1960), "Разные колеса" (1960), "Две сказки" (1962), "Кто сказал мяу?" (1962), "Только не сейчас" (1962), "Тараканище" (1963), "Шутки" (1963) , "Кот-рыболов" (1964), "Петух и краски" (1964), "Пастушка и трубочист" (1965), "Про бегемота, который боялся прививок" (1966), "Хвосты" (1966), "Раз, два - дружно!" (1967), "Мы ищем кляксу" (1969), "Дядя Миша" (1970), "Терем-теремок" (1971), "Мешок яблок" (1974), "Дед Мороз и серый волк" (1978), "Кто получит приз" (1979), "Пропал Петя-петушок" (1986).

Мультфильмы на основе рисунков Владимира Сутеева

"Старт" (1925), "1905-1925" (1925), "Китай в огне" (1925), "Похождения Мюнхгаузена" (1929), "Живые дома (Спор между домами)" (1928), "Дядя Степа" (1939), "Зай и Чик" (1952), "Стрела улетает в сказку" (1954).

Книги Владимира Сутеева вызывают восхищение взрослых людей, которые перечитывая и пересматривая их вместе с детьми и внуками, не устают восторгаться творчеством доброго сказочника.

Он подарил детям радость, яркие краски и веселые истории. В чем кроется волшебный талант, которым обладал Владимир Сутеев? Биография художника просто отвечает на этот вопрос - в любви и доброте.

Детские годы

Владимир Сутеев (5.07.1903 - 10.03.1993) родился в Москве. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом и к тому же разносторонним человеком. Он увлекался искусством, пел на концертах в Благородном собрании, рисовал, читал своим сыновьям Диккенса и Гоголя. От «Вия» остались самые страшные воспоминания. А первая книга, прочитанная самостоятельно, была «Таинственный остров» Жюля Верна. Братья Володя и Слава рисовали и прибегали к отцу со своими рисунками и с нетерпением и волнением ждали, какую оценку выставит им строгий ценитель.

Отрочество

Владимир Сутеев начал учебу в мужской гимназии № 11, но окончил уже школу. С 1917 года он уже начал понемногу зарабатывать деньги, делая рисунки для выставок и спортивных дипломов. Он был санитаром, вел занятия по физкультуре и одновременно учился. Владимир окончил училище им. Баумана, но понял, что техника - не его призвание.

Кинематограф

Сутеев продолжил образование в техникуме кинематографии, который закончил в 25 лет. Мультипликация только делала тогда свои первые шаги, и у ее истоков встал молодой художник. Его включили в группу, которая создавала первый рисованный мультфильм «Китай в огне». Следующим был уже звуковой фильм «Улица поперек». Вместе с молодым который был всего на два года старше, создавался образ персонажа Клякса, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. Потом Владимир Сутеев перешел в студию который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке.

Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке. А затем была работа на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.

Война

22 июня была закончена «Муха-Цокотуха», а 24-го Владимир Сутеев ушел на фронт. Художнику было 37 лет, и он был женат. Он прошел всю войну. Иногда его отзывали для создания учебных фильмов на студии «Воентехфильм». А жена ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было.

Семейная жизнь

А в 1947 году он встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство к которой он пронесет через годы. Ее звали Татьяна Таранович. Но она была замужем и растила дочь и не смогла разрушить свою семью. А Сутеев быстро женился на женщине, с которой учился в школе. Они дружно жили до ее смерти, но свою истинную любовь художник никогда не забывал. Он все-таки соединил с ней свою жизнь, когда она стала вдовой в 67 лет, а ему самому было 80. Они прожили вместе десять лет.

Сказочник-иллюстратор

В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссер и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством - «Детгиз». Его иллюстрации к Корнея Чуковского, Агнии Барто стали классикой.

Посмотрите на образы Чиполлино, Вишенки и Редисочки, которых иначе уже невозможно представить!

Первые книга

А 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич уже создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски».

По одной из них можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка.

Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.

Истории и сказки

Сутеев Владимир Григорьевич сказки писал для самых маленьких. Он замечательно понимал детей. На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.

В сказке «Под грибком» все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.

"Мешок яблок"

Это еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок.

"Кто сказал «мяу»?"

Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.

Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное - понятны маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует.